Органические тормозные колодки для авто
Органические колодки против керамических:мнение специалистов
Немногие водители знают, что тормозные колодки, которым комплектовался их автомобиль на заводе изготовлены по технологии органика (органические тормозные колодки). Это не удивительно, потому что долгое время рынок не предлагал альтернативы: органические колодки ставились на все автомобили на конвейере, они же продавались во всех магазинах и СТО. Да что говорить: на сегодняшний день 90% тормозных колодок, которые продаются на территории Украины и ЕС – это все та же органическая технология.
Но последние 3-5 лет все чаще стали звучать рекламные призывы купить керамические тормозные колодки от известных и не очень производителей. И, естественно, у потребителя возникают вопросы – что это за инновация и какова ее практическая ценность на дороге?
Начнем с того, что керамическая технология изготовления тормозных колодок родом из США. И на сегодняшний день именно американцы освоили качественно эту технологию. И поэтому там она получила широкое распространение и высокую популярность. Более того, положительные свойства керамики признаны на государственном уровне: такиие колодки устанавливаются на полицейские автомобили, авто скорой медицинской и пожарной помощи.
Органическая колодка.
Органическая технология, которая на сегодняшний день, занимает 95% польского рынка, представляет собой состав из 20-30 компонентов, укрепленный органической смолой. Естественно, каждый производитель точную формулу держит в секрете. Однако, есть компоненты, который будут в любой органической колодке. Их свойства мы и рассмотрим.
— Органическая смола. Выступает в роли связующей все элементы массы. Имеет один недостаток – начинает гореть, выделяя едкий газ, при температурах свыше 270-300 °С, чем значительно снижает сцепление между диском и колодкой.
— Металл. Основной «тормозящий» элемент в колодке. В органике, чаще всего, встречается в виде стали и оксидов стали. Дешев, стойкий к износу и нагреву компонент. Из недостатков – плохо отводит температуру от тормозного диска, быстрее изнашивает чугун диска.
— Графит. Сухая смазка. Очень необходимый элемент в колодке, отсутствие которого неизбежно приводит к ускоренному и неравномерному износу диска. Главный минус: в мягких колодках, где доля графита высока, очень интенсивный выброс пыли на колесные диски.
Подытожим. Органическая тормозная колодка недорога в изготовлении, прекрасно замедляет автомобиль при невысоком темпе езды. Качественный состав будет достаточно бережлив к тормозным дискам. Посредственный коэффициент трения.
Недостатки: обилие графита очень сильно пачкает колесные диски. При езде средней активности и активной колодки начинают «плыть»: сцепление диска с колодкой резко уменьшается, коэффициент трения падает, как следствие – удлиняется тормозной путь. Поэтому можно говорить о том, что гражданская органика не любит активной езды и высоких скоростей. Преждевременный износ диска.
Керамические тормозные колодки Power Stop.
Что такое американская керамическая тормозная колодка? (Уточнение «американская» в данном случае не случайно, т.к. европейская «керамика» пока еще не научилась всем ниже описанным качествам). Итак, в науке о материаловедении керамическая технология – это синоним «порошковой технологии». Иными словами, при изготовлении такой колодки очень измельчаются компоненты. Это дает более прочные связи между ингридиентами, а также повышает срок службы. Именно поэтому колодки, изготовленные по такой методике, называют керамическими.
Второе важное отличие от органики в том, что доля металла значительно уменьшена и заменена керамическими соединениями. Оставшийся же металл заменен на медь. Зачем? Медь, в отличии от стали, намного дороже, но обладает двумя ценными свойствами: в 3 раза бóльшей теплопроводностью, что позволяет в моменты интенсивного нагрева диска отводить от него тепло и рассеивать по своей массе. Особенно это свойство важно для любителей активной езды, а также тем водителям, кто часто жалуется на искривление тормозных дисков. И второе – медь намного мягче стали, и соответственно, диск с такой колодкой будет служить много дольше.
Подытожим: благодаря керамической технологии – колодки не пылят. Очень бережливы к тормозным дискам (намного бережливее, чем многие органические аналоги). Коэффициент трения обычно выше, чем у органики, а тормозной путь короче.
Недостатки у керамических колодок – это цена. В среднем, качественная колодка на 20-50% дороже средней органики. В остальном же, можно смело считать кераамику технологией будущего, которая уже доступна и европейскому потребителю.
И напоследок, предупреждая вопросы читателя: все ли керамические колодки одинаково полезны? К сожалению, нет. Мы 8 лет работаем с керамикой, а Power Stop не был у нас первенцем. Поскольку многие бренды мы тестируем сами на себе, то перепробовали 5 разных производителей с рынка США. И вот уже из этой пятерки высшей оценки заслужили именно Power Stop.
Основные моменты на которые стоит обратить внимание при выборе тормозных колодок
На сегодняшний день производят три основных типа колодок:
-органические;
-полу-металлические;
-керамические.
Органические колодки имеют безасбестовые органические / связующие материалы. Колодки должны содержать меньше 20% металла, тогда они подлежит обязательной маркировке как органические. (правила для USA)
Основные преимущества органических колодкок — тихая работа и более длтельный срок жизни диска. По причине своей „мягкости” эти колодки не так хорошо чуствуют себя при высоких температурах.
Полуметаллические колодки изготовлены на жесткой матрице из смолы со стальными волокнами для увеличения твердости и увеличения срока службы колодки. Это, наверное, самый распространенный тип колодок. Одним из больших преимуществ металлической колодки является улучшение ее свойств при высоких температурах. Коэфф. трения немного растет с ростом температуры в паре трения диск-колодка.
Недостаток полу-металлических колодок — писк при торможении и повышенный износ диска. Основной признак качественной полуметаллической колодки – наличие волокон цветных металлов, которые изнашивают диски меньше железных наполнителей.
Керамические колодки — это хорший выбор среди новых предложений на рынке тормозных колодок.
Как следует из названия, фрикционный материал содержит керамические волокна в качестве связующего вещества. Керамическая колодка является отличным выбором для интенсивной городской езды, обеспечивает стабильные, предсказуемые характеристики трения, особенно при низких температурах. Керамические колодки также обеспечивают стабильные ощущения усилия на педали, не зависимо от того, горячие или холодные колодки (в отличие от полу-металлических, коэффициент тремния керамических не меняется так быстро, при изменении температуры). Керамические колодки тише, чем полу-металлические и органические колодки, и дают не много светлой пыли, так что это не заметно на колесах и дисках.
Когда тормозные колодки рекламируются как металлические или керамические, в действительнсти речь идет о связующем компоненте, который держит фрикционные материалы вместе.
Маркировка и упаковка
Все европейские тормозные колодки подлежат обязательной сертификации по стандарту ECE-90. На коробке он обозначается буквой «Е», помещенную в круг с цифрой, где цифра указывает на страну, в которой данная сертификация проводилась. Для рядового обывателя ECE-90 R – ничем особо не поможет в определении характеристик, он лишь показывает на легальность производства данной продукции.
Официальные тормозные колодки из Америки обязаны получить сертификат SAE (он знаком нам по моторным маслам). Сертификация наносится, как правило, на торцевую часть колодки, и состоит из нескольких цифр и двух букв. Вот они-то и дадут нам информацию, в разы более полезной, чем любая евроколодка. В частности, две буквы на торце колодки помогут определить технологию изготовления тормозной колодки, а также коэффициент трения. Две буквы означают, показывают, по какой именно технологии изготовлена колодка (органика, уличная керамика либо трековая керамика). Сама же буква демонстрирует непосредственно коэффициент трения (от C до Н).
Коэффициент трения не бывает никогда постоянной величиной. Не может быть такой ситуации, когда «показатель колодок XXX – 0,55». Коэффициент – это всегда переменные данные, которые напрямую зависят от температуры. Иными словами, при выезде с парковки показатель будет равен 0,28, после второго светофора – 0,37, а после серии резких разгонов и торможений – 0,43. Таким образом, корректно будет указание характеристик – 0,28-0,43. Или же следуя американской классификации – это было бы EF, первая буква кода меньше, чем вторая, колодка лучше работает в горячем состоянии.
Лучшие колодки для активной манеры езды на каждый день, должны одинаково хорошо работать в холодном и горячем состоянии и иметь одинаковые буквенные обозначения, например FF или GG
Коэфф. трения Код
До 0.15 µ C
от 0.15 µ до 0.25 µ D
от 0.25 µ up до 0.35 µ E
от 0.35 µ up до 0.45 µ F
от 0.45 µ до 0.55 µ G
свыше 0.55 µ H
Не классифицированные Z
Виды тормозных колодок
То, насколько качественно будет работать тормозная система, зависит от своевременной замены тормозных колодок и их правильного выбора. К счастью, при приобретении запчастей этого типа не требуется держать в голове массу параметров. Но есть несколько важных характеристик, которые нужно обязательно учитывать, особенно, когда на рынке представлено огромное количество колодок от самых разных отечественных и иностранных производителей.
Материал изготовления автомобильных колодок
Существует 4 варианта колодок, в зависимости от материала изготовления.
Металлические
В зависимости от модели в составе металла для таких колодок может быть от 10 до 30% меди. Допускается добавление органических материалов для повышения трения и улучшения эксплуатационных характеристик изделий. Но металлические колодки считаются устаревшими и реже используются из-за нескольких важных недостатков:
Большинство производителей авто уже отказались от такого материала. Сегодня металлические колодки устанавливают преимущественно на продукцию АвтоВАЗа или совсем старые иномарки.
Органические (безасбестовые)
Изделия изготавливаются с использованием углерода, смол, стекла, а также кевларовых волокон. Благодаря этим материалам торможение осуществляется более плавно и мягко. Соответственно на тормозные диски и барабан оказывается минимальное воздействие, что повышает срок эксплуатации и прочность этих элементов.
Однако сами тормозные колодки стираются тоже довольно быстро. Замену требуется выполнять каждые 10 000 – 15 000 км. Также они выделяют повышенное количество угольной пыли. В органических колодках может быть не более 15% металла.
Полезно! Такие модели не стоит использовать при агрессивном вождении.
Полуметаллические
Это золотая середина, так как в составе таких моделей может быть от 30 до 65% стали и меди. При этом могут использоваться черные, цветные и комбинированные металлы. Дополнительно в состав добавлен графит, неорганические материалы и дополнительные связующие компоненты.
Из преимуществ таких моделей можно выделить более высокую твердость, за счет чего колодки служат дольше, и относительно невысокую стоимость. Также полуметаллические системы демонстрируют хороший теплоотвод. Но так как они тверже, то и шуметь будут чуть сильнее, чем органические.
Керамические
Это самый дорогой, но и самый лучший тип колодок. Первоначально ни использовались только для специализированного транспорта, но позже их начали ставить и на обычные автомобили. По прочностным характеристикам керамика не уступает стали. Такие колодки обладают высокой термостойкостью и способны сохранять работоспособность даже если они используются в экстремальных условиях. Еще один плюс заключается в том, что в процессе торможения изделия не издают писка. Керамические модели долговечнее и надежнее. Кроме этого современная керамика не так агрессивна к металлическим дискам.
Керамические колодки отличаются стабильным коэффициентом трения. У полуметаллических моделей он может меняться, что не очень хорошо.
Коэффициент трения автомобильных колодок
Согласно стандарту SAE J661. Коэффициент трения (µ) указывается в виде двух букв (GF, CC и прочие). Первая означает средний коэффициент трения, который определяется при 90, 122, 149 и 205 градусах. Вторая буква означает средний горячий коэффициент трения, рассчитывающийся, когда колодка восстановилась после сильного нагрева.
Расшифровка букв по SAE J661 следующая:
Чем выше цифры, тем лучше будет показатель сцепления колодок с дисками и барабанами. Также высокий коэффициент встречается у более дорогостоящих запчастей. На цену может оказывать влияние категория колодок, от которой зависит, для каких целей была произведена продукция.
Категории качества тормозных колодок
Есть 3 категории колодок:
То есть I категория представляет собой оригинальные колодки, которые можно заказать только у производителя. Колодки II категории можно самостоятельно приобрести на рынке. Главное, чтобы продавец не выдал в качестве продукции Aftermarket модели III категории или вовсе подделки.
Дополнительная маркировка
Если производитель представляет на рынке колодки категории Aftermarket, то он может отклоняться от технологии производства О. Е. на 10%. Но при этом должны соблюдаться все требования сертификации. Самым жестким и распространенным стандартом считается ECE R-90. Если колодки не соответствуют данному стандарту, то в ЕС они не могут продаваться. Но на наших рынках на такие модели можно наткнуться, поэтому всегда проверяйте, указано ли на колодке 90R или R90 (маркировка должна быть не только на упаковке, но и на задней стороне колодок).
Перед R90 указывается буква Е и цифра. Эта маркировка соответствует стране производителя. Например, Е1 – это Германия, Е2 – Франция, Е3 – Италия, Е11 – Великобритания.
Также должен быть указан номер самого сертификата соответствия (например, R-01146\015), номер запчасти, согласно каталогу (D3027). Дополнительно указывается значение KN, то есть рецептуры изготовления фрикционного материала. Например, если на колодке указано KN105, то это говорит, что твердость состава составила 105. Чем больше эта цифра, тем тверже и сами колодки.
Определить дополнительные характеристики автомобильных колодок можно по их цвету:
Как не наткнуться на некачественную подделку
Производители прикладывают немалые усилия к тому, чтобы на рынок не поступали подделки и не понижали их рейтинг. Но полностью исключить такой вариант невозможно. Поэтому нужно проявлять бдительность и всегда обращать внимание на несколько важных моментов:
На колодках всегда указывается уникальный код товара. Его можно сверить на сайте производителя.
Лучшие производители
Если говорить о производителях, которые предлагают наиболее качественные тормозные колодки, то стоит выделить:
Также высоким качеством славится продукция производителей:
Для автомобилей отечественного производства стоит также рассмотреть продукцию:
Советы по выбору тормозных колодок в авто
Стоит отметить, что на передние колодки обычно оказываются более высокие нагрузки, поэтому на переднюю ось лучше выбирать изделия подороже и с более долгим эксплуатационным сроком. Также стоит обратить внимание еще на несколько нюансов:
При передвижении преимущественно в городских условиях с небольшой скоростью нет смысла покупать спортивные или узкоспециализированные колодки. Некоторые думают, что более дорогие спортивные модели прослужат дольше, но такие изделия часто требуют прогрева. Соответственно при низких температурах их коэффициент трения значительно ниже. Поэтому в них нет никакого смысла, если вы стоите в пробках, более того, они будут менее эффективными.
В данной теме мы поделимся нашим опытом в выборе тормозных колодок.
Во-первых, необходимо отметить, что эти детали подвержены постоянному износу и поэтому их нужно менять чаще, чем остальные. Ну и, как следствие, вы непременно задаетесь вопросом, какой же фирме-производителю отдать предпочтение? Потому что каждый знает, что от качества тормозных колодок и дисков зависит безопасность водителя, пассажиров и окружающих людей. Итак, экономить на колодках или нет?
Как работают качественные тормозные колодки?
Итак, для начала определим, каким критериям должна отвечать качественная тормозная колодка и далее рассмотрим каждый пункт отдельно:
• Стабильный коэффициент трения при любых температурах и условиях
• Хорошо ощутимая прогрессия торможения
• Бесшумное торможение
• Бережная работа с тормозными дисками
• Длительный срок эксплуатации колодок
• Надежное крепление фрикционной пластины с металлической подложкой
1) Стабильный коэффициент трения при любых температурах.
Один из главных параметров, обеспечивающих безопасность при агрессивной езде и экстренном торможении. На этот параметр влияет состав фрикционной накладки, в который входят десятки ингредиентов, в том числе и драгоценные металлы. При торможении тормозная колодка соприкасается с диском и энергия движения превращается в тепло, вследствие чего нагревается тормозной диск и суппорт. Чем чаще и сильнее торможение, тем выше температура нагрева тормозного механизма. Дешевые колодки часто, при сильных нагрузках, теряю свои свойства (плывут). К сожалению. А иногда фрикционная накладка вовсе может оторваться от подложки. Последствия печальны.
2) Хорошо ощутимая прогрессия торможения – это замечательное свойство колодок, о котором редко кто задумывается, но очень приятное в торможении. Простыми словами, вы тормозите и колодки вам помогают, нагреваясь, тормозят все лучше и лучше. Очень актуально иногда:) Хотите проверить свои колодки? А вот как: на какой либо скорости нажмите на педаль тормоза и держите её на одном уровне, не меняя до полной остановки. Если ваши колодки обладают этим свойством, то вы заметите, что чем дольше вы тормозите, тем сильнее автомобиль тормозит, не меняя силу нажатия на педаль тормоза. Происходит это благодаря тому, что в состав колодки входят материалы, с помощью которых при увеличении температуры повышается коэффициент трения, тем самым увеличивая силу торможения. Дешевые колодки, не обладающие таким свойством, ненадежны при экстренном торможении и могут подвести водителя неожиданным образом, отказавшись тормозить автомобиль, и чем сильнее вы будете давить на педаль тормоза, тем слабее будет торможение. Это похоже на эффект смазанных тормозных дисков маслом.
3) Обращайте внимание на толщину фрикционной пластины
Чем меньше слой фрикционного материала, тем дешевле колодка. Производители премиум сегмента не экономят на материалах, соответственно колодка служит дольше, но и стоит дороже. Толщина фрикционной пластины влияет только на срок эксплуатации, качество от этого не страдает.
4) На колодке не должно быть длинных трещин и сколов по краям. Допускаются мелкие трещины длиной не более двух миллиметров
5) Материал тормозной пластины не должен иметь инородных тел (мусор, палки и др).
Чтобы колодки стоили дешево, нужно экономить на материалах. К сожалению, используются не только дешевые компоненты, но и запрещенные материалы, такие как, например, асбест. Если в колодке используется этот компонент, то минимум одна треть всей фрикционной пластины это асбест. В Европе запрещено производство тормозных колодок, содержащих этот материал, так как он очень вреден и опасен для здоровья. В России пока нет (у нас самая крупная шахта по добыче асбеста в мире). Миллионы автомобилей, передвигающихся по улицам наших городов, оставляют от себя не только выхлопные газы, но и тонкую, невидимую пыль от стирающихся колодок. Этой пылью мы дышим. При попадании в легкие, пыль асбеста становится канцерогенным веществом. Сейчас асбест используется в развивающихся странах. В развитых странах он запрещен.
6) Фрикционная пластина должна плотно прилегать к металлической подложке, не шататься
Если вы заметили, что тормозная пластина шатается на металлической основе, то можете быть уверены – это брак. Встречается такое крайне редко. За 5 лет мы выявили два таких случая.
7) Сама металлическая подложка должна быть ровной, без искривлений
Если металлическая подложка искривлена, возникнут проблемы с установкой колодки в тормозной суппорт.
Отдельно про спортивные колодки
При выборе колодок, настоятельно рекомендуем мы, учитывайте свой стиль езды 🙂
Итак. Если вы ездите спокойно, вам подойдут колодки, рассчитанные на стандартные городские температурные режимы работы тормозов. Если ваш стиль вождения активный, а иногда и очень, – вам следует выбирать колодки городского типа, но с уклоном на спорт (рекомендации по производителям ниже). И, НЕ ПОКУПАЙТЕ спортивные колодки, если вы передвигаетесь только по городу, так как они начинают эффективно работать при более высоких температурах, которые в городском трафике невозможно поддерживать. С такими колодками вы получите обратный результат. На низких температурах они плохо тормозят. И точно так же, если вы занимаетесь гонками, стандартные колодки вам не помощник. В гоночном режиме, при постоянных экстренных торможениях, обычные колодки сгорят.
Рекомендации по покупке и эксплуатации тормозных колодок
• Покупайте совместимые колодки с вашими тормозными дисками
• Подбирайте колодки под свой стиль вождения (если вы ездите активно, лучше выбирать
такие, как ATE, TRW, Brembo, OttoZimmermann и др.)
• Экономя на колодках, помните о минусах
• При покупке обращайте внимание на внешнее качество изготовления коробки и самих
тормозных колодок
• После установки новых колодок обязательно проходите процедуру притирки их к
тормозным дискам!
Производители тормозных колодок и наши рекомендации:
Например
FE — при нагреве теряют свою эффективность. Типичные бюджетные колодки.
FF — хорошо схватывают во всем диапазоне работы. Хорошие гражданские колодки.
GF — холодными работают лучше, чем горячими. Злые гражданские колодки.
FG — горячими работают лучше, чем холодными. Околоспортивные колодки.
Органические тормозные колодки: плюсы и минусы для водителя
Фото: Фокус | Плюсы органических колодок: отсутствие канцерогенов, прогнозируемое замедление и комфортное управление автомобилем
С переходом автомобильной индустрии на безасбестовые тормозные колодки из органических волокон в отдельных случаях проявляется побочный эффект: при торможении может возникать металлический скрип. Если тормоза исправны и обслужены, причиной скрипа является не конструктивный просчет, а особенности материала, применяемого в таких органических колодках, а также погодные условия.
Уровень проникновения инноваций в автомобилестроение с каждым годом становится глубже. Даже тормозная система, где все уже, казалось бы, давно изобретено и опробовано, трансформируется: появляются новые материалы, а сами тормоза работают в тесной связке с многочисленными электронными системами автомобиля.
Подпишись — и всегда будь в курсе событий.
Сегодня отраслевым стандартом автомобильной индустрии являются безасбестовые тормозные колодки, они же NAO — Non-Asbestos Organic. Изготовленные на основе органических волокон, они используются повсеместно — как премиальными брендами (в том числе Jaguar Land Rover и другие), так и в масс-маркете.
Органические колодки имеют очевидные плюсы. Они не вредят окружающей среде и здоровью людей ввиду отсутствия канцерогенов в мелкодисперсной пыли, которая выделяется при торможении. Обеспечивают стабильное и прогнозируемое замедление в широком диапазоне температур, а благодаря мягкому компаунду гарантируют комфортное управление автомобилем в любой ситуации.
Плюсы органических колодок: отсутствие канцерогенов, прогнозируемое замедление и комфортное управление автомобилем
Но есть один малоприятный нюанс: тормозные колодки NAO могут издавать скрип при торможении.
Причем бытует мнение, что это характерно для низкокачественных или бракованных колодок, а отсутствие скрипа следует считать критерием качества колодок. На самом деле, все не так просто.
Со скрипом колодок иногда сталкиваются владельцы даже таких премиальных брендов, как, например, Jaguar. Эта особенность встречается у автомобилей других британских марок, у немецких авто и у многих других.
Иными словами, явление носит массовый характер и не является особенностью, присущей только тому или иному бренду. Было бы заблуждением считать, что именитые производители по недосмотру или халатности устанавливают на свои автомобили «плохие» скрипящие колодки. Тогда в чем же дело?
Почему скрипят тормозные колодки
При контакте тормозного диска и колодки звук есть всегда. У него разная частота и интенсивность в зависимости от формы и размера колодки, а также состава фрикционной смеси. Диск и колодка — это пара трения, которая и является источником возникновения звуковых колебаний.
Диск и колодка — пара трения, которая и есть источником звуковых колебаний
Они могут гаситься либо, наоборот, усиливаться, создавая резонанс, когда частота и амплитуда вибраций пары «диск-колодка» принимают значения, критичные для нашего уха. Когда это случается, вибрирующая поверхность тормозного диска, подобно диафрагме громкоговорителя, создает рябь колебаний в воздухе, которые мы слышим как шум или скрип.
Звуки на частоте свыше 20 кГц человек не слышит. Производители тормозных систем стремятся перенести звук в этот неслышимый нам диапазон, но достичь этого — сродни настоящему искусству. Имеют значение не только материал, из которого изготовлен тормозной диск, уровень износа, конструкция суппорта, размер и вес колодок. Также влияют конструкция и состояние подвески, рулевых тяг и колес.
Периодический скрип колодок не влияет на эффективность торможения и, что самое главное, на безопасность
К тому, что колодки скрипят при торможении, могут привести даже определенные условия окружающей среды. Так, некоторые владельцы автомобилей Jaguar иногда жалуются на скрип колодок после ночной стоянки. Именно в это время суток в воздухе формируется особая среда: низкая температура и высокая влажность. Влага конденсируется на тормозных дисках и, испаряясь при первых торможениях, иногда приводит к появлению неприятного звука.
Как видим, тормозные колодки скрипят по разным причинам. Обычно водители воспринимают скрип как неисправность, но это вполне обычное явление для высокоэффективной тормозной системы с органическими колодками. При этом, этот периодический скрип нисколько не влияет на эффективность торможения и, что самое главное, на безопасность.
Что делать для устранения скрипа колодок NAO
Конечно же, производители автомобилей и компонентов тормозных систем стремятся минимизировать побочный эффект от использования органических колодок и даже полностью от него избавиться. Используются специальные противоскрипные пластины, применяется особая форма колодок, а также тщательно подбираются составы фрикционных смесей. Хотя, как показывает практика, пока что борьба со скрипом идет с переменным успехом.
Чтобы вы могли оценить масштаб работ по оптимизации работы тормозных систем, приведем данные, которыми поделилась компания Jaguar Land Rover. В ее R&D-центре к разработке систем для уменьшения скрипа тормозов привлечены 40 высококлассных инженеров. Исследованию каждого варианта торможения (погодные условия, интенсивность, начальная скорость и комбинация всех этих факторов) уделяется 2160 часов виртуальных и натурных испытаний с помощью сложных математических инструментов и продвинутого оборудования. Среди прочего, проанализированы 295 тысяч индивидуальных способов приведения в действие тормозной системы.
Прототипы каждой модели Jaguar в ходе испытаний на отсутствие скрипа тормозов проезжают около 90 тысяч километров
Эта работа идет и сейчас, когда вы читаете эти строки.
Инженерные подразделения работают по обширным программам оптимизации свойств тормозных систем. И для каждой модели и даже комплектации проводится полный цикл испытаний. Цель — достичь хрупкого баланса между эффективностью торможения и тишиной работы с упором на безопасность и экологичность.
Ухаживать за тормозами
Еще раз успокоим водителей: периодический скрип органических NAO-колодок абсолютно не влияет на эффективность торможения и производительность самого автомобиля. Соответственно, безопасность также не страдает. Скрип — не более чем особенность работы таких колодок. К тому же, напомним, он может проявляться в определенных условиях, когда в окружающей среде сходятся факторы температуры и влажности.
Но если периодическое поскрипывание сменяется постоянным, это может свидетельствовать о скрытой неисправности. В этом случае рекомендуется обратиться на сертифицированный сервис официального дилера. Там проведут комплексную диагностику тормозной системы и при необходимости выполнят ее обслуживание или ремонт.
На сертифицированном сервисе официального дилера проведут комплексную диагностику тормозной системы
Среди причин скрипа есть также факторы эксплуатации и износа. Тормозные колодки могут потерять подвижность в суппорте (в просторечии «закиснуть» или «заклинить»), сам суппорт может потерять подвижность относительно тормозного диска, а может и проржаветь противоскрипная пластина. А интенсивное торможение с резким перепадом температур, когда, например, сразу после торможения автомобиль въезжает в лужу, также чревато искривлением тормозных дисков. Это касается любого автомобиля любого бренда.
Кроме того, тормозной диск по мере износа меняет толщину, а на его поверхности появляются борозды (конечно, для этого нужно ну очень долго ездить, и все же). Все это тоже влияет на частоту звука, возникающего при торможении.
Подытоживая: только своевременное обслуживание тормозной системы с использованием оригинальных заводских комплектующих и правильная эксплуатация тормозов позволят свести к минимуму скрип тормозных колодок и даже полностью от него избавиться. Это и есть рецепт, как правильно ухаживать за тормозами.
Инновации Jaguar Land Rover, чтобы сделать планету чище
В то же время, как было отмечено ранее, такие производители как Jaguar Land Rover комплексно работают над решением задачи по уменьшению шума. Они не намерены отказываться от органических колодок — и, возможно, это правильно. Ведь можно же потерпеть легкий скрип от колодок для отсутствия тонн канцерогенов после их использования? Ответ очевиден.
Jaguar Land Rover стремится к достижению миссии «Destination Zero»: безопасная планета, чистый воздух
Тем более что Jaguar анонсировал свою новую экологическую стратегию, согласно которой все автомобили бренда будут электрическими. А эко-колодки — одна из составляющих осознанного отношения к окружающей среде.
А еще Jaguar Land Rover стремится к достижению своей абсолютной миссии «Destination Zero», когда планета становится более безопасной, а воздух — чище. Соответственно, органические тормозные колодки — еще одно подтверждение того, что компания не просто обещает, а действительно предпринимает конкретные действия. Эко-колодки являются инновационным решением, к которому рано или поздно должен прийти любой автобренд с высоким уровнем социальной ответственности.