crocs обувь история бренда
Какие времена, такая и обувь: почему в пандемию все снова носят кроксы
По словам аналитика Джеффа Минца, на это повлияла не только общемировая рецессия, но и падение интереса к самому продукту. Если в начале нулевых годов перфорированная обувь с открытой пяткой и топорным носом, похожим на морду крокодила, вызывала либо негодование, либо восторг, то к концу она стала настолько вездесущей («Даже у Джорджа Буша была пара», — писала The Guardian), что уже оставляла аудиторию равнодушной.
Кроме того, спрос на кроксы сдерживала их долговечность: человек, купивший пару, приходил за новой только через несколько лет. «Кому во время рецессии нужна вторая пара Croсs, если первая держится довольно неплохо?» — задавались вопросом журналисты The Washington Post, в то время как их коллеги приводили другие факторы, повлиявшие на ухудшение положения бренда. Среди них — поддельные кроксы, заполонившие рынок, сокращение заказов от ретейлеров и избыточное предложение в собственных магазинах. На тот момент Crocs, пытаясь повысить свою узнаваемость в мире, выпускал не только знаменитые клоги, но и футболки, толстовки, шапки, носки и солнцезащитные очки с фирменным логотипом в виде крокодила.
Финансовые показатели компании колебались на протяжении еще девяти лет. И это несмотря на привлечение антикризисных менеджеров и принятие стратегических решений: от расширения обувной линии до ботинок, балеток, кроссовок и даже меховых клог до продажи акций инвестиционной компании Blackstone, специализирующейся на работе с проблемными активами. К 2018 году бренд подошел с намерением закрыть порядка 160 из 558 розничных магазинов и ликвидировать собственные заводы, чтобы начать делать обувь у партнеров.
В общей сложности компания существовала в кризисе на протяжении почти десяти лет, как и предсказывала Рейчел Вайнгартен. Выйти из него помогла не столько оптимизация производственных процессов, сколько возвращение к истокам — тем самым клогам, в которых по палубе ходили основатели Crocs — Скотт Симанс, Линдон Хансон и Джордж Бедекер-младший.
Резиновая мечта. Как «кроксы» превратились из обуви для моряков в модный тренд и принесли миллионы своим создателям
Почти всегда в основе успешного бизнес-проекта лежит отличная идея. Отличные идеи обычно приходят людям, разбирающимся в деле, которым решили заняться. Именно так произошло с создателями марки Crocs: яхтсмены решили создать для себя удобную обувь, а в результате получился всемирно известный бренд с огромной прибылью. Как появились легендарные сандалии Crocs и что помогло им стать самой модной обувью лета 2021 года — в материале «Ленты.ру».
Первым делом — паруса
Яхтсмены и моряки парусных судов ревниво относятся к чистоте палубы своих лодок. Всякий, кому доводилось проводить отпуск под парусом, знает, что на борт пассажиры и члены команды поднимаются или босиком, или в специальной обуви, подошва которой не оставляет следа на тщательно выскобленных и вымытых досках.
В разное время это была разная обувь. На Средиземноморье еще в Средние века большое распространение получили эспадрильи — парусиновые тапочки на подошве из свернутой и прошитой веревки. Они не только не повреждали палубу, но напротив — мягко шлифовали доски. Веревочная подошва со временем истиралась и становилась ворсистой, поэтому эспадрильи не скользили по палубе и ступенькам трапов. Конечно, такая обувь была недолговечна и не очень удобна, но своим задачам отвечала.
Позже по палубам начали ходить в обуви на каучуковой подошве: это было недешевым удовольствием, но обеспечивало хорошее сцепление.
Массовое увлечение яхтингом пришлось примерно на то же время, когда собственно появился любительский спорт: во второй половине XIX века. Из развлечения либо очень богатых людей (верховая езда, фехтование, охота на лис), либо низов общества (рукопашные драки, поднятие тяжестей) спортивная активность стала средством поддержания хорошей физической формы и укрепления здоровья.
Малотоннажные яхты и парусные лодки стали доступны не только богачам, но и людям среднего достатка, которые жили недалеко от морского побережья, а также крупных рек и озер. Они охотно проводили свободное от службы или бизнеса время под парусом. Спортивный яхтинг превратился в индустрию — кроме лодок в продаже появились разный необходимый инвентарь и специальная одежда и обувь.
Так, например, в середине 1930-х годов предприниматель и изобретатель Пол Сперри в своей компании Sperry выпустил туфли для яхтсменов на светлой подошве, похожие на мокасины. Они получили название «топсайдеры» от выражения из моряцкого сленга top side («верхняя палуба»). Топсайдеры шились из кожи или текстиля и были довольно удобны — разве что промокали, если палубу заливало волной.
Крокодиловы слезы
Альтернативу топсайдерам пытались придумать не раз. Например, легкие сандалии, дианеты (обувь, которую в России называют вьетнамками) или пантолеты (классические шлепанцы без задника). Такая обувь на ремешках не обеспечивала нужной поддержки стопы, что было очень важно в тех случаях, когда яхта давала резкий крен. Поэтому ниша яхтенной обуви оставалась до конца не заполненной. Как нередко бывает в подобных ситуациях, заполнять ее предстояло людям, хорошо знающим, что именно им нужно.
Новинка должна была отвечать нескольким требованиям. Прежде всего, не скользить на мокрой или наклонной палубе, ни в коем случае не оставлять следов на белоснежной обшивке яхты и тиковых досках ее палубы, обеспечивать поддержку стопы, легко сниматься и надеваться при выходе на берег. И главное — не намокать, даже если волна зальет обувь полностью.
Трое друзей придумали довольно неожиданный, но, как выяснилось, очень удачный силуэт для новой яхтенной обуви. Она соответствовала уже не тому несколько устаревшему образу классического яхтенного шкипера в элегантной белой фуражке, блейзере с блестящими пуговицами и белоснежных брюках. К такому набору лучше подходили строгие топсайдеры. Обувь же от парней из Колорадо предназначалась совсем другим яхтсменам — загорелым и мускулистым ребятам в серферских шортах, выгоревших на солнце футболках и бейсболках.
Учитывая такой имидж потенциальных клиентов, Бодекер, Симонс и Хэнсон не стали зацикливаться на изяществе очертаний обуви. Она напоминала нечто среднее между сандалиями и галошами, а также французские и нидерландские клоги — традиционную массивную деревянную обувь без задника. С сандалиями «кроксы» роднили многочисленные округлые отверстия в верхней части и сбоку над подошвой: чтобы залившаяся в «галоши» вода быстро выливалась, а воздух свободно циркулировал.
Для маркетинговых целей очень важно было выбрать правильное название. Изначально клоги назвали Beach («Пляж»). Под этим именем приятели из Колорадо даже успели распродать первую партию из тысячи экземпляров на яхтенной выставке во Флориде, где премьера новой обуви имела большой успех.
Официально свою историю компания ведет с 2002 года, но уже к середине 2000-х «крокодилы» стали популярны не только в США, но и в Европе — преимущественно в пляжных регионах Средиземноморья, где отдыхали состоятельные клиенты, готовые потратить деньги на необычную новинку.
Главную ставку основатели Crocs сделали на материал. В отличие от создателей первой яхтенной обуви, они располагали огромным выбором из множества инновационных синтетических материалов. Был выбран полимер от фирмы Foam Creations из Канады: он описывался производителем как вспененная смола, которая при носке принимала форму стопы и могла окрашиваться в разные цвета. Многообразие оттенков — от кислотно-желтого до темно-синего — тоже стало фирменной чертой новой марки. Позже Crocs купил бизнес канадского производителя и запатентовал материал под названием Croslite.
Антигламур
Вторая половина 2000-х выдалась для бренда не самой позитивной. Одной из причин тому стала растущая популярность «кроксов» у родителей маленьких детей. «Неубиваемые» сандалии-клоги ярких привлекательных для малышей цветов, которые можно легко помыть, стали настоящим хитом. Однако сравнительно простую форму обуви из полимера было легко воспроизвести с незначительными вариациями (а отдельные пиратские производители просто копировали «кроксы»).
Рынок наводнили дешевые подделки: большинству небогатых потребителей была откровенно безразлична специфика запатентованного «кроксовского» полимера, им годились сандалии из любого яркого материала, визуально напоминающие оригинал. Дети быстро растут, и многие родители не считали нужным тратить сравнительно немаленькие суммы на фирменные Crocs, если есть что-то очень похожее за копейки (себестоимость подделок была очень невысока). Да и многие взрослые тоже предпочитали дешевые реплики.
Масла в огонь подливали и модные критики. 2000-е принято считать «гламурным десятилетием»: дизайнеры охотно поступались соображениями удобства в пользу сексапильных силуэтов и броских материалов. Потому ничего удивительного, что в конце десятилетия известный телеведущий Тим Ганн (в российских реалиях его влияние можно сравнить с влиянием модного критика Александра Васильева, ведущего передачи «Модный приговор») жестко обозвал Crocs «пластиковыми копытами». Слова Ганна процитировал влиятельный журнал Time.
Надо признать, что особым изяществом «дырявые галоши» действительно не отличались. Компания терпела убытки, становилось очевидно, что нужно что-то менять: привлекать инвестиции и обязательно расширять ассортимент. Даже если «кроксы» подходили яхтсменам и маленьким детям, это все же далеко не вся потенциальная аудитория обуви из полимера, и для выживания компания должна была увеличить охват.
Владельцы также сменили гендиректора и скорректировали маркетинговую политику. Еще до 2014-го в ассортименте бренда появились не только собственно «кроксы», но и обувь для холодных сезонов — например, резиновые сапоги, как обычные, так и утепленные, а также сандалии с подкладкой из искусственного меха.
В России подобный вариант может показаться диким, но в Нидерландах или Великобритании, где зимы более мягкие, а межсезонье гораздо дольше, утепленные «кроксы» пользовались успехом. Для «гламурных барышень» выпускали изящные сандалии или балетки с небольшим каблуком, в которых из Croslite была отлита только подошва, а верх делался из яркого или полупрозрачного силикона.
Несчастье помогло
Менеджмент компании после 2014 года стал более гибким, вовремя отслеживал непопулярные коллекции и модели (так, например, Crocs быстро закрыл плохо раскупавшуюся линейку обуви для гольфа). К концу 2010-х стало ясно, что ставку нужно делать на все те же «дырявые галоши», которые некогда принесли бренду успех. Их можно видоизменять, экспериментировать с дизайном, принтами, толщиной подошвы, даже внешним видом и материалами (так, например, появились несколько более элегантные на вид «галоши» LiteRide).
Продажи «кроксов» повысились, когда кому-то из дизайнерской команды пришла светлая мысль персонифицировать клоги с помощью так называемых jibbitz — украшений из резины, а позже из металла и кристаллов, которые крепятся в круглых отверстиях верха обуви по принципу пуговицы. Персонификация вообще была одним из трендов 2010-х, и покупатели Crocs с радостью воспользовались возможностью украсить свою обувь инициалами, стразами или смешными изображениями.
В детской коллекции появились «кроксы», выпущенные по лицензии с кинокомпаниями: например, у мальчиков особой популярностью пользовались «джиббитсы» с персонажами «Тачек» и миньонами из мультика «Гадкий я», а у девочек — с принцессами и розовыми единорогами. Продажи Crocs вновь пошли вверх.
Весомо помогла компании-производителю «дырявых галош» и пандемия коронавируса. Медики и представители смежных профессий (например, работники химических лабораторий) часто выбирают обувь Crocs за то, что ее легко мыть и дезинфицировать. Она легкая и потому довольно комфортна для многочасовой носки в помещении. Учитывая все это, бренд в самом начале пандемии объявил о масштабной благотворительно-маркетинговой акции по бесплатной раздаче обуви американским медработникам и техническому персоналу, работавшему в ковидных больницах. Врачи и медсестры даже не должны были подтверждать свой статус особыми документами — для получения «кроксов» они просто заполняли форму на специальном сайте.
Следом за медиками удобство «кроксов» оценили и запертые на карантин обычные граждане. Для людей, чьи перемещения на несколько месяцев были вынужденно ограничены собственным домом, походами до магазина или аптеки и в лучшем случае собственным садом, полимерные клоги стали самой понятной и универсальной обувью. Как отмечали многие модные эксперты, Crocs и другие подобные непритязательные варианты стали вполне естественным дополнением для «Zoom-дресс-кода». Если коллеги по работе и начальники видят только лицо и плечи своего сотрудника, то обуваться он может во что пожелает.
В последние два года прибыль Crocs показывает убедительный рост. По утверждению гендиректора компании Эндрю Риса, в 2020 году его компания продала более 69 миллионов пар обуви — на три процента больше, чем в «доковидном» 2019-м, притом что в целом по миру продажи одежды, обуви и аксессуаров снижались. Этих цифр удалось достичь не в последнюю очередь потому, что компания активно развивает сегмент онлайн-продаж, что было особенно актуально в ковидные времена, когда во многих странах офлайн-магазины закрывались из-за карантинных мер.
«Лично для меня «кроксы» — это только дача и операционная»
Применяя ситуативный маркетинг, важно не «пережать»: скажем, поднимаясь на волне пандемии коронавируса, бренды рисковали получить репутацию «пиарящихся на ковиде». Поэтому для успешной стратегии продвижения необходимо сочетание разных тактик и приемов. Crocs, как и многие другие компании, в последние годы начал активно осваивать соцсети, взаимодействовать с инфлюэнсерами и звездами, практиковать коллаборации.
Одной из первых акций такого рода для бренда стало сотрудничество с дизайнером Кристофером Кейном. Сначала он использовал традиционные массивные клоги марки для своего дефиле, модифицировав их: обувь украшали крупные декоративные детали, придуманные самим Кейном. Идея вызвала интерес и бурные обсуждения в медиа и социальных сетях, и в сезоне весна-лето 2017 дизайнер и производитель обуви выпустили совместную коллекцию Christopher Kane x Crocs. Клоги украшали помпоны из перьев, стразы и металлические логотипы.
Еще больше шума наделала годом позже коллаборация Balenciaga x Crocs. Скандальный грузинский дизайнер Демна Гвасалия в очередной раз эпатировал публику и пополнил коллекцию ugly shoes: после «уродливых кроссовок», разлетавшихся, как горячие пирожки, появились и «уродливые сандалии».
Сегодня, помимо модных брендов, «соавторами» Crocs становятся актеры, музыкальные исполнители и инфлюэнсеры. Некоторые из них выпускают собственные капсульные коллекции с маркой, другие позируют в «кроксах» для своих Instagram-аккаунтов или просто носят эту обувь в свое удовольствие, время от времени попадая в объективы папарацци. Среди вольных и невольных бренд-амбассадоров компании — Дрю Бэрримор, Приянка Чопра, Гвен Стефани, Ариана Гранде, Джастин Бибер, Карди Би, Руби Роуз, группа Little Big и другие. Продажам детских сандалий весьма поспособствовало появление в них на страницах всех ведущих британских и мировых изданий принца Джорджа, сына герцогов Кембриджских — принца Уильяма и Кейт Миддлтон.
История бренда Crocs: путь от пляжных тапок до хайповой обуви сезона
За почти 20 лет существования компания успела пережить несколько кризисов, едва не разорилась, но смогла «восстать из пепла» и совершить скачок на модный олимп. Как это возможно? Рассказываем!
История бренда Crocs («Крокс»)
Не так давно, в 2002 году, три американских яхтсмена — Скотт Симанс, Линдон «Дьюк» Хансон и Джордж Бёдекер-младший — захотели создать удобную и безопасную обувь, которая бы облегчила жизнь любителям моря и паруса. Сказано — сделано!
История бренда Crocs началась с продажи тапок из крослайта – полимерного материала, состоящего из пенистой смолы, который под температурой тела принимает форму стопы. Первые 200 пар разлетелись за пару часов.
Парни поняли, что они-таки нащупали золотую жилу! Люди стали носить странные тапки не только на яхте, но и на улице, на работе и дома. В 2004 году Crocs приобрела канадскую фирму Foam Creation, которая производила крослайт. Линейку производства расширили: появились балетки, ботинки, сапоги, шапки и аксессуары.
Знаменитые коллекции
Коллекция 2002 года
Визитная карточка бренда — первая модель Beach, которую презентовали в 2002 году на международной лодочной выставке в США. Это были сабо из полимерного материала с вентиляционными вырезами и ремешком сзади. Форма тапок напоминала мордочку крокодила, которая в дальнейшем изображалась на логотипе и отразилась в названии бренда. Классика!
Коллекция 2005 года
Коллекция 2020 года
Коллекция 2021 года
Осенне-зимняя коллекция пополнилась двумя моделями: The Classic Clog и The Classic Mammoth. Наверху, на ремешке и на стельке — мех. Выбирайте цвет (черный, бежевый, розовый, лавандовый и принт) и забирайте летние сабо в следующий сезон.
На сегодняшний день
За всю историю развития бренда организация испытывала несколько кризисов из-за распространения низкокачественных подделок. В 2014 году с помощью грамотного управления и развития онлайн-продаж в Интернете компания смогла увеличить прибыль и снизить долю рынка поддельных галош.
Над дизайном друзья особо не думали. Главным, по их мнению, был материал. Подходящую основу они искали долго, пересматривая множество вариантов. В конце концов, друзья нашли небольшую канадскую компанию Creations Foam, которая производила мягкий материал на основе вспененной смолы. Из нее они и сделали первую модель своих сабо, которую назвали Beach. В том же году они отправились во Флориду на лодочную выставку Fort Lauderdale Boat Show, захватив с собой сделанные ими 200 пар новой обуви. На выставке их сабо произвели такой фурор, что все 200 пар были распроданы буквально за несколько часов.
Впечатленные успехом, друзья решили основать целую компанию. Они назвали ее Crocs – словом, производным от «крокодил», потому что внешне их знаменитые сабо были похожи на голову этого животного. Компания быстро развивалась, а ее продукция стала пользоваться популярностью не только среди яхтсменов, но и среди далеких от спорта людей.
Уже в 2004 году основатели Crocs смогли купить ту самую канадскую компанию Creations Foam, которая ранее поставляла им материал для производства обуви. Этот материал был назван Крослайт (Croslite) и стал главной особенностью кроксов.
В 2004 году продажи компании выросли в десять раз по сравнению с предыдущим годом, и после расширения на все штаты США в 2005 году мировой рынок переместился в Европу, Азию и Австралию. В 2005 году компания стала завоевывать Европу, открыв огромный склад в Нидерландах.
В феврале 2006 года компания Crocs завершила первичное публичное размещение своих обыкновенных акций. Она начала торговаться на фондовом рынке NASDAQ под кодом CROX. 30 октября 2007 года акции упали на 24%, когда компания объявила о снижении прогнозов выручки.
В январе 2007 года Crocs приобрела активы компании Ocean Minded за 1,75 млн долларов наличными, плюс 3,75 млн долларов, исходя из результатов деятельности. Ocean Minded производит кожаную и этиленвинилацетатную обувь.
В июле 2007 года Crocs согласилась купить производителя обуви и сандалий Bite Footwear, базирующегося в Редмонде, штат Вашингтон, за 1,75 миллиона долларов.
21 ноября 2007 года компания открыла свою первую торговую точку в Германии в Гамбурге Alsterarkaden с торговой площадью 75 квадратных метров.
В 2008 году Crocs вышла и на Российский рынок. Первым открылся магазин в Москве в ТРЦ «МЕГА Белая Дача».
В апреле 2008 года Crocs приобрела компания Tidal Trade, своего стороннего дистрибьютора в Южной Африке, за 4,6 миллиона долларов. Также в апреле компания приобрела компанию Tagger International BV, зарегистрированную в Нидерландах, которая производит сумки для курьеров.
В июне 2013 года компания Crocs сообщила о снижении чистой прибыли на 42,5% по сравнению с предыдущим годом. В результате акции упали на 20,2% за один день.
К 2017 году производство было сосредоточено на двух площадках в Мексике и Италии. В августе 2017 года компания объявила, что полностью передаст производство подрядчикам.
По итогам 2017 года компания Crocs продала своей продукции более чем на 1 миллиард долларов.
В августе 2018 года Crocs объявила о закрытии своих последних производственных предприятий в Мексике и Италии.
Материал
Многие принимают Крослайт за обычную резину, однако это не так. Крослайт – натуральный материал, сделанный на основе вспененной смолы. Он легче и прочнее, чем резина, а, главное, под действием температуры принимает форму стопы, что исключает возможность натереть мозоль и позволяет носить кроксы на голую ногу. Также Крослайт обладает антибактериальными свойствами, которые не дают появляться неприятному запаху. Благодаря ортопедическим свойствам, эта обувь рекомендуется тем, кто целый день проводит на ногах, а также страдающим от болезней суставов. В некоторых клиниках США и Канады кроксы даже входят в униформу врачей.
CROCS — история компании, создавшей удивительную обувь
Crocs — это компания, которая производит, пожалуй, самую необычную и при этом невероятно удобную обувь «сабо» из запатентованного полимерного материала Крослайт (Croslite). Компания ещё достаточно молодая, начинает отсчёт своей истории с 2002 года, но уже успела завоевать всемирную популярность. Компания была основана тремя друзьями в Калифорнии, США, которые решили создать новый тип обуви для парусного спорта и яхтинга, которая бы не скользила на мокром полу.
Несмотря на то, что над дизайном в своё время основатели, что называется, не заморачивались, он полюбился многим любителям путешествий, детям и просто тем, кто любит всё необычное. Все свои силы основатели пустили на поиски мягкого и лёгкого материала, который они нашли в Канаде у компании Créations Foam, которую позже, в 2004 году, они и купили. Несмотря на то, что материал напоминает искусственную резину, по факту Крослайт является натуральным материалом, сделанным на основе вспененной смолы. Он легче и прочнее, чем резина, а, главное, под действием температуры принимает форму стопы, что исключает возможность натереть мозоль и позволяет носить кроксы на голую ногу. Также Крослайт обладает антибактериальными свойствами, которые не дают появляться неприятному запаху. Благодаря ортопедическим свойствам, эта обувь рекомендуется тем, кто целый день проводит на ногах, а также страдающим от болезней суставов. В некоторых клиниках США и Канады кроксы даже входят в униформу врачей.
Почему компанию назвали Crocs, спросите вы? Потому что внешне сабо похожи на голову крокодила, а само слово является производным от английского Crocodile (крокодил). Сегодня, правда, компания помимо сабо производит много другой обуви: кеды, балетки, сапоги, а также аксессуары. Всего компания производит более 5 000 000 едениц продукции в год.
Многие критикуют то, как выглядят Кроксы, так как считают их непривлекательными. При этом производители не собираются ничего менять, считая это главной фишкой обуви, плюс к этому, эта форма наиболее удобна для ноги. Интересно, что даже рекламная кампания кроксов построена на иронии над их внешним видом. Рекламный слоган звучит как “What a croc?!”, что можно перевести как «Какого крока?!». Видимо, именно такой возглас наиболее точно передает смешанные чувства, которые вызывает странный внешний вид кроксов.
Для тех же, кто хочет носить обувь CROCS, но при этом чуть улучшить их внешний вид, производитель создал ещё один уникальный в своём роде продукт — джиббитсы (Jibbitz), которые представляют собой небольшие фигурки в виде цветочков, бабочек, зверей и других форм, и особой популярностью пользуются у детей.
Купить кроксы Crocs можно в сети магазинов «Высшая Лига» у официального представителя бренда в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Волгограде. У нас есть бесплатная доставка в любой магазин или платная в более чем 1000 пунктов выдачи по всей России, где заказанный вами товар можно примерить, и оплатить только после этого. Не подошедший товар вы можете вернуть, ничего за это не заплатив.
Девиз компании в вольном переводе звучит как «Будь тем, кто ты есть» (Come as you are). Компания хочет донести до как можно большего числа людей, что вне зависимости от того, дизайнер ты, офисный работник, няня, путешественник или кто бы то не было ещё — важно оставаться самим собой и не загонять себя в рамки. И у компании неплохо получается доносить это — 240 тыс подписчиков в Instagram не дадут себя обмануть. Рекомендуем подписаться 😉