фигура которая ходит только на одно поле
Как ходят фигуры в шахматах
Способности в освоении игры в шахматы у каждого новичка проявляются по-разному, многое зависит от склада ума, стараний, желаний, но первые шаги одинаковы у всех начинающих шахматистов. Первым делом усваиваются правила расстановки фигур перед партией, следующим важным моментом является изучение принципов, как ходят фигуры в шахматах по доске. Их необходимо усвоить каждому желающему приступить к освоению шахмат. Правила передвижения фигур не менялись на протяжении всей долгой истории игры, используются во всех странах.
Возможности короля
Несмотря на то, что король является главной фигурой, без которой игра продолжаться не может, возможности этой фигуры крайне ограничены. Все шахматное войско обязано надежно охранять его от посягательств противника.
В начальной расстановке король располагается в центре на горизонтали 1, если это белые шахматы, или на полосе 8 у черных фигур. Он стоит на клетке другого цвета. То есть, черный король находится на белом поле, белый на черном. Ограничений в направлении движения у фигуры нет. Она может во время игры перемещаться:
Но длина хода короля невелика, составляет всего клетку. У короля есть возможность «убить» противника при условии, что он находится на соседнем поле. Он не должен находиться в зоне действия чужой фигуры. Если у короля нет возможности уйти, укрыться, положение называется «мат», засчитывается поражение.
Перемещение ферзя
Иногда эту фигуру называют королевой, что вполне соответствует ее неограниченным возможностям. Не напрасно по значимости ферзь приравнивается к 9 пешкам, у него есть отличная возможность свободно перемещаться по всей доске, если нет помех. Как и у короля, у королевы есть привилегия, позволяющая двигаться во всех направлениях. Причем фигура способна передвигаться на любое количество полей, независимо от их цвета. Это самый мощный, мобильный участник сражения, жертвовать этой фигурой можно только в самом крайнем случае. Без ферзя выиграть партию очень сложно.
Правила движения слонов
Другое название фигуры «офицер». Эта фигура, действительно, как исполнительный воин может выполнить непростые задачи, сразить противника, находящегося на другой стороне доски. Для слонов существует несколько правил:
Если на диагональных направлениях, доступных для данного офицера, находятся фигуры противника, он может их «съесть». Для этого «убитый враг» убирается, на его место устанавливается слон. Согласно шкале ценностей, 1 офицер заменяет три пешки.
Движение коня по доске
У шахматного коня самая сложная траектория, эта фигура ходит по пути в форме буквы «Г». Для того чтобы ее переставить, нужно отсчитать три клетки по горизонтали или вертикали и одну клетку вправо или влево. Цвет полей для коня значения не имеет, всего у фигуры, стоящей в трех клетках от края или далее, имеется восемь вариантов перемещений. Они выбираются в зависимости от ситуации на доске. Преимуществом коня является его способность перескакивать через любую фигуру, их наличие для коня не является препятствием. Если на месте окончания его траектории находится вражеская единица, она убирается, считается «съеденной» (срубленной).
Передвижение ладьи
Некоторые шахматисты любители называют эту фигуру турой. Ее также игроки стараются сохранять, не жертвовать фигурой без особой надобности. Ценность ладьи заключается в ее свободном перемещении. Оно ограничено прямыми линиями. Но:
Тура не перескакивает через фигуры, если на пути стоит вражеская единица, ее можно «срубить», поставить ладью на эту клетку, сбитую фигуру убрать.
В некоторых случаях спасти короля от мата, улучшить ситуацию позволяет рокировка. Участвовать в ней может наряду с королем только тура. Провести такую операцию можно только в случае, если оба участника еще не сделали в игре ни одного хода. При рокировке король переставляется на два поля по направлению к ладье, а она устанавливается около него с другой стороны. Одновременная перестановка двух фигур в шахматах разрешается только в рокировках.
Правила ходов пешками
Перед игрой восемь пешек устанавливаются в ряд на второй горизонтали перед крупными фигурами. Для белых шахмат это полоса под номером 2, для черных №7. Эти фигуры считаются незначительными, являются солдатами армии, которые выполняют мелкие задачи, нередко ими жертвуют для более важных целей. Однако умалять их роль не стоит, в некоторых случаях пешки могут переломить ход игры.
Правила перемещения у пешек простые, они ходят только на одну клетку вперед. Рубит противника пешка только по диагонали, фигуру, стоящую впереди, она «съесть» не может. Есть еще одно исключение. При первом ходе из первоначально выстроенного ряда пешку можно передвинуть вперед сразу на две клетки.
Все шахматные фигуры выполняют две важных задачи. Они обеспечивают защиту королю, предотвращая «пат» и «мат», стараются сбить как можно больше противников.
Как ходят шахматные фигуры?
Дата публикации: 2021-06-29
В двух словах, как ходят все шахматные фигуры:
В шахматах игроки ходят по очереди. Вы не можете пропустить ход или сделать пас, даже если вынужденный ход означает, что вы проиграете игру. И пока мы разбираемся с основами, я хочу привести краткий факт, который касается всех фигур:
Кроме коня, никакая другая фигура не может изменить направление в середине хода!
Вы не можете начать перемещать свою фигуру в одном направлении, а затем, во время этого же движения поменять направление, зигзагообразно перемещаясь по доске, как мышь-берсерк в лабиринте. Только когда вы начнёте свой следующий ход, вы сможете изменить направление, в котором движется фигура.
Фигуры и пешки вместе известны как материал. Если вы возьмёте одну из фигур вашего противника, вы получите материал. Если затем он возьмёт или «съест» вашу эквивалентную фигуру, то говорят, что он «вернул» эту фигуру, и материал считается равным.
Как ходят шахматные фигуры и пешки
Как ходит король в шахматах?
Король может перемещаться на одно поле в любом направлении, горизонтально, вертикально или по диагонали, и он может двигаться как вперёд, так и назад.
На диаграмме показана сфера влияния короля с полей c5 и f5.
Диаграмма, показывающая, как ходит король
Как ходит ферзь в шахматах?
Объединяя силы слона и ладьи, ферзь имеет возможность контролировать удивительное количество полей. За один ход ферзь можете перемещается на любое расстояние по горизонтали, вертикали или диагонали. Он может двигаться назад, но не может перепрыгивать через другие фигуры.
Диаграмма, показывающая ходы Ферзём
Рождение ферзя
Более 1400 лет назад в оригинальной индийской игре Чатуранга ферзь был самой слабой фигурой, его ходы ограничивались четырьмя клетками, по диагонали примыкающими к полю, на которой стоял ферзь. В то время эта фигура были известны не как Ферзь, а как Мантри, что на английском языке означает советник Короля.
Когда игра распространилась на Персию, Мантри превратился в Фирзана (что означает мудрый человек). В Европе это название никогда не переводилось буквально. С самого начала эта фигура была известна как Lady (Дама на испанском языке). Поскольку европейцы считали естественным для короля иметь супругу, во многих странах Леди стала Королевой. В России и ряда стран мы называем эту фигуру Ферзём.
Как ходит ладья в шахматах?
Ладья одна из сильнейших шахматных фигур. Ладья ходит на одно или несколько полей по вертикали или горизонтали. Как и большинство других фигур, Ладья не может перепрыгивать вражеские или дружественные фигуры, но может двигаться назад, вперёд и вбок. Она может двигаться горизонтально или вертикально, но не по диагонали.
В старых индийских шахматах ладья имеет форму колесницы. Подходящая аналогия для фигуры, которая взрывает открытые линии и перемещается с огромной скоростью и силой.
Сфера влияния ладьи с поля c5
Ладья не замок
До 15-го века, когда Ферзь стал самой могущественной фигурой, безраздельно властвовала Ладья. Эта фигура была настолько важна, что игрок, атакующий её, должен был показать свой манёвр, сказав “Шах-Ладье”.
Хотя сила ладьи не менялась за всю историю шахмат, её название претерпело различные трансформации. Первоначально она называлась Ратха (Санскритское название Колесницы). В Европе она путешествовала под арабским названием Рух. Итальянцы использовали похожее по звучанию имя Рокко (что означает башня).
Таким образом, хотя колесница отдалённо напоминает башню на колёсах, то это скорее случайное сходство между звучанием арабского и итальянского слова, а связь между башнями и королями дало нам современную ладью.
Как ходит слон в шахматах?
Предшественником современного Слона был Fil или Al-Fil (что означает слон). Это была более слабая фигура, чем её современный аналог, потому что она могла прыгать по диагонали только через одну клетку.
Во Франции стилизованный слон на индийских шахматах считался похожим на фуражку придворного шута, поэтому фигуры стали известны как Fou (что означает «дурак»). В Англии считалось, что эта фигура напоминает митру Епископа, символ, который хорошо вписывался в структуру власти того времени: Король, королева и церковь.
Охват слона
Слон считается примерно равным по стоимости коню, хотя многие шахматные писатели дают слону небольшое преимущество.
К концу 15-го века, слон потерял способность прыгать через поля, но приобрёл дальнобойную манёвренность по диагонали, с возможностью двигаться вперёд или назад. Подобно ладье, королю и ферзю, слон не может перепрыгивать через другие фигуры.
Единственная слабость слона в том, что он ограничен полями одного цвета на протяжении всей игры. Это ограничение снижает эффективность одного слона, но два слона, работая вместе, могут разрезать противника, как ножницы. Как команда они действительно сильны.
Как ходит конь в шахматах?
У большинства начинающих шахматистов отношения любви и ненависти к коню. Им нравится странная манера движения коня, прыгающего на ничего не подозревающие фигуры оппонента. Но они опасаются способности вражеского коня прыгать повсюду и уничтожать их собственные фигуры. По мере накопления опыта многие игроки (в том числе и я) испытывают особую привязанность к шахматным коням.
Конь имеет самый странный ход из всех фигур. Он ходит на три поля, два поля в одном направлении, а затем ещё на одно поле под прямым углом.
В результате получается Г-образный ход. Конь может ходить назад, и это единственная фигура, которая может перепрыгивать другие фигуры.
Белый конь может прыгнуть на любое из 8 полей.
Нобелевский конь
Не изменившийся за 1400 лет, Конь имел вариации одной и той же формы и перемещался по доске таким же образом с момента изобретения игры. Он был известен как лошадь Индейцев, Персов и Арабов, а поскольку лошадь (конь) была легко узнаваема европейцами, во многих странах имя осталось прежним.
В других странах, включая Англию и Францию, лошадь приобрела всадника и стала рыцарем, что привело этот образ в соответствие с этикой рыцарства, связанной с королём, королевой и епископом.
Как ходят пешки в шахматах?
В этой позиции белая пешка может взять либо чёрного коня, либо чёрную пешку, если чёрная пешка не «съест» её первой! Если поставить пешку или фигуру прям перед вражеской пешкой, то ее можно обездвижить.
Когда в эпоху Возрождения игра ускорялась, пешка приобрела две динамические способности.
Первая способность относительно проста: Если пешка никогда не ходила, то у неё есть возможность сделать ход на одно или два поля.
И белые, и чёрные пешки могут ходить на два поля вперёд.
Превращение пешки: Вторая способность имеет гораздо глубокие последствия. Пешка может показаться неважной, но теперь она далеко не бессильна! Подобно гусенице, пешка мечтает о том дне, когда сможет трансформироваться. Всё, что ей нужно сделать, это дойти по доске до 8-й горизонтали (1-й с точки зрения чёрных), и она немедленно превращается в фигуру своего цвета.
Пешка может стать Ферзём, Конём, Слоном или Ладьёй. Она не может стать королём или оставаться пешкой.
Теоретически у вас может быть сразу 9 ферзей на доске, если все восемь ваших пешек дойдут до последнего ряда! Изначально пешка могла быть повышена только до министра (слабая первоначальная форма Ферзя). С огромным усилением ферзя превращение пешки в ферзя стало ключевой стратегией во многих играх. Узнать больше о пешечном превращении.
Как ходят шахматные фигуры: в картинках для детей
День добрый, дорогой друг!
Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:
В детстве автора этих строк вначале научили играть в шашки. Когда же состоялось судьбоносное знакомство с шахматами, ваш покорный слуга слегка растерялся. В отличие от шашек, в этой игре фигуры передвигаются по-разному. Сразу возник вопрос: как ходят шахматные фигуры?
Сравнение фигур с лошадями, слонами, рыцарями, бойницами и т.д. на мой взгляд, несколько искусственно. И только уводит ребенка из мира шахмат куда-то в другую область.
По крайней мере, лично у меня даже в детстве не возникало подобных аналогий.
А по сему, что называется, — «к барьеру». Разберемся, как ходят фигуры именно на доске, а не где бы то ни было. Обо всем по порядку.
Ферзь
Начнем с самой сильной фигуры. Ферзь может ходить во всех направлениях: по диагонали и по прямой (вверх, вниз и в сторону). Более того, — на любое расстояние.
Перепрыгивать через другие фигуры не разрешено (это может делать только конь).
Любую фигуру соперника, стоящую на пути, ферзь может побить. На диаграмме — коня. А вот слон из своего же лагеря – препятствует ферзю двигаться.
Проще говоря, способ передвижения ферзя объединяет возможности ладьи и слона.
Король
Теперь на очереди самая уникальная фигура – король. Главная особенность — побить короля нельзя, это не предусмотрено правилами.
Ходы короля схожи с ходами ферзя. Разница в том, что король может двинуться только на одно поле, а ферзь на любое количество.
Ходы можно делать во всех возможных направлениях, — вперед, назад, по диагонали и в сторону.
Таким же «макаром» король и бьет фигуры соперника. Или как иногда говорят неопытные игроки — «ест» или “рубит”.
Ладья
Наряду с ферзем, считается «тяжелой» фигурой. Направление движения ладьи – прямая. Вверх, вниз или в стороны.
Расстояние – любое, если траекторию не загораживают другие фигуры. Перепрыгивать их ладья не может.
То есть, в сравнении с ферзем, ладья не может ходить по диагонали.
Относительный «вес» (ценность) ладьи – 5 пешек. Для сравнения конь или слон эквивалентен трем пешкам. Ферзь – девяти.
То есть, как правило ладья сильнее легкой фигуры (коня или слона), но немного слабее пары конь+слон. А две ладьи чуть сильнее ферзя.
Какая шахматная фигура ходит буквой Г? Правильно, конечно же конь. И только конь.
На диаграмме зеленым цветом окрашены поля, на которые может «скакнуть» конь, находящийся в центре доски.
Еще одна важнейшая способность коня, — он может перескакивать через фигуры, включая фигуры соперника:
Белый конь имеет возможность побить черного слона, невзирая на препятствия в виде пешек. Конь, как завзятый барьерист, их перескакивает.
Слон, как и конь, считается легкой фигурой. Направление передвижения слона — исключительно по диагонали. На любое расстояние.
Также, как и другие фигуры, (за исключением коня), слон может двигаться только по свободному пространству доски. Чужую фигуру, встретившуюся на пути, — он может побить, своя же просто препятствует передвижению слона:
В позиции на диаграмме у слона только 2 хода — на поля е5 и на f6, попутно побивая черную ладью
Пешка
Несмотря на свою непритязательность в плане ценности (силы) фигуры, пешка по разнообразию своих возможностей превосходит другие фигуры.
Основные особенности пешки: Ходит только вперед, бьет по диагонали, может превращаться в другие фигуры и бить другие пешки «на проходе». Обо все по порядку
Начальный ход
Пешка в стартовой позиции может продвинуться на одно или на два поля вперед.
Общее правило продвижения пешки можно сформулировать так:
Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может.
Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство» не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.
Взятие
Траектория взятия пешкой — по диагонали на одно поле и исключительно вперед. Назад не ходить, не брать пешка не может.
Например: 1. f3: g4 или 1. е5:d4
Пешка на поле b5 по вертикали пройти не может, однако может взять коня. 1. b5:а6
У этого правила есть исключение: взятие на проходе. Иногда называют – через битое поле.
Взятие через битое поле (на проходе)
Правило выглядит так:
В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.
1.с2-с4 b4:с3 или 1. f7-f5 2. g5:f6
Через битое поле можно брать только пешку. Другую фигуру брать пешке не разрешено.
Возможность взятия на проходе предоставляется только в течение 1 хода. Иными словами — как ответный ход на ход пешки соперника.
Превращение
Еще ода уникальная способность пешки – возможность превращения в другую фигуру.
Это звездный час любой пешки! Венец карьеры, так сказать.
Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она обязана превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.
На практике это выглядит так: Пешка ставится на клетку превращения, снимается с доски, и на это поле ставится другая фигура. Какая именно, решает сам шахматист.
Как правило, пешку превращают в ферзя, разумеется. Так на доске могут возникнуть несколько ферзей. Два ферзя одного цвета на доске появляются нередко.
Бывает, что превращение происходит одновременно со взятием. Одно другому не мешает:
Пешка бьет фигуру противника и одновременно превращается в другую свою фигуру. Получается двойной эффект: 1.d7:с8Ф
В заключение напомню, что правила передвижения фигур – только один из разделов правил шахматной игры. Согласитесь, цель игры не в том, чтобы «ходить». А в том, чтобы победить.
А посему призываю вас, дорогой друг, изучить и другие статьи по правилам игры на нашем блоге.
Шаг за шагом, и вы окунетесь в мир одной из самых увлекательных и полезных игр, изобретенных человечеством. Если не самой.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Как ходят шахматные фигуры: правила, схема для новичков
Как ходят фигуры в шахматах?
Любой начинающий игрок должен разобраться, как ходят фигуры в шахматах. Если вы начали увлекаться шахматами, тогда постарайтесь узнать про возможности фигур, как можно больше.
Как располагаются фигуры в шахматах
Для новичков объяснение правил игры в шахматы начинается с изучения схемы расположения фигур на доске. Правильным расположением шахматной доски считается положение, когда правый нижний угол белого цвета.
Фигуры располагаются следующим образом:
Итак, в шахматах имеются следующие элементы: ладья (тура), конь, слон (офицер), ферзь (королева), король, пешка. Исторически сложилось так, что в шахматах белые фигуры начинают ходить первыми – это дает основание полагать, что при прочих равных условиях белые имеют больший шанс выиграть.
Как ходит пешка в шахматах
Рассмотрим, как может ходить пешка в шахматах. Пешки могут только на 1 поле вперед. В самом начале игры у каждой пешки есть уникальная возможность перескочить на два шага вперед (при условии, что они пустые), но затем она может ходить только на одно поле вперед. Важно запомнить, пешка назад в шахматах не ходит!
Как же бьет пешка в шахматах? Все шахматные фигуры, кроме пешек ходят и бьют по одинаковой траектории. Пешки отличаются тем, что ходят по прямой, а бьют по диагонали на одну клетку вперед.
Существует такая ситуация, которая называется — взятие пешки на проходе. В этом случае одна пешка воспользовалась первоначальным правом на два шага, а ее соперница оказалась с ней рядом на одной горизонтальной линии. Следующим ходом соперница может воспользоваться шансом взять своего врага, однако она должна при этом шагнуть по диагонали на ту клетку, через которую перепрыгнула первая пешка.
Кроме этого игрок имеет право обменять пешку на любую другую фигуру и сделать ее своей (кроме короля), если эта пешка смогла дойти до последнего горизонтального ряда противников. Обмен совершается в этом же последнем ходе пешки. При этом не имеет значения: хватает ли у игрока всех фигур и полное ли их количество, т.е. в большинстве случаев самым выгодным обменом будет второй ферзь или королева.
Как «скачет» конь в шахматах
Конь (неправильное название лошадь) очень интересная фигура. Как же может ходить конь в шахматах? Он может прыгать через свои фигуры и через фигуры соперника, при этом конь пишет в воздухе букву « Г». Из исходного положения конь может перелететь пешку и очутиться справа или слева по диагонали от нее. Если он стоит на белой клеточке, то после окончания хода он должен оказать на черной клеточке и наоборот.
Конь, находясь в центре поля, имеет возможность сходить 8 различными вариантами, а из исходной позиции только 3 вариантами.
Кроме этого сильными сторонами коня являются следующие моменты:
Поражать соперников он может только в том случае, если на месте его «приземления» стоит какая либо фигура. В том случае, если конь, повернув вправо, либо влево, может «убрать» какую-либо фигуру соперника называется в шахматах – вилка.
Как ходит слон (офицер) в шахматах
Рассмотрим, как может ходить слон в шахматах. Слон или офицер ходит по диагонали на любое количество клеток. Кроме этого у каждого слона есть своя клеточка – белая или черная. От цвета клетки зависит и цвет диагонали, по которой будет ходить слон, по этому признаку слоны делятся на «черные» и «белые».
Бьет своих противников слон тоже только по той диагонали, по которой ходит. Слоны, «находящиеся в одной команде», никогда не пересекаются.
Как ходит ладья в шахматах
Запомнить, как может ходить ладья в шахматах — очень просто, она ходит только по горизонтали или по вертикали на любое количество пустых клеток. Бьет соперников таким же образом только по вертикали или по горизонтали, независимо от того насколько клеточек от него они расположены.
Ладью в прошлом называли турой, тура – это башня, которую строили для взятия крепости при ее осаде.
Как ходит ферзь в шахматах
Ферзь или королева условно является «правой» рукой короля. Настолько свободно может ходить ферзь в шахматах, что любая другая фигура ей должна позавидовать. Ферзь имеет полную свободу перемещения, он может ходить в вертикальном, горизонтальном, диагональном пространстве на любое количество клеток, если они свободны. Таким же образом королева уничтожает всех своих противников, поэтому она очень опасна.
Слово ферзь обозначает полководец, также он называется свободным королем. Интересно, что в прошлом в России ферзь еще мог ходить, как конь.
Как ходит король в шахматах
Запомнить то, как может ходить король в шахматах – очень просто. Он может ходить также, как королева, но только на один шаг. Если можно так выразиться, то зона действия короля это 8 клеток вокруг него, при этом он находится в центре. Поражать своих соперников он может только в этой зоне. Если он находится в исходной позиции, то он может ходить и атаковать в зоне 5 клеток.
Короля нельзя бить, его можно только атаковать. Цель всех фигур поставить вражескому королю шах и мат. Шах – это покушение на короля, т.е. противник так поставил любую фигуру по отношению к королю, что может со следующим своим ходом «убить» короля. Мат – это, когда король не может убежать от шаха, т.е. никто не может защитить короля от нависшей угрозы, он сам не может себя защитить и одновременно не может никуда уйти.
В шахматах еще возможен пат – это такая ситуация, когда любой ход короля, приводит к тому, что он становится под шах, а другие фигуры не могут сделать ни одного шага из-за блокировки.
Король отличается от всех остальных фигур тем, что он не может пойти на поле, которое находится под атакой противника. Он не может приблизиться к враждующему королю вплотную, между ними всегда останется один шаг.
Существует такое понятие как рокировка – это единственный момент в партии, когда одновременно ходят две фигуры одинакового цвета. В рокировке могут участвовать только ладья и король. Она может быть длинной или короткой, делают ее для того, чтобы обезопасить короля и увести его с открытого центра.
Короткая рокировка делается королем на два шага в сторону королевского фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после короля в направлении ладьи). Длинная рокировка происходит в том случае, если король ходит на два шага в сторону ферзевого фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после ферзя в направлении ладьи). Ладья должна перескочить короля и стать рядом с ним.
Рокировка может быть произведена только один раз за игру, при этом необходимо соблюдать следующие условия:
Ценность фигур
Перед игрой в шахматы для начинающего шахматиста важно понимать ценность или силу каждой фигуры. В шахматах единицей измерения ценности фигуры является пешка.
Кроме этого фигуры делят на легкие и тяжелые. Легкие – это конь и слон, тяжелые – это ладья и ферзь.