большой козихинский переулок 31 стр 1 история
Москва
1491 материал по 1 503 объектам, 50 435 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Москве.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Переулки Москвы. Вокруг Патриарших
Эта заметка является частью дневника «Прогулки по Москве»
Как же мне нравилось гулять по переулкам Москвы в любую погоду — хорошую, плохую, лучше, конечно, в хорошую. Выглядят они мило и уютно, как и полагается старинным московским улочкам.
Начала я свою прогулку с Большого и Малого Козихинских переулков. Расположены они в Пресненском районе Центрального округа Москвы.
В границы Москвы эта территория вошла после постройки валов Земляного города в конце XVI века.
До революции эти места называли проще: Козихой. Название взялось от Козьего болота, а жили здесь студенты, порой настолько бедные, что не сохранившиеся дома их проживания обобщенно называли «Ад», хотя иногда и «Чебышами» — по имени владелицы М. Чебышевой. Впрочем, эти места назывались еще «Латинским кварталом», в подражание парижскому студенческому району.
В студенческой песне второй половины XIX века пелось:
«Есть в столице Москве
Один шумный квартал —
Он Козихой Большой прозывается.
От зари до зари,
Лишь зажгут фонари,
Вереницей студенты здесь шляются…»
Со второй половины XIX века здесь строились в основном доходные дома, где были дешевые квартиры. В настоящее время дешёвыми их не назовёшь. Здесь подходит слово антоним — дорогие. Очень!
Начала я свою прогулку с Большого Козихинского переулка.
Другие дома в архитектурном плане вполне типичны для доходных домов начала века.
В этих местах в разное время жили известные деятели культуры — композитор А.Е. Варламов, художники А.К. Саврасов и А.В. Лентулов, писатели М.П. Арцыбашев и А.М. Адамович, актеры А.А. Остужев, М.А. Ульянов и Л.М. Гурченко.
Вот такая прогулка получилась. Фотографировать здесь сложно, переулки узкие, да ещё бесконечный ряд припаркованных машин.
Продолжение следует.
Романюк С. К. Из истории Московских переулков
Высокие дома по Малому Патриаршему переулку обрамляют юго-западную сторону пруда. Из них следует отметить дом № 5 с оригинальными балконными нишами, украшенными росписями (1930-е гг., архитектор В. Н. Владимиров). В нем жил авиаконструктор Н. Н. Поликарпов, которому посвящена мемориальная доска.
Похожая, но значительно более сдержанная обработка фасада, у соседнего дома (№ 13), построенного в 1911 г. архитектором В. А. Величкиным.
Возрождением классических форм в наше время советская архитектура во многом обязана И. В. Жолтовскому, именем которого и был назван этот переулок в 1961 г., возможно, потому, что здесь находилось здание Московского архитектурного общества, организации, объединявшей многих архитекторов нашего города. Проект этого здания был заказан Д. С. Маркову, и оно было построено в 1916 г.
Ранее Большой Козихинский переулок выходил к Садовому кольцу между домами №21 и23 на Ермолаевском переулке. Теперь же он выходит под аркой новых зданий напротив. В просторечии этот переулок, как и всю местность вокруг, называли Козихой. Произошло название переулка от Патриаршей слободы на Козьем болоте. В прошлом веке Козиха была своеобразным московским «Латинским кварталом», излюбленным местом поселения студентов, сложивших об этих местах шутливую песню:
Есть в широкой Москве
Один шумный квартал,
Что Козихой большой
Называется.
От зари до зари,
Лишь зажгут фонари
Вереницей студенты
Шатаются.
С 1959 по 1992 г. Большой Козихинский переулок назывался улицей Остужева, в честь выдающегося актера Малого театра, жившего в доме № 12 в продолжение почти 50 лет, с 1904 г. до самой кончины. В несохранившемся доме на этом месте в 1822 г. родился поэт и критик А. А. Григорьев.
Баннерная сеть «Исторические сайты»
В зоне риска: жилой дом в Большом Козихинском переулке The Village продолжает серию материалов о московских исторических домах в зоне риска. В одиннадцатом выпуске — жилой дом в Большом Козихинском переулке.
Название: жилой дом конца XIX века
Адрес: Большой Козихинский переулок, 25
Что находится: полуразрушенный жилой дом
Что планируется: семиэтажный жилой дом
Небольшой двухэтажный особняк XIX века в Большом Козихинском переулке был расселен в конце 80-х, после этого в кирпичном здании находилась дворницкая. Дом не был памятником, но находился в охранной зоне, а также признавался ценным объектом в исторически сложившемся ландшафте.
В течение всего июля жители соседних домов устраивали дежурство около дома на Козихинском, чтобы привлечь внимание прессы к проблеме разрушения здания. На его месте товарищество собственников жилья «ВЕКТОР» собиралось построить жилой дом в семь этажей с подземной парковкой. Предварительно здание вывели из жилого фонда с прилегающей территорией. 16 июля половину двухэтажного дома в охранной зоне снесли под прикрытием сотрудников охранного предприятия. Вторая попытка сноса произошла 27 июля — активистам удалось отстоять оставшуюся часть здания. Группа дежурит у его стен до сих пор.
Текст книги «Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты»
Автор книги: Сергей Романюк
Жанры:
Культурология
История
Текущая страница: 48 (всего у книги 61 страниц) [доступный отрывок для чтения: 22 страниц]
Позднее этот участок перешел в военное ведомство – тут сначала находился 3-й кадетский корпус, а потом штаб гренадерского корпуса, от которого сохранилось здание солдатских казарм (№ 3).
Высокие дома по соседству были построены в 1905 г. – № 6 (архитектор О.Г. Пиотрович), и в 1910 г. – № 2 и 4 (архитектор А.Н. Кардо-Сысоев), № 10 (архитектор Э.К. Нирнзее). В доме № 10 в 1930-х гг. жил патологоанатом А.И. Абрикосов. В ряду этих домов появился новый (№ 8, 1982 г.), выгодно отличающийся от своих современных собратьев нестандартным обликом. Его авторы – Ю. Соколов, Ю. Милаев, Л. Подрезкова – внимательно отнеслись к непростой задаче сопряжения новой и старой застройки, решив его фасад в формах, напоминающих те, которые применялись в начале прошлого века.
Может быть, самое заметное здание из окружающих пруд – это дом (№ 9), о котором известный архитектор Ф.А. Новиков сказал, что это и есть «проявление ложной монументальности, подлинного мещанства в архитектуре». Он издалека выделяется не в меру крупными колоннами и львами, в прошлом столетии украшавшими чуть ли не каждую усадьбу, дворянскую или ту, которая хотела ею казаться. Однако этот дом построен не в XIX в., а в 1944–1945 гг. (архитекторы М.М. Дзисько и Н.И. Гайгаров) для генералов. Квартиры там состояли из такого набора комнат: передняя, холл, гостиная, кабинет, туалетная, коридор, детская, спальня, столовая, передняя перед кухней, комната домработницы, кухня, кладовая, уборная.
Похожая, но значительно более сдержанная обработка фасада у соседнего дома (№ 13), построенного в 1911 г. архитектором В.А. Величкиным.
Еще одна постройка, к которой так же вполне можно приложить слова Новикова, – большой жилой дом на углу Малой Бронной, получивший претенциозное название «Патриарх», произведение архитекторов С. Ткаченко, О. Дубровский и др. (2002 г.), «снесших» дом-яйцо на улице Машкова. По количеству отрицательных отзывов дом, вероятно, занимает первое место в Москве. Как писал архитектурный критик, «это здание открытое и бескорыстное выражение вкуса „нового русского” – богатый, декоративный, помпезный „китч”». Дом «выглядит шедевром кондитерского искусства. Гордым и величественным бисквитным тортом с орехами, который несли, но не донесли и немного помяли. Сверху его припекло летнее солнце, и он отчасти потерял форму, и белым кремом пилястр стекает понемногу на мостовую». Самое плохое во всем этом разгуле плохого вкуса – это нежелание считаться со спокойным и уютным характером редчайшего московского уголка.
Возрождением классических форм в наше время советская архитектура во многом обязана И.В. Жолтовскому, именем которого был назван Ермолаевский переулокв 1961 г., возможно, потому, что здесь находилось здание Московского архитектурного общества (№ 17), организации, объединявшей многих архитекторов нашего города. Проект этого здания был заказан архитектору Д.С. Маркову, и оно было построено в 1916 г.
Исконное название переулка произошло от церкви св. Ермолая, «что на Козьем болоте», находившейся на месте небольшого бульвара между домами № 21 и 23, выстроенными в 1950-х гг. Церковь стояла в патриаршей слободе, а ее придел был освящен в начале XVII в. патриархом Гермогеном в честь святого Ермолая – ведь патриарха в миру звали Ермолаем. В 1682 г. построили каменное здание, которое позднее много раз перестраивалось, – так, в 1836 г. возвели новую высокую колокольню, а через четыре года обширную трапезную. Новые строения обрамлены доходными домами, появившимися в начале ХХ в., – № 19 (1910 г., архитектор О.Г. Пиотрович), № 25 (1909 г., архитектор Э.К. Нирнзее) с оригинальными ограждениями балконов (в нем в 1910-х гг. жил художник И.И. Нивинский) и № 27 (1908 г., архитектор О.Г. Пиотрович).
За поворотом улицы – небольшой особняк (№ 28), построенный для себя архитектором Ф.О. Шехтелем. Над входом на золотистом мозаичном фоне выложены цифры «96» (дата строительства особняка) и латинские буквы N и S (инициалы Натальи Шехтель, супруги архитектора). Особняк составлен как бы из нескольких объемов и островерхими завершениями напоминает образ средневековой крепости-замка. Теперь тут посольство Уругвая.
Александр Алексеевич Остужев
Ранее Большой Козихинский переулоквыходил к Садовому кольцу между домами № 21 и 23 на Ермолаевском переулке. Теперь же он проходит под аркой новых зданий напротив. В просторечии этот переулок, как и всю местность вокруг, называли Козихой. Произошло название переулка от Патриаршей слободы на Козьем болоте. В прошлом веке Козиха была своеобразным московским «Латинским кварталом», излюбленным местом поселения студентов, сложивших об этих местах шутливую песню:
Есть в широкой Москве
Один шумный квартал,
Что Козихой большой
Называется.
От зари до зари,
Лишь зажгут фонари,
Вереницей студенты
Шатаются…
С 1959 по 1992 г. Большой Козихинский переулок назывался улицей Остужева, в честь выдающегося актера Малого театра, жившего в доме № 12/2 почти 50 лет, с 1904 г. до самой кончины в 1953 г. Остужев был его актерским псевдонимом, взятым взамен фамилии Пожаров, которая вызывала определенные ассоциации при вызовах его публикой. Актер романтико-героического амплуа, он создал великолепные образы Отелло, Карла Моора, Незнамова и был любимцем публики. Еще молодым, в расцвете сил и дарования он в два дня оглох, но сумел не предаться отчаянию и продолжал играть еще много лет. «Он не бросил сцены, – вспоминала актриса Е.Д. Турчанинова. – Он не искал снисхождения. Он работал, запоминая наизусть роли своих партнеров, ловя реплики по губам партнеров во время спектаклей, и, не слыша себя, умел соразмерять звук своего пленительного голоса. Зритель, зачарованный талантом Остужева, и не думал о том, какой героический подвиг происходит у него на глазах, когда глухой актер потрясает его своей игрой». Он жил одиноким, без семьи, без прислуги, в коммунальной квартире, занимая две небольшие комнаты. Одна комната напоминала слесарную мастерскую: в ней стоял верстак и находилось множество инструментов. Он увлекался слесарным делом, и ему несли на починку вещи со всей округи. Вторая же комната, если судить по вещам, принадлежала фотографу, охотнику и актеру.
Аполлон Александрович Григорьев
Как установил исследователь московской литературной старины Г.А. Федоров, во флигеле несохранившегося деревянного дома, стоявшего на этом месте и принадлежавшего его крестной Анне, вдове мещанина Венедикта Щеколдина, 16 января 1822 г. родился будущий известный критик и поэт А.А. Григорьев. Семья его прожила здесь совсем недолго, уже после рождения младшего брата (умершего в декабре 1823 г.) она переехала неподалеку, в дом Козина в Малом Палашевском переулке.
Переулок начинается новыми зданиями – девятиэтажной жилой башней (№ 1/9) и продовольственным магазином. За башней ранее находилось несколько домов (№ 3, 3а и 5), которые в 1880—1890-х гг. выразительно назывались «Ад», где были квартиры беднейших студентов, живших на грани полной нищеты. Эти дома назывались еще «Чебышевской крепостью» или «Чебышами», по фамилии их владелицы вдовы поручика Марьи Чебышевой.
Напротив, в доме № 4 (1902 г., архитектор В.И. Мясников; он и жил в этом доме), в 1920-х гг. была квартира биохимика А.И. Опарина, выступившего тогда с новой теорией происхождения жизни на земле. За домами № 6 (1906 г., архитектор И.Г. Кондратенко) и № 8 (1906 г., архитектор О.Г. Пиотрович) в доме № 10 в 1920—1930-х гг. жил драматург В.В. Шкваркин, автор весьма популярных в 1930—1940-х гг. пьес «Простая девушка», «Чужой ребенок» и др. Это здание, построенное в 1902 г. по проекту Г.Н. Иванова, выделяется оригинальным декором – весь он покрыт лепным растительным узором и украшен масками, а над окнами второго этажа помещены скульптуры изогнувшейся рыси. В нем находилась редакция журнала «Рампа и жизнь». Дом имеет давние революционные традиции – здесь помещалась нелегальная студенческая библиотека, связанная с народовольческим движением.
За Малым Козихинским переулком Большой Козихинский превратился, по сути дела, во внутриквартальный проезд. В доме № 23 (1912 г., архитектор Н.П. Хорошкевич) в 1930-х гг. была квартира историка К.В. Базилевича, в доме № 27 (1911 г., инженер В.И. Рубанов) в 1910–1943 гг. жил художник А.В. Лентулов, в творчестве которого Москва занимала большое место, в 1974–1981 гг. – кинорежиссер М.С. Донской. В несохранившихся домах № 24 в 1861 г. квартировал художник А.К. Саврасов, в доме № 25 в 1841 г. – композитор А.Е. Варламов, а в доме № 30 в конце 1850-х гг. – зоолог и антрополог А.П. Богданов.
Малый Козихинский переулокначинается от Малой Бронной улицы небольшим трехэтажным домом (№ 1), построенным по проекту Г.К. Олтаржевского в 1927 г. для кооператива «Квартирохозяин». В нем долгие годы прожил артист и библиофил Н.П. Смирнов-Сокольский, собравший одну из лучших в СССР частных коллекций книг, в которой насчитывалось около 20 тысяч экземпляров. Он не только собирал книги, он и писал о них. Были изданы каталоги коллекции, и большой популярностью пользовались его «Рассказы о книгах». Напротив располагается здание, выделяющееся белой отделкой на фоне обнаженного красного кирпича. Это было целое направление в архитектуре тех лет (здание выстроено в 1887 г., архитектор А. Захаров), ратовавшее за сохранение естественного цвета и фактуры кирпича. Контрастом к нему может служить соседний дом (№ 4, 1904 г., архитектор С.С. Шуцман), с его сдержанной цветовой гаммой отделки фасада. За Большим Козихинским переулком обращает внимание дом № 12, построенный в 1914 г. по проекту В.Д. Глазова. В нем была квартира адвоката В.Е. Коморского, у которого часто бывал М.А. Булгаков. Здесь в начале 1920-х гг. собирался своего рода литературный клуб, бывали Ю. Олеша, И. Ильф, В. Катаев, здесь в мае 1923 г. московские литераторы встречали приехавшего из Берлина А.Н. Толстого.
В несохранившихся домах в этом переулке жили в 1860-х гг. математик и ботаник В.Я. Цингер (№ 6) и в 1880-х гг. геолог А.П. Павлов (№ 9). На месте, где сейчас четырехэтажный дом № 11, находилась усадьба действительного тайного советника А.В. Алябьева, отца композитора. Возможно, что первый этаж этого дома остался от алябьевской усадьбы начала XIX в.; второй и третий этажи появились в 1885 г., а четвертый – в 1905 г.
Богословский переулоксохранил свое старинное имя, полученное от церкви Иоанна Богослова, здание которой стоит в его начале, у Тверского бульвара. Скромная приходская церковь была построена в Бронной слободе, поселении мастеров-оружейников в 1652 г. (северо-западный придел ее относится к 1694 г., а колокольня – к середине XVIII в.). Прихожане и причт этой церкви в конце 1667 г. просили великих патриархов позволить им учредить славяно-греко-латинский «гимнасион», в котором должны были обучаться грамматике, языкам и «радоваться о свободе взыскания и свободных учений мудрости». Судьба ее неизвестна, но похоже, что ее так и не открыли. В приходе этой церкви находился дом, где родились в 1812 г. Александр Герцен и пять лет спустя Наталья Захарьина, его будущая жена. Оба они вспоминали потом во время ссылки Герцена, что и его и ее крестили в церкви Иоанна Богослова. В этой же церкви 22 января 1822 г. происходило крещение и младенца Аполлона Григорьева, семья которого жила в приходе этой церкви в доме № 2/12 по Большому Патриаршему переулку.
Богословскую церковь закрыли, «учитывая ходатайство Московского камерного театра» в 1933 г., и с тех пор она медленно разрушалась под руководством театральных деятелей, использовавших ее для мастерских. Только героические усилия реставраторов поддерживали ее. В 1992 г. в нее наконец пришли настоящие хозяева, и древняя церковь теперь возрождена. Напротив нее, в доме № 3, перестроенном в 1954 г. из здания 1914 г. (архитектор С.М. Умнов), жили популярные артисты В.О. Топорков и Ф.Г. Раневская.
В приходе той же Богословской церкви в течение многих лет числился дом (№ 7), принадлежавший знаменитому танцмейстеру Петру Иогелю, учившему танцам московских юношей и девушек в продолжение чуть ли не полвека. Четыре поколения москвичей обучались у него, и на его балах встречались прабабушки и правнучки – ученицы Иогеля. На одном из таких балов, предположительно в Колонном зале Благородного собрания, Пушкин в 1826 или 1827 г. впервые увидел Натали Гончарову. Сейчас на месте дома Иогеля выстроены невысокие жилые дома, занявшие почти всю нечетную сторону Богословского переулка и хорошо вписавшиеся в старую историческую застройку. Это работа архитектора А. Локтева и О. Писковой. В доме № 10 в 1898 г. жил артист А.А. Остужев.
Богословский переулок выводит к Большому Палашевскому переулку. Его название, вероятнее всего, произошло от живших тут мастеров-оружейников, выделывавших палаши – прямые и широкие обоюдоострые сабли. Это предположение подтверждается тем, что рядом, в районе Большой и Малой Бронных улиц, находилась слобода оружейников, изготовлявших броню. Другое объяснение этого названия – здесь якобы жили палачи, основанное на чтении одного из древних документов, где эта местность называлась Старые палачи, – значительно менее вероятно, трудно предположить, что в Москве было целое поселение людей этой «специальности».
В 1927 г. переулку дали имя Южинский после кончины народного артиста республики А.И. Южина-Сумбатова, художественного руководителя и директора Малого театра. С 1892 г. в продолжение 35 лет Южин прожил в доме № 5/1, возведенном в 1882 г. Его квартира находилась на втором этаже, а кабинет – в угловой комнате с эркером. Осенью 1890 г. в этом доме поселился В.И. Суриков, проживший здесь недолго, до весны следующего года.
Другой корифей Малого театра, А.П. Ленский, также жил в Большом Палашевском переулке – в несохранившемся доме № 3 с 1894 г. до самой кончины в 1908 г. Любопытно, что этот переулок был свидетелем детских и юношеских лет актера – Ленский (настоящая фамилия его Вервициотти – он был сыном князя П.И. Гагарина и певицы Ольги Вервициотти) в то время жил в семье актера Малого театра К.Н. Полтавцева (№ 13–15). В современном жилом доме № 3 были квартиры известных актрис Фаины Раневской (с 1973 по 1984 г.) и Елены Фадеевой (с 1973 по 1999 г.).
Александр Иванович Южин-Сумбатов
В угловом с Большим Козихинским переулком доме № 2/12 в продолжение долгого времени жил известный библиограф Б.С. Боднарский, издававший журнал «Библиографические известия», редакция которого была также в этом здании. Другой угловой дом, но с Богословским переулком (№ 6/12), построенный в 1897 г. архитектором И.В. Михайловским, памятен тем, что в 1898–1902 гг. в нем квартировал композитор А.Т. Гречанинов.
За домом № 10 (1893 г., архитектор Н.Д. Бутусов) еще один памятник, связанный с революционным прошлым города: в доме № 12, построенном в 1904 г. архитектором А.А. Никифоровым, в декабре 1905 г. проходили заседания конференции железнодорожников, постановивших начать всероссийскую забастовку на железных дорогах. Последний дом по переулку, № 14/7, выстроен в 1910 г. архитектором А.Н. Кардо-Сысоевым на территории усадьбы князя П.Н. Волконского, в центре которой стояло деревянное здание, и, как было отмечено на плане начала XIX в., там находился «музей древнейших экипажей».
От Большого Палашевского к северу отходит Трехпрудный переулок, иногда еще называвшийся Трехпрудковским или просто Три прудка. В начале его, с правой стороны, – невидные здания (№ 2), находящиеся на участке, принадлежавшем очень яркому и своеобразному архитектору С.М. Гончарову. Тут жила его дочь художница Наталья Гончарова и ее муж – художник Михаил Ларионов. Здесь же собирались художники, бывали С. Дягилев, А. Лентулов, И. Машков, П. Кончаловский и др. Тут же, по сведениям справочника «Вся Москва» за 1917 г., был и трактир некой Ананьевой.
Этот переулок – одно из памятных литературных мест Москвы, связанное с биографией Марины Цветаевой. Она родилась в доме (№ 8), построенном к 1838 г. и перешедшем к ее отцу И.В. Цветаеву как приданое его первой жены, дочери историка Д.И. Иловайского. Сам Цветаев, известный искусствовед, основатель Музея изобразительных искусств, прожил здесь до кончины в 1913 г. Дочь его, Анастасия Цветаева, так описывала этот дом: «С улицы, одноэтажный, деревянный, крашенный – сколько помню его, с 1897 года – коричневой краской, с семью высокими окнами, воротами, над которыми склонялся разлатый серебристый тополь, и калиткой с кольцом; нажав его, входили в намощенный, летом зеленый двор, мостки вели к полосатому, красному с белым парадному, – над ним шли антресоли».
Во время Первой мировой войны дом передали под лазарет, а в 1926 г. на его месте началось строительство жилого дома для кооператива «Творчество» по проекту М.Е. Приемышева, который в 1948 г. был надстроен, а фасад по новой тогда моде «обогащен» декоративными деталями (архитектор Д.Д. Булгаков). Как пророчески писала Марина Цветаева:
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды
Грузные, в шесть этажей..
В этом доме жила певица, весьма популярная до войны, – Изабелла Юрьева, исполнявшая романсы и душещипательные песни.
Между однотипными домами № 4 и 8 проходит отрезок Малого Козихинского переулка, где стоит жилой дом № 6, числящийся по Трехпрудному. В этом доме жил последние годы разведчик Ким Филби, скончавшийся в 1988 г.
Напротив, на левой стороне, выделяется фасад дома № 9, выстроенного в 1900 г. архитектором Ф.О. Шехтелем для типографии, или, как она тогда называлась, скоропечатни А.А. Левенсона, одной из лучших русских типографий (в ней была напечатана первая книга М.И. Цветаевой). Рабочие ее бастовали осенью 1905 г., а в 1917 г. в этом здании помещалась редакция газеты московского комитета большевиков «Социал-демократ».
В этом переулке много строил один и тот же архитектор – Э.К. Нирнзее, автор самого высокого дома в дореволюционной Москве в Большом Гнездниковском переулке. Здесь им построены жилые здания под № 11 и 13 (1912–1913 гг.), а также собственный дом № 5/1 (1911 г.), на котором укреплена мемориальная доска в честь ученого-строителя, исследователя и создателя различных бетонов Б.Г. Скрамтаева; тут жили артист С.В. Айдаров, художник М.В. Куприянов.
От Большого Палашевского переулка отходит и короткий Сытинский переулок, возникший во второй половине XVIII в. На углу его с Большой Бронной улицей (№ 3/25) – строение, показанное еще на плане 1825 г., обстроенное в 1879 г. с обеих сторон каменными зданиями. В 1825 г. тут жил друг Грибоедова С.Н. Бегичев, а в 1880-х гг. – историк, этнограф, социолог М.М. Ковалевский. Рядом находится архитектурный памятник – деревянный дом (№ 5), переживший опустошительный московский пожар 1812 г.
Церковь Рождества в Палашах
Он выстроен в 1804 г. на большом участке (современные № 3 и 5) бригадира Андрея Сытина, по фамилии которого и называются Сытинские переулок и тупик, который вел к небольшому Палашевскому рынку. Разрешение на строительство дома выдала Московская контора строений в апреле 1804 г., и за строительный летний сезон он и был возведен. На каменном основании еще XVII в. построили сруб, облицованный досками, высокие восьмистекольные окна обрамлены скромными наличниками, а над ними помещены лепные барельефы, центр здания выделен широко расставленными колоннами и портиком с полуциркульным окном. Ранее по сторонам дома, как водилось тогда, стояли два небольших флигеля. Остался лишь левый, значительно искаженный переделками, а правый заменен жилым домом (1903 г., архитектор А.Н. Соколов).
Другая, правая сторона Сытинского переулка отмечена домом № 4/27, построенным в 1902 г. (архитектор Л. Херсонский), и домом № 8/2, в котором до переезда в Фурманный переулок жил художник А.М. Васнецов (архитектор В.Ф. Жигардлович). Этот дом открывает собой короткий Малый Палашевский переулок, выходящий под аркой на Тверскую. В переулке до 1935 г. находилась (на месте дома № 3) Рождественская, «что в Старых Палашах», церковь, давшая название этому и соседнему переулкам. Первоначально она была выстроена в 1573 г., каменное здание – в 1692 г., существенно переделывалась в XVII в. По ветхости трапезную разобрали и в 1836 г. выстроили заново. В ней в 1912 г. происходило бракосочетание Сергея Эфрона и Марины Цветаевой.
В мае 1935 г. Моссовет постановил церковь закрыть «для помещения там спецлаборатории Военно-воздушной академии им. Жуковского», но в конце концов храм все-таки решили сломать, что и начали в том же 1935 г., а закончили в 1937 г.
В приходе Рождественской церкви находился дом купца Игнатия Ивановича Козина (Малый Палашевский переулок, 6), где провел несколько детских лет будущий известный критик и поэт Аполлон Григорьев. Жизнь в этом доме представлялась ему «залитою каким-то светом». «В лета младости, – вспоминал Григорьев, – я с сердечным трепетом проходил всегда мимо этого дома Козина у Тверских ворот…» и «нередко под предлогом искания квартиры захаживал на этот двор, стараясь припомнить уголки, где игрывал я в младенчестве». Дом детства А.А. Григорьева не сохранился, на его месте сыном публициста М.Н. Каткова в 1889 г. было построено двухэтажное здание, где в нижнем этаже помещались номерные, а в верхнем семейные и мужские дворянские Тверские бани. В старом доме в 1850-х гг. квартировали артисты И.В. Самарин и К.Н. Полтавцев, у которого в 1852 г. останавливался Н.Х. Рыбаков.
Отреставрирован жилой дом (№ 7) начала XVIII в., надстроенный в конце этого столетия вторым этажом, и тогда же фасад был оформлен в стиле позднего классицизма. Его древнюю часть можно увидеть с левой стороны здания. В доме, по свидетельству поэта И.А. Белоусова, в 1880-х гг. находилась «овощная торговля» поэта А.Е. Разоренова, а в 1920-х гг. размещался Союз литовских пролетарских писателей имени Ю. Янониса. Самый новый дом (№ 4) в переулке – выстроенный для кооператива «Восток» архитектором К.А. Дулиным в 1926 г. В нем жил известный в 1920—1930-х гг. литературный критик Леопольд Авербах. Он окончил пять классов гимназии, стал комсомольцем, выбился в критики. Неуч неутомимо преследовал писателей и руководил РАПП (Российской ассоциацией пролетарских писателей), успел подчинить себе всю литературу, все издательства. Все эти «подвиги» сходили ему с рук: ведь дядя его был первый председатель Центрального исполнительного комитета Я.М. Свердлов, тесть – соратник Ленина, управделами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич, а сестра замужем за всесильным шефом НКВД Ягодой. Но после его падения Авербаха арестовали и расстреляли в августе 1937 г.
Глазная больница. 1832 г.
Параллельно Малому Палашевскому северо-западнее проходит Мамоновский переулок, названный по фамилии владельца большой усадьбы на левой стороне переулка сенатора, президента Вотчинной коллегии М.В. Дмитриева-Мамонова. Главный дом усадьбы выходил на Тверскую, а сад тянулся до Трехпрудного переулка. Сенатор приобрел ее 13 мая 1787 г. у надворного советника Д.И. Нарышкина. За 20 лет до этого был сделан первый сохранившийся план этой усадьбы, где по Тверской улице у купца первой гильдии Л. Симонова стояли двухэтажные каменные палаты в виде буквы «П». В 1778 г. они надстраиваются Д.И. Нарышкиным еще одним этажом, а спереди к ним пристраивается трехэтажный объем с закругленными углами.
Опекуны Дмитриева-Мамонова продали этот дом глазной больнице, или Отдельному заведению для пользования страждущих глазными болезнями, которая обосновалась в нем с 1830 г. По ее уставу, больница должна была «безденежно подавать помощь бедным людям, страждущим глазными болезнями, и снабжать их, без всякой платы, потребными лекарствами. Некоторые из таковых, болезнь которых требует особенного присмотра и пользования, могут быть содержимы и в самом заведении, пользуются от онаго безденежно лечением, квартирою, пищею и приличною для больного одеждою и услугою».
В 1880-х гг. низкие одноэтажные боковые крылья надстраивают вторым этажом и переделывают фасад, а в 1940 г. производится уникальная операция – старинное здание весом 13 300 тонн и объемом 23 400 кубических метров поворачивается на 90 градусов и передвигается вниз по склону на новое место по Мамоновскому переулку. Так как новое место было ниже старого почти на 4 метра, то были построены фундамент и первый этаж, на которые «надвинули» передвигаемое здание, и, таким образом, оно стало из трехэтажного четырехэтажным. В конце 1960-х гг. боковые крылья сделали одинаковой высоты к основным зданиям, и только к этому времени строение приобрело современный вид.
К 1850-м гг. большая мамоновская усадьба разделилась. Так, небольшой участок на самом углу с Трехпрудным переулком, где сейчас зеленая лужайка, стал принадлежать Прову Михайловичу Садовскому, основателю целой актерской династии, в течение более 100 лет тесно связанной с московским Малым театром.
«Особнячок был типично московский – одноэтажный, выходящий на улицу, куда выходили зала и кабинет, и двухэтажный – во двор. Сколько веселья, смеха, сколько разговоров о будущем служении театру и светлых мечтаний слышали эти комнаты», – писала артистка Малого театра Н.А. Смирнова, вспоминая посещения театральной молодежью дома Садовских. Визиты более солидных гостей были редки, и они не всегда обходились благополучно. Как-то Садовского посетил личный адъютант царя: к ужасу хозяина, генерал оступился на тесной маленькой лестнице, и слуга Садовского, падая вместе с ним, кричал на весь дом: «Ваше превосходительство, извольте падать на меня!»
Сын Прова Михайловича, выдающийся артист Малого театра М.П. Садовский, построил здесь новый каменный дом после того, как деревянный домик отца сгорел дотла. Проект нового дома сделал в 1883 г. один из известных московских архитекторов Д.Н. Чичагов. В этом не дошедшем до нашего времени доме жила до кончины в 1919 г. жена М.П. Садовского Ольга Осиповна, «архигениальная артистка», по отзыву Ф.И. Шаляпина. В своем обветшалом, холодном, нетопленом домике она скончалась от воспаления легких. «Я очень ее берег, – писал А.И. Южин в декабре 1919 г., – играла она, когда хотела и что хотела. Она очень слабела, несколько раз болела воспалением легких, последнее и свело ее в могилу».
На части той же мамоновской усадьбы в XIX в. появились два особняка – в 1904 г. № 3 для московского купца Г.И. Корякина (архитектор М.Е. Приемышев) и в 1901 г. № 5 для присяжного поверенного С.И. Куренкова (архитектор А.В. Иванов).
Дома на правой стороне переулка также связаны с театральными воспоминаниями. На месте здания (№ 2), четыре этажа которого построены в 1910 г. (архитектор В.И. Дзевульский), находился дом, в котором в 1858–1861 гг. жила артистка Л.И. Никулина-Косицкая. Проекты следующих двух зданий (№ 4, 1906 г. и № 6, 1911 г.) принадлежат одному и тому же архитектору – Г.К. Олтаржевскому, выполнившему их в совершенно разных манерах. В доме № 6 были квартиры многих известных деятелей театра – М.М. Блюменталь-Тамариной, В.В. Барсовой, Н.Е. Эфроса.
Рядом – театр «юного зрителя», в помещении которого до революции находился Современный (или Мамоновский) театр миниатюр, в советское время – 1-й Государственный детский показательный театр, а позднее кинотеатры «МЭТ» (молодой экспериментальный театр) и «Сатурн».
В 1913 г. тут было кафе «Розовый фонарь», где в октябре того же года выступил молодой Маяковский и бросил в лица завсегдатаев свое «Нате»:
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
Маяковский пишет в автобиографии, что «Розовый фонарь» закрыли после чтения этого стихотворения.
Рядом – одноэтажный особнячок, последним владельцем которого был владелец известной в Москве скульптурной и строительно-отделочной мастерской Михаил Дмитриевич Кутырин. Он сотрудничал с известными архитекторами Шехтелем, Залесским, Фрейденбергом, исполнял заказы для храма Христа Спасителя, парадной лестницы особняка Рябушинского на Малой Никитской. Его фамилия сохранилась на стене здания по Ильинке (№ 8), на, вероятно, единственной такого рода доске в Москве.
На углу с Тверской – неказистый, похожий более на заводскую казарму, жилой дом 1890 г. (№ 10–12, архитектор М.А. Арсеньев). На его месте в 1880-х гг. находились меблированные комнаты «Англия», где жили художники Исаак Левитан и Алексей Степанов. О встречах с ними там вспоминал художник М.В. Нестеров: «Там часто мы виделись с ним; там в те дни жил, еще холостяком, наш общий любимец Алексей Степанович Степанов, Степочка, как все его звали, лучший после Серова анималист. Помню я зимнюю ночь, большой, как бы приплюснутый номер в три окна на улицу – с неизбежной перегородкой. Тускло горит лампа, два-три мольберта с начатыми картинами, от них ползут тени по стенам, громоздятся к потолку. За перегородкой изредка тихо стонет больной. Час поздний. Заходят проведать больного приятели. Они по очереди дежурят у него. Как-то в такой поздний час зашел проведать Левитана молодой, только что кончивший курс врач, похожий на Антона Рубинштейна. Врач этот был Антон Павлович Чехов». Он назвал жизнь Левитана в номерах «Англии» «английским периодом». Друзья художника охотно подхватили эту шутку.
Дом М.Д. Кутырина. Мамоновский переулок, 8
В этих же комнатах жил в первое время после приезда в Москву будущий знаменитый репортер Владимир Гиляровский.
Благовещенский переулокназывается по церкви Благовещения XVIII в., стоявшей на углу этого переулка и Тверской, там, где сейчас небольшая площадка у дома № 25. По книгам Патриаршего приказа она значится в 1635 г. Строительство каменного здания церкви длилось довольно долго – начали в 1660 г., но в 1719 г. своды обвалились и пришлось перестраивать заново – только в 1732 г. возвели купол. Колокольня относилась ко второй половине XVIII в., а трапезная – к 1863 г.
В советское время сначала сломали колокольню, стоявшую отдельно от церкви, на красной линии Тверской, а в 1933 г. и саму церковь.
В метрической книге этой церкви в 1853 г. была сделана запись о рождении у суфлера Императорских московских театров Николая Алексеевича Ермолова и его жены Александры Ильиничны дочери Марии. Это была будущая великая артистка М.Н. Ермолова. Тогда ее родители снимали небольшой домик на территории современного участка № 1, как раз на переломе переулка. Одно из зданий того времени сохранилось (трехэтажное, оно стоит по линии переулка), и не исключено, что именно оно связано с памятью великой артистки. Ермоловы недолго жили здесь, вскоре они переехали в Большой Спасский переулок.