босх художник биография и картины художника
Иероним Босх
Ерун Антонисон ван Акен (более известный как Иероним Босх; около 1450-1516) – нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Относится к числу самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
В биографии Босха есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Иеронима Босха.
Биография Босха
Иероним Босх появился на свет ок. 1450 года в нидерландской провинции Хертогенбосе. Он происходил из семьи потомственных художников. Его дед, Ян ван Акен, и четверо из его 5 сыновей, включая отца Иеронима, Антония, были живописцами.
Биографы Босха предполагают, что Иероним начал обучаться живописи под началом близких родственников. Когда в 1478 г. скончался его отец, он унаследовал от него художественную мастерскую. Через 8 лет художник стал членом религиозной общины «Братство Богоматери», которая особенно почитала Деву Марию.
Живопись
Первые известные полотна Иеронима Босха, носящие сатирический характер, очевидно были созданы в середине 1470-х годов. К примеру, в период 1475-1480 гг. он стал автором таких картин, как «Семь смертных грехов», «Брак в Кане Галилейской», «Фокусник» и «Извлечение камня глупости».
Данные работы вызывают огромный интерес у современников Босха. Любопытно, что испанский монарх Филипп II даже повесил полотно «Семь смертных грехов» в собственной спальне, чтобы глубже поразмышлять над греховными склонностями человека.
К слову, современные искусствоведы пришли к выводу, что живопись Босха наделена куда более глубоким смыслом, чем это может казаться на первый взгляд. Сегодня ученые пытаются дать свою оценку творчеству нидерландца. Одни отзываются о нем как о сюрреалисте 15-го столетия, сравнивая его с Сальвадором Дали.
Другие, наоборот, считают, что искусство Иеронима олицетворяет средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию и черную магию. В 1490-1500 гг. он представил известную картину «Корабль дураков». На ней изображены монахи, поющие песни в окружении простых людей, а судном правит шут.
В 1504 г. Босх получает заказ на триптих «Страшный суд», который является крупнейшим сохранившемся полотном кисти художника (1,64 × 2,47 м). В тот же период биографии он работал над такими не менее знаменитыми триптихами, как «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и «Распятая мученица».
Интересен факт, что Иероним Босх работал в стиле «алла прима». При таком виде техники первые мазки создают на холсте окончательную фактуру. На его работах обычно присутствует много людей и разнообразных символов. Важно отметить, что истинное значение множества символов уже бесповоротно утеряно.
Вместе с этим, немалая часть символов Иеронима связана с алхимией, которой он придавал отрицательные и даже демонические черты. Это отражается в ряде элементов на его полотнах. Например, лягушка, в алхимии отождествляет серу – символ зла и смерти.
Положением на сегодня известно только о 7 произведениях Босха, где есть его подпись. Кроме этого, сейчас мы не знаем подлинных названий работ мастера – известные нам названия взяты из каталогов. Более того, ни одно его полотно не имеет даты. Современные эксперты относят к сохранившемуся наследию нидерландца 25 картин и 8 рисунков.
Иероним Босх изображал на картинах не наружность людей, а их внутреннюю сущность, задействуя для этого разные приемы. Знаменитый писатель Лопе де Вега отзывался о нем, как о «великолепнейшем и неподражаемом художнике», а его произведения называл – «основами морализирующей философии».
Босх часто обращался к религиозной тематике, став автором таких картин, как «Святой Иоанн Креститель в пустыне», «Увенчание терновым венцом», «Блудный сын», «Святые отшельники», «Искушение святого Антония», «Поклонение волхвов» и многие других шедевров.
«Сад земных наслаждений»
Творчество Босха было нетипичным для европейской живописи 15-го столетия. В нем поразительным образом переплелись парадоксальные сюжеты, рожденные богатым воображением живописца.
Современные идеи сюрреализма, сформированные на психоанализе Фрейда, не смогли в полном объеме расшифровать произведения Иеронима Босха. Положением на сегодня, психология способна объяснить причину притягательности его полотен, но не может определить смысл, который они имели в ту эпоху.
Личная жизнь
Когда Босху было около 30 лет он взял в жены Алейт Гойартс ван дер Меервен, которая происходила из зажиточной семьи. Детей у супругов так и не родилось.
Смерть
Иероним Босх умер 9 августа 1516 года. Через несколько месяцев после смерти мужа, Алейт раздала наследникам то немногое, что осталось после него.
Фото Босха
Семь смертных грехов
Босх художник биография и картины художника
Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями.
Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи. До нашего времени сохранились также части триптихов.
После Босха многие художники в живописи создавали полотна на сюжеты его картин(например,“Искушение святого Антония”).
Иероним Босх родился в Нидерландах в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году.
Около 1480 года художник женится на Алейт Гойарт ван дер Меервене. Она происходила из знатной Хертогенсбосской семьи. Благодаря её денежным средствам Босх становится в один ряд с богатейшими людьми своего родного города. После смерти всё состояние Алейт Гойартс перешло мужу. Детей у них не было.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.
Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
Его техника называется «а ля прима». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.
Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
Другие часто встречающиеся символы:
перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.
Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ,
В центральной части триптиха пространство буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.
Центральная сцена — совершение чёрной мессы. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси).
Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.
Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.
Еще одна из наиболее известных картин Босха – это часть триптиха под названием «Корабль дураков». Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.
Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.
В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Питер Брейгель Старший.Семь смертных грехов.
Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.
Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент
Иероним Босх
Биография
Детство и юность
Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.
Портрет Иеронима Босха
Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.
Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.
Гравюра Иеронима Босха
Живопись
Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).
Картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов. » в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.
В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.
Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»
Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.
Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.
Картина Иеронима Босха «Страшный суд»
Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.
Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.
Картина Иеронима Босха «Воз сена»
По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.
Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.
Картина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»
Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.
Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.
Личная жизнь
При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.
Портрет Иеронима Босха
Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.
Смерть
Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.
Памятник Иерониму Босху
В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.
Произведения
Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.
Иероним Босх — великий художник и предшественник сюрреализма
Иероним Босх (Jheronimus Bosch; родился около 1450 — умер 9 августа 1516 гг.), он же Ерун Антонисен ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken) был великим нидерландским художником, который жил и творил в эпоху Северного Возрождения. Иероним Босх стал одним из самых загадочных мастеров живописи еще при жизни, а его картины до сих пор вызывают удивление и восхищение. На Босха, смело объединившего в XV-XVI столетиях в своем творчестве религию, мораль и жесткий гротеск, в прогрессивном XX веке наклеили ярлыки алхимика, сладострастного еретика, авангардиста и даже назвали шизофреником.
Биография Иеронима Босха
Иероним Босх, третий сын потомственного живописца-ремесленника, появился на свет в Хертогенбосе около 1450 года. В семействе ван Акенов рисовали все — дед, четверо его сыновей и внуки. У них была собственная мастерская, и азы рисования юный Босх освоил именно здесь, рядом с дедушкой и отцом. В католической школе Иероним получил глубокие познания в религии, освоил критическое мышление и приучил себя к строгой дисциплине.
Приближенность к сообществу избранных, у которого повсюду были крепкие связи, обеспечила Иеронима Босха прибыльными заказами. Он регулярно проводил подготовку к обрядам и торжественным шествиям Братства, расписывал собор Святого Иоанна, создавал крупноформатные картины. И даже завел богатых и знатных покровителей, среди которых самым именитым был Филип I Красивый, герцог Бургундский и король Кастилии.
Псевдоним «Иероним Босх» живописец взял в 1495 году и создал под ним самые известные свои работы. Творил в технике алла прима — особом виде масляной живописи, предусматривающем нанесение всего одного слоя красок. Смелый и изобретательный, он не испытывал недостатка в средствах и позволял себе творческие эксперименты, наполняя картины многослойными сюжетами и внедряя в них таинственных персонажей.
Его произведения буквально кишат монстрами и демонами, уродцами и ужасающего вида тварями. Иероним Босх с легкостью конструировал причудливых сущностей из подручных средств — отдельные части тел человека соединял с конечностями животного и всякой домашней утварью (бочками, ложками, мисками, кувшинами). И все это располагал на живописных пейзажах в окружении милых зверушек и многочисленных грешников, предающихся соблазнам в кустах и на полянах. Впрочем, он никогда не выходил за рамки приличия, и даже придирчивые моралисты всегда находят в его работах красноречивый посыл — грешить нельзя, наказание неотвратимо.
За использование шифров его называют прародителем сюрреализма. Три зрителя с кардинально противоположным мировоззрением найдут в любой картине Босха удобный для себя смысл. Это потому, что он писал одновременно на нескольких языках живописи. Используя религиозный, расшифровывал библейские притчи, на «алхимическом» — вкладывал тайные смыслы даже в клубнику, а на «народном голландском» доступно интерпретировал пословицы и байки.
Скончался мастер 9 августа 1516 года. Причудливые миры, созданные Босхом, удивляли его современников, и, своей непохожестью на остальных художников, он еще при жизни завоевал славу «продвинутого» живописца. И даже спустя 500 лет после смерти у Босха находятся подражатели, например, Клод Верлинд (Claude Verlinde), представитель французского сюрреализма.
Самые известные картины Иеронима Босха
Картины Иеронима Босха сохранились до наших дней. На его счет записывают 25 полноценных работ и восемь рисунков. Всего лишь семь произведений подписаны мастером. И каждый из представленных шедевров пленяет яркостью и загадочностью:
Произведения Иеронима Босха редко выставляют на аукционах живописи и антиквариата, но поклонники мастера могут недорого купить картины его талантливых подражателей и последователей. Онлайн-платформа Very Important Lot предлагает коллекционерам ознакомиться с работами современных художников, создающих произведения в разных жанрах и техниках. Приобрести картины можно напрямую у авторов.