Особенности вождения полноприводного автомобиля в зимний период
Советы: Вождение полноприводного авто зимой
Сайт нексия.рф предлагает несколько советов для водителей полноприводных авто, чтобы не попасть в неприятную ситуацию зимой. Особенности вождения кроссоверов и внедорожников в зимнее время. В конце статьи советы всем автомобилистам.
Полноприводные внедорожники или кроссоверы лучше приспособлены к условиям зимней дороги? Возможно, но водители внедорожников и кроссоверов, как и все водители на дороге, должны быть осторожны холодный период года с непредсказуемыми погодными условиями зимы.
Для полноприводных авто есть конкретные особенности вождения в случае заноса, которые должны соблюдаться во избежание несчастных случаев, когда мокрый снег, снег и лед покрывают дорогу. Поскольку внедорожники и кроссоверы большие, они часто несут в себе ощущение непобедимости в условиях сложной дороги. Но даже несмотря на то, что внедорожники и полный привод могут бесспорно показать себя лучше в плохих дорожных условиях, следует относится к вождению такого автомобиля со всей ответственностью.
1. Тормозите осторожно и раньше: внедорожники и кроссоверы могут весить в два-три раза больше обычного автомобиля. Это может сделать остановку на мокром снегу или покрытых льдом дорогах более сложной. Следите за расстоянием между вами и автомобилями впереди и сзади и начинайте торможение раньше обычного. Основное правило – чем тяжелее авто, тем длиннее тормозной путь!
2. Следите за своим топливом: вождение в полноприводном режиме будет сжигать топливо гораздо быстрее, чем типичное вождение. В холодные месяцы заправляйтесь чаще, чтобы бензобак был как минимум наполовину заполнен. Запас топлива будет иметь важное значение, если вы застряли где нибудь в дали от заправки, покоряя очередной сугроб.
3. Поворачивайте осторожно: из-за мощного двигателя полноприводный внедорожник может разгоняться быстрее на зимней дороге, чем многие небольшие автомобили. При поворотах или смене полосы движения убедитесь в том, что скорость соответствует вашим возможностям. Помните, что высокий центр тяжести уменьшает поворачиваемость.
Если вы приближаетесь к повороту во время движения, тормозите раньше, чем обычно, снимите ногу с тормоза в начале поворота и совершите манёвр. Это обеспечит максимально сцепление шин, чтобы избежать заноса или бокового скольжения. Этот совет Важно помнить в любое время года.
5. Не будьте самоуверенны: внедорожники считаются большими и жесткими, но они не непобедимы и вождение большой машины обязывает вас соблюдать правила большой машины. Практикуйте безопасные методы вождения всю зиму и всегда надевайте ремень безопасности.
Важные советы по зимнему вождению для всех водителей:
– Обратитесь в сервисный центр, чтобы убедиться, что шины, тормоза, двигатель, аккумулятор, выхлопная система и системы отопления и размораживания находятся в хорошем рабочем состоянии.
– Поддерживайте жидкости автомобиля включая моторное масло, антифриз, тормозная жидкость, масло коробки передач, и жидкости усилителя руля к рекомендованным уровням.
– Если есть снег на вашем автомобиле, запустите автомобиль пока убираете с автомобиля снег и включите обогреватель. Имейте в виду, что самый быстрый способ разогреть свой автомобиль – медленно ехать.
– Убедитесь, что ваши фары и поворотники находятся в хорошем рабочем состоянии.
– Перед включением стеклоочистителей убедитесь, что они не примёрзли к стеклу.
– Держите обе руки на руле во время вождения; избегайте резких манёвров и быстрой смены полосы движения.
– Будьте внимательны при движении по мостам и эстакадам. Они замерзают раньше и остаются замороженными дольше.
Особенности эксплуатации водителей нексии в зимний период >>
Особенности езды зимой на полном приводе
Полазив в интернете прочла статью, решила с вами поделиться!)
Особенности езды зимой на полном приводе
Полный привод делает вождение зимой безопаснее. Однако нужно понимать, что попасть в ДТП можно на любом автомобиле. Давайте рассмотрим особенности управления машинами с разным типом привода, и в чем плюсы полного привода на скользкой дороге.
Машины с передним приводом, если переборщить с газом, предрасположены к сносу передней оси и проявляют недостаточную поворачиваемость. Новичок автолюбитель инстинктивно попробует затормозить, но это только усугубит ситуацию. При сбрасывании газа скольжение усиливается во много раз.
Здесь все с точностью на оборот. С недостаточной поворачиваемостью здесь все впорядке, но заднеприводные машины страдают от ее избытка. Автомобили с задним приводом на скользкой дороге заносит. При сносе задней оси водитель от страха отпускает педаль газа, а автомобиль благодаря этому стабилизируется. В этом случае инстинкты работают на пользу.
Остановимся на этих самих инстинктах по подробнее. Дело в том, что внутренне заложенная моторика велит нам часто совсем не то, что следует делать рулем. Например, в случае с тем же сносом необходимо слегка добавить газ и поймать момент, когда колеса снова найдут сцепление с покрытием. Одновременно с этим нужно аккуратно выровнять рулевое колесо, которое, судя по всему, было повернуто слишком резко и на слишком большой угол, что и привело к скольжению и недостаточной поворачиваемости.
Это все довольно трудно обрисовать на словах, нужно учиться и тренироваться. Однако теория также играет большую роль.
Есть мнение, что при сильном сносе задней оси, когда заднеприводный автомобиль уже не успокоить простым сбросом газа, необходимо повернуть руль в сторону заноса. Но многие забывают, что выкручивать руль нужно в сторону заноса только на короткий промежуток времени, а затем быстро, но плавно выпрямлять колеса. При стрессовой ситуации, водитель выкручивает рулевое колесо слишком резко и сильно, авто начинает выходить из заноса, на какое — то время кажется, что опасная ситуация позади, но если колеса в нужный момент не выровнять, машину начнет нести в противоположную сторону. Такую ситуацию называют «ритмический занос». Приблизительно на третьем «качке» автомобиль начинает уже совсем неуправляемо крутить или просто выбрасывает с дороги. Это в равной степени относится как к переднеприводным, так и к заднеприводным машинам.
Подключаемый полный привод (Part Time)
Теперь о полном приводе. Для начала нужно определить какой именно у вас тип полного привода.
Если ваш автомобиль оснащен part-time с жестко подключаемым передним мостом, то в инструкции к машине вы, скорее всего, найдете информацию о том, что ездить с задействованной передней осью можно только на малой скорости и по грязи. Некоторые владельцы техники с подключаемым полным приводом считают, что по прямой на снежной каше вполне можно использовать part-time даже при довольно быстрой езде. Однако отсутствие свободного межосевого дифференциала ограничивает поворачиваемость машины.
При попытке на скорости войти в резкий поворот, можно вылететь в кювет, скользя обоими мостами.
Также можно улететь туда же и на популярных сейчас кроссоверах. А в особенности тех, которые оснащены «староформатной» вискомуфтой. Более современный Haldex с помощью электронных систем довольно хорошо «играет» приводным элементов.
Небольшое и управляемое проскальзывание колес может привести к повышению температуры внутренней жидкости, соединению фрикционов и дальнейшему перераспределению нагрузки по осям. Подобное изменение поведения автомобиля прямо посреди какого-нибудь поворота для водителя станет очень неприятным сюрпризом. Как с этим бороться?
Нужно найти большую и ровную площадку. Опустевшая ночью парковка возле ближайшего супермаркета подойдет отлично. Попробуйте специально войти в занос, резко поворачивайте руль, совершая намеренные ошибки, обратите внимание, как ведет себя автомобиль, как меняется ее поведение в той или иной ситуации. В некоторых моментах на кроссовере можно немного перегазовать, чтобы заставить вискомуфту работать должным образом.
Постоянный полный привод (Full Time)
Автомобили с постоянным полным приводом дарят пилоту опасное чувство вседозволенности. Так как там где пердне- или заднеприводный автомобиль давно уже ушел бы в снос или занос, полноприводник держится довольно уверенно.
У автомобилей с постоянным полным приводом момент наступления экстремальной ситуации по сравнению с моноприводными машинами по времени немного сдвинут, однако он тут очень «подлый», ведь наступает очень резко.
Вроде бы, буквально секунду назад все было под контролем, как вдруг, водитель чувствует, что началось неуправляемое боковое скольжение, когда оси не пытаются обогнать друг друга, как такового заноса или сноса нет, но машина «летит» в сторону от дороги с неизменным положением кузова. Из такой ситуации можно выйти, плавно добавив газу, при условии, что ширины дороги хватит, ведь автомобиль стабилизируется не сразу.
Еще автомобили с полным приводом склонны к сносу передней оси при избыточном газе и очень резком повороте руля – постоянно задействованный «зад» толкает проскользнувший «перед». Но даже если вы не попытались тормознуть, попробовали немного выровнять руль и приоткрыть газ, чтобы передние колеса снова нашли сцепление с дорогой, внештатная ситуация на этом может не закончиться. Если шины на передней оси войдут в контакт с покрытием слишком резко, недостаточная поворачиваемость может молниеносно смениться на избыточную, а машину бросит в занос.
Каким бы типом привода ни был оснащен ваш автомобиль, не стоит с ее приобретением считать себя богом дороги и ездить на пределе возможностей, не разбирая пути. В условиях наших зим система привода 4х4 несомненно лучше, но только если уметь ей правильно пользоваться.
KUNST! Чем грозит полный привод на скользкой дороге
Полный привод по сравнению с моноприводом наиболее каверзен. В скольжение под газом могут отправиться все колёса. Причём они могут сделать это как одновременно, так и совершенно в произвольном порядке.
Если вы зайдёте в автосалон, где продаются полноприводные автомобили, и поинтересуетесь у менеджера, зачем, собственно, этот полный привод нужен, в ответ услышите длинную душещипательную лекцию. Аргументы будут настолько убедительны, что вам не останется ничего другого, кроме как уверовать в абсолютное превосходство таких машин над любым «недоприводом».
Для большинства полный привод — в первую очередь высокая проходимость. Конечно же это так. Но только отчасти. Ведь полный привод ставится на дорогие лимузины не для того, чтобы на них можно было ездить на рыбалку. Рекламные брошюры пестрят заявлениями: эти автомобили — самые безопасные в управлении, в любую погоду и на любом покрытии. Так ли?
Одним из преимуществ полного привода на дороге является эффективный разгон. Здесь всё просто. Тяга, развиваемая двигателем, делится не между двумя (как на моноприводе), а между четырьмя «катками». Следовательно, при ускорении и торможении двигателем сорвать колёса в снос здесь гораздо сложнее. Собственно поэтому полный привод получил широкое применение в автоспорте. Разгон на скользком покрытии намного интенсивнее.
Кроме того, такой тип привода не так «шарахает» в сторону на том же скользком или неоднородном покрытии. А насколько легче на полноприводнике перестраиваться из ряда в ряд через рыхлый снежный валик, образовавшийся между полосами движения! И в гражданских условиях водитель действительно чувствует себя намного увереннее и спокойнее. Не врёт реклама? А что если случится экстремальная ситуация? И тут возникают вопросы. За ответами мы отправились в Карелию, в школу водительского мастерства quattro.
Трудность полного привода в том, что реакции на увеличение и уменьшение газа не однозначны, как у монопривода. На заднеприводной машине возникнет занос задней оси, например, в скользком повороте при резком нажатии на газ. Произойдёт это под действием центробежной силы и невозможности шин при большом продольном проскальзывании воспринимать боковую силу. Если на скользком покрытии дать газу в вираже на переднеприводнике, в скольжение сорвётся передняя ось. В данном случае неважно, какой из типов привода предпочтительнее. Суть в том, что водитель на моноприводе знает, как поведёт себя автомобиль при подаче газа, и почти всегда способен однозначно реагировать на скольжение.
А вот какая из осей под тягой начнёт срываться в скольжение первой на полноприводнике, особенно если речь идёт о симметричном постоянном приводе, вопрос ещё тот… Здесь всё зависит не только от конструкции трансмиссии, её настроек и адекватности работы блокирующих дифференциалы устройств, но и от загрузки колёс. Если после сброса газа или очередного торможения больше загружена передняя ось, при манёвре наружу начнёт скользить ось задняя (занос). В случае если передние колёса в повороте и на грани скольжения, а вы хотите при этом заложить крутой манёвр, увеличение газа приведёт лишь к «знакомству» задних колёс с обочиной. Но и это ещё не всё. Прибавьте изменяющуюся нагрузку по бортам во время и после манёвров, постоянно меняющееся под колёсами покрытие и поймёте, насколько трудно новичку под тягой в скольжении управлять автомобилем с постоянным полным приводом. Но говорим мы всё это совсем не для того, чтобы при виде полноприводной машины волосы у вас вставали дыбом. Просто надо знать, как ею управлять и что она умеет. А умеет, поверьте, многое.
Итак, замёрзшее карельское озеро. Audi A6 TDI quattro. По обеим осям разработчики по традиции развели тягу в равной пропорции — 50 : 50. В «аудишных» трансмиссиях quattro применён самоблокирующийся дифференциал Torsen. Его название происходит от английских torque (крутящий момент) и sensing (чувствительность). Собственно, главная особенность этого дифференциала отражена уже в его словесном обозначении. Он способен менять степень блокировки в режиме реального времени, но не в зависимости от разности частот вращений приводных валов передней и задней осей, а в ответ на изменение крутящего момента на них. Иными словами, Torsen реагирует на изменение силы в пятнах контакта колёс с дорогой и увеличивает степень блокировки выходных валов относительно друг друга ещё до того, как колёса одной из осей сорвутся в скольжение. Torsen действует на опережение без всякой электроники, а только благодаря хитроумной конструкции.
Симметричный привод и умный дифференциал… Искушённому драйверу со спортивными амбициями трасса на озере — своего рода чистый холст, на которым при наличии определённого умения можно изобразить много чего. Автомобиль позволяет вытворять чудеса, «шестёркой» в скольжении можно крутить практически так, как заблагорассудится. Но лишь при правильных действиях газом и тормозом. Причём «бороться» с машиной, отлавливать и ждать, пока там подключится, не нужно — привод себя ведёт логично и понятно в любых условиях, несмотря на то что «наши» A6 были оснащены АКПП. Полный привод в сочетании с автоматическими коробками, как правило, наиболее каверзен, поскольку тяга, которая так нужна «прямо сейчас», часто запаздывает раздумий «автомата». Но «аудишную шестиступку» ругать за нерасторопность не приходилось.
Если хорошенько нагрузить переднюю ось во время торможения и качнуть руль в сторону поворота, автомобиль начнёт скользить задней осью наружу. Стоит в этот момент слегка поддать газу, машина сорвётся в занос. Распрямляем руль, чуть-чуть газа, и занос сменяется управляемым скольжением всеми четырьмя колёсами. Здесь главное — не переборщить с подачей топлива и грамотно (не отклоняя на большие углы управляемые колёса) работать рулём и тормозом, сохраняя баланс, необходимый для прохождения дуги в управляемом скольжении.
На выходе из поворота самоблок-торсен также не оставит без внимания заднюю ось. При разгоне задние колёса нагружаются, и здесь тяги (если грамотно работать с подачей топлива) будет ровно столько, сколько необходимо для максимально возможного ускорения. Возможно, вы почувствовали, что скольжение задней оси грозит глубоким заносом, потерей управляемости и бесконтрольным разворотом. В таком случае достаточно немного добавить газку, сорвать переднюю ось в скольжение и подправить траекторию рулём. И несмотря на то что машина будет скользить по заданной дуге вперёд боком, траектория станет распрямляться, и вам удастся избежать разворота…
Конечно, нюансов — миллиард! Но всё же грамотно заточенный полный привод существенно облегчит жизнь. Ну а если вы обладаете навыками спортивного вождения, 4WD в ваших руках становится просто сокровищем. Нет, это не значит, что в повседневной езде дуги развязок и поворотов вы будете проходить на сумасшедшей скорости в боковом скольжении. Напротив. Зато при наличии в «инструментарии» приёмов активного управления и хорошо настроенного полноприводного автомобиля у вас больше шансов избежать на дороге неприятностей. Вот только постигать полноприводные премудрости можно до бесконечности.
Опасность полного привода зимой. Как избежать аварии?
Содержание
Россия относится к тому типу стран, в которых автомобилисты дважды в год вынуждены радикально менять манеру вождения. Летом это наслаждение скоростью и контролем, а зимой – контроль за скоростью и сцеплением колес с дорогой.
После хорошего снегопада многие, еще не располагающие автомобилем с 4WD, обязательно задумаются о полном приводе. Но тут стоит предостеречь всех слишком наивных автомобилистов – полный привод не панацея, не всегда он поможет, а зачастую и навредить способен.
Причины преимущества 4WD в снегу
Расхожее мнение о том, что полный привод выигрывает на снегу, основывается на том факте, что четыре ведущих колеса обеспечивают лучшее сцепление с нетвердой поверхностью под ними. Там, где 2WD забуксует и зароется, 4WD проедет, не заметив никаких трудностей. Все дело в распределении веса по крутящимся колесам: если их два, то каждое из них должно перенести на снег/грунт крутящий момент, способный сдвинуть 1/2 веса машины. Мягкая поверхность просто не выдержит и колеса зароются в нее.
В случае с четырьмя ведущими колесами, каждое из них отвечает за сдвиг 1/4 веса машины, что уже вполне допустимо даже для рыхлого снега. Преимущества полного привода зимой особенно заметны при трогании, ускорении или трогании на подъеме. Даже полнейший новичок сможет справиться с этими задачами на снегу, имея поддержку полного привода. А учитывая, что в основном современные модели имеют автоматическую коробку передач с функцией помощи при старте в гору, проблем не возникнет.
Опасность полного привода зимой
Но ощущение всевластия на автомобиле с полным приводом, несущемся по снежной зимней дороге, весьма обманчиво. И наиболее опасно 4WD ведет себя при смене траектории движения и на поворотах: машина не слушается поворота руля и продолжает двигаться по ранее намеченному пути, создавая реальную угрозу выезду на полосу встречного движения или ухода на обочину и падения в кювет.
На самом деле, зимой ДТП с участием полноприводных машин не редки. Дело в том, что водитель попросту не замечает вовремя сдвиг баланса между сцеплением и эффективностью вхождения в поворот. Авто уже не управляется, но человек за рулем об этом пока не знает, ведь его полноприводный кроссовер или внедорожник бодро рассекает по прямой, как по рельсам.
В случае с передним или задним приводом 2WD, пробуксовка колес на ведущей оси проявляется раньше, и в дело вступает электронная противобуксовочная система, а водитель уже на этом этапе готов к более сосредоточенному и плавному прохождению поворота. Полноприводное авто, напротив, до последнего не проявит никаких намеков на то, что под его колесами очень опасная скользкая или рыхлая поверхность, и часто в этот момент уже ничего не изменить.
В горку и с горки, на чем лучше
Такая же история с подъемом в гору зимой. Машина 4WD сделает это легко и непринужденно, справляясь даже крутыми уклонами. А как насчет спуска? Будет ли полноприводный автомобиль также хорош и здесь? И ответ – нет. При спуске 4WD ничем не лучше, чем 2WD – тормозят то все машины четырьмя колесами, что полно-, что моноприводные. И надеяться остается лишь на ABS.
Раньше, когда большинство машины оснащались механической коробкой передач и имели три педали, старт на подъеме был очень сложной задачей, он даже входит в перечень заданий при сдаче на права (упражнение “горка”). Именно поэтому до сих пор в правилах есть пункт, согласно которому спускающийся автомобиль обязан уступить дорогу поднимающемуся в гору в случае затрудненного встречного разъезда. Но вот пришла зима, вы, спускаясь, хотите уступить дорогу встречному автомобилю, начинаете притормаживать, а авто продолжает скользить вперед с той же скоростью.
Как ездить на полном приводе зимой
Благодаря полному приводу вождение зимой становится безопасным, однако попасть в аварию можно на любом автомобиле. Важно знать особенности управления транспортным средством на полном приводе, и как ездить на нем в зимнее время.
Основные принципы управления автомобилем зимой
Чтобы управление автомобилем прошло комфортно и без происшествий, машину важно подготовить. Главными атрибутами езды зимой являются:
После оснащения автомобиля всем необходимым можно поговорить о том, как ездить в зимний период на полном приводе. Следует рассмотреть главные принципы.
Плавное управление автомобилем на скользкой дороге
Квалифицированные инструкторы рекомендуют, управляя транспортным средством, представлять движения, аналогичные движениям в бассейне, когда вода замедляет любые процессы. Если такой совет не получается реализовать в реальной обстановке, важно помнить следующее правило.
Минимальные обороты
Если на скользкой дороге буксуют колеса, а стартануть с места не получается, выезжать нужно на минимальном газу. Ведь лучше несколько раз заглохнуть, чем застрять в дороге.
Передвигаясь на полноприводном автомобиле, такой принцип вождения будет очень полезен. Кроме этого, рекомендуется использовать следующие советы:
Торможение двигателем по возможности
Передвигаясь зимой, не стоит возлагать больших надежд на тормозную систему автомобиля, даже если используются шипованные покрышки. Важно тормозить заранее, а также двигаться, соблюдая увеличенную дистанцию.
После старта нужно проанализировать работу тормозов и проследить за реакцией транспортного средства. Если в автомобиле не предусмотрена антиблокировочная система, ее нужно смоделировать при помощи прерывистого либо ступенчатого торможения. Прерывистый тормоз является самым простым действием, которое сможет воспроизвести даже начинающий автовладелец.
Эффект и последствия от торможения у полноприводных и моноприводных при любых обстоятельствах аналогичны.
Правила езды зимой на полном приводе
Многие владельцы полноприводных автомобилей уверены, что они без труда смогут пройти любые препятствия. Им под силу ездить по любой дороге, в том числе обледенелой и заснеженной.
В реальности это получается несколько иначе. Полноприводные автомобили действуют на дорогах практически так же, как и заднеприводные. Есть несколько советов, как правильно ездить зимой на транспортном средстве с полным приводом.
Независимо от того, на каком автомобиле ездить в зимнее время, нужно полагаться исключительно на собственные силы. В дороге необходимо придерживаться правил дорожного движения и не превышать скорость.
В целях предотвращения неприятных ситуаций на дороге, а также чрезвычайных происшествий, не рекомендуется управлять автомобилем в сильный снегопад и гололед. При ограниченном опыте вождения полноприводный автомобиль не сможет защитить от возможного дрифта и справиться с ним в случае чрезвычайного происшествия на обледенелой трассе.
Особенности полноприводных автомобилей
Оснащенный полным приводом автомобиль на скользкой и заснеженной дороге чувствует себя увереннее, чем моноприводные представители. Заносы случаются намного реже, сама машина более устойчива.
Полный привод позволяет хорошо держаться на дороге, даже при неблагоприятных погодных условиях, например, гололеде. Поэтому даже не возникает сомнений, что передвигаться зимой лучше всего при задействовании обоих осей автомобиля.
Несмотря на улучшенную проходимость, а также динамические качества во время разгона, это не защищает от чрезвычайных происшествий. Полноприводный автомобиль исключает множество проблем, связанных с зимней ездой, однако, занос на скользкой трассе вполне реален. Только происходит он немного позже.
Электронные системы
Автомобили, оснащенные полным приводом, могут доставлять множество неприятностей автовладельцам. Чтобы лучше контролировать машину на дороге, многие авто оборудованы электронно-гидравлическими системами:
Такие системы полного привода позволяют максимально защищенно передвигаться в неблагоприятных условиях. Основаны на наличии специальных датчиков, которые отслеживают дорогу, следят за распределением усилий как на оси, так и колеса автомобиля.
Обслуживание подобных систем обходится недешево, а также в условиях бездорожья они могут лишь усложнить передвижение. Однако, для обычной жизни они подходят как нельзя кстати, особенно, если у водителя недостаточно навыков управления транспортным средством.
Независимо от того, каким приводом оснащен автомобиль, не следует передвигаться на пределе своих возможностей. Зная, как правильно ездить зимой на полном приводе, можно предотвратить ДТП. Но это возможно только при соблюдении правил дорожного движения и скоростного режима.