образец заявления на получение квартиры сироте в прокуратуру
Отказ в обеспечении жильем сироты, достигшего 18 лет
В администрацию обратился гражданин с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в рамках социальных гарантий прав детей-сирот по достижении 18 лет и по окончании получения профессионального образования. Администрация, наделенная соответствующими обязанностями по социальной поддержке детей-сирот законодательством субъекта РФ, отказала гражданину в предоставлении жилого помещения, сославшись на то, что муниципальному образованию из областного бюджета не были выделены средства на эти нужды. Правомерен ли отказ?
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются названным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены этим лицам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 8 указанной статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» предоставление жилого помещения сиротам носит заявительный характер и возможно при условии их письменного обращения (запроса) в органы местного самоуправления для включения в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, до достижения 23-летнего возраста. Право на жилое помещение сохраняется за ними до фактического обеспечения жилым помещением.
Упомянутое выше законодательство не содержит норм, освобождающих субъект РФ или органы местного самоуправления от обязанности обеспечивать детей-сирот жилищем в связи с отсутствием финансирования.
Позиции судов, проанализированные Верховным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., свидетельствуют о действенности судебной защиты детей-сирот.
Полагаю, жалоба на отказ, направленная в Прокуратуру города Ухты (169300, г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 40а), должна подействовать на чиновников. А если местные прокуроры не помогут, то нужно писать в Прокуратуру Республики Коми (167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23) и выше – в Генеральную прокуратуру РФ (101999, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 15 «а») или в суд.
Прокурор разъясняет
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается одним из главных направлений деятельности прокуратуры.
Исполнение органами государственной власти и местного самоуправления требований законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.
В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Наиболее эффективное правовое средство осуществления защиты жилищных прав детей-сирот – обращение прокурора в суд с исковым заявлением, поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных прав.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотрено статьей 45 ГПК РФ.
Основанием для подготовки прокуратурой искового заявления в интересах данной категории лиц является обращение в органы прокуратуры и результаты проведенной проверки, в ходе которой устанавливаются : факт наличия статуса ребенка-сироты и внесение ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
З аконным представителям детей-сирот предоставляется право самостоятельно подавать заявления о включении детей в список, что будет гарантией последующего предоставления последним жилья. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в список. В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список.
Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.
Обращение прокурора в суд в интересах данной категории лиц обеспечивает им надлежащую защиту их жилищных прав, а фактическое и сполнение судебных решений контролируется прокуратурой.
Собинская межрайонная прокуратура
Прокуратура
Владимирской области
Прокуратура Владимирской области
25 декабря 2020, 10:00
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органами прокуратуры
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается одним из главных направлений деятельности прокуратуры.
Исполнение органами государственной власти и местного самоуправления требований законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.
В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Наиболее эффективное правовое средство осуществления защиты жилищных прав детей-сирот – обращение прокурора в суд с исковым заявлением, поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных прав.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотрено статьей 45 ГПК РФ.
Основанием для подготовки прокуратурой искового заявления в интересах данной категории лиц является обращение в органы прокуратуры и результаты проведенной проверки, в ходе которой устанавливаются : факт наличия статуса ребенка-сироты и внесение ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
З аконным представителям детей-сирот предоставляется право самостоятельно подавать заявления о включении детей в список, что будет гарантией последующего предоставления последним жилья. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в список. В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список.
Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.
Обращение прокурора в суд в интересах данной категории лиц обеспечивает им надлежащую защиту их жилищных прав, а фактическое и сполнение судебных решений контролируется прокуратурой.
Как добиться жилья для ребенка сироты после 18 лет + типовой иск о предоставлении жилого помещения вне очереди детям сиротам
Несмотря на законодательные гарантии, добиться жилья ребенку сироте на практике сложно. Чиновники придумывают различные отговорки, ссылаясь на очередь, отсутствие финансирование из казны. В результате ждать заветных квадратных метров приходится годами.
Между тем, не все сироты знают о своем праве получить жилое помещение без очереди. И в этом случае закон четко стоит на стороне людей. Задача состоит только в том, чтобы грамотно воспользоваться собственными правами.
Оптимальным выходом из ситуации станет обращение в суд. Ниже можно увидеть как образец искового заявления, так и показательные примеры из судебной практики. В самом конце даются полезные рекомендации, многократно проверенные на практике.
Как выбить квартиру сироте
Возьмем за основу ситуацию, когда сирота ранее официально поставлен на квартирный учет муниципальной властной структурой, ведающей обеспечением жилым фондом.
Когда соглашение в отношении специализированного найма не подписывается в обычном порядке, возможны 2 схемы предстоящих действий.
Первая подразумевает обращение в прокуратуру с жалобой по действиям местных властей. Если она является обоснованной, прокурор сам подаст иск в интересах сироты о предоставлении квартиры. Этому есть множество примеров из судебной практики.
А также гражданин, заинтересованный в получении недвижимости, вправе предъявить исковое заявление самостоятельно.
Образец стандартного искового заявления о предоставлении жилья сироте
Условно иск можно разделить на несколько блоков. В первом из них содержатся общие сведения о сторонах спора.
Дальше описывается то, в силу каких оснований автор обращения имеет юридический статус сироты, либо ребенка, вынужденно оставшегося без попечения матери и отца.
Затем обязательно пишут о том, что подавалось надлежащим образом составленное заявление в местный компетентный орган о постановке лица на квартирный учет. О результатах его рассмотрения указывается в описательной части.
Чтобы не было трудностей с подготовкой иска, приводим его ориентировочный образец применительно к Москве. Впрочем, доводы можно распространить на любой другой регион Российской Федерации.
Люблинский районный суд Москвы
ул. Марьинский Парк, 29
Истец: Парамонова Татьяна Евгеньевна
улица Победителей, 14, квартира, 25
Ответчик: Управа района Люблино Москвы
Третье лицо: Правительство Москвы
Государственная пошлина: 300 рублей
Исковое заявление о предоставлении жилья лицу, имеющему статус сироты
Парамонова Татьяна Евгеньевна, 15.04.2000 г. рождения в соответствии с действующим законодательством РФ относится к гражданам, которые официально считаются сиротами. Когда ей только исполнилось 3 года, после болезни умерла мама. О своем отце она ничего не знает, поскольку мать вписала его инициалы со своих слов.
Жилищный кодекс Российской Федерации и ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., закрепляющий социальные гарантии от государства квартиры сиротам и дает преимущественное право указанным гражданам на решение проблем с жильем из отдельного специализированного фонда.
Как сирота, истец на момент предъявления требований в суд, состоит на учете в управе Люблино Москвы по отдельному списку. Это удостоверяется решением № 117 от 15.01.2015 г.
После достижения совершеннолетия у истца есть законное право на основании ст. 8 закона № 159-ФЗ получить жилье без очереди.
В настоящее время заявитель постоянно проживает и зарегистрирован у своей тети. На жилплощади проживает еще 4 человека. Поэтому условия считаются неблагоприятными.
Вместе с тем, ответчик на момент подачи иска, жилье из специализированного фонда не предоставил. В ответ на телефонный звонок получено извещение за исходящим № 46 от 15.12.2018 г., согласно которому Парамонова Т. А. стоит в очереди под № 432.
Считаю, что наличие очереди для сирот противоречит законодательству. Так, жилье сиротам должно предоставляться немедленно после достижения 18 лет. Ни статья 8 закона № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс РФ не предусматривает формирования очередности для людей, отнесенных к сиротам.
На основании изложенных выше сведений, опираясь на статью 8 ФЗ № 159, положения ЖК РФ, иные нормы действующего в актуальной редакции законодательства
Прошу суд:
1) Обязать ответчика передать, Парамоновой Татьяне Евгеньевне, жилое помещение по договору о специализированном найме с площадью не меньше принятых в Москве социальных норм во внеочередном порядке за счет средств городского бюджета.
2) Взыскать с ответчика судебные расходы.
Приложение:
1) Квитанция об оплате требуемой государственной пошлины.
2) Доказательства, подтверждающие статус сироты.
3) Копия решения № 117 от 15.01.2015 г. управы Люблино города Москвы.
4) Копия извещения о постановке в очередь.
5) Копия искового заявления с материалами ответчику и третьему лицу.
Истец: Парамонова Т. Е.
Иск о предоставлении квартиры сироте
Судебная практика в отношении предоставления жилья в пользу детей-сирот
Статистика по делам говорит о том, что исковые заявления сирот на получения жилья в основной своей массе удовлетворяются. Важно правильно обосновать соответствующий социальный статус.
Помимо прочего, суды обращают внимание на то, включен ли человек, оставшийся без родителей в список, сформированный местным органом власти. Если нет, то в требованиях, скорее всего, будет отказано.
Далее логично привести несколько примеров из судебной практики. Они помогут отстоять заинтересованным лицам свои интересы.
Отсутствие бюджетного финансирования не является поводом для отказа в решении жилищного вопроса
В суд к местной районной администрации обратился прокурор в интересах девочки, оставшейся без попечения родителей. Он попросил предоставить ей благоустроенное помещение на основе договора о спец найме исходя из предусмотренных норм.
В иске было отмечено, что мать и отец ребенка лишены своих родительских прав, на данный момент над ним установлена опека, и он прописан у пожилой бабушки. Кроме того, девушка включена в список лиц, которые должны быть на законных основаниях обеспечены жильем.
Представитель администрации признал право гражданки на жилое помещение.
Однако при этом было отмечено, что на текущий момент на исполнении находятся несколько аналогичных судебных решений. При этом, в бюджете отсутствуют средства для полноценного решения возникшей жилищной проблемы.
Красносельский районный суд Костромской области в своем решении от 27.09.2018 г. по делу № 2-342/2018 требования прокурора поддержал.
Судья отметила, что предоставление подходящего жилого помещения детям-сиротам и приравненным к ним лицам должно осуществляться немедленно после их обращения. Отсутствие финансирования обеспечения жильем из средств бюджета не является основанием для отказа.
Необходимо предварительно встать на учет для получения жилья
Показательное дело рассмотрел Ворошиловский районный суд Волгограда.
С заявлением обратился уже взрослый гражданин с просьбой включить его в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях для детей-сирот. В иске он объяснил, что мать отказалась забирать его из детского дома, а об отце он не знает.
Кроме того, ему на длительное время был назначен официальный опекун, который не позаботился о решении проблемных жилищных вопросов. Поэтому истец считает, что он вправе претендовать на жилую площадь, предоставляемую сиротам и людям, оставшимся в жизни без родительского попечения.
Ответчик, уполномоченный орган местной власти, против адресованного к нему иска возражал. Адвокат отметил, что инициатор обращения в суд не подавал документы, полагающиеся для предоставления жилья.
В результате решением от 29.10.2018 г., дела № 2-2255/2018 в иске полностью отказано.
Ориентация на местное законодательство
Региональные власти РФ вправе устанавливать свои особенности предоставления мест для последующего проживания детей-сирот и лиц, приравненных к ним. В связи с этим суды должны принимать в расчет региональные правовые акты.
Примером может стать решение Шадринского районного суда Курганской области от 07.09.2018 года по делу № 2-1041/2018. В нем суд удовлетворил иск прокурора, предъявленный от имени гражданки, оставшейся без попечения собственных родителей.
Местная администрация против требований возражала со ссылкой на то, что существует очередность по рассматриваемой категории лиц. Однако суд эти доводы отклонил.
Он обязал ответчика предоставить девушке жилое помещение с общей площадью не менее 15 квадратных метров. Именно такие нормы действуют в Курганской области для сирот.
Очередности для сирот не существует
Зачастую местные органы власти, отказывая в помощи, ссылаются на перечень детей-сирот, которые на самом деле нуждаются в улучшении условий проживания.
Однако суды однозначно стоят на той позиции, что данный список не равносилен традиционной квартирной очереди.
В качестве иллюстрации можно привести решение Илимпийского районного суда Краснодарского края от 07.09.2018 г. по делу № 2-221/2018 года. Он удовлетворил иск прокурора, предъявленный в интересах сироты.
Судья указала, что формирование официального списка для цели предоставления жилья не означает установления порядковой очереди на него.
Кроме того, в решение отмечено, что отсутствие финансирования не должно влиять на механизм надлежащего обеспечения жилплощадью.
Важные рекомендации
Практика говорит о том, что детям-сиротам, оставшимся без родителей, трудно отстоять свои права без квалифицированной юридической поддержки. Поэтому чтобы человеку защитить свои интересы необходим иск о предоставлении жилья сироте.
Для его подготовки, можно воспользоваться такими практическими советами:
Наличие положительного, вступившего в законную силу судебного решения имеет ряд преимуществ. Так, помочь исполнить решение могут приставы. Кроме того, появится приоритет перед существующей очередью на жилье.
Образец заявления на получение квартиры сироте в прокуратуру
О правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сирота — это человек, временно или постоянно лишённый семейного окружения. За этим сухим определением судьбы многих людей. Эта тема не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего и духовного человека. Не по своей воле дети становятся сиротами. И от того, насколько порядочно и справедливо к их судьбе относятся общество и государство зависит их дальнейшая судьба и их позитивное или негативное влияние на общество.
Какие права есть у сирот? Почему они нарушаются? И где сиротам найти защиту?
Основные права детей-сирот регламентируются Федеральным законом№ 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, который называется«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Законом РС(Я) от 15.12.2012 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Детей сирот, которые воспитываются в специальных учреждениях, они сейчас называются центры по устройству детей-сирот в семьи, с их правами должны ознакамливать работники этих центров, а детей, которые находятся в приемных семьях, под опекой попечением – их опекуны и попечители. Также они могут ознакомиться с текстом Федерального закона самостоятельно в сети Интернет, набрав его название.
В сфере образования дети сироты имеют право:
— на бесплатное обучение на подготовительных отделениях ФГОУВПО при наличии среднего общего образования;
— преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного сдачи ЕГЭ и при прочих равных условиях;
— бесплатное получение второго среднего профессионального образования.
После окончания ССУЗов и ВУЗов, а также в случае трудоустройства сразу после выпуска из центра (детского дома), дети сироты при выпуске также получают пособие на приобретение одежды, обуви, постельного белья и мебели (в сумме от 80 до свыше 140 тыс. руб.), а также единовременное денежное пособие в сумме 15 тыс. руб.
Необходимо отметить, что дети, проживающие в приемных семьях, находящиеся под опекой (попечением), также пользуются всеми указанными выше льготами, в том числе получают ежемесячно пособие на свое содержание в размере 20-23 тыс. руб.
И конечно, к самым жизненно важным правам относится предоставление детям-сиротам жилых помещений, потому что большинство из них относится к социальным сиротам, родители которых злоупотребляют алкоголем, не работают, не имеют жилья. У детей-сирот есть право на получение жилья по достижении совершеннолетия и окончании обучения в центре.
Например, в 2018 году нами были проверены права воспитанников центров по устройству детей-сирот в семьи, выявлены такие нарушения, как непринятие мер по защите их имущественных прав, на получение алиментов, при организации питания.
В Вилюйском центре дети недополучали овощи, фрукты, рыбу, молоко. В центре Алданского района в меню и в наличии отсутствует колбаса, сметана, творог, кофейный напиток, какао, кондитерские изделия, морепродукты. Практически ежедневно воспитанники получают овощи и молоко в объемах, заниженных почти в два раза от установленных нормативов. Такие нарушения выявлены и в остальных центрах, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны Роспотребнадзора и органов опеки. По результатам прокурорской проверки Минтрусоцразвития приняты меры к их устранению.
Практически все обращения детей-сирот в органы прокуратуры касаются либо отказов органа опеки в постановке на учет нуждающихся либо предоставлениянекачественного жилья.
Таких детей на учете Минтрусоцразвития республики в настоящее время состоит 2000 человек. Из-за того, что государство длительное время, фактически до 2005 года вообще не финансировало расходы на приобретение жилья детям-сиротам, в настоящее время в данной очереди состоит 335 человек старше 23 лет. За 10 лет квартиры получили 3872 лица данной категории.
Но конечно, это малая доля от тех, кто так и не получил от государства квартиры, потому что в свое время органы опеки, руководители детских домов не принимали меры по поводу лишения родителей прав, при этом направо-налево назначали детям опекунов, направляли их в детские дома; не ставили их на учет нуждающихся.
Необходимо отметить, что в течение последних лет республика старается в полном объеме финансироватьрасходы на приобретениежилья для детей-сирот, правда этот процесс растягивается иногда на 2 и более лет, что связано со сроками строительства (цикл 2 года), но также несвоевременным выделением бюджетных средств, их предоставлением не в полном объеме, а также безответственным отношением муниципалитетов к их освоению, нарушениями при подготовке конкурсной документации, неисполнением своих обязательств подрядчиками.
Например, в аукционной документации ГО «город Якутск» не указал требования к общему количеству квартир в одном многоквартирном доме (не более 25%), как того требует ФЗ № 159. Вследствие чего до настоящего времени не проведены конкурсы на приобретение 448 квартир для детей-сирот г. Якутска.
Органы прокуратуры республики на постоянной основе отслеживают ситуацию в данной сфере, принимают меры при формировании бюджета для того, чтобы средства были предусмотрены в полном объеме, чтобы они своевременно осваивались. Например, по инициативе прокуратуры Правительством республики в 2017 году дополнительно выделено более 800 млн. из 1 млрд 100 млн. руб., в 2018-100 млн. руб. Кроме того, теперь постановлением Правительства № 148 определен срок формирования специализированного жилого фонда для детей-сирот, определены органы, осуществляющие контроль за его созданием и использованием. Поставлен вопрос о необходимости создания механизма для освобождения воспитанников детских домов от оплаты коммунальных платежей за закрепленное за ними жилье.
В 2019 году должно быть обеспечено жильем 1029 детей-сирот, из которых право на его получение у 575 возникло еще в 2018 году и ранее. На эти цели государственным бюджетом предусмотрено 1млр 300 млн. руб. Однако в настоящее время приобретено только 114 квартир, освоено около 300 млн. руб. Также в проекте госбюджета на 2020 год пока предусмотрено 637 млн. вместо 1 млрд 250 млн. руб., а жильем необходимо обеспечить 787 детей-сирот (у 323 возникает право в 2020 году). В этой связи мы также написали отрицательной заключение на проект госбюджета, настаиваем, чтобы органы государственной власти выполняли требования Федерального закона.
К сожалению, даже при наличии статуса лиц, оставшихся без попечения родителей, этим лицам придется доказывать уважительность причин, почему они не встали на учет органов опеки до 23 лет. Как правило, это нарушения и бездействие руководства организаций для детей-сирот, опекунов и попечителей,отсутствие контроля за их работой со стороны органов опеки,которые сами должны истребовать необходимые документы в случае их не предоставления. Такая норма сейчас даже появилась в федеральном законе. А в возрасте от 18 до 23 лет такие сироты не всталив свое время на учет, так как не знали о своих правах, да и средств государство тогда не выделяло.
При этом незнание закона не является уважительной причиной пропуска срока обращения.Пленум Верховного суда РФ от 20 ноября 2013 года указал, что состояние здоровья лиц из числа детей-сирот и ненадлежащее исполнение обязанностей работников опеки и образования являются основанием для признания уважительными причин несвоевременного обращения по поводу постановки на учет нуждающихся в жилье.
Между тем, судебная практика в республике не учитывает данные положения. Так, решением Якутского и Верховного суда республики было отказано в постановке на учет нуждающихся выпускнику коррекционной школы для детей-сирот М., который с рождения страдает серьезным заболеванием, и которого ни работники спецшколы, ни органы опеки до 18 лет не поставили на учет, а после 18 он сам в силу заболевания не мог собрать необходимые документы.
Также не согласны с судебной практикой, которая отказывает в установлении юридического факта отсутствия родительского попечения детям сиротам, в отношении которых работники центров либо опекуны не выходили в суд по поводу лишения родительских прав, что впоследствии повлекло невозможность встать на учет нуждающихся в жилье. Если лица, обязанные обращаться в суд по поводу лишения прав родителей до достижения ребенка 18 лет этого не сделали, а ему такое право не предоставлено, то как после 18 лет доказать, что фактически ребеноквоспитывался в детдоме либо у опекуна и был лишен родительского попечения? Только путем установления юридического факта, так же как, например, факт совместного проживания. Ведь после совершеннолетия, когда ребенок становится дееспособным и может сам в суд обратиться, уже нельзя лишить родителей прав. Следует полагать, что подобные судебные решения не основаны на нормах права.
Кроме того, необходимы документы об отсутствии у ребенка жилого помещения, как в собственности, так на условиях найма, например, по месту жительства своих лишенных прав, умерших родителей, а также об отсутствии жилья у самих родителей. Потому что по закону, если у родителей имеется жилое помещение, оно сохраняется до совершеннолетия за ребенком, находящемся в детском доме либо под опекой. Жилье бабушки или иных родственников, которые стали опекунами и отдельно проживают и зарегистрированы от родителей ребёнка, не может быть закреплено за опекаемым, а также воспитанником детского дома, они пользуются им временно, только до 18-летия.
В период пребывания ребенка в центре либо под опекой, сохраненное за ним жилье должно находиться под контролем органа опеки, чтобы лишенные прав родители не привели его в негодность, не могли им распорядиться. К сожалению, такие случаи имеют место. Либо местные администрации распределяют квартиры сирот другим лицам. Свободные квартиры (если ребенок сирота) могут с согласия органа опеки сдаваться в поднайм, а за счет оплаты возмещаются коммунальные платежи, остаток должен зачисляться на счет ребенка.
Однако если такое сохраненное жилье пришло в негодность, либо имеются иные случаи невозможности проживания, например, там живут лишенные прав родители, либо зарегистрировано много членов семьи, то надо обратиться в орган опеки, чтобы он провел проверку возможности проживания и составил соответствующий акт, на основании которого ребенок сирота может быть поставлен на учет нуждающихся в жилье. Если же площадь квартиры позволяет проживать там ребенку сироте, то Жилищный кодекс требует наличия решения суда о невозможности разменять на две квартиры сохраненное жилое помещение и только после этого можно встать на учет нуждающихся.
По закону, жилье должно предоставляться детям сиротам по достижении ими 18 лет, и только при наличии отдельного заявления – в более поздние сроки, например, после возвращения из армии, окончания ССУза или ВУЗа. Учитывая, что новое жилье строится два-три года, лучше такие заявления писать заранее.
Жилье предоставляется на 5 лет, оно является специализированным, не может в течение этого срока быть приватизированным. Эти меры направлены на защиту детей-сирот от мошенничества, фиктивных браков. Если сирота за 5 лет не социализировался, то этот срок может быть продлен.
Да, действительно, такие факты ежегодно выявляются прокурорами. Конечно, в каждом конкретном случае обстоятельства индивидуальны, но чаще всего это вина подрядчиков в некачественном исполнении строительных работ, нарушении сроков их исполнения, а также отсутствия контроля со стороны заказчиков-муниципалитетов. Иногда бывают даже случаи оплаты невыполненныхработ, как например, в Таттинском районе. В этой связи в отношении замглавы администрации было возбуждено уголовное дело, впоследствии прокурор района заставил выделить из местного бюджета 3 млн. руб. на завершение строительства. По представлению прокуратуры Вилюйского района устранены недостатки строительства на общую сумму 1,5 млн. руб., в т.ч. проведена замена и ремонт системы отопления.
Прокуратурой Ленского район за нарушение сроков исполнения контракта ООО «ЖилСтройКомплект».
В целях усиления контроля прокуратура республики добилась возложения контроля за созданием жилфонда для сирот на Министерство строительства и архитектуры РС(Я).