опись передаваемого имущества при аренде квартиры образец
Акт описи имущества арендодателя
При аренде квартиры или нежилого помещения предоставляется в пользование также и имущество, которое там находится. Чтобы обезопасить себя от убытков при порче или утрате этих вещей, арендодатель составлять акт описи имущества. В нем, кроме списка предметов, указывают их состояние и стоимость. Как правильно составить такой документ, расскажем в статье.
С какой целью составляют акт описи или опись
Офисы и другие нежилые помещения часто сдают с мебелью или техникой. Они представляют собой имущество арендодателя. Акт описи выполняет следующие функции:
Таким образом, для арендодателя это важная бумага, которая гарантирует сохранность имущества. Арендатору же она дает право пользоваться предоставленным имуществом. В целом документ позволяет избежать ненужных споров между сторонами сделки.
Особенности составления акта
Опись составляется совместно арендодателем и арендатором либо присутствуют их представители. Все предметы тщательно осматривают перед подписанием акта. При наличии каких-либо мелких повреждений нужно указать это в описи, в противном случае предмет будет считаться переданным в идеальном состоянии.
Предметам в описи нужно дать точные характеристики. Если это электроприборы или бытовая техника, то нужно указать марку, модель, год выпуска и т.д. Для предметов мебели отмечают их точное наименование, цвет, комплектацию. Не запрещается прикладывать фото всех предметов, которые будут переданы с помещением арендатору.
К сведению! Решение, какие предметы попадут в опись, а какие — нет, принимает собственник помещения. Он может выбрать только особо ценное имущество.
Подписать документ должны обе стороны сделки. Составляют его обычно в двух экземплярах: для арендатора и арендодателя.
Составляем акт описи имущества арендодателя
Законодательно закрепленной формы такого акта не существует, поэтому можно составить его на свое усмотрение, главное, указать всю необходимую информацию.
Что должно быть в документе:
В конце документа расписываются арендодатель и арендатор.
Можно ли исправлять ошибки в документе?
Если при составлении акта были допущены фактические ошибки, например, неверно указаны стоимость, наименование, номер договора и т.п., то их можно исправить, используя стандартный алгоритм:
С изменениями должны быть ознакомлены обе стороны сделки.
Важные правила оформления приложения «Опись имущества» к договору аренды квартиры: образец и все нюансы
Все люди, когда-либо сталкивавшиеся с арендой жилья, знают, что между владельцем помещения и съемщиком заключается договор. Одним из сопроводительных документов к договору аренды является опись имущества, которую составляют довольно редко.
Что это за документ, для чего он нужен, и как его правильно составить – рассказывается в данной статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Для чего требуется это приложение?
Опись имущества – документ, прилагаемый к договору аренды помещения, и содержащий в себе перечень вещей, техники или предметов, находящихся внутри квартиры во время заключения договора найма или аренды (о том, чем отличаются эти договоры, можно прочитать тут).
Целью составления данного документа является защита интересов, как квартиросъемщика, так и собственника помещения. Для владельца опись имущества является гарантией того, что с вещами, находящимися в квартире ничего не случится: они не будут повреждены или украдены. Для арендатора документ позволяет избежать необоснованных обвинений в порче имущества, если такое действительно не произошло.
Наличие описи имущества поможет в решении спорных вопросов, а в случае обращения в суд, именно на основании данного документа производится разбирательство.
Кто должен составлять?
Обычно опись составляется владельцем помещения, так как именно для него важнее обеспечить сохранность вещей, находящихся в квартире. Однако арендатор также может являться инициатором составления документа. Если сдача объекта происходит через агентство, его представитель может заранее подготовить документ или участвовать при его составлении.
Оптимальным вариантом является совместное заполнение описи, которое поможет составить более точную характеристику вносимых предметов. В любом случае, при внесении вещей в опись важно проверить их наличие и состояние.
Требования к оформлению
Каких-то конкретных правил относительно варианта заполнения описи не существует и документ может быть оформлен:
Что нужно описывать?
Решение о том, какие предметы будут занесены в список имущества, определяет в первую очередь владелец помещения, так как в случае их повреждения или утраты именно ему будет нанесен материальный ущерб. В основном в опись вносятся наиболее дорогостоящие предметы, такие как:
Помимо этого в список могут быть включены и другие вещи, например посуда, осветительные приборы, розетки и выключатели, белье, шторы, ковры и прочее имущество, которое, по мнению владельца, имеет какую-либо ценность.
Насколько подробно заполнять?
Заполнять документ необходимо как можно более подробно, так как в случае возникновения спорных ситуаций именно на основании описи производится расчет нанесенного ущерба, который придется возместить арендатору. Все предметы в описи нужно описывать максимально подробно. Должна быть включена следующая информация:
Нюансы внесения информации
Сколько экземпляров необходимо?
Опись составляется в двух экземплярах: один остается у владельца помещения, второй передается арендатору. Если в сделке принимает участие представитель агентства – необходимо составить также третий экземпляр.
После составления документ подписывается всеми участниками сделки: собственником помещения, квартиросъемщиком и представителем агентства, если он был приглашен.
Заключение
Составление описи имущества при сдаче квартиры или другой недвижимости в аренду будет полезно, как и для владельца помещения, так и для арендатора – этот документ будет являться гарантией сохранности вещей, находящихся в помещении на момент заключения договора.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
Как правильно составить опись имущества при сдаче квартиры в аренду — рекомендации и образец документа
Предоставление жилого помещения в аренду является для собственника недвижимости дополнительным источником заработка, но такая сделка сопряжена с некоторыми рисками.
Например, при сдаче квартиры с движимым имуществом существует вероятность пропажи или повреждения какого-либо предмета. Чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций между сторонами сделки, рекомендуется составить опись всех материальных ценностей, находящихся в арендуемой квартире.
✒️ Как правильно сделать опись имущества
Опись имущества составляется в письменном либо печатном виде или оформляется на распечатанном бланке в двух экземплярах. Если в процессе заключения сделки участвует агент в качестве посредника, потребуется третий экземпляр.
Опись может представлять собой отдельный документ или являться частью договора аренды.
Она должна содержать следующие данные:
По желанию владельца дополнительно может быть составлена опись предметов, которые запрещено выносить из квартиры, а также имущества, которым нельзя пользоваться.
Арендодатель вправе указать в документе стоимость передаваемых предметов.
Опись составляется владельцем имущества в присутствии арендатора. Последний имеет право вносить дополнения в документ. При составлении описи перечисляются все обнаруженные дефекты, царапины и повреждения. Бытовая техника подлежит проверке на исправность.
📺 Как правильно описать бытовую технику
Составляя опись бытовой техники, в первую очередь следует указать, исправна ли она. Затем нужно определить и зафиксировать в документе ее марку и модель.
Очень важно указать серийный номер каждого устройства, чтобы арендатор не смог заменить исправную технику на схожую модель более низкого качества.
🛏 Как правильно описать мебель
Опись мебели должна содержать следующую информацию:
⚱️ Что еще можно включить
В перечень описываемого имущества можно вносить любые предметы по усмотрению сторон сделки. Например, это могут быть:
Пример
Опись имущества
приложение №1 к «Договору аренды квартиры» №23465 от 15 октября 2020 года
Подписано в г.Москва 20 октября 2020 года
Как составить опись имущества при сдаче квартиры?
Письменный договор аренды недвижимости гарантирует, что соглашение сторон о найме помещения будет обоюдно исполняться как арендодателем, так и квартиросъемщиком. Во избежание неблагоприятных последствий и споров, связанных с арендованным жилищем и его содержимым, к договору найма прилагается опись имущества при сдаче квартиры.
Опись имущества гарантирует безопасность сделки для жильца и для собственника. Ее составление – дело добровольное, однако при наличии в квартире дорогого ремонта, ценных вещей, новой мебели и техники она необходима.
Назначение описи имущества
Опись имущества представляет собой документ, который используется в качестве приложения к договору найма жилого помещения. В данном документе перечисляется имущество, передаваемое жильцу во временное пользование вместе с квартирой. В отдельных случаях, опись имущества может быть включена в сам договор.
Учитывая, что в большинстве случаев арендуемое помещение сдается полностью меблированным и готовым к проживанию, порча имущества может стать серьёзной проблемой для арендодателя. Более того данный документ позволяет защитить и интересы арендатора, поскольку любые вещи, техника, мебель имеют свойство рано или поздно изнашиваться или выходить из строя.
Опись имущества позволяет минимизировать вероятность конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть при съёме квартиры.
Естественно, в интересах хозяина упомянуть как можно больше предметов, остающихся в квартире. Поэтому в опись вносят не только мебель, ковры и бытовую технику, но и посуду, белье, словом, все, что представляет для наймодателя ценность. Те предметы, которые не войдут в этот список, а после будут утеряны, повреждены или присвоены жильцом, вернуть окажется почти невозможно.
Кроме описи, этот документ содержит два акта приёма-передачи жилого помещения. Первый акт заполняется обеими сторонами при сдаче жилья в найм, второй — при возврате квартиры наймодателю.
Кто составляет опись имущества?
Инициатором оформления документа может быть как хозяин недвижимости, так и жилец. Бумага должна быть составлена собственником в присутствии жильца. Это поможет избежать возможных недоразумений в будущем. Также собственник может составить документ самостоятельно. А затем, при заселении жильца, проверяет имущество, перечисленное в документе, на его состояние и наличие.
Документ составляется в 2 экземплярах. Один – для собственника, второй – для жильца. Если сделка совершается с участием риэлтера, то потребуется копия и для него. В описи должны стоять подписи с расшифровкой всех участников сделки.
Более подробно узнать об описи имущества можно из следующего видео:
Правила составления описи имущества при сдаче квартиры
Опись имущества составляется в письменной форме либо на распечатанном бланке. В описи указывается ФИО арендатора и арендодателя, их личные номера и серии паспортов, место и дата выдачи документов, удостоверяющих личность, адрес постоянной регистрации и т.д.
Как правило, опись имущества составляется в двух экземплярах, после чего подписывается каждой из сторон, в ней ставится дата составления, подписи и расшифровки подписей. Если посредником выступает агент, готовится и третий экземпляр, который отдается ему. Подписей, следовательно, также должно быть три.
При составлении описи, основной задачей собственника является опись всего имущество, которое представляет для него ценность. При этом, он может внести в документ любые вещи, начиная от бытовой и электротехники, и заканчивая посудой и бельём.
Важно не перегибать с описью всего, что попадается под руку и назначать адекватные цены и условия пользования.
Естественно, зафиксировать абсолютно все предметы, находящиеся в квартире, достаточно сложно и трудозатратно. Поэтому специалисты рекомендуют перечислить в перечне имущества только самые важные и дорогие предметы.
В частности, следует описать следующие категории предметов:
Опись должна отражать не только перечень имеющихся предметов, но и их технические характеристики и состояние. Это позволит сторонам договора избежать недоразумений. При составлении описи, каждый предмет следует описать по следующим критериям:
Кроме описи в письменной форме, можно сфотографировать помещение и предметы, подвергшиеся описи. Эти изображения в будущем станут частью описи – ее приложениями.
Акт приёма-передачи
Акт приёма-передачи представляет собой ещё один документ, являющийся приложением к договору аренды квартиры. Эта бумага подтверждает факт передачи квартиры и обязательств, связанных с её содержанием. Данный документ также фиксирует состояние квартиры на момент передачи квартиры арендатору. Данный документ используется вместе с бумагой описи имущества.
Как и сама опись имущества, акт приема-передачи составляется в простой письменной форме, в двух экземплярах для каждой из сторон.
В самом акте указывается следующая информация:
Учитывая, что данный документ подписывается в последнюю очередь, его можно дополнить актуальной информацией, которая по тем или иным причинам не вошла в опись. Например, если в описи имущества значился работающий электрический чайник, но на момент передачи обнаружилось, что чайник имеет некоторые дефекты. В таком случае, в акте приёма-передачи можно указать на имеющуюся проблему.
После того, как закончится действие договора найма помещения, при возврате квартиры хозяину предстоит составлять еще один акт приема-передачи, теперь уже от жильца к арендодателю. Если на момент возврата жилья владельцу в актах приема-передачи будут значиться разные сведения касательно использованного имущества, вся ответственность за испорченные и выведенные из строя вещи ляжет на квартиросъемщика.
После того, как был подписан акт передачи имущества от арендатора к владельцу, последний не имеет право предъявлять претензии. Подписи на акте приема-передачи свидетельствует не просто о передаче имущества, но и о том, что стороны не имеют друг к другу никаких претензий.
Образцы документов
Ниже будут представлены образцы и бланки описи имущества, а также акта приёма-передачи квартиры:
Порча имущества
При возникновении повреждений или поломок арендатор должен сообщить об этом собственнику арендованного имущества. Арендодатель составляет акт повреждений в произвольной форме. Оценка ущерба производится им лично, либо с привлечением квалифицированных специалистов. В акте описываются повреждения, причины и обстоятельства их возникновения.
Такие ситуации возникают при:
Расторжение договора аренды не снимает с арендатора ответственности по возмещению причиненного ущерба.
Возмещение убытков может быть произведено, как в досудебном порядке, так и в суде. Если арендатор полностью признает свою вину, согласен с размером ущерба, то он добровольно компенсирует его. В такой ситуации, ему следует взять с арендатора расписку о передаче денежных средств в счет возмещения убытка.
В ситуации, когда арендатор не желает возмещать причиненный им вред имуществу, либо не согласен с оценкой ущерба, то взыскание с него компенсации происходит в порядке искового производства в суде общей юрисдикции.
Опись имущества является юридическим аргументом при доведении дела до судебного разбирательства. Наличие в описи имущества и прописывание мер ответственности за использование обезопасит обе стороны от возможных споров, если возникают спорные ситуации по отношению к использованию вещей.
Если арендатор докажет, что порча или гибель произошли не по его вине, а из-за действий непреодолимой силы или третьих лиц, личности которых невозможно установить, то ему не придется возмещать причиненный ущерб.
Если же известно, какие лица причинили ущерб имуществу, арендатор должен компенсировать причиненный вред арендодателю. Затем, он может в порядке регресса потребовать эту компенсацию с виновников произошедшего.
Договор найма квартиры
На что смотреть в договоре аренды, чтобы не остаться в дураках
Вы готовитесь снимать квартиру. Проверили у арендодателя документы, всё сошлось. Теперь пора почитать договор аренды, который он предлагает вам подписать. Нет ли там такого, о чем вы потом пожалеете?
Давайте разберемся, какие условия нужно включить в договор, а какие лучше оттуда убрать и что прописать в акте сдачи-приемки квартиры. Можно не читать всю статью, а просто скачать наш бланк договора найма квартиры и исправить его под свои цели:
Или пройдите по всем пунктам в статье, чтобы понимать, что к чему.
Договор аренды или найма?
В обычной речи наем жилья называют «арендой». В статье мы тоже иногда так делаем. Если вы юрист и вас это сердит, пожалуйста, не сердитесь.
Что должно быть в договоре аренды квартиры
Предмет найма
С этим обычно проблем нет, но на всякий случай проверьте адрес квартиры в договоре: он должен совпадать с адресом квартиры, которую вы фактически снимаете, до буквы. Если снимаете квартиру целиком, в договоре сдачи в наем должна быть «квартира», а не «жилое помещение», «комната» или «жилое пространство».
В договоре обязательно указывают площадь квартиры как дополнительную меру проверки и защиты. Эта же площадь должна быть указана в свидетельстве о праве собственности.
Обеспечительный платеж
В договорах найма квартиры часто бывает пункт о депозите. Он может называться по-разному: депозит, обеспечительный платеж, гарантийный взнос. Как правило, этот платеж равен месячной оплате жилья, хотя может быть и не привязан к этой сумме. Это положение законно.
Главное, на что нужно обратить внимание, — в каких случаях этот платеж остается у хозяина. Обеспечительный платеж страхует хозяина только в случае, если вы нарушаете договор аренды и должны ему сверх платы за квартиру: например, если вы сожгли его сервант, сломали кровать или постоянно задерживаете платежи.
Проследите, чтобы обеспечительный платеж возвращался арендатору, если он решил съехать раньше времени и не предупредил арендодателя в срок, прописанный в договоре. Можно ведь неожиданно потерять работу, проиграть 5 зарплат в покер или внезапно жениться — в этих ситуациях нет времени предупреждать хозяина.
Депозит оставляйте только за порчу имущества.
Поэтому в договоре аренды пишите, что обеспечительный платеж возвращается в полном объеме после прекращения договора, в том числе при досрочном расторжении по вашей инициативе.
Если хозяин настаивает на ответственности за ваш внезапный отъезд, предложите альтернативу — штраф.
Обеспечительный платеж — это не штраф на всякий случай и не бонус за съем жилья. Это денежный резерв, из которого хозяин квартиры может удержать деньги, которые вы не платите добровольно.
Чем обеспечительный платеж отличается от задатка и аванса
Есть несколько видов платежей, с помощью которых стороны подстраховываются при подписании договора. Задаток, аванс, обеспечительный платеж — все это разные вещи, и от того, как вы назовете передаваемую сумму, зависит то, в каких ситуациях она вернется к вам.
Задаток — это самый жесткий вид подстраховочных платежей, о котором нужно подписывать отдельное соглашение. Если наниматель дал задаток, а потом передумал подписывать договор найма, задаток остается у хозяина квартиры. Если хозяин отказался от сделки, он возвращает задаток и дает такую же сумму сверху. Соглашение о задатке подстрахует от ситуации, когда желающих снять квартиру несколько: собственник не подпишет такое соглашение с несколькими желающими, иначе ему придется вернуть двойной задаток всем, кому он отказал. Поэтому настаивайте на задатке, если у вас есть большие сомнения в том, что хозяин квартиры заключит с вами договор.
Обеспечительный платеж — это платеж, который стороны предусматривают в договоре найма на случай нарушений. Если вы нарушили договор и причинили вред квартире, то обеспечительный платеж идет в счет стоимости такого ущерба, но не сверх него. Если вы не нарушали договор аренды и бережно относились к квартире, то после прекращения договора хозяин должен вернуть обеспечительный платеж целиком. Иногда такой платеж засчитывают как плату за последний месяц проживания в квартире.
Аванс — это платеж, который зачтется в последующие платежи за квартиру, если все пойдет по плану. Если же что-то пошло не так и договор аренды подписать не удалось, наймодатель обязан вернуть вам аванс.
Оплата и другие расходы
Прежде чем составить и подписать типовой договор, обговорите, кто из сторон будет платить за воду, газ, электричество, телефон, интернет и остальные радости жизни. Не пропишете, кто платит коммунальные платежи, — будете платить из своего кармана. Такое умолчание устанавливает законодательство.
Квартплата. Чтобы понимать, сколько денег будет уходить на квартплату и коммунальные платежи, уточняйте, как эти платежи будут рассчитываться: по числу проживающих в квартире людей или по счетчикам. Запросите документы о том, что у хозяина квартиры нет долгов по оплате всех этих платежей, и о том, сколько человек зарегистрировано в квартире. Если долги все-таки есть, пропишите в договоре сумму долга и срок, за который наймодатель должен этот долг погасить, чтобы потом не пришлось оплачивать задолженность хозяина из своего кармана.
Сохраните 32 000 Р в год
Внимательно прочтите, с какого момента будет начисляться оплата. Если вы подписали договор 5 июля, а заезжаете 1 августа, держите готовую формулировку на этот случай: «Начисление оплаты производится с момента передачи квартиры/помещения нанимателю по акту приема-передачи».
Подгадайте, чтобы платить за квартиру после зарплаты.
Помимо размера оплаты обращайте внимание на сроки и форму оплаты, чтобы срок очередного платежа был с запасом позже дня вашей зарплаты.
Ремонт в квартире. Если вы не прописываете, кто за какой ремонт отвечает в квартире, то текущий ремонт выпадает на долю нанимателя. Не поленитесь и проверьте, что говорится в вашем договоре на этот счет. Капитальный ремонт по умолчанию проводит за свой счет наймодатель.
Чем отличается текущий ремонт от капитального
Капитальным ремонтом считается тот, который затрагивает несущие конструкции, крупные части снабжающих систем и т. п. Ремонт вентиляции, заделка трещин в стене, утепление окон, восстановление штукатурки, замена смесителя в ванной — все это будет считаться текущим ремонтом.
Поэтому если вы не собираетесь тратиться из-за отваливающейся штукатурки в съемной квартире, пропишите в договоре, что весь ремонт в квартире оплачивает наймодатель.
Ответственность в договоре
За нарушение договора. Всегда указывайте, что отвечать за просрочку оплаты вы будете только в случае вашей вины. Это избавит вас от головной боли за те случаи, когда хозяин был за границей и не смог забрать деньги или когда банк наймодателя никак не мог зачислить деньги на его счет.
Сначала читать, потом подписывать
Если вы решили платить в безналичной форме, то пишите, что днем оплаты считается день списания денег с вашего счета.
Закон не предусматривает никаких особых требований к ответственности по договору найма жилого помещения, поэтому стороны вольны устанавливать свои правила игры.
Пропишите, что день оплаты — день списания денег с вашего счета.
Прописывайте ответственность наймодателя за нарушение важных для вас условий. Например, постарайтесь прописать в договоре штраф за то, что наймодатель нарушил срок предупреждения о досрочном расторжении договора.
За имущество наймодателя. По закону вы несете ответственность за состояние квартиры во время проживания в ней. Поэтому обязательно пишите в акте приема-передачи, какие вещи наймодателя остаются в квартире. Все суповые тарелки, конечно, перечислять не надо, но крупные и ценные вещи — обязательно.
Перечень таких вещей можно оформить в акте приема-передачи, там же описывайте состояние этих предметов. Лучше потратить лишний час на описание, чем доказывать, что угол шкафа был помят еще до вас.
Акт приема-передачи
Кроме договора с хозяином квартиры нужно подписать акт приема-передачи. Именно с его подписания всё и начинается: с этой даты вы отвечаете за состояние квартиры и платите за нее. Вот что нужно написать в акте:
Что еще написать в договоре аренды
Право на содержание животных. Чтобы обезопасить себя и 6 любимых котов, лучше сразу написать о них в договоре.
Порядок повышения платы за квартиру. Подписывая договор, все надеются, что это надолго: никому не хочется искать новую квартиру или нового жильца. Поэтому предусмотрите заранее, как и когда будет повышаться арендная плата: например, не чаще одного раза в год и не больше чем на 10%.
Срок договора. Максимальный срок договора найма жилья — 5 лет. А если вы не прописали срок в договоре, то он считается заключенным на 5 лет. От того, будет это договор на срок до 1 года или больше, зависит, какие статьи закона применяются к нему по умолчанию.
До 1 года | Дольше 1 года |
---|---|
Вы не обязаны указывать в договоре всех, кто живет с вами | Вы обязаны указать в договоре всех, кто живет с вами |
Вы не имеете преимущественного права на наем квартиры на следующий срок | Вы имеете преимущественное право на наем квартиры на следующий срок |
Вы не вправе сдавать квартиру в поднаем | Вы можете сдать квартиру или ее часть в поднаем с согласия хозяина |
Вы не вправе пускать в квартиру временных жильцов | Вы можете с согласия владельца на срок до полугода пустить в квартиру временных жильцов |
Хозяин квартиры может расторгнуть договор, если вы не платите 2 месяца | Хозяин квартиры может расторгнуть договор, если вы не платите 6 месяцев |
Можете договориться с хозяином и вписать в краткосрочный договор условия, которые закон предусматривает для долгосрочного соглашения. Например, если в договоре, который действует меньше года, вы напишете, что у нанимателя есть преимущественное право на наем квартиры на следующий срок, это условие будет действительным.
Государственная регистрация. Долгосрочный договор аренды накладывает на квартиру обременение. Если владелец надумает квартиру продать, новый собственник не сможет выгнать арендаторов. Ему придется ждать окончания срока действия договора или надеяться, что арендаторы нарушат условия и он сможет расторгнуть соглашение досрочно.
Поэтому, если договор аренды жилья заключается на срок более года, обязательно происходит государственная регистрация найма жилого помещения.
Наймодателю сложнее расторгнуть договор: он может сделать это только в судебном порядке и только за нарушения договора — к примеру, за порчу квартиры или за просрочку оплаты на 6 месяцев при долгосрочном договоре и на 2 месяца при краткосрочном.
Волшебная фраза — «в одностороннем внесудебном порядке».
Чтобы вы могли прекратить договор с наймодателем без суда и предупреждения за 3 месяца, опишите возможные случаи такого расторжения, добавляя «в одностороннем внесудебном порядке». Но стоит помнить, что норма закона, говорящая о 3 месяцах для предупреждения, — императивная, то есть стороны не могут изменить ее по своему желанию. Так что если наймодатель юридически подкован и не боится пойти в суд в случае чего, то все условия о более позднем предупреждении от нанимателя будут признаны недействительными. Будьте готовы к такому обороту и помните об этом при чтении статьи и подписании договора: по закону — 3 месяца и никак иначе. Хотя попробовать стоит, и наверняка на практике ни один наймодатель не станет возражать и судиться.
Лучший вариант — договориться, что вы можете расторгнуть договор в любой момент, предупредив хозяина за 1 месяц до выезда. Более короткий срок предупреждения об одностороннем расторжении договора стоит прописать на случай, если наймодатель серьезно нарушает договор и мешает жить: не проводит ремонт квартиры, несмотря на ваши просьбы; неделями не оплачивает приходящие на его имя счета за квартиру или по-другому препятствует вашему нормальному проживанию в квартире.
Как предупреждать наймодателя о досрочном расторжении договора. Трезво оцените, сколько времени вы хотите дать себе при расторжении договора по своей инициативе, но помните о 3 месяцах по закону. К примеру, это условие можно прописать так: «Наниматель вправе в любое время в одностороннем внесудебном порядке расторгнуть договор, в письменной форме предупредив наймодателя о таком расторжении не менее чем за 1 месяц». Если вы не предусмотрите в договоре собственный срок, будет действовать срок по закону — 3 месяца.