Основы движения грузового автомобиля
Общее устройство грузового автомобиля
Независимо от особенностей конструкции грузовой автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, кузова, шасси.
Двигатель
Двигатель — источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля. В двигателе внутреннего сгорания тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива в его цилиндрах, преобразуется в механическую работу.
На автомобилях применяются двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с самовоспламенением, а также электрические.
Кузов
Кузов — часть автомобиля, предназначенная для размещения груза или для размещения водителя и пассажиров. Кузов состоит из кабины 1 и грузовой платформы 2. К нему относят также капот, облицовку и крылья.
Шасси
Шасси — опорное устройство, необходимое для передвижения автомобиля. В шасси входят все механизмы и агрегаты, предназначенные для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса, а также для управления и передвижения автомобиля.
Шасси включает в себя:
Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, а также изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению.
Трансмиссия состоит из:
Рис. Составные части автомобиля: 1 — кабина; 2 — грузовая платформа; 3 — сцепление; 4 — коробка передач; 5 — карданная передача; 6 — ведущий мост.
Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и для плавного их соединения при трогании с места.
Коробка передач (КП) предназначена для изменения вращающего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен.
Карданная передача служит для передачи вращения от вала коробки передач к ведущему мосту под некоторым углом.
Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение вращающего момента и вращение валов передается к ведущим колесам под прямым углом.
Ходовая часть предназначена для передвижения автомобиля. Вращательное движение ведущих колес при их сцеплении с поверхностью грунта преобразуется в поступательное движение автомобиля.
Рулевое управление необходимо для изменения направления движения автомобиля.
Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Организация движения грузовых автомобилей заключается в введении ограничений (вплоть до полного запрещения) на их движение в отдельных зонах города, на отдельных магистралях или на участках. При этом в качестве основных побудительных причин для введения ограничений на движение грузовых автомобилей выступает необходимость обеспечения:
нормативного уровня экологической безопасности (см. Показатель экологической безопасности);
однородности ТП для повышения уровня безопасности движения, его комфортности и пропускной способности дороги;
сохранности дорожных покрытий, дорожно-транспортных сооружений, исторически ценной застройки.
Ограничениями при разработке мероприятий по ОДД являются требования экономической эффективности грузоперевозок. В аспекте ОДД эти требования сводятся к минимизации пробега грузовых автомобилей и повышению их скорости сообщения.
Разрабатывая схему ОДД грузовых автомобилей, следует учитывать, что существующие технические средства ОДД могут только ограничивать движение грузовых автомобилей, но не могут создавать им приоритетные условия движения. Поэтому, во-первых, практически невозможно обеспечить режим работы улицы или полосы движения «только для грузового движения» и во-вторых, полное запрещение движения грузового автотранспорта можно ввести только для транзитных грузовых ТС, местное же движение грузовых ТС за редким исключением, не подпадает под запрещения, так как практически всегда имеется необходимость в обслуживании предприятий, учреждений и населения грузовыми автомобилями.
Таким образом, ОДД грузовых автомобилей сводится к планированию реализации следующих мероприятий: направлению транзитных грузовых ТС по специально разработанным для них маршрутам (маршрутизация движения грузовых автомобилей); ограничению доступа грузовых ТС в определенные зоны городской территории; ограничению доступа грузовых ТС на определенные магистрали или их участки; ограничению использования всей ширины проезжей части магистрали грузовыми ТС.
Ограничения на движение грузовых ТС могут быть полными или частичными. Полные ограничения распространяются на все грузовые автомобили с разрешенной полной массой более 3,5 т и постоянно. Частичные ограничения могут распространяться на грузовые автомобили с разрешенной или фактической полной массой, превышающей определенную величину, на определенные часы суток или дни недели, только на грузовые автомобили с прицепами или превышающими определенные габариты или нагрузки на ось.
Перечисленные мероприятия по ОДД целесообразно использовать в комплексе, исходя из требований ДТУ. Принципиальные решения разрабатывают на стадии проектирования КСОД.
Маршрутизация движения грузовых автомобилей проектируется на основе данных обследований транспортных корреспонденции (см. п. 2.2). Матрица корреспонденции грузовых ТП и маршруты их движения по УДС позволяют судить о существующем состоянии грузового движения в городе и выявить его недостатки (см. гл. 3). Необходимость ликвидации «узких мест» в сочетании с анализом сложившихся маршрутов движения по экономическим критериям (затраты времени на движение и пробег ТС) дают возможность оптимизировать распределение транзитных грузовых ТП.
Матрица корреспонденции, построенная на основе деления городской территории на сравнительно крупные УТР, дает весьма отдаленное представление о дислокации пунктов генерации и притяжения грузовых ТП. Этих сведений достаточно для прокладки транзитных (через УТР) маршрутов, но недостаточно для маршрутизации движения в пределах УТР, т.е. для маршрутизации местного движения. Поэтому целесообразно дополнительно иметь сведения по адресной привязке названных пунктов (конечно, не всех, а только тех, которые действительно создают грузовой ТП) и их генерирующей или притягательной способности.
Маршрут транзитного грузового ТП должен по возможности проходить через наиболее важные грузообразующие пункты и использовать дороги, проходящие через территории промышленных и коммунально-складских зон, незастроенные участки селитебной территории, полосы отвода железных дорог.
Технико-эксплуатационные параметры улиц и дорог, обеспечивающие безопасный проезд грузовых автомобилей, должны соответствовать данным, приведенным в табл. 4.1.
Пропускная способность дорог на маршруте (при организации на нем двустороннего грузового движения) или на одном из его направлений (при организации одностороннего грузового движения) должна превышать прогнозируемую интенсивность движения на нем не менее чем на 15 %.
Для направления движения грузовых автомобилей на предназначенный для них маршрут применяют знаки 5.30 «Направление движения для грузовых автомобилей». Их установка по маршруту должна сопровождаться установкой также знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено», 3.7 «Движение с прицепом запрещено», 3.11 «Ограничение массы», 3.12 «Ограничение нагрузки на ось», 3.15 «Ограничение длины», 4.4 «Движение легковых автомобилей», а также знаков 3.18.1, 3.18.2, 4.1.1-4.1.6, ограничивающих возможные направления движения, с дополнительными табличками 7.4.1 7.4.2, 7.11. Для реализации ограничения движения в определенные периоды времени используют таблички 7.5.1-7.5.7. Порядок применения того или иного знака или комбинации знаков и табличек должен быть продиктован принятой схемой организации движения грузовых автомобилей.
Параметр | Допустимая скорость движения, км/ч | |
менее 60 | более 60 | |
Число полос движения в обоих направлениях маршрута | Не менее 2 | Не менее 4 |
Ширина одной полосы движения, м | 3,75 | 3,75 |
Радиусы кривых в плаве, м | Не менее 125 | Не менее 250 |
Продольные уклоны, ‰ | Не более 60 | Не более 40 |
Продольные уклоны на ближайших (до 30 м) подходах к железнодорожным переездам, ‰ | Не более 30 | — |
Алгебраическая разность уклонов, ‰ | 15 и более | 10 и более |
Радиусы вертикальных кривых, м: выпуклых вогнутых | Не менее 2000 « « 500 | Не менее 4000 « « 1000 |
Ограничение доступа грузовых ТС на определенные магистрали или их участки используется в основном в экологических целях и в целях безопасности движения, так как исключение грузовых автомобилей из ТП приводит к выравниванию скоростей движения ТС, а потому и к уменьшению числа обгонов. Кроме того, данный метод ОДД способствует принудительному направлению грузовых ТС на предназначенные для них маршруты.
При запрещении грузового движения на какой-либо магистрали или ее участке должно быть обеспечено более или менее равноценное альтернативное движение грузовых ТС по другим маршрутам. Интенсивность движения на этих маршрутах с учетом интенсивности переключаемого на него грузового ТП не должна превышать 85 % пропускной способности дорог, входящих в маршрут.
На дорогах, пересекающих дорогу с запрещенным грузовым движением, перед перекрестком устанавливают знак 3.4 с одной из табличек 7.3. При этом на магистральных дорогах ему также должны предшествовать предварительный знак 3.4 с табличками 7.3 и 7.1.1 и знак 5.30.
Приблизительно необходимое число полос для пропуска грузовых автомобилей на многополосной проезжей части
Для организации пропуска грузового ТП по отдельным полосам проезжей части используют знаки 3.4 с табличкой 7.14, размещаемые над соответствующими полосами и повторяемые после каждого пересечения на всем протяжении участка магистрали с данным ограничением.
Правила вождения фуры
Любая крупногабаритная и тяжелая техника, находящаяся в движении, значительно повышает уровень опасности на дороге. Управление грузовиком на трассе – трудный процесс. Чтобы водить фуру, надо обладать особыми навыками и знаниями, которые появляются лишь с опытом.
Особенности и сложности вождения фур
К простым грузовым автомобилям относятся машины, грузоподъемность которых не превышает 3,5 тонн. Управление такими транспортными средствами идентично вождению легковушек. Простые грузовики мягко перемещаются по городу и перевозят негабаритную продукцию или стройматериалы.
Управление большой фурой включает в себя ряд особенностей, которые будут рассмотрены ниже.
Начало движения
Для того чтобы узнать, как правильно зимой водить фуру, нужно освоить азы управления габаритными транспортными средствами.
Движение необходимо начинать после прогрева двигателя до 70° и выше. Машина должна трогаться плавно, без рывков. В противном случае возникнет пробуксовка колес, увеличится износ шин, расход бензина станет не экономичным.
Если фургон груженый, то водителю следует начинать ехать только с первой передачи. С коробкой автоматической проще: не надо подбирать скорость вручную.
При начале движения на подъем начинать выжимать сцепление нужно чуть раньше растормаживания автомобиля. Некоторые коробки передач «Даф» и «Вольво» оснащены синхронизатором. Тогда переключать передачи необходимо по убыванию. Седельный тягач Вольво также имеет повышенные и пониженные КПД.
Посмотреть, как надо начинать движение на примере фуры MAN, вы сможете здесь:
При переходе со второй передачи на первую надо дважды выключать сцепление с периодическим кратковременным нажатием на педаль управления подачи топлива. В противном случае шестерня может выйти со строя.
Движение задним ходом можно начинать только после полной остановки автомобиля.
Повороты
Радиус поворота фуры длиной 20 м схема выполнения. Выполняя поворот, следует помнить одно правило – прицеп постоянно смещается к своему центру, а соответственно радиус выполняемого маневра достаточно велик.
Опасная ситуация в управлении чаще всего возникает при езде по городу: дороги не широкие и имеют небольшой радиус поворота. Некоторые модели прицепов и полуприцепов «Скания» оснащены поворачиваемыми колесами, позволяющими упростить процесс вождения.
Посмотрите, как правильно выполнить поворот на фуре:
Задний ход
Как загнать фуру задним ходом? Управлять фурой, движущейся задним ходом, нелегко. Для этого нужна практика. Основная сложность – толкательная сила, которая постоянно уводит прицеп в сторону. Водитель должен внимательно следить за положением ведущих колес и направлять их.
Быстро научиться управлять фурой, движущейся задним ходом, не получится. Для ускорения процесса желательно посмотреть обучающее видео или получить уроки мастерства у опытного специалиста. Сделать это можно прямо тут:
Торможение
Находясь за рулем, следует помнить, что остановка автомобиля в летний и зимний периоды имеют свои особенности.
Выполняя длительный подъем, необходимо заранее подобрать и включить ту передачу, на которой он будет выполняться. При спуске следует избегать разгона. Чем больше скорость – тем тяжелей остановить машину. При необходимости можно воспользоваться служебным торможением или снизить скорость путем понижения передачи на коробке.
Разъяснение, как пользоваться моторным тормозом, можно посмотреть тут:
Остановка
Управляя грузовиком и готовясь к остановке, необходимо снижать скорость хода заблаговременно. Это даст запас тормозного пути.
Важно учитывать качество дорожного покрытия и погодные условия. Так, к примеру, тормозной путь на влажной дороге будет гораздо выше, нежели на сухом асфальте.
Выбор скоростного режима
Основная составляющая безопасности движения на дороге – выбор скоростного режима. Поэтому фуры имеют ряд скоростных ограничений:
Бывали случаи, что водители фур шли на обгон со скоростью 90 км/ч, в результате чего случалось ДТП.
Тормозной путь
Управление фурой – тяжелый и сложный процесс, включающий в себя ряд особенностей. Остановить автомобиль на сухом асфальте сможет каждый, а вот на скользкой поверхности – большинству необходимо учиться. Часто в нашей стране используют барабанные тормозные системы. Они немного хуже дисковых, которые распространены в Европе.
Тормозной путь грузовой машины, движущейся со скоростью 80 км/ч, от момента торможения до падения скорости в ноль на барабанных тормозах составит 60 м, на дисковых – 45 метров.
Казалось бы, разница небольшая, но она может кому-то спасти жизнь. На тормозной путь влияет состояние шины, используемых покрышек и подвески.
Посмотреть, как выглядят тормозные пути разных фур, и сравнить их, можно тут:
Эффект складывания
При движении автотранспортного средства порой возникает ситуация, когда прицеп, который в разы тяжелее автомобиля, пытается сохранить траекторию движения независимо от того, куда направляется машина. Колеса начинают пробуксовывать, сцепление с дорогой ослабевает и прицеп «несет». Как следствие возникает эффект складывания – кабина поворачивает, а прицеп едет по прямой.
Чаще всего такие моменты заканчиваются трагично. На их возникновение влияет ряд факторов, в том числе и мастерство водителя по управлению грузовиком.
Предлагаем вашему вниманию видео со складыванием фур:
Научиться ездить на фуре – несложно, а вот грамотно рулить куда тяжелее. Так, к примеру, если шофер опытен, то он при заносе среагирует моментально. Основные причины возникновения складывания – заснеженная обочина или лопнувшее колесо. Поэтому техническое состояние автомобиля должно находиться на высшем уровне.
Главные правила
Каждое второе ДТП случается по вине водителя. Авария с участием автопоезда имеет ряд последствий, а порой и летальные исходы. Поэтому основная задача водителя – избежать опасных ситуаций на дорогах.
Для водителей фур был разработан ряд негласных правил:
Где учиться
В поиске ответа на вопрос «Как правильно водить фуру?» необходимо рассматривать всевозможные варианты. Научиться виртуозно управлять транспортным средством можно, пройдя курсы вождения в автошколе, где основной уклон делается на езду с инструктором.
Для экономии времени посмотрите бесплатный учебный материал на «Ютуб». Например, вот такой:
Для тех, кто хочет получить азы вождения в домашних условиях, были созданы онлайн-симуляторы. Они имеют ряд разновидностей, продуманы и реалистичны.
Советы опытных дальнобойщиков
Кто-то работает на заводе, кто-то – предприниматель, а кто-то всю жизнь крутит баранку, то есть является дальнобойщиком. Некоторые бывалые водители поделились советами:
Работа дальнобойщиком – нелегка и требует особых навыков вождения. Вождение фуры – целая наука, и теоретических знаний мало. Чтобы стать профессионалом в перевозке, очень важно применять полученные факты на практике.
Особенности ПДД для грузовиков
В каждой стране установлены свои правила дорожного движения (ПДД), согласно которым осуществляется проезд как дорогам, так и по автомагистралям. Грузовые автомобили чаще всего выполняют перевозку грузов по стране и за ее пределами. Именно с этой техникой мы познакомимся поближе и рассмотрим правила движения с учетом различных масс и ответственность за нарушение этих правил.
Что такое грузовик согласно ПДД?
Грузовой автомобиль — понятие обширное. Сюда нельзя относить только тягачи и самосвалы, например. Но многие сталкиваются с проблемой определения типа авто согласно ПДД. На самом деле, сложностей в этом вопросе быть не должно:
Правила дорожного движения четко эти категории не разделяют, в них фигурируют три типа грузовых автомобилей:
В зависимости от того, относится автомобиль к категории грузовых или нет, могут устанавливаться определенные нормы движения, а также запреты на передвижение.
Расположение на проезжей части
Залог безопасности на дорогах — это соблюдение норм и правил, прописанных в ПДД. Они определяют для грузового транспорта особые требования при выборе полос для движения по дорогам различной категории.
В населенных пунктах
Согласно п. 9.4 существуют ограничения по движению всех грузовиков массой более 2500 килограмм. Водителям таких транспортных средств можно занимать крайнюю левую полосу (при наличии трех и более полос) только в двух случаях:
Стоит обратить пристальное внимание на тот факт, что под данную категорию попадает ряд автомобилей, которые многими определяются как легковые (условно относящиеся к категории «В») — это пикапы и «ГАЗели».
Иных требований в городе к грузовым авто не предъявляют. Они приравнены ко всем транспортным средствам. Ограничения по движению могут быть введены только при помощи знаков. Например, проезд по центру на грузовиках большой массы часто невозможен.
Вне населенных пунктов
Предыдущее правило распространено и при движении по населенным пунктам, где расположена основная дорога. Здесь действует следующее правило: «держаться как можно правее». Если правая полоса занята, можно двигаться по той, что расположена левее, но при этом, как только правая сторона освободится, необходимо будет занять ее.
Вне населенных пунктов левые полосы используются для интенсивного движения, обгона. Водителям грузовых транспортных средств с разрешенной массой свыше 2500 килограмм не стоит забывать о пункте 9.4, описанном выше.
По автомагистралям и дорогам для автомобилей
Автомагистрали и дороги для автомобилей обозначаются следующими знаками (5.1, 5.3). Движение по ним осуществляется с применением определенных правил. Они общие и распространяются на оба варианта дороги (смотрите п. 16.3).
Определим общие правила движения для всех транспортных средств этой категории:
При нарушении ПДД водителю грозит привлечение к ответственности, о чем мы обязательно поговорим ниже.
Запрещающие знаки для грузовиков
Помимо описанных выше правил движения существует и другой тип ограничений в виде дорожных знаков. Их гораздо больше, и каждый водитель должен знать, что они означают. Дело в том, что они разделены на восемь категорий.
Все обозначения запрета в ПДД описаны в приложении №1 и в группе 3. Суть их действия заключается как в введении запрета, так и в его отмене через какой-либо промежуток. Возросшие штрафы сегодня побуждают все больше водителей следовать этим знакам безоговорочно, и это правильно. Рассмотрим только знаки запрета для грузового транспорта.
Исключение: все авто массой до 3,5 тонн с прицепом имеют право проезда (кроме буксировки).
Ответственность за правонарушения
На сегодняшний день штрафы за правонарушения на дорогах ужесточены. За водителями ведется повсеместный контроль со стороны инспекторов и камер видеофиксации. Конечно, каждый вид должен рассматриваться отдельно, но мы рассмотрим несколько штрафов в качестве примера:
Для проезда под некоторые знаки в случае необходимости нужно оформить специальное разрешение. В целом, проезд по дорогам страны для грузовых авто мало чем отличается от движения автобусов и легкового транспорта. Все нюансы, описанные выше, водитель обязан знать.