Осмотр автомобиля после пожара

Определение очага пожара в автомобиле

Осмотр автомобиля после пожараДанную статью я хотел бы посвятить теме «Определение очага пожара в автомобиле». Определить очаг пожара в автомобиле позволит нам в дальнейшем установить правильную причину пожара.

Итак, условно осмотр сгоревшего автомобиля, как и осмотр места пожара, можно разделить на две стадии:
— статический осмотр;
— динамический осмотр.

О каждой стадии осмотра места пожара я уже писал в предыдущей статье.

Остановимся подробнее на статическом осмотре автомобиля после пожара. На данном этапе авто осматривается с внешней стороны, фотографируется. При этом важно зафиксировать место расположения осматриваемого объекта относительно окружающих объектов в пространстве (здания, сооружения, строения, участки местности). Затем производится фотографирование, при возможности, с четырех сторон и сверху.

Иногда, при первичном осмотре автомобиля на месте пожара, особенно при недостаточной видимости, не сразу можно найти характерные для очага пожара повреждения. Уже при работе над материалами дела, сидя перед монитором компьютера, рассматривая фотографии, можно дополнительно увидеть некоторые важные детали.

Ладно, идем дальше. Сначала автомобиль осматриваем с внешней стороны и фиксируем термические повреждения. Кузов из стали покрыт лакокрасочным покрытием, как правило, в несколько слоев: грунтовка, основная краска. Также кузов под грунтовкой практически всегда покрыт слоем цинка или другого металла.

При тепловом воздействии с лакокрасочным покрытием происходят следующие изменения (по возрастанию, от более слабых к более сильным):
— потемнение (карбонизация) различной степени;
— вспучивание, отслоение и обугливание лакокрасочного покрытия;
— выгорание основы (пленкообразующего вещества) лакокрасочного покрытия;
— отслоение оставшихся негорючих пигментов от кузова;
— образование слоя окалины красного цвета;
— образование слоя окалины черного цвета.

В зависимости от интенсивности и длительности горения в том или ином месте автомобиля формируются соответствующие признаки очага пожара в автомобиле.

Иногда пигменты, входящие в состав лакокрасочного покрытия могут менять свой цвет в зависимости от температуры, до которой они нагревались. Это видно на фото, приведенных ниже. Как видно, в местах, где тепловое воздействие было незначительным, краска выгорела с образованием белого налета, а там где температурное воздействие было более значительным, пигменты имеют красную окраску и внешне воспринимаются как окалина, хотя это не так.

Осмотр автомобиля после пожара

Также отчетливо видно, что при развитии горения боковые двери с правой стороны автомобиля были открыты, что несомненно несет в себе дополнительную и очень важную информацию.

Осмотр автомобиля после пожара

Итак, термические повреждения лакокрасочного покрытия кузова мы рассмотрели, переходим далее к следующей особенности. Поскольку конструкция автомобиля имеет довольно сложную конфигурацию, в отличие от зданий, помещений и других объектов, то при осмотре целесообразно сравнивать термические повреждения подобных элементов конструкции, особенно когда автомобиль сгорел почти дотла.

Итак, сравнивать необходимо следующие детали и конструкции слева и справа:
— боковые двери;
— колеса;
— стойки;
— ребра жесткости крыши;
— крылья;
— другие элементы конструкции, расположенные по обе стороны.

Далее привожу несколько фотографий, на которых сравниваются идентичные конструкции внутри салона автомобиля. В качестве примера взят УАЗ-3909. Кузов имеет грузовой, пассажирский и водительский отсеки.

Осмотр автомобиля после пожара

Как видно на приведенном фото, наибольшие термические повреждения наблюдаются в пассажирском отсеке на перегородке, отделяющей пассажирский отсек от грузового. Левая часть перегородки покрыта окалиной черного цвета, что свидетельствует о более длительном и интенсивном горении в левой части пассажирского (багажного отсека). Если обратить внимание на крышу над пассажирским отсеком, то можно заметить следующее: ребра жесткости и сама крыша (металлическая обшивка каркаса) покрыты окалиной черного цвета в левой задней части пассажирского отсека, что свидетельствует о более длительном и интенсивном горении в данном месте.

Осмотр автомобиля после пожара

На представленном снимке показан багажный отсек сгоревшего ВАЗ-2110. Видно, что на левой колесной арке лакокрасочное покрытие полностью выгорело, пигменты отслоились, кузов покрыт окалиной черного цвета; на правой колесной арке лакокрасочное покрытие также полностью выгорело, но пигменты отслоились не полностью. Аналогичные повреждения видны и полу. Данные термические повреждения однозначно указывают на более длительное и интенсивное горение в левой части багажного отсека. При условии, что пожарная нагрузка в багажнике была равномерно распределена, можно сделать вывод о нахождении очага пожара в левой задней части автомобиля: внутри багажного отсека или в месте расположения левого заднего колеса.

Осмотр автомобиля после пожара

На снимке выше представлен моторный отсек сгоревшего ВАЗ-2114. Стрелками указаны участки сравнения термических повреждений на идентичных конструкциях.

Особенно важно исследовать термические повреждения колес. В состав каждого колеса входит примерно одинаковое количество пожарной нагрузки (резины), поэтому наибольшее выгорание резины на одном из колес может натолкнуть на определенные соображения. Иногда диски колес выполняются из алюминиевых сплавов, которые при пожаре могут деформироваться от температуры или вовсе расплавиться. Такие локальные термические повреждения могут быть признаком очага пожара, поскольку пожарная нагрузка всех колес одинакова.

При совершении поджогов зачастую поджигают одно или несколько колес и при наличии локальных термических повреждений в месте расположения колеса (резиновая покрышка полностью выгорела, литой диск из легких сплавов расплавлен или имеет термические деформации) позволяют рассмотреть данную версию в качестве основной.

Ниже привожу несколько фотографий с характерными термическими повреждениями автомобилей. Для начала фотографии автомобиля ВАЗ-2110 после пожара.

Осмотр автомобиля после пожара

Осмотр автомобиля после пожара

Как видно, меньше всех подверглось термическому воздействию правое переднее колесо, на диске колеса даже лак не выгорел, лишь потемнел и обуглился. Правое заднее и левое переднее колесо имеют термические повреждения в виде выгорания лакокрасочного покрытия и выгорания копоти. Литые диски, перечисленных трех колес термических деформация не имеют. Наиболее интенсивному тепловому воздействию подверглось левое заднее колесо, диск которого расплавился практически полностью.

Осмотр автомобиля после пожара

Осмотр автомобиля после пожара

В представленном примере также видно, что наибольшему термическому воздействию подверглась левая сторона автомобиля. Левое переднее колесо меньше всех остальных колес подверглось воздействию пожара: лакокрасочное покрытие обуглено и лишь незначительно выгорело; на левом заднем колесе лак полностью выгорел; на правом переднем колесе лак полностью выгорело, литой диск частично оплавился и деформировался. Наибольшие термические повреждения имеет заднее правое колесо, литой диск которого полностью расплавлен.

Итак, в данной статье мы рассмотрели основные принципы, которыми следует руководствоваться при определении очага пожара в автомобиле.

Подписывайтесь на новые статьи блога о пожарной безопасности. Продолжение следует.

Источник

Наружный осмотр корпуса автомобиля и описание его термических поражений

Осмотр окружающей территории

Фиксация местонахождения транспортного средства на момент осмотра

Автомобили

Практика исследования пожаров показывает, что после тушения автомобиль часто находится не в том месте, где произошел пожар. Это может быть по следующим причинам:

— автомобиль убран с проезжей части, т. к. мешал движению;

— сгоревший автомобиль перевезен с места пожара в гараж или другое место владельцем;

— имела место неудачная попытка угона;

— автомобиль перемещен при тушении пожарными;

— произошло самопроизвольное движение автомобиля вследствие замыкания стартерного провода на основной в результате обгорания изоляции (как правило, это происходит у замка зажигания).

Последняя ситуация возможна, если автомобиль во время стоянки находился с включенной передачей. Поэтому необходимо обращать внимание на положение рычага переключения передач автомобиля.

Прилегающая территория осматривается в целях обнаружения следов преступника и средств поджога (факелов, спичек, зажигалок, емкостей из-под горючих жидкостей и т. п.), а также каких-либо искусственных препятствий быстрому тушению пожара.

Если автомобиль загорелся при движении, должны быть зафиксированы следы торможения (или отсутствие таковых), их точное расположение, направление, размеры и характер.

Отдельно осматривается место непосредственно под днищем автомобиля. При этом необходимо обращать внимание на характер повреждения от огня днища, наличие под ним посторонних предметов: битого стекла, оплавленных полиэтиленовых емкостей, оплавленных аэрозольных упаковок, остатков пиротехнических устройств, скопление (особенно у колес или под бензобаком) остатков сгораемого мусора и т. п.

При наружном осмотре описываются внешние механические и термические повреждения кузова, колес, дверей, капота, бензобака. Необходимо указать место, направление, размеры, характер повреждения. Указываются места расположения, размеры и форма сохранившихся участков красочного покрытия, протяженность зоны перехода от неповрежденного участка к поверхности, на которой полностью выгорело красочное покрытие (на этом участке поверхность металла имеет беловато-сероватый оттенок). Затем описываются следы отжига металла, появление на нем окалины, окопчения конструктивных элементов, деформация кузова.

Термические повреждения дверей, крышек моторного и багажного отсеков и крыльев желательно сопоставить с термическими повреждениями этих деталей с внутренней стороны, совмещая нижние зоны выгорания красочного покрытия на них.

Такой порядок осмотра дает возможность установить направленность распространения горения и, в первом приближении, место расположения очага (снаружи или внутри транспортного средства).

Особое внимание обращается на характер разрушения остекления:

место расположения осколков или оплавленных их частей (внутри салона или снаружи автомобиля);

характер закопчения осколков стекла (односторонний, с двух сторон, в местах разлома);

при обнаружении осколков стекла снаружи автомобиля обязательно указывать места расположения наиболее удаленных осколков.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Особенности осмотра места происшествия связанного с поджогом автомобиля.

Главный эксперт ЭКЦ ГУВД
по Челябинской области Тюрин Д.Д.

На сегодняшний день обстановка с расследованием дел о пожарах в Российской Федерации остается очень сложной. Необходимо отметить, что в настоящее время в нашей стране наблюдается самый высокий в мире уровень гибели и травмирования людей на пожарах. Так по самым скромным оценкам данный показатель превышает аналогичные данные по развитым странам мира в более чем в три раза. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения, как людских, так и материальных потерь. Из года в год наблюдается увеличение числа пожаров по причине поджогов. Особенно настораживает увеличение числа пожаров, причины которых не были установлены.

Во многих случаях возникновение пожара происходит в условиях неочевидности, поэтому для выяснения технических причин возникновения и развития пожаров необходимо проведение пожарно-технических экспертиз и исследований. Однако в последнее время участились случаи, когда за проведение исследований по факту пожара берутся люди, не имеющие как специального образования и подготовки, так и опыта работы в данной области. Пытаясь скрыть отсутствие опыта работы и наличия официальных документов на право проведения пожарно-технических экспертиз и исследований чаще всего такие специалисты проводят так называемые «ТОВАРОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ», при этом, совершенно не обращая внимание на то, что выходят за рамки своей компетенции, решая вопросы, прямо относящиеся к области «ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ». В подавляющем числе случаев имеет место однобокое исследование представленных вещественных доказательств, когда данные специалисты осматривают объекты узкопрофессионально, согласно своему профилю работы и образованию, при этом совершенно не учитывается весь объем данных по пожару, изложенных в материалах дела. В ряде случаев, имеет место сознательное игнорирование других вещественных доказательств, которые в силу отсутствия соответствующего образования и профессионального опыта не могут быть исследованы такого рода специалистами. В результате, несмотря на вроде бы проведенные исследования, установить причину пожара в подавляющем числе случаев не удается, либо же полученные выводы о причине пожара настолько не подкреплены объективными данными, что в ходе судебных заседаний могут с легкостью быть опровергнуты любым мало-мальски разбирающимся в области расследования пожаров специалистом. Более того, приходится констатировать, что существуют так называемые «СВОИ СПЕЦИАЛИСТЫ», призванные в случае возникновения конфликтных ситуаций, в том числе и при возгораниях автомобилей, сложной бытовой техники и т.п., составлять различного рода документы, чаще всего именуемые «мнение специалиста» или «акт осмотра», в пользу конкретной стороны, при этом не отражающие реальной причины пожара. Кроме того, имеются данные о том, что при осмотрах сгоревших объектов данными специалистами, вольно или не вольно, происходило как изменение важных идентификационных признаков, позволяющих решить вопрос об очаге и причине пожара, так и их полное уничтожение.
Данная проблема стоит настолько остро, что назрел вопрос о проведении специальных семинаров для тех, кто в той или иной степени сталкивается с пожарами с целью дать пусть минимальный, но необходимый уровень знаний, как в правовой, так и в технической области расследования пожаров. Анализ материалов уголовных и гражданских дел по фактам пожаров показывает, что в настоящее время имеет место слабая теоретическая и практическая подготовка специалистов в вопросах экспертно-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных со сгоревшими автотранспортными средствами (АТС).

Раскрытие и расследование преступлений, связанных с пожарами на АТС, относится к категории наиболее сложных, требующих использования специальных познаний в области физики горения, теплопередачи, электротехники, материаловедения и др. В связи с этим обеспечение качественной доказательственной базы требует комплексного и системного участия в расследовании всех заинтересованных организаций и ведомств.

Основной объем объективной информации об обстоятельствах возникновения пожара может быть обнаружен и зафиксирован в виде материальных следов, отражающихся на конструкциях автомобиля, а также на предметах и материалах, составляющих вещную обстановку места происшествия. При совершении поджогов механизм преступных действий, повлекших пожар, отражается на окружающей обстановке уже при формировании исходной криминальной ситуации, которая складывается непосредственно на момент возникновения пожара. Это выражается в виде системы следов определенных действий, приведших, в конечном счете, к возникновению горения в очаге пожара и созданию условий, способствующих его ускоренному развитию. В подавляющем большинстве случаев на первоначальном этапе расследования пожаров невозможно с полной уверенностью определить имел ли место поджог или исключить его возможность. Поэтому часто возникает необходимость в проведении технически квалифицированного, с участием специалиста, ситуационного анализа имеющихся сведений об обстоятельствах возникновения и развития пожара в сочетании с результатами осмотра места происшествия и проведенных предварительных исследований обнаруженных предметов, материалов и различных технических устройств. Целью проведения такого анализа является объективное, всесторонне обоснованное формирование перечня версий по причине возникновения пожара. На этом этапе расследования не может быть более или менее вероятных версий. Нередко, проводя расследование пожара, его участники уделяют повышенное внимание одной, по их мнению, наиболее вероятной или очевидной версии, забывая о том, что необходимо с одинаковой тщательностью собирать доказательства не только подтверждающие основную версию, но и исключающую остальные.

Важнейшим этапом расследования преступления, связанного с пожаром в автомобиле, является незамедлительный осмотр, как самого места происшествия, так и сгоревшего автомобиля, по результатам которого составляется протокол осмотра места происшествия. Однако в настоящее время нередко приходится сталкиваться с ситуацией, при которой сотрудники ГПН МСЧ России, в силу своей компетенции, выявляя признаки поджога автомобиля, ограничиваются составлением акта о пожаре и ряда других ведомственных документов. Протоколы осмотров места происшествия при этом ими не составляются. Направленные же на место пожара сотрудники следствия (дознания) МВД России ограничиваются общим описанием вещной обстановки, при этом наиболее встречающимся термином, описывающим термические повреждения автомобиля, является фраза: «автомобиль сгорел полностью». Для повышения результативности осмотра места пожара, по нашему мнению, наиболее целесообразным было бы участие сотрудника ГПН МЧС России в качестве специалиста при составлении протокола осмотра автомобиля, который бы «надиктовывал» описание термических повреждений конструкций и оборудования а/м следователю (дознавателю) МВД России. Вместе с тем, необходимо отметить, что фиксацию, изъятие и упаковку вещественных доказательств наиболее полно и правильно, в силу большего практического опыта, выполняют сотрудники МВД России. Такого рода «тандем» позволил бы избежать целого ряда погрешностей и упущений, которые нередко встречаются в материалах по делам о пожарах. При анализе поступивших для проведения пожарно-технической экспертизы материалов уголовных дел отмечается, что нередко при составлении протоколов осмотров мест происшествия имеет место нарушение порядка осмотра, при этом наиболее часто встречаемым нарушением является отсутствие такой важнейшей стадии осмотра как динамический или детальный осмотр.

Следует напомнить, что осмотр места пожара – это неотложное следственное действие в целях установления причины, механизма и обстоятельств возникновения пожара, лиц, причастных к этому происшествию. Осмотр места пожара состоит из трех этапов: статического, динамического и заключительной стадии.

Динамический или детальный осмотр. На этой стадии уточняются результаты общего осмотра. Особенно тщательно нужно осмотреть предполагаемое место возникновение пожара. Продукты неполного сгорания, оседая, покрывают все предметы слоем копоти. Копоть выгорает на участках с более высокой температурой (> 600 0С) и сохраняется, там, где температура была недостаточной высокой. Отсутствие копоти, как признак очага пожара в процессе его развития, обычно сохраняется не зависимо от последствий пожара, поскольку последующее оседание на обгоревших участках либо не происходит вообще, вследствие препятствия этому теплового потока, излучаемого нагретой поверхностью, либо происходит с намного меньшей плотностью. Во всех случаях должны быть очищены от мусора и тщательно осмотрен пол салона и багажного отсека автомобиля. Особое внимание нужно уделить осмотру электропроводки и электрооборудованию в моторном отсеке и салоне автомобиля, в том числе аккумуляторной батареи. В ходе исследования на месте пожара решаются следующие задачи:

проводится отбор проводников с оплавлениями, характерными для их образования под воздействием электрической дуги;

проверяются на срабатывание плавкие вставки предохранителей;

изымаются фрагменты обшивки салона, багажного отсека, пробы грунта около автомобиля для исследования на наличие следов интенсификаторов горения;

изымаются иные, важные для расследования происшествия, вещественные доказательства.

Заключительный осмотр. На этой стадии изымаются, описываются и упаковываются обнаруженные вещественные доказательства; составляются протокол осмотра места происшествия, планы, схемы изъятия вещественных доказательств. В настоящее время существует определенная проблема в фото- видео- фиксации места происшествия, связанного со сгоревшим автомобилем. В практике нередко встречаются протоколы осмотра места происшествия, в которых в графе о проведенной фото- видеосъемки стоит прочерк. Даже в случае проведения фотосъемки, при составлении фототаблицы специалист, в подавляющем числе случаев, ограничивается 2 – 3 фотографиями, что явно недостаточно для получения полной картины термических повреждений сгоревшего автомобиля. Необходимо отметить, что фототаблица (видеозапись) к протоколу осмотра сгоревшего автомобиля является одним из основных документов, позволяющих эксперту определить очаг пожара и, соответственно, установить причину пожара. Фотосъемка сгоревшего автомобиля обладает целым рядом особенностей, знание которых позволяет наиболее полно зафиксировать наиболее важные, с точки зрения эксперта, участки кузова а/м и его оборудования.

Напомним некоторые общие аспекты фотосъемки объектов и более подробно остановимся на фотосъемке сгоревшего автомобиля. В настоящее время в России нет законодательных ограничений на использование цифровой фотосъемки при расследовании преступлений. Поэтому цифровые фотоаппараты могут использоваться при осмотре места пожара.

При использовании цифровых фотоаппаратов изображение фиксируется на магнитный носитель, данные с которого в дальнейшем могут обрабатываться с помощью компьютера. При этом появляется возможность воспроизведения отснятого изображения с помощью лазерного принтера, минуя фотографический процесс. Цифровые изображения, как носители доказательной информации, могут вовлекаться в уголовный процесс в 2-х видах:

а) отпечатанные на бумаге;

б) зафиксированные в скрытом виде на магнитном или подобном ему носителе (жестком диске, дискете, магнитооптическом диске, CD-диске).

Используя технологию цифровой фотографии, можно хранить снимки в файлах на жестком диске или дискетах, а при надобности и откорректировать изображение (например, яркость, контрастность, цветность), сделать надписи и т. д. При съемке во время пожара главной задачей является более полная (насколько это возможно) фиксация развития горения во времени и пространстве, действий по тушению и спасению людей. Для этого существуют проверенные практикой методы съемки.

Наиболее эффективный метод состоит в периодическом обходе объекта. Может производиться:

б) линейный обход применяют в том случае, если горение происходит с одной стороны объекта или при невозможности обхода горящего сооружения. В этом случае фотограф совершает переходы из одних точек в другие по какой-то незамкнутой линии;

а) Ориентирующая съемка Показывает взаимное расположение места горения (места пожара) и окружающей его обстановки или местности. Соответствующие снимки называются ориентирующими. Наилучшие ориентирующие снимки получают с высоких точек съемки. При этом они наиболее приближаются к планам, показывающим расположение объектов. Для этого рекомендуется применять широкоугольные объективы или производить панорамную съемку. Не следует ограничивать количество съемочных кадров. По возможности ориентирующие снимки делают с разных точек, не менее чем с четырех сторон, с тем, чтобы впоследствии можно было отобрать наиболее характерные.

б) Обзорная съемка. Панорамная съемка Обзорная съемка фиксирует место пожара изолированно от окружающей обстановки, т. е. в границах сгоревшего автомобиля. Если место происшествия не умещается на одном кадре, применяется панорамная съемка.

Типы панорам в практике исследования пожаров могут быть следующие:

• Круговая панорама, охватывающая местность в пределах круга, т. е. 360°;

• Секторная панорама, охватывающая местность в пределах, меньших 360°;

• Линейная панорама, охватывающая пространство не в угловом, а в линейном измерении.

Секторная панорама является наиболее распространенной. Наилучшие результаты при съемке этой панорамы получаются с применением штатива, когда фотоаппарат укреплен, на специальной панорамной головке, которая представляет собой приспособление, поворачивающееся относительно вертикальной оси не менее чем на 360°.

Способ круговой панорамы — применяется для съемки с большого расстояния. Объект фотографируют с одной точки по частям, поворачивая аппарат на штативной головке или (при отсутствии штатива) поворачиваясь с аппаратом в руках и оставаясь при этом на одном месте.

Способ линейной панорамы — применяется для съемки с близкого расстояния, когда параметры помещения не позволяют отойти на достаточное расстояние. Объект фотографируется по частям с нескольких точек, находящихся на одинаковом расстоянии от него, В каждый последующий кадр должна входить часть объекта с предыдущего кадра.

Узловые фотографии делаются с целью зафиксировать в наиболее крупном масштабе важные участки места пожара. В масштабе, соответствующем узловой фотосъемке, фотографируют предметы, имеющие отношение к очагу пожара, очаговые поражения, характерные изменения конструкций, возникшие в результате пожара, и другие важные участки объекта.

г) Детальная съемка

Проводится, если имеется необходимость более детального отображения предметов, которые имеют связь с причиной пожара или представляют какой-либо другой интерес, а также отдельных следов. Детальная съемка проводится в ходе как статического, так и динамического осмотров, по мере исследования всех следов и предметов, которые могут иметь отношение к происшествию, фиксации их индивидуальных признаков. Производится детальная фотосъемка, с обязательным использованием масштаба; при необходимости производится макросъемка с применением удлинительных колец. При фотографировании, особенно в условиях недостаточной освещения, необходимо делать кадры-дубли. Фотосъемка производится независимо от того, будет изыматься объект или нет. Фотографируют сначала объект или участок места пожара, на котором обнаружен след, а затем уже сам след. Закрепление и изъятие следов производится только после их фотосъемки.

При детальной съемке следов и предметов необходимо учитывать следующие требования:

— отражение максимальной информации о предметах и следах, их взаимном расположении, форме, размерах, отдельных признаках;

— изображение объектов вместе с масштабной линейкой должно занимать всю площадь кадра;

— плоскость пленки должна быть параллельна плоскости снимаемого объекта.

Подготовка к съемке: перед съемкой необходимо по возможности убрать временные конструкции, случайные предметы и людей, которые видны в кадре.

Использование масштабов: детальную, а иногда и узловую фотосъемку следует делать так, чтобы потом можно было по снимку при необходимости осуществить геометрические измерения. Для этого в кадр следует включать какую-нибудь единицу длины, например, линейку или метр с делениями. Еще лучше, если это будет специальная масштабная линейка.

Как известно, основным правилом масштабной съемки является параллельность плоскости фотоматериала и поверхности фотографируемого объекта. При применении масштабной линейки это правило должно соблюдаться в обязательном порядке.

Нумерация снимаемых объектов: для упрощения работы со снимками в дальнейшем при съемке объектов рядом с ними необходимо располагать таблички с номерами. По возможности целесообразно иметь несколько комплектов номеров, различных габаритов и способов крепления. Один комплект номеров можно написать на окрашенных стальных пластинах (темные цифры на светлом фоне), предусмотрев возможность их крепления на колышки для втыкания в грунт или слой пожарного мусора. Если дополнить комплект плоским магнитом, то это позволит крепить номера, при необходимости, на стальных конструкциях и предметах.

Второй комплект номеров (с более мелкими цифрами) изготавливается на табличках из картона или пластика, которые запаиваются в полиэтилен. Полезно продумать систему крепления таких номеров на наклонных и вертикальных поверхностях.

Выделение снимаемых объектов: если снимаемый объект плохо виден на фоне обгоревших конструкций и предметов, пожарного мусора, его можно попытаться выделить. Для этого в специальной литературе предлагаются следующие способы:
— смачивание водой. Выявлению фактуры поверхности обгоревших предметов помогает их блеск. Особенно хорошо блестят обгоревшие деревянные предметы, а также объекты, смоченные водой.
— отметка мелом. При отсутствии блеска или при его недостаточности может помочь очерчивание или другая отметка мелом наиболее важных участков.
— выкладывание досками. Иногда условный знак выкладывают из каких-нибудь предметов, например, из светлых досок, планок и т. п. К этим методам отметки прибегают также и тогда, когда снимаемый участок однообразен и последующее его определение на фотоснимке будет затруднительно.

Остановимся более подробно на фотосъемке автомобиля. Фотосъемку автомобиля следует разделить на несколько этапов.

1.Внешняя фиксация объекта
Внешнюю фиксацию объекта, как правило, надо начинать с передней части автомобиля и далее, последовательно перемещаясь вокруг автомобиля по ходу часовой стрелки, фиксируется: правый борт, задняя часть, левый борт, крыша автомобиля, заводская маркировка, пластины с номерными знаками, а также обнаруженные следы отжига и копоти конструктивных элементов кузова, состояние стекол, деформации кузова (в том числе и механические). Людей, которые видны в кадре, следует удалить, наличие человека на снимке всегда предполагает его как действующее лицо, в то время как задача фотоснимка совсем иная.

Особое внимание необходимо обращать на состояние лючка заливной горловины топливного бака, в том числе положении крышки лючка и пробки заливной горловины.

2.Фиксация состояния салона, дверей и панели приборов
В салоне подлежит фиксации состояние передних и заднего сидений, внутренней облицовки дверей, пола, приборной панели и устройств управления автомобилем. Не принципиально, с какой стороны начинать фотосъемку, самое главное отразить наглядно все детали салона автомобиля, так, чтобы фотографии носили информативный характер.

В случае обнаружения посторонних объектов в салоне (например, камня, кирпича, остатков емкостей из-под ЛВЖ или ГЖ) необходимо зафиксировать их местоположение. Кроме того, важно зафиксировать внешний вид осколков остекления салона автомобиля. Наличие на земле около АТС осколков стекла без следов отложения копоти и термического воздействия может свидетельствовать о разрушении остекления салона еще до пожара.

3.Фиксация состояния багажного отделения автомобиля
Для этого крышка багажного отделения автомобиля открывается и производится фотографирование багажного отделения автомобиля со всем содержимым. Затем содержимое может быть удалено, сфотографировано отдельно. Могут также фиксироваться отдельные механизмы, по той или иной причине смонтированные и расположенные в багажном отделении (например, места подключения задних фонарей, кнопки включения и отключения освещения и т. п.).

4. Фиксация состояния моторного отсека автомобиля
Фотосъемка моторного отсека автомобиля, как правило, начинается с общей фотографии, которая должна носить информативный характер. Затем производится фиксация состояния узлов и агрегатов двигателя и состояние внутренней части кузова, расположенного в моторном отсеке. Обязательно производится фотосъемка внутренней поверхности крышки капота, с обязательной фиксацией термических повреждений на ней.

5. Фиксация состояния днища автомобиля
Для фиксации состояния днища автомобиля необходимо положить кузов на боковую сторону (естественно, с разрешения владельца АТС), или же, при наличии возможности, машину поднимают на автоподъемнике. Особое внимание при фиксации состояния днища необходимо обращать на внешний вид топливного бака (раздут или имеет штатную форму), на состояние топливной системы и т.п. Особое внимание необходимо уделять участкам днища со следами отжига антикоррозионного покрытия и следами побежалости металла.

6. Фиксация штатного и нештатного электрооборудования
Как правило, обязательно фиксируются: состояние аккумуляторной батареи, подходящие к ней электропровода; оборудование бортовой сигнализации, включая блоки, ревуны, концевики, провода и т.п.; блоки предохранителей и состояние плавких вставок; состояние автомагнитолы и т.п., а также места подключения; отдельные фрагменты электропроводки, которые могут носить необходимую для специалиста информацию.

7. Фотосъемка мест и предметов, которые непосредственно имеют связь с местом первоначального возникновения горения и причиной пожара.
Во время осмотра автомобиля часто возникает необходимость в изъятии предметов, имевших отношение к источнику зажигания. Обязательно, прежде чем нарушить положение этих предметов, их нужно сфотографировать. Затем производится фотографирование отдельно каждого изъятого предмета.

Особое место занимает проблема своевременного, правильного и наиболее полного изъятия вещественных доказательств при осмотре сгоревшего автомобиля. Можно с большой долей уверенности утверждать, что в случае неизъятия или неполного изъятия вещественных доказательств, установление точной причины возникновения пожара в автомобиле практически невозможно.

Остановимся на своевременности изъятия вещественных доказательств. Очевидно, что изъятие необходимо проводить незамедлительно при первоначальном осмотре автомобиля, невзирая на погодные условия и время суток. В противном случае, велика вероятность утери вещественных доказательств, как по естественным причинам (например, в результате перемещения АТС на место хранения), так и в результате умышленных действий заинтересованных лиц. В экспертной практике встречались случаи удаления из автомобиля важных для расследования предметов вещной обстановки, а, также, факты полного уничтожения автомобилей, в целях сокрытия следов преступления. Поэтому необходимо знать, что именно нужно изымать в первую очередь на месте пожара в автомобиле и уметь правильно упаковать изъятое.

Также необходимо изымать находящиеся в непосредственной близости емкости с запахом ЛВЖ, ГЖ, при этом упаковка должна производиться таким образом, чтобы не были уничтожены возможные следы пальцев рук на их поверхности.

Стоит отметить, что нефтепродукты, их остатки сохраняются в ткани даже при ее обгорании. Прежде всего, это относится к шерстяным и полушерстяным тканям. Поэтому в отличие от древесины на химическую экспертизу наряду с необгоревшими следует предоставлять и обгоревшие участки ткани. При отборе проб с обшивки кресел целесообразно отбирать также пробы с материалов, находящихся под обивочной тканью (поролон и др.). Отбор контрольных проб тканей также необходим.

По завершению осмотра места происшествия, необходимо принять меры к эвакуации сгоревшего автомобиля к месту хранения, позволяющего исключить вероятность его частичного повреждения или полного уничтожения.

Из вышесказанного следует, что осмотр места происшествия должен производиться непосредственно после ликвидации пожара подготовленным специалистом пожарно-технического профиля. Однако в большинстве случаев, привлечение для осмотра автомобиля экспертов-пожарно-технического профиля достаточно проблематично в силу недостаточного количества подготовленных специалистов. Одним из путей решения данной проблемы является повышение уровня специальных знаний лиц, по тем или иным причинам соприкасающихся с проблемами исследования пожара, например, судей, сотрудников страховых организаций, адвокатов, специализирующихся по делам о пожарах, юрисконсультов фирм по продажам автотранспорта, сотрудников служб безопасности и других заинтересованных лиц.

Более подробно вопросы, касающиеся исследования пожаров в автомобилях, рассматриваются на специальных семинарах, периодически проводимых при содействии ООО «Авто-Юрист» г. Челябинск.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *