биография островского по датам таблица
Александр Островский
краткая биография
Роль и место в литературе
Александр Николаевич Островский – самобытный русский писатель и драматург XIX столетия. Его считают отцом современного театра в России. Островский был членом Академии наук в Петербурге, получил премию Уварова.
Происхождение и первые годы жизни
Появился на свет Александр Островский в 1823 году в Российской империи (Москва). Детские годы прошли в купеческом обществе.
Отец – Николай Федорович Островский, сын священника, выпускник Костромской семинарии. Работал судебным стряпчим, обеспечивал семью. Сумел добиться высокого чина и получить дворянство.
Мать – Любовь Ивановна Островская (в девичестве Саввина), дочь пономаря. Не стало ее, когда будущему писателю было всего 8 лет.
Николай Федорович много работал и благодаря его усилиям семья жила хорошо. Он женился во второй раз на баронессе Эмили фон Тессин, которая была дочерью шведского аристократа. Мачеха оказалась заботливой и дети Николая Федоровича ее приняли.
Детство писателя в основном проходило в центре Замоскворечья.
Образование
Первое образование Островский получил дома. Отец владел огромной библиотекой, к которой имел доступ юный Александр. По велению отца, в 1835 году будущий писатель идет учиться в гимназию, а потом поступает в Московский университет, чтобы стать юристом. Но учебу он так и не заканчивает, потому что находит настоящее призвание – театр. В качестве компромисса, Островский согласился работать писарем в суде. Занимался он этим делом до 1851 года.
Творчество
Склонность к литературной деятельности Островский почувствовал рано, еще когда только осваивал библиотеку отца в детстве.
Творческий путь писатель начал с публикации короткой пьесы «Картина семейной жизни», которую восторженно приняли. По мнению профессора Шевырева, молодой Островский – светило русской драматургии. Его талант по достоинству оценили и другие деятели, такие как Гоголь и Гончаров.
Главная задача, которую ставил перед собой драматург – это правдивое изображение народа в сочинениях.
Начиная с 1856 года, Островский числится редактором популярного журнала «Современник».
В 1863 году драматург получает премию Уварова.
Важные произведения
«Свои люди – сочтемся!» — произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано в 1849 году.
Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка». Пьеса «Бесприданница» — это многогранная драма, в которой писатель необычно описывает характеры, точно передает чувства главных действующих лиц. «Гроза» — это реалистическая пьеса, построенная на конфликте старых порядков и новой жизни. В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной.
Последние годы
В последнее время Александр Островский жил в бедности, к тому же обострились болезни. Но писатель продолжал усердно работать, что истощало его организм. Драматург мечтал, что школа театра возродится. Не стало писателя 14 июня 1886 года.
Хронологическая таблица
Год (годы) | Событие |
1823 | Родился Александр Островский |
1835 | Начало учебы в Московской гимназии |
1840 | Поступление в Московский университет |
1847 | Представление автором своей пьесы «Картина семейной жизни» |
1850 | Публикация пьесы «свои люди – сочтемся!» |
1853 | Появление пьесы «Бедность не порок» |
1860 | Публикация пьесы «Гроза» |
1873 | Выход пьесы «Снегурочка» |
1879 | Появление пьесы «Бесприданница» |
1886 | Не стало Александра Островского |
Интересные факты
Музей Александра Островского
Дом-музей А.Н. Островского открылся в 1984 году в Замоскворечье, в доме, где прошло детство драматурга.
Фотоматериалы по биографии Островского
Дом, в котором родился Островский в Москве
Один из залов Дома-музея Островского
Островский с актерами Малого театра
Дом-музей Островского в Щелыково Костромской области
Островский хронологическая таблица жизни и творчества кратко
Хронологическая таблица Островского
Хронологическая таблица Островского помогает выделить главные этапы жизни писателя. В этой статье в удобной форме изложена информация о жизни и творчестве Островского по датам. Сведения биографии А Н Островского, известного русского драматурга, будут интересны школьникам и всем, кто интересуется русской классической литературой.
Островский внес уникальный вклад в театральное искусство. Почетное место в жизни Островского занимает театральное дело. В периодизации его творческого пути отражены даты развития русского театра, связанные с основанием Артистического кружка. Произведения Александра Николаевича Островского в таблице указаны в хронологической последовательности. Подробно ознакомиться с творчеством драматурга можно в специальном разделе.
1823 год, 31 марта – Родился А.Н. Островский в Москве в семье чиновника московских департаментов Сената Николая Федоровича Островского и его супруги Любови Ивановны.
1835 – Поступление в третий класс 1-й московской гимназии.
1840 – Поступление на юридический факультет Московского университета.
1843, май – А. Н. Островским оставил университет;
определен на службу в Московский совестный суд.
1847, 14 февраля – Чтение пьесы «Картина семейного счастья» у С.П. Шевырева, первый успех.
1850, март – В №6 журнала «Москвитянин» напечатана пьеса «Свои люди — сочтемся!».
1851, февраль – Образована «молодая редакция» «Москвитянина».
1853, 14 января – Премьера на сцене Малого театра комедии «Не в свои сани не садись» — первой пьесы А. Н. Островского, поставленной в театре.
1853, ноябрь – Пьеса «Бедность не порок».
1854, ноябрь – Драма «Не так живи, как хочется».
1856 – Сотрудничество с журналом «Современник».
1860, январь – Пьеса «Гроза» впервые опубликована в №1 журнала «Библиотека для чтения».
1865, январь – Комедия «Воевода» опубликована в №1 журнала «Современник».
1865, март-апрель – Утвержден устав Московского артистического кружка (А.Н.Островский, В.Ф. Одоевский, Н.Г. Рубинштейн).
1865, октябрь – В №9 «Современника» напечатана пьеса «На бойком месте»;
открытие Артистического кружка.
1865, декабрь – А. Н. Островский избран его старшиной.
1868, ноябрь – В №11 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия «На всякого мудреца довольно простоты».
1869, 12 февраля – Женитьба на Марии Васильевне Васильевой (Бахметьевой).
1870, ноябрь – По инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей, преобразованное позднее в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов.
1873, сентябрь – В №9 «Вестника Европы» напечатана «Снегурочка».
1874 – А. Н. Островский единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.
1879 – В №5 «Отечественных записок» опубликована драма «Бесприданница».
1880, январь – В №1 «Отечественных записок» напечатана комедия «Сердце не камень».
1880, 6-8 июня – Участие в пушкинских торжествах;
«Застольное слово о Пушкине».
1882, январь – В №1 «Отечественных записок» опубликована комедия «Таланты и поклонники».
1882, февраль – Чествование А. Н. Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности.
1884, январь – Публикация в №1 «Отечественных записок» драмы «Без вины виноватые».
Самые популярные материалы сентября для вашего класса:
«Лесной царь» главные герои
Смысл названия пьесы «Гроза»
«Путешествие из Петербурга в Москву» главные герои
Анализ «Старуха Изергиль» Горький
Город Калинов и его обитатели в «Грозе»
Анализ стихотворения «Признание» Державина
Какой смысл названия комедии «Недоросль»?
«Дубровский» очень краткое содержание
Главные герои «Грозы» Островского
«Чистый понедельник» очень краткое содержание
Очерк жизни и творчества А.Н. Островского
Тема урока:
Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.Социально-культурная новизна драматургии писателя.
Тип урока:
Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. — 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011.
учебник, портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.
Содержание этапов урока
Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
І. Организационный момент
II. Начальный этап урока, сообщение темы, постановка целей урока
— Открываем тетради, пишем число, классная работа и тему нашего сегодняшнего урока «Очерк жизни и творчества А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии писателя». Ребята, какова цель нашего урока? Подумайте хорошо, какую цель вы хотите реализовать на уроке, мы вернемся к ним в конце урока.
1.
Вступительное слово учителя
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО
Александр Николаевич Островский (1823–1886)
– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.
Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.
Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.
Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.
После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.
В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.
С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.
С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.
1). ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО
1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.
В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех.
Выступления учащихся с кратким обзором содержания комедии «Свои люди – сочтемся!».
Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии
: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый».
1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.
1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».
1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов… Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.
Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.
Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».
2). А. Н. ОСТРОВСКИЙ В 70–80-е ГОДЫ
Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал запоминающиеся фигуры купцов, крутых нравом, но совестливых.
Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос драматурга в защиту свободы человека.
Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения».
Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.
Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.
1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».
1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».
1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.
1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.
Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».
Высокую оценку драматургической деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».
1. Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?
2. Сколько этапов выделяется в творчестве Островского?
1. Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.
2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику).
4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.
Предварительный просмотр:
Жизнь и творчество А. Н. Островского (1823 – 1886). Колумб Замоскворечья
Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье – старом районе Москвы, где издавна селились купеческие семьи. Родители его происходили из семей духовенства.
Отец Островского сам окончил духовную академию, но затем поступил на государственную службу и получил дворянский титул.
Мать Александра Николаевича много занималась детьми, которых в семье было трое. Умерла она в 1831 году.
В 1840 году Александр Николаевич Островский окончил 1-ю Московскую
гимназию, бывшую тогда образцовым средним учебным заведением с гуманитарным уклоном, и поступил на юридическое отделение Московского университета. Ещё в гимназии он увлёкся литературным творчеством, а в студенческие годы сделался страстным театралом. На московской сцене в это время блистали великие актёры П. С. Мочалов и М. С. Щепкин.
Как только занятия специальными юридическими дисциплинами стали мешать
творческим устремлениям Островского, он покинул университет и по настоянию отца в 1843году поступил канцеляристом сначала в Московский совестный, а затем в Московский коммерческий суд. Здесь разбирались дела о наследствах, жалобы на родственников и опекунов, связанные с имущественными делами. Эта нелюбимая работа дала Островскому богатейший запас впечатлений: она существенно обогатила жизненный опыт драматурга, дала ему знание языка, быта и психологии мещанско-купеческой среды и чиновничества. В 1851 году Островский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству.
Началом своей профессиональной литературной деятельности сам писатель
считал пьесу «Семейная картина», которую 14 февраля 1847 года с успехом прочитал в доме университетского профессора и литератора С. П. Шевырёва. Следующая пьеса «Свои люди – сочтёмся!» (первоначальное название «Банкрот») появилась в 1849 году,однако на сцену допущена не была. За это произведение, сделавшее имя Островского известным всей читающей России, драматург был отдан под негласный надзор полиции.
С начала 50-х годов Островский становится активным сотрудником славяно-
фильского журнала «Москвитянин», который пропагандировал реалистическое искусство и стремился пробудить интерес к народному быту и фольклору. Эти годы (1852 – 1854) дали Островскому глубокое знание «живого» фольклора, речи и быта городского простонародья.
В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н.Островского в новый литературный круг – салон И.И.Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник».
Творчество и известность Островского
В 1950 г. Островский пишет и издает свою первую пьесу, которую называет “Свои люди — сочтемся”. Произведение приносит писателю не только известность, но и освобождает от ненавистной должности. Буквально в том же году отец Александра Николаевича наконец-то признает талант сына и разрешает тому уволиться со службы.
Важно! Первое признание молодого Александра светилом драматургии произошло раньше, чем вышло в свет его первое печатное произведение. В 1947 году Островский участвовал в литературных чтениях, где презентовал фрагмент своей рукописи “Картины семейного счастья”. Присутствующих поразил психологизм, легкая ирония и живое описание, которые в дальнейшем стали особенностью творческого стиля драматурга.
Через 3 года после выхода первого печатного сценария, то есть в 1853 г., на сцене Малого театра происходит премьерный показ спектакля “Не в свои сани не садись” авторства Островского. Хотя самому писателю и не нравилась работа писцом, она позволяла со стороны понаблюдать за многими типичными для тогдашней России характерами чиновников и обычных людей и очень повлияла на творчество драматурга. В своих пьесах и кратких очерках он крайне реалистично изображал сцены из купеческого быта, увиденные в детстве, и персонажей, с которыми сталкивался по работе.
Действия в большинстве сценариев происходят в неком городе Н, а имена героев скрыты за инициалами — таким способом драматург пытался замаскировать реалистичность ситуаций.
Рис. 2. Александр Николаевич Островский. 1856 год Вниманию читателя представлены не столько события, сколько эмоции и переживания, вызванные ими. При помощи множества эффектных, но незаметных взгляду неискушенного зрителя приемов Островский мастерски привлекает внимание к повседневным проблемам, беспокоящих простого человека. Самые известные драматические произведения А. Островского:
В течение своей не слишком длинной жизни Островский создал несколько десятков драматических произведений, много очерков и сценариев комедий. Несколько десятилетий он успешно сотрудничал с журналом “Современник”, способствовал появлению и утверждению устава Артистического кружка, занимал высокие должности в театральных сообществах Москвы и даже был директором театрального училища.
Важно! Островский хотел перевернуть привычный мир драмы в прямом смысле этого слова. Деятельность Александра Николаевича и его последователей была направлена на реформацию театра, отход от классических канонов в пользу большей реалистичности и приближенности к жизни. Самое главное достоинство его творчества — в живости описываемых характеров.
Биография островского по датам таблица
1823, 31 марта (12 апреля) – родился в Москве на Малой Ордынке в семье Островского Николая Фёдоровича, судебного стряпчего, занимавшегося имущественными и коммерческими делами, коллежского асессора, в 1839 году получившего дворянство.
1835–1840 – учёба в Московской губернской гимназии, окончил девятым из одиннадцати учеников в своей группе.
1840 – зачислен студентом юридического факультета Московского университета. По настоянию отца поступает на нелюбимый юридический факультет вместо желанного историко-филологического.
1843 – стал чиновником Московского совестного суда.[2]
1845 – переходит на службу в Московский коммерческий суд. Переписывая и разбирая сначала дела в Совестном суде гражданские дела, а потом в Коммерческом суде дела финансовые, чиновник-переписчик не столько продвигался по службе, сколько собирал материал.
1847 – в «Московском городском листке» публикуются первые произведения Островского – «Записки замоскворецкого жителя», отрывки из комедии «Несостоятельный должник» и одноактная комедия «Картина семейного счастья».
1848 – первая поездка в имение отца Щелыково (Костромская губерния). С 1868 года Островский проводит здесь каждое лето.
1849–1850, зима – Островский и П. Садовский читают пьесу «Банкрот» в московских литературных кружках. Пьеса своей обличительной силой и художественным мастерством производит на слушателей, в особенности на демократическую молодежь, огромное впечатление.
1851, 10 января – Островский уволен в отставку ввиду установленного за ним полицейского надзора. (В 1850 г. секретное отделение канцелярии московского генерал-губернатора начало «Дело о литераторе Островском» в связи с запрещением его комедии «Свои люди – сочтемся».)
1853 – закончена и впервые поставлена на сцене Малого театра комедия «Не в свои сани не садись», в бенефис Никулиной-Косицкой. Представление прошло с большим успехом. Это была первая пьеса Островского, сыгранная на театральной сцене. Начало февраля – Островский находится в Петербурге, руководит постановкой комедии «Не в свои сани не садись» в Александринском театре.
Ноябрь – в любительском спектакле, в Москве, в доме С. А. Пановой, Островский сыграл роль Маломальского в комедии «Не в свои сани не садись». Островский закончил комедию «Бедность не порок».
Конец декабря – Островский находится в Петербурге, наблюдает за репетициями пьесы «Бедность не порок» в Александринском театре.
1854, январь – в Петербурге Островский присутствует на обеде у Н. А. Некрасова. Встречается с И. С. Тургеневым.
Состоялось первое представление комедии Островского «Бедность не порок» в Малом театре. Представление прошло с огромным успехом.
9 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «Бедность не порок» в Александринском театре в бенефис режиссера Яблочкина. Представление прошло с большим успехом.
1856, 18 января – состоялось первое представление комедии Островского «В чужом пиру похмелье» в Александринском театре в бенефис Владимировой.
Апрель–август – поездка по верховьям Волги. Написана комедия «Доходное место».
1858, 17 октября – дозволено цензурой печатание Собрания сочинений Островского в двух томах, в издании гр. Г. А. Кушелева-Безбородко (на титульном листе издания стоит дата – 1859 год).
7 декабря – закончены сцены из деревенской жизни – пьеса «Воспитанница».
1859, 10 марта – Островский в Петербурге произнес речь на обеде в честь великого русского артиста А. Е. Мартынова; он встретился здесь с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым.
Переведена «Гецира» Теренция. Написана драма «Гроза».
2 декабря – состоялось первое представление драмы Островского «Гроза» в Александринском театре в бенефис Линской.
1861, январь – Островский в Петербурге руководит постановкой комедии «Свои люди – сочтемся» в Александринском театре.
16 января – состоялось первое представление комедии Островского «Свои люди – сочтемся» в Александринском театре в бенефис Линской.
Декабрь – окончена работа над драматической хроникой «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».
1862, 9 января – Островский в Петербурге у председателя Литфонда Е. П. Ковалевского прочитал свою драму «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».
Февраль – Островский отказался поставить свою подпись под протестом группы петербургских реакционных и либеральных писателей против демократического журнала В. Курочкина «Искра», резко критиковавшего реакционные статьи Писемского в «Библиотеке для чтения».
Конец марта – перед отъездом за границу Островский в Петербурге встретился с Н. Г. Чернышевским.
1863, 1 января – состоялось первое представление комедии Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») в Александринском театре.
Январь – состоялось первое представление драмы Островского «Грех да беда на кого не живет» в Александринском театре.
27 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «Доходное место» в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
22 ноября – состоялось первое представление пьесы Островского «Воспитанница» в Александринском театре в бенефис Жулевой.
1864, 15 апреля – дозволен цензурой № 3 (мартовский) журнала «Русское слово», в котором напечатана статья Д. И. Писарева о творчестве Островского «Мотивы русской драмы».
1865, конец февраля – начало марта – Островский в Петербурге хлопочет о разрешении учредить Московский артистический кружок.
23 апреля – состоялось первое представление комедии Островского «Воевода» в Мариинском театре, в присутствии автора.
25 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «На бойком месте» в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
1866, 6 мая – состоялось первое представление драмы Островского «Пучина» в Александринском театре в бенефис Васильева 1-го.
1867, 16 января – дозволено цензурой либретто оперы В. Кашперова «Гроза», написанное Островским.
25 марта Островский в Петербурге в зале Бенардаки выступает с публичным чтением в пользу Литфонда драмы «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
4 июля – Островский посетил Н. А. Некрасова в Карабихе.
30 октября – состоялось первое представление оперы В. Кашперова «Гроза» одновременно в Мариинском театре в Петербурге и в Большом театре в Москве.
Островский и его брат Михаил Николаевич купили у мачехи, Эмилии Андреевны Островской, имение в Щелыкове, где драматург проводил впоследствии летние месяцы.
1868, 1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Ноябрь – в № 11 журнала «Отечественные записки», выходившего с начала 1868 года под редакцией Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, напечатана комедия Островского «На всякого мудреца довольно простоты». С этого времени Островский сотрудничает в «Отечественных записках» постоянно, вплоть до закрытия журнала царским правительством в 1884 г.
1869, 29 января – состоялось первое представление комедии Островского «Горячее сердце» в Александринском театре в бенефис Линской.
12 февраля – Островский вступает в церковный брак с артисткой М. В. Васильевой (Бахметьевой). (От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери.)
1870, февраль – в № 2 «Отечественных записок» напечатана комедия Островского «Бешеные деньги».
16 апреля – состоялось первое представление комедии Островского «Бешеные деньги» в Александринском театре.
1871, январь – в № 1 «Отечественных записок» напечатана комедия Островского «Лес».
25 января – Островский выступает с публичным чтением в пользу Литфонда комедии «Лес» в зале Петербургского собрания художников.
Сентябрь – в № 9 «Отечественных записок» напечатана комедия Островского «Не все коту масленица».
1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского «Лес» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
3 декабря – в Петербурге Островский на обеде у Н. А. Некрасова читал комедию «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
1872, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
13 января – состоялось первое представление комедии Островского «Не все коту масленица» в Александринском театре.
17 февраля – состоялось первое представление драмы Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» в Мариинском театре в бенефис Жулевой; присутствовавшему на спектакле Островскому преподнесены от труппы вызолоченный венок и адрес.
27 марта – московские купцы, почитатели таланта драматурга, чествуют Островского обедом и преподносят ему серебряную вазу с изображениями Пушкина и Гоголя.
20 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» в Александринском театре в бенефис Малышева.
1873, конец марта – апрель – Островский окончил пьесу «Снегурочка».
Сентябрь – в № 9 журнала «Вестник Европы» напечатана пьеса Островского «Снегурочка».
21 декабря – в Петербурге Островский заключил договор с Н. А. Некрасовым и А. А Краевским на издание собрания своих сочинений.
1874, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Поздняя любовь».
21 октября – в Москве состоялось учредительное собрание Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, организованное по инициативе Островского. Драматург единогласно был избран председателем Общества.
Выходит из печати собрание сочинений Островского в восьми томах, в издании Некрасова и Краевского.
1875, ноябрь – в № 11 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Волки и овцы».
Состоялось первое представление комедии Островского «Богатые невесты» в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
8 декабря – состоялось первое представление комедии Островского «Волки и овцы» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
1876, 22 ноября – состоялось первое представление комедии Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
1877, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше».
2 декабря – состоялось первое представление комедии Островского «Последняя жертва» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
1878, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Последняя жертва».
17 октября – Островский окончил драму «Бесприданница».
22 ноября – состоялось первое представление драмы Островского «Бесприданница» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Декабрь – вышел из печати IX том сочинений Островского в издании Салаева.
1879, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана пьеса Островского «Бесприданница».
1880, февраль – Н. А. Римский-Корсаков начал оперу «Снегурочка», самостоятельно составив либретто по тексту одноименной пьесы Островского.
24 апреля – Островский посетил И. С. Тургенева, приехавшего в Москву в связи с подготовкой пушкинских торжеств.
7 июня – во время обеда, устроенного Московским обществом любителей российской словесности в Благородном собрании для литераторов-участников пушкинских торжеств, Островский произнес «Застольное слово о Пушкине».
12 августа – Н. А. Римский-Корсаков закончил оперу «Снегурочка».
1881, апрель – Островский руководит постановкой комедии «Свои люди – сочтемся» в первом частном театре Москвы – Пушкинском театре А. Бренко.
1 ноября – в Петербурге Островский участвовал в заседании комиссии по пересмотру Положения о театрах и представил комиссии «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время». Островский принимал участие в работе этой комиссии в течение нескольких месяцев, однако «комиссия была в действительности обманом надежд и ожиданий», как писал потом о ней Островский.
6 декабря – Островский окончил комедию «Таланты и поклонники».
1882, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Таланты и поклонники».
Состоялось первое представление комедии Островского «Таланты и поклонники» в Александринском театре в бенефис Стрельской.
Состоялось первое представление оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре.
12 февраля – И. А. Гончаров в своем письме поздравил Островского с 35-летним юбилеем его литературной деятельности и высоко оценил творчество драматурга.
19 апреля – Александр III разрешил Островскому учредить в Москве частный театр.
1883, 28 апреля – состоялось первое представление комедии Островского «Невольницы» в Александринском театре с участием М. Н. Ермоловой в роли Евлалии.
Лето – Островский начал работу над пьесой «Без вины виноватые».
17 декабря – в Петербурге Островский посетил М. Е. Салтыкова-Щедрина.
1884, 20 января – состоялось первое представление пьесы Островского «Без вины виноватые» в Александринском театре.
В № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана драма Островского «Без вины виноватые».
5 марта – Островский был принят Александром III в Гатчинском дворце в связи с пожалованием ему пожизненной пенсии в размере трех тысяч рублей (вместо просимых шести тысяч).
20 апреля – правительство закрыло журнал «Отечественные записки», в котором Островский с 1868 года поместил 21 пьесу, в том числе две написанные в сотрудничестве с другими авторами и одну переводную.
28 августа – Островский закончил «Автобиографическую заметку», в которой подвел итог своей многолетней литературно-театральной деятельности.
19 ноября – в Петербурге Островский подписал договор с издателем Мартыновым об издании собрания своих сочинений.
1885, 9 января – состоялось первое представление пьесы Островского «Не от мира сего» в Александринском театре в бенефис Стрепетовой.
С января по май вышли тт. I–VIII Собрания сочинений Островского в издании Н. Г. Мартынова.
4 декабря – в Петербурге Островский продал Н. Г. Мартынову право на второе издание своих драматических переводов.
1886, 1 января – Островский вступил в должность заведующего репертуарной частью Московских императорских театров.
19 апреля – Общество любителей российской словесности избрало Островского своим почетным членом.
23 мая – Л. Н. Толстой обратился к Островскому с письмом, в котором просил разрешить издательству «Посредник» перепечатать некоторые пьесы Островского в дешевом издании. В этом письме Л. Н. Толстой называет Островского «несомненно общенародным в самом широком смысле писателем».
2 июня – в 10 часов утра от сильного припадка грудной жабы (стенокардии) скончался в своей рабочей комнате в Щелыкове великий русский драматург Александр Николаевич Островский.
УРОКИ
ПО ТВОРЧЕСТВУ А. Н. ОСТРОВСКОГО
Драма А. Н.А. Островского «Гроза»
(уроки литературы в 10 классе) на сайте «Литература для школьников»
1. Островский Александр Николаевич (1823–1886) – русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук. (вернуться)
2. Совестный суд – губернский суд в Российской империи, созданный в XVIII в. для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости». От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. (вернуться)
3. А.Ф.Писемский в письме самому автору объявляет: «Ваш „Банкрут“ – купеческое „Горе от ума“ или, точнее сказать, купеческие „Мертвые души“». (Писемский Алексей Феофилактович (1821–1881) – русский писатель; редактировал журнал «Библиотека для чтения».)
Философ и писатель-романтик, приятель Пушкина, В.Ф.Одоевский еще дальше заглядывает в историю. «Читал ли ты комедию или, лучше, трагедию Островского „Свои люди – сочтемся!“, и которой настоящее название „Банкрут“, – спрашивает он знакомого. – Я считаю на Руси три трагедии: „Недоросль“, „Горе от ума“ и „Ревизор“. На „Банкруте“ я поставил нумер четвертый». (вернуться)