Основные варианты демонтажа элементов кузова автомобиля при дтп
6.6. Виды аварийных повреждений и ремонтов кузовов
6.6. Виды аварийных повреждений и ремонтов кузовов.
Кузов автомобиля состоит из:
— каркаса, включающего стойки, пороги, лонжероны, брызговики, колесные арки, поперечины, балки и усилители;
— пола переднего, среднего, заднего;
— лицевых панелей кузова (оперение), включающих боковины кузова правые и левые, крылья задние, которые привариваются к каркасу кузова;
— навесных деталей кузова, включающих передние крылья, капот, двери, крышку багажника.
Необходимо отметить, что все приварные детали кузова (брызговики, арки, полы, панели и т.п.) можно отнести непосредственно к несущим или усиливающим элементам каркаса кузова.
В результате аварии кузов может быть поврежден, на его поверхности могут появиться следы деформаций, царапины, задиры и другие повреждения.
Деформация подразделяется на поверхностную (плавную) и глубокую. В результате поверхностной деформации образуются вмятины, выпуклости. В результате глубокой деформации образуются складки, вытяжки, изломы ребер жесткости, разрушения целостности материала или соединения с образованием трещин, разрывов, отделением фрагментов.
Кузова современных легковых автомобилей представляют собой сложную пространственную систему, рассчитанную на большие динамические и статические нагрузки. Являясь несущим, кузов воспринимает нагрузки через элементы силового каркаса, а также внутренние и наружные панели.
Необходимо иметь в виду, что при дорожно-транспортных происшествиях и при езде на повышенных скоростях по выбитым дорогам в кузове возникает остаточная деформация.
Рассмотрим несколько примеров аварийной деформации кузова.
Удар нанесен в переднюю часть кузова в район левого переднего крыла, лонжерона и левой фары (Рис. 1). При таком направлении удара наиболее вероятно, что повреждения коснутся следующих кузовных деталей:
панелей рамки радиатора, щитка передка, крыльев, капота, брызговиков, передних лонжеронов, рамы ветрового окна и крыши. На рисунках это видно по линиям, указанным пунктиром.
Вместе с тем, при этом может происходить, первоначально не всегда видимая, деформация в передних, центральных и задних стойках с обеих сторон, в передней и задней левых дверях, в левом заднем крыле и даже в задней панели багажника. Направления распределения нагрузок и возможные изменения в геометрии силовых элементов каркаса кузова и его панелях указаны стрелками.
Действия при ДТП
Если пострадавший зажат в салоне аварийного транспортного средства и не может покинуть его самостоятельно
Необходимо наладить контакт с пострадавшим и контролировать его состояние до прибытия скорой помощи или спасателей. НЕ НУЖНО (кроме случаев, описанных ниже) пытаться достать пострадавшего самостоятельно, это может привести к усугублению травм. Самым простым способом контроля состояния пострадавшего является диалог. В ходе общения с пострадавшим можно выяснить его жалобы. У пострадавших в бессознательном состоянии следует периодически проверять признаки дыхания. Обязательно выполнение периодического внешнего осмотра на предмет начавшегося или возобновившегося кровотечения и контроля наложенных повязок или жгутов. Кроме того, следует осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой для своевременного устранения возможных опасностей.
Если пострадавший находится в сознании
Его экстренное извлечение производится так: руки участника оказания первой помощи проводятся под подмышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу (рисунок 1).
Оказание помощи пострадавшим в ДТП
Иногда может возникнуть ситуация, когда требуется извлечение пострадавшего. При этом следует помнить, что экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого труднодоступного места выполняется ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ УГРОЗЫ ДЛЯ ЕГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ (стойкий запах бензина, задымление транспортного средства и пр.) и невозможности оказания первой помощи в тех условиях, в которых находится пострадавший (остановка сердцебиения и дыхания, нет возможности согревания и пр.). Во всех остальных случаях необходимо дождаться приезда скорой медицинской помощи и других служб, участвующих в ликвидации последствий происшествия.
Базовые методы демонтажа элементов кузова легкового ТС и создания свободного пространства для доступа к пострадавшему
Снятие напряжения металла в деформированном кузове транспортного средства
При деформации кузова во время аварии, в различных элементах его конструкции, появляются зоны напряжение металла (изгиб, кручение, растяжение, сжатие), во время резки которых может произойти быстрый, непредсказуемый сдвиг элементов кузова или перемещение ТС. Поэтому, перед демонтажем, отжатием или другими работами, проводимыми с кузовом ТС для создания свободного пространства вокруг пострадавшего, необходимо заранее определить эти зоны, учитывая характер и направления повреждения кузова аварийного ТС и ликвидировать их, соблюдая все меры безопасности или определить опасное пространство вокруг этих зон.
Создание свободного пространства вокруг пострадавшего
Основными задачами создания свободного пространства вокруг пострадавшего является:
-получение доступа к зажатым или поврежденным частям тела пострадавшего для оказания ему ПП (ПМП);
-деблокирование и максимально щадящая эвакуация его из аварийного ТС.
При определении стратегии деблокирования пострадавшего и для определения способов и точек резки кузова аварийных ТС необходимо знать устройство их конструкции, учитывать свойства современных материалов и новые технологии применяемые в автомобилестроении. Так элементы усиления из сверхпрочных материалов, встроенные в различные части кузова, могут создать трудности при резке и привести к повреждению инструмента, а газовые цилиндры систем безопасности, при их повреждении, нанести серьезные травмы спасателям и пострадавшим. Кроме этого, необходимо учитывать расположения аварийных ТС, степень их повреждения, травмы, полученные пострадавшими и предпочтительное направление их извлечения из ТС.
Для создании свободного пространства с целью обеспечения доступа к пострадавшему, оказания ему первой помощи и в конечном итоге его освобождения и щадящего извлечения из ТС, можно использовать различные способы. Стратегия зависит от типа и характера повреждений конструкции ТС, наличия заблокированных частей тела и травм у пострадавшего и т.д (Приложение 8).
Основное правило – удалять элементы кузова вокруг пострадавшего, а не извлекать пострадавшего из него. При этом необходимо учитывать предпочтительное направление извлечения пострадавшего из ТС (Приложение 9).
Если ТС стоит на колесах, то самым быстрым способом создания свободного пространства является откидывание крыши или ее полное снятие.
В зависимости от характера удара и окружения места аварии существует несколько вариантов:
-откидывание крыши вперед;
-откидывание крыши назад;
-откидывание крыши вбок;
-частичное удаление крыши;
-полное удаление крыши;
-откидывание крыши перевернутого ТС.
Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо оценить при принятии решения.
Перед началом работ необходимо удалить все необходимые стекла и проверить все опорные стойки крыши ТС на предмет наличия не сработавших систем подушек безопасности, для чего необходимо снять декоративную обивку со внутренней стороны стоек.
Основным методом удаления или откидывания крыши является перекусывания опорных стоек и выполнения профильных надрезов для ослабления силовых конструкций гидравлическими резаками. Порядок резания стоек зависит от выбранного варианта удаления крыши. Необходимо помнить, что на современных моделях производители вставляют в опорные стойки элементы усиления из высокопрочной стали, что может затруднить их резку, в этом случае места резки могут быть обозначены надписью «CUT» (анг. «разрез»).
При резке стоек спасатели должны надежно поддерживать крышу автомобиля до момента ее снятия или откидывания. Откинутая крыша должна быть надежно закреплена в отогнутом состоянии стропами или ремнями. Все острые кромки и углы должны быть накрыты защитным материалом.
При откидывании крыши ТС лежащего на боку основной задачей является обеспечение стабилизации до начала выполнения операций и постоянный контроль в течении всего времени ее проведения.
Самым сложным вариантом, в плане порядка проведения и стабилизации, является откидывание крыши перевернутого автомобиля. Данный метод требует наличия необходимого набора аварийно-спасательного оборудования и слаженной работы хорошо обученной аварийно-спасательной команды, которая имеет практику совместного выполнения этих работ.
Одним из способов быстрого доступа к пострадавшему при оказании ему первой помощи или для его немедленного освобождения и эвакуации является демонтаж двери. Этот метод применяется в случае, если дверь заблокирована или если полное ее открытие, вследствие повреждения кузова ТС, не возможно.
В некоторых случаях необходимо создание большего проема в боковой стороне автомобиля. Если кузов автомобиля четырехдверный, то в этом случае кроме передней двери, необходимо снять и заднюю дверь (вышеуказанным способом). После этого удалить среднею стойку отрезав ее как можно выше в верхней части и в нижней части в районе порога. При этом необходимо помнить, что в нижней части может находиться система натяжения ремня безопасности (Рис.1).
Создание достаточного проема в боковой стороне духдверного автомобиля требует другого подхода. Для этого, после удаления двери, необходимо срезать среднею стойку (если она есть) и сделать два глубоких разреза, один в районе задней стойки крыши по направлению к низу автомобиля и другой в районе порога (задней части проема двери). После этого расширителем или домкратом выдавить боковую панель наружу.
Эти методы не рекомендуется использовать, если в дальнейшем будет необходимо отгибать переднею (приборную панель).
Для обеспечения доступа к ногам пострадавшего иногда необходимо перемещение передней панели автомобиля. Использование этого метода требует выставление дополнительных опор за передними колесами ТС и под среднею стойку (вывешивание передней части). После надреза профиля в районе основания передней стойки, домкратом установленным в необходимое положение (основание средней стойки и силовая конструкция передней панели) панель медленно, под контролем отгибается на необходимое расстояние.
Следует учитывать, что система увода передних колес может затруднить резку в районе основания передней стойки, а усилители приборной панели в новых автомобилях могут потребовать использование домкратов на каждой из сторон автомобиля.
Еще один метод деблокирования пострадавшего, в случае, когда зажатие вызвано смещением приборной панели автомобиля вниз, это перемещение панели вверх. Для этого необходимо снять переднее крыло и сделать профильный надрез верха колесной арки для использования его в качестве точки перегиба. Вырезать сектор в передней стойке и установить расширитель. Установить домкрат в средней части приборной панели, при необходимости предварительно сняв декоративные пластмассовые панели. Одновременно работая расширителем и домкратом отогнуть приборную панель.
Грузовые автомобили
Сложность проведения АСДНР при ДТП с грузовыми автомобилями нарастает с увеличением их грузоподъемности. Большие размеры и масса этих автомобилей подразумевают наличие прочной конструкции элементов кузова. Наличие тяжелого груза, подрессоренная кабина или частичная потеря горизонтальной устойчивости требует проведения сложной стабилизации. Высокая кабина может усложнить получение доступа к пострадавшему и его эвакуацию.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Действия личного состава при ДТП: работа с ГАСИ
Организация и тактика проведения аварийно-спасательных работ личным составом отделений на основных и специальных пожарных автомобилях при ДТП
Специфические опасности новых автомобилей, расположение источников питания, кинематика столкновения автомобилей. Базовые методы спасения из автомобилей (введение, стабилизация (устойчивость объекта), демонтаж двери, демонтаж боковой стороны автомобиля, преобразование третьей двери, удаление крыши, сдвиг приборной панели, доступ к ногам пострадавшего, подъем приборной панели).
Конспект и презентация представлены в конце статьи по кнопке «Скачать»
Литература используемая для разработки:
Специфические опасности новых автомобилей
Автомобиль представляет большую опасность для окружающих и участников дорожного движения. Так как полностью избежать дорожно-транспортных происшествий избежать не удается, то автомобиль совершенствуется в направлении снижения вероятности аварии и минимизации ее последствий. В современном автомобиле существует несколько видов безопасности.
Пассивная безопасность автомобиля должна обеспечивать выживание и сведение к минимуму количества травм у пассажиров автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие.
Пассивная безопасность подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя достигается исключением на внешней поверхности кузова острых углов, выступающих ручек и т.д. Для повышения уровня внутренней безопасности используют очень много разных конструктивных решений:
а) Конструкция кузова или «Решётка безопасности»
Она обеспечивает приемлемые нагрузки на тело человека от резкого замедления при ДТП и сохраняет пространство пассажирского салона после деформации кузова.
Защитная зона вокруг водителя и пассажиров обеспечивается благодаря жесткому каркасу пассажирского салона в сочетании с легко деформирующимися при ударе передней и задней частью кузова. Ослабляют лонжероны и поперечины, уменьшая их сечение или толщину стенок, предусматривая отверстия в слабонагруженных местах. Такого рода «мягкие» части кузова поглощают энергию удара и тем самым не допускают деформацию кузова непосредственно вокруг пассажиров, одновременно снижая возникающие при этом ускорения людей в автомобиле.
б) Подушки безопасности
Внутрисалонные подушки делятся на фронтальные и боковые. Фронтальные служат для защиты головы и туловища пассажиров, а некоторые – и для ног сидящих впереди. Боковые подушки безопасности делают в виде шторок и труб, защищающих голову пассажиров, и в виде обычных надувных мешков, предохраняющих грудную клетку и голову водителя.
Для водителя подушка устанавливается обычно на рулевом управлении, для пассажира – на приборной панели (в зависимости от конструкции). Передние подушки безопасности срабатывают при получении аварийного сигнала от блока управления.
Предназначение передних подушек – защита водителя и пассажира от травмирования твердыми предметами (кузова, двигателя и др.) и осколками стекол при фронтальных столкновениях.
Боковые подушки предназначены для уменьшения повреждения людей, находящихся в автомобиле при боковом ударе. Они устанавливаются на дверях, либо в спинках сидений.
При боковом столкновении внешние датчики посылают сигналы в центральный блок управления подушками безопасности. Это делает возможным срабатывание как некоторых, так и всех боковых подушек.
На автомобиле с подушками безопасности обязательно должны быть обозначения.
Надписи «SIR», «PRS», «SRS» (Supplementary Restraint System – Система пассивной безопасности), «Air bag» (воздушная подушка безопасности), SIPS (Side Impact Protection System – система защиты при боковых ударах), HPS (Head Protection System – система защиты для защиты головы), IC (Inflatable Curtain – Надуваемая занавеска) могут быть расположены на стекле, панели приборов, на рулевом колесе, на боковой поверхности спинки переднего сиденья, над дверными проемами. Предупредительные надписи (или этикетки) часто располагают на противосолнечных козырьках, торце панели приборов или в перчаточном ящике – «бардачке».
В системе SRS предусмотрено одновременное срабатывание как подушки безопасности, так и устройства, которое так же мгновенно натягивает ремень безопасности, чтобы при аварии предотвратить инерционное движение водителя или пассажира навстречу несущейся навстречу подушке безопасности и уберечь их от травм. Это устройство называется «Преднатяжитель ремня безопасности».
Специфические опасности автомобилей при применении ГАСИ
2.1. Разрезание кресел
Многие новейшие модели автомобилей снабжены элементами воздушных подушек, расположенными в обивке кресел. Датчики подушек, миниатюрные газовые цилиндры, а в некоторых случаях и сами воздушные подушки не следует разрезать. Прежде всего, необходимо удалить обивку кресел с помощью обычного ножа и проверить наличие возможных опасностей внутри, до начала применения гидравлического резака.
2.2. Операции резания опор / стоек
Различные опоры и стойки содержат элементы, которых стоит избегать. Усилители для монтажа ремней безопасности могут стать причиной повреждения лезвий резаков. Системы преднатяжения ремней также могут привести к повреждению гидравлических резаков. Однако наиболее опасным является операция резания нагнетателя воздушной подушки. Она может оказаться исключительно опасной, поскольку выпуск сжатого под большим давлением газа внутри цилиндра или разрушение самого цилиндра может привести к очень серьезным травмам.
По этим причинам настоятельно рекомендуется, чтобы Вы всегда проверяли опорные основания и стойки до начала их резки. Для проведения такой операции рекомендуется использовать гибкий экран для защиты пострадавшего во время процесса резания. Он обеспечит хорошую защиту при соскальзывании режущих инструментов, а также частично от обладающих способностью неожиданно взрываться цилиндров, если их не было видно.
2.3. Автоматические системы защиты при опрокидывании (системы R.O.P.S.)
Эти системы разворачиваются при опрокидывании автомобиля. Они, как правило, установлены позади кресел в задней панели, где проводят работы с шейным отделом позвоночника. Это представляет значительную опасность для спасателей и медперсонала, когда во время выполнения аварийно-спасательных работ происходит случайное срабатывание системы защиты. В таких случаях следует отключить аккумулятор, если это представляется возможным, и избегать направления развертывания указанной системы
2.4. Расположение источников питания
Как правило, в большей части пассажирских автомобилей аккумуляторные батареи располагаются в отсеке двигателя. Однако необходимо отметить, что на некоторых автомобилях новейшей конструкции могут использоваться альтернативные места расположения источников электропитания.
Следует помнить, что большие автомобили (фургоны, специальные машины), а также некоторые современные автомобили могут снабжаться несколькими аккумуляторными батареями. Некоторые производители используют специальное устройство, которое автоматически отключает аккумуляторную батарею в случае столкновения.
У автомобилей с двухбатарейной бортовой сетью одна батарея служит исключительно для пуска двигателя, а другая обслуживает остальных потребителей электроэнергии.
Стартерная батарея подключена только к цепи стартера, а сетевая батарея обслуживает 12 вольтовую бортовую сеть автомобиля.
2.5. Кинематика столкновения автомобилей
Напряжение, изгиб, кручение
Металл, который погнут (изгиб), растянут (напряжение) или закручен (кручение) требует большой осторожности при резке или раздвижении, так как может произойти быстрое, непредсказуемое перемещение или сдвиг. Поэтому личный состав должен хорошо понимать возможность различных ответных механических реакций и потенциальных последствий в корпусе автомобиля, которые могут быть вызваны деформациями машины после столкновения.
Для эффективной работы необходимо исключать неустойчивые или потенциально эластичные точки, чтобы избежать нежелательных обратных перемещений материала во время резки или расширения.
Необходимо найти стабильные точки, которые будут служить в качестве прочных точек опоры, на которые можно установить раздвигающие инструменты. В случаях, когда таких точек нет, Вы должны будете создать их путем установки подставок и опор.
Фронтальные столкновения
Современные системы безопасности предполагают, что пассажиры автомобиля выживут в большинстве типичных случаев столкновений. Возможные варианты, с которыми имеют дело спасатели при фронтальных столкновениях, включают усиленную зону приборной панели, так и боковые усилители, смонтированные в дверях, которые часто продавливаются назад или вперед, способствуя дальнейшему смятию двери.
Боковой удар
Боковые столкновения имеют высокую степень смертности из-за малого расстояния между наружным корпусом автомобиля и его пассажирами. В большинстве случаев после деформации остается очень незначительное свободное пространство, в котором и придется работать с пострадавшими. При возможности, сосредоточение усилий по эвакуации пострадавших с неповрежденной стороны автомобиля часто дает более эффективные результаты.
Столкновения, связанные с опрокидыванием автомобиля
В этих случаях, наиважнейшим аспектом для успешной эвакуации является грамотная стабилизация автомобиля. Эвакуация может быть усложнена, если пострадавшие в перевернутом автомобиле лежат в неудобных позах или свешиваются с кресел. В условиях такой аварии очень важно, чтобы возможные перемещения пострадавших были сведены до минимума.
Наезды и столкновения
Крайне ограниченное рабочее пространство и, во многих случаях, сложное сдавливание пострадавших конструкциями автомобилей делают указанные типы ДТП очень сложными для обеспечения их безопасности. Необходимо всегда помнить о важности надежной стабилизации аварийных нагрузок и о возможности проведения работ по подъему тяжелых масс. При выполнении аварийно-спасательных работ под грузовыми автомобилями следует знать о наличии подрессоренных и неподрессоренных масс.
Проведение аварийно-спасательных работ может нарушить стабилизацию и устойчивость объектов. По этой причине она (устойчивость) должна непрерывно контролироваться в течение процесса эвакуации. Крепежные устройства могут облегчить усилия по обеспечению устойчивости.
Базовые методы спасения из автомобилей
(введение, стабилизация (устойчивость объекта), демонтаж двери, демонтаж боковой стороны автомобиля, преобразование третьей двери, удаление крыши, сдвиг приборной панели, доступ к ногам пострадавшего, подъем приборной панели)
Основной процент ДТП с заблокированием пассажиров падает на легковые автомобили. Ирония заключается в том, что «легковые» транспортные средства включают в настоящее время новейшие конструктивные разработки и материалы, которые обеспечивают высочайшую безопасность для пассажиров и одновременно многократно усложняют работу спасателей.
Каждая авария легкового автомобиля уникальна. Такие характеристики, как тип и число попавших в ДТП автомобилей, их расположение при столкновении, число и состояние пострадавших, а также внешние опасности, играют важную роль в определении соответствующих аварийно-спасательных действий и последовательности их выполнения. В данном разделе описываются основные методы, которые могут быть применены для безопасной эвакуации пострадавших из автомобиля и которые должны стать вторым естеством для спасателя. Как и любые навыки, эти методы требуют постоянной практики.
Стабилизация (устойчивость) объекта
ЦЕЛЬ: Минимизация перемещений автомобиля, которые могут оказать негативное воздействие на находящихся в нем пострадавших или травмировать спасателей.
Необходимо использовать как минимум три точки опоры, но при этом по возможности необходимо использовать опору на четыре точки. Стабилизирующие блоки необходимо размещать в стратегических местах, чтобы максимально стабилизировать автомобиль.
Технология стабилизации автомобиля при ДТП
а) Первым шагом является установка двойных клиньев под одно или два колеса автомобиля.
Опорные блоки должны быть закреплены клиньями в требуемом положении с усилием, необходимым для их устойчивости. После установки средств стабилизации, шины могут быть спущены таким образом, чтобы автомобиль мягко опустился на стабилизирующий материал, приняв устойчивое положение.
б) Выявление скрытых источников опасности
Если батарея не может быть отключена, то нужно включите аварийные сигналы – для предупреждения.
в) Работа со стеклом
В некоторых случаях для доступа к пострадавшему необходимо разбить стекло. В таком случае первым следует разбивать стекло, наиболее удаленное от пострадавшего.
Постарайтесь убрать все стекло с автомобиля, доводя до минимума количество осколков в автомобиле и вокруг него. Все пострадавшие в автомобиле должны быть надежно защищены перед началом операции по разбиванию стекол.
г) Способы удаления стекол
До начала работ спасателям следует надеть средства индивидуальной защиты, включая маску для защиты от стекольной пыли, а также накрыть пострадавшего одеялом для защиты от осколков. Если это необходимо, то надеть на пострадавшего маску для защиты от стекольной пыли.
Стекло можно удалить, используя стеклобой, или, при необходимости, резак для стекол. Удаление остатков стекла после использования стеклобоя должно выполняться изнутри наружу. Если есть возможность, то перед разбиванием рекомендуется опустить окно в дверь как можно глубже, так как для разбивания стекла требуется незначительное его часть.
В этом случае разбитое стекло останется в двери.
Ламинированное стекло рекомендуется разрезать с помощью резаком для стекла (пилы) частота зубцов которого составляет 6-8 зубцов на 2,5 см. При использовании такой пилы в процессе разрезания откалываются более крупные осколки, и она создает мало стеклянной пыли. Лезвие с более частыми зубцами плавит средний слой, состоящий из пластика, что приводит к затуплению пилы.
д) Системы пассивной безопасности
После консультации с мед. работником необходимо удалить или обрезать ремни безопасности (при их наличии). Выяснить, оснащен ли автомобиль подушками безопасности. Предупредительные надписи могут располагаться на стекле, панели приборов, на рулевом колесе, на боковой поверхности спинки переднего сиденья, над дверными проемами. Принимать меры предосторожности до тех пор, пока не будет известно, что система подушек безопасности отсутствует или отключена. Спасатели не должны находиться между рулем/панелью управления и пострадавшим ни с инструментами, ни со средствами спасения. Если в арсенале подразделения есть защитный чехол от срабатывания рулевой подушки безопасности, то необходимо установить его на руль.
е) Различные опоры и стойки содержат элементы, которых стоит избегать
Системы преднатяжения ремней могут привести к повреждению гидравлических резаков. Однако наиболее опасным является операция резания нагнетателя воздушной подушки. Она может оказаться исключительно опасной, поскольку выпуск сжатого под большим давлением газа внутри цилиндра или разрушение самого цилиндра может привести к очень серьезным травмам.
Поэтому необходимо всегда проверять опорные основания и стойки до начала их резки. Для этого нужно удалить внутреннюю обшивку салона автомобиля и выяснить, где находятся цилиндры с газом.
После чего на внешней стороне автомобиля сделайте отметку, где можно проводить резку.
Основные варианты демонтажа элементов кузова автомобиля при ДТП
Демонтаж боковой стороны автомобиля
Преобразование третьей двери
Удаление крыши (полное удаление крыши; откидывание крыши вперед; откидывание крыши назад; боковое откидывание крыши)
Сдвиг приборной панели
Подъем приборной панели
4.1. Демонтаж двери
Технология отжима двери со стороны замка
Вставить расширитель (спредер) в ручку замка и сдавить ее, пока не появиться зазор.
Вставить расширитель (спредер) в зазор на высоте замка. Отжать дверь вбок от средней стойки.
Для полного удаления двери сорвать петли двери с помощью расширителя (спредера).
Если есть возможность, срезать петли с помощью резака.
С помощью резака перерезать электропроводку и удалить дверь.
Технология демонтажа двери со стороны крыла
Если подходящее место для введения расширителя отсутствует, а переднее крыло доступно, то сначала необходимо сжать это крыло в самой верхней точке арки колеса. Это создаст необходимое пространство вокруг петель двери. При необходимости дальнейшего снятия крыла следует сделать профильный надрез в том месте, где крыло было сжато. Жесть крыла можно сорвать при помощи разжима.
При работе необходимо соблюдать меры предосторожности во избежание ранения оторвавшейся жестью. Необходимо найти хорошую точку опоры для расширителя над верхней петлей двери автомобиля, после чего дверь можно легко отжать. Работать следует с каждой из петель только поочередно. Не следует начинать работу между двумя петлями сразу. После удаления дверных петель и ограничителя между ними необходимо снять двери с замковой части. При этом придерживать дверь на последней стадии выполнения операции, чтобы дверь при падении не нанесла дополнительных травм. Характер ДТП может сделать недоступным подход к передней части автомобиля.
В таком случае доступ к дверным петлям может быть получен следующим образом: Вставить расширитель в передний угол оконного проема автомобиля. Отжать дверь вниз от передней стойки автомобиля для создания пространства над дверными петлями.
Технология демонтажа боковой стороны автомобиля
Вариант 1:
Перерезать сверху среднюю стойку.
Работая со стороны задней двери автомобиля, сделать глубокий рельефный рез в нижней части средней стойки с целью ее ослабления.
Установить один из рабочих наконечников расширителя в основание задних кресел автомобиля. Медленно и осторожно раскрывать его, следя за устойчивостью точки опоры, после чего опереть другой рабочий наконечник в нижней части средней стойки. После этого необходимо отжать стойку наружу, при этом отвести ее от порога автомобиля.
Продолжать расширение, раздвигая рабочие наконечники спредера вплоть до отделения средней стойки от порога автомобиля.
Вариант 2:
Снять переднюю дверь автомобиля.
Затем следует снять заднюю дверь с помощью резания или разжима дверных петель.
Отрезать верхнюю и нижнюю части средней стойки автомобиля для ее удаления.
Вариант 3:
Если нет возможности скусить стойки автомобиля, то необходимо использовать домкрат.
Преобразование третьей двери
Данный метод используется для создания достаточного проема в боковой стороне двухдверного автомобиля для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации. Не рекомендуется использовать данный метод, если в дальнейшем будет необходимость прибегнуть к отгибу приборной панели.
В первую очередь необходимо снять переднюю дверь автомобиля. Выполнить глубокий рельефный рез в основании средней стойки. При необходимости для облегчения резания следует сначала сдавить эту область с помощью расширителя. Если средняя стойка продолжается до крыши автомобиля, то необходимо обрезать ее в самой верхней ее части. Для большей безопасности можно снять среднюю стойку полностью. Выполнить вертикальный рельефный разрез перед задней стойкой. Расположить рабочие наконечники расширителя в основании реза средней стойки. Раскрыть расширитель и выдавить боковую панель наружу, создавая, таким образом, третью дверь. Свободное пространство создано. После этого следует тщательно установить защиту от острых кромок.
4.4. Удаление крыши (полное удаление крыши; откидывание крыши вперед; откидывание крыши назад; боковое откидывание крыши)
Технология полное удаление крыши
Удалить все необходимое стекло, Отрезать обе передние стойки, Разрезать лобовое стекло от края до края, обеспечивая защиту как пострадавшего, так и спасателя от осколков стекла и стекольной пыли. Отрезать обе средние стойки. На автомобилях с усиленной стойкой среднюю стойку лучше удалить, сделая V-образный вырез. Отрезать задние стойки. Убедившись, что отсутствуют любые другие соединительные точки и связи, такие как ремни безопасности или детали пластиковой отделки, можно снять крышу с автомобиля и перенести ее на специально выделенную для этой цели площадку.
Технология откидывания крыши автомобиля вперед
В первую очередь необходимо отрезать опорные средние и задние стойки. Эту операцию следует выполнять в то время, как другие спасатели поддерживают крышу автомобиля. После размещения необходимой защиты от осколков стекла, сделать профильные надрезы с двух сторон крыши автомобиля непосредственно за лобовым стеклом. Теперь отогнуть крышу автомобиля вперед. При выполнении данной операции возможно использовать лом в качестве рычага (оси) для перегиба. Крышу автомобиля в отогнутом состоянии необходимо застропить и закрепить ремнями. Острые углы и кромки должны быть защищены.
Технология откидывания крыши назад
Необходимо отрезать опорные передние стойки. Необходимо отрезать опорные средние стойки.Сделать V-образный надрез в центре крыши с задней части автомобиля. Крышу автомобиля отогнуть и застропить или закрепить ремнями.
Технология бокового откидывания крыши
Перерезать передние, задние и боковые стойки с одной стороны. Крыша отогнуть в сторону с соблюдением необходимых мер безопасности
Сдвиг приборной панели
ЦЕЛЬ: перемещение передней панели автомобиля для облегчения эвакуации пострадавших или получения доступа к их ногам.