большая полянка история улицы
Большая полянка история улицы
Улица Большая Полянка постепенно сформировалась на месте дороги, существовавшей еще с ХII в. Эта дорога соединяла Москву с южными и юго-восточными городами. Вдоль дороги возникали первые поселения. Названия этих мест сохранились в названиях прилегающих к Большой Полянке переулков (Хвостовы, Кадашевские, Спасоналивковские). Центры поселений были отмечены церквами.
До XVII в. все строения этой части Москвы были деревянными. Первыми каменными строениями, построенными в XVII в. были церкви.
С возведением в 1650-х годах в камне церкви Космы и Дамиана и комплекса Хамовного двора центр Кадашей приобрел особую импозантность и задал тон дальнейшему формированию облика Полянки (в XVII веке — Космодемьянской улицы), доходившей тогда до церкви Григория Неокесарийского и упиравшейся в местный торг (далее ее нынешняя трасса называлась еще Калужской дорогой). К 1678 году улица получила новый градостроительный акцент — «красную» церковь Григория Неокесарийского и с тех пор приобрела общегородское значение.
Западная часть слободы оказалась словно бы отделенной от восточной, центром которой стал храм Воскресения в Кадашах. Здесь, наверное, лежит начало территориально-административного разделения Замоскворечья на западную и восточную части, которые, возникнув в XVII веке (сначала одиннадцатая и двенадцатая «команды», а затем Якиманская и Пятницкая части), дошли до наших дней. Пограничной улицей стала Ордынка.
Во второй половине XVII в. на территории нынешней Большой Полянки было построено несколько каменных строений, но сохранились не все. На месте церкви Фрола и Лавра в 1695-97 гг. был выстроен каменный храм Успения Божией Матери в Казачьей (на месте Ямской слободы в XVII в. образовалась Казачья слобода, заселенная выходцами с южных окраин государства). В 1686-93 гг. на месте брода через Москву-реку был поставлен первый в Москве каменный мост (Каменный Всехсвятский мост).
Архитектурные достопримечательности Большой Полянки.
Современная улица Большая Полянка в Москве берет свое начало у Водоотводного канала и заканчивается у Серпуховской площади. Располагается в центральном округе столицы, в историческом районе Якиманка, и является одной из радиальных улиц внутри Садового кольца. В непосредственной близости от улицы находится Малый Каменный мост.
Вид от Малого Каменного моста на Большую Полянку.
От набережной Москва-реки расходятся основные улицы Замоскворечья — Б. Якиманка, Б. Полянка, Пятницкая, Новокузнецкая и Б. Ордынка, а между ними — живописная сеть переулков. Замоскворечье лежит между излучиной Москва-реки и дугой Садового кольца, поэтому почти все улицы и переулки, в том числе и Большая Полянка, выходят к реке.
Вид с Большого Каменного моста на Большую Полянку.
В начале своего существования улица Большая Полянка носила название Космодамианской в честь располагавшейся в Кадашевской слободе церкви Козьмы и Дамиана.
На территории современной улицы жили кадаши или дворцовые бондари. Позже, в XVII веке, местность превратилась в большую ткацкую слободу. При Петре Великом здесь располагался Монетный двор.
Здания Кадашёвского монетного двора в 1800-х. с
В XIX веке улица большая Полянка по большей части была заселена разбогатевшими купцами, которые застроили ее прекрасными усадьбами с пышными садами. Располагались здесь также дома мелких чиновников, духовенства, мелких дворян.
Панорама Замоскворечья из Кремля. Д. Индейцев, акварель, около 1850. с
Архитектурные достопримечательности Большой Полянки.
Б. Полянка ул., 2/12. Дом купцов Рыковых.
.
Здание в стиле классицизм фасадом обращено к набережной. Его отличительной чертой является округление обоих углов (и того, который находится на углу улицы и набережной, и противоположного, обращенного к усадебному двору) для соблюдения симметрии общей композиции. В центре фасада под фронтоном — шестиколонный портик каннелированных пилястр. Простой декор здания дошел до нас почти в неизменном виде с перв. пол. XIX в.
При возведении Малого Каменного моста понадобилось приподнять уровень земли на прилегающих к нему территориях, а потому особняк на Большой Полянке, 2 не был ранее настолько приземистым, как сейчас, а смотрелся несколько выше.
1939 архит. А. Г. Мордвинов
История дома подробнее здесь «Дом Прозоровского. Слон с башенкой на Большой Полянке» https://vladimirtan.livejournal.com/899214.html
Дом является одним из первых блочных домов советской Москвы. Он был построен в 1939-1940 гг. Архитекторы проекта А. К. Буров и Б. Н. Блохин. Своим объемом дом закрыл Космодемьянский переулок, когда-то сливавшийся с Денежным, ныне Старомонетным переулком.
Дом на Большой Полянке входит в серию жилых домов этих архитекторов, построенных в Москве в конце 1930-х гг., в которой этими архитекторами фактически впервые в СССР была разработана система крупноблочного строительства.
Для обоих архитекторов Дом на Полянке стал определенным развитием опыта работы в «конструктивистские» 1920-е гг. Здание практически не имеет, едва ли не обязательной в Москве 1930-х гг., неоклассической декорации. Главным элементом оформления фасада становится фактура «бриллиантового руста».
Большая Полянка 11. Усадебный дом Нащокиных
В 1812 году, по счастливой случайности, особняк не пострадал от огня, хотя пожар того времени «выкосил» практически все окрестные строения.
Здание недавно восстановлено, на боковом фасаде раскрыта отделка палат XVIII в. с наличниками в стиле, переходном от барокко к классицизму.
Каменный храм возведен царем Алексеем Михайловичем по просьбе его духовника Андрея Савинова, бывшего раньше священником этой церкви. В ходе строительства замысел церкви неоднократно корректировался в сторону увеличения ее размеров и усложнения композиции. В 1765—1767 гг. к южному фасаду трапезной пристроили придел св. Григория Богослова, внутрь которого попала усыпальница А. Савинова, располагавшаяся у южной стены. В 1834 г. к северному фасаду трапезной примкнул придел Боголюбской Богоматери (архитекторы В. А. Балашов, Н. И. Козловский под наблюдением Ф. М. Шестакова). В сер. XIX в. поставили сторожку и ограду, в 1880—1890-х годах расписали интерьеры храма.
Главная отличительная особенность стройного храма, увенчанного мощным пятиглавием, — прекрасный изразцовый фриз с узором «павлинье око», исполненный лучшим «ценинных дел мастером» Степаном Ивановым Полубесом. Повторяемости орнамента фриза соответствует повторяемость наличников с килевидными навершиями и обрамлениями из балясин. Явная тяга к симметричности, повторяемости элементов— основе репрезентативности облика постройки, характерна для храмов, возведенных по царскому заказу.
Шатровая колокольня, также украшенная изразцами, всегда служила важным градостроительным ориентиром Замоскворечья. Проход под колокольней сделан позднее, при расширении Б. Полянки.
Торжественные трехпролетные ворота с фигурным фронтоном.
Большая Полянка, 37/14. Храм Успения в Казачьей слободе.
1695, колокольня XVIII—XIX в.в. Храм каменный был устроен в 1695 г. стольником В.Полтевым.
Храм типа восьмерик на четверике, некогда декорированный изразцами с фигурами евангелистов работы Степана Иванова Полубеса, неоднократно обновлялся в XVIII—XIX вв. и почти утратил первоначальное убранство. В конце XVIII в. к нему пристроили скромную трапезную, а также колокольню, выходящую на красную линию улицы. Ее декор ограничивается сильно вынесенными портиками и пилястрами в верхнем ярусе. Фигурное покрытие венчалось невысоким шпилем. В XVII в. храм акцентировал выход на Полянку Казачьей слободы.
Большая Полянка, 45. Особняк Новиковых
1907 г., архитектор С.М.Гончаров
Здание в «готическом» стиле — редкий образец особнякового московского строительства нач. XX в. Первоначально дом спроектирован в стиле модерн, затем на основе разработанного плана переработан в любимой автором готической стилистике. Не имеющее ярких архитектурных достоинств, оно привлекает внимание своими декоративными деталями — расцветшими «фиалами» в обрамлениях стрельчатых окон, «плетущимися» ограждениями балконов, легкой металлической решеткой палисадника. В силуэте здания забавны крошечные глухие угловые башенки — «скворечники» с остроконечными кровлями.
Большая Полянка, 52. Городская усадьба XIX века.
1880-е г.г.
Дом обращен фасадом во двор.До революции здесь располагались лечебные учреждения, а в 1924 г. — санаторий, в котором лечился С.Есенин. В последние два года жизни поэт много пил, попадал в милицейские протоколы — психика его была на пределе, и только лечение могло помочь здоровью. Достоверно известно, что именно там, на Полянке, в больничной палате, написано стихотворение, знакомое ныне каждому почитателю поэта: «Вечер черные брови насупил» 1923 г.
Примечательно, что в январе 1924 года, когда улицу запрудил народ, Есенин вышел из больничной палаты, растворился в толпе и долго шел за гробом Ленина по Большой Полянке.
Большая Полянка, 54. Доходный дом Я. Демента
1912 г., архитектор В.Е. Дубовский
Здание сочетает черты, присущие неоклассицизму и романской архитектуре.
Доходный дом московского купца 1-й гильдии Якова Марковича (Маркусовича) Демента построен в 1912 году по проекту В.Е. Дубовского. Демент купил эту землю в 1905 году у московской мещанки Алевтины Яковлевны Бровкиной за 54 тысячи рублей. На участке был только деревянный одноэтажный дом с мезонином и деревянный сарай.
Демент до покупки участка жил с отцом на Пятницкой в доме Свиридовой, где у них была своя фирма «М. Демент и сын», Дементы торговали товаром своего шорно-седельного завода.
Опирающиеся на мечи рыцари на фронтоне внушают уверенность в абсолютной надежности и безопасности жилища. Дом сторожили два угрюмых, будто уснувших рыцаря, опирающихся на мечи. Жаль, сохранился только один: другого в 1995 году демонтировали при починке ветхого каркаса, на котором статуя крепилась, но, видимо, разбили или потеряли.
В наши дни здание арендуется под офисы различными фирмами.
Интереснейший рассказ уважаемой moscow_i_ya о доме Демента здесь «Полянка. Дом Демента» https://moscow-i-ya.livejournal.com/236989.html
Большая Полянка, 58. Доходный дом М.Пайкерта
1905, архитектор Л.В.Стеженский.
Дом построен потомственным почетным гражданином купцом Н.С.Воробьевым в 1905 г. Над трехчастным окном он поместил герб со своими инициалами.
Большая Полянка, 58. 1977-1979
карта (ДОМА начала ХХ в (доходные) ЗАКРАШЕНЫ)
Улица Большая Полянка (Москва)
Улица Большая Полянка расположена в центральном округе Москвы (район Якиманка).
Большая Полянка проходит от Малого Каменного моста до Серпуховской площади.
Нумерация домов начинается от Малого Каменного моста.
🚇 м. Полянка (в начале улицы), м. Добрынинская (у конца улицы). Недалеко и от метро Третьяковская.
На Большой Полянке можно увидеть старинную застройку Москвы. Здесь находится Храм 17 века святого Григория Неокесарийского (дом 29/32). Здесь много магазинов и ресторанов. На Большой полянке располагается большой книжный магазин «Молодая гвардия» (д. 28 к. 1).
Название
Название Полянка улица получила в конце 18 века, по характеру местности. Слово Большая добавилось в 19 веке, когда рядом возникла улица Малая Полянка.
В 1918-1922 годах называлась Советская улица.
Примечательное
Нечетная сторона:
🏛 Дом 1/3
На первом этаже здания находятся рестораны:
Большая Полянка дом 1/3
🏛 Дом 3/9
Большая Полянка дом 3/9
🏛 Дом 7/10 строение 1
Бывший доходный дом В. П. Панюшева (1908, архитектор А. И. Иванов).
Большая Полянка дом 7/10
🏛 Дом 9
Здание бывшей типографии братьев Менертов, 1909 г.
🏛 Дом 11/14 строение 1
Большая Полянка дом 11/14 строение 1
🏛 Дом 13 строение 1
Бывший главный дом городской усадьбы, 1849—1850 гг.
Большая Полянка дом 13 строение 1
🏛 Дом 15
В здании располагается галерея современного искусства «Крокин галерея» (krokingallery.com).
Большая Полянка дом 15
🏛 Дом 19
Бывший доходный дом Куликовых (1911—1913, архитектор О. Г. Пиотрович). На доме расположены оригинальные декоры.
Большая Полянка дом 19
Восстановленный двухэтажный усадебный дом.
Большая Полянка дом 21 строение 1
🏛 Дом 27
Бывший дом купцов Абрамовых, XIX века.
Большая Полянка дом 27
🏛 Дом 29/32
Храм святого Григория Неокесарийского, 1667—1679, архитекторы Карп Губа, Иван Кузнечик, братья Григорьевы. Дома причта — XIX век.
Большая Полянка дом 29/32
🏛 Дом 31/38 — дом XVIII—XIX веков на реконструкции; охраняется его кованая ограда XVIII века по Старомонетному переулку.
🏛 Дом 33/41 — в этом доме жил советский деятель, революционер М. И. Калинин.
🏛 Дом 37/14 — Храм Успения Богородицы в Казачьей слободе, 1695, колокольня XVIII—XIX веков;
🏛 Дом 39 — одноэтажный усадебный дом с мезонином купцов Рогаткирных-Ёжиковых, 1820-е гг.
🏛 Дом 41, стр. 1 и 2 — жилой дом (конец XIX — начало XX века, 1930-е).
🏛 Дом 43 — городская усадьба М. И. Псаревой — Епанешниковых, 1810—1834, б. приют для детей Братства Царицы Небесной
🏛 Дом 47-51/14 — реконструированные одно- двухэтажные дома.
🏛 Дом 51а/9 — жилой дом (1927, инженеры Г. Б. Красин, Е. В. Костырко, А. Ф. Лолейт).
🏛 Дом 53 — городская усадьба, 1820-е гг.
🏛 Дом 55 — доходный дом (1898, архитектор В. А. Ковальский).
🏛 Дом 57 — в здании располагается штаб-квартира компании ПАО «Транснефть» (transneft.ru).
🏛 Дом 61 — двухэтажный дом XIX века.
🏛 Дом 63 — новодел, построенный на месте усадьбы купца Лобанова (1822 г.).
🏛 Дом 65/74 — усадьба купца Гусева (первая половина XIX века).
Четная сторона:
🏛 Дом 2/10 — жилой дом, 1773 года
🏛 Дом 4/10 — жилой дом (Сталинка, 1938—1939, архитекторы А. К. Буров, Б. Н. Блохин, инженер Г. Карманов).
🏛 Дом 10/9 — купеческий двухэтажный дом XIX века
🏛 Дом 26, стр. 1 — жилой дом, фрагмент застройки Полянского торга (корпус — конец XVIII века, середина ХIX века, 1924, архитектор Я. Гинзбург).
🏛 Дом 28, стр. 2 — жилой дом. Здесь жили кинорежиссёр, кинооператор, сценарист Марк Трояновский, кинорежиссёр и драматург Вера Строева, изобретатель в области кинотехники Евсей Голдовский, кинорежиссёр Ефим Дзиган (мемориальная доска, 1985, архитектор А. Кутырев).
🏛 Дом 42/2 — доходный дом М. И. Алексеева (1912—1914, архитекторы Б. М. Великовский, А. Н. Милюков, В. В. Корчагин)
🏛 Дом 44/2 — доходный дом (1914—1915, архитекторы Г. А. Гельрих, С. Ф. Воскресенский).
🏛 Дом 48 — доходный дом (1913, архитектор Г. А. Гельрих).
🏛 Дом 50/1 — Московский учительский институт (1878—1910-е, архитектор А. А. Никифоров, строил архитектор Н. П. Никитин). Здание было разрушено авиабомбой в 1941 году и затем восстановлено для райисполкома КПСС.
🏛 Дом 52 — городская усадьба XIX века.
🏛 Дом 54 — доходный дом Я. Демента (1910—1912, гражданский инженер В. Е. Дубовской, при участии архитектора Л. Б. Горенберга; роспись интерьеров — художник И. И. Нивинский). В доме жил китаевед Л. П. Делюсин.
🏛 Дом 58 — Российская академия образования (ВУЗ). Располагается в здании бывшего доходного дома М. Пайкерта — Н. С. Воробьева (1905, архитектор Л. В. Стеженский).
🏛 Дом 60/2 — доходный дом А. Н. Крокоса (1904, архитектор И. П. Машков; фасад перестроен в 1911 году архитектором М. А. Аладьиным)
Тайны московских улиц: вниз по Большой Полянке
Москва, как и положено большому мегаполису, быстро меняется. Поэтому к местам, хранящим историю старой Москвы, отношение особо трепетное. Одним из таких мест является дом номер 27 на Большой Полянке. Немногие знакомы с судьбой этого дома, но тем приятнее оказаться внутри и ощутить дух его многовековой истории.
Начинается она в 1656 году, когда в самом центре столицы появилась каменная церковь Космы и Дамиана. Пятиглавый храм с кокошниками и полуколоннами был построен на средства жителей Кадашевой слободы, которая занимала территорию между Якиманкой, Ордынкой, Николаевской улицей, Полянским рынком и старицей реки Москвы. Храм дал название улице Космодамианской. Прежде чем стать Большой Полянкой, она была частью слободы «кадашей» или бондарей – предприимчивых ремесленников, выделывающих бочки, кадки. В XVII веке тут разместилось полотняное производство, и Кадашевская слобода стала «хамовной» – ткацкой. К слову, если прогуляться в сквер у дома по Большой Полянке, 4, вы окажетесь на месте той самой церкви Космы и Дамиана. Несколько лет Большая Полянка, получившая название по существовавшим здесь в XVI – XVII веках полям, даже была Советской. Но потом стараниями местных вернула свое имя. Одним словом, улица, которая была частью дороги из Великого Новгорода в Рязань, всегда выбирала себе предприимчивых жильцов.
Nikolas’ – новая жизнь дома номер 27
Прошло много лет, но главное осталось неизменным – в доме номер 27 на Большой Полянке по-прежнему собираются гости, которые ценят теплую атмосферу и вкусную кухню. Сама история определила судьбу этого здания – оно пережило время архитектурных инноваций и дало жизнь фермерскому ресторану и бару Nikolas’. Его открыл Николай Александров, унаследовав фермерское хозяйство отца, он воплотил свою детскую мечту об открытии ресторана. Заведение объединило эстетику старой Москвы и ритм мегаполиса. Весь секрет прост, как утверждает создатель Nikolas’, «хобби приносит удовольствие, работа приносит результат, а когда работа – любимое хобби, результат превышает ожидания».
На первом этаже располагается бар, в котором проходят спортивные трансляции и музыкальные вечера. Второй этаж занимает ресторан и VIP-комната, спокойная атмосфера и лаконичный интерьер которой, позволяют отвлечься от динамичного ритма города и приятно провести время. Уютные домашние залы на 20 персон нередко становятся местом проведения семейных мероприятий и праздников.
И вот уже в XXI веке Большая Полянка задает столичный ритм. В нем переплетаются игривый джаз, задорный фанк и страстная бачата, ведь именно в Nikolas’ обосновался Клуб Игоря Бутмана на Полянке. Джазовая резиденция компании Igor Butman Music Group объединяет именитых мастеров и молодые таланты. Концерты проходят регулярно по будням, а летом на просторной прохладной веранде устраиваются настоящие джем-сейшены. Здесь всегда весело, уютно и непременно вкусно – все, как и было больше века назад!
Гастрономические импровизации Nikolas’
Гостей Nikolas’ объединяет не только стремление к эстетическому наслаждению, но и страсть к гастрономическим удовольствиям. Меню ресторана сочетает русскую кухню и европейскую классику, а также авторские рецепты шеф-повара на основе натуральных продуктов. Каждый месяц здесь готовят более 150 кг свинины, говядины и ягненка, поставляемых с собственной фермы. В списке мясных блюд, обязательных к дегустации, – корейка ягненка с картофельным гратеном в чесночно-розмариновом соусе и телятина «Миланезе» с фундуком и томатами. Также стоит попробовать мясной тартар с говядиной и перепелиным яйцом и теплый салат с куриной печенью, малиновым соусом и кедровыми орешками.
Приверженцы здорового питания не обойдут вниманием флорентийский салат с печеной свеклой и козьим сыром. Любителям аутентичной кухни, без сомнения, понравятся мясной тосканский суп с брускеттой и томатным соусом и паппарделле с белыми грибами и маслом белого трюфеля.
Особое место в меню ресторана занимают блюда традиционной русской кухни: котлеты «Пожарские» с картофелем «Пушкин» и грибным соусом, борщ со старорусской подачей, холодец и сало с собственной фермы, которое коптится и солится уже в ресторане.
Под занавес 2015 года Nikolas’ представил новое зимнее меню – согревающее и вдохновляющее на яркие гастрономические впечатления. Хозяин ресторана увлечен изучением старинных кулинарных справочников, поэтому каждый сезон в меню появляются новые блюда традиционной русской кухни.
Раз в месяц в ресторане проходит большой семейный фермерский ужин. С собственной фермы привозят поросенка и запекают его на вертеле с овощами. Стоимость такого ужина всего 1500 руб. Взрослые могут насладиться натуральным свежим фермерским мясом, овощами, вкуснейшими гарнирами и фирменными настойками, а для юных гурманов проводятся бесплатные кулинарные мастер-классы.
Фермерский ресторан и бар Nikolas’