Ортофосфорная кислота и краска автомобиля
9. Печальный опыт: попробовал преобразователь ржавчины
Вчера после мойки решил попробовать пройтись по рыжикам преобразователем на основе ортофосфорной кислоты. До этого читал инструкцию к нему и много разной информации в интернете. Собственно, захотелось посмотреть, как он действует в деле. Попрыскал преобразователем под ручки дверей и под саблю.
Вернулся я к машине через час и что вижу — там, где остатки преобразователя скатились вниз по дверям, появился бледный налет. Сначала пробовал оттереть водой, затем водой с содой — один фиг. В панике поехал к полировщикам, где мне сказали, что преобразователь выел лак с поверхности. Местами даже появились точки, где уже был виден грунт. Короче полная жопа.
Причем в интернете особо нигде не наталкивался на информацию по поводу взаимодействия ортофосфорной кислоты с лаком, а в инструкции, кажется к «цинкарю» вообще написано, что никак не влияет на не ржавые участки ЛКП.
Будет время — сделаю фото. Выглядит конечно не красиво и что с этим делать не очень понятно. Вернее понятно — перекрашивать детали, но я же такой умник попрыскал везде и подтеки есть на каждой двери (где-то больше, где-то меньше). Теперь вот боюсь, что без лака поверхность быстро начнет ржаветь :(. Есть смысл попробовать поверх просто бесцветный нанести? Чисто для защиты, понятное дело что внешне изъяны никак не уберет.
Такая история, господа. Вывод — наносить преобразователь только локально на ржавчину, исключая любое его попадание на ЛКП, иначе все может закончиться печально.
PS: полировщик сказал попробовать белые подтеки убрать с силитом — не помогло.
Боремся со ржавчиной в автомобиле: все о применении ортофосфорной кислоты
Однажды утром вы выходите из дома и обнаруживаете на своем “почти” новеньком автомобиле рыжее пятнышко, появившееся на месте недавнего скола или вылезшее из-под вздувшейся краски. А может быть, вы приобрели подержанный автомобиль с уже имеющимися следами ржавого металла. Ржавчиной называют коррозию железа и его сплавов, возникающую при их контакте с кислородом во влажной среде. Образующиеся при такой реакции вещества – оксиды железа. Особенность их в том, что, появляясь в верхней части металла, они не создают барьера для нижележащих слоев материала (и они также подвержены коррозии). Со временем ржавчина распространяется вокруг исходного пятна и вглубь. Если не предотвратить этого, то через определенный промежуток времени ваш автомобиль просто рассыплется.
Как удалить ржавчину?
Удаление ржавчины ортофосфорной кислотой
Просто закрасить ржавчину не получится. Вернее, получится, только вот оксид железа, оставшийся под краской, как вирус, будет заражать другой, “здоровый” металл. Поэтому первый этап восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля – это удаление имеющейся ржавчины. Есть несколько способов.
В этой статье уделим внимание химическому, в основе которого лежит использование ортофосфорной кислоты. Применение от ржавчины ее широко распространено.
Где купить ортофосфорную кислоту?
В магазине автохимии, электроники, радиотехники, можно встретить ее на строительных рынках, ну и, конечно, заказать в интернете. Ортофосфорная кислота продается там, где и другие кислоты, краски, припои, различные реагенты. В чистом виде она встречается редко, чаще ее можно встретить в составе преобразователя ржавчины на основе ортофосфорной кислоты (практически все).
Что это такое – ортофосфорная кислота?
Это неорганическое соединение, хорошо растворяющееся в воде. Используется в пищевой промышленности (в составе химических фосфатных удобрений), в медицине (стоматология), при производстве бытовой химии (в качестве основного компонента для преобразователей ржавчины и грунтовок по металлу).
Удаление ржавчины ортофосфорной кислотой
Удаление ржавчины ортофосфорной кислотой
Возможно тремя способами:
Как развести ортофосфорную кислоту для удаления ржавчины?
Ортофосфорная кислота, если она не находится в составе преобразователя ржавчины, продается в форме порошка. В этом случае возникает вопрос: “Как разбавить ортофосфорную кислоту водой?” Соотношение воды к кислоте должно быть приблизительно 1/5, 1/6 (85% раствор). Приготовив такой раствор, можно сказать, что мы сделали преобразователь ржавчины из ортофосфорной кислоты своими руками. Сделать более сложный преобразователь в домашних условиях не получится, так как производители тщательно скрывают составы своих продуктов.
Если вы боитесь ошибиться в расчетах, можно приобрести готовую, то есть разбавленную ортофосфорную кислоту в шприцах, цена ее правда дороже.
Применение ортофосфорной кислоты от ржавчины в автомобиле
Обработка металла ортофосфорной кислотой перед покраской
Обработка металла ортофосфорной кислотой перед покраской – обязательный пункт в работах по восстановлению лакокрасочного покрытия на автомобиле (может быть и в виде грунтовки или преобразователя). Ортофосфорная кислота удаляет рыхлое коррозированое железо, разъедая его. После воздействия на ржавчину, она образует тонкий защитный слой в виде масляного пятна.
Это очень полезное свойство, но в то же время и очень опасное для человека, контактирующего с этим веществом. Перед работой следует защитить руки перчатками и органы дыхания респиратором.
Обрабатывать ортофосфорной кислотой тонкие поверхности нежелательно, так как могут образовываться дыры. Следует защитить прилегающие к проблемному пятну участки специальной пленкой, чтобы не травмировать целую краску.
Если вы будете работать осторожно и соблюдать все необходимые правила по удалению ржавчины ортофосфорной кислотой, то добьетесь нужного результата (полного удаления ржавчины и защиты металла от дальнейшего разрушения).
Нейтрализация преобразователя ржи (конспект прочитанного)
одни говорят что после использования преобразователя у них всё плохо. А другие говорят что у них всё хорошо.
Фишка в том что правы все. :))
Давайте разберём что делали эти люди.
Одни нанесли преобразователь подождали пока он поработает. Счистили образовавшийся налёт жёсткой считкой или прост протёрли тряпкой потом обезжирил деталь (вот тут важно чем!) и загрунтовали.
Другие нанесли преобразователь подождали пока он поработает. Смыли его водой (с содой или без не суть важна) обезжирили (тут важно чем!) и загрунтовали.
И у первых и у вторых результат может быть как положительным так и отрицательным. :)))
Магия?! НЕТ! Магии не существует.
Ортофосфорная кислота (а именно она основной элемент в преобразователе ржавчины) растворяется водой, этанолом и другими растворителями. Кто не в курсе этанол это банальный спирт.
Отсюда следует следующие. Любой преобразователь ржавчины на основе этой кислоты может быть нейтрализован либо водой либо любым другим растворителем. Спирт это тоже растворитель если чо :))
От сюда следует следующие: Смывать прерыватель ржавчины с голого кузовного металла водой, идиотизм!
И вот тут мы начинаем подходить к магии.
Почему же когда одни смыли водой и загрунтовали деталь и у них всё хорошо в то время как у других которые как кажется проделали тоже самое всё плохо?
И в тоже время у одних которые не смывали тоже всё может быть либо хорошо либо плохо.
А магия кроется в этапе пред грунтованием. А именно обезжиривании поверхности.
———- разбавитель растворитель обезжириватель——
Перед покраской как всем известно поверхность надо обезжирить.
И вот тут начинаются танцы с бубном. Которые потом и могут стать одной из причин которая приведёт к непоняткам с преобразователем ржавчины.
Дело в том что есть ОБЕЗЖИРИВАТЕЛИ а есть РАСТВОРИТЕЛИ. И те и те призваны очистить поверхность.
НО! РАСТВОРИТЕЛЬ И ОБЕЗЖИРИВАТЕЛЬ ЭТО РАЗНЫЕ ПРОДУКТЫ. При покраске авто используют именно обезжириватель а не растворитель для очистки поверхности перед покраской.
ОБЕЗЖИРИВАТЕЛЬ (ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ АНТИСИЛИКОН) ДЕЙСТВУЕТ ИНАЧЕ ЧЕМ РАСТВОРИТЕЛЬ.
Между ними такая же разница как и между растворителем и разбавителем. Краску для покраски авто нельзя разбавлять растворителем для этого надо использовать именно разбавитель.
———- разбавитель растворитель обезжириватель——
*Разбавитель и обезжириватель*
РАЗБАВИТЕЛЬ И ОБЕЗЖИРИВАТЕЛЬ в разы мене агрессивные нежели растворители и помимо этого и РАЗБАВИТЕЛЬ И ОБЕЗЖИРИВАТЕЛЬ в отличии от растворителя НЕ ОСТАВЛЯЮТ на поверхности после своего испарения МАСЛЯНИСТОГО НАЛЁТА. В самом составе есть нюансы но это неважно уже.
растворитель оставляет масляный налёт, но хорошо убирает воду
растворитель не ускоряет образование ржавчины даже наоборот он её замедляет
++++++++++++++++++++++++++++++++
обезжиреватель не убирает всю воду
обезжириватель не нейтрализует до конца преобразователь
Вариант 1(обезжириватель плохо, растворитель хорошо):
Обработали преобразователем. Далее смыли водой, обезжирили и загрунтовали.
Если обезжиривали обезжиривателем то он не уберёт полностью воду которая осталась в микропорах метала и которая уже незаметно для не вооружённого глаза зародила ржавчину.
В итоге после нанесения грунта и краски могут возникнуть проблемы в виде подрыва ЛКП и грех падёт на преобразователь.
А вот если ОБЕЗЖИРИВАЛИ РАСТВОРИТЕЛЯМИ. то воды не будет. потому что РАСТВОРИТЕЛИ ОЧЕНЬ ХОРОШО ВЫСУШИВАЮТ ПОВЕРХНОСТЬ. и РЖАВЧИНЫ НЕ БУДЕТ. растворитель не ускоряет образование ржавчины даже наоборот он её замедляет ТАК КАК ОБЕЗВОЖИВАЕТ. и при таком варианте всё может закончиться хорошо.
————-
Вариант 2:
Нанеси преобразователь. Счистил образовавшийся налёт жёсткой щёткой или прост протёрли тряпкой, обезжирил деталь и загрунтовали.
Если обезжиривали обезжиривателем то он не нейтрализует до конца преобразователь. И в итоге уже под грунтом преобразователь дорабатывает своё и дальше всё может быть плохо.
Если обезжирили растворителем. То он хорошо нейтрализовал преобразователь и всё хорошо.
———————————
Как же быть и как работать с преобразователем ржавчины?
Я скажу как я вижу обработку ржавой поверхности (с использованием преобразователя ржавчины)
1 Для начала ржавчина должна быть удалена механическим путём. Максимально тщательно.
2 Далее поверхность надо протереть растворителем. Дабы хорошо убрать все загрязнения.
3 После чего обработать преобразователем ржавчины. Притом обрабатывать надо не один раз а минимум 2 раза и наносить преобразователь втирая его в поверхность жёсткой щёткой или губкой. Чтобы он проник как можно глубже в поры.
4 Меду каждыми подходами по обработке преобразователем поверхность должна быть протерта растворителем.
5 После последнего подхода в обработке преобразователе ржавчины. Его следует тщательно смыть растворителем.
6 После чего также тщательно протереть всё обезжиривателем и уже потом наносить грунт.
Считаю что проделав все эти процедуры вы лишите себя каких бы то ни было проблем в будешь с вашим ЛКП.
Ремонт автомобилей: удаляем ржавчину ортофосфорной кислотой
Сегодня автомобиль не является каким-то особенным предметом роскоши. Он давно стал обыкновенным средством передвижения, популярность которого растет с каждым годом. Однако чтобы машина дольше оставалась в идеальном виде, за ней требуется внимательно следить, производить своевременный ремонт и техобслуживание. Особое внимание необходимо уделять состоянию металлических деталей автомобиля, а также кузову. Именно здесь встречается чаще всего такая проблема, как ржавчина.
Этот дефект может привести в негодность не только какую-то определённую деталь, но и сократить срок эксплуатации всего автомобиля. Чтобы этого не допустить, следует периодически осматривать состояние транспортного средства и с помощью современных средств устранять все имеющиеся недостатки. По мнению многих автолюбителей, с ржавчиной лучше всего справляется ортофосфорная кислота, главное правильно ее использовать.
Что такое фосфорная кислота и где она применяется
Ортофосфорная кислота известна во многих сферах деятельности человека. Причем ее используют не только в промышленных целях, но и активно применяют в медицине и других областях.
Представляет в чистом виде кристаллический порошок, который растворяют в воде. Поэтому чаще всего применяют именно концентрированный 85% раствор, который не имеет цвета и запаха, а также напоминает по консистенции сироп. Именно благодаря этому кислота в разведенном виде идеально ложиться на любую поверхность.
Используется такая кислота довольно широко, но особой популярностью она пользуется именно у автолюбителей в борьбе против ржавчины, которая поражает не только кузов, но и другие металлические детали. Такая востребованность объясняется тем, что при воздействии на металл ортофосфорной кислотой происходит не только удаление ржавчины, но и устраняются другие проявления коррозии.
После обработки на поверхности остается прочный и надежный защитный слой, который помогает защитить ее от дальнейшего разрушения.
Хранение и транспортировка
Ортофосфорная кислота относится к числу достаточно серьезных веществ, поэтому требует надлежащего хранения и соблюдения норм транспортировки. Так, порошок следует упаковывать строго в герметичные контейнеры, вакуумные пакеты, стеклянные банки. Вся тара должна быть сухой и чистой для предотвращения попадания в кислоту посторонних примесей, которые испортят качество получаемого в дальнейшем раствора.
Применение испорченного раствора может привести к самым неожиданным последствиям: от отравлений парами до отсутствия какого-либо результата после проведения работ (средство просто не будет растворять ржавчину). Помещение для хранения должно быть сухим и теплым, чтобы предотвратить появление конденсата. Специалисты рекомендуют оставлять порошок в заводской упаковке.
Перевозят кислоту только в специальных цистернах с указанными на них определительными знаками, говорящими о том, что груз относится к категории повышенной опасности. Для перевозки на значительные расстояния придется получить необходимые сопроводительные документы, а также позаботиться о сопровождении. В некоторых населенных пунктах или городах для проезда такого автотранспорта потребуется обязательно получить разрешение от местных органов управления.
Правила безопасности при работе с кислотой
Средство относится к разряду опасных веществ, что накладывает свой отпечаток не только на методы транспортировки и хранения, но и требует соблюдения норм безопасности во время работы. Так как это кислота, то она может разъедать многие материалы и вызывать возникновения ожогов на кожных покровах. Поэтому работать с ортофосфорной кисл
отой можно только в специальной одежде, которая защитит кожу от попадания на нее опасных веществ.
Не стоит забывать о парах, которые также очень опасны. Попадая в организм при вдохе, они вызывают серьезные ожоги дыхательных путей. Каждому человеку, имеющему дело с такими веществами, очень важно знать порядок действий при попадании их на кожу.
Чтобы применение ортофосфорной кислоты было безопасным и не пришлось обращаться за помощью к врачам, следует все работы производить с особой внимательностью и аккуратностью. Если все-таки произошел несчастный случай, то не следует пускать дело на самотек, так как любые химические ожоги могут быть чрезвычайно опасны.
Как удалить ржавчину
На автомобиле очень часто появляется ржавчина, которая разъедает металл, и именно из-за этого дефекта снижается срок эксплуатации не только отдельных запчастей, но и самого транспортного средства. Удаление производится после тщательной подготовки ржавой детали или пораженного участка. Для этого необходимо деталь снять, а сильно поврежденные места зачистить металлической щеткой.
При этом следует защитить неповрежденные участки с помощью специальной клейкой ленты. На больших и объемных участках, где ржавчина проникла особенно глубоко, можно воспользоваться обыкновенной болгаркой. Однако такой механический метод удаления не так популярен, как химический. Происходит это из-за того, что химические реагенты не слишком сильно повреждают метал и не вызывают его истончения.
Для этих целей особенно часто применяют преобразователь ржавчины, который снимает поврежденные частицы, растворяя их. Тем более что с помощью такого преобразователя можно обрабатывать самые труднодоступные места, которые нельзя очистить с помощью других методов удаления ржавчины.
Подобное средство выполняет сразу несколько необходимых функций: удаляет ржавчину и преобразовывает ее в грунтовку, что экономит не только затраченные на ремонт средства, но и время.
Так, самым востребованным из всех известных средств, которые продаются в магазинах, является «Цинкарь» с ортофосфорной кислотой в основе. В его состав входят дополнительные добавки: соли цинка и марганец. Именно благодаря им после обработки металла производится образование особо прочного слоя.
Советы специалистов
Очищать участки ржавчины нужно очень аккуратно, чтобы не появилось дыр, и метал не слишком истончился. Не рекомендуется во время работ использовать диски с очень крупными абразивными частицами, так как вместо того, чтобы удалять ржавчину, они могут нанести больше вреда, чем пользы.
Перед началом всех ремонтных работ по удалению ржавчины необходимо помнить о том, что это средство очень мощное и сильное. Ведь оно может удалить не только саму ржавчину, но и декоративное покрытие: хром, цинк. Поэтому обрабатывать детали автомобиля необходимо очень внимательно и аккуратно, чтобы не пришлось в дальнейшем тратиться на новые запчасти.
Если все работы по удалению ржавчины с помощью ортофосфорной кислоты были проведены по всем нормативам, то полученная поверхность будет отличаться прочностью и надежностью. И хотя применение преобразователей считается самым востребованным методом при кузовных работах, не стоит забывать и о других известных мастерам вариантах.
Чтобы работа привела к ожидаемым результатам, а от ржавчины не осталось и следа, необходимо четко соблюдать все инструкции.
На очищенную от толстого слоя ржавчины поверхность наносят немного преобразователя и оставляют на пару минут или часов, в зависимости от концентрации раствора, а затем приступают к дальнейшим ремонтным работам.
Преобразователь ржавчины или как готовить голую сталь к покраске.
Продолжим наши химические опыты.
Как известно при производстве автомобилей кузов после сварочных работ фосфатируется или цинкофосфатируется или цинкуется, а затем грунтуется катофорезным грунтом что в сумме обеспечивает очень хорошую защиту от коррозии.
К сожалению такие технологии при локальном или капитальном кузовном ремонте или реставрации нам не доступны ввиду необходимости наличия весьма специфической производственной базы.
А хочется:
Во-первых максимально убрать очаги коррозии, особенно в капилярных и трещинообразных очагах.
Во вторых создать качественную основу для нанесения ЛКП.
Технологии с использованием электрохимических и горячих процессов я отбросил для себя сразу ввиду сложности и объемности. Мелочь еще можно сделать, а вот кузов автомобиля или отдельные детали — уже сложнее.
Пробовал и испытывал различные покупные средства типа преобразователей ржавчины — но они меня тоже особо не впечатлили.
И вот однажды я обнаружил интересный документ времен СССР : УДК 621.315.66:667.673(083.96) ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОКРАСКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ РЖАВЧИНЫ.
Она есть в Интернете (например, тут: base.consultant.ru/cons/c…?req=doc;base=ESU;n=14567), так что публиковать ее не буду.
И решил эту технологию испытать. И испытал.
Скажу сразу, что этот способ мне понравился.
1. Простота и доступность реактивов. Невысокая цена.
2. Простота процесса обработки и прогнозируемость результата.
3. Высокое качество покрытия.
Самое интересное, как я исполняю вышеуказанную инструкцию. Итак, пошагово:
1. Дерем, грызем и сцарапываем или смываем старое ЛКП. Смело применяем химию и прочую гадость. И даже пескоструйку, хотя обработку кварцевым песком считаю недоспустимым в кузовном ремонте, но об этом позже — будет отдельная публикация.
2. Моем деталь водой с фэйри. Вытираем насухо. Проливаем кипятком/горячей водой. Вытираем насухо.
3. Преобразователь ржавчины (тот что по рецепту приготовили) наливаем в посудину типа миска.
4. Макаем в него красный скотчбрайт (есстественно в резиновых перчатках — хотя бы в начале) и тщательно разматовываем обрабатываемую деталь. В процессе преобразователь становится грязным, почти черным. За одно макание обрабатываю площадь см 40х40.
5. Обработанный участок протираем салфеткой насухо.
6. П.п. 4 и 5 по всей детали.
7. На следующий день (если тмпература выше 10 градусов) или через 2-3 дня если температура ниже повторяем процедуру по п.п. 4, 5 и 6.
8. Еще 1-2 раза делаем п.7.
Ждем «…неделю. Не меньше!»
Проверяем уровень кислотности обработанной поверхности лакмусовой бумагой. Это тоже описано в «Инструкции…»). Если кислотности нет — можно красить.
Выглядеть это будет приблизительно так:
Полученное цинкофосфатное покрытие я грунтую так:
Обезжирка антисиликоном — куда ж без нее…
1. ОООООчень тонкий слой кислотного травящего грунта.
2. Через сутки тест на кислотность согласно «Инструкции…»
3. Если кислотность повышенная — промываю деталь слабым раствором аммиака и дистиллированной водой. Сразу сушим.
4. Продуваем сжатым воздухом.
5. 1,5 слоя эпоксидного грунта.
6. Полная сушка — двое суток в нормальных условиях.
7. Разматовываем Р240. Но не до протиров 🙂
8. ОООООчень тонкий прозрачный слой эпоксидного грунта — сушка в нормальных условиях 12 часов.
9. Не позже 24 часов после операции п.8. 1-2-3 слоя полиуретанового грунта.
После такой подготовки покраска мокрым по мокрому, как понимаете, не актуальна. Наличие двух, контрастных по цвету, грунтов помогает избежать протиров при последующих шлифовках и разматовках.
О шпатлевании не писал сознательно. О шпатлевании отдельно… 🙂