Основные узлы велосипеда как технической транспортной машины

Устройство и ремонт велосипеда

Велосипед представляет собой самый распространенный индивидуальный вид транспорта, где двигателем и одновременно пассажиром является сам велосипедист.

Двухколесный педальный велосипед был впервые построен в 1801 г. русским изобретателем Артамоновым, который на 16 лет опередил Карла Дрейса (Германия), сконструировавшего двухколесный самокат, не имевший педального привода и приводившийся в движение путем отталкивания ногами от земли.

В дореволюционной России производство велосипедов было развито слабо. В годы советской власти велостроение получило большой размах. В настоящее время отечественная велосипедная промышленность выпускает первоклассные велосипеды всевозможных типов и назначений.

Велосипед получил в нашей стране широкое распространение как общедоступное массовое средство транспорта, туризма и спорта. Велосипедный спорт стал одним из любимейших видов спорта среди нашей молодежи.

Каждый велосипедист-спортсмен должен в совершенстве знать устройство своей машины, уход за ней, приемы регулировки и простейшего ремонта, так как только такое знание позволит ему осуществить надлежащую подготовку велосипеда к соревнованиям, не передоверяя этого важнейшего дела другим.

Цель настоящей книги — служить пособием для начинающего спортсмена, имеющего только элементарное знакомство с велосипедом. В ней дается описание устройства, разборки, сборки и ремонта велосипедов, а также краткие сведения по необходимому при ремонте велосипеда оборудованию, инструменту и приспособлениям.

Устройство узлов и деталей велосипеда

Ремонт велосипеда

Велосипеды

§ 1. Рама
§ 2. Передняя вилка и руль
§ 3. Седло
§ 4. Колеса
§ 5. Силовая передача
Классификация и ассортимент велосипедов
Ассортимент велосипедов, выпускаемых нашей промышленностью, разнообразен. По назначению велосипеды подразделяются на несколько групп: дорожные, легкодорожные, спортивные. Внутри каждой группы велосипеды, в свою очередь, делятся по назначению и технической характеристике: базе, высоте рамы, длине шатунов, количеству передач, размеру шин, конструкции, типу втулки заднего колеса, форме руля и седла, конструкции обода колес, тормозов, внешней отделке, весу и др.

Вопросы для повторения
1. Из каких основных узлов состоит велосипед?

2. Для чего предназначены передняя вилка и руль и какова их взаимосвязь?

3. В чем различие мужского и женского велосипедов?

4. Для чего предназначена и каково устройство втулки переднего колеса?

5. Какие функции выполняют втулки заднего колеса различных типов?

6. Какие размеры имеют шины различных типов велосипедов?

7. Каковы назначение механизма силовой передачи и принцип его действия?

8. Что такое передача велосипеда и как она влияет на его скорость?

9. Как делятся велосипеды по назначению?

10. Чем отличаются спортивные велосипеды от дорожных?

11. В чем особенность конструкции спортивно-шоссейного велосипеда?

12. Какие запасные части по узлам для велосипедов поступают в продажу?

13. Из чего складывается заводской номер на запасные части?

14. Какие принадлежности называют основными и какие дополнительными и почему?

15. Какие основные требования предъявляются к качеству велосипедов?

16. Как построен прейскурант на мотоциклы, мотороллеры, мотовелосипеды и велосипеды?

17. Из чего складывается окончательная цена на велосипед?

Источник

Основные узлы и части велосипеда

Основные узлы велосипеда как технической транспортной машины

Рама:
— верхняя труба;
— нижняя труба;
— подседельная труба;
— рулевая труба;
— верхние перья;
— нижние перья.
Вилка.
Руль:
— вынос руля;
— манетки;
— рычаги тормозов;
— грипсы.
Колесо:
— обод;
— покрышка;
— спицы;
— клапан;
— втулка.
Тормоза:
— передний тормоз;
— задний тормоз;
— тормозные колодки;
— трос тормозов.
Трансмиссия:
— шатуны;
— педали;
— передние звёзды;
— каретка;
— передний переключатель;
— цепь;
— задний переключатель;
— кассета со звёздами.
Седло:
— подседельный штырь;
— эксцентрик.

Также читать на эту тему:

Основные размеры велосипеда. H1 – высота рамы – расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы. L – база велосипеда – расстояние между центрами втулок колёс. P – высота руля – расстояние между осью руля и уровнем земли…

Основные размеры рамы велосипеда. A — длина верхней трубы переднего треугольника рамы; B — фактическая длина верхней трубы переднего треугольника рамы; C — длина верхних перьев заднего треугольника рамы; D — высота рулевой трубы рамы…

Типы рам велосипеда. Ромбовидная рама – классическая, наиболее часто встречающаяся рама, в основном на мужских дорожных и шоссейных и горных велосипедах…

Свойства рам велосипедов по стилям катания. Рамы для шоссейных велосипедов. Должны обеспечивать наиболее быстрый набор скорости велосипеда при приложении мускульных усилий велогонщика, а также высокую устойчивость и хорошую управляемость. Это достигается увеличенной жёсткостью при…

Долговечность рамы велосипеда. В процессе эксплуатации велосипеда на раму действуют нагрузки, которые многократно повторяются. Эти циклические нагрузки возникают от неровностей дорожного полотна: ямы, кочки, выбоины в асфальте и др. Когда в различных конструкциях начали использовать алюминиевые сплавы…

Источник

Как устроен велосипед и из чего состоит – схема с названием деталей

Основные узлы велосипеда как технической транспортной машины

Велосипед – практичное и по большей части универсальное средство передвижения. Это экономичный и удобный вид транспорта, который давно обосновался в городе, сельской местности и далеко за пределами дорог. Достаточно широко используется велосипед и в спортивных соревнованиях.

О его достоинствах можно говорить много. Однако стоит выделить очевидное преимущество – примитивность конструкции. Она проста и интуитивно понятна, поэтому велосипед популярен среди такого количества людей. Но его устройство не ограничивается рулем, колесами, рамой и педалями.

Из каких частей состоит велосипед

Основные узлы велосипеда как технической транспортной машины

«Анатомия» велосипеда имеет много общего с устройством автомобиля – все рабочие узлы и механизмы крепятся на несущей конструкции. Наглядно об устройстве двухколесного транспорта свидетельствует схема «Строение велосипеда». Из рисунка понятно, что все механизмы и основные узлы держатся на раме велосипеда.

А теперь расскажем более подробно о каждой детали.

Это ромбовидный каркас, собранный из нескольких составляющих:

Передние трубы «сшиты» между собой в рулевой стакан, нижняя и подседельная труба вместе с перьями – в кареточный стакан, а перья между собой – в дропауты заднего колеса. Нынешний ассортимент велосипедов обусловливает классификацию рам:

Что касается материала изготовления, то здесь на данный момент можно выделить в общей сложности два варианта: алюминий (бюджетный и наиболее распространенный) и карбон (самый дорогой и износостойкий).

Седло

Основные узлы велосипеда как технической транспортной машины

Здесь следует сразу обратить внимание на то, что правильно говорить именно «седло», а не «сиденье». Дело в том, что второй вариант подразумевает глубокую посадку человека, когда масса тела полностью распределяется по поверхности. На седло велосипеда приходится лишь частичная нагрузка. Во время движения масса тела должна равномерно распределяться между рулем, педалями и седлом.

При выборе следует ориентироваться на высоту подседельного штыря. Что касается болезненных ощущений в области паха, то они могут возникнуть после длительного отсутствия опыта езды на велосипеде. Предпочтение следует отдавать седлам анатомической формы от известных производителей.

Эта часть состоит из двух элементов: горизонтальной изогнутой трубы и вертикального штока. Руль бывает:

Вынос руля (может быть жестким и регулируемым) соединяет трубку с рулевым штырем. Это достаточно важный элемент велосипедной конструкции, к выбору которого нужно относиться со всей серьезностью. Неправильно подобранный вынос существенно увеличивает нагрузку на велосипедиста, а также влияет на некоторые технические моменты.

Рулевая колонка – неотъемлемый элемент системы велосипеда, который отвечает за вращение велосипедной вилки в головной раме. Бывает двух типов:

Первый вариант считается устаревшей и дешевой конструкцией, для монтажа и демонтажа которой понадобится разводной ключ. Безрезьбовые рулевые колонки встречаются в большинстве современных моделей – вилка легко вставляется и фиксируется в трубе рулевой рамы.

Грипсы

Это насадки на ручки руля. Данный элемент значительно повышает уровень комфорта во время езды, обеспечивая надежный хват. Грипсы бывают пластиковыми и резиновыми. Изготавливают их также из геля, пены, кожи, силикона или полиуретана. Предпочтение следует отдавать прочным изделиям, которые даже при намокании позволят уверенно держать руль.

Вынос руля

Он определяет расстояние руля от рамы – чем дальше его удаленность, тем более горизонтальное положение принимает велосипедист. Обсуждаемая деталь крепится к регулировочной трубе.

Шифтеры

Основные узлы велосипеда как технической транспортной машины

Это один из элементов, отвечающих за переключение передач. Шифтеры, или манетки крепятся к рулю велосипеда. Их состояние определяет четкость смены одной передачи на другую.

Передний переключатель скоростей

Неприхотливая в обслуживании и износостойкая деталь, которая передает сигнал о переключении скорости с шифтера посредством тросика. Механизм перекидывает цепь между звездочками передней кассеты.

Задний переключатель скоростей

Механизм отвечает за безупречную смену скоростей. Он перекидывает шестерни задней кассеты. Это достаточно деликатная деталь, которая открыта всем «прелестям» плохой погоды: влаге, грязи, пыли и т.д. Поэтому ее состоянию нужно уделять много внимания.

Тормоза

Тормозная система велосипеда – важнейший узел, от состояния которого зависит безопасность велосипедиста и других участников дорожного движения. Наиболее распространенными являются:

Последний тип сегодня встречается крайне редко. Ободные представлены зажимными устройствами с колодками, которые оказывают давление на ободья, тем самым замедляя движение велосипеда. Дисковые состоят из закрепленного на втулку диска, привода и калипера, к которому крепятся тормозные колодки – этот тип является наиболее эффективным и распространенным. Дисковые тормоза не зависят от геометрии обода, они обеспечивают большую поверхность торможения и меньший ход колодки.

Колеса

Вот уж без чего нельзя представить велосипед. Они являются легкими, но прочными конструкциями, включающими:

Рассмотрим каждый элемент колеса более детально.

Велосипедная втулка

Она состоит из оси, подшипников и шайб. Втулка формирует и удерживает крутящий момент. Внутреннее устройство обсуждаемого заднего элемента гораздо сложнее, чем переднего, поскольку эта деталь отвечает за раскручивание колеса.

Обода

Это металлическое кольцо, которое крепится к втулке через спицы. Особенности геометрии обода вкупе со степенью натяжения спиц определяют устойчивость колеса к механическим повреждениям и силовым нагрузкам.

Ободья чаще всего изготавливают из алюминиевого сплава, спицы – из легких металлов с хромовым напылением.

Основные узлы велосипеда как технической транспортной машины

Это гармоничный тандем камеры и покрышки. Первая представлена полым изделием из резины, которое накачивается воздухом до определенного уровня давления. Связь с «внешним миром» обеспечивается посредством ниппеля, через который происходит закачивание воздуха.

Покрышка или внешняя часть шины характеризуется наличием бортов, боковин и контактной части (протектора), которая соприкасается с поверхностью земли. Типы покрышек:

Есть специфические шины с грунтозацепами по краям. На них вполне комфортно передвигаться по асфальту, но при езде по рыхлым поверхностям – равных им нет.

Педали

С их помощью усилие от ног передается на шатуны, каретку и передние звезды. Различают несколько типов педалей:

Сегодня производители предлагают достаточно много вариантов исполнения педалей для велосипеда, поэтому каждый сможет индивидуально подобрать изделие, отвечающее всем требованиям.

Трансмиссия

Это ключевой механизм велосипеда, без которого он просто не поедет. Составляющие части:

За счет каретки обеспечивается свободное вращение. Ее узел находится в нижнем стакане рамы и является соединительным элементом для пары шатунов и передних звезд.

«Здоровью» трансмиссии велосипеда следует уделять повышенное внимание. Регулярный осмотр, чистка и смазывание элементов должны стать рутиной велосипедиста.

Заключение

Схема велосипеда на самом деле является достаточно простой конструкцией с небольшим количеством деталей и элементов. Но именно слаженная работа всех составляющих обеспечивает комфортное и безопасное катание. Зная, как устроен велосипед, вы сможете без труда ориентироваться в ассортименте запчастей и составляющих.

Основные узлы велосипеда как технической транспортной машины

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Источник

Особенности конструкции велосипеда

Основными узлами велосипеда являются рама, передняя вилка, руль, седло, колеса, силовая передача, тормоза и щитки.

Рама соединяет все узлы велосипеда. Она должна быть достаточно прочной, легкой и упругой, чтобы несколько смягчать толчки от неровностей дорог. Таким требованиям удовлетворяют рамы из тонкостенных (1—1,5 мм) труб из легированных, хромомолибденовых сталей, диаметром от 14 до 32 мм.

Различают рамы сварные и паяные. Сварные рамы изготовляют соединением труб стыковой контактной сваркой, паяные состоят из труб, соединенных между собой стальными трубчатыми узлами, которые пропаиваются между собой твердым сплавом. Последние отличаются повышенной прочностью, хотя несколько тяжелее сварных. Их легко ремонтировать путем замены поврежденных труб.

Для более дорогих велосипедов, особенно спортивного назначения, рамы изготовляют из сплавов алюминия, титана и карбоновых волокон. Рамы из алюминия отличают меньший вес, высокая жесткость, устойчивость к ржавчине. Существует два основных типа крепления алюминиевых труб: сварка и склейка (с пожизненной гарантией).

Титановые рамы относятся к легким, высоконадежным и упругим. Отечественная промышленность освоила выпуск титановых рам, их используют самые известные мировые производители велосипедов.

Углеволокно (называемое также графитом, карбоном, углепластиком), благодаря большой прочности, легкости и упругости является оптимальным материалам для спортивных велосипедов. В последнее время стали появляться и композитные рамы, когда на тонкую титановую основу наращивается слой карбона. Подобная конструкция обладает достоинствами обоих конструкционных материалов, компенсируя их недостатки.

По конструкции рамы могут быть закрытыми, открытыми, полуоткрытыми, складными и разъемными.

Типичной закрытой рамой является рама «мужского» велосипеда (рис.), состоящая из головной трубы, в которую вставляются стержень передней вилки и стержень руля, верхней и нижней труб и заднего треугольника, состоящего из подседельной трубы, задней стойки и цепной вилки. Для велосипедов усиленной конструкции рама выполняется с дополнительной трубой, расположенной параллельно верхней.

Открытые рамы характерны для женских велосипедов. Они могут быть с изогнутыми верхней и нижней трубой и с прямыми трубами. Последние отличаются меньшей упругостью, а соответственно и комфортностью.

Полуоткрытые (универсальные) рамы вместо верхней и нижней труб имеют так называемую балку, соединяющую головную и подседельную трубы в области кареточного механизма. Руль и седло в велосипедах с такой рамой могут подниматься или опускаться в больших пределах и фиксироваться с помощью клеммовых зажимов без применения инструментов. Благодаря такой конструкции велосипеды могут использоваться как мужчинами, так и женщинами, как взрослыми, так и детьми.

Складные рамы на балке имеют петлю-замок, с помощью которой можно сложить велосипед вдвое

В разъемных рамах балка имеет разъем, делящий велосипед на две части. Это удобно при хранении или транспортировании велосипеда.

С помощью передней вилки и руля можно поворачивать закрепленное в вилке переднее колесо. Вилка амортизирует толчки на неровной дороге. Она состоит из стержня и двух перьев, соединенных между собой коронкой. Перья вилки изготовляют из конических труб, которые соединяются тонкими концами с осью колеса. Такая конструкция вилки обеспечивает необходимую упругость и пружинящие свойства. Для повышения упругости концы перьев вилки несколько изгибают (выносят) вперед. Для дорожных велосипедов такой вынос может составлять до 75 мм, в спортивных велосипедах, где требования к удобству езды не самое главное, вынос составляет 45-50 мм.

В конструкциях горных, шоссейных и туристских велосипедов известны вилки с амортизаторами. Амортизаторы могут быть на основе эластомеров, пружин, пневматики и гидравлики, например масляные. Амортизаторы могут быть простые, регулируемые и с отключателем амортизации.

Руль прочно соединяется с передней вилкой и служит как для управления велосипедом, так и для придания определенного положения велосипедисту во время езды. Различают рули для велосипедов дорожного типа и спортивного.

Рули дорожного типа характеризуются большей шириной (500-550 мм) и раздвинутыми наружу ручками. Концы их могут быть загнуты вверх, вниз или изогнуты в одной плоскости. По конструкции рули дорожного типа бывают неподвижными и поворотными. В поворотном руле угол наклона ручек можно регулировать в больших пределах; неподвижные (жесткофиксированные) рули используют на велосипедах, имеющих ручные тормоза с жесткими тягами.

Руль спортивного велосипеда делают узким для снижения массы и низким для уменьшения сопротивления воздуха и для улучшения управляемости (опущенный руль позволяет также легко изменять положение рук).

В некоторых видах трековых гонок и в шоссейных гонках применяется «аэродинамический» (искривленный V-образный) руль, на который гонщик может опираться локтями в согнутом, аэродинамически выгодном положении.

Седло должно обеспечивать необходимую комфортность езды. Оно должно быть удобным, иметь достаточную опорную поверхность и хорошо амортизировать. Различают седла для дорожных, спортивно-туристских и спортивных велосипедов.

Седла дорожных велосипедов состоят из покрышки, металлического каркаса с вертикальными пружинами большого диаметра и замка, с помощью которого они крепятся к подседельной трубе. Покрышка седла может быть жесткой или мягкой, из натуральной кожи или искусственной, на войлочной и латексной подкладке. Дорожные седла отличаются большими размерами (большей шириной) и высокими амортизирующими свойствами, обеспечивающими повышенную комфортность езды.

Седла для спортивно-туристских велосипедов имеют меньшие размеры, изготовляют их из мягких покрышек с системой горизонтально-натянутых пружин (3, 4) небольшого диаметра.

Седла спортивных велосипедов изготовляют узкими, они имеют жесткий каркас без пружин. С помощью замка в седлах можно регулировать их наклон, обеспечивая наиболее удобную посадку велосипедиста при езде.

Колесо велосипеда состоит из обода с шиной, спиц и втулки.

Обод колеса изготовляют из стальной ленты обыкновенного профиля или коробчатого сечения. Если для обыкновенного обода используется сталь толщиной 0,8 мм, то для ободьев коробчатого сечения достаточна толщина 0,7 мм, причем прочность и жесткость последних выше. Хорошо зарекомендовали себя ободья из алюминиевых сплавов коробчатого сечения: они намного легче стальных, мало уступают им по прочности и жесткости. Такие ободья ставят на колеса спортивно-туристских велосипедов. Чем больше диаметр обода колеса, тем оно легче перекатывается по неровностям дороги и меньше погружается в углубления. У таких колес больше контакт с дорожным покрытием, велосипед меньше заносит на поворотах, и он более устойчив в движении. Колеса большого размера ставят на мужские дорожные велосипеды.

В городах можно использовать велосипеды с колесами меньшего диаметра. Они имеют небольшие габариты и массу, что делает их удобными при перевозках в лифте, в багажниках автомобилей, а также при хранении в квартирах.

Колесо велосипеда должно быть прочным, упругим, достаточно жестким и, главное легким. Таким условиям отвечают колеса, у которых втулки соединены с ободом тонкими спицами.

Спицы изготовляют из прочной проволоки диаметром 2 мм для дорожных велосипедов и 1,8 мм — для спортивных. Спицы диаметром 2 мм выдерживают нагрузку по 210 кг каждая, а спицы для спортивных велосипедов — 175 кг. Для снижения общей массы спортивных велосипедов высокого класса спицы для их колес изготовляют переменного сечения. В середине такая спица имеет наименьший диаметр. Такие спицы называют редуцированными.

Спицы с одной стороны имеют загнутую головку, которая соединяется со втулкой, а с другой — винтовую нарезку, на которую навинчивают ниппельную головку, шарнирно соединенную с ободом колеса. Чтобы концы спиц, проходящие через ниппель, не прокололи камеру, их закрывают ободной резиновой лентой шириной 20 мм, склеенной в кольцо вокруг обода колеса.

Шины колес состоят из покрышки и резиновой камеры, в которую под давлением нагнетается воздух. Шина должна обеспечивать смягчение ударов и толчков от неровностей дороги, хорошее сцепление с дорожным покрытием, бесшумность движения и иметь небольшую массу.

Покрышка состоит из двух слоев прорезиненной ткани и резинового протектора с рельефным рисунком. В борта шины завулканизированы стальные проволочные кольца. Такая конструкция шин предохраняет камеру от повреждения и обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью дороги.

В спортивных велосипедах применяют шины-однотрубки, у которых каркас покрышки выполнен из тонких шелковых тканей с наклеенным на него протектором. Камера зашивается внутрь покрышки. Благодаря такой конструкции резко уменьшается масса колеса и в целом велосипеда, однако прочность на истирание однотрубок низка.

Велосипедные шины характеризуются посадочным диаметром и шириной, которые указываются на покрышке. Посадочный диаметр может быть от 205 до 622 мм, а ширина — от 30 до 56 мм.

Камеру шины изготовляют из тонкостенной резиновой трубки, в которую вмонтирован металлический вентиль с обратным клапаном. Камера придает шине эластичность и упругость.

Втулки колес для переднего и заднего колеса различны.

Втулка переднего колеса состоит из корпуса с фланцами, имеющими отверстия для крепления спиц. Внутри корпуса находятся шарикоподшипники, через которые проходит ось. Колесо центрируется на оси коническими гайками (конусами). К перьям передней вилки ось втулки крепится гайками или более удобными «барашками», которые можно отвинчивать без гаечного ключа. Втулки заднего колеса служат не только его опорой, но и обеспечивают на колесо силовую передачу при движении и при торможении. Различают втулки тормозные со свободным ходом, бестормозные со свободным ходом, без свободного хода.

В дорожных велосипедах используются главным образом тормозные втулки со свободным ходом.

Они обеспечивают движение велосипеда при вращении педалей, свободный ход колеса при движении по инерции без вращения педалей и торможение при вращении педалей в обратную сторону. Кроме тех деталей, из которых состоит втулка переднего колеса, в комплект втулки заднего колеса входят ведомая зубчатка, ведущий конус, тормозной механизм и тормозной рычаг. Достоинством тормозных втулок является их универсальность, компактность и надежность работы на малых скоростях движения.

В спортивных велосипедах тормозные втулки не применяют из-за низкой эффективности торможения на высоких скоростях, вместо них используются бестормозные втулки. Основным элементом их являются трещотка с храповым механизмом свободного хода и несколькими ведомыми звездочками. Конструктивно они объединены в единый блок, называемый кассетой.

Набор звездочек в кассете можно изменять по желанию. При нажиме на педаль цепь вращает одну из звездочек и вместе с ней корпус трещотки. Последняя с помощью подпружиненных «собачек» входит в зацепление с корпусом втулки и приводит во вращение колесо. При движении по инерции, когда трещотка не движется, «собачки» выходят из зацепления, колесо продолжает вращаться. При этом «собачки», скользя по зубьям, издают треск (отсюда название — трещотка).

Бестормозная втулка без свободного хода используется и в детских велосипедах. Колесо вращается только в том случае, если вращаются педали. Устройство такой втулки аналогично устройству втулки переднего колеса, добавляется только ведомая зубчатка. Такие втулки используются также в спортивных трековых велосипедах.

Силовая передача включает кареточный механизм, педали, велоцепь и ведомую шестерню.

Кареточный механизм состоит из вала, размещенного в кареточном узле, и рамы (каретки) на шарикоподшипниках. На валу с помощью металлических клинков закреплены шатуны с ведущей звездочкой. В малую головку шатуна ввинчивается педальная ось с педалью. Так как на шатуны воздействуют большие механические нагрузки, их изготовляют из высокопрочных конструкционных сталей (марки 45) с последующей ковкой и чеканкой. Шатуны для спортивных трековых велосипедов изготовляют из легких алюминиевых сплавов. Шатуны могут иметь различную длину (от 125 до 180 мм), и чем они длиннее, тем легче велосипед в езде, и наоборот.

На правом шатуне крепится одна или две ведущие звездочки, которые передают с помощью цепи вращение на ведомую звездочку втулки заднего колеса. Отношение числа зубьев ведущей звездочки к ведомой называется передаточным числом, которое показывает, сколько раз заднее колесо повернется при одном повороте педалей. Если умножить длину окружности заднего колеса на передаточное число, то можно вычислить путь, который пройдет велосипед за один поворот педалей. Этот путь называется шагом велосипеда. В зависимости от соотношения числа зубьев в ведущей и ведомой звездочках и диаметра колеса шаг велосипеда может колебаться от 3,5 до 9,2 м.

Правильный выбор велосипеда с необходимым шагом позволяет велосипедисту соразмерно своим силам ехать с максимальной скоростью. Если велосипед слишком тяжелый в езде (имеет большой шаг), необходимо ведомую звездочку заменить звездочкой с большим числом зубьев.

В спортивно-туристских велосипедах изменение передаточного числа осуществляется путем перебрасывания цепи с одной звездочки на другую с помощью механизма переключения передач. Современные спортивные велосипеды имеют 8-10 передач, которые осуществляются двумя переключателями; передним — на блок из двух ведущих звездочек каретки и задним — а 4-5 звездочек трещотки заднего колеса. Таким образом удается изменить шаг велосипеда с 3,5 до 9,2 м.

Педали (рис.) велосипеда служат опорой для ног и представляют собой вращающуюся на двух шарикоподшипниках опорную рамку, смонтированную на педальной оси.

Педали должны быть прочными, удобными и легкими. По назначению педали делят на дорожные (для мужчин, женщин и подростков) и спортивные. По конструкции и материалу они могут быть металлическими и металлическими с резиновыми опорными колодками.

Педали с резиновыми колодками имеют большую опорную поверхность, достаточно эффективно предохраняют ногу от соскальзывания, однако они слишком массивны. Используют такие педали в дорожных велосипедах.

В спортивных велосипедах применяют главным образом металлические педали с зубчатыми пластинками. Они намного легче, имеют специальные держатели ног — туклипсы.

На спортивно-туристских велосипедах применяют комбинированные металлические педали с резиновыми накладками, которые при необходимости можно снять. На некоторых моделях педалей устанавливают световозвращатели (катафоты) красного или желтого цвета.

В последнее время все большей популярностью стали пользоваться контактные педали, которые присоединяются к велотуфлям с помощью специального замка. Для разъединения достаточно сделать движение пяткой вбок.

Велосипедная цепь состоит из звеньев с втулочно-роликовым соединением. Каждый шаг цепи составляет 0,5 дюйма (12,7 мм). Ширина цепи равна 3,3 мм для дорожных и спортивно-трековых велосипедов и 2,4 мм — для спортивно-шоссейных и туристских велосипедов. Концы цепи соединяются в замкнутое кольцо специальным разборным звеном — замком. Чтобы разъединить цепь, нужно в замке отверткой разжать пружинную пластинку и снять ее с осей замка.

Тормоза служат для замедления движения. Различают тормоза ножные (педальные) и ручные. Самое широкое распространение получили ножные тормоза, встроенные в тормозную втулку заднего колеса. Они приводятся в действие вращением педалей в обратном направлении.

Ручные тормоза по конструкции могут быть клещевыми и прижимными. Тормоза клещевого типа подобно клещам охватывают своими резиновыми колодками обод по его боковым поверхностям. Прижимные тормоза действуют своей колодкой непосредственно на шину переднего колеса женских велосипедов.

Щитки защищают велосипедиста от пыли и грязи. Различают щитки широкие для дорожных велосипедов и узкие — для туристских и подростковых. На спортивные велосипеды с целью снижения их массы и повышения обтекаемости щитки не ставят. Щитки для задних колес имеют световозвращатель.

Велосипеды комплектуются основными и дополнительными принадлежностями.

Основные принадлежности продаются вместе с велосипедом, и их стоимость входит в цену велосипеда. К ним относятся: насос, звонок, масленка, щиток на цепь, отражатели красного цвета, ручные тормоза. Велосипед снабжается также набором инструментов и велоаптечкой.

Дополнительные принадлежности приобретаются за отдельную плату. К ним относятся: зеркало, счетчик, электрооборудование, багажник, откидная подставка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *