большая булавка применение на руси
История булавок на Руси
Булавка считается элементом одежды, первоначально появившимся у балтийских племен. Позже эта деталь костюма была заимствована западно-финскими племенами. Так, у води, ливов, эстов и корел особой популярностью пользовались булавки с крестовидными двуспиральными головками треугольной формы. Славяне же практически не использовали эти изделия, поэтому на местах, где они проживали, булавки можно обнаружить только в районах, расположенных по соседству с территорией расселения финно-угорских и балтийских племен.
Так, в Новгороде обнаружено более 70 булавок, среди которых встречаются балтийские и западно-финские изделия. Очевидно, что они не были изготовлены в Новгороде, и, по всей видимости, привезены из Прибалтики в Х-ХII вв. Однако уже в конце ХII в. новгородские мастера сами стали изготавливать булавки похожие на прибалтийские. Предназначены они были, по всей видимости, для представителей прибалтийских племён. Эти изделия представляли собой булавки с кольцевидными двуспиральными подвижными головками. Материалом для них служила оловянистая бронза, использование которой было распространено в Новгороде. Это говорит о том, что такие изделия были изготовлены именно силами новгородских мастеров.
Булавки такого типа были в ходу на рубеже XII и XIII вв. Но новгородские умельцы не только подражали прибалтийским коллегам, но и изготавливали свои оригинальные варианты изделий, например, с головками, оформленными в виде трех лопастей или петушиного гребня (конец XII — начало XIV вв.). По всей видимости, их использовали для того, чтобы соединять друг с другом части головного платка или покрывала. Археологи находят аналогичные изделия в Гробине, в Старой Ладоге, на Бородинском городище и в других городах и феодальных усадьбах, это является свидетельство того, что булавки были деталью городской одежды.
Ещё одним распространённым типом булавок являются изделия с квадрифолийным завершением. Форма квадрифолия – комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками – была очень распространена на Руси в этот период, и изделия такого типа были обнаружены в целом ряде мест. Так, три из них (XII в.) исследователи обнаружили на территории Новгорода. Одна из булавок украшена геометрическим узором, нанесенным с использованием красной эмали. Похожее изделие, датируемая тем же периодом и украшенное таким же образом, было обнаружено на Смоленщине в феодальной усадьбе Воищина. Две аналогичных булавки были найдены в Новгороде и Серенске. На их навершиях можно увидеть изображения птиц, при этом на серенской булавке птица расположена так, что очевидно, что булавку нужно было носить горизонтально. На это же указывают и украшения, завершения которых представляют собой покрытые рельефными узорами туловища некоего фантастического крылатого существа. В них есть отверстия для того, чтобы вдевать привески или цепочки.
Несколько таких булавок (конец XII – первая треть XIII вв.) нашли в Новгороде и в феодальной усадьбе на Смоленщине. Там же археологи обнаружили изделия, имеющие загнутый конец и завершения в форме крина (ростка) (конец XII – середина XIII вв.). Подобные изделия с крючками были обнаружены также на территории Старой Рязани и Киева.
Другими словами, все места, где были сделаны находки, относятся к городской местности. Например, в Серенске, где изготовлялось множество ювелирных изделий, археологи обнаружили не только сами булавки, но также и каменную форму для литья булавок со звездчатой головкой, напоминающую о новгородских изделиях. Однако есть и различие: на конце изделия расположен двойной крючок для того, чтобы подвешивать его или застегивать. Возможно, эти формочки были привезены из Киева.
Кроме того, исследователи отмечают значительное сходство таких изделий с внешним видом посохов ангелов, которых можно увидеть на златых вратах собора Рождества Богородицы в Суздале. Однако наиболее вероятной представляется версия о том, что такие булавки служили для того, чтобы закалывать волосы или скреплять головные уборы. В подтверждение этой гипотезы исследователи указывают на аналогичные румынские булавки XVI в.
7 самых необычных способов использования булавок
Булавка была запатентована ровно 188 лет назад!
7 самых необычных способов использования булавок:
1. Мастерим украшения
Английская булавка с петелькой на конце может использоваться как основа для сережек, брошек и так далее. Бусинки или бисер нанизываются на булавку в произвольном порядке, затем кончик булавки загибается крючком (если кончик остается длиннее 1 см, то он откусывается кусачками).
2. Вешаем картины
3. Помощь при вязании
С помощью английской булавки можно легко разделить клубок ниток. Для этого необходимо отмотать 50 см нити от клубка и закрепить её у основания булавкой. Конец нити разделите на отдельные волокна и разведите их в стороны. Клубок завертится, а нитки будут отделены друг от друга.
4. Держи спину прямо!
Выработать осанку можно разными способами. В китайской полиции, например, для этого используют булавки. К воротничку полицейского крепят портновскую булавку, остриё которой в любую секунду может впиться в шею. Чтобы этого не произошло, спину и голову следует держать все время прямо.
5. Картины из булавок и ниток
А вот британской художнице Дебби Смит для рисования картин не нужны кисти и краски – их она заменяет нитками и булавками! В качестве полотна девушка использует белую стену. Линии и фигуры формируются из ниток, а держатся они именно на булавках. На одну картину уходит несколько тысяч «металлических помощников». Чтобы сделать одну такую работу, Дебби приходится потрудиться несколько дней!
6. Дамские хитрости
Как мы уже убедились, булавки используют не только по их прямому назначению. Самые смелые модницы украшают булавками свою одежду и даже голову! Так, на ежегодном Балу Института Костюма, который прошел в художественном музее Метрополитен в Нью-Йорке, стилист Джованна Батталья украсила волосы множеством английских булавок. Благодаря этому, она, конечно же, оказалась в самом центре внимания.
7. Булавки для глажки
Если вам необходимо погладить воротник из хлопчатобумажного кружева, на помощь придут булавки! Приколите ими воротник к пледу или одеялу, которым не страшен утюг. Откалывайте булавки по мере глаженья, по ходу движения утюга.
— Если вы заметили лежащую булавку, обязательно поднимите её и положите на место. Иначе не видать вам удачи целый день.
— Если булавка падает со свадебного платья невесты перед алтарем – семейная жизнь будет сложной.
— Булавка считается плохим подарком. Презентовать её можно лишь в том случае, если вам что-то дарят в ответ.
— Тем, кто хочет уберечься от сглаза, следует приколоть булавку к одежде. Если она расстегивается – вас пытаются сглазить.
СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БУЛАВКИ
Привычка повсюду носить с собой английскую булавку может оказаться и не настолько уж абсурдно-старомодной. Ведь у этого мелкого аксессуара – очень даже большие возможности. И с его помощью можно сделать жизнь хоть немножечко лучше.
1. ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА НА ОДЕЖДЕ
2. НИКОГДА НЕ ТЕРЯТЬ ВТОРОЙ НОСОК ИЗ ПАРЫ
3. УСТРОИТЬ В КОМНАТЕ ПОЛНУЮ ТЕМНОТУ И ОТЛИЧНО ВЫСПАТЬСЯ
4. ЗАЩИТИТЬ СУМОЧКУ ИЛИ РЮКЗАК ОТ ВОРИШЕК В ТРАНСПОРТЕ
5. ВЫЖАТЬ МАКСИМУМ ИЗ ПРОБНИКОВ КОСМЕТИКИ
6. СБАЛАНСИРОВАТЬ БУСЫ И ОЖЕРЕЛЬЯ
7. ПРОЧИСТИТЬ ТРУДНОДОСТУПНЫЕ МЕСТА
8. НЕ ХОДИТЬ НАРАСПАШКУ, КОГДА СЛУЧАЙНО ОТОРВАЛАСЬ ПУГОВИЦА ИЛИ СЛОМАЛАСЬ МОЛНИЯ
9. УКРАСИТЬ ТОРТ НА ЗАВИСТЬ ВСЕМ
10. БЫСТРО «УШИТЬ» ОДЕЖДУ, КОГДА НЕТ ВРЕМЕНИ ЗАБЕЖАТЬ В АТЕЛЬЕ
11. НАДЁЖНО СКРЫТЬ БРЕТЕЛЬКИ БЮСТГАЛЬТЕРА ОТ ПОСТОРОННИХ ГЛАЗ
12. НЕЗАМЕНИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ «НАБОРА ВЫЖИВАНИЯ»
Если завтра начнётся зомби-апокалипсис или инопланетяне прилетят колонизировать Землю, с булавкой шансы на счастливое спасение увеличатся в разы. Ведь ей можно и рыбу ловить, и даже раны сшивать.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Оберег булавка
Со сглазом может столкнуться каждый: и суеверный, и скептик. Ситуации, когда резко ухудшились дела, здоровье стало подводить, а отношения с родственниками испортились случаются чаще, чем хотелось бы. Поэтому необходимо иметь сильный и простой в изготовлении оберег. Например, булавку. Изготовление такого оберега не потребует много сил и времени, а средства потратятся минимальные.
Из истории использования булавки
Предшественники — шипы растений, кости животных и рыб. В обережном смысле эти предметы имеют такое же значение — защита от сглаза и порчи. Застёжки подходили идеально: сугубо личная вещь, незаметная, острая, можно воткнуть почти в любое место.
В любые времена назначение булавки одно — скреплять части одежды. В Древнем Риме и Греции тогам с помощью придавали необычный вид, создавали драпировки и переплетения ткани.
На Руси застёжки называли фибулами, которым дополнительное обережное значение придавали солярные знаки и подвески.
Современный вид булавка приобрела в Европе в XV веке. Она делалась из благородных металлов и могла даже преподноситься в дар.
Сейчас этот предмет не столько элемент крепления одежды, сколько украшение. Встречаются ювелирные, инкрустированные драгоценными камнями, и недорогая бижутерия. Все они могут применяться как оберег. Можно подвески сделать своими руками.
Используют и в колдовстве. В связи с этим найденные в доме, под порогом или воткнутые в косяк иголки нужно выкинуть. Берут их защищённой рукой и выносят подальше от жилища.
Как сделать оберег булавку
Можно просто найти дома или купить обычную булавку. Но лучше придерживаться правил. Так сила оберега должна стать выше.
Правила просты, их может выполнить каждый, поэтому лучше ими не пренебрегать. Так не возникнут лишние проблемы, а защитная сила увеличится.
Как правильно носить булавку от сглаза
Здесь тоже есть особые правила. Но в разных источниках они отличаются. Необходимо прислушиваться к интуиции.
В определенные моменты жизни человек нуждается в наибольшей защите. В этих случаях обязательно использовать булавку от сглаза, прикреплённую к изнанке.
Это ситуации, когда булавка понадобится обязательно. Сомневающиеся и особо суеверные люди могут носить её каждый день. Вреда она не приносит, только пользу.
Защита квартиры
На Руси в дни, когда нечисть особенно разгуливалась: Иван Купала, Святочная неделя, Духов день, дома защищали ветками колючих и жгучих растений. Например, шиповником и крапивой. Их укладывали около окон, дверей, под крышей, затыкали щели и замочные скважины.
Средство от колдовства на каждый день — булавка. Вместо неё можно использовать и иголку. Есть два способа:
Иголки у входа накапливают много негатива, поэтому их нужно менять или чистить каждый месяц.
Очищение булавки
Необходимо проводить в нескольких случаях:
Только купленные очищают так:
Используемую булавку можно чистить в солевом растворе, выдерживая там сутки.
Заговоры на булавку от сглаза
Это необходимое действие, чтобы бытовой предмет стал оберегом. Видов много. Выбирать можно любой в зависимости от условий и личных предпочтений.
«Булавочка остра, проткни злое иглой, отошли его от меня долой. Огнём слово заклинаю, железом слово закрепляю»
«Защити меня булавка от злого глаза, бесовских отродий и прочей заразы».
«Дым чёрный, благородный, меня огради, от беды защити, злобу прогони прочь, только ты силён мне помочь».
«Двенадцать щитов, двенадцать сил, и все меня крепко держат, службу несут, от злого спасут. Отведите, узлы, беды, ненастья, дурное, несчастья. Станьте мне оберегом от века и до века».
«Лук-борец, защити мой венец, отверни от меня злые наделы, чёртовы пределы. Обереги, защити, все беды отврати».
«Зло всё убери, недобрых людей отврати, порчу-сглаз отверни, меня обереги».
В заговоре главное не текст, он может быть сказан своими словами. Главное, чтобы они шли от души и были искренними. Соблюдайте правила:
Эти знания накоплены веками и проверены. Правильно проведённый обряд даст сильный оберег.
Если булавка сломалась, потерялась или потемнела, значит она приняла на себя негатив и уже своё отслужила. Такую булавку нужно менять. Старую закапывают в землю, над новой снова проводят ритуал очищения, заговора и крепят на место старой.
Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Комплекс достаточно точно можно датировать второй половиной 11 – первой половиной 12 в. Защитой от лютого зверя были и бронзовые клыки, так называемые «челюсти хищника» (№ 2). Они были найдены близ бывшего городища Дуна под городом Чекалиным Тульской области. Время бытования такого оберега 10–12 вв.
Оберег, означающий солнце, чистоту и гигиену, – медный гребешок, украшенный двумя конскими головками, смотрящими в разные стороны, был найден на берегу реки Десны, в 25 км севернее города Новгорода-Северского (№ 3). Место находки второго гребешка, выполненного из бронзы, не установлено (№ 4). Они характерны для 11 – первой половины 12 в.
Сохранность и неприкосновенность домашнего имущества – задача оберегов-ключей 11–12 вв. (№ 5, 6). О сакральном смысле ложечки (№ 7) уже упоминалось. Все эти предметы были найдены в Суворовском районе Тульской области.
Две наиболее значимые в историческом плане находки – трапециевидные привески 10–11 вв. со знаками Рюриковичей, обнаруженные под Смоленском (№ 17) и Минском (№ 18), – не уступают своим музейным «собратьям» (№ 19). Более поздние стилизации рюриковических символов видятся в двух идентичных монетовидных привесках, найденных в Брянской области (№ 20, 21).
Любопытно, что композиция из волютовидных завитков была широко популярна в славянской среде 11 – середины 12 в. Привески с узором из восьми волют во внешнем круге и трех волют во внутреннем были найдены в Новгородской (№ 26), Брянской (№ 27) и Киевской (№ 28) областях. Причем, если две первые выполнены из медных сплавов, то последняя отлита из серебра и под оглавием у нее размещается композиция из точек. Подобная привеска из оловянисто-свинцового сплава была найдена в Гочево, Курской области (№ 31). Тем же периодом датируется монетовидная привеска с узором из крупной ложной зерни по периметру и «Перуновой» розетки в центре (№ 29).
Достаточно интересной является выполненная из медного сплава монетовидная привеска (№ 30) с изображением проросшего зерна в центре, пятилепесткового цветка и пяти опыленных пестиков (по Б.А. Рыбакову). Несмотря на отсутствие прямых аналогий, ее можно датировать второй половиной 12 – первой половиной 13 в.
К другому типу древнерусских лунниц – узкогорлых или круторогих – относится находка из Рязани. Отлитая из оловянистой бронзы лунница украшена трехчастным геометрическим узором в центре и двумя выпуклыми точками на лопастях (№ 35). Датируется она 12–13 вв. К тому же периоду относится медная лунница из Бориспольского района Киевской области. Поле ее украшено двумя треугольниками по краям и тремя циркульными элементами по центру (№ 36). Судя по работам Б.А. Рыбакова, декор этих лунниц носит аграрный характер.
Отдельно стоит не имеющая аналогий бронзовая прорезная трехрогая лунница из Ростовской области, орнаментированная ложной зернью (№ 37). Ее предположительная дата – 12–13 вв. Подмосковная находка – отлитая из оловянистой бронзы замкнутая лунница с орнаментом в виде округлых углублений (семи в верхней части и одного в нижней) – датируется 13 в. (№ 38). Возможно, орнамент символизирует семь положений светила днем (по числу дней недели) и одно – ночью. Но настоящим шедевром является ее серебряная с позолотой ровесница с Украины! Нижние ветви ее украшены изображением турьих рогов, а центр заполнен растительным орнаментом, что не дает усомниться в аграрной семантике памятника (№ 39).
Безусловный интерес представляют лунницы с четырехчастной композицией, которые были распространены в 12–13 вв. Одной из разновидностей их является брянская находка. Имеющая форму круга бронзовая лунница украшена трехчастным орнаментом, ободком из ложной зерни и равносторонним крестом с ромбовидным средокрестием и концами в виде четырехчастной композиции из ложной зерни (№ 40).
Особо следует выделить круглую прорезную привеску 12–13 вв. из медного сплава, найденную в Серпуховском районе Московской области. В центре помещены изображение лунницы и четырехчастная композиция из пяти ромбов (№ 41). Вероятно, подобные привески олицетворяют собой комплексное солярно-лунарное воздействие на Землю. Ту же смысловую нагрузку, но в более упрощенном композиционном варианте несет медная привеска с Украины (№ 42).
Говоря о верованиях славян 11–13 вв., нельзя обойти вниманием привески с изображением птиц, животных, зооморфных существ. Во многих из них прослеживается связь со смежными культурами.
Не имеющая прямых аналогий монетовидная привеска из медного сплава с изображением зооморфного существа найдена на Украине (№ 43). Сюжет другой привески (две птицы) имеет аналогии только на колтах (№ 44). Ориентировочно их можно датировать 12–13 вв.
Зато сюжет бронзовой привески, найденной под Брянском, хорошо известен. Б.А. Рыбаков считает, что на ней изображен обряд «туриц». Центр привески занимает рельефное изображение головы быка с четко профилированными рогами, ушами и большими круглыми глазами. На лбу – треугольный знак, опускающийся углом книзу. Голова быка помещена в ободок из ложной зерни (№ 45). Вокруг головы схематично изображено семь женских фигурок. Данная привеска, по-видимому, связана с жертвоприношением быка Перуну и характерна для земель радимичей в 11–13 вв. Однако расселение северных радимичей в конце 11 в. на восток донесло их амулеты вплоть до Нерли, поэтому аналогичную находку из Ивановской области (№ 46) логичнее было бы отнести к 12 в.
Возможно, радимичами же был занесен заимствованный от балтов культ змеи. Ее образу издревле придавалось магическое значение. Две найденные во Владимирской области бронзовые привески, вероятно, изображают змей (№ 47, 48). Уникальной является композиция из двух змей, найденная в Ярославской области (№ 49).
Нельзя еще раз не вспомнить о привеске, получившей в среде поисковиков название «рыська», хотя археологи называют ее «коньком». Найденный в Среднем Поочье такой бронзовый зверек, очевидно, сравнительно поздний и может быть датирован 12–13 вв., так как на нем отсутствует циркульный орнамент и отливка плохого качества (№ 50). Труднее датировать найденную в том же регионе плоскую прорезную привеску, изображающую не очень понятное существо, возможно, птицу (№ 51). По времени бытования подобных изделий ее можно датировать второй половиной 10 – началом 12 в.
Следует обратить особое внимание на большую роль курицы или петуха в магических обрядах славян, с чем связано большое количество привесок 12 – первой половины 13 в. в виде этих птиц. Умиляет найденная рядом пара этих птиц: плоский одноглавый прорезной медный петушок (№ 52) с узором из ложной скани, петлей на спинке и четырьмя петлями для привесок и такая же, только без гребешка, курочка (№ 53). Интересно, что снизу к курочкам и петушкам зачастую подвешивались на звеньях утиные лапки, в чем явно прослеживается влияние финно-угорской традиции. Оконтуренный ложной сканью плоский двуглавый прорезной петушок из оловянистой бронзы с растительным узором на тулове и пятью петлями для привесок имеет утраты – не сохранились вторая голова и петля на спинке (№ 54). Несмотря на отсутствие аналогий в печатных изданиях, подобные привески можно разыскать в Интернете. Место находки – Клинский район Московской области. Почти нет опубликованных аналогий и у двух реалистично выполненных бронзовых плоскорельефных петушков с ушком для подвешивания. Один из них найден в Ивановской области (№ 55), другой – в северо-западных районах России (№ 56).
Наряду с плоскими встречаются и полые привески «семейства куриных». Все они изготовлены в 11–12 вв., но, несмотря на общую схожесть, практически каждый экземпляр индивидуален. Интересен бронзовый полый петушок с туловом, орнаментированным округлыми вмятинами и валиком по нижнему краю, украшенной гребешком головкой и двумя петлями вдоль тулова (№ 57). Гораздо проще выглядят найденные в Рязанской (№ 58) и Вологодской (№ 59) областях полые петушки с гладким туловом, головкой с гребнем и двумя петлями вдоль тулова.
С 12 до конца 14 в. бытуют полые зооморфные привески, в облике которых видны черты коня, чей культ был распространен и у славян. Очень симпатичны два (один из Ярославской (№ 60), другой – из Владимирской (№ 61) областей) полых конька, одноглавых, с уплощенной по вертикали клювовидной мордочкой и ушками в виде двух колечек, расположенных вдоль оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией, заключенной между двух ободков. Хвост в виде двух колечек. По обеим сторонам тулова имеется по паре колечек для крепления привесок.
Две находки из Новгородской области отличаются друг от друга. Первая, полый двухголовый конек, имеет широкую цилиндрическую мордочку (№ 62). Грива передана плоской полоской. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией между двух ободков, внизу имеются колечки (по три по обеим сторонам тулова) для крепления привесок. Вторая – двухголовый конек (№ 63) с уплощенной по вертикали мордочкой и ушками в виде двух колечек поперек оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией. По обеим сторонам тулова по три колечка, и еще одно под хвостом для крепления привесок.
Таким образом, за сравнительно короткий срок удалось собрать и описать немало памятников космогонических и магических представлений древних славян, причем некоторые из них уникальны. Надеюсь, что знакомство с материалами сайта вызовет интерес не только у поисковиков, археологов, краеведов и историков, но и у всех, кому интересны и дороги быт, культура и верования наших предков.
Автор: Василий Коршун.
Литература.
1. Голубева Л.А. Амулеты. – Древняя Русь. Быт и культура. / Археология СССР. М., 1997.
2. Голубева Л.А. Зооморфные украшения финно-угров. САИ. Вып. Е1-59. М., 1979.
3. Голубева Л.А. Финно-угры и балты в эпоху средневековья – Археология СССР. М., 1987.
4. Коршун В.Е. Родная старина. Обретая утраченное. М., 2008.
5. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988.
6. Рябинин Е.А. Зооморфные украшения древней Руси X–XIV вв. САИ. Вып. Е1-60. М., 1981.
7. Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. – Археология СССР. М., 1982.
8. Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.). М. 1981.
9. Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла. – Древняя Русь. Быт и культура. / Археология СССР. М., 1997.
10. Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески. – Очерки по истории русской деревни X–XIII вв. Тр. ГИМ. Вып. 43. М., 1967.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: