броненосец потемкин история корабля

Как броненосец «Потемкин» стал кораблем революции, и Откуда на корабле взялся красный флаг

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

броненосец потемкин история корабля

Первая русская революция и уныние матросов-новобранцев

броненосец потемкин история корабля

Но большинство матросов были новобранцами, и «Потемкин» стал их служебным стартом. На соответствующем уровне были и их политические взгляды. Опытных офицеров в экипаже броненосце было меньше полагающихся по штату. Кроме того, среди рядовых моряков оказалось немало гражданских, мобилизованных на флот с приходом войны. Кадровые морские офицеры с боевым опытом на «Потемкине» исчислялись единицами. Они делали упор на привычную для военных жесткую дисциплину и не тратили время на разбор поступающих жалоб подчиненных. И матросы за это офицеров не любили.

Роковой обед и фальстарт на броненосце

броненосец потемкин история корабля

Организатором социал-демократов на «Потемкине» был унтер-офицер Вакуленчук, поддерживавший постоянные контакты с подобными революционными организациями по российским городам. Вакуленчук считал, что одинокий бунт результатов не принесет, но ситуация развивалась стремительно, и он возглавил разбушевавшихся матросов. Когда в ходе перестрелки его ранили, революционеров переподчинили большевику Матюшенко.

Курс на Одессу и несостоявшаяся матросская революция

броненосец потемкин история корабля

Захватившая броненосец «Потемкин» команда революционеров понятия не имела, как дальше действовать. Корабль направился в Одессу, спровоцировав беспорядки в порту и даже выстрелив несколько раз в сторону суши. Но городские власти оперативно оцепили гавань войсками, не допустив высадку мятежников на берег и распространение бунта. К Одессе к этому моменту уже подходила Черноморская эскадра. «Потемкину» угрожало окружение, и бунтари вынуждены были выйти в море. Но боевым суднам – провластному и мятежному – пришлось встретиться лицом к лицу. Революционеры уже было приготовились к неминуемой гибели, но ни одно орудие эскадры не выстрелило.

Охота на матросов и приговор для бунтарей

броненосец потемкин история корабля

Вместе с тем постреволюционные настроения в обществе складывались под сильным влиянием пропаганды. Так, красные комиссарши долгое время определяли моду и нравы социалистического общества.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический»

броненосец потемкин история корабля

14 июня (по ст.ст.) 1905 года началось одно из заметных событий революции 1905-1907 годов в России – первый случай вооружённого мятежа целой воинской части

Сюжет для фильма Эйзенштейна

Российское военно-историческое общество неоднократно обращалось к событиям революции 1905-1907 годов. Писали мы и о трагических событиях 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге, и о том, как революция постепенно захватывала всё больше уголков России. Действительно, РСДРП готовила вооружённое восстание и планировала его начать осенью 1905-го. Подготовкой к нему были охвачены и матросы Черноморского флота. Но на броненосце «Потёмкин» выступление началось стихийно и уже в начале лета.

броненосец потемкин история корабля
Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический». Источник: https://www.afisha.ru

Конечно, можно ещё раз пересмотреть снятый в 1925 году знаменитый фильм «Броненосец «Потёмкин»» режиссёра Сергея Эйзенштейна. Фильм немой, но мастерство автора настолько сильно, что он кажется документальным. И ещё один момент: кино было снято, когда еще оставались в живых многие очевидцы тех событий. В результате картина с успехом прошла по советским экранам и в дальнейшем была признана одним из лучших фильмов всех времён. Но не забывайте, что это художественное произведение и за кадром остались ещё многие моменты. Мы попытаемся рассказать всё по порядку, нисколько не умаляя труд великого кинорежиссёра.

Первоначально планировалось, что фильм «Броненосец «Потёмкин»» будет настоящей эпопеей о революции 1905 года и туда войдёт всё, что предшествовало этому событию, но Эйзенштейн начал импровизировать, многое убрал, оставив лишь эпизод самого восстания на мятежном корабле. Мы себе этого позволить не можем и расскажем немного поподробнее.

Революции навстречу…

Вряд ли в другое время некачественный обед на флоте привёл бы к восстанию. Пошумели, повозмущались — и разошлись. Но всё это случилось в 1905 году, а время это было осложнено целым рядом внешних и внутренних политических факторов. Всё ещё продолжалась война с Японией на Дальнем Востоке, из которой Россия вышла не победительницей. Цусимское сражение принесло тяжёлое поражение русскому флоту. И хотя разгромленные корабли 2-й эскадры принадлежали Балтийскому флоту, на Чёрном море активно ходили слухи, что вскоре появится 3-я Тихоокеанская эскадра и составлена она будет как раз из кораблей Черноморского флота. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» был одним из явных кандидатов на поход в воды Тихого океана.

броненосец потемкин история корабля
Съемки фильма «Броненосец Потёмкин». Источник: https://www.afisha.ru

Радости у матросов этот слух не вызывал, и желания участвовать в войне на Дальнем Востоке они не испытывали. Кровавые события 9 января 1905 года в Петербурге и последовавший за ними начальный этап революционных волнений с террористическими актами делали обстановку в стране тревожной и непредсказуемой. Да и революционеры многое совершали в ту пору под лозунгом «чем хуже – тем лучше». В Севастополе в 1904 году была создана единая подпольная организация социал-демократов, которую матросы называли «Севастопольская централка», она поддержала решение III съезда РСДРП, взявшего курс на вооружённое восстание.

Напомним, что восстание планировали начать осенью 1905 года, но нарастание революционных настроений на флоте, волнения солдат севастопольской крепостной артиллерии в начале июня 1905 и выступления в их защиту матросов броненосцев «Екатерина II» и «Три святителя» заставили «Централку» передвинуть сроки восстания на лето. Как ни странно, броненосец «Потёмкин» считался руководителями восстания самым «отсталым» в плане революционности кораблём. Но события середины июня оказались совершенно неожиданными и спутали все карты революционерам.

броненосец потемкин история корабля
Восстание на броненосце. Источник: https://topwar.ru

Ситуацию обостряла и политическая обстановка в Одессе. Весной 1905 года здесь более месяца длилась всеобщая стачка, в которой приняли участие одесские заводы, фабрики и даже мелкие мастерские по починке дамских аксессуаров.

Одесские улицы патрулировали казачьи части совместно с усиленными нарядами полиции. К 14 июня обстановка в городе достигла значительного накала: был убит старейший городовой Павловский. И в этот момент на рейде Одессы появляется броненосец «Потёмкин», захваченный восставшей командой.

Бунт на корабле

Спущенный на воду осенью 1900 года и вступивший в строй только что, в мае 1905-го, броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» был в тот момент самым новым и самым мощным кораблём Черноморского флота. Судно, впрочем, строили с задержками, долго устраняли недоделки и последствия пожара в котельном отделении. Накануне известных событий броненосец прошёл ходовые испытания и приступил к проверке вооружения. Но время, проведённое матросами в доках, в контактах с рабочими судоремонтного завода, не прошло даром. Экипаж судна был воодушевлён революционной агитацией. На корабле стали готовиться к восстанию. Командиру корабля, капитану 1-го ранга Евгению Голикову, приходили анонимные письма-предупреждения, а накануне восстания 50 матросов попросили списать их на берег, не желая принимать в нём участие. Ещё 40 матросов, самых неблагонадёжных, командир списал на берег сам.

броненосец потемкин история корабля
Восстание на броненосце. Источник: https://topwar.ru

Волнения начались, когда корабль находился на рейде, проводя проверку орудий и занимаясь обеспечением стрельб. Поводом послужил инцидент с обедом. Команда возмутилась качеством борща, приготовленного из испорченной говядины, закупленной 13 июня мичманом Макаровым на одесском базаре у своего приятеля купца Копылова по более низкой цене в количестве 28 пудов. В фильме Эйзенштейна показано, что мясо было с червями – холодильников в то время не существовало, погода стояла жаркая, а тут ещё доставка провизии задержалась на несколько часов из-за столкновения выделенного для этого миноносца с лодкой некстати подвернувшихся местных рыбаков. С мясом в охваченной стачкой Одессе действительно были проблемы, а ловкий торгаш Копылов, по словам его покупателей, сумел сбагрить своему знакомому мичману мясо уже с маленькими белыми червячками. Через несколько часов путешествия по жаре говядина испортилась вконец, но борщ из неё сварили, и его принял нелюбимый матросами старший врач броненосца Смирнов.

Корабль революции

Матросы ещё рано утром 14 июня обнаружили часть несвежего мяса, которое неосмотрительно выставили «проветриться». Повод для бунта был готов, и в 11 часов утра вместо обеда разыгралась драма массового неповиновения матросов. Голиков выстроил команду броненосца и попытался выявить и нейтрализовать зачинщиков недовольства. На просьбу командира выйти из строя тех, кто желает есть борщ, сначала откликнулось лишь около 100 человек из огромной команды (781 человек). Но потом угроза бунта почти миновала, едва перед оставшимися в строю замаячило неизбежное наказание. Но когда сопротивляющихся осталось около 30 человек, начальство решило наказать и тех, кто медленно выходил из строя и долго обдумывал перспективу покушать наваристый борщ с червями.

броненосец потемкин история корабля
Восставшие в Константе. Источник: https://topwar.ru

Всероссийский скандал

В тот же вечер 14 июня оба судна прибыли в Одессу, где, как мы помним, продолжалась всеобщая стачка. Во время похорон Вакуленчука прошли совместная массовая демонстрация и траурный митинг. Броненосец произвёл даже несколько боевых выстрелов по скоплениям войск и полиции.

Вызванная на подавление бунта эскадра была вынуждена уйти. С «Потёмкиным» остался броненосец «Георгий Победоносец», команда которого после переговоров с потёмкинцами также арестовала офицеров и присоединилась к восставшим. Правда, этот бунт продолжался недолго. В команде «Победоносца» произошёл раскол, корабль отстал от «Потёмкина» и сдался властям. Это событие сказалось и на потёмкинцах, среди которых началось брожение.

Международная проблема

После встречи с эскадрой броненосец вновь пришёл в Одессу, но получить необходимые запасы продовольствия и воды не смог. Было принято решение идти в Румынию, в Констанцу. Там местные власти также отказались предоставить необходимую помощь. Пришлось возвращаться в Россию, но перед этим потёмкинцы опубликовали в местных газетах воззвание «Ко всем европейским державам» и «Ко всему цивилизованному миру», объяснив в них причины и цели восстания.

Когда броненосец «Потёмкин» пришёл в Феодосию, его уже ждали регулярные армейские части и жандармы. Матросы были обстреляны ружейным огнём. Пришлось снова возвращаться в Констанцу.

броненосец потемкин история корабля
Участники восстания. Слева направо: И.А. Лычев, И.П. Шестидесятый,
М.П. Панфилов, А.И. Лебедь, А.Ф. Царев (1955, Севастополь).
Источник: https://topwar.ru

Убедившись в бесперспективности дальнейшего сопротивления, 24 июня матросы сдали свой корабль румынским властям, а на следующий день, спустив красный флаг непобежденного корабля революции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца № 267 не пожелала сдаваться румынам и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.

Через два дня Румыния вернула эскадренный броненосец России. Были приняты меры, чтобы даже в памяти не осталось названия восставшего корабля. Царское правительство переименовало его в «Пантелеймона». Но традиции потёмкинцев так и остались на корабле. Когда восстал крейсер «Очаков», пантелеймоновцы первыми поддержали его матросов, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

Февральская революция1917 года вернула кораблю старое название, правда, без упоминания титула князя, корабль стал именоваться «Потёмкин – Таврический», а ещё через месяц ему присвоили новое имя — «Борец за свободу».

Источник

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» (часть 2)

Строительство эскадренного броненосца «Князь Потёмкин-Таврический» велось вовсе не теми темпами, с которыми действовал в свое время Светлейший, когда строил верфь на Ингуле. В Николаеве, стремительно возведенном сто с небольшим лет назад, велась неспешная постройка корабля, названного в честь основателя города.

броненосец потемкин история корабля

Петербург требовал выполнения сроков, которые постоянно сдвигались. Верфь надрывалась, пытаясь вырваться из бюрократических пут и преодолеть административные препоны. Промышленность обещала и подводила. Спуск броненосца откладывался. Никто еще в Российской империи не знал, что совсем скоро броненосец «Потёмкин» прогремит на всю страну, а потом и на весь мир.

Спуск броненосца «Потёмкин»

Ижорский завод, поставщик корпусной стали, внезапно оказался по уши загруженным аналогичными заказами для кораблей, строящихся на Балтике. Его производственные мощности в расчетах оказались преувеличенными, и в июле 1898 года заказ на дальнейшее производство пришлось передать Александровскому сталелитейному заводу в Петербурге. Это предприятие запросило гораздо дороже, однако у руководства строительством броненосца не было особых альтернатив. Разумеется, предварительно были предприняты попытки найти изготовителя металла общей массой 3600 тонн поближе, в южнорусских губерниях. Но никто из близлежащих металлопроизводителей не решился взяться за такую работу.

«Князь Потёмкин-Таврический» оказался первым отечественным кораблем, на котором традиционная до сей поры гарвеевская броневая сталь заменялась на новую, крупповскую. Согласно подписанному контракту между концерном Круппа и Ижорским заводом, немецкие представители должны были не только передать технологию ее изготовления, но и консультировать по производственному процессу. Стремясь поскорее завершить контракт, инженеры Круппа поспешили заверить русскую сторону, что Ижорский завод вполне готов и способен производить плиты по немецкому образцу. На самом же деле всё обстояло не так безоблачно – внедрение очередной технологии проходило мучительно трудно. Ижорскому заводу приходилось одновременно модернизировать производство, проводить различные эксперименты и заниматься изготовлением самой брони. Всё это не могло не сказаться на сроках ее выпуска.

По условиям контракта сталь для «Потёмкина» должна была поставляться из Петербурга партиями по 815 тонн. В начале апреля 1899 года поступила первая, изготовленная Ижорским заводом, партия брони массой 90 тонн. В течение лета пароходами вокруг Европы было доставлено еще 315 тонн.

В конце осени на пароходе «Церера» прибыла очередная партия в 55 тонн. Ее путь на верфь оказался насыщен разнообразными приключениями. «Церера» прибыла в Одессу к завершению навигации, и баржа, на которую перегрузили броневые плиты, не смогла подняться вверх по Южному Бугу. По реке еще ходили почтовые пароходы РОПиТ, однако никто почему-то не догадался их задействовать для завершения транспортной операции.

Строитель был вынужден поднять вопрос о доставке груза на верфь со всей серьезностью, поскольку отсутствие броневых плит замедлило бы темпы строительства. Руководство РОПиТ все-таки пообещало перегрузить плиты на почтовые пароходы, однако в итоге впало в забывчивость и обещание не выполнило. Началось рассмотрение экстренных вариантов, вроде доставки брони челночными рейсами небольшого портового ледокола «Гайдамак».

Пока шли многочисленные бюрократические согласования, Южный Буг, устав ждать, замерз окончательно, и проблема вышла на новый уровень. В начале января 1900 года, когда ее решение дошло до Главного управления кораблестроения и снабжений, Петербург дал добро на доставку брони по железной дороге. Сначала вмерзшую, подобно нансеновскому «Фраму», в лед баржу освобождали из плена, затем, отведя в подходящее место, начали разгрузку. После последовала трудоемкая процедура перемещения груза в железнодорожные вагоны.

На всю операцию, несмотря на подгоняющие окрики из Николаева, ушло более месяца, причем груженные броневыми плитами вагоны добирались из Одессы в Николаев целую неделю. Вся остальная потёмкинская броня была доставлена на верфь только к осени 1900 года. В Николаеве прибывшие плиты приходилось догибать и дорабатывать по кромкам, используя для этого единственные вальцы в недостаточно оборудованной местной броневой мастерской.

Намеченный на весну 1900 спуск на воду «Князя Потёмкина-Таврического» был отложен. Кроме броневых проблем произошла задержка с доставкой из Германии дейдвудных валов, а из Петербурга – гребных винтов производства Ижорского завода. На броненосце пока что отсутствовал форштевень. Все эти недостающие конструкции поступили на верфь только во второй половине лета вместо первоначальных весенних сроков. Тогда же и начались подготовительные мероприятия к спуску корабля.

Эллинг №7 Николаевского адмиралтейства, где до этого строились броненосцы, не имел батопорта. Для осмотра и подготовки находящихся под водой спусковых полозьев требовалось возвести временную перемычку у концевых оконечностей дамб, ограждавших подводную часть стапеля и откачать оттуда воду. Эта процедура была трудоемкой, требовала приложения больших усилий. Необходимо было вбить два ряда деревянных свай, общим количеством 300 штук, и заполнить пространство между ними мятой глиной объемом около 700 кубических метров. Работы по возведению перемычки начались еще в ноябре 1899 года и теперь, спустя девять месяцев, близились к завершению.

К концу сентября основной объем работ по корпусу корабля был выполнен, и его сочли вполне готовым для спуска на воду. Общий вес броненосца «Князь Потёмкин-Таврический» на стапеле достигал к этому моменту 3720 тонн, из них 540 тонн палубной брони. В адмиралтействе и в самом Николаеве начались подготовительные мероприятия к спуску корабля: в типографиях были заказаны 1000 спусковых карточек с изображением броненосца и 2000 спусковых билетов, из которых 600 были цветными.

Ожидались высокие гости – император Николай II c семьей в это время находился в Ливадии. Между Николаевом, Севастополем и царской яхтой «Штандарт» начался интенсивный обмен радиограммами. Николаевское общество лоцманов обязывалось провести яхту, имеющую осадку 6,4 метра, по фарватеру в Николаев, гарантируя при этом беспрепятственное прохождение небольших заиленных участков дна. Однако командир «Штандарта» предпочел не рисковать, и спуск на воду «Князя Потёмкина-Таврического» состоялся без августейшей четы.

броненосец потемкин история корабля

25 сентября 1900 года из Севастополя на штабном пароходе «Эриклик» прибыл главный командир Черноморского флота вице-адмирал Тыртов. Сама торжественная церемония была назначена на 26 сентября. Утром на верфь прибыли 200 солдат расквартированного в Николаеве 58-го Прагского полка, которые наряду с экипажем броненосца были задействованы для помощи в процедуре спуска. Командовал спуском главный строитель корабля инженер Шотт.

После торжественного молебна освобожденный от задержников «Князь Потёмкин-Таврический», напутствуемый шестикратным «ура», благополучно сошел на воду. В Ливадию и Петербург были отправлены торжественные телеграммы, сообщающие о благополучном спуске. Начался новый этап строительства – достройка корабля на плаву.

Относительно небольшая высота эллинга №7 и отсутствие в нем механизированных крановых средств позволили к моменту спуска достроить корпус только до батарейной палубы. Теперь рабочим судоверфи пришлось уже на плаву собирать конструкции полубака с верхним броневым казематом, спардека, надстроек, мостиков и т. д. Предстояло смонтировать практически всю вертикальную броню, погрузить и установить большое количество разнообразных механизмов и оборудования. На весь этот немалый объем работ выделялось всего полтора года – предполагалось, что весной 1902 года корабль уйдет в Севастополь для окончательной достройки.

броненосец потемкин история корабля

Как оказалось впоследствии, эти сроки были слишком оптимистическими. Достройка «Потёмкина» затянулась почти на два года, и в главную базу флота он ушел с многочисленными недоделками. По-прежнему изнемогающий от модернизации, Ижорский завод задерживал поставки брони – для верхнего каземата и траверсов его продукция опоздала более чем на год. Плиты начали поступать на верфь только в марте 1901 года.

Видя, что ижорцы не справляются с нагрузкой, решено было обратиться к помощи иностранцев. Британскому заводу «Бирдмор и К» в рамках большого (1870 тонн) заказа брони для русского флота предстояло изготовить 257 тонн своей продукции и для «Потёмкина». Англичане в сроках исполнения заказа оказались вполне на уровне отечественных производителей. Инженеров фирмы «Бирдмор», которые должны были приехать на верфь в Николаев и принять деревянные шаблоны брони и чертежи, пришлось ожидать более двух месяцев.

Сами же шаблоны, которые из экономии, вопреки имевшемуся опыту, изготовили из дерева, а не из стального профиля, начали усыхать и потребовали переделки. В правках нуждались и чертежи. Ожидая погрузки на корабль, шаблоны по недосмотру портового начальства длительное время находились под открытым небом – для них почему-то пожалели брезента. Наконец, погруженные на германский коммерческий пароход многострадальные шаблоны, заходя поочередно в порты Болгарии, Греции, Турции и Голландии, только в октябре 1901 года прибыли в Англию.

Путь главных паровых машин к установке их на броненосец был не менее тернист, в основном из-за бюрократических отмелей и судебных рифов. Еще в конце 1900 года новый николаевский кораблестроительный завод «Наваль» завершил сборку механического сердца «Потёмкина» и произвел испытания на собственном стенде. Однако установка паровых машин на броненосец задержалась на много месяцев. Проблема была в том, что между правлением Бельгийского акционерного общества и Главным управлением кораблестроения и снабжений второй год велись судебные разбирательства.

Правление, размахивая текстом заключенного контракта, требовало перевести «Князя Потёмкина-Таврического» к достроечной стенке завода «Наваль». В Главном же управлении понимали, что подобная процедура может еще больше задержать и без того черепашьи темпы строительства броненосца, поэтому маневрировали, как могли. Дело в итоге было улажено выплатой заказчиком солидных отступных к вящей радости правления Бельгийского акционерного общества, и «Потёмкин» остался достраиваться в акватории адмиралтейства.

Монтаж котлов и машин был завершен к концу 1901 года. Проведенные 1 декабря швартовые испытания показали хорошее качество продукции «Наваля»: машины работали исправно, без труда доведя вращение гребных винтов до 40 оборотов в минуту.

Трудное положение сложилось с башнями главного калибра, которыми также занимался «Наваль». В марте 1902 года, когда из Севастополя начали требовать вытолкнуть броненосец с завода, выяснилось, что к монтажу башен изготовитель может приступить не ранее середины июня. В связи с этим главный строитель инженер Шотт настаивал на необходимости отложить уход броненосца в Севастополь. Но командованию флота хотелось скорее перегнать «Потёмкин» в Севастополь.

В конце концов, доводы Шотта отклонили, и было решено осуществить переход недостроенного корабля в июне, хотя по первоначальным планам эта операция намечалась на начало весны 1902 года с уже смонтированными башнями. Началась штурмовая подготовка к переходу в главную базу. Наряду с многочисленными достроечными работами – монтажом брони и оборудования – на «Потёмкин» грузили различные материалы для продолжения достройки уже в Севастополе. В помощь рабочим Адмиралтейства были выделен персонал с «Наваля».

Достройка и служба

8 июня 1902 года «Князь Потёмкин-Таврический» поднял военно-морской флаг и вступил в свою первую кампанию. 20 июня в сопровождении учебного корабля «Днестр» и нескольких портовых судов недостроенный броненосец наконец-то покинул Николаевское адмиралтейство. На его борту кроме команды находилось больше количество мастеровых и служащих обоих николаевских судостроительных заводов. 21 июня во второй половине дня корабли прибыли в Севастополь, где новый броненосец встал на бочку.

броненосец потемкин история корабля

25 июня «Потёмкин» перешел в Южную бухту и надолго встал у достроечной стенки Лазаревского адмиралтейства для продолжения работ. Первоначально для них использовались оборудование и материалы, прибывшие на «Потёмкине» из Николаева. Однако эти запасы скоро исчерпались, и для доставки новых компонентов командованию пришлось организовывать регулярные рейсы флотских транспортов в Николаев.

броненосец потемкин история корабля

Эпопея с башнями главного калибра не прекращалась. Морской технический комитет требовал от «Наваля» доставить все станки с 305-мм орудиями на морской артиллерийский полигон под Петербургом для испытательных отстрелов и только потом монтировать их на броненосец. Летом 1903-го все орудия со станками были, наконец, отправлены из Николаева на полигон. Перспектива получения «Потёмкиным» своего главного калибра плавно отодвинулась на 1904 год.

15 октября 1903 года корабль совершил пробный выход в море, а в ноябре состоялись его ходовые испытания. Специальная комиссия признала работу машин в целом удовлетворительной. Утром 20 декабря в носовой нефтяной кочегарке (часть котлов броненосца имела питание жидким топливом) произошел пожар – загорелась нефть. Через несколько часов пожар удалось локализовать, однако часть помещений и конструкций получила значительные повреждения. Из-за этого происшествия комиссия, расследовавшая этот случай, настоятельно советовала в дальнейшем отказаться от нефтяных котлов не только на «Потёмкине», но и на строящихся броненосцах «Евстафий» и «Иоанн Златоуст».

Наступивший 1904 год «Князь Потёмкин-Таврический» встретил продолжающимися достроечными работами и без артиллерии главного калибра. Корабль находился в постройке уже седьмой год. Началась русско-японская война, и Морское министерство потребовало ввести броненосец в строй не позднее 1 января 1905 года.

Кормовая башня главного калибра всё еще находилась в Николаеве, и лишь в сентябре 1904 года комиссия Морского технического комитета признала ее работоспособной. Чуть ранее подобную процедуру провели и с носовой башней, и в декабре 1904 года обе они были установлены на корабле. В башни наконец-то установили 305-мм орудия и накрыли броневыми крышками.

Полностью рабочие завода «Наваль» завершили свою деятельность весной 1905 года, и 28 марта 1905 года поступил доклад о готовности к испытанию стрельбой. Довести «Потёмкин» до боеспособного состояния к 1 января 1905 года не удалось. В течение апреля-мая броненосец проходил различные испытания в море, в том числе и артиллерийские стрельбы. В мае 1905 года корабль окончательно вступил в строй Черноморского флота после почти девяти лет строительства.

Служба «Потёмкина» началась бурно: 14 июня 1905 года, когда броненосец находился в районе Тендровской косы, на нем вспыхнул мятеж. Часть офицеров была убита, остальные арестованы. Абордажная команда с «Потёмкина» захватила находящийся в качестве посыльного при броненосце старый миноносец №267. Официальной причиной восстания долгое время считалась закупленная в Одессе несвежая провизия. Согласно более поздней версии выступление экипажа «Потёмкина» являлось частью плана всеобщего восстания на Черноморском флоте, и в данном случае произошел фальстарт.

броненосец потемкин история корабля

10 дней оба корабля с красными флагами бороздили Черное море, встреча с правительственной эскадрой адмирала Кригера закончилась переходом на сторону восставших броненосца «Георгий Победоносец», который, впрочем, через день вновь перешел под контроль правительства.

Известие о восстании на «Потёмкине» всколыхнуло всю страну, не успевшую отойти от недавнего беспощадного цусимского разгрома. Исчерпав запасы угля и провизии, не имея четкого плана действий, броненосец «Потёмкин» ушел в румынский порт Констанцу, где его команда сошла на берег.

броненосец потемкин история корабля

Вскоре мятежный корабль на буксире броненосца «Синоп» вернулся в Севастополь. В октябре 1905 года его переименовали в «Пантелеймон», а в ноябре того же года разоруженный броненосец принял участие в севастопольском восстании под руководством лейтенанта Шмидта.

броненосец потемкин история корабля

Переклассифицированный в 1907 году в линейный корабль, «Пантелеймон» принял самое активное участие в Первой мировой войне, в том числе в известном бое у мыса Сарыч в ноябре 1914 года.

После февральской революции 1917 года переименован в «Потёмкин-Таврический», а с 11 мая 1917 года – в «Борец за свободу». В 1919 году у находящегося в Севастополе старого линкора иностранные интервенты вывели из строя машины. Восстановление корабля было признано нецелесообразным, и в первой половине 1920-х гг. его постепенно разобрали на металлолом.

броненосец потемкин история корабля

Во время съемок знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» роль восставшего корабля сыграл хоть и более старый, но лучше сохранившийся бывший броненосец «Двенадцать Апостолов». От самого же «Потёмкина» к этому времени остались лишь детали фок-мачты, хранящиеся в нескольких музеях, в том числе в музее Черноморского флота в Севастополе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *