Особенности тушения пожаров на транспорте авто ж д авиа речной
Тушение пожаров на транспорте
Транспортные средства осуществляют свои функции в особых условиях, зачастую отдалённых. Это означает, что чрезвычайная ситуация при их эксплуатации может возникнуть как на земле, так и в воздухе, воде и даже в космосе. Именно с этим связаны особенности тушения пожаров на транспорте разного типа. В некоторых случаях не получится ликвидировать очаг возгорания, просто залив его водой. Тут нужно учитывать вид транспортного средства и его конструкцию.
Пожарная опасность ТС и характер пожара в зависимости от места его возникновения
В обязанности обслуживающего транспортное средство персонала входит умение в считанные секунды оценивать обстановку при возникновении ЧС. Они должны учитывать особенности развития пожара при его тушении. Эти знания необходимы для минимизации материального ущерба и спасения жизни других людей.
Самым опасным транспортным средством считается автомобиль. Это связано с тем, что такое ТС перевозит много людей и грузов, которые могут послужить причиной возгорания и распространения огня. Пожар может возникнуть:
Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС – прямая обязанность сотрудников спасательной службы. Но первые шаги к устранению огня должны приложить и ответственные лица, обслуживающие транспорт. При условии, что это не угрожает их жизни, и они не получили серьезные травмы.
Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на автотранспорте
Организовывая тушение пожаров на автомобильном транспорте, необходимо помнить о ряде важных особенностей:
Сразу после возникновения возгорания необходимо принять следующие меры:
До приезда спасательной службы необходимо воспользоваться подручными средствами тушения, а после уже тушить пожар комплексно.
Организация и проведения АСР на железнодорожном транспорте
40% населения нашей страны для перемещений используют железнодорожный транспорт, а на долю грузооборота приходится 65%. Основными причинами возникновения ЧС являются:
Способ тушения пожара выбирается, исходя местонахождения состава, интенсивности возгорания и его причины. Устранение пламени производится железнодорожным техническим персоналом с подключением сотрудников спасательной службы. Если пожар произошел в пассажирском поезде, в первую очередь производится эвакуация людей в соседних вагонах, а также ставится в известность диспетчер.
Подвижный состав и станции метрополитена
Один из самых сложных объектов в плане тушения пожара – метрополитен. У метро разветвленная сеть сооружений, множество станций и большой пассажиропоток. Усугубляет ситуацию быстрое распространение огня внутри замкнутого пространства, ведь состав передвигается по подземным туннелям.
Чтобы потушить пожар в метро, необходимо максимально точно определить очаг возгорания. Если возгорание произошло в подземном сооружении, предварительно отправляется разведывательная группа. А после прокладываются рукавные линии. В подвижном составе пожар тушится распыленной водой, а в кабельных сооружениях пеной.
Авиационный транспорт
Огонь внутри самолета распространяется молниеносно. Поэтому авиационный транспорт считается объектом повышенной пожаро и взрывоопасности. Главной угрозой является находящееся на борту авиатопливо. При ударе самолета о землю оно быстро разливается и мгновенно воспламеняется. Это отрезает пассажиров и летный экипаж от эвакуационных путей.
Как производится устранение ЧС:
Если присутствует возможность распространения огня из-за ветра, самолет разворачивают с помощью тягачей.
Морские и речные суда
При тушении судов необходимо учитывать их расстановку в порту. Ведь пламя может с легкостью переместиться с одного объекта на другой. При тушении пожара необходимо:
При недостаточной видимости необходимо обеспечить персонал дополнительными источниками света. В крайних случаях судно перемещается на мель и затапливается.
Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте
Автомобили, поезда, самолеты подвержены возгоранию. При этом особенности тушения пожаров на транспорте зависят от вида. Одни достаточно залить водой, в то время, как для других такой вариант неприемлем.
Автомобильный транспорт
Легковые машины, грузовики, автобусы часто становятся объектом возгорания. Это приводит к убыткам, человеческим жертвам. Чтобы этого избежать, необходимо, как можно быстрее приступать к тушению.
Причины ЧС
По статистике, количество возгораний на автотранспорте сопоставимо с числом пожаров в домах, квартирах. К распространенным причинам возникновения огня относят:
Так как движение авто происходит на высокой скорости, к возникшему очагу в такой ситуации поступает больше кислорода, усиливающего процесс горения. Это способствует тому, что огонь практически мгновенно распространяется. А из-за возгорания в местах, к которым сложно добраться, тушение при помощи подручных средств может оказаться затрудненным.
Пожарная опасность гаражей
Очень часто в помещениях люди хранят хлам (старая мебель, вещи, книги), который склонен к возгоранию. Распространению огня способствует конструкция.
Чтобы избежать ЧС, важно придерживаться норм безопасности:
Ликвидация пожара
Возгорание на автомобильном транспорте имеет особенности:
Действия водителя при возгорании транспортного средства должны быть следующими:
Железнодорожный транспорт
Поезда широко используют для перевозки пассажиров и грузов, в том числе огнеопасных. Составы могут быть: закрытыми, открытыми, с платформой, цистернами, электровозы, тепловозы.
Причины ЧС
Чаще возгорание появляется из-за:
Пожарная опасность станций и состава
Нюансов пару. Самыми опасными в плане возгорания считаются станции и пункты, на которых производится сортировка, загрузка. Нужно выделить цистерны с газом, воспламеняющейся жидкостью.
Пожарная опасность на железной дороге характеризуется:
Если процесс погрузки, формирования состава оказался нарушенным, это повышает риск возникновения, распространения пожара. Неправильное соединение вагонов может привести к повреждению перевозимых грузов, разливу жидкостей, другим опасным последствиям.
Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте имеет особенности. Они связаны с тем, что прежде, чем приступать к устранению огня, важно определить свойство груза, обесточить сеть, расположенную непосредственно над очагом возгорания.
Ликвидация пожара
Первоочередной задачей при выявлении возгорания на ж/д транспорте является оповещение, помощь при проведении эвакуации пассажиров. После следует расцепить вагоны, приступить к тушению доступными средствами. Вместе с этим ответственное лицо обязано известить о ЧС начальника состава, дежурного по станции, который вызывает АСР-бригаду.
Если пожар возник внутри вагона, принято использовать пенные огнетушители или водяные стволы. На электровозах применяют аэрозольные и порошковые средства. Если состав перевозит груз, важно выяснить его характер, порядок действий, который указан в сопроводительных документах.
Авиационный транспорт
Самолеты являются объектами максимальной опасности, так как огонь распространяется быстро.
Причины ЧС
Особую угрозу представляет топливо, залитое в баки. При ударе оно разливается, воспламеняется. Пожар может распространиться на большую площадь. К другим факторам, провоцирующим ЧП на борту, относят:
Пожарная опасность самолетов
Коварство ЧП надземного транспорта заключается в том, что люди, находящиеся внутри, не имеют возможности покинуть салон. Это связано с:
Ликвидация пожара
Во время тушения огня на летательных аппаратах необходимо придерживаться инструкции:
Водный транспорт
Речные, морские суда есть: пассажирские, грузовые, танкеры. Они состоят из: палубы с надпалубными надстройками, трюма, машинного отделения, которое представляет максимальную пожарную опасность.
Причины ЧС
Чаще пожар на водном транспорте происходит из-за:
Пожарная опасность судов
Даже несмотря на полную комплектацию корабля необходимым оборудованием и защитными средствами, оно остается чрезвычайно уязвимым перед возгоранием. Этому способствуют автономность судна, затрудненная эвакуация, наличие на борту пожароопасных грузов. Устранение иногда может длится сутки.
Ликвидация пожара
Прежде чем приступить к тушению возгорания, важно оценить место расположение судна в порту. Огонь способен за короткое время распространиться на другие корабли, находящиеся в непосредственной близости.
После порядок действий:
Выводы
Пожар может возникнуть на любом транспортном средстве. Этому способствует наличие электрооборудования, топлива, горюче-смазочных веществ. При тушении огня важно оценивать качество перевозимого груза.
Тема №17: Особенности тушения пожаров на транспорте
ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ТРАНСПОРТЕ
Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде.
Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на транспорте не только не уменьшаются, но имеют тенденцию роста.
Транспортные средства могут быть разделены на классы: наземный (подземный), воздушный (космический), водный (подводный), специальный и подклассы:
Транспортные средства автономны в пути следования и зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при ЧС или пожаре.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, НА ТОВАРНЫХ И СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ
При пожаре возможны:
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
На перегоне (в пути следования):
К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуацией вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица, их сопровождающие.
В тоннеле необходимо:
При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА
Действия по тушению пожаров в метрополитене связаны с необходимостью проведения сложных работ по спасению и эвакуации людей, привлечению большого количества средств и сил пожарной охраны, а также сложностью управления ими.
При пожаре возможны:
Должностное лицо подразделений пожарной охраны, принимая на себя обязанности РТП, обязано немедленно связаться с ответственным дежурным по объекту или представителем администрации метрополитена, получить данные о развитии аварийной ситуации, при необходимости — письменное разрешение (допуск) на проведение работ по тушению и спасанию. Все действия по тушению и спасанию людей РТП согласовывает с дежурным персоналом или администрацией объекта. РТП участвует в работе создаваемого штаба аварийно-спасательных работ, в состав которого входит инженерно-технический персонал объекта. Штабом руководит представитель администрации метрополитена. Подразделения пожарной охраны подчиняются только РТП.
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
Сооружений эскалаторного комплекса:
Генераторы пены средней кратности (ГПС) должны быть установлены на свежем воздухе или в зоне действия воздушной струи, создаваемой автомобильным или переносным дымососом.
Подвижного состава:
Кабельных сооружений:
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ЗЕМЛЕ
При пожаре возможны:
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
При сильном ветре — ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра — покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.
Летательных аппаратов на стоянках и в ангарах:
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДАХ В ПОРТАХ, СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДАХ
Общее руководство действиями подразделений по тушению пожара и эвакуации людей на судне, находящемся в ремонте или отстое без экипажа и принятом по акту, осуществляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо. Во всех других случаях руководство действиями по тушению пожара и эвакуации людей осуществляет капитан судна или лицо, его замещающее. Прибывающие оперативные подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные партии с других судов действуют согласно указаниям капитана горящего судна или лица, его замещающего.
При пожаре возможны:
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
При тушении целесообразно применять:
На нефтеналивных судах (танкерах), кроме этого, необходимо:
При пожаре на судах с ядерными энергетическими установками и оборудованием для их технологического обслуживания необходимо получить допуск на тушение, а также постоянно производить замер уровня радиации, а при его повышенном уровне создавать участки тушения пожара.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ГАРАЖАХ, ТРОЛЛЕЙБУСНЫХ И ТРАМВАЙНЫХ ПАРКАХ
При пожаре возможны:
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
В подземных гаражах:
Особенности тушения пожаров на транспорте авто ж д авиа речной
ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ТРАНСПОРТЕ
Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде.
Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на транспорте не только не уменьшаются, но имеют тенденцию роста.
Транспортные средства могут быть разделены на классы: наземный (подземный), воздушный (космический), водный (подводный), специальный и подклассы:
Транспортные средства автономны в пути следования и зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при ЧС или пожаре.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, НА ТОВАРНЫХ И СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ
При пожаре возможны:
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
На перегоне (в пути следования):
К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуацией вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица, их сопровождающие.
В тоннеле необходимо:
При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА
Действия по тушению пожаров в метрополитене связаны с необходимостью проведения сложных работ по спасению и эвакуации людей, привлечению большого количества средств и сил пожарной охраны, а также сложностью управления ими.
При пожаре возможны:
Все действия по тушению и спасанию людей РТП согласовывает с дежурным персоналом или администрацией объекта. РТП участвует в работе создаваемого штаба аварийно-спасательных работ, в состав которого входит инженерно-технический персонал объекта. Штабом руководит представитель администрации метрополитена. Подразделения пожарной охраны подчиняются только РТП.
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
Сооружений эскалаторного комплекса:
Генераторы пены средней кратности (ГПС) должны быть установлены на свежем воздухе или в зоне действия воздушной струи, создаваемой автомобильным или переносным дымососом.
Подвижного состава:
Кабельных сооружений:
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ЗЕМЛЕ
При пожаре возможны:
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
Летательных аппаратов на стоянках и в ангарах:
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДАХ В ПОРТАХ, СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДАХ
Общее руководство действиями подразделений по тушению пожара и эвакуации людей на судне, находящемся в ремонте или отстое без экипажа и принятом по акту, осуществляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо. Во всех других случаях руководство действиями по тушению пожара и эвакуации людей осуществляет капитан судна или лицо, его замещающее. Прибывающие оперативные подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные партии с других судов действуют согласно указаниям капитана горящего судна или лица, его замещающего.
При пожаре возможны:
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
При тушении целесообразно применять:
На нефтеналивных судах (танкерах), кроме этого, необходимо:
При пожаре на судах с ядерными энергетическими установками и оборудованием для их технологического обслуживания необходимо получить допуск на тушение, а также постоянно производить замер уровня радиации, а при его повышенном уровне создавать участки тушения пожара.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ГАРАЖАХ, ТРОЛЛЕЙБУСНЫХ И ТРАМВАЙНЫХ ПАРКАХ
При пожаре возможны:
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
В подземных гаражах:
Тема № 18 Тушение пожаров и проведение АСДНР на транспорте
Воздействие открытого пламени и высокой температуры на железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ГЖ приводит к вспышке промасленного слоя на их поверхности. Наличие не плотностей и неисправностей запорной арматуры на цистернах с ЛВЖ и сжиженными углеводородными газами приводит к вспышке паров жидкости над горловинами цистерн, а также газов над избыточными клапанами.
При пожарах также возможно повреждение цистерн и емкостей с ядовитыми гадами и жидкостями, что приводит к загазованности территории и затруднению боевых действий по ликвидации пожаров, а также вызывает необходимость эвакуации населения из районов, прилегающих к месту происшествия. На электрифицированных участках дорог от воздействия открытого пламени в течение 8-10 мин происходит обрыв электроконтактных проводов.
Время ликвидации крупных пожаров на железнодорожных станциях в основном составляет от 3 до 5 ч, но может достигать и 15-20 ч. Для ликвидации указанных пожаров требуется от 15 до 30 оперативных отделений численностью до 150-200 человек. Кроме того, привлекаются рабочие, военнослужащие и работники милиции общей численностью до 400 человек. Используются пожарные поезда, спецтехника, поливомоечные машины и бульдозеры. Расход воды составляет 60-120, а иногда 200-400 л/с.
При пожаре возможно:
наличие на станциях большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;
наличие развитой сети железнодорожных путей занятых составами, затрудняющих подъезд пожарной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;
быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;
наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;
растекание легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;
наличие угрозы людям, находящихся в вагонах горящего и соседних поездов, персоналу и населению станции, возникновение паники;
непрекращающееся движение поездов и локомотивов;
сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;
отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное противопожарное водоснабжение;
наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением;
разрушение тоннельной отделки в начале развитой стадии пожара;
неприспособленность тоннеля для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров и значительная протяженность маршрута эвакуации;
выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.); трудность доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;
наличие оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением.
Особенности тушения пожаров.
При возникновении пожаров в подвижном составе на железнодорожных станциях, перегонах (в пути следования) администрация, диспетчер, машинисты и другие работники железнодорожного транспорта действуют согласно требованиям ведомственной инструкции. Они должны обеспечить: немедленное сообщение о пожаре на ЦППС гарнизона пожарной охраны, эвакуацию пассажиров, расцепку поезда и отвод вагонов на безопасные расстояния, эвакуацию соседних поездов, снятие остаточного напряжения с контактных проводов над местом пожара, принятие мер к ликвидации горения первичными средствами пожаротушения, предотвращение растекания ЛВЖ и ГЖ и отвода их в безопасное место и т. д.
Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:
на перегонах (в пути следования)-на машинистов грузовых и дизель электропоездов; машинистов головного поезда для соединенных поездов; начальников пассажирских поездов; начальников секции рефрижераторных поездов; лиц, сопровождающих почтово-багажные поезда и специальные вагоны;
Руководство станции разрабатывает план ликвидации аварии, в котором предусматривает одновременный выезд к месту пожара аварийно-восстановительного и пожарного поездов с целью оперативного решения вопросов ликвидации последствий и восстановления движения поездов по железной дороге
Действия работников станции по эвакуации и рассредоточению подвижного состава с прибытием пожарных подразделений осуществляются по указанию РТП или по согласованию с ним.
Руководителем ликвидации последствий аварий, столкновений, крушений или схода поездов является старший начальник железной дороги (начальник дороги, отделения, станции или их заместители). С прибытием к месту пожара подразделений пожарной охраны старший оперативный начальник подразделений пожарной охраны МВД СССР (РТП) возглавляет работы по тушению пожара и осуществляет управление всеми подразделениями пожарной охраны, участвующими в ликвидации пожара
На пожаре РТП через представителя администрации, входящего в состав оперативного штаба, обязан:
установить вид материалов в горящих и соседних вагонах;
принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или в безопасное место;
до начала тушения потребовать письменное подтверждение о снятии напряжения с контактных электросетей на участках работы пожарных подразделений.
После расшифровки вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяет их свойства, пожарную опасность и необходимые огнетушащие вещества.
Для обеспечения тушения пожара РТП создает следующие боевые участки (БУ): по обеспечению эвакуации подвижного состава, защите подвижного состава, тушению пожара и охлаждению выведенных из зоны пожара железнодорожных цистерн (вагонов). Указанные участки при сложности управления могут разбиваться на отдельные секторы.
Учитывая сложность в организации ликвидации аварии и тушения пожаров на железнодорожных станциях, РТП особое внимание уделяет вопросам связи, особенно между оперативным штабом на пожаре и работниками железнодорожного транспорта.
Рукавные линии прокладывают под железнодорожными путями и вдоль железнодорожных путей. Для боевого развертывания выбирают участки с наименьшим количеством пересекающихся путей (до стрелочных переводов, у горловины парков) и отсутствием на них подвижного состава. В порядке исключения для обеспечения быстрой подачи стволов рукавные линии можно проложить по железнодорожным путям (до окончания прокладки магистральных рукавных линий под путями).
В зависимости от количества железнодорожных путей боевое развертывание под путями может выполняться одновременно в нескольких направлениях. Наиболее целесообразным следует считать способ прокладки во встречном направлении. При этом проделывают лотки для одновременной прокладки двух магистральных линий диаметром 77 мм. Подключают рабочую линию только через разветвления, установленные между путями. В этих местах следует иметь резерв рукавов. Для наблюдения за работой магистральных рукавных линий необходимо назначить ответственных лиц из состава боевых расчетов (рис. 1).
Ликвидацию пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках производят только после получения РТП письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энерго- диспетчера и времени снятия остаточного напряжения. Снятие напряжения с контактной сети обеспечивает дежурный энерго- диспетчер, по приказу которого письменное разрешение выдается только электромонтером дистанции контактной сети, заземляющим участок над местом пожара. При этом на этих участках до обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения запрещается приближаться на расстояние не менее 2 м к контактным проводам и ближе 10 м к их оборванным концам. Не допускается тушение внутри вагонов, а также подвижного состава и горящих предметов, расположенных на расстояниях свыше 7 м от контактной сети, без снятия напряжения при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением.
Рис 1. Примерная схема боевого развертывания при пожаре на ж/д станции.
Защита и охлаждение железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем подачи огнетушащих веществ на верхнюю часть корпуса цистерны, что обеспечивает снижение температуры парогазовой смеси над поверхностью жидкости, ее давление и возможность предотвращения взрыва, а также равномерное и интенсивное охлаждение боковых поверхностей цистерны.
При пожаре на перегонах успех тушения во многом зависит от наличия полной информации, которая должна быть получена в процессе следования к месту вызова. Диспетчер уточняет следующие сведения: вид грузов в горящем и смежных вагонах, их количество; принятые меры по отцепке вагонов и эвакуации от них соседних, а также обеспечение участка электроконтактной сети над местом пожара; возможность проезда к месту происшествия пожарных автомобилей и наличие вблизи водоисточников; разлива горючих или ядовитых жидкостей; наличие опасных грузов на пожаре и т. п. Указанные сведения диспетчер ЦППС обязан передавать подразделениям, следующим к месту вызова, и дежурной службе пожаротушения (ДСПТ).
Наличие указанных данных позволяет РТП до прибытия к месту вызова решить основные организационные вопросы по тушению пожара.
При доставке пожарной техники и личного состава к месту пожара железнодорожным транспортом диспетчер ЦППС направляет дежурному по отделению дороги заявку на необходимое количество платформ и вагонов с указанием времени и места их подачи.
Крепление пожарной техники на железнодорожных платформах производят силами личного состава совместно с работниками железной дороги. По прибытии на пожар РТП в первую очередь должен произвести разведку водоисточников по обе стороны от полотна железной дороги для организации подачи воды в перекачку или путем ее подвоза. С этой целью в труднодоступных местах эффективно могут быть использованы мотопомпы и техника повышенной проходимости, в том числе и приспособленная для целей пожаротушения из народного хозяйства.
действия подразделений должны обеспечить: эвакуацию пассажиров; тушение и охлаждение цистерн и вагонов со взрывчатыми и взрывоопасными веществами и газами, ЛВЖ, ГЖ, а также избежание утечки и разлива жидкостей, распространения огня на соседние поезда, здания и сооружения.
При горении цистерн без разлива жидкостей их отцепляют от не горящих вагонов и подают на специальную площадку или на безопасное расстояние, удобное для подъезда пожарной техники, где принимают меры к ликвидации пожара. Поврежденные цистерны с вытекающими горючими жидкостями эвакуировать запрещается.
Во избежание загорания цистерн и вагонов с опасными грузами производить их эвакуацию через зону пожара не допускается.
Разлившуюся на путях ЛВЖ и ГЖ тушат пеной средней кратности или распыленной водой, не допуская распространения по жидкости пламени и ограничивая ее растекание устройством обвалования или отводом в безопасное место.
При наличии в зоне пожара вагонов и цистерн со взрывоопасными грузами, сжиженными газами и ЛВЖ, ядовитыми веществами (ЯВ) и радиоактивными веществами (РВ) в первую очередь необходимо принять меры по охлаждению каждой единицы стволами и выводу их из зоны пожара. Охлаждать железнодорожные цистерны необходимо по всей поверхности, особенно верхнюю ее часть и дыхательную арматуру с использованием турбинных насадков НРТ-2,5; 5; 10; 20.
Первоочередному охлаждению также подлежат находящиеся в зоне горения и теплового воздействия пустые железнодорожные цистерны с остатками продуктов, скорость прогрева которых выше, чем заполненных.
Тушение хлопковой продукции необходимо производить распыленными струями воды с добавкой раствора пенообразователя или других поверхностно-активных веществ (ПАВ), с последующей выгрузкой ее из вагонов для дотушивания стволами Б. В крытых вагонах для тушения хлопка-волокна стволы подают через верхние и боковые люки. При этом в герметических цельнометаллических вагонах нецелесообразно открывать дверные проемы.
Все мероприятия, связанные с ликвидацией горения или эвакуацией из вагонов опасных грузов, должны осуществляться совместно с лицами, их сопровождающими. Особенности боевых действий подразделений при тушении пожаров с опасными грузами изложены в «Рекомендациях по организации и тактике тушения пожаров в подвижном составе железнодорожного транспорта».
Расчет сил и средств производится по существующей методике при разработке планов пожаротушения, составлении расписания выездов или планов привлечения сил и средств. Во время пожара расчет уточняется с учетом конкретной обстановки, вида горючих веществ и материалов в подвижном составе.
При расчете сил и средств принимают наиболее сложный вариант возможной обстановки на железнодорожной станции в случае аварии подвижного состава, его схода и опрокидывания с повреждением железнодорожных цистерн и разливом ЛВЖ.
Статистические данные показывают, что площадь разлива жидкости из одной железнодорожной цистерны составляет 850- 1450 м 2 в зависимости от метеорологических условий, состояния балласта путей и уклона путей рельефа местности и т. д. Скорость распространения горения по разлитым ЛВЖ составляет 15- 25 и может достигать 40 м/мин.
Следовательно, расчет сил и средств необходимо производить исходя из следующей обстановки:
разлива ЛВЖ на площади 2800- 3000 м 2 для станций, характерных большим накоплением жидкостей и их транспортировкой, или разлива ее на площади 1450- 1500 м 2 для станций, без интенсивной перевозки ЛВЖ.
При ведении действий по тушения пожара необходимо:
Установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного подвижного состава;
приступать к тушению только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по транспортным документам;
принять все меры по спасанию и эвакуации людей из опасной зоны пожара, поражения отравляющими и взрывчатыми веществами;
потребовать у энергодиспетчера до начала тушения выдачи письменного подтверждения или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения в районе прохождения контактной электросети и заземлении;
установить время отправки к месту пожара бригады для снятия остаточного напряжения, аварийно-спасательных формирований и ремонтно-восстановительных поездов; выяснить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов (цистерн, платформ), поездов;
установить возможность перевода горящего вагона (вагонов) на крайние пути;
установить уклон местности, состояние ливневой канализации, куда попадают стоки, какие меры необходимо предпринять для предотвращения попадания ЛВЖ, ГЖ, СДЯВ в городскую канализацию или в водоемы.
определить возможность вывода подвижного состава из тоннеля;
определить направление движения продуктов горения, границы зоны задымления.
поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;
организовать разведку водоисточников для организации подачи воды в перекачку, путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;
использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения поездов, в подземных пешеходных переходах, по пешеходным и автомобильным мостам, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами. В исключительных случаях допускается прокладка магистральных рукавных линий под путями (за исключением главных);
подавать огнетушащее вещество только после выяснения вида груза и обеспечения личного состава ГПС СИЗОД, защитной одеждой;
взаимодействовать с местным железнодорожным техническим персоналом и аварийно-спасательными формированиями;
организовать при необходимости защиту и отвод не горящих вагонов состава и со смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов со взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ;
вагоны (цистерны) со взрывоопасными грузами не допускается проводить через зону пожара, при невозможности эвакуации организовать непрерывное охлаждение с двух сторон;
принимать неотложные меры по эвакуации цистерн с СУГ при горении их на железнодорожной станции под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая их охлаждения;
производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия, проемы;
производить тушение хлопковой продукции распыленными струями с добавками ПАВ, подачу стволов производить через верхние и боковые люки, а в цельнометаллических вагонах необходимо открывать дверные проемы;
организовать устройство обваловки или лотков для стока в безопасное место при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из поврежденных цистерн, а также запретить их эвакуацию;
организовывать при горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;
назначить ответственных, из должностных лиц станции, за обеспечение охраны труда.
На перегоне (в пути следования):
потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов.
К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуации вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица их сопровождающие.
В тоннеле необходимо:
осуществить проникновение к зоне горения со стороны свежего вентиляционного потока, со стороны параллельного тоннеля через сбойки;
производить проникновение к зоне пожара в теплозащитных костюмах и под защитой водяных распыленных струй;
организовать, по возможности вывод подвижного состава, вагонов, цистерн из тоннеля.
При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения, возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.