брандер это в истории

Брандер

Полезное

Смотреть что такое «Брандер» в других словарях:

БРАНДЕР — (нем. Brander, от brannen жечь). Военное судно, наполненное горючими веществами, предназначенными для поджигания неприятельских кораблей; ныне судно, служащее для сжигания и затопления входа в порт. 2) запускать брандер (погов.). Говорить что… … Словарь иностранных слов русского языка

БРАНДЕР — (1. Steam fire ship. 2. Fire ship) 1. Суда, предназначенные для закупорки неприятельских баз путем их затопления на входных фарватерах. 2. В парусном флоте судно, наполненное взрывчатыми или горючими веществами, предназначавшееся для взрыва или… … Морской словарь

БРАНДЕР — БРАНДЕР, брандера, муж. (нем. Brander) (мор.). 1. Прежде до появления миноносок судно, нагруженное горючим материалом, зажигаемое и направляемое на неприятельские суда. 2. Теперь судно, затопляемое для заграждения у входа в порт. ❖ Запустить или… … Толковый словарь Ушакова

БРАНДЕР — (нем. Brander) судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое поджигали и пускали по ветру или течению на неприятельские корабли. В 19 сер. 20 вв. брандерами называли старые суда, затоплявшиеся у входа в гавань противника с целью… … Большой Энциклопедический словарь

брандер — сущ., кол во синонимов: 3 • блеф (15) • корабль (101) • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

брандер — судно, загруженное горючими и взрывчатыми веществами, служившее для поджога кораблей противника в эпоху парусного флота. Обычно брандеры подходили на близкое расстояние к противнику и пускались по ветру или течению на его корабли. Команда… … Морской биографический словарь

Брандер — Разгром Непобедимой Армады, картина Филипа Джеймса де Лутербура (1796). На картине показан момент использования брандеров для атаки на корабли Армады. Брандер (нем. Brander) корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми… … Википедия

брандер — а; м. [нем. Brander] Мор. 1. Во времена парусного флота: судно с горючими и взрывчатыми веществами для поджигания неприятельских судов, мостов. 2. Во флоте с 19 в.: судно, затопленное у входа в гавань, бухту для заграждения входа или выхода из… … Энциклопедический словарь

брандер — Запустить или подпустить брандер или (чаще) брандера (разг. фам.) перен. сказать что н., чтобы вызвать ссору … Фразеологический словарь русского языка

Брандер — (нем. Brander) судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, предназначавшееся для сожжения неприятельских кораблей. Б. имели приспособления для сцепления с неприятельскими кораблями. С 17 в. одно из боевых средств. Подожжённые Б … Большая советская энциклопедия

Источник

Корабль-бомба: история «морских камикадзе»

брандер это в истории

брандер это в истории

Брандер — это любое плавсредство, начиненное взрывчатыми или легковоспламеняющимися веществами и предназначенное для уничтожения кораблей противника. В отличие от японских кайтэнов, это «беспилотник»: для атаки корабль направляли в сторону вражеского флота, намертво заклинив штурвал в нужном положении.

Пожалуй, самый известный прецедент, в котором брандеры серьезно повлияли на исход боя, произошел 8 августа 1588 года — это было легендарное Гравелинское сражение, в котором британский флот наголову разгромил считавшуюся непобедимой Великую армаду. Армада была собрана Испанией для вторжения в Британию, но британцы нашли слабое место массивного флота — его неповоротливость и пробелы в организации. В итоге к финальному сражению при Гравелине английские пираты и легкие флотилии порядком «понадкусывали» плавучее чудовище. А в ночь перед битвой Чарльз Говард, герцог Ноттингем, главнокомандующий британского флота, приказал начинить восемь потрепанных в боях кораблей смолой, порохом, соломой и хворостом, поджечь и вслепую отправить в сторону сгрудившихся в кучу испанцев. Физического ущерба брандеры принесли немного, но вызвали страшную панику: чтобы избежать столкновения с пылающими кораблями, испанцы рубили якоря (их просто не успевали поднять) — и на следующий день уже толком не могли сохранять строй из-за невозможности причалить. Кроме того, многие корабли пострадали от столкновений.

Источник

Смертники на все времена

брандер это в истории

Но давайте по порядку.

А по порядку у нас первым был брандер.

С течением лет в качестве брандеров начали использовать пришедшие в негодность корабли, поскольку не жалко. Но суть оставалась прежней. Набили всем, что под руку попадается, подожгли и отправили в сторону противника.

Все просто. Дерево. Основной материал для строительства кораблей с огнем как бы не дружил совершенно. Особенно – просмоленное дерево, обмотанное просмоленными же канатами. Потому как бы не был неэффективен брандер, а их резонно боялись.

А раз брандеров боялись на всех флотах, то был прямой резон их применять! Русские моряки тоже не чурались этого дела, упоминания о применении брандеров в бою при Гангуте (1714 год) имеются, да и граф Орлов-Чесменский с адмиралам Спиридоновым и Эльфистоном в сражении при Чесме в 1770 году брандерами вполне нормально оперировали.

брандер это в истории

Но самое известное применение брандеров в средние века – это, конечно, разгром Великой армады испанцев, шедших устроить британцам нехорошо. Так называемое Гравелинское сражение 8 августа 1588 года, когда испанцам было очень больно и очень обидно.

брандер это в истории

В ночь перед сражением главком британского флота Чарльз Говард, герцог Ноттингемский, приказал сделать и запустить в сторону испанцев восемь старых судов, начиненных всем подряд. Именно «в сторону», то есть на кого бог пошлет. Без прицела и корректировки.

Сами по себе брандеры особого ущерба не причинили, но наделали жуткого переполоху и вызвали панику. Испанцы бросились в ночи рубить якоря, которые именно для такого быстрого снятия крепились канатами, а потом много кораблей в сутолоке нанесли друг другу повреждения именно потому, что невозможно было их поставить на якорь.

В общем, задачу брандеры выполнили на 100%.

Но были и характерные отличия брандера от обычных судов. Вот довольно точное изображение брандера, из которого можно узнать три отличия от обычного корабля.

брандер это в истории

1. Дверь в борту ближе к корме. Предназначалась для эвакуации экипажа.
2. Люк, за которым находился запальный шнур, подрывающий БЧ.
3. Лодка крепилась не канатом, как обычно, а цепью. Цепь не горит.

Скажем так, для средних веков забота об экипаже имела место быть, причем на должном уровне. Экипаж такого брандера разгонял корабль, направлял его на корабль противника, врезался в него, экипаж брандера старался максимально крепко прикрепить свой корабль к вражескому с помощью абордажной оснастки, а пока противник занимался перерезанием и перерубанием снастей, экипаж начинал «рвать когти» именно через ту самую дверь.

Вообще, борьба с брандерами была простой: потопить судно, пока оно не подошло. Либо хитрый вариант: потопить аварийную шлюпку. Это было непросто, цель маленькая, но зачастую результат стоил того: в те времена экипаж запросто мог развернуть брандер, поскольку европейские моряки склонностью к самоубийству не отличались.

18 век принес миру новый класс кораблей – броненосцы. То есть корабли, обшитые броней и не так опасавшиеся снарядов и огня. Появился и новый вид брандеров, не менее странный в плане применения: минные катера.

Придумали этот класс в США во время Гражданской войны. В ночь с 27 на 28 октября 1864 года паровой баркас под командованием лейтенанта Кушинга, вооруженный шестовой миной, атаковал броненосец южан «Албемарл», который стоял на рейде.

брандер это в истории

Команда баркаса разобрала «защитный бон» из бревен, спокойно подплыла к броненосцу и ударила его шестовой миной в подводную часть. В течении нескольких минут «Албемарл» затонул. Баркас, кстати, погиб со всем экипажем, сложно сказать, то ли от взрыва мины, то ли утонул, затянутый водоворотом тонущего броненосца.

Смертники по незнанию, но тем не менее. Прогресс показал, что для эффективной работы нужно эффективно управлять кораблем-носителем. Желательно – до последнего момента.

А идея понравилась. Уже тогда пытались что-то такое изобразить первые подводные лодки, но паровые катера были более дешевыми и доступными средствами доставки мин до противника. Статистика говорит, что за время Гражданской войны флотом Южной Конфедерации было потеряно около 50 кораблей, из них 40 – от мин всех типов, якорных, буксируемых, шестовых.

Следующим шагом стало применение мин Уайтхеда, прообразов современных торпед. Собственно, катер с такой миной немного отличался от катера с шестовой миной, поскольку давал своему экипажу несколько большие шансы на выживание, но, как показали первые применения таких катеров российским офицером и будущим адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, потомки брандеров имели примерно такой же психологический эффект: за пять рейдов минных катеров Макарова был незначительно поврежден броненосец и потоплена канонерская лодка «Интибах» водоизмещением всего 163 тонны.

брандер это в истории

К сожалению, нет точных данных о том, сколько погибло русских моряков. Учитывая, что операции проводились обычно в темное время суток, жертв должно было быть меньше, нежели при атаке днем.

брандер это в истории

Однако именно психологический эффект сказался на и без того не очень активных действиях турецкого флота.

Как только торпеды стали торпедами, а подводные лодки – подводными лодками, конечно, дистанции атак увеличились и о подходе в стиле брандера уже речи быть не могло. Увеличившаяся дальность и скорострельность морских орудий почти поставили крест на этом разделе, если бы не несколько нюансов.

брандер это в истории

Есть что-то общее, не находите?

брандер это в истории

Но остались еще и спецоперации, где от брандеров прошлого было все. Или почти все.

Например, неудавшаяся операция «Люсид», целью которой был срыв так называемой высадки немецких войск в Британии. Это когда закончилась Франция, немцы начали в портах страны шевеление, которое британцы истолковали как начало подготовки к высадке.

Понятно, что британцы всеми силами пытались этому противостоять. Королевские ВВС летали на бомбежку транспортов, которые собирались в Кале и Булони. Однако Люфтваффе моментально объяснило, что поражение в «Битве за Британию» не говорит о том, что Королевские ВВС могут себя спокойно чувствовать в небе Франции.

Тогда был разработан просто шикарный план именно в духе герцога Ноттингемского.

Были взяты три небольших танкера, уже дышащих на ладан: «War Nizam» (1918), «War Nawab» (1919), «Oakfield» (1918).

26 сентября 1940 года все три брандера отправились в свое последнее плавание. «War Nizam» и «War Nawab» отправились в Кале, «Oakfield» — в Булонь.

Увы, но «Oakfield» не то что не дошел до пункта назначения, он фактически развалился по пути в Булонь, не пройдя и трети расстояния. Вторым сошел с дистанции «War Nizam», у которого отказался работать двигатель.

Выполнять задуманное с одним кораблем из трех не показалось хорошей идеей, и брандеры вернулись в порт. В начале октября британское командование попробовало повторить попытку (две), но они тоже сорвались из-за плохой походы. Ну, и из-за жадности британского флотского командования, которое пожалело на операцию корабли, которые смогли бы без приключений дойти до цели.

Зато не могу не вспомнить другую операцию, которая получилась ну просто на загляденье. Речь идет об операции «Колесница», которую провели британские спецподразделения в марте 1942 года.

Об этой операции было написано много, но нас в данном случае интересует тот факт, что сердцем операции был фактически брандер, в который превратили эсминец «Кэмпбелтаун».

брандер это в истории

Британское командование в 1942 году решило уничтожить крупнейший французский док в Сен-Назере, док «Луи Жубер Лок». Чтобы немцы не могли в нем принимать «Тирпитц».

Основной ударной силой операции был переоборудованный эсминец «Кэмпбелтаун». Корабль был облегчен, его водоизмещение сокращено настолько, чтобы он мог спокойно проходить через песчаные отмели в устье Луары. Для этого с него сняли все, что можно было снять: орудия, торпедные аппараты, срезали надстройки и трубы. На верхней палубе было установлено восемь 20-мм зенитных автоматов «Эрликон».

Ранним утром 28 марта 1942 года «Кэмпбелтаун» под шквальным огнем добрался до ворот дока и протаранил их, просто застряв в воротах дока.

брандер это в истории

Пока шли боевые действия, экипаж «Кэмпбелтауна» эвакуировался. Отбив атаку, немцы расслабились. Изучать застрявший в доке «Кэмпбелтаун» отправилась большая группа специалистов Кригсмарине.

брандер это в истории

Спустя почти девять часов, в 10:30, брандер планово взорвался, устроив филиал Апокалипсиса.

Док фактически был выведен из строя, погибли около 250 солдат и офицеров Кригсмарине, так что понесшие большие потери в ходе операции «Колесница» британские коммандос могли считать себя отомщенными.

Похоже на брандер 18 века? Как по мне – так вполне.

Самое забавное в истории катеров МТ то, что они использовались не только итальянцами, но и израильтянами, невесть каким способом получившими несколько этих катеров и применивших их против своих врагов в арабо-израильской войне 1947−1949 гг.

Катера MT принимали участие в нескольких операциях, самой успешной из которых было выведение из строя британского тяжелого крейсера «Йорк» 26 марта 1941 года. В операции принимали участие шесть катеров, которые ночью проникли в гавань и устроили там файер-шоу.

Помимо серьезно поврежденного «Йорка», был уничтожен норвежский танкер «Перикл». Всех шестерых итальянских пилотов взяли в плен, но операция реально удалась.

Впоследствии итальянцы разработали еще два поколения лодок-брандеров: MTM и MTR. Первые применялись, а вторым не повезло: перевозившая их к месту операции субмарина «Амбра» была потоплена.

Четыре переживших войну MTM достались вооруженным силам Израиля, и израильтяне успешно применили три из них во время арабо-израильской войны 1947−1949 годов. В октябре 1948 года с помощью брандеров были потоплены сторожевой корабль «Эмир Фарук» и минный тральщик.

Я умышленно ничего не сказал о торпедах с камикадзе «Кайтен». Просто потому, что весьма спокойно отношусь к этому оружию и считаю, что успехов «Кайтены» не добились. Единственным крупным кораблем, потопленным «Кайтенами», стал танкер «Миссиневе» водоизмещением 25 500 тонн.

Источник

Брандер

брандер это в истории

брандер это в истории

Брандер (нем. Brander ) — корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов. Мог управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота.

Литература

Примечания

Древний ВостокЕгипетская папирусная лодка • Египетский торговый корабль • Финикийское торговое судно • Финикийская биремаДревняя ГрецияГексера • Гоплитагагос • Гиппагагос • Октера • Пентеконтера • Септера • Триаконтера • Триера • ЭннераДревний РимАктуария • Бирема • Децимрема • Квадрирема • Квинкверема • Либурна • Римский торговый корабль • Судно этрусков • Трирема • УниремаСредиземное мореБарбарский корабль • Венецианская каракка • Галеон • Генуэзский торговый корабль • Дромон • Каракка • Каравелла • Неф • ЧайкаСеверная ЕвропаГукор • Драккар • Кнорр • Когг • Ладья • Фламандская каракка • ШнекаБлижний ВостокБум • Гей-бао • Зарука • ДоуНовый СветКаяк • ПирогаДальний ВостокГуари • Китайская джонка • Кобуксон • Японская джонка • Катамаран • ПроаЛиния баталииЛинейный корабль • ФрегатВспомогательныеБомбардирский корабль • Бот • Брандер • Бриг • Гекбот• Гукор • Кеч • Корвет • Куттер • Люгер • Пакетбот • Пинас • Пинк • Прам • Тендер • Шлюп • Шнява • Шхуна • ЯхтаПарусно-гребныеАкат • Баркас • Галеас • Галиот • Галера • Гичка • Кайка • Пинас • Пинк • Скампавея • Шебека • ШхоутТорговые и грузовые судаАак • Багала • Балтийский кеч • Барк • Барка • Баркентина • Бригантина • Билландер • Габара • Йект • Карбас • Коф • Коч • Лихтер • Мокшан • Пинас • Пинк • Полакр • Сайк • Саколева • Самбук • Скафо • Скиф • Скуче • Трабакколо • Тьялк • Фелука • Флейт • Шаланда • Шмак • ШхунаПромысловыеГукер-яхта • Йол • Доггер • Мулета • Тартана • Фиш-гукер • Шаланда • Шхуна

брандер это в истории

брандер это в истории

Полезное

Смотреть что такое «Брандер» в других словарях:

БРАНДЕР — (нем. Brander, от brannen жечь). Военное судно, наполненное горючими веществами, предназначенными для поджигания неприятельских кораблей; ныне судно, служащее для сжигания и затопления входа в порт. 2) запускать брандер (погов.). Говорить что… … Словарь иностранных слов русского языка

БРАНДЕР — (1. Steam fire ship. 2. Fire ship) 1. Суда, предназначенные для закупорки неприятельских баз путем их затопления на входных фарватерах. 2. В парусном флоте судно, наполненное взрывчатыми или горючими веществами, предназначавшееся для взрыва или… … Морской словарь

БРАНДЕР — БРАНДЕР, брандера, муж. (нем. Brander) (мор.). 1. Прежде до появления миноносок судно, нагруженное горючим материалом, зажигаемое и направляемое на неприятельские суда. 2. Теперь судно, затопляемое для заграждения у входа в порт. ❖ Запустить или… … Толковый словарь Ушакова

БРАНДЕР — (нем. Brander) судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое поджигали и пускали по ветру или течению на неприятельские корабли. В 19 сер. 20 вв. брандерами называли старые суда, затоплявшиеся у входа в гавань противника с целью… … Большой Энциклопедический словарь

брандер — сущ., кол во синонимов: 3 • блеф (15) • корабль (101) • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

брандер — судно, загруженное горючими и взрывчатыми веществами, служившее для поджога кораблей противника в эпоху парусного флота. Обычно брандеры подходили на близкое расстояние к противнику и пускались по ветру или течению на его корабли. Команда… … Морской биографический словарь

брандер — а; м. [нем. Brander] Мор. 1. Во времена парусного флота: судно с горючими и взрывчатыми веществами для поджигания неприятельских судов, мостов. 2. Во флоте с 19 в.: судно, затопленное у входа в гавань, бухту для заграждения входа или выхода из… … Энциклопедический словарь

брандер — Запустить или подпустить брандер или (чаще) брандера (разг. фам.) перен. сказать что н., чтобы вызвать ссору … Фразеологический словарь русского языка

Брандер — (нем. Brander) судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, предназначавшееся для сожжения неприятельских кораблей. Б. имели приспособления для сцепления с неприятельскими кораблями. С 17 в. одно из боевых средств. Подожжённые Б … Большая советская энциклопедия

Источник

Тип военного корабля “Брандер”

Корабль “Брандер”

Военным кораблем “Брандер” принято называть плавательное средство, наполненное легко воспламеняемыми или взрывчатыми веществами. Такие сооружения служили средством для уничтожения вражеских галеонов. На них не оставалось экипажа, штурвал просто фиксировался в нужном направление, за счет чего корабль достигал места назначения.

Тактическое применение

Снаряжался Брандер таким образом, чтобы мог загореться неожиданно и снаружи, и внутри. Поверхность палуб покрывалась брезентом или порохом, внутри устанавливались бочки с тем же содержимым. Весь корабль был наполнен зажигательными и взрывными веществами. Загоралось судно с помощью сосисов, уложенных в деке. В конце их располагалась трубка, наполненная медленно горящим составом. Это позволяло экипажу отплыть на безопасное расстояние в шлюпке.

брандер это в истории

Наиболее популярны Брандеры были в противостояние деревянному флоту и при необходимости преодоления защитных ограждений. Со временем военные корабли утратили свое значение, в море стало больше металлических галеонов.

Самым известным случаем, где участвовали Брандеры, является Гравелинское сражение. Оно произошло в 1588 году. Британскому флоту удалось победить считавшуюся ранее неодолимой Великую армаду Испании. Основным недостатком противников являлась их неповоротливость и неорганизованность. Поэтому в ночь перед сражением главнокомандующий британских кораблей приказал начинить наиболее поврежденные в боях судна порохом, смолой и другими быстро воспламеняемыми материалами, поджечь и направить на врагов. Ущерба Брандеры нанесли немного, но внесли сильную панику.

Военные корабли этого типа смогли просуществовать около двух тысяч лет потому, что практически все судна были изготовлены из дерева. В XIX веке галеоны стали делать из железа, что снизило популярность Брандеров. Главной особенность таких кораблей было то, что они сооружались максимально просто и дешево. Единственной их целью было «суицидальное» уничтожение.

брандер это в истории

Конструкция и отличия брандера от простого корабля

Отличиями между Брандером и обычным кораблем являлись двери, предусмотренные для эвакуации экипажа в лодку. Последнюю пришвартовывали не бичевкой, а цепью для большей надежности. Рядом с лодкой в борту имелось отверстие, в котором находился шнур для поджигания.

В некоторых сложных ситуациях в ходе морских сражений Брандером могло стать любое судно. Когда их постройка как отдельного класса прекратилась, любой ненужный корабль использовали в качестве бомбы. С него снимали все ценное, наполняли горючими веществами и отправляли к цели.

брандер это в истории

Противостоять им можно разными способами. Самым элементарным является расстрелять корабль, чтобы он сменил курс или взорвался на достаточном расстоянии от конечной цели В открытом море эффективность Брандеров значительно снижалась, так как маневренные галеоны успевали предотвратить столкновение.

брандер это в истории

Брандеры нового покаления

брандер это в историибрандер это в историибрандер это в историибрандер это в историибрандер это в истории

брандер это в истории

брандер это в истории

брандер это в истории

брандер это в истории

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *