freiberger porzellan история создания

Интересный немецкий фарфор XX века

freiberger porzellan история создания

С тех пор как в 1710 году на мануфактуре Мейсена был изготовлен первый европейский фарфор, немецкие марки продолжают лидировать на рынке элитной керамики. Крупнейшие производители до сих пор сосредоточены в Тюрингии и Баварии, а также в Саксонии, Баден-Вюртенберге и Браденбурге. У российских антикваров с понятием «немецкий фарфор» прочно ассоциируются сервизы и малая пластика в стиле рококо – с пышным лепным декором и утончённой росписью. Хотя в XX веке появились новые, не менее яркие стилевые течения: модерн, функционализм и конструктивизм, где ставка делалась на строгие и лаконичные формы.

Исторический обзор

В истории немецкого фарфора можно отметить несколько переломных моментов. Один из них приходится на начало XX века, когда преобладавший ранее историзм сменился новаторским югендстилем – национальной разновидностью модерна. Для него характерна чистота линий, почти полное отсутствие лепного декора и стилизованная роспись с преобладанием орнаментов. Малая пластика тяготела к натурализму и развивалась в двух направлениях: анималистика и жанровые сценки. Отдельно следует выделить детскую тематику, которая, пользуясь большой популярностью у скульпторов, отличалась разнообразием и реалистичностью образов.

В 1920-х годах на смену романтичному югендстилю пришёл модернизм, ставший гимном промышленной эстетике. В создании фарфора участвовали знаковые дизайнеры эпохи – основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус, Герман Гретч и Альберт Каасманн. Вместо пышных ваз, сервизов и статуэток XIX века появились изделия с простыми, изящными формами и локальным цветовым решением. Сегодня такая продукция кажется привычной, однако в предвоенные годы она стала настоящим прорывом. Новаторские поиски характерны, преимущественно, для баварских производителей, в том числе крупнейшей фарфоровой фабрики «Розенталь».

freiberger porzellan история создания

На востоке в течение XX века «сохраняли верность» историзму. Чтобы как-то отличаться от конкурентов, многие фабрики выбирали «нишу» и развивали её, находя свой путь к славе. Примером служат два ведущих производителя Тюрингии: «Ильменау» и «Веймар Порцелан», сделавшие ставку на кобальтовый фарфор и цветочный декор в барочном стиле. Похожие сервизы создавал в 1960-х годах ещё один восточногерманский завод – «Кала», ставший символом роскоши в СССР. Вероятно поэтому, сегодняшним коллекционерам в России особенно близок немецкий фарфор классического направления.

Этими предпочтениями умело манипулируют небольшие предприятия Германии, возникшие в 1980 – 1990-х годах, когда фарфоровая промышленность в целом пошла на спад. Используя старые формы известных фабрик или их современные копии, фальсификаторы поставляют на российский рынок продукцию сомнительного качества. Она выдаётся за истинно «немецкий фарфор», хотя в Германии давно отдают предпочтение авангардным стилям. Даже старейшие предприятия, вроде Мейсена или Нимфенбурга, наряду с признанными «хитами», сегодня предлагают изделия актуального дизайна, удивляющие креативностью и свежестью решений.

freiberger porzellan история создания

Хрупкая память нацистской Германии

Отдельного внимания заслуживает немецкий фарфор середины XX века, выпускавшийся Третьим рейхом. Его привлекательность в глазах инвесторов год от года растёт, несмотря на негативный исторический фон. Известнее других продукция фарфоровой фабрики «Аллак», которая работала с 1935 по 1945 годы в одноименном районе Мюнхена. На клейме предприятия изображены две руны «Соул» – знак подразделений СС.

Фабрика выпускала элитную посуду, статуэтки и предметы декора, призванные воспитать художественный вкус у представителей новой немецкой формации. Продукция отличалась высочайшим качеством, поскольку большая её часть поставлялась на заказ рейхсфюреру СС – Генриху Гиммлеру. Этот высокопоставленный военный чиновник лично курировал фабрику «Аллак», проверяя ассортимент на соответствие идейным запросам нацистов.

freiberger porzellan история создания

Гиммлер мечтал о фарфоре, который затмит всё, что было создано до этого в Германии и прославит Третий рейх. Фабрика работала в псевдо-античном стиле, а выпускаемые ею скульптуры отличались гипер-реалистичностью. Большинство изделий был представлено как в цветном, так и в чисто белом варианте. Мечта рейхсфюрера практически сбылась – в настоящее время продукция «Аллак» стоит дороже мейсенской и не менее востребована, что объясняется её красотой и редкостью.

«Тёмное пятно» в истории предприятия – период работы на территории концлагеря Дахау, с привлечением труда заключённых. Это не позволяет в полной мере оценить уникальный фарфор «Аллака». История производства закончилась с падением Третьего рейха. Однако некоторые модели до сих пор копируются другими фарфоровыми фабриками Германии.

freiberger porzellan история создания

Компания «Розенталь»

Основанное в 1845 году семейное предприятие Филиппа Розенталя, достигло своего расцвета в XX веке. В 1950-х годах компания возродилась после падения нацистского режима, чтобы изменить концепцию немецкого фарфора. Этому способствовало сотрудничество с передовыми дизайнерами Германии, США и скандинавских стран. Настоящий фурор вызвал сервиз Form 2000, разработанный для «Розенталя» американским дизайнером Раймоном Лоуи. Авангардные формы в сочетании с безупречного качества фарфором, казались свежей идеей на фоне рококо Мейсена и его подражателей. С этим предложением «Розенталь» покорил заокеанский рынок.

Почти 20 лет спустя, в 1969 году, Вальтер Гропиус разработал для компании серию чайной посуды ТАС, воплотив в ней собственные постулаты модернизма. Сотрудничество с мэтром архитектуры началось ещё раньше – с проектирования корпусов производственного предприятия «Розенталь» в Зельбе.

freiberger porzellan история создания

С 1960 по 1990-е годы компания стремительно расширялась, превращаясь из семейной фабрики в международную корпорацию, известную как Rosenthal AG. Это стало возможным на фоне структурного кризиса, охватившего в конце XX века фарфоровую индустрию Германии. Окончание холодной войны, смещение потребительских интересов и падение экономики ударили в первую очередь, по производству предметов роскоши. Однако, «Розенталь» выбрав курс на консолидацию, не только сам удержался «на плаву», но и позволил сохранить под своим началом такие известные немецкие фабрики фарфора, как «Хутченройтер» и «Арцберг». С 1992 года компания сотрудничает с миланским Домом моды «Версаче», выпуская коллекции с декорами фешн-бренда.

Фабрика Генриха Винтерлинга

В 1906 году в баварском городе Рёслау открылось ещё одно семейное фарфоровое предприятие – Генриха и Фердинанда Винтерлингов. И почти сразу же приобрело популярность в средней ценовой категории. Визитной карточкой фабрики стали добротные сервизы в стиле барокко с цветочным и луковым узором. Производство оказалось коммерчески выгодным, поэтому братья начали расширять его, поглощая всё новые небольшие заводы в Баварии, соседней Тюрингии и даже Чехии.

Коллекционный интерес представляет сувенирная продукция для замка Халлерштайн в Шварценбах-ан-дер-Заале, который ежегодно посещают сотни туристов. Она выпускалась местным филиалом фабрики Винтерлингов – бывшим заводом Оскара Шаллера. В ассортимент входил и прототип культового сервиза «Мадонна» с характерными расписными виньетками, позолотой и люстровым покрытием. Однако среди его сюжетов преобладала античная, а не библейская тематика.

freiberger porzellan история создания

В 1992 году концерн Winterling PORZELLAN-AG, вошёл в четвёрку самых крупных фарфоровых производителей Германии. Но уже через семь лет обанкротился, сохранившись только как бренд. Сегодня он включён в состав своего бывшего филиала Eschenbach Porzellan – Neue Porzellanfabrik Triptis GmbH, в Тюрингии.

«Томас порцелайн»

В каталогах немецкого фарфора продукцию фабрики «Томас» можно встретить только в «дуэте» с другими, более известными торговыми марками: «Энс» и «Розенталь». Практически с момента своего основания Фрицем Томасом в 1903 году, предприятие не принадлежало одному владельцу. В 1907 году его окончательно выкупила компания «Розенталь», сохранив бренд и художественную индивидуальность. Фабрика, заложенная в городке Марктредвице (Бавария), дважды меняла расположение, однако, в конце концов, вернулась на прежнее место.

Бренд Thomas существует до настоящего времени, как отдельная линейка продукции концерна Rosenthal AG. Его сервизы отличаются стильным современным дизайном минималистского направления. Однако для коллекционеров намного больший интерес представляют изделия, выпущенные до 1908 года, в «соавторстве» с мануфактурой Карла Энса. Цветовая гамма и стиль росписи этого периода напоминают лучшие образцы французского Лиможа.

freiberger porzellan история создания

Список наиболее известных предприятий

Европейский фарфоровый рынок XX века определялся, преимущественно, немецкими производителями. Расцвет большинства из них пришёлся на послевоенный период и продлился до 1970-х годов. Почему ещё вчера успешные и востребованные предприятия почти одновременно потеряли конкурентоспособность? Ответ следует искать в глобализации рынка, открывшей путь на запад недорогому и массовому китайскому ширпотребу. Если в начале XVIII века фарфор из Поднебесной способствовал зарождению и развитию европейской элитной керамики, то три столетия спустя, он практически погубил её.

Подход к производству изменился: нужна была масштабность выпусков, простота форм и декора, сведение к минимуму ручного труда. Засилье предприятий, выпускающих похожую, пусть и качественную продукцию, не оправдывало себя. На рынке удержался только элитный фарфор, недосягаемый для массовых производителей. Зато фабрики, оставшиеся в прошлом, ещё долго будут радовать артефактами коллекционеров антиквариата.

freiberger porzellan история создания

Лучше покупать старинный немецкий фарфор следующих марок:

Есть и менее крупные производители, отличавшиеся высоким художественным уровнем продукции:

Клейма

Клейма немецкого фарфора позволяют легко производить атрибуцию. Помимо заводской маркировки, на продукцию могут наноситься: товарные знаки дистрибьюторов или продавцов, указания на принадлежность какому-либо лицу или компании (например, гостиничной сети, сервисам аэрофлота, членам монархической семьи и так далее), а также личная подпись художника, которая обычно делается красной или золотой краской. В отдельных случаях обозначается дизайнер, разработавший модель, номер формы и название декора, сортность. Для фарфора, предназначенного на экспорт, с 1887 года предусмотрена дополнительная маркировка: «Германия».

Источник

Фарфор Weimar Porzellan – история в 200 лет

Непростая история фарфоровой фабрики – множественный переход от одного владельца к другому, банкротства и забастовки, национализации и финансовые кризисы только подтверждают известную истину – настоящее искусство способно вынести все. Качество, проверенное временем и тяжелыми условиями немецкой истории, заставляет взглянуть на фарфоровые изделия Weimar Porzellan по-новому: увидеть в них двухсотлетний опыт обработки благородного материала.

freiberger porzellan история создания

Благородный и совершенный фарфор торговой марки Weimar Porzellan – действительно произведение искусства. Мастера, творившие на мануфактуре 200 лет назад, оставили богатейшее наследие – философию фарфорового дела. И многочисленная смена собственников предприятия не ослабила, а преумножила и донесла до наших дней истинное совершенство мастерства.

Если вы хотите буквально почувствовать ауру, царящую не только на мануфактуре Веймар Порцелан, но и распространившуюся на весь город Веймар, поезжайте туда за вдохновением, гармонией и красотой. То, что называется тончайшим искусством – ремесло создания вещей, сложнейшие методы, освоенные нашими предками, непременно восхитит вас и поразит вас. Великое удовольствие и наслаждение испытывает каждый, кто имеет возможность прикоснуться к творениям бренда. Они рождают понимание красоты и ценности изделий ручной работы.

Основание фарфоровой мануфактуры К.А.Шпеком

Рождение завода произошло в июне 1790 года – более двухсот лет назад К.А.Шпек, знаток керамики, основал и утвердил фарфоровое изготовление в местечке Бланкенхайн. Для этой цели он приобрел арсенал, где развернул производство для исключения пожара. А сырье – глинозем и кварцевый песок, содержащий шпат, доставлял из окрестностей. Рядом с озером фабрикант построил мельницу, в которой перемалывал и промывал исходное сырье.

Работа по изготовлению изделий из благородного материала закипела. Омрачала ее лишь политическая нестабильность и постоянная смена власти. И каждый раз руководитель договаривался с властями о том, чтобы сохранить свое детище и продолжить работу. Через семь лет после основания, лучшие предметы были выставлены в Лейпциге. Они очень понравились местной буржуазии, объемы резко возросли. Более полутора сотен человек работали на заводе, обеспечивая рынок посудой для людей среднего достатка и прихотливой буржуазии. Производственные цехи стали настолько мощным, что даже случившийся в первой четверти 19 века пожар, не смог их уничтожить. Реконструкция была выполнена в кратчайшие сроки, а объемы производимой продукции постоянно росли.

К сожалению, расцвет мануфактуры длился недолго и закончился вместе с кончиной ее первого владельца – Кристиана Андреаса Шпека в 1830 году. Множественная смена хозяинов, переход предприятия из одних рук в другие, банкротство и национализация, а также гражданская революция – вот что пришлось пережить мануфактуре в следующие 20 лет.

Модернизация цехов семьей Фазольт

Только в середине 19 века семья Фазольт, купившая организацию, приняла решение о модернизации завода. Именно в этот период был введен особый фабричный символ – марка завода в виде ромбического щита. Собственники построили три новейших печи, в которых велся обжиг, приобрели паровую установку, приводящую в движение мельницу. Удачным стечением обстоятельств стало и строительство железнодорожной ветки, проходящей рядом с основными цехами. Все эти новшества дали мануфактуре огромные преимущества – при росте объемов, стоимость изделий уменьшалась благодаря механизации труда и недорогой транспортировке.

Первый экспорт продукции за рубеж

Знаковым для мануфактуры был 1900 год. К товарному знаку, выполненному в виде щита, добавляется слово «GERMANY», что служило доказательством больших объемов экспорта за рубеж. Высочайшее качество начало быть востребованным за границей, налаживались партнерские отношения с влиятельной фарфоровой организацией Duxer. В результате обмена опытом, работниками, а также продуктами и новинками, руководители концерна добились стабильной взаимозаменяемости ресурсов. Предприятие росло и крепло, его философия развивалась, а мастерство работников воплощалось в великолепии шедевров из порцеланна.

Ударом для фабрики была нагрянувшая внезапно Первая мировая война. Экспорт резко прекратился, а работать стало практически некому – большинство работников ушли воевать. Лишь перед окончанием войны очередной владелец выкупает завод и пытается вдохнуть в него жизнь.

Эпоха Эрнста Карстенса

Переименовав мануфактуру в «E. Carstens KG», снабдив торговую марку короной и венком, собственник начал новую эру. Новые договора на поставку сырья, топлива, персонал, рост инфляции – все это затрудняло восстановление производственных мощностей. Но опытный коммерсант из Гамбурга Эрнст Карстенс знал свое дело. Он обновил ассортимент, снизил цены, возродив эскпорт. Кроме этого, именно при владении Карстенса, была освоена техника веймарской росписи. Известная повсеместно, кобальтовая роспись белых черепков – высочайшее достижение фарфорового искусства. Превосходное сияние изделий из благородного материала, декорированных золотыми орнаментами – филигранное мастерство и уникальная техника. Именно это было нужно заводу, именно это требовал привередливый клиент. О мануфактуре узнали во многих странах – в Европе, США, на Ближнем Востоке.

20 век – новый виток развития фабрики

К слову сказать, официальная регистрация торговой марки Weimar Porzellan произошла лишь в первой трети 20 века. Железное руководство Карстенса было довольно жестким – тяжелые условия для работников приводили к периодическим забастовкам. Но благодаря этому предприятие выдержало мировой экономический кризис – цены на товары снижались настолько, что директор просто не мог платить своим рабочим заработную плату. Однажды рабочие бастовали целых три месяца, требуя заработанных денег.

Национализация производства

В середине 20 века местные власти приняли решение о национализации завода и создании современного, технологически современного и производительного предприятия. Как ни странно, но именно власти инвестировали в модернизацию огромные средства. Строения, оборудование, современный машины и цеха, появились здесь в 1960-х годах. Да, предприятие перестало быть самостоятельным – оно оказалось частью огромного концерна по созданию столовой посуды, ориентированного на восточные экспортные рынки. Естественно, в результате этого художественная и творческая составляющая значительно пострадала. Ориентированный на финансовую прибыль, завод делает ту продукцию, которую требует рынок.

Новая эпоха Weimar Porzellan

Такая ситуация продолжается до 1990-х годов, пока управление организацией не поделили между собой три ведущих менеджера – финансист, рабочий и менеджер по продажам. Им принадлежал контрольный пакет акций, что давало право управления и руководством на предприятии. В начале 2007 года предприятием начинает управлять мастер в шестом поколении, Турпин Розенталь. Именно под его руководством на нем рождаются шедевры фарфорового искусства, которые мы имеем счастье оценить.

Источник

Клейма немецких фарфоровых заводов

Изготовление фарфора в Германии начиналось в начале 18 века и быстро распространилось по всей стране. Сохранились многочисленные клейма немецких фарфоровых заводов, которые отражают их историю, принадлежность и статус.

freiberger porzellan история создания freiberger porzellan история создания

Мейсен

Первая фабрика возникла в 1713 году у города Мейсена, которая стала знаменитой во всем мире. В ее ассортименте столовые сервизы, вазы, декоративные фигурки, туалетные и письменные наборы, часы, курительные трубки, табакерки и бонбоньерки.

Первоначально (до 1719 года) клейма на продукции выглядели следующим образом:

freiberger porzellan история создания

Параллельно в эти же годы изготавливались клейма, которые по своим очертаниям напоминали китайские клейма:

freiberger porzellan история создания

Начиная с 1722 года, появилось отличительное клеймо в виде перекрещенных мечей, которое в различных модификациях просуществовало много лет. Тема скрещенных мечей является эмблемой Саксонии.

freiberger porzellan история создания

Основная технология изготовления клейма – синяя подглазурная.

В 1938 и 1940 годах на изделиях появились следующие изображения:

freiberger porzellan история созданияfreiberger porzellan история создания

В различные годы клейма фарфоровых заводов Германии дополнялись подписями художников:

freiberger porzellan история созданияfreiberger porzellan история созданияfreiberger porzellan история создания

Подписи художников Г.Э. Кайля, И. Кендлера, И.К. Маукша

С 1972 года клеймо фарфора из Мейсена выглядит следующим образом:

freiberger porzellan история создания

Франкенталь

В 1754 году во Франкентале была основана фабрика фарфора, основной специализацией которой стали столовые сервизы и статуэтки, в виде сложных многочисленных групп в стиле рококо.

На клеймах этого завода обычно изображались инициалы его владельцев. Первые клейма с 1755 по 1759 содержали инициалы PH (Поль Ханнонг).

Параллельно в эти же годы действовали клейма немецкого фарфора с изображением фрагмента герба Баварии.

С 1759 по 1762 годы инициалы представляли Жозефа Ханнонга.

С 1762 по 1797 годы на клейме печатались буквы, увенчанные короной в честь правящего курфюста Баварии СТ (Карл Теодор), выкупившего фабрику.

В последние годы на клеймах изображались инициалы VR.

freiberger porzellan история создания

freiberger porzellan история создания

1762-1794. Carl Theodor.

freiberger porzellan история создания

1794-1799. van Recum.

freiberger porzellan история создания

Фарфоровая мануфактура Нимфенбург

Фарфоровая мануфактура Нимфенбург начала свою деятельность в 1747 году, с 1753 года выкуплена в государственную собственность. В 1806 году ей присвоен статус Королевской мануфактуры, а, начиная с 1918 года она называется Государственной Нимфенбургской фарфоровой мануфактурой А.Баумля. Продукцию компании составляют столовые, кофейные и чайные сервизы, но больше всего знамениты декоративные фигурки, изображающие животных и людей.

freiberger porzellan история создания

Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине

Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине существовала с 1763 по 1918 год. Она находилась в собственности короля Фридриха Великого и он разрешил в качестве клейма использовать изображение скипетра с курбрандербурского. Ассортимент мануфактуры состоял из столовых сервизов со сложной цветочной росписью.

freiberger porzellan история создания

freiberger porzellan история создания

freiberger porzellan история создания

freiberger porzellan история создания

С 1840 года на клейме изображаются фрагменты прусского герба красно-коричневого и синего цвета – орел или держава.

С 1918 по 1988 год носит название Государственной фарфоровой мануфактуры, а в 1988 году мануфактура снова переименована в Королевскую.

Фарфоровая мануфактура Людвигсбург

В 1759 году была образована одна из крупнейших фабрик по изготовлению фарфора. Ее основателем стал герцог Вюртембергский. Фабрика работает до настоящего времени. Известность получила благодаря художественному исполнению декоративных фигурок и столовым сервизам. В настоящее время сохраняет традиции ручного изготовления фарфора и технологию чешуйчатого декора.

freiberger porzellan история создания

freiberger porzellan история создания

Основная тематика изображений – корона, но встречаются также изображение оленьих рогов с герба Вюртемберга и переплетение двух обратно направленных С, первых букв имени Карл.

Хёхстская фарфоровая мануфактура

Хёхстская фарфоровая мануфактура создана в 1746 году и занималась выпуском чайной и столовой посуды, а также декоративных скульптур. Наиболее известны детские и женские скульптуры.

Деятельность мануфактуры возобновилась в 1947 году в пригороде Франкфурта-на-Майне.

freiberger porzellan история создания

freiberger porzellan история создания

freiberger porzellan история создания

Немецкие клейма фарфора этого завода используют колесо, перечеркнутое шестью спицами, которое заимствовано из герба архиепископа Майнцского. Изображения синие, коричневые, черные, иногда красные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *