был царь колокол царь пушка а теперь еще царь
Памятник Александру 3 в Петербурге
В ходе обзорной экскурсии монумент Александру III если и показывают, то мельком. Между тем, это один из самых противоречивых петербургских памятников. Что это вообще такое? Памятник-насмешка? Памятник-аллегория? Или реальный образ «царя-миротворца», переданный скульптором? Давайте присмотримся к нему повнимательнее…
Установить памятник предполагалось на Знаменской площади (это сейчас он переехал во дворик красивейшего Мраморного дворца, в котором, кстати, было совершено несколько громких преступлений — о них читайте здесь), перед зданием Николаевского вокзала, в напоминание об одной из важнейших заслуг царствования Александра II – основании Транссибирской железнодорожной магистрали. С.Ю. Витте в своих мемуарах приписывает себе инициативу создания памятника («По смерти Императора Александра III, в виду моего чувства поклонения его памяти, я сейчас же возбудил вопрос о сооружении ему памятника, зная, что если это не будет сделано покуда я нахожусь у власти, то это затем не будет сделано в течение многих десятков лет»). Был объявлен конкурс проектов, в котором роль жюри играла императорская семья. Августейшие заказчики остановили свой выбор на проекте Павла Трубецкого (незаконный сын кн. Петра Трубецкого, на итальянский манер его называли Паоло, т.к. родился и вырос в Италии). Причем Витте счел модель несколько странной – но ни он, ни члены комиссии по сооружению памятника (в которой, в числе прочих, был А.Н. Бенуа) не имели никакого влияния; Трубецкой руководствовался только мнением императора, а вернее сказать – вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая была вполне довольна проектом.
В 1909 г. памятник Александру 3 в Санкт-Петербурге был торжественно открыт; и первая эмоция, которую он вызвал у большинства современников – недоумение. Грузный человек крестьянской наружности в мешковатой одежде неуклюже сидит на толстой упирающейся лошади – в монументе российскому самодержцу поразительно мало величия и торжественности; сразу же возникает вопрос – а не карикатура ли это?
Вот что я сделаю с вашими корпусами!
Как на самом деле выглядел император? Александр III был высокого роста (193 см) и крепкого телосложения, а с возрастом его богатырская фигура стала громоздкой и тучной. Внешность его была напрочь лишена аристократизма – об этом свидетельствуют и воспоминания современников, и фотографии, которые в отсутствие современных фильтров представляют императора без прикрас.
Любимой резиденцией Александра в молодости был Петергоф, позднее — Гатчина.
Про невероятную физическую силу императора ходило множество рассказов. Великий князь Александр Михайлович описывает знаменитый эпизод: «Австро-венгерский посол в С. Петербурге угрожал нам войною. На большом обеде в Зимнем Дворце, сидя за столом напротив Царя, посол начал обсуждать докучливый балканский вопрос. Царь делал вид, что не замечает его раздраженного тона. Посол разгорячился и даже намекнул на возможность, что Австрия мобилизует два или три корпуса. Не изменяя своего полунасмешливого выражения, Император Александр III взял вилку, согнул ее петлей и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата: «Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя мобилизованными корпусами, – спокойно сказал Царь». (Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний)
Вспоминает племянник Александра, великий князь Кирилл Владимирович: «Дядя Саша обладал недюжинной силой. Когда мы играли в игру собственного изобретения на площадке Аничкова дворца, заключавшуюся в том, что мы били палками по черным резиновым мячам, а затем бежали за ними, он часто выходил к нам на каток в своей серой тужурке и толстой палкой с набалдашником на конце посылал мячи прямо через крышу высокого дворца» (Великий князь Кирилл Владимирович. Моя жизнь на службе России)
Из воспоминаний С.Ю. Витте о крушении императорского поезда под Харьковом: «Во время крушения Государь со своей семьей находился в столовом вагоне; вся крыша столового вагона упала на Императора, и он, только благодаря своей гигантской силе, удержал эту крышу на своей спине и она никого не задавила». Даже если этот эпизод является выдумкой Витте (крыша вагона весит несколько тонн, и удержать ее на спине вряд ли под силу даже такому богатырю, как Александр), он отражает восприятие императора современниками.
Бескозырка и конь без хвоста
Можно обратить внимание на еще одну деталь, бросающуюся в глаза, если смотреть на памятник сзади, или в профиль.
Почему конь без хвоста? Дело в том, что скульптор выбрал коня под стать императору – французского тяжеловоза-першерона, эта порода отличается массивностью и невероятной силой. Эти лошади использовались в основном для перевозки экипажей и грузов, и существовала традиция купировать першеронам хвосты, чтобы они не запутывались в упряжи (кстати, эта негуманная традиция существовала до конца XX века!!) Вообще, практика купирования хвостов у лошадей существовала давно и не была экзотичной – достаточно вспомнить, например, шпалеру начала XVIII в. «Петр I в Полтавской баталии».
Итак, можно сделать вывод, что скульптор к воссозданию облика покойного императора подошел весьма основательно. Может быть, недаром императрица Мария Федоровна при выборе проекта обратила внимание на то, что скульптура имеет много сходства с оригиналом и не усмотрела в памятнике никакой насмешки?
Царь-комод
Современники, воспринимавшие Александра III как консерватора и ретрограда, стремящегося повернуть вспять реформы и затормозить ход исторического развития, увидели в памятнике смелую метафору (Василий Розанов: «Конь уперся… Голова упрямая и глупая… «Дайте реформу, без этого не шевельнусь» – «Будет тебе реформа!»… Хвоста нет – хвост отъеден у этой умницы… Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет… Конь, очевидно, не понимает Всадника… С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно»). Кто-то (как великий князь Владимир Александрович) увидел «злую карикатуру» на императора. Кто-то увидел силу, мощь, основательность и «твердую руку». Вывод: все зависит от точки зрения смотрящего на Александра III)))
Памятник Александру 3 в СПб сразу же отразился в фольклоре. Одна из эпиграмм широко известна до сих пор:
Стоит на площади комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка.
Еще более хлесткая эпиграмма принадлежит поэту Александру Рославлеву:
Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.
По иронии судьбы, во время событий Февральской революции на Знаменской площади, постамент памятника царю неоднократно служил трибуной во врем митингов.
Памятник оказался настолько символичным, что после Октябрьской революции его не уничтожили, как можно было бы предположить, а использовали в пропагандистских целях. В 1919 г. на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало»:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Неприкаянный памятник
В 1927г. памятник поучаствовал в отмечании десятилетия Октябьской революции: его заключили в металлическую клетку, а рядом была пристроена башня, колесо и две мачты, на которых были подвешены серп, молот и надпись «СССР».
Наконец, в 1930-е гг. издевательства над памятником прекратились: его убрали с постамента и спрятали в запасники Русского музея. Но с тех пор монумент несколько раз переезжал. Несколько лет он стоял в Михайловском саду, где пережил блокаду и прямое попадание артиллерийского снаряда; но уцелел благодаря тому, что работники музея обложили его мешками с песком. Затем он находился во внутреннем дворе Русского музея, а в 1990-е гг. его установили перед входом в Мраморный дворец, на то место, где ранее стоял броневик «Враг капитала» – тот самый, с которого В.И. Ленин произносил речь в апреле 1917 г.
Правда, несколько лет назад министр культуры Владимир Мединский предложил вернуть памятник Александру III на историческое место – на площадь Восстания. В Законодательном собрании Петербурга эту идею отвергли. Но возможно, и эта инициатива в отношении памятника не последняя. Никто не знает – найдет ли наконец неприкаянный император свое место?
На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!
Памятник Александру III
Мнения общественности
Ещё во время работы над скульптурой мнения о памятнике и создателе складывались весьма противоречивые. Говорят, что сам император Николай II, ещё до торжественного открытия, высказывал желание «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз». Брат императора Александра III, великий князь Владимир Александрович видел в скульптуре злую карикатуру на царя миротворца. Сам автор Паоло Трубецкой был доволен и считал памятник Александру III своей лучшей работой.
После открытия монумента на Знаменской площади, общественность разделилась на два лагеря: одни, и их было подавляющее большинство, считали памятник оскорбительным и требовали снести его, другие говорили о скульптуре как о шедевре.
В «Петербургской газете» делился впечатлениями Владимир Маковский: «. больно за великий памятник, Великого Государя. Больно за бедных обывателей, за обезображенную площадь. За громадные деньги, загубленные так неудачно».
Другие газеты сообщали технические подробности: «. на колоссальный монумент Александра III пошло около 500 пудов художественной бронзы. Одного пластилина выписано из Италии приблизительно на 1000 рублей. Гипс из Парижа, глина русская из Полюстрово, стоимость отливки 65 000 рублей».
Живописец Чистяков: «Не лошадь, а грубая скамейка, сработанная топором. Ну, а фигура царя на что похожа?».
Репин: «Верно, верно? Толстозадый солдафон, тут он весь, тут он весь. Тут и все его царство! Я поздравляю себя, всю Россию и все наше потомство с гениальным произведением искусства».
В послереволюционный период памятник также подвергался критике. Популярно было четверостишие поэта Демьяна Бедного:
Но, несмотря на эту сокрушающую критику, были и поклонники памятника, которые считали его шедевром и преклонялись перед талантом Трубецкого. Число таких людей с годами только росло.
В советский период в 1938 года Русский музей, после постановления о демонтаже памятника, заявил о том, считает произведение Трубецкого «Пугало» ценным, как в художественном, так и в историческом отношении. Согласны принять его на хранение на одном из внутренних дворов.
После многих лет знатоки искусства, историки, обыватели не могут придти к единому мнению относительно памятника императору Александру III. Однако, такая жаркая полемика, заставляет думать о монументе как о выдающемся произведении мастера Паоло Трубецкого, которое, безусловно, имеет право на существование.
Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.( Эпиграмма А. Рославлева)
Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге, у входа в Мраморный дворец. Первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, — строительство магистрали было начато при Александре III.
«Перехожу теперь к этому памятнику, который неделю назад я осмотрел в натуре. Он бесконечно обезображен пьедесталом: розовый гранит, «благородного розового цвета», отполированный, вылизанный и вычищенный, как бонбоньерка для продажи барышне, и на нем. водружена «матушка Русь с Царем ее».
Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э.Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».
С. Ю. Витте в «Воспоминаниях» сетует на «неуживчивый характер» скульптора. Трубецкой, очевидно, не учитывал и мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в «модели Трубецкого карикатуру на его брата». Однако вдовствующая императрица, удовлетворённая явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.
Памятник существенно отличался от многих официальных царских монументов; скульптор был далёк от идеализации, от стремления к парадности. Александр III изображен в мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжёлом коне, не соответствовал общепринятым представлениям об императорах. Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём». Независимо от степени достоверности слов, приписываемых Трубецкому, — «не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом», — монумент вызывает ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».
Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз», а в столице воздвигнуть другой монумент. С. Ю. Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее. Тем не менее, 23 мая (5 июня) 1909 в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт.
Отзывы известных людей о памятнике.
На бегемоте обормот,
(В.Долгов. Русское искусство во II половине XIX — начале XX в.)
«Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нём, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или её густой, то влажный, то сухой и колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой — «царь-миротворец» Александр Третий.»(Успенский Л. В. Одни ушли, другие живут рядом)
… на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижимо, сжав узду, стоит.
«Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад». Репин присутствовал на торжественном открытии этого памятника и в ту минуту, как увидел его, закричал: «Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и всё его царствование!»
Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают…(Художник Борис Кустодиев о памятнике 23 мая 1909 г. своей жене)
Третья дикая игрушка для российского холопа: был царь-колокол, царь-пушка, а теперь ещё царь-жопа
10 марта 1845 года родился император Александр III — истинно русский царь, патриот до глубины души, при котором Россия не стала участницей ни одного военного конфликта.
Александр III: факты из жизни
Писал с грамматическими ошибками, благодаря чему его оппоненты удостаивались таких эпитетов, как «идеот».
При нем уровень взяточничества достиг исторического минимума.
При Александре III Россия производила 20% мирового производства пшеницы, 60% ржи. Протяженность железных дорог возросла с 21 тыс. до 34 тыс. верст. Территория России без войн увеличилась на 430 тыс. кв. км.
Ужесточал законы для евреев. В Польше, Финляндии и Прибалтике заставил русифицировать надписи на улицах, вокзалах и афишах.
На коронацию заказал перловый суп, борщ и стручковый горох.
Отменил коленопреклонение перед собой.
Ограничил суд присяжных и университетское самоуправление.
Церемониями тяготился. Был экономен: ходил в залатанных рейтузах.
При нем русский флот стал третьим в мире.
Владел французским, немецким и английским.
Обожал живопись. Но будучи принцем, устроил в Петербурге разнос художнику Василию Верещагину за «непатриотическую картину». Заявил, что написать такое мог либо «скотина», либо «помешанный».
21-летнего Александра Ульянова повесили в Шлиссельбургской крепости весной 1887 года. Младшему брату, Володе Ульянову, было только 17.
23 мая 1909г. на Знаменской площади (ныне пл.Восстания) был открыт памятник императору Александру III.
Монумент посвящался не совсем императору, а «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, — строительство магистрали было начато при Александре III.
Памятник Александру III перед Московским вокзалом простоял недолго. Когда по Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади. Его нынешнее пристанище – двор Мраморного дворца, одного из филиалов Русского музея.
Совсем недавно в Москве тихим пшиком завершилась грандиозная попытка вернуть памятник Феликсу Эдмундовичу на прежнее место Лубянской площади.
Так может не стоит отставать от столицы и поднять вопрос о проведении голосования по возвращению памятника императору Александру III?
Царь-пушка – вовсе не пушка: Что же стоит в Кремле
Царь-пушка уже давно стала одним из символов России. Практически ни один иностранный турист не покидает Москву, не осмотрев чудо нашей техники. Она вошла в десятки анекдотов, где фигурируют никогда не стрелявшая Царь-пушка, никогда не звонивший Царь-колокол и еще какое-нибудь неработающее чудо-юдо типа лунной ракеты Н-3.
В ряд с Царь-пушкой поэт Александр Рославлев поставил даже знаменитый памятник Александру III работы Трубецкого:
Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь еще царь-…
Но начну по порядку. Царь-пушка была отлита знаменитым русским мастером Андреем Чоховым (до 1917 года он числился Чеховым) по приказу царя Федора Иоанновича. Гигантское орудие весом в 2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 году на московском Пушечном дворе. Длина Царь-пушки – 5345 мм, внешний диаметр ствола – 1210 мм, а диаметр утолщения у дула – 1350 мм.
Тайна Царь-пушки была раскрыта лишь в 1980-м, когда большой автомобильный кран снял ее с лафета и поместил на огромный трейлер. Затем мощный КрАЗ отвез Царь-пушку в Серпухов, где на заводе в/ч № 42708 был произведен ремонт пушки. Одновременно ряд специалистов Артиллерийской академии им. Дзержинского произвели ее осмотр и обмер. Отчет по каким-то причинам опубликован не был, но из сохранившихся черновых материалов становится ясно, что Царь-пушка… не была пушкой!
Изюминка орудия – его канал. На расстоянии 3190 мм он имеет вид конуса, начальный диаметр которого 900 мм, а конечный – 825 мм. Затем идет зарядная камора с обратной конусностью – с начальным диаметром 447 мм и конечным (у казенной части) 467 мм. Длина каморы – 1730 мм, а дно плоское.
Так это ведь классическая бомбарда!
На заряжание и прицеливание больших бомбард тратилось около суток. Поэтому при осаде города Пизы в 1370 году всякий раз, как осаждающие готовились сделать выстрел, осажденные уходили на противоположный конец города. Осаждающие же, пользуясь этим, бросались на приступ.
Заряд бомбарды составлял не более 10% веса ядра. Цапф и лафетов не было. Орудия укладывались на деревянные колоды и срубы, а сзади забивались сваи или возводились кирпичные стены для упора. Первоначально угол возвышения не менялся. В XV веке начали использовать примитивные подъемные механизмы и отливать бомбарды из меди.
Обратим внимание – у Царь-пушки нет цапф, с помощью которых орудию придают угол возвышения. Кроме того, у нее абсолютно гладкий задний срез казенной части, которым она, как и другие бомбарды, упиралась в каменную стенку или сруб.
К середине XV века самая мощная осадная артиллерия была у… турецкого султана. Так, во время осады Константинополя в 1453 году венгерский литейщик Урбан отлил туркам медную бомбарду калибром 24 дюйма (610 мм), стрелявшую каменными ядрами весом около 20 пудов (328 кг). Для ее транспортировки на позицию потребовалось 60 быков и 100 человек. Чтобы устранить откат, позади орудия турки выстроили каменную стенку. Скорострельность этой бомбарды составляла 4 выстрела в день. Кстати, скорострельность крупнокалиберных западноевропейских бомбард была примерно того же порядка. Перед самым взятием Константинополя 24-дюймовую бомбарду разорвало. При этом погиб и сам ее конструктор Урбан. Турки по достоинству оценили крупнокалиберные бомбарды. Уже в 1480 году, в ходе боев на острове Родос, они применяли бомбарды 24–35-дюймового калибра (610–890 мм). На отливку таких гигантских бомбард требовалось, как указывается в старинных документах, 18 дней.
В 1868 году свыше 20 огромных бомбард все еще стояло на фортах, защищавших Дарданеллы. Есть сведения, что во время Дарданелльской операции 1915 года в английский броненосец «Агамемнон» попало 400-килограммовое каменное ядро. Разумеется, пробить броню оно не смогло и лишь потешило команду.
Бомбарда в свое время защищала Дарданеллы. Как видим, внешне и по устройству канала она очень схожа с Царь-пушкой. Главное и принципиальное различие в том, что турецкая бомбарда имеет ввинтную казенную часть. Видимо, по образцу таких бомбард и делалась Царь-пушка.
Итак, Царь-пушка – это бомбарда, предназначенная для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг), а чугунное ядро такого калибра весит 120 пудов (1,97 т). В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо нее можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно гораздо меньше времени – не сутки, а всего 1–2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии»# на 1730 год числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов – 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов – 2, 22 фунта – 1, 21 фунт – 3 и т.д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр.
И все-таки она стреляла
Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка – у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас находится Исторический музей. В 1626 году их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, – у Никольских ворот. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.
После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Петр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье пушку «Павлин», что в Китае у Лобного места на роскате; пушку Кашпирову, что у нового Денежного двора, где был Земской приказ; пушку «Ехидну», что под селом Воскресенским; пушку «Кречет» ядром пуд десять фунтов; пушку «Соловья» ядром 6 фунтов, что в Китае на площади».
Петр в силу своей необразованности не пощадил самые древние орудия московского литья и сделал исключение лишь для самых крупных орудий. В числе их, естественно, оказалась и Царь-пушка, а также две мортиры литья Андрея Чохова, которые в настоящее время находятся в Артиллерийском музее в Петербурге.