Осмотр места происшествия мотоцикла

Осмотр места происшествия мотоцикла

разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ.

Мартыненко Валерию Михайловичу

Участвующим лицам также объявлено о применении технических средств:

фотоаппарата «Зенит» экспертом Мартыненко

Осмотр производился в условиях пасмурной погоды при искусственном освещении

Автомобиль ВАЗ-2101 белого цвета, находится во дворе дома №98 по ул. Ленина напротив первого подъезда, на расстоянии 20 метров от входа в подъезд. Автомобиль расположен капотом к входу в подъезд. В 2 метрах от автомобиля с правой стороны растут небольшие кустарники. С левой стороны автомобиля в 30 метрах по прямой линии находится фонарь уличного освещения. На момент осмотра лампочка фонаря горела. Автомобиль имеет гос. номер АВ 213 Е. Колеса, кузов повреждений не имеют. Стекла лобовое, заднее, боковые (дверей) повреждений не имеют. Отсутствует стекло правой задней дверцы, неподвижное и уплотнитель стекла, резиновый. Дверцы автомобиля на момент осмотра были закрыты, замки на дверцах повреждений не имеют.

Внутри салона общий порядок не нарушен. На заднем сидении лежит стекло правой задней дверцы, неподвижное вместе с резиновым уплотнителем. На расстоянии 10 см. справа от стекла правой задней дверцы лежит отвертка с синей ручкой и стамеска с черной ручкой. Кожух рулевой колонки снят и лежит на полу автомобиля. На месте кожуха рулевой колонки вытянуты 3 провода зеленого цвета из общей связки проводов.

В ходе осмотра проводилась

фотосъемка, фотоаппарат «Зенит»

С места происшествия изъяты

стекло правой задней дверцы, неподвижное с резиновым уплотнителем; отвертка с синей ручкой, стамеска с черной ручкой, кожух рулевой колонки. Изъятое упаковано в полиэтиленовый пакет и опечатано печатью №13 УВД г. Камышина

К протоколу осмотра прилагаются

Перед началом, в ходе либо по окончании осмотра места происшествия от участвующих лиц

Источник

Осмотр транспортных средств

Транспортные средства, находящиеся на месте происшествия, осматриваются, как правило, после осмотра, фиксации и изъятия следов и предметов, подверженных быстрому изменению и уничтожению, одновременно с трупом или сразу после него.

Осмотр транспортных средств начинается с уяснения их положения на месте происшествия по отношению к элементам дороги, улицы, ориентирам, определенным в процессе общего осмотра (дорожным знакам, перекресткам, сооружениям), другим транспортным средствам и трупу.

В свою очередь, положение объектов первоочередного осмотра (о котором речь шла ранее) определяется в том числе и по отношению к транспортным средствам, а также трупу. Таким образом, получается взаимосвязанная система следов и объектов, их неповторимая совокупность.

В протоколе осмотра следователь указывает: какое это транспортное средство, его тип (вид), модель, регистрационный номер, цвет, характер груза, его количество, вес и т.д.; где находится транспортное средство (на проезжей части, на тротуаре, в кювете, на пешеходной дорожке и т.д.), как расположено на месте его обнаружения, на каком расстоянии находятся задняя и передняя часть, правая и левая стороны от элементов дороги, других транспортных средств, трупа,

.і также объектов, избранных следователем в качестве ориентиров. Эти объекты-ориентиры следователь определяет в про- I іессе общего осмотра дорожно-транспортного преступления. Определяя положение транспортного средства по отношению к элементам дороги (бордюру, обочине, линии разметки), следователь указывает, куда обращена передняя часть транспортного средства.

Осмотр транспортного средства рекомендуется начинать с его передней части. При этом обращается внимание на целостность фар, подфарников, переднего стекла, наличие вмятин, царапин, волос, частиц кожи и мышц человека, крови, обрывков тканей одежды на частях автомобиля (передней, боковых, кабины и кузова). Отыскиваются следы рук человека, фиксируется их форма, положение на частях автомобиля, размеры и высота над уровнем земли, тщательно осматривается и задняя часть.

Следы на транспортном средстве в совокупности с иными следами на месте происшествия помогут восстановлению механизма дорожно-транспортного преступления. Их целесообразно анализировать с участием специалиста-автотехника и криминалиста-трасолога.

В ходе осмотра необходимо изъять и упаковать следы, следы-вещества, предметы (осколки стекла, пластика, лакокрасочного покрытия, иные части, отделившиеся от транспортного средства или препятствия). Влажными марлевыми тампонами снимаются пятна крови, после чего марля высушивается. Если пятна крови или иных веществ биологического происхождения находятся на деревянных частях или легкосъемных деталях автомашины, то целесообразно их изымать соответственно с частью древесины или деталью.

Осмотр транспортного средства обычно заканчивается проверкой технического состояния агрегатов и систем, непосредственно влияющих на безопасность движения, а именно:

■ приборов освещения и сигнализации.

В случае если транспортное средство осматривается не на месте дорожно-транспортного преступления, то описывается, а также фотографируется рисунок протектора, его особенности. Это важно тогда, когда водитель скрылся с места происшествия. Если дорожно-транспортное преступления случилось в ночное время и фары не повреждены, устанавливается освещенность пути фарами осматриваемой машины путем включения ближнего и дальнего света. Об этом делается соответствующая запись в протоколе с указанием видимости в метрах освещаемого пути.

Источник

Осмотр транспортного средства

Транспортные средства, находящиеся на месте происшествия, осмат­риваются, как правило, после осмотра, фиксации и изъятия следов и предметов, подверженных быстрому изменению и уничтожению, и одновременно с трупом или сразу после него.

Осмотр транспортных средств начинается с уяснения их положения на месте происшествия по отношению к элементам дороги, улицы, ори­ентирам, определенным в процессе общего осмотра (дорожным знакам, перекресткам, сооружениям), другим транспортным средствам и трупу. Осмотр транспортных средств на месте происшествия осуществляется двумя методами: статическим и динамическим. При статическом ос­мотре транспортное средство воспринимается как элемент обстановки места происшествия, занимающий определенное положение по отно­шению к окружающим его объектам. Оно фотографируется, наносится на схему дорожной обстановки.

В протоколе осмотра указывается, какое это транспортное средство, его тип (вид), модель, регистрационный номер, цвет, характер груза, его количество, вес, и т.д.; где находится транспортное средство (на проез­жей части, на тротуаре, в кювете, на пешеходной дорожке, пешеходном переходе и т.д.), как расположено на месте его обнаружения, на каком расстоянии находятся задняя и передняя часть (бампер, крюк), правая и левая стороны (шины, борта кузова) от элементов дороги, других транспортных средств, трупа, а также объектов, избранных следовате-

лем В качестве ориентиров. Эти объекты-ориентиры избираются в про­цессе общего осмотра дорожно-транспортного происшествия.

Определяя положение транспортного средства по отношению к эле­ментам дороги (бордюру, обочине, линии разметки), указывается, куда обращена передняя часть транспортного средства. Осмотр транспорт­ного средства рекомендуется начинать с его передней части. При этом обращается внимание на целостность фар, подфарников, переднего стекла, наличие вмятин, царапин, волос, частиц кожи и мышц человека, крови, обрывков тканей одежды на частях автомобиля: передней, боко­вых, кабины и кузова. Отыскиваются следы рук человека, фиксируется их форма, положение на частях автомобиля, размеры и высота над уровнем земли. Так же тщательно осматривается и задняя часть. Важ­ное значение имеет обнаружение и фиксация динамических следов, образующихся на транспортном средстве в момент столкновения с дру­гим транспортным средством или какой-либо преградой. Динамичес­кие следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Вмятина — углубление, образованное за счет остаточной деформа­ции, воспринимающей поверхности от удара. Царапина — линейное повреждение от скользящего соприкосновения с деталями рельефа другого транспортного средства. Разрез — линейное нарушение целост­ности материала, образуемое от скольжения твердой, острой детали по более мягкому следовоспринимающему материалу. Задиры — мелкие разрывы металла или покрытия, глубина которых более их ширины. Образуются при контакте примерно равных по жесткости поверхнос­тей. Соскобы (отслоения) — удаление верхнего слоя поверхности дета­ли или части транспортного средства. Наслоение — наложение вещест­ва с поверхности следообразующего объекта.

Анализ следов столкновения позволяет определить направление силы, вызвавшей повреждения, что, в свою очередь, способствует уста­новлению места первичного контакта автотранспортных средств и угла их столкновения.

По форме вмятины представляется возможным судить о том, какой частью (деталью) образовано повреждение. Поверхность вмятин и ее краев позволяет установить направление движения объекта, оставив­шего след.

При осмотре царапин обращают внимание на их направление. Оп­ределение начала и конца царапины производится обследованием грунтовки в зоне царапины. Отслоившаяся грунтовка имеет каплеоб­разную 4юрму, ее широкий конец направлен в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам каплеобразного

отслоения грунтовки, также направлены в сторону приложения силы. Изучение посторонних включений в царапинах (краска, резина, стекло, грязь и т.п.) помогает в установлении детали, оставившей след.

При изучении разреза определяют, какой острой жесткой частью он мог быть оставлен, не имеется ли на гранях разреза наслоений краски, грунтовки и других частиц от детали, причинившей разрез.

‘ Для определения линии столкновения сопоставляют парные следы на обоих транспортных средствах, совпадающие по своему расстоянию от поверхности грунта, локализации, механизму образования, форме, размерам. Определив следы первичного контакта, устанавливают линию столкновения для каждого транспортного средства в отдельнос­ти, а затем, сопоставив обе линии столкновения так, чтобы одна из них являлась продолжением другой, выясняют взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения.

При осмотре нижней части автомобиля могут быть обнаружены следы крови, мышечные волокна, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды. Они находятся чаще всего на выступающих частях пе­реднего и заднего моста, передней оси, рессорах, картере двигателя. Нижнюю часть транспортного средства лучше осматривать из смотро­вой ямы и поэтому его доставляют в какой-либо гараж, ремонтную мастерскую или станцию технического обслуживания. Перемещение транспортного средства возможно лишь в хорошую, сухую погоду. В ненастное время нижняя его часть будет забрызгана грязью и имев­шиеся пятна крови, мозгового вещества, волосы, волокна одежды по­терпевшего могут быть утрачены.

В ходе осмотра необходимо изъять и упаковать следы, вещества, предметы: осколки стекла от разбитых фар, подфарника или ветрового стекла. Влажными марлевыми тампонами снимаются пятна крови, после чего марля высушивается.

Осмотр места происшествия мотоцикла

Осмотр транспортного средства обычно заканчивается проверкой технического состояния: тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных средств.

В ходе проверки тормозной системы производятся опытные заезды инспектором ГИБДД с применением торможения раздельно ручным и ножным тормозами. Если замедление автомобиля измерялось с помо­щью деселерометра или деселерографа, то об этом также указывается в

протоколе осмотра места происшествия и отражаются показания дан­ных приборов. Лента деселерографа изымается и прилагается к прото­колу осмотра места происшествия.

При выяснении состояния рулевого управления измеряется вели­чина люфта колеса с помощью специального прибора.

Давление в шинах проверяется с помощью манометра, о чем дела­ется отметка в протоколе осмотра места происшествия. В нем же фик­сируется и состояние протектора.

В случае если транспортное средство осматривается не на месте ДТП, то описывается, а также фотографируется рисунок протектора, его особенности. Это важно тогда, когда водитель скрылся с места про­исшествия.

Если ДТП случилось в ночное время и фары не повреждены, уста­навливается освещенность пути фарами осматриваемой машины путем включения ближнего и дальнего света. Об этом делается соответствую­щая запись в протоколе с указанием видимости в метрах освещаемого пути.

Следы и повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, опи­сываются по общим правилам фиксации результатов следственного осмотра: с указанием точного места их расположения, наименования узла и детали транспортного средства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Осмотр транспортного средства по делам о дорожно-транспортных преступлениях

Яковлева А.Ю., адъюнкт кафедры криминалистики Московского университета МВД России.

Осмотр места происшествия по делам о дорожно-транспортных преступлениях (ДТП) является ключевым следственным действием, в ходе которого должен быть получен широкий круг доказательственной информации. На основе этой информации в дальнейшем будут приниматься решения по делу (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о виновности лиц, участвовавших в ДТП, и т.д.). На данных, полученных в ходе осмотра места происшествия, будут основываться эксперты при производстве экспертиз.

Одним из важных объектов осмотра на месте ДТП являются транспортные средства.

Осмотр транспортных средств проводится в целях:

По изученным нами 130 уголовным делам осмотр транспортных средств проводился в 100% случаев.

Проводить осмотр транспортного средства необходимо на месте его обнаружения. Это связано с тем, что в процессе его перемещения многие следы могут быть утеряны, и кроме того, на транспортном средстве могут появиться иные следы, не имеющие отношения к произошедшему событию (например, следы от погрузки и перемещения транспортного средства на эвакуаторе или следы, образовавшиеся при буксировке транспортного средства тросом). В тех случаях, когда на месте происшествия невозможно провести осмотр транспортного средства, его проводят в приспособленном для этих целей месте (отразив это в протоколе).

В тех случаях, когда транспортное средство находится на месте ДТП, его осмотр является составной частью осмотра места происшествия.

См.: Севастьянова Е.Н. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия: Учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. С. 16.

В протоколе осмотра фиксируют: тип, вид, марку (модель), регистрационный номер транспортного средства, его цвет; номера: двигателя, шасси (рамы), кузова; место нахождения транспортного средства (на проезжей части, на тротуаре, на обочине и др.). Указывают, куда обращена передняя часть транспортного средства.

В ходе наружного осмотра транспортного средства устанавливаются и фиксируются имеющиеся на нем следы и повреждения: их вид, форма, размеры, характер, положение относительно частей транспортного средства и дорожного покрытия.

Необходимо отметить, что в большинстве изученных нами уголовных дел следы и повреждения на поверхности транспортных средств не описывались и не измерялись, а просто перечислялись.

Так, гр. Т., управляя автомобилем марки ВАЗ-2104, совершил столкновение с автомобилем марки ВАЗ-2106 под управлением гр. М. В результате данного ДТП гр. М. погиб.

В протоколе осмотра транспортного средства имеются следующие описания повреждений транспортных средств: «Внешние повреждения: ВАЗ-2106: оба передние крыла, капот, крыша, передняя панель, левая фара, передний бампер, левый подфарник, обе передние двери, оба передних колеса, передняя подвеска, лобовое стекло, задний мост, возможны скрытые дефекты.

Архив Бутырского районного суда г. Москвы, уголовное дело N 83183 (2003 г.).

Из имеющихся в данном протоколе описаний невозможно получить какие-либо сведения о характере имеющихся на поверхности транспортных средств повреждений (например, вмятины это или разрывы). Кроме того, необходимо отметить, что и фотосъемка на месте происшествия в данном случае не проводилась. К сожалению, таких протоколов большинство.

Без сомнения, в тех случаях, когда транспортное средство полностью деформировано, невозможно описать все повреждения на его поверхности и их размеры, особенно если служба спасения для извлечения пострадавших из транспортного средства разрезала кузов.

Котик М.М., Котик В.В. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Таллин: ВАЛГУС, 1980. С 104.

Кроме наружных поверхностей транспортного средства необходимо осматривать и его салон.

В результате осмотра транспортного средства выявляют и фиксируют:

Использование специальных познаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий: Методическое пособие / Под общ. ред. А.М. Кривицкого, Ю.Н. Шапорова. Минск: НИИПККиСЭ; Изд. «Харвест», 2004. С. 23.

Опрос 43 сотрудников УВД, специализирующихся на расследовании ДТП, показал, что наибольшую сложность у 55% из них вызывает как раз проверка технического состояния транспортного средства, проводимая в ходе осмотра транспортного средства на месте происшествия.

Такие сложности связаны с достаточно частым отсутствием:

Данные получены при опросе следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений.

По нашему мнению, должны быть организованы бесплатные закрытые стоянки при органах внутренних дел (особенно в крупных городах), предназначенные для хранения задержанных транспортных средств, участвовавших в ДТП, которые будут там находиться до момента проведения экспертных исследований.

Данные получены при опросе следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Кроме того, в распоряжении СОГ, выезжающей на место ДТП, в обязательном порядке должен быть дежурный эвакуатор, который будет доставлять транспортные средства к месту их временного хранения.

Источник

Осмотр места происшествия

Осмотр места происшествия

Уважаемые специалисты, может ли оперуполномоченный проводить осмотр места происшествия?

В рамках реализации своих полномочий следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).
Назначение поручения состоит в том, что следователь, лично выполняя по делу основной объем работы, при разрешении ряда вопросов в иных следственных районах вправе использовать помощь органов дознания. Кроме того, в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе не только произвести их лично, но и поручить производство этих действий в силу ч. 1 ст. 152 УПК соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.
На основании вышеизложенного считаю, что оперуполномоченный по поручению следователя вправе провести осмотр места происшествия!

Добрый день, Андрей!

Дополню коллегу, также оперуполномоченный может провести осмотр места происшествия, если данные действия являются неотложными:

Статья 157 УПК РФ Производство неотложных следственных действий

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *