болат атабаев биография и личная жизнь

Болат Атабаев. Режиссер, мечтавший избавить общество от страха

болат атабаев биография и личная жизнь

29 июля на 70-м году жизни скончался известный казахстанский режиссер, общественный деятель Болат Атабаев. Его помнят как редкого человека искусства, соединившего театр и жизнь, активно участвовавшего в политической жизни страны. Находясь на Западе, он поддерживал любые силы, выступавшие против авторитарной власти в Казахстане. Он даже как-то заявил СМИ, что «готов вступить в сделку с дьяволом, чтобы изменить политическую систему в Казахстане».

(НЕ)«СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Болат Атабаев родился в 1952 году. В 1974 году окончил Алматинский педагогический институт иностранных языков, в 1983 году — Алматинский государственный театрально-художественный институт. В 1990 году проходил стажировку в Национальном театре Мюнхена в Германии. Спустя 20 лет он вернулся в этот город, но уже для работы.

Его размышления о некоторых стереотипах современного казахского театра и культуры и его постановки вызывали споры в театральной среде и среди публики. Сам Атабаев говорил о себе так:

— Я бываю разным, но «странным» только для тех, кто не разбирается в искусстве.

Он разделял культуру личности на «культуру семейного типа» и «гражданскую культуру» и добавил «культуру сопротивления», которую считал своей и пытался показать ее в общественной деятельности.

болат атабаев биография и личная жизнь

После предъявления обвинения в связи с Жанаозенскими событиями 16 декабря 2011 года он поставил в своем театре «Аксарай» спектакль «Лавина». Пьеса описывает полную страхов жизнь сельчан, живущих на склонах высоких гор. Они вынуждены говорить шепотом и молчать, чтобы не сошла лавина и не накрыла всё село.

Аульные старейшины следят за пополнением в семьях и беременностью женщин. Ведь ребенок о своем появлении на свет оповещает громким криком, и он тоже может спровоцировать сход лавины, поэтому сельчане вынуждены регулировать время родов.

Однако у одной молодой женщины случаются преждевременные схватки, и аульные старейшины решают похоронить ее заживо, чтобы не позволить родиться младенцу и обрушиться лавине. Юноша, не пожелавший лишиться жены и неродившегося ребенка, умоляет изменить приговор. Но старейшины непреклонны: ради одной женщины не могут жертвовать жизнями всех сельчан.

Жители сильно напуганы и ждут схода лавины. Но ее нет! И через некоторое время все понимают, что никакой опасности нет, а сами они много лет жили с ложным страхом.

Режиссер считал, что и власти «таким же образом хотят держать людей в страхе».

В казахстанских театральных кругах критически восприняли атабаевскую «Лавину». Некоторые говорили, что он «предается фантазии» и «не всё происходящее в жизни можно выносить на сцену». Другие высказывали мнение, что Болат Атабаев «увлекается своей позицией». «Кажется, он влюблен в свои взгляды на театр — не может выйти из этого состояния, он придает политический тон своим последним постановкам, он должен был быть независимым», — говорили критики.

болат атабаев биография и личная жизнь

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА»

Болат Атабаев активно участвовал в общественно-политической жизни Казахстана с 2000 года. Его высказывания о правах человека и политической свободе в Казахстане не оставили равнодушной общественность. На митингах в защиту свободы слова он, в частности, говорил следующее:

— Право на информацию — это свобода, данная природой, а не правительством. Правительство должно обеспечить неприкосновенность и защиту этой свободы. Мечтаю, чтобы в Казахстане не было необходимости проводить подобные митинги.

Свою политическую позицию Болат Атабаев особо подчеркнул накануне Жанаозенских событий в декабре 2011 года. Он поддержал бастующих нефтяников, требовавших соблюдения их трудовых прав. В результате после расстрела мирной демонстрации забастовщиков Атабаев был арестован по обвинению в «разжигании социальной розни».

Жанаозен. Незаживающая рана

Источник

Булат Атабаев – узник своей совести – теперь свободен. Навсегда

Новости по теме

болат атабаев биография и личная жизнь

Зачем власти пытались завербовать Булата Атабаева?

Атабаев родился в селе Тентек Талдыкурганской области – название села («Непослушный») как нельзя предопределило характер этого человека. Вся его жизнь – пример бунтарства и непослушания.

Когда exclusive.kz спросил в одном из последних интервью этого талантливого режиссера, зачем он занимается политикой, он ответил, как всегда, глубоко и хлестко:

– Потому что в Казахстане на каждом шагу есть повод стать оппозиционером. Раньше я думал, что есть люди, которые этим (политикой) занимаются профессионально. Я-то сам до поры до времени полностью посвящал себя любимому делу – культуре и искусству, и был счастлив, что за это еще и зарплату давали.

Я не понимал покойного Аскара Токпанова, одного из первых профессиональных театральных режиссеров Казахстана, пользующегося славой скандального правдолюба. Я не учился у него и не общался с ним. Но как-то, уже находясь в больнице почти на смертном одре, он нашел меня через мою маму. Просил, нет, требовал, чтобы я зашел к нему. Мать уговорила: «Ему, наверное, есть, что сказать тебе. Зайди».

Аскар-ага сказал в тот памятный день, что есть правда и есть люди, которые обладают искусством говорить ее. Про себя он сказал: «Я думал, что обладаю им, а на самом деле – хамил». Про меня он, оказывается, знал через актеров. Они жаловались ему, что я на репетициях оскорбляю их. Он сказал, что положительные роли в жизни давно разобраны, все хотят казаться бесконфликтными и хорошими, а вакансий на отрицательные роли – пруд пруди.

«Судьба распорядилась так, что мы с тобой должны брать на себя эти противные роли, чтобы оздоровить общество». Эти слова меня задели, но Аскар Токпанов как в воду смотрел. С тех пор я начал вякать не только на репетициях».

Кандидат на отрицательную роль

Атабаев отказался от роли «положительного и бесконфликтного человека» с тем пылом, которым он занимался в своей жизни всем.

Годы, когда он был главным режиссёром Немецкого драматического театра и Казахского театра имени М. Ауэзова, пожалуй, несмотря ни на что, были для него самыми «спокойными». Его «невыносимый» характер требовал свободы и тогда он создал собственный театр «Аксарай», создание которого поддержал тогда глава БТА Банка Мухтар Аблязов. Это был первый и последний театр казахского мюзикла в стране, где Булат собрал талантливую сельскую молодежь и начал учить их играть так, как мог только он – не знать пределы возможного.

С лукавой гордостью он шепотом говорил мне: «Эти балбесы не знают, что петь и танцевать одновременно невозможно. А они это делают, думают, что это нормально! Я им всю жизнь «испортил», они теперь заражены свободой и больше нигде не смогут играть». И действительно, даже после вынужденной эмиграции его выкормыши не сломились, а продолжали свои постановки, пусть в усеченном виде, выживая где и как могли. Долгое время наша редакция работала под звуки их репетиций на верхнем этаже – так мы пытались хотя бы на какое-то время сохранить этот яркий национальный проект для страны.

Кто знает, возможно, если бы «Аксарай» продолжал бы существовать, Атабаев бы так и не ушел политику. Но ни государству, ни бизнесу, ни обществу как всегда оказалось не до самобытных культурных проектов. Но даже в политике Атабаев вел себя как на сцене – это был вечный перфоманс, с эффектными сценами и репликами.

Так было, когда он в 2011 году выступал перед бастующими рабочими Жанаозеня. Так было, когда он показал власти, обвинившей его в «разжигании социальной розни», огромный кукиш со страницы влиятельной немецкой газеты, когда единственный из Казахстана был награжден престижной медалью имени Гёте (Goethe-Medaille). Так было, когда его посадили в СИЗО, где он читал зэкам историю театрального искусства. Режиссеру Ермеку Турсунова тогда удалось уговорить КНБ отпустить его под подписку о невыезде, на которую сам Атабаев согласился, мягко говоря, крайне неохотно.

Когда его каким-то чудом его отпустили в Германию на вручение награды, он использовал это как возможность выступить в Европарламенте. Сразу после этого мне позвонила его сестра Дана. В слезах она рассказала, что после его выступления и интервью DW ему изменили меру пресечения и, как только он вернется в страну, его арестуют.

В этом весь Булат…

И тут, этот охамевший казах, заявляет им, мастодонтам немецкой культуры: «Говорите по-немецки!» Последовала долгая театральная пауза. «Вы все время вставляете в немецкий язык английские слова, а я их не понимаю! Неужели в немецком языке недостаточно слов, чтобы обойтись без заимствований?!» Так Атабаев окончательно «купил» немцев, получив работу. И восхищение. Сам он говорил, что может думать и говорить на трех языках одновременно: немецком, казахском и русском…

Ему предлагали гражданство, но он отказался: «Я здесь дерево не посадил, дом не построил, сына не вырастил. Поэтому я не могу сказать, что это моя страна, хотя с той зарплатой, что мне платят, я, можно сказать, живу счастливо». Позже он признался, что милее «немецких хоромов» его крохотная квартирка в Аксае, где он привык спать «в обнимку» со старым, немилосердно дребезжащим холодильником.

«Я не политик, а просто беспокойный человек»

Одна из последних работ на родине – его постановка «Лавина». Он мечтал об этом несколько лет. Она – о коллективном страхе. О добровольной духовной массовой кастрации. Старейшины села разрешали говорить жителям села только шепотом из страха перед снежной лавиной. И тут ребенок, не подозревающий об этом запрете, громко заявил о себе миру криком рождения. Катастрофы не происходит. Люди поняли, что страх перед угрозой и есть катастрофа.

«Иногда бывают ситуации, когда отчизне, если это только поменяет ситуацию, надо предъявить свой труп. Для многих это громкие слова. А если смотреть на это с исторической точки зрения, то почему курды и уйгуры остались без государства? Почему исчезают целые народы и их языки? Потому что имеет место быть коррупция и продажа национальных интересов. Я не могу оставить своим внукам виллы, заводы и фабрики. Но я хочу оставить им главное – родину».

Источник

Атабаев Булат

Общая информация

Общая информация

Атабаев Булат Манашевич родился 14 мая 1952 года в пос. Тентек Талды-Курганской области, Казахской ССР.

Казахстанский театральный режиссер, драматург, общественный деятель, заслуженный деятель РК, активист оппозиционного движения «Халык Майданы» («Народный фронт»), член незарегистрированной оппозиционной партии «Алга!».

Работал главным режиссером Немецкого драматического театра и Казахского театра имени М. Ауэзова. Художественный руководитель театра «Аксарай».

Был женат на Мадине Ералиевой (погибла в автокатастрофе в 2000 году).

Культура протеста

Культура протеста

Атабаева называли самым прогрессивным режиссером Казахстана. А еще — везунчиком, чья театральная карьера складывалась до 1991 года самым благоприятным образом. Он начинал в Темиртауском немецком театре, который позднее переехал в Алматы.

Но после распада СССР большинство артистов труппы покинули Казахстан, уехав в Германию. Туда же устремился и сам Атабаев, к тому времени уже работавший в театре имени Ауэзова.

«Я хлопнул дверью, и громко хлопнул – в Ауэзовском театре, ушел оттуда. Мол, живите в этом говне сами. И уехал в Германию. Приехал – через месяц я выл. Я уже хотел назад в эту грязную, склочную страну, где люди плюются, пишут друг о друге гадости.

Да, там я был свободен. До того я был свободен, что я никому не нужен был. А здесь – о тебе постоянно пишут, всякие слова в твой адрес говорят, кто-то хает, кто-то хвалит тебя, профсоюзные собрания проводят, ты отвечаешь, – полнота жизни. Ты чувствуешь себя востребованным. А там – как сауынды сиыр (дойная корова) – идешь на работу, тебя подоят, подоят – и гуляй. Ровно в шесть ты должен зайти в стойло, и опять тебя подоят-подоят, все по кругу. И понимаете, когда это состояние у тебя длится два года, ты проклинаешь все на свете, это тоска… Уехать – ума не надо, там – я никому не нужен, был», — вспоминал Атабаев в одном из интервью.

«Я хлопнул дверью, и громко хлопнул – в Ауэзовском театре, ушел оттуда. Мол, живите в этом говне сами. И уехал в Германию. Приехал – через месяц я выл. Я уже хотел назад в эту грязную, склочную страну, где люди плюются, пишут друг о друге гадости.

Да, там я был свободен. До того я был свободен, что я никому не нужен был. А здесь – о тебе постоянно пишут, всякие слова в твой адрес говорят, кто-то хает, кто-то хвалит тебя, профсоюзные собрания проводят, ты отвечаешь, – полнота жизни. Ты чувствуешь себя востребованным. А там – как сауынды сиыр (дойная корова) – идешь на работу, тебя подоят, подоят – и гуляй. Ровно в шесть ты должен зайти в стойло, и опять тебя подоят-подоят, все по кругу. И понимаете, когда это состояние у тебя длится два года, ты проклинаешь все на свете, это тоска… Уехать – ума не надо, там – я никому не нужен, был», — вспоминал Атабаев в одном из интервью.

В итоге режиссер вернулся в Казахстан. Ставил спектакли, снялся в кино. В 1998 году Булату Атабаеву было присуждено звание Заслуженного деятеля искусств Казахстана

В какой-то момент режиссер решил создать театр казахского мюзикла. Для этого требовались деньги, а чиновники от культуры не спешили финансировать проект.

Но деятельностью в сфере искусства Атабаев не ограничился. Он стал участником «школы Гражданского общества», учредителями которой выступили экс-аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов и журналист Сергей Дуванов. Там ему предоставили возможность выступать с лекциями перед молодыми слушателями.

Также для себя он определял «катакомбную культуру» — андеграунд, подполье, объединение на основе тайны, романтизма секретности, когда где-то встречаются, расходятся по одному и кайфуют от всего этого.

Некоторые коллеги Атабаева были склонны считать, что режиссер, незаметно для себя самого, потерял грань между театральной работой и действительностью, и перенес свою «культуру протеста» с театральных подмостков в жизнь.

Он даже не мог четко сформулировать причину, которая заставила его вступить в незарегистрированную партию «Алга!», отвечая абсолютно размыто: «Человек — социальное существо. Надо».

А потом случились события в Жанаозене 2011 года.

«На свою беду, режиссер Атабаев, как и многие другие представители искусства, предан своим меценатам. В свое время деньги на театр «Аксарай» и прочие творческие проекты ему давал банкир Мухтар Аблязов. Проворовавшись и ударившись в бега, Мухтар Кабулович привлек Болата Атабаева к своим политическим играм, а тот как воспитанный (значит помнящий оказанные услуги) человек просто не мог отказать. Проблема в том, что вернуть оказанные услуги господин Аблязов попросил не театральными постановками, а политической активностью на протестном и весьма скользком поле.

Дальше были многомесячная и подзуживаемая различными силами забастовка обслуживающего персонала на нефтепромыслах вокруг Жанаозена в Мангистау. Потом это вылилось в трагические события 16-17 декабря в городе Жанаозен и на станции Шетпе с трупами, ранеными и другими пострадавшими. Болат Атабаев, как завсегдатай поездок в Мангистаускую область, был привлечен следствием по делу о разжигании социальной розни», — так писали СМИ о роли Атабаева в деятельности партии «Алга!» в то время.

«На свою беду, режиссер Атабаев, как и многие другие представители искусства, предан своим меценатам. В свое время деньги на театр «Аксарай» и прочие творческие проекты ему давал банкир Мухтар Аблязов. Проворовавшись и ударившись в бега, Мухтар Кабулович привлек Болата Атабаева к своим политическим играм, а тот как воспитанный (значит помнящий оказанные услуги) человек просто не мог отказать. Проблема в том, что вернуть оказанные услуги господин Аблязов попросил не театральными постановками, а политической активностью на протестном и весьма скользком поле.

Дальше были многомесячная и подзуживаемая различными силами забастовка обслуживающего персонала на нефтепромыслах вокруг Жанаозена в Мангистау. Потом это вылилось в трагические события 16-17 декабря в городе Жанаозен и на станции Шетпе с трупами, ранеными и другими пострадавшими. Болат Атабаев, как завсегдатай поездок в Мангистаускую область, был привлечен следствием по делу о разжигании социальной розни», — так писали СМИ о роли Атабаева в деятельности партии «Алга!» в то время.

Источник

Болат Атабаев: судьба режиссера

болат атабаев биография и личная жизнь

Алма-Ата. В конференц-зале большого офисного помещения, предоставленного друзьями режиссера, идет репетиция спектакля «Лавина». Впервые эту пьесу Болат Атабаев поставил несколько лет назад, однако теперь, в связи с трагическим событиями в Жанаозене, она приобрела новый смысл…

Борец за демократию

болат атабаев биография и личная жизнь

Декабрьские протесты нефтяников в городе Жанаозен

Протест против существующих порядков побудил Атабаева выразить поддержку жанаозенским нефтяникам. Сценарий, стоивший ему свободы в июне 2012 года. Во время тюремного заключения режиссера «Лавина» вышла на сцене основанного им театра «Аксарай», который отличается необычными модернистскими постановками. Актеры, как и европейская общественность, были на стороне Атабаева. Без их поддержки столь скорое освобождение, возможно, не удалось бы.

Медаль имени Гёте

И все же активная гражданская позиция и деятельность, направленная на развитие демократии в Казахстане, имели лишь второстепенное значение, когда принималось решение присудить Болату Атабаеву медаль имени Гёте (Goethe-Medaille). Главную роль сыграло творчество 61-летнего Атабаева. А точнее, его вклад в развитие германо-казахстанских театральных отношений. Каждый год этой наградой Институт имени Гёте отмечает деятелей культуры, которые способствуют популяризации немецкого языка и международному культурному обмену.

болат атабаев биография и личная жизнь

Своими необычными постановками в свободном стиле Болат Атабаев ввел новшество в казахский театр. С немецкой культурой он познакомился довольно рано: рос неподалеку от общины поволжских немцев, сосланных в Казахстан. С тех пор Атабаев всегда проявлял к ней живой интерес. Несколько раз он приезжал в Германию, откуда привозил на родину новые идеи.

Источник

Умер режиссер и оппозиционный деятель Болат Атабаев

болат атабаев биография и личная жизнь

В Алматы умер известный театральный режиссер и оппозиционный деятель Болат Атабаев. Ему было 69 лет. О кончине режиссера сообщили активисты и правозащитники. Несколько дней назад появилась информация, что Атабаев госпитализирован в реанимационное отделение городской больницы.

В прошлом году режиссер перенес серьезную операцию в Германии, которая завершилась ампутацией ноги ниже колена. После он написал в Facebook’е: «Не дождётесь. » Сестра режиссера Данна Атабаева ранее сообщала, что ухудшение здоровья Болата Атабаева было следствием сахарного диабета и почечной недостаточности.

Вскоре после операции Болат Атабаев вернулся в Казахстан.

Болат Атабаев начинал театральную карьеру в Темиртау, позже переехал в Алматы, ставил спектакли на сцене Казахского академического драматического театра имени Ауэзова, Республиканского немецкого драматического театра. Проработал несколько лет в театрах Германии. В 2006 году Атабаев создал первый в Центральной Азии театр мюзикла «Аксарай», полюбившийся зрителям постановками на злобу дня, затрагивающими политические вопросы. В числе популярных спектаклей этого театра была «Лавина», которая повествует о необходимости избавления от страха, захватившего общество.

болат атабаев биография и личная жизнь

«Страх победил смехом»

Болат Атабаев был известен в Казахстане критическим взглядом на политические и социальные вопросы. Режиссер поддерживал оппозиционные организации, за что подвергался преследованиям.

Атабаев был арестован после Жанаозенских событий 2011 года, когда подавление многомесячной забастовки на западе Казахстана привело к кровопролитию, режиссеру вменили «разжигание социальной розни». Его освободили под давлением общественности и международного сообщества. После этого он не оставил оппозиционную деятельность, подвергался прессингу, позже на несколько лет покинул страну.

Казахстанские правозащитные организации вносили Болата Атабаева в список преследуемых по политическим мотивам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *