биография яковлева юрия яковлевича
Юрий Яковлев: Три брака, два сына, дочь и внебрачные близнецы любвеобильного романтика
Юрий Яковлев — один из самых талантливых и ярких советских актеров. Он с лёгкостью мог воплотить в одной картине сразу несколько образов.
Юрий Яковлев — один из самых талантливых и ярких советских актеров. Он с лёгкостью мог воплотить в одной картине сразу несколько образов. Судьба артиста наглядно показывает, что творческая натура имеет свойство быть успешной в различных жизненных областях.
Необычное происхождение
Юрий Васильевич появился на свет 25 апреля 1928 года в Москве. Отец был творческой натурой, мечтал стать певцом, и одно время играл на сцене МХАТа. Но дед Юрия, человек строгий и властный, был против такой профессии сына. В Воронеже его обувь покупали все и, пользуясь уважением местного населения, Василий Николаевич был избран главой города.
Естественно, сын главы Василий Васильевич не мог перечить отцу и оставил творчество в пользу семейного бизнеса. Позже он стал юристом.
Мама Юры Ольга Михайловна в качестве медсестры разрабатывала диеты в поликлинике Кремля. Ее отец управлял маслозаводом в Таганроге.
Познакомились родители Яковлева в Воронеже, куда Ольга приехала к подруге. Затем переехали в столицу. Спустя четыре года развелись. Что удивительно, семью так ни один из них повторно и не создал, а Василий Васильевич исправно приходил в гости к сыну по четвергам.
Юность, опаленная войной
Когда наступил расстрельный 1937 год и брата матери Яковлева репрессировали, Ольга Михайловна предпочла держаться подальше от Кремля.
Во время войны она работала в госпитале медсестрой, а Юрий старался во всем помогать матери. Это было в эвакуации в Уфе. По возвращении в столицу юный Яковлев начал искать новые способы заработка, так как нужно было выживать в столь тяжёлое время. Парень устроился на заправку, а потом его взяли в автомастерскую при американском посольстве. Юра начал мечтать о карьере дипломата.
Однако что-то надоумило его резко изменить свои устремления в пользу актерства. Возможно, Юрию Васильевичу передались отцовские гены.
Череда неудач
Правда, во ВГИКе талант парня не разглядели. Его внешность показалась, приемной комиссии, недостаточно подходящей для актерской профессии. Для Яковлева это было уже не первое разочарование.
В детстве была попытка попробоваться в картину о Тимуре и его команде, но и тогда мальчик получил отказ.
Один из студентов ВГИКа обнадежил грустного абитуриента, посоветовав показаться ещё в Щукинском училище.
Здесь Юрий Васильевич тоже чуть было не потерпел фиаско, но одна из членов приемной комиссии отстояла юношу и взяла на свой курс.
Она же помогла первокурснику не вылететь после первой же сессии. Яковлев учился не очень, не мог раскрыться, и Ц. Мансурова решила заниматься с ним.
Вера педагога подстегнула Юрия взять себя в руки и в скором времени стать одним из лучших на курсе. Так что по окончании училища место в своей труппе ему были готовы предложить сразу несколько театров.
Театр
Юрий Яковлев выиграл подмостки театра им. Вахтангова. Впервые он вышел на сцену в крошечной роли жандарма в «Отверженных» В. Гюго. Затем юному актеру доверили роли второго плана (в спектаклях «Макар Дубрава» и «Европейской хронике»). И, наконец, ключевой образ в «Раках» С. Михалкова.
Актер просто боготворил писателя А. П. Чехова, имел с ним много общего, поэтому для него было большой удачей сыграть в «Насмешливом моем счастье» и примерить пиджак, принадлежавший писателю. Стоит ли говорить, что пиджак подошёл идеально. Актер и Чехов были одного роста.
Постепенно артист стал узнаваемым и очень популярным в театральных кругах. Постановки с его участием неизменно шли с аншлагом. Даже прервав свою карьеру на несколько лет из-за частых съёмок в кино, Юрий Яковлев вернулся на родную сцену.
Множество раз его пытались переманить в другие именитые театры, но он оставался верен одному до конца, посвятив ему целых 60 лет жизни.
Цезарь в кино
Далеко не сразу Юрий Яковлев получил главную роль в кино. Несколько эпизодов с его участием прошли незамеченными для зрителя, пока молодой человек не познакомился с великим и ужасным Иваном Пырьевым.
Режиссер уже более восьми лет вынашивал идею экранизации «Идиота» Ф. Достоевского. Однако, никак не мог найти идеальную кандидатуру на роль князя Мышкина. И тут он встретил Яковлева. Мастер мгновенно осознал, что актер как никто другой ему подходит.
Успех одноименной картины был ошеломительным. Журнал «Советский экран» признал ленту фильмом года, а Юрий Васильевич проснулся знаменитым.
Эльдар Рязанов не мог пройти мимо такого типажа и пригласил Яковлева в свою «Гусарскую балладу». После этой работы предложения о съёмках посыпались на артиста как из рога изобилия («Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Карнавал», «Кин-дза-дза» и другие).
Особенно, конечно же, зрителю полюбились неказистый управдом Бунша и суровый царь Иван Грозный из нетленки Л. Гайдая. Далеко не каждому актеру под силу исполнить сразу две роли в кино.
Ну, а его Ипполит в «Иронии судьбы…» стал просто каноническим. Несмотря на изначальную кандидатуру О. Басилашвили, Рязанов пригласил Юрия Васильевича и не прогадал. Его блестящие импровизации (про «тепленькую» и «какую гадость») ушли в народ.
Голос актера не раз использовали в качестве закадрового или на дубляже («Берегись автомобиля», «Баллада о солдате», «Старики-разбойники» и другие). Тембр Яковлева нередко сравнивали с самим Юрием Левитаном.
Три брака, дочь и два сына
Актер отличался своей любвеобильностью, хотя с первой и второй женой Яковлев прожил несколько лет. А с третьей больше 40.
Первые отношения, продлившийся десять лет, разорвал сам артист. Причина была очень некрасивой — другая семья.
Супруга, доктор Кира Мачульская, долго не могла забеременеть (осложнения в связи с болезнью, лечилась от туберкулеза). Возможно, это стало причиной измен Юрия Яковлева. И, несмотря на то, что Кире удалось родить дочь Алену, актер признался, что имеет любовницу, которая тоже беременна.
Он ушел к актрисе Екатерине Райкиной, которая подарила Юрию Васильевичу сына Алексея.
Хотя поступок артиста шокировал общество, сам он признался, что ему пришлось очень тяжело, и было безумно стыдно. Тем более второй брак продержался всего три года. Возможно, из-за чувства вины, актер начал злоупотреблять алкоголем, и Екатерина устала это терпеть.
И в третьем союзе с Ириной Сергеевой, руководящей театральным музеем, Яковлев был по-настоящему счастлив. Ирина родила Юрию сына Антона.
Актер постарался наладить отношения со всеми своими детьми и это ему удалось. Все трое отпрысков артиста пошли по его стопам. Алена служит в театре Сатиры. Ее брак с сыном актера Михаила Козакова Кириллом пополнил две актерские семьи. Их дочь Мария тоже стала актрисой.
Сын Алексей начинал актером театра им. Ермоловой, но затем стал бизнесменом. А Антон трудится режиссером.
Курортный роман и внебрачные близнецы
В апреле 2013 года издание «Экспресс газета» разместила статью об Юрии Яковлеве. В ней содержалось интервью с женой академика Лопухина.
Женщина рассказала, что до женитьбы на Кире Мачульской у любвеобильного красавца случился курортный роман с девушкой по имени Ирина. С ней жена академика училась когда-то в школе.
Через время пара решила расстаться, хотя Ирина была беременна. Юрию о своем интересном положении она не сообщила. На восьмом месяце беременности вышла замуж.
Когда родились близнецы, её муж дал им свою фамилию, и считал родными детьми. Мальчиков назвали Петром и Павлом. Сейчас им под 70 лет.
Знал ли о своих внебрачных сыновьях Юрий Яковлев, неизвестно. Во всяком случае, о своем курортном романе с Ириной он никогда и нигде не рассказывал.
Актер прожил достойную и долгую жизнь. Ушел в возрасте 85 лет, вследствие продолжительной болезни сердца.
Словно предчувствуя скорую кончину, в своем последнем спектакле «Пристань» Юрий Васильевич произнесет фразу о том, что скажет его герой, встретившись с Богом. И на вопрос о счастье не успеет ответить, лишь благодарно заплачет, стоя на коленях.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Юрий Яковлевич Яковлев
Биография писателя
Еще мальчиком он начал писать стихи и был членом «литературного клуба» Дворца пионеров. В 1940 году прямо со школьной скамьи он был призван в армию, а через год началась война, и он 6 лет прослужил солдатом. Артиллерист-зенитчик, в дни Великой Отечественной войны, Яковлев оборонял Москву от налетов фашистских самолетов, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
На войне окончательно определилось его стремление стать писателем. В годы войны Юрий Яковлев печатался в воинской газете «Тревога». К моменту поступления в литературный институт, у Яковлева уже было опубликовано несколько детских книг стихов. Яковлев Юрий Яковлевич закончил литературный институт имени Горького в 1952 году. Дипломной работой его была поэма. Вступал в литературу как автор стихотворных книг для детей. Сотрудничал с литературным клубом «Бригантина» 74 московской школы, в котором выступал со своими новыми рассказами. Это общение давало писателю уверенность, что он знает своих героев, понимает сегодняшнего подростка, его духовный мир, движения, жесты, своеобразный ребячий язык. Был журналистом, много ездил по стране, писал очерки. Став уже убежденным прозаиком, побывал за рубежом: в Турции, во Франции, в Англии и Италии.
Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии.
В традиции советской «героической» детской литературы Юрий Яковлев развивает идеи и приёмы Аркадия Гайдара и Юрия Сотника; ряд образов и сюжетов прозы Ю. Я. впоследствии воспроизвёл Владислав Крапивин. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Основные идеи прозы Юрия Яковлева — благородство как следование внутренним нравственным идеалам вопреки социальной норме («Великое непослушание»), «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру («маяку») как источник осмысленности существования, а также проблема истинного и ложного отца (см. «Гамлет»).
Подробно и развёрнуто педагогико-эстетическое учение Юрия Яковлева изложено им в произведении «Мистерия.
Юрий Яковлевич Яковлев
Биография писателя
Еще мальчиком он начал писать стихи и был членом «литературного клуба» Дворца пионеров. В 1940 году прямо со школьной скамьи он был призван в армию, а через год началась война, и он 6 лет прослужил солдатом. Артиллерист-зенитчик, в дни Великой Отечественной войны, Яковлев оборонял Москву от налетов фашистских самолетов, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
На войне окончательно определилось его стремление стать писателем. В годы войны Юрий Яковлев печатался в воинской газете «Тревога». К моменту поступления в литературный институт, у Яковлева уже было опубликовано несколько детских книг стихов. Яковлев Юрий Яковлевич закончил литературный институт имени Горького в 1952 году. Дипломной работой его была поэма. Вступал в литературу как автор стихотворных книг для детей. Сотрудничал с литературным клубом «Бригантина» 74 московской школы, в котором выступал со своими новыми рассказами. Это общение давало писателю уверенность, что он знает своих героев, понимает сегодняшнего подростка, его духовный мир, движения, жесты, своеобразный ребячий язык. Был журналистом, много ездил по стране, писал очерки. Став уже убежденным прозаиком, побывал за рубежом: в Турции, во Франции, в Англии и Италии.
Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии.
В традиции советской «героической» детской литературы Юрий Яковлев развивает идеи и приёмы Аркадия Гайдара и Юрия Сотника; ряд образов и сюжетов прозы Ю. Я. впоследствии воспроизвёл Владислав Крапивин. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Основные идеи прозы Юрия Яковлева — благородство как следование внутренним нравственным идеалам вопреки социальной норме («Великое непослушание»), «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру («маяку») как источник осмысленности существования, а также проблема истинного и ложного отца (см. «Гамлет»).
Подробно и развёрнуто педагогико-эстетическое учение Юрия Яковлева изложено им в произведении «Мистерия.
Писатель Юрий Яковлев. Биография для детей
О книгах Юрия Яковлева
Я детский писатель и горжусь этим.
Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.
После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», — писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького.
Самой первой книгой молодого поэта был сборник стихов для взрослых о буднях армии «Наш адрес», напечатанный в 1949 году, позже появились сборники «В нашем полку» (1951) и «Растут сыновья» (1955). Затем у Ю. Яковлева стали выходить тоненькие стихотворные книжечки для детей. Но, как оказалось, поэзия не была его главным призванием. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Ю. Яковлев стал отдавать предпочтение прозе. Многогранный и талантливый человек, он пробовал себя и в кино: по его сценариям было снято несколько мультипликационных и художественных фильмов («Умка», «Всадник над городом» и другие).
Ю. Яковлев — один из тех детских писателей, кто искренне интересуется внутренним миром ребенка и подростка. Он говорил ребятам: «Ты думаешь, что. удивительная жизнь где-то далеко-далеко. А она, оказывается, рядом с тобой. В этой жизни много трудного, а порой и несправедливого. И не все люди хороши, и не всегда везет. Но если в твоей груди бьется горячее сердце, оно, как компас, приведет тебя к победе над несправедливостью, оно подскажет тебе, как надо поступать, поможет отыскать в жизни хороших людей. Совершать благородные поступки очень трудно, но каждый такой поступок возвышает тебя в твоих же глазах, и в конечном счете именно из таких поступков складывается новая жизнь».
Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником — не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева — обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.
«Мои герои — мои бесценные веточки багульника», — говорил писатель. Багульник — это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время когда за окном еще лежит снег.
Такие веточки однажды принес в класс главный герой рассказа «Багульник» — мальчик по имени Коста. Среди ребят он совсем не выделялся, на уроках обычно зевал и почти всегда молчал. «Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами ». Одним словом, Коста был загадкой для класса. И однажды учительница Евгения Ивановна, чтобы понять мальчика, решила проследить за ним. Сразу после школы Коста пошел гулять с огненно-рыжим сеттером, хозяином которого был пожилой человек на костылях; потом побежал к дому, где на балконе его ждал брошенный уехавшими хозяевами боксер; затем к больному мальчику и его таксе — «черной головешке на четырех ножках». В конце дня Коста пошел за город, на пляж, где жил одинокий старый пес, верно ждавший своего погибшего хозяина-рыбака. Домой уставший Коста вернулся поздно, а ведь ему еще уроки надо делать! Узнав тайну своего ученика, Евгения Ивановна посмотрела на него по-другому: в ее глазах Коста стал не просто вечно зевающим на уроках мальчишкой, а человеком, помогающим беспомощным животным и больным людям.
В этом небольшом произведении заключена тайна отношения Ю. Яковлева к своим героям-детям. Писателя волнует, что же позволяет маленькому человеку раскрыться, «распуститься», подобно багульнику. Как неожиданно зацветает багульник, так же с неожиданной стороны раскрываются и герои Ю. Яковлева. А часто бывает у него так, что новое открывает в себе и сам герой. Такой «распустившейся веточкой багульника» можно назвать «рыцаря Васю», героя одноименного рассказа.
В тайне ото всех Вася мечтал стать рыцарем: сражаться с драконами и освобождать прекрасных принцесс, совершать подвиги. Но оказалось, для того чтобы совершить благородный поступок, не нужны блестящие латы. Однажды зимой Вася спас маленького мальчика, тонувшего в проруби. Спас, но скромно промолчал об этом. Его слава незаслуженно досталась другому школьнику, который просто отвел промокшего и испуганного малыша домой. О по-настоящему рыцарском поступке Васи не узнал никто. Эта несправедливость вызывает у читателя чувство обиды и заставляет посмотреть вокруг: может быть, такое бывает не только в книгах, может, происходит где-то рядом с тобой?
В литературе часто один поступок может раскрыть характер героя, по нему можно судить, положительный персонаж его совершил или отрицательный. В рассказе «Баваклава» Леня Шаров забыл купить бабушке глазные капли. Он часто забывал о бабушкиных просьбах, забывал сказать ей «спасибо». Забывал, пока бабушка, которую он называл Баваклава, была жива. Она всегда была рядом, и потому забота о ней казалась ненужной, несущественной — подумаешь, потом сделаю! Все изменилось после ее смерти. Тогда вдруг очень важным для мальчика оказалось принести из аптеки уже никому не нужное лекарство.
Ю. Яковлев призывает быть более чутким к своим родным, друзьям, а ошибки совершают все, вопрос только в том, какие уроки мы из них извлекаем.
Непривычная ситуация, новое, незнакомое чувство может заставить человека не просто раскрыть неожиданные стороны своего характера, но и заставить измениться, преодолеть свои страхи и свою застенчивость.
Рассказ «Письмо Марине» о том, как же трудно, оказывается, признаться в своих чувствах девочке, которая нравится! Кажется, откровенно написать все не сказанное при встрече легко. Как начать обещанное письмо: «дорогая», «милая», «самая лучшая». Столько мыслей, воспоминаний, но. вместо длинного интересного рассказа выходят лишь несколько общих фраз об отдыхе и лете. Но и они значительны для Кости — это первый трудный шаг к общению с девочкой в новой для него ситуации.
Еще труднее проводить девочку домой, преодолев свою застенчивость. Гораздо проще оказалось Киру забраться на скользкую крышу высокого дома и узнать, как же выглядит понравившийся Айне загадочный флюгер («Всадник, скачущий над городом»).
С уже выросшими героями Ю. Яковлева мы знакомимся в рассказе «Бамбус». Сначала мы видим персонаж будто приключенческого романа, который живет «на краю света, в избушке на курьих ножках», курит трубку и работает предсказателем землетрясений. Приехав в город своего детства, Бамбус разыскивает учеников своего класса: Коржика, который теперь стал майором, Валюсю — врача, Чевочку — директора школы и учительницу Певицу Тра-ля-ля. Но не только для того приехал загадочный Бамбус, чтобы увидеть своих повзрослевших друзей, главная его цель — попросить прощение за давнюю шалость. Оказывается, когда-то, учась в пятом классе, этот Бамбус выстрелил из рогатки и попал в глаз учительнице пения.
Слетел ореол романтики — остался пожилой уставший человек и его злая выходка. Много лет его мучило чувство вины, и приехал он потому, что нет судьи страшнее, чем собственная совесть и нет срока давности у некрасивых поступков.
Не бывает срока давности и у правды. Герой рассказа «А Воробьев стекло не выбивал» Сёмин пытается восстановить справедливость — выяснить, кто разбил стекло в кабинете директора. В хулиганском поступке по привычке обвинили Воробьева. «Если собрать все стекла, разбитые за недолгий век Воробьевым, то их хватит, чтобы застеклить целый дом». Сёмин же знал, что Воробьев в тот день прогуливал школу и выбить стекло не мог. Он не выдал одноклассника, а стал все свои ответы начинать одной и той же фразой: «А Воробьев стекло не выбивал». Несправедливость, обвинение невиновного заставила мальчика упорно искать правды. И учителя, и одноклассники за долгое время школьной учебы стали воспринимать слова Сёмина как чудачество, шутку. Несмотря на это, он в конце концов добился своего: настоящий хулиган признался на выпускном вечере.
Значительное место в творчестве Ю. Яковлева занимает тема войны. Для пережившего ее писателя важно, чтобы дети, родившиеся после салюта Победы, почувствовали себя продолжателями отцовских дел и отцовских подвигов и не забывали павших за Родину.
В маленьком рассказе «Девочки с Васильевского острова» переплетается история и современность. У Тани Савичевой и Вали Зайцевой много общего: и школа, и улица на Васильевском острове Ленинграда. Только первая жила здесь во время почти девятисотдневной блокады Ленинграда, в 1941—1944 годах, а вторая — позже, когда о войне осталась только память. Несмотря на это различие, Валя считает Таню своей подругой, хочет, чтобы о ней помнили, и потому на Дороге жизни — так называлась единственная трасса, связывающая осажденный Ленинград со страной, — помогает возведению памятника. Валя пишет на нем строки из дневника своей подруги: «Умерли все. Осталась одна Таня». За этими скудными строками умирающей маленькой девочки раскрывается трагедия всего блокадного города, всех его жителей.
В 1941 году Таня Савичева вместе с семьей осталась в окруженном немцами Ленинграде. Однажды сестра Нина не вернулась с рабочей смены, и мама отдала Тане на память ее записную книжку. С тех пор девочка стала вести дневник. В нем всего семь страшных записей — семь дат гибели Таниной семьи. Саму Таню, потерявшую сознание от голода, эвакуировали из города, но спасти ее не удалось. После освобождения Ленинграда ее дневник нашли под завалами разрушенного дома. Таня умерла, но эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвинявшего фашизм.
«Дети, — сказал Учитель, — я учил вас истории. Я рассказывал вам, как умирали за Родину настоящие люди. Теперь пришел наш черед. Не плачьте! Поднимите голову выше! Идемте! Начинается ваш последний урок истории».
У каждого из героев Ю. Яковлева своя судьба. В мирной и в военной жизни — во всякое время есть место своим героям и своим подвигам. И Учитель истории, и Таня Савичева, и Баваклава должны остаться в памяти людей. Юный Леня Шаров решает для себя: «Она [бабушка] умрет, когда ее забудут, но пока хоть одно сердце помнит ее, она жива».
«Нет на свете ничего страшнее забвения. Забвение — ржавчина памяти, и она разъедает самое дорогое», — повторяет свою мысль Ю. Яковлев. Одно из произведений он так и назвал — «Память». Рассказ- воспоминание, рассказ-памятник маленькой Лиде Де- меш, тринадцатилетней партизанке, прятавшей мины под своей кроватью. Во время одной из подрывных операций она попала в засаду и была расстреляна. «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!» — были ее последние слова.
Лида Демеш — не выдуманный персонаж. Такая девочка действительно была, а писатель лишь продлил ее жизнь в своем рассказе.
Память — та ниша, где хранятся воспоминания о людях и поступках прошлого. «Я хочу своим творчеством сегодня повлиять на завтрашнего взрослого человека. Сделать его благороднее, чище, добрее, отзывчивее к людям. Я стараюсь представить себе детство людей, которые завтра совершат подвиг во имя человека» — так сформулировал Ю. Яковлев цель своего творчества в одном из интервью. Его писательский талант связывает прошлое и настоящее, заставляя читателей задуматься, сопереживать героям рассказов и повестей. Всем строем своих произведений он как бы говорит нам: смотри, читатель, сколько прекрасного вокруг, сколько настоящих героев жило и живет под одним с тобой небом. Следуй за ними, будь, как они, честным, отважным, верь в себя и не падай духом в трудную минуту.