биография островского по датам таблица

Александр Островский

краткая биография

биография островского по датам таблица

Роль и место в литературе

Александр Николаевич Островский – самобытный русский писатель и драматург XIX столетия. Его считают отцом современного театра в России. Островский был членом Академии наук в Петербурге, получил премию Уварова.

Происхождение и первые годы жизни

Появился на свет Александр Островский в 1823 году в Российской империи (Москва). Детские годы прошли в купеческом обществе.

Отец – Николай Федорович Островский, сын священника, выпускник Костромской семинарии. Работал судебным стряпчим, обеспечивал семью. Сумел добиться высокого чина и получить дворянство.

Мать – Любовь Ивановна Островская (в девичестве Саввина), дочь пономаря. Не стало ее, когда будущему писателю было всего 8 лет.

Николай Федорович много работал и благодаря его усилиям семья жила хорошо. Он женился во второй раз на баронессе Эмили фон Тессин, которая была дочерью шведского аристократа. Мачеха оказалась заботливой и дети Николая Федоровича ее приняли.

Детство писателя в основном проходило в центре Замоскворечья.

Образование

Первое образование Островский получил дома. Отец владел огромной библиотекой, к которой имел доступ юный Александр. По велению отца, в 1835 году будущий писатель идет учиться в гимназию, а потом поступает в Московский университет, чтобы стать юристом. Но учебу он так и не заканчивает, потому что находит настоящее призвание – театр. В качестве компромисса, Островский согласился работать писарем в суде. Занимался он этим делом до 1851 года.

Творчество

Склонность к литературной деятельности Островский почувствовал рано, еще когда только осваивал библиотеку отца в детстве.

Творческий путь писатель начал с публикации короткой пьесы «Картина семейной жизни», которую восторженно приняли. По мнению профессора Шевырева, молодой Островский – светило русской драматургии. Его талант по достоинству оценили и другие деятели, такие как Гоголь и Гончаров.

Главная задача, которую ставил перед собой драматург – это правдивое изображение народа в сочинениях.

Начиная с 1856 года, Островский числится редактором популярного журнала «Современник».

В 1863 году драматург получает премию Уварова.

Важные произведения

«Свои люди – сочтемся!» — произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано в 1849 году.

Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка». Пьеса «Бесприданница» — это многогранная драма, в которой писатель необычно описывает характеры, точно передает чувства главных действующих лиц. «Гроза» — это реалистическая пьеса, построенная на конфликте старых порядков и новой жизни. В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной.

Последние годы

В последнее время Александр Островский жил в бедности, к тому же обострились болезни. Но писатель продолжал усердно работать, что истощало его организм. Драматург мечтал, что школа театра возродится. Не стало писателя 14 июня 1886 года.

Хронологическая таблица

Год (годы)Событие
1823Родился Александр Островский
1835Начало учебы в Московской гимназии
1840Поступление в Московский университет
1847Представление автором своей пьесы «Картина семейной жизни»
1850Публикация пьесы «свои люди – сочтемся!»
1853Появление пьесы «Бедность не порок»
1860Публикация пьесы «Гроза»
1873Выход пьесы «Снегурочка»
1879Появление пьесы «Бесприданница»
1886Не стало Александра Островского

Интересные факты

Музей Александра Островского

Дом-музей А.Н. Островского открылся в 1984 году в Замоскворечье, в доме, где прошло детство драматурга.

Фотоматериалы по биографии Островского

биография островского по датам таблица

Дом, в котором родился Островский в Москве

биография островского по датам таблица

Один из залов Дома-музея Островского

биография островского по датам таблица

Островский с актерами Малого театра

биография островского по датам таблица

Дом-музей Островского в Щелыково Костромской области

Источник

Островский хронологическая таблица жизни и творчества кратко

Хронологическая таблица Островского

Хронологическая таблица Островского помогает выделить главные этапы жизни писателя. В этой статье в удобной форме изложена информация о жизни и творчестве Островского по датам. Сведения биографии А Н Островского, известного русского драматурга, будут интересны школьникам и всем, кто интересуется русской классической литературой.

Островский внес уникальный вклад в театральное искусство. Почетное место в жизни Островского занимает театральное дело. В периодизации его творческого пути отражены даты развития русского театра, связанные с основанием Артистического кружка. Произведения Александра Николаевича Островского в таблице указаны в хронологической последовательности. Подробно ознакомиться с творчеством драматурга можно в специальном разделе.

1823 год, 31 марта – Родился А.Н. Островский в Москве в семье чиновника московских департаментов Сената Николая Федоровича Островского и его супруги Любови Ивановны.

1835 – Поступление в третий класс 1-й московской гимназии.

1840 – Поступление на юридический факультет Московского университета.

1843, май – А. Н. Островским оставил университет;

определен на службу в Московский совестный суд.

1847, 14 февраля – Чтение пьесы «Картина семейного счастья» у С.П. Шевырева, первый успех.

1850, март – В №6 журнала «Москвитянин» напечатана пьеса «Свои люди — сочтемся!».

1851, февраль – Образована «молодая редакция» «Москвитянина».

1853, 14 января – Премьера на сцене Малого театра комедии «Не в свои сани не садись» — первой пьесы А. Н. Островского, поставленной в театре.

1853, ноябрь – Пьеса «Бедность не порок».

1854, ноябрь – Драма «Не так живи, как хочется».

1856 – Сотрудничество с журналом «Современник».

1860, январь – Пьеса «Гроза» впервые опубликована в №1 журнала «Библиотека для чтения».

1865, январь – Комедия «Воевода» опубликована в №1 журнала «Современник».

1865, март-апрель – Утвержден устав Московского артистического кружка (А.Н.Островский, В.Ф. Одоевский, Н.Г. Рубинштейн).

1865, октябрь – В №9 «Современника» напечатана пьеса «На бойком месте»;

открытие Артистического кружка.

1865, декабрь – А. Н. Островский избран его старшиной.

1868, ноябрь – В №11 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия «На всякого мудреца довольно простоты».

1869, 12 февраля – Женитьба на Марии Васильевне Васильевой (Бахметьевой).

1870, ноябрь – По инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей, преобразованное позднее в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов.

1873, сентябрь – В №9 «Вестника Европы» напечатана «Снегурочка».

1874 – А. Н. Островский единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

1879 – В №5 «Отечественных записок» опубликована драма «Бесприданница».

1880, январь – В №1 «Отечественных записок» напечатана комедия «Сердце не камень».

1880, 6-8 июня – Участие в пушкинских торжествах;

«Застольное слово о Пушкине».

1882, январь – В №1 «Отечественных записок» опубликована комедия «Таланты и поклонники».

1882, февраль – Чествование А. Н. Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности.

1884, январь – Публикация в №1 «Отечественных записок» драмы «Без вины виноватые».

Самые популярные материалы сентября для вашего класса:

«Лесной царь» главные герои

Смысл названия пьесы «Гроза»

«Путешествие из Петербурга в Москву» главные герои

Анализ «Старуха Изергиль» Горький

Город Калинов и его обитатели в «Грозе»

Анализ стихотворения «Признание» Державина

Какой смысл названия комедии «Недоросль»?

«Дубровский» очень краткое содержание

Главные герои «Грозы» Островского

«Чистый понедельник» очень краткое содержание

Очерк жизни и творчества А.Н. Островского

Тема урока:
Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.Социально-культурная новизна драматургии писателя.
Тип урока:

Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. — 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011.

учебник, портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.

Содержание этапов урока

Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.

І. Организационный момент

II. Начальный этап урока, сообщение темы, постановка целей урока

— Открываем тетради, пишем число, классная работа и тему нашего сегодняшнего урока «Очерк жизни и творчества А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии писателя». Ребята, какова цель нашего урока? Подумайте хорошо, какую цель вы хотите реализовать на уроке, мы вернемся к ним в конце урока.

1.
Вступительное слово учителя
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

1). ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО

1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.

В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех.

Выступления учащихся с кратким обзором содержания комедии «Свои люди – сочтемся!».

Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии

: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый».

1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.

1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».

1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов… Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.

Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.

Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».

2). А. Н. ОСТРОВСКИЙ В 70–80-е ГОДЫ

Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал запоминающиеся фигуры купцов, крутых нравом, но совестливых.

Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос драматурга в защиту свободы человека.

Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения».

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».

1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».

Высокую оценку драматургической деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».

1. Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?

2. Сколько этапов выделяется в творчестве Островского?

1. Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику).

4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.

Предварительный просмотр:

Жизнь и творчество А. Н. Островского (1823 – 1886). Колумб Замоскворечья

Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье – старом районе Москвы, где издавна селились купеческие семьи. Родители его происходили из семей духовенства.

Отец Островского сам окончил духовную академию, но затем поступил на государственную службу и получил дворянский титул.

Мать Александра Николаевича много занималась детьми, которых в семье было трое. Умерла она в 1831 году.

В 1840 году Александр Николаевич Островский окончил 1-ю Московскую

гимназию, бывшую тогда образцовым средним учебным заведением с гуманитарным уклоном, и поступил на юридическое отделение Московского университета. Ещё в гимназии он увлёкся литературным творчеством, а в студенческие годы сделался страстным театралом. На московской сцене в это время блистали великие актёры П. С. Мочалов и М. С. Щепкин.

Как только занятия специальными юридическими дисциплинами стали мешать

творческим устремлениям Островского, он покинул университет и по настоянию отца в 1843году поступил канцеляристом сначала в Московский совестный, а затем в Московский коммерческий суд. Здесь разбирались дела о наследствах, жалобы на родственников и опекунов, связанные с имущественными делами. Эта нелюбимая работа дала Островскому богатейший запас впечатлений: она существенно обогатила жизненный опыт драматурга, дала ему знание языка, быта и психологии мещанско-купеческой среды и чиновничества. В 1851 году Островский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству.

Началом своей профессиональной литературной деятельности сам писатель

считал пьесу «Семейная картина», которую 14 февраля 1847 года с успехом прочитал в доме университетского профессора и литератора С. П. Шевырёва. Следующая пьеса «Свои люди – сочтёмся!» (первоначальное название «Банкрот») появилась в 1849 году,однако на сцену допущена не была. За это произведение, сделавшее имя Островского известным всей читающей России, драматург был отдан под негласный надзор полиции.

С начала 50-х годов Островский становится активным сотрудником славяно-

фильского журнала «Москвитянин», который пропагандировал реалистическое искусство и стремился пробудить интерес к народному быту и фольклору. Эти годы (1852 – 1854) дали Островскому глубокое знание «живого» фольклора, речи и быта городского простонародья.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н.Островского в новый литературный круг – салон И.И.Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник».

Творчество и известность Островского

В 1950 г. Островский пишет и издает свою первую пьесу, которую называет “Свои люди — сочтемся”. Произведение приносит писателю не только известность, но и освобождает от ненавистной должности. Буквально в том же году отец Александра Николаевича наконец-то признает талант сына и разрешает тому уволиться со службы.

Важно! Первое признание молодого Александра светилом драматургии произошло раньше, чем вышло в свет его первое печатное произведение. В 1947 году Островский участвовал в литературных чтениях, где презентовал фрагмент своей рукописи “Картины семейного счастья”. Присутствующих поразил психологизм, легкая ирония и живое описание, которые в дальнейшем стали особенностью творческого стиля драматурга.

Через 3 года после выхода первого печатного сценария, то есть в 1853 г., на сцене Малого театра происходит премьерный показ спектакля “Не в свои сани не садись” авторства Островского. Хотя самому писателю и не нравилась работа писцом, она позволяла со стороны понаблюдать за многими типичными для тогдашней России характерами чиновников и обычных людей и очень повлияла на творчество драматурга. В своих пьесах и кратких очерках он крайне реалистично изображал сцены из купеческого быта, увиденные в детстве, и персонажей, с которыми сталкивался по работе.

Действия в большинстве сценариев происходят в неком городе Н, а имена героев скрыты за инициалами — таким способом драматург пытался замаскировать реалистичность ситуаций.

биография островского по датам таблица

Рис. 2. Александр Николаевич Островский. 1856 год Вниманию читателя представлены не столько события, сколько эмоции и переживания, вызванные ими. При помощи множества эффектных, но незаметных взгляду неискушенного зрителя приемов Островский мастерски привлекает внимание к повседневным проблемам, беспокоящих простого человека. Самые известные драматические произведения А. Островского:

В течение своей не слишком длинной жизни Островский создал несколько десятков драматических произведений, много очерков и сценариев комедий. Несколько десятилетий он успешно сотрудничал с журналом “Современник”, способствовал появлению и утверждению устава Артистического кружка, занимал высокие должности в театральных сообществах Москвы и даже был директором театрального училища.

Важно! Островский хотел перевернуть привычный мир драмы в прямом смысле этого слова. Деятельность Александра Николаевича и его последователей была направлена на реформацию театра, отход от классических канонов в пользу большей реалистичности и приближенности к жизни. Самое главное достоинство его творчества — в живости описываемых характеров.

Источник

Биография островского по датам таблица

1823, 31 марта (12 апреля) – родился в Москве на Малой Ордынке в семье Островского Николая Фёдоровича, судебного стряпчего, занимавшегося имущественными и коммерческими делами, коллежского асессора, в 1839 году получившего дворянство.

1835–1840 – учёба в Московской губернской гимназии, окончил девятым из одиннадцати учеников в своей группе.

1840 – зачислен студентом юридического факультета Московского университета. По настоянию отца поступает на нелюбимый юридический факультет вместо желанного историко-филологического.

1843 – стал чиновником Московского совестного суда.[2]

1845 – переходит на службу в Московский коммерческий суд. Переписывая и разбирая сначала дела в Совестном суде гражданские дела, а потом в Коммерческом суде дела финансовые, чиновник-переписчик не столько продвигался по службе, сколько собирал материал.

1847 – в «Московском городском листке» публикуются первые произведения Островского – «Записки замоскворецкого жителя», отрывки из комедии «Несостоятельный должник» и одноактная комедия «Картина семейного счастья».

1848 – первая поездка в имение отца Щелыково (Костромская губерния). С 1868 года Островский проводит здесь каждое лето.

1849–1850, зима – Островский и П. Садовский читают пьесу «Банкрот» в московских литературных кружках. Пьеса своей обличительной силой и художественным мастерством производит на слушателей, в особенности на демократическую молодежь, огромное впечатление.

1851, 10 января – Островский уволен в отставку ввиду установленного за ним полицейского надзора. (В 1850 г. секретное отделение канцелярии московского генерал-губернатора начало «Дело о литераторе Островском» в связи с запрещением его комедии «Свои люди – сочтемся».)

1853 – закончена и впервые поставлена на сцене Малого театра комедия «Не в свои сани не садись», в бенефис Никулиной-Косицкой. Представление прошло с большим успехом. Это была первая пьеса Островского, сыгранная на театральной сцене. Начало февраля – Островский находится в Петербурге, руководит постановкой комедии «Не в свои сани не садись» в Александринском театре.
Ноябрь – в любительском спектакле, в Москве, в доме С. А. Пановой, Островский сыграл роль Маломальского в комедии «Не в свои сани не садись». Островский закончил комедию «Бедность не порок».
Конец декабря – Островский находится в Петербурге, наблюдает за репетициями пьесы «Бедность не порок» в Александринском театре.

1854, январь – в Петербурге Островский присутствует на обеде у Н. А. Некрасова. Встречается с И. С. Тургеневым.
Состоялось первое представление комедии Островского «Бедность не порок» в Малом театре. Представление прошло с огромным успехом.
9 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «Бедность не порок» в Александринском театре в бенефис режиссера Яблочкина. Представление прошло с большим успехом.

1856, 18 января – состоялось первое представление комедии Островского «В чужом пиру похмелье» в Александринском театре в бенефис Владимировой.
Апрель–август – поездка по верховьям Волги. Написана комедия «Доходное место».

1858, 17 октября – дозволено цензурой печатание Собрания сочинений Островского в двух томах, в издании гр. Г. А. Кушелева-Безбородко (на титульном листе издания стоит дата – 1859 год).
7 декабря – закончены сцены из деревенской жизни – пьеса «Воспитанница».

1859, 10 марта – Островский в Петербурге произнес речь на обеде в честь великого русского артиста А. Е. Мартынова; он встретился здесь с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым.
Переведена «Гецира» Теренция. Написана драма «Гроза».
2 декабря – состоялось первое представление драмы Островского «Гроза» в Александринском театре в бенефис Линской.

1861, январь – Островский в Петербурге руководит постановкой комедии «Свои люди – сочтемся» в Александринском театре.
16 января – состоялось первое представление комедии Островского «Свои люди – сочтемся» в Александринском театре в бенефис Линской.
Декабрь – окончена работа над драматической хроникой «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».

1862, 9 января – Островский в Петербурге у председателя Литфонда Е. П. Ковалевского прочитал свою драму «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».
Февраль – Островский отказался поставить свою подпись под протестом группы петербургских реакционных и либеральных писателей против демократического журнала В. Курочкина «Искра», резко критиковавшего реакционные статьи Писемского в «Библиотеке для чтения».
Конец марта – перед отъездом за границу Островский в Петербурге встретился с Н. Г. Чернышевским.

1863, 1 января – состоялось первое представление комедии Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») в Александринском театре.
Январь – состоялось первое представление драмы Островского «Грех да беда на кого не живет» в Александринском театре.
27 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «Доходное место» в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
22 ноября – состоялось первое представление пьесы Островского «Воспитанница» в Александринском театре в бенефис Жулевой.

1864, 15 апреля – дозволен цензурой № 3 (мартовский) журнала «Русское слово», в котором напечатана статья Д. И. Писарева о творчестве Островского «Мотивы русской драмы».

1865, конец февраля – начало марта – Островский в Петербурге хлопочет о разрешении учредить Московский артистический кружок.
23 апреля – состоялось первое представление комедии Островского «Воевода» в Мариинском театре, в присутствии автора.
25 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «На бойком месте» в Александринском театре в бенефис Левкеевой.

1866, 6 мая – состоялось первое представление драмы Островского «Пучина» в Александринском театре в бенефис Васильева 1-го.

1867, 16 января – дозволено цензурой либретто оперы В. Кашперова «Гроза», написанное Островским.
25 марта Островский в Петербурге в зале Бенардаки выступает с публичным чтением в пользу Литфонда драмы «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
4 июля – Островский посетил Н. А. Некрасова в Карабихе.
30 октября – состоялось первое представление оперы В. Кашперова «Гроза» одновременно в Мариинском театре в Петербурге и в Большом театре в Москве.
Островский и его брат Михаил Николаевич купили у мачехи, Эмилии Андреевны Островской, имение в Щелыкове, где драматург проводил впоследствии летние месяцы.

1868, 1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Ноябрь – в № 11 журнала «Отечественные записки», выходившего с начала 1868 года под редакцией Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, напечатана комедия Островского «На всякого мудреца довольно простоты». С этого времени Островский сотрудничает в «Отечественных записках» постоянно, вплоть до закрытия журнала царским правительством в 1884 г.

1869, 29 января – состоялось первое представление комедии Островского «Горячее сердце» в Александринском театре в бенефис Линской.
12 февраля – Островский вступает в церковный брак с артисткой М. В. Васильевой (Бахметьевой). (От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери.)

1870, февраль – в № 2 «Отечественных записок» напечатана комедия Островского «Бешеные деньги».
16 апреля – состоялось первое представление комедии Островского «Бешеные деньги» в Александринском театре.

1871, январь – в № 1 «Отечественных записок» напечатана комедия Островского «Лес».
25 января – Островский выступает с публичным чтением в пользу Литфонда комедии «Лес» в зале Петербургского собрания художников.
Сентябрь – в № 9 «Отечественных записок» напечатана комедия Островского «Не все коту масленица».
1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского «Лес» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
3 декабря – в Петербурге Островский на обеде у Н. А. Некрасова читал комедию «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

1872, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
13 января – состоялось первое представление комедии Островского «Не все коту масленица» в Александринском театре.
17 февраля – состоялось первое представление драмы Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» в Мариинском театре в бенефис Жулевой; присутствовавшему на спектакле Островскому преподнесены от труппы вызолоченный венок и адрес.
27 марта – московские купцы, почитатели таланта драматурга, чествуют Островского обедом и преподносят ему серебряную вазу с изображениями Пушкина и Гоголя.
20 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» в Александринском театре в бенефис Малышева.

1873, конец марта – апрель – Островский окончил пьесу «Снегурочка».
Сентябрь – в № 9 журнала «Вестник Европы» напечатана пьеса Островского «Снегурочка».
21 декабря – в Петербурге Островский заключил договор с Н. А. Некрасовым и А. А Краевским на издание собрания своих сочинений.

1874, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Поздняя любовь».
21 октября – в Москве состоялось учредительное собрание Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, организованное по инициативе Островского. Драматург единогласно был избран председателем Общества.
Выходит из печати собрание сочинений Островского в восьми томах, в издании Некрасова и Краевского.

1875, ноябрь – в № 11 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Волки и овцы».
Состоялось первое представление комедии Островского «Богатые невесты» в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
8 декабря – состоялось первое представление комедии Островского «Волки и овцы» в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1876, 22 ноября – состоялось первое представление комедии Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1877, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше».
2 декабря – состоялось первое представление комедии Островского «Последняя жертва» в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1878, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Последняя жертва».
17 октября – Островский окончил драму «Бесприданница».
22 ноября – состоялось первое представление драмы Островского «Бесприданница» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Декабрь – вышел из печати IX том сочинений Островского в издании Салаева.

1879, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана пьеса Островского «Бесприданница».

1880, февраль – Н. А. Римский-Корсаков начал оперу «Снегурочка», самостоятельно составив либретто по тексту одноименной пьесы Островского.
24 апреля – Островский посетил И. С. Тургенева, приехавшего в Москву в связи с подготовкой пушкинских торжеств.
7 июня – во время обеда, устроенного Московским обществом любителей российской словесности в Благородном собрании для литераторов-участников пушкинских торжеств, Островский произнес «Застольное слово о Пушкине».
12 августа – Н. А. Римский-Корсаков закончил оперу «Снегурочка».

1881, апрель – Островский руководит постановкой комедии «Свои люди – сочтемся» в первом частном театре Москвы – Пушкинском театре А. Бренко.
1 ноября – в Петербурге Островский участвовал в заседании комиссии по пересмотру Положения о театрах и представил комиссии «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время». Островский принимал участие в работе этой комиссии в течение нескольких месяцев, однако «комиссия была в действительности обманом надежд и ожиданий», как писал потом о ней Островский.
6 декабря – Островский окончил комедию «Таланты и поклонники».

1882, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Таланты и поклонники».
Состоялось первое представление комедии Островского «Таланты и поклонники» в Александринском театре в бенефис Стрельской.
Состоялось первое представление оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре.
12 февраля – И. А. Гончаров в своем письме поздравил Островского с 35-летним юбилеем его литературной деятельности и высоко оценил творчество драматурга.
19 апреля – Александр III разрешил Островскому учредить в Москве частный театр.

1883, 28 апреля – состоялось первое представление комедии Островского «Невольницы» в Александринском театре с участием М. Н. Ермоловой в роли Евлалии.
Лето – Островский начал работу над пьесой «Без вины виноватые».
17 декабря – в Петербурге Островский посетил М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1884, 20 января – состоялось первое представление пьесы Островского «Без вины виноватые» в Александринском театре.
В № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана драма Островского «Без вины виноватые».
5 марта – Островский был принят Александром III в Гатчинском дворце в связи с пожалованием ему пожизненной пенсии в размере трех тысяч рублей (вместо просимых шести тысяч).
20 апреля – правительство закрыло журнал «Отечественные записки», в котором Островский с 1868 года поместил 21 пьесу, в том числе две написанные в сотрудничестве с другими авторами и одну переводную.
28 августа – Островский закончил «Автобиографическую заметку», в которой подвел итог своей многолетней литературно-театральной деятельности.
19 ноября – в Петербурге Островский подписал договор с издателем Мартыновым об издании собрания своих сочинений.

1885, 9 января – состоялось первое представление пьесы Островского «Не от мира сего» в Александринском театре в бенефис Стрепетовой.
С января по май вышли тт. I–VIII Собрания сочинений Островского в издании Н. Г. Мартынова.
4 декабря – в Петербурге Островский продал Н. Г. Мартынову право на второе издание своих драматических переводов.

1886, 1 января – Островский вступил в должность заведующего репертуарной частью Московских императорских театров.
19 апреля – Общество любителей российской словесности избрало Островского своим почетным членом.
23 мая – Л. Н. Толстой обратился к Островскому с письмом, в котором просил разрешить издательству «Посредник» перепечатать некоторые пьесы Островского в дешевом издании. В этом письме Л. Н. Толстой называет Островского «несомненно общенародным в самом широком смысле писателем».
2 июня – в 10 часов утра от сильного припадка грудной жабы (стенокардии) скончался в своей рабочей комнате в Щелыкове великий русский драматург Александр Николаевич Островский.
УРОКИ
ПО ТВОРЧЕСТВУ А. Н. ОСТРОВСКОГО

Драма А. Н.А. Островского «Гроза»
(уроки литературы в 10 классе) на сайте «Литература для школьников»

1. Островский Александр Николаевич (1823–1886) – русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук. (вернуться)

2. Совестный суд – губернский суд в Российской империи, созданный в XVIII в. для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости». От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. (вернуться)

3. А.Ф.Писемский в письме самому автору объявляет: «Ваш „Банкрут“ – купеческое „Горе от ума“ или, точнее сказать, купеческие „Мертвые души“». (Писемский Алексей Феофилактович (1821–1881) – русский писатель; редактировал журнал «Библиотека для чтения».)
Философ и писатель-романтик, приятель Пушкина, В.Ф.Одоевский еще дальше заглядывает в историю. «Читал ли ты комедию или, лучше, трагедию Островского „Свои люди – сочтемся!“, и которой настоящее название „Банкрут“, – спрашивает он знакомого. – Я считаю на Руси три трагедии: „Недоросль“, „Горе от ума“ и „Ревизор“. На „Банкруте“ я поставил нумер четвертый». (вернуться)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *