Основные пожарные автомобили ттх ац 40 130 63б
Пожарные автомобили ЗИЛ
Машины, стоящие на вооружении МЧС, выпускают на базе разных марок автомобилей, но самой популярной считается платформа ЗИЛ. Переоборудование под потребности спасателей происходит на профильных заводах и цехах. Пожарные автомобили на ЗИЛ полностью соответствуют тактико-техническим характеристикам спецтехники, используемой при тушении пожаров различных категорий. Популярность этой марки обусловлена рядом факторов:
Наиболее востребованными у МЧС оказались модели 130 и 131, а также легендарные пожарные автомобили ЗИЛ 157. Регулярно проводимая их модернизация повышает качество техники и сокращает расходы, связанные с техобслуживанием.
Пожарные автомобили ЗИЛ 130
За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.
В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.
Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.
На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:
Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.
Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.
Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.
ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б
Насос | ПН-40УА |
Производительность, л/сек | 40 |
Напор при номинальном числе оборотов, м | 100 |
Всасывающий насос | Газоструйный |
Высота всасывания, max, м | 7.5 |
Время заполнения всасывающей линии при max геометрической высоте всасывания, сек. | 40 |
Пеносмеситель | ПС-5 |
Тип пеносмесителя | Водоструйный эжектор |
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м 3 | 25 |
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м 3 | 250 |
Площадь тушения пенами низкой кратности при I тр = 0,1…0,15л/(с*м 2 ) | 42…28 |
Площадь тушения пенами низкой кратности при I тр = 0,05…0,08л/(с*м 2 ) | 83 |
Пожарные автомобили ЗИЛ 131
Серийный выпуск ПА на базе ЗИЛ 131 пришелся на 1970-1984 годы, когда были разработаны модели 137 и 137А. Они оказались удачными по сочетанию полноприводного шасси с абсолютной неприхотливостью к эксплуатационным условиям. По ТТХ пожарный автомобиль ЗИЛ 131 отличается от ЗИЛ 130, но полностью заменить его так и не смог. Для тушения пожаров его могут заправлять водой или пеной. Цистерна для воды рассчитана на 2.4 тонны, а бак для пены по сравнению с рассмотренной выше моделью немного меньше, 150 литров. При этом общая снаряженная масса этого автомобиля составляет 11 тонн. Распределение нагрузки на передний мост – 2980 кг, на задний – 8170 кг.
Бензиновый карбюраторный двигатель А-76 у ЗИЛ 131 АЦ-137 и 137А имеет мощность 150 л.с. или 110 кВт. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч с расходом топлива 40 л на 100 км пробега. Колесная база предполагает шесть ведущих односкатных колес. Благодаря полному приводу машина справляется с бездорожьем. Это важный показатель для сохранения машинного фонда этой модификации как основной технической единицы МЧС.
Преимуществом ПА на базе ЗИЛ 131 считается система подогрева воды, расположенная в цистерне. Функционирует она на энергии выхлопных газов. Также отличительной особенностью этой модификации является улучшенная двухрядная кабина с защитными решетками на окнах на случай массовых беспорядков.
ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А
Несмотря на свою популярность, ПА на базе ЗИЛ 131 имеет некоторые недостатки. Например, принцип крепления к раме, из-за чего часто нарушается геометрия цистерны, а как следствие – ее разгерметизация.
Пик производства пожарных машин на базе грузовых автомобилей ЗИЛ пришелся на 1970-е годы, однако популярность этой техники не спадает и в наши дни. Ее плюс – неприхотливость в эксплуатации и возможность работы как в городской черте, так и в условиях бездорожья.
Конструкция и технические характеристики ТОП-2 отечественных пожарных автомобиля ЗИЛ — разбираем во всех подробностях
Фото: Пожмашина АЦ-40 (130)-63Б
Автоцистерна пожарная АЦ-40(130) модели 63Б предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной.
ЗИЛ 130
Самым распространенным пожарным автомобилем можно по праву считать специализированное транспортное средство на базе модели ЗИЛ 130. Стоит отметить, что всего было выпущено и переоборудовано различными инженерными предприятиями порядка 10 вариантов этих автомобилей.
Наиболее популярной была модель пожарного автомобиля ЗИЛ 130 АЦ 40 – 63Б. Это транспортное средство предназначалось для доставки к месту тушения пожара расчета, специальных средств, а также дополнительного оборудования для оперативной локализации и устранения возгорания. В качестве основного вещества, которое применялось для тушения пожаров выступала либо вода, либо воздушно-механическое пенное вещество.
Описываемые автомобили оснащались вместительной цистерной, объем которой составляет 2360 литров, а также дополнительным баком, в который наполнялся пенообразователь в объеме 170 литров при общей массе в 187 кг.
Кабина, в которой размещается пожарный расчет, собрана в виде цельнометаллической конструкции и имеет два ряда посадочных мест. Четыре двери кабины обеспечивают быстрый выход пожарных из автомобиля. На крыше предусмотрены пеналы, где располагаются всасывающие рукава.
С каждой стороны кузова находятся металлические отсеки для размещения в них различных специализированных аксессуаров и оборудования. Кроме того, описываемый автомобиль оснащен центробежным насосом для тушения пожаров модели ПН 40УА. Насос расположен в задней части автомобиля и имеет одноступенчатый механизм работы.
Силовой агрегат у этой модели ЗИЛа оснащен 8 цилиндрами, четырехтактный с системой жидкого охлаждения. Номинальная задекларированная мощность силового агрегата этого автомобиля составляет 110 кВт.
Шасси автомобиля отличается повышенным уровнем надежности и выполнено в виде лонжеронной рамы. Сами лонжероны изготавливаются из низколегированной стали марки 30Т. Лонжероны усилены специальными вставками, которые обеспечивают целостность общей несущей конструкции при полной загруженности автомобиля.
Подвеска этой пожарной машины полностью зависима и предусматривает наличие рессор и телескопических амортизаторов. Двускатная комплектация задних колес пожарной машины ЗИЛ 130 обеспечивает устойчивое положение автомобиля и высокий уровень проходимости. Кроме этого, при использовании этого транспортного средства в сельской местности допускается установка на ведущую ось арочных шин.
Такая модернизация позволяет оперативно пребывать к месту тушения пожаров по дорогам с различным качеством и структурой поверхности. Также в подобных условиях допускается установка специальной лебедки на передний бампер автомобиля.
Механизм рулевого управления предусматривает наличие гидроусилителя. В качестве привода используется ременное соединение с коленчатым валом силового агрегата автомобиля. Тормозной механизм имеет конструкцию барабанного типа с двумя внутренними колодками для каждой из ступиц.
Технические характеристики
В 1968 году была разработана модель ац 40 131, выполненная на базе грузового автомобиля ЗИЛ. За время производства машины модернизировались и усовершенствовались. Все изменения улучшали различные качества авто.
Технические характеристики и описание ЗИЛ 131 :
Базовое шасси
При производстве автоцистерн важным этапом является выбор шасси, так как этот комплект агрегатов определяет функциональные возможности пожарной машины. Шасси автомобиля состоит из 3 частей:
Существуют 2 схемы шасси:
Рамные конструкции бывают:
Для изготовления машин используются полноприводные и неполноприводные шасси грузовых автомобилей. На полноприводные устанавливаются шины для движения по грунтовым дорогам и по ровным поверхностям. Также должна быть возможность установки на ведущие колеса противоскользящих цепей.
Шасси пожарного автомобиля ЗИЛ имеют лонжеронную раму и повышенный уровень надежности. Целостность несущей конструкции, при полной загруженности машины, обеспечивают специальные вставки, которыми усилены лонжероны.
Подвеска может быть зависимой и независимой. Основное назначение подвески — поглощение вибраций во время движения. Колесная база состоит из 6 ведущих колес.
Также производились на таких шасси насосные установки, на смену которым пришли пожарные машины ЗИЛ.
Габаритные размеры длина ширина высота
Пожарная машина имеет следующие габариты:
Размеры могут отличаться в зависимости от марки автомобиля.
Пожарная автоцистерна АЦ-40 (130) 63Б
Тактико-технические возможности и конструктивные особенности пожарного автомобиля, оснащенного цистерной для воды и баком пенообразователя. Подготовка пожарного насоса к работе и порядок работы с ним. Водопенные коммуникации пожарной автоцистерны.
Рубрика | Безопасность жизнедеятельности и охрана труда |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.04.2020 |
Размер файла | 806,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Главное управление МЧС России по Иркутской области
Учебный пункт №2 ФПС (г. Братск) 10 ПСО ФПС
по дисциплине: Пожарная техника
на тему: Пожарная автоцистерна АЦ-40 (130) 63Б
Выполнил Кравченко А.А.
Рис.№1 Пожарный автомобиль АЦ-40(130)63Б
Время работы от собственных емкостей:
— одного ствола А или двух стволов Б
— одного ствола СВП-4
— одного генератора ГПС-600
Объем получаемого раствора пенообразователя:
Количество пены, м 3 :
Возможная площадь тушения пенами, м 2
— низкой кратности при I s = 0,1…0,15л/(с*м 2 )
— средней кратности при I s = 0,05…0,08л/(с*м 2 )
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3, м 3
• Пожарный автомобиль АЦ-40(130)-63Б оснащается: цистерной для воды вместимостью 2360 л и баком на 170 л (187 кг) пенообразователя;
• двухрядной четырёх-дверной цельнометаллической кабиной боевого расчёта с панорамным лобовым остеклением;
• металлическим кузовом с отсеками для размещения пожарно-технического вооружения и пеналами для всасывающих рукавов на крыше;
• центробежным одноступенчатым пожарным насосом ПН-40УАзаднего расположения.
Рис.№2 Двигатель ЗиЛ-130
Автоцистерна АЦ-40(130)-63Б среднего класса предназначен для доставки к месту пожара боевого расчёта (посадочная формула 1 + 6), пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ (воды и пенообразователя) и для тушения пожара водой и воздушно-механической пеной.
Рис.№3 Пожарный насос ПН-40УВ в разрезе
Насос ПН-40УВ предназначен для подачи воды или водных растворов при тушении пожаров и устанавливается на пожарных автомобилях.
Подготовка пожарного насоса ПН-40УВ к работе и порядок работы с ним
При подготовке насоса к работе необходимо провести профилактический осмотр и проверить герметичность на сухой вакуум.
Порядок проверки герметичности на сухой вакуум:
1) закрыть все задвижки, вентили и сливной краник насоса;
2) закрыть заглушкой всасывающий патрубок;
3) открыть вакуумный кран;
4) включить вакуумный насос и, не включая привод пожарного насоса,
5) закрыть вакуумный кран, после чего выключить вакуумный насос.
Указанное разрежение при исправной вакуумной системе должно создаваться не более чем за 20 с.
При нормальной герметичности насоса и его коммуникаций разрежение должно уменьшаться не более 0,13 кгс/см2 (0,013 МПа) за 2,5 мин.
При большем значении падения разрежения обнаружить места нарушения герметичности путем опрессовки насоса водой давлением 12. 13 кгс/см2
(1,2-1,3 МПа). Опрессовка водой производится при работающем насосе и закрытых напорных задвижках. Обнаруженную негерметичность необходимо устранить. Насос опрессовывается только через всасывающий патрубок от водопровода или другой автоцистерны.
• Водопенные коммуникации обеспечивают: забор воды из цистерны и подачу ее к лафетным и ручным стволам, подачу воды к стволам от водопроводной сети, забор воды из открытого водоисточника и подачу ее к стволам. Они также обеспечивают забор пенообразователя из пенобака или посторонней емкости, смешивание его с водой и подачу к воздушно-пенным стволам» а также промывку систем пенных коммуникаций водой.
• Кроме того, с их помощью заполняют цистерны водой или пенообразователей и включают в работу дополнительную систему охлаждения двигателей и трансмиссии пожарных автомобилей. Контроль за работой насосной установки осуществляется мановакуумметрами, включаемыми во всасывающую и напорные линии. Частота вращения вала насоса контролируется тахометром.
• Водопенные коммуникации разных пожарных автомобилей и насосов имеют конструктивные и монтажные особенности, принципиальные же их схемы одинаковы. Управление водопенными коммуникациями в большинстве случаев ручное.
• Для подачи воды ручными стволами или лафетным стволом при ее заборе из открытого водоема, сняв зазаглушку, подсоединяют к всасывающему патрубку насоса всасывающие пожарные рукава. С помощью вакуумной системы производится забор воды. При открытых задвижках и вода подается в лафетный или ручные стволы через рукавные линии, подсоединенные к напорным трубам. Для подачи воды стволами при заборе ее из водопроводной сети, сняв заглушку с всасывающего патрубка насоса, присоединяют к нему водосборник Установив пожарную колонку на гидрант, соединяют его патрубки всасывающими рукавами с водосборником Для надежного забора воды один из рукавов должен быть обязательно жестким.
• При всех способах забора воды и подачи ее к стволам можно подавать водный раствор пенообразователя. Для этого необходимо включить пеносмеситель, открыв его кран и вентиль. При этом пенообразователь из бака по трубопроводу поступит к пеносмесителю и от него будет эжектироваться и по трубопроводу поступать во всасывающую полость насоса. Подачу насосом водного раствора пенообразователя осуществляют так же, как при подаче воды.
• подачу пенообразователя в пеносмеситель можно осуществить из посторонней емкости.Для этого необходимо снять заглушку с крестовины и подсоединить к ней шланг от внешней емкости с пенообразователем. При этом пенообразователь (клапан должен быть закрыт),как описано выше, будет поступать в насос. Если цистерна заполнена пенообразователем,то его поступление в пеносмеситель будет происходить при открытом вентили и закрытом клапане.
• Пенообразователь вызывает сильную коррозию металлов, поэтому после работы систему необходимо промыть водой. Промывка может осуществляться водой из цистерны или из посторонней емкости. При открытом вентиле и работающем насосе необходимо включить кран пеносмесителя.Вода из цистерны пойдет по трубопроводам через вентиль, крестовину, пеносмеситель во всасывающую полость насоса, при этом целесообразно несколько раз повернуть рукоятку пеносмесителя. Остатки пенообразователя будут удалены из трубопроводов и пеносмесителя. Промывка системы из посторонней емкости производится, как и подача пенообразователя.
Водопенные коммуникации всех АЦ принципиально одинаковы, они выполняют одинаковые функции. В них используется идентичная арматура.
Рис.№4 Водопенная коммуникация пожарной автоцистерны АЦ-40(130)63Б
Работа с гидроэливатором
Гидроэлеваторное кольцо для работы по подаче воды из водоема может быть составлена по следующим схемам:
Кроме этого, гидроэлеватор можно использовать для уборки воды из помещений с установкой автомобиля на водоисточник.
Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос-гидроэлеватор-насос».
Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах.
Закрыть все краники, вентили и задвижки.
Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
Открыть вентиль из цистерны.
Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.
Когда рукав, подходящий к водосборнику всасывающего патрубка наполнится водой, выждать некоторое время до стабилизации работы насоса. (Неизбежное, при этой схеме, попадание воздуха в полость насоса, затрудняет создание замкнутого кольца воды в системе. Воздух через некоторое время выйдет через гидроэлеватор).
Закрыть вентиль «из цистерны».
Плавно открыть напорную задвижку к стволу, следя, чтобы давление во всасывающей полости насоса не опускалось ниже 0,5 кгс/см2.
Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах.
Закрыть все краники и вентили.
Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
Открыть вентиль из цистерны.
Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.
Когда рукав, подходящий к разветвлению наполнится водой, приоткрыть один из боковых вентилей разветвления для выпуска воздуха, после чего закрыть его.
Полностью открыть центральный вентиль разветвления, подающий воду в насос.
Закрыть задвижку «из цистерны».
Плавно открыть напорную задвижку к стволу, следя, чтобы давление во всасывающей полости насоса не опускалось ниже 0,5 кгс/см2.
Такую схему работы гидроэлеватора рекомендуется использовать при большей (чем 20) метров длине рукавных линий.
Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах. Рукава, опущенные в цистерну применить напорно-всасывающие, для исключения перегибов.
Закрыть все краники и вентили.
Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
Открыть вентиль из цистерны.
Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.
Когда вода вернется в цистерну
Открыть полностью задвижку в напорную линию ствола.
Установить давление воды на манометре 8 кгс/см2.
Дополнения и пояснения.
Данный способ является наиболее надежным, позволяет открывать задвижку к стволу сразу при запуске системы и кратковременно вынимать гидроэлеватор из воды, что необходимо при уборке воды из помещений.
Однако данный способ применим при работе только с одним гидроэлеватором Г-600, так как диаметр патрубка «цистерна-насос» всего 80 мм. и он не может обеспечить работу двух гидроэлеватьров.
На пожарных автомобилях выпускаемых в настоящее время диаметр патрубка «цистерна-насос» увеличен, либо устанавливают два патрубка диаметром 80 мм с отдельными вентилями.
Кроме того, необходим постоянный контроль за уровнем воды в цистерне при помощи наблюдателя. Контроль за уровнем воды при помощи датчиков уровня не оперативен, что не позволяет сбалансировать поступление воды и ее расход. В предыдущих способах работы с гидроэлеватором этот баланс получается автоматически.
Уборка воды гидроэлеватором с установкой автомобиля на водоисточник
При наличии водоисточника (гидранта или водоема) его можно использовать при уборке (откачке) воды из помещения. Для этого вода из водоисточника подается насосом в напорную линию гидроэлеватора, а от гидроэлеватора на слив.
Рис.№8 Схема уборки воды гидроэлеватором.
Рис.№9 Дополнительная трансмиссия АЦ-40(130)63Б
1-двигатель; 2-сцепление; 3-КОМ; 4-карданный вал; 5-опоры; 6-пожарный насос; 7-коробка переменных передач.
На пожарных автомобилях на шасси ЗИЛ вместо крышки коробки передач устанавливается коробка отбора мощности КОМ-68Б.
Коробкой отбора мощности (КОМ) называется механизм, предназначенный для отбора части мощности двигателя на привод пожарного насоса и обеспечивающий при этом необходимое соотношение частот вращения между коленчатым валом двигателя и валом пожарного насоса.
Основными эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к коробкам отбора мощности, являются: гарантийный срок службы не менее 5 лет; бесшумная работа под нагрузкой при температуре окружающей среды до 35 0 С; возможность применения того же сорта масла, что и для основных узлов трансмиссий шасси.
Стержень 18 включения КОМ фиксируется шариком в двух положениях «Включено» и «Выключено». Фланцевая муфта 13 вторичного ведомого вала обеспечивает его соединение с карданной передачей на привод пожарного насоса. Для уплотнения места выхода вторичного ведомого вала из корпуса установлен резиновый сальник 12.
Шестерни и подшипники КОМ смазываются разбрызгиванием масла, заливаемого в коробку перемены передач.
Осевое смещение первичного вала КОМ предотвращается стопорным кольцом, которое прижимается крышкой подшипника и шайбой, закрепленными болтами в торце вала.
Для включения КОМ при работе насоса от водоисточника необходимо выключить сцепления, рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение, а рычаг КОМ перевести «на себя».
КОМ-68Б позволяет осуществлять привод насоса как при работе на стоянке, так и при движении пожарного автомобиля на первой и второй передаче. Чтобы включить КОМ для работы насоса при движении пожарного автомобиля, необходимо выжать педаль сцепления, перевести рычаг КОМ «на себя», и при включённой первой или второй передаче плавно отпустить педаль сцепления. Этот режим работы КОМ и, соответственно, насоса, в основном, имеет смысл для тех автомобилей, которые оборудованы стационарным лафетным стволом.
Передача крутящего момента от фланцевой муфты ведомого вала КОМ к валу пожарного насоса осуществляется карданной передачей, которая состоит из карданных валов и промежуточных опор. Карданная передача позволяет соединять валы, геометрические оси которых не находятся на одной прямой линии.
Техническое обслуживание АЦ
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВОДИТЕЛЕМ, НАХОДЯЩЕМСЯ НА БОЕВОМ ДЕЖУРСТВЕ
1. 1.1.1 Осмотреть автомобиль, проверить состояние кабины, кузова и его отсеков, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных знаков, механизмов дверей, капота, буксирного устройства.
2. 1.1.2 Проверить действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла и фар, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции, звукового сигнала.
3. 1.1.3 Проверить осмотром герметичность системы смазки, питания и охлаждения двигателя (в том числе и пускового подогревателя), а также крепления на двигателе оборудования и приборов.
4. 1.1.10 Проверить в действии механизм переключения передач на неподвижном автомобиле.
5. 1.1.21 Проверить эффективность действия тормозов.
6. 1.1.25 Проверить исправность привода и действие стояночного тормоза.
7. 1.1.26 Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного устройства.
8. 1.1.28 Проверить состояние шин и давление воздуха в них, удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.
9. 1.1.30 Проверить состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины и кузова.
10. 1.1.32 Проверить крепление крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины, кузова (надстройки), при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.
11. 1.1.36 Очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи, следов электролита, прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надежность контактов наконечников проводов с выводными штырями, проверить уровень электролита.
12. 1.1.37 Проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя.
13. 1.1.42 Проверить правильность опломбирования спидометра и его привода (и счетчика моточасов пожарного насоса при наличии) в соответствии с инструкцией.
14. 1.3.1 Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля.
5.18 Провести испытание пожарного насоса и пеносмесителя.
5.19 После проведения всех работ по ТО-1 проверить автомобиль на ходу.
5.20 Устранить обнаруженные неисправности, выявленные контрольным пробегом автомобиля и испытанием работы специальных агрегатов.
15. 2.1 Выполнить полный объем работ ежедневного технического обслуживания (ЕО)*.
16. 2.2 Проверить состояние и крепление цистерны, пенобака, коробки отбора мощности и пожарного насоса.
17. 2.4 Проверить состояние и исправность привода из насосного отделения вакуумного аппарата и дроссельной заслонки.
18. 2.5 Проверить состояние и герметичность системы дистанционного управления пневмовентилями и сцеплением.
19. 2.7 Проверить и при необходимости подтянуть крепления кузова, кабины, всех дверей и проверить исправность замков.
20. 2.10 Проверить исправность краников, патрубков, задвижек (вентилей), мановакуумметров, тахометра, счетчика наработки моточасов пожарного насоса (при наличии), надежность крепления рабочего колеса на валу.
21. 2.11 Проверить отсутствие посторонних предметов в полости насоса, состояние переднего подшипника и червячной пары привода тахометра.
22. 2.12 Разобрать и прочистить пеносмеситель, проверить состояние его трубопроводов, кранов, обратного клапана.
23. 2.13 Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени (пункт 2.3 ЕО).
24. 2.14 Проверить включение насоса и пеносмесителя. Выявленные неисправности устранить и при необходимости произвести окраску поврежденных поверхностей пожарного автомобиля и ПТВ*.
* Окраска поврежденных поверхностей пожарного автомобиля и ПТВ осуществляется при необходимости для всех типов машин.
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПОД КАПОТОМ АВТОМОБИЛЯ
1. 1.1.4 Проверить состояние и натяжение приводных ремней.
2. 1.1.6 Проверить крепление двигателя.
3. 1.1.14 Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.
4. 1.1.17 Проверить затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления.
5. 1.1.19 Проверить компрессор: визуально внешнее состояние, работу на слух и создаваемое давление по манометру.
6. 1.1.33 Проверить осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений.
7. 1.1.38 Проверить крепление генератора и стартера, состояние их контактных соединений.
8. 1.1.39 Проверить крепление прерывателя-распределителя, протереть контакты прерывателя полотняной тканью.
9. 1.2.1 Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов в соответствии с химмотологической картой (картой смазки), проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и выключения сцепления, жидкости в бачках омывателя ветрового стекла и фар, а в холодное время года и в предохранителе от замерзания (в тормозном приводе).
(А также помогает выполнять работы связанные с насосным оборудованием с водителем находящемся на боевом дежурстве).
РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПОД ШАССИ АВТОМОБИЛЯ
1. 1.1.5 Проверить крепление деталей выпускного тракта (приемная труба, глушитель и др.).
2. 1.1.7 Проверить действие оттяжной пружины и свободный ход педали сцепления. Проверить герметичность системы гидросистемы выключения сцепления.
3. 1.1.9 Проверить крепление коробки передач и ее внешних деталей (в т.ч. крепление коробки отбора мощности для привода специального пожарного оборудования (насоса и др.).
4. 1.1.11 Проверить люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников. Проверить крепление фланцев карданных валов.
5. 1.1.12 Проверить герметичность соединений заднего (среднего) моста.
6. 1.1.13 Проверить крепление картера редуктора и фланцев полуосей.
7. 1.1.15 Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных гаек.
8. 1.1.16 Проверить люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг.
9. 1.1.18 Проверить люфт подшипников ступиц колес.
10. 1.1.20 Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы.
11. 1.1.22 Проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, свободного и рабочего хода педали тормоза.
12. 1.1.23 Проверить тормозной кран пневматического привода тормозов.
13. 1.1.24 Проверить состояние и герметичность главного цилиндра, усилителя колесных цилиндров и их соединений с трубопроводами.
14. 1.1.27 Проверить крепление стремянок и пальцев рессор, крепления колес.
15. 1.1.31 Проверить крепление кузова (надстройки) к раме шасси, держателя запасного колеса.
16. 1.1.40 Проверить надежность крепления гибкого вала к спидометру с механическим приводом и к коробке передач, а также целостность оболочки гибкого вала (в креплении наконечников оболочки гибкого вала не должно быть зазоров).
17. 1.2.2 Прочистить сапуны коробки передач и мостов.
18. 1.2.4 Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.
19. 2.6 Проверить состояние крепления шарниров карданных валов трансмиссии пожарного насоса.
20. 2.8 Произвести смазку всех узлов, агрегатов и механизмов в соответствии с химмотологической картой**.
* При проведении ТО-1 работы ежедневного технического обслуживания выполняются в полном объеме для всех пожарных автомобилей.
** Смазку узлов, агрегатов и механизмов проводить в соответствии с картой смазки для всех типов пожарных машин.
21. 2.9 Проверить работу вакуумного затвора, состояние пружин, клапанов и их посадочных мест.
Меры безопасности при работе с пожарным автомобилем
К эксплуатации автоцистерн могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.
В процессе эксплуатации запрещается:
· допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;
· работать на автоцистерне, находящейся в неисправном состоянии;
· непрерывная работа насоса высокого давления всухую более 1 мин;
· работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке;
· работать, не включив стояночную тормозную систему;
· без команды начальника подавать огнетушащие вещества или прекращать их подачу, переставлять или оставлять без надзора пожарный автомобиль.
В зимнее время необходимо следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.
При установке автомобиля на водоисточник необходимо выбирать удобное и безопасное место для подъезда. Оно должно быть таким, чтобы высота всасывания не превышала 7 м, и были исключены резкие перегибы всасывающих рукавов.
Во время работы, технического обслуживания и ремонта автомобиля необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.
Меры безопасности в зимнее время при работе на пожарном насосе забор воды с открытых водоисточников целесообразно производить с больших глубин, где температура воды немного выше чем у поверхности (это дает возможность увеличить расстояние подачу воды к месту пожара);
при этом нужно полностью открыть дроссельную заслонку карбюратора двигателя (рычаг «Газа» подать на себя до отказа) и в зависимости от вида и количества стволов, присоединенных к рукавной линии установить требуемый напор в насосе, плавно прикрывая задвижку напорного патрубка;
после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом, закрыть двери насосного отделения и наблюдения за показаниями приборов вести через смотровое окно;
при длительном прекращении подачи воды отсоединить всасывающие и напорные рукава и удалить полностью воду из насоса при помощи сливных краников;
перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно повернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе.
Водители пожарных автомобилей на которых не оборудованы отопители в отсеке пожарного насоса обязательно должны иметь факел и паяльною лампу (с достаточным количеством топлива), использовать факел либо паяльною лампу с умом, нужно учитывать что в соединениях трубопроводов насоса прокладки, манжеты на задвижках выполнены из резиновых материалов.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. Порядок проведения расчета индивидуального пожарного риска. Анализ пожарной опасности здания.
курсовая работа [76,3 K], добавлен 01.12.2014
Создание пожарной охраны в послереволюционный период и открытие специальных училищ. Осуществление контроля за производством пожарного оборудования, разработка новых типов пожарных инструментов и машин. Задачи государственного пожарного надзора в России.
реферат [21,4 K], добавлен 25.11.2011
Экспертиза конструктивных, объемно-планировочных решений, строительных конструкций и строительных материалов здания на соответствие требованиям пожарной безопасности. Оценка эффективности мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта.
курсовая работа [78,4 K], добавлен 26.06.2015
Анализ аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, и использования специальной пожарной техники. Назначение и область применения аварийно-спасательного автомобиля. Разработка пожарных модулей надстройки автомобиля и компоновочной схемы.
дипломная работа [2,0 M], добавлен 08.04.2014
презентация [2,1 M], добавлен 01.06.2014