биография миры михайловны кольцовой

Мира Кольцова

биография миры михайловны кольцовой

Мириам Равичер, ставшая широко известной как Мира Кольцова, родилась 21 декабря 1938 года в Москве.

Мира Кольцова в фильме «Девичья весна»

биография миры михайловны кольцовой

В 1973 году окончила театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС) имени А.В. Луначарского.

С 1957 года начала выступать в знаменитом Государственном академическом хореографическом ансамбле «Берёзка». В течение двадцати лет являлась ведущей солисткой ансамбля, исполнявшей все сольные балетные партии.

биография миры михайловны кольцовой

биография миры михайловны кольцовой

биография миры михайловны кольцовой

С 1987 года ансамбль стал выступать с программой, в которой множество постановок, выполненных Кольцовой как художественным руководителем. В совершенстве овладев стилем и хореографической пластикой ансамбля «Берёзка», она умело использовала это в подготовке и выпуске новых постановок и программ, много работала по воспитанию нового поколения артистов ансамбля, обогащая их профессиональное мастерство передачей им всех тонкостей исполнительского стиля и хореографических традиций «Берёзки», выступления которой за эти годы видели десятки миллионов зрителей в России и более чем 80-ти странах на пяти континентах земного шара.

Помимо широкой концертной деятельности участвует в благотворительных акциях, занимается популяризацией русского танцевального фольклора, проводя многочисленные встречи и семинары с представителями российской и зарубежной культуры. Любит классическую и оперную музыку, русскую литературу XIX-XX веков, политическую и историческую публицистику.

Мира Кольцова

Личная жизнь Миры Кольцовой:

Дважды была замужем.

Фильмография Миры Кольцовой:

Награды и звания Миры Кольцовой:

Источник

Биография миры михайловны кольцовой

биография миры михайловны кольцовой

МИРА МИХАЙЛОВНА КОЛЬЦОВА родилась 21 декабря 1938 года в Москве. Окончила Хореографическое училище при ГАБТ СССР (ныне — Московская государственная академия хореографии) (1948—1957) и ГИТИС имени А. В. Луначарского (1968—1973). Свою творческую деятельность более 40 лет назад М. М. Кольцова, начала в Государственном Академическом хореографическом ансамбле «Берёзка». До 1977 года она являлась ведущей солисткой ансамбля, исполнявшей все сольные партии в течение 20 лет. Кольцова уже более 50 лет работает в ГАХА «Берёзка»: с 1957 года — солистка балета, с 1979 года — художественный руководитель и главный балетмейстер. В 1978 году она становится первым помощником Героя Социалистического труда, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Н. С. Надеждиной — основателя ансамбля «Берёзка». В 1982 году была создана программа её памяти. С 1987 года ансамбль выступает с программой, в которой множество постановок его нового художественного руководителя — Кольцовой. В совершенстве овладев стилем и хореографической пластикой ансамбля «Берёзка», она умело использует это в подготовке и выпуске новых постановок и программ, много работает по воспитанию нового поколения артистов ансамбля, обогащая их профессиональное мастерство передачей им всех тонкостей исполнительского стиля и хореографических традиций «Берёзки», выступления которой за эти годы видели десятки миллионов зрителей в нашей стране и более чем 80-ти странах на пяти континентах земного шара. В разные годы М. М. Кольцова была главным балетмейстером декад русского искусства в Киеве, Варшаве, Софии, Белграде, Берлине. В 1996 году Мира Михайловна являлась главным балетмейстером фестиваля «Славянский базар» в Витебске, а в дни юбилейных торжеств, посвящённых 850-летию основания Москвы — церемонии закрытия и Спектакля-дивертисмента «Москва на все времена» в Лужниках (1997). Помимо широкой концертной деятельности М. М. Кольцова участвует в благотворительных акциях, занимается популяризацией русского танцевального фольклора, проводя многочисленные встречи и семинары с представителями российской и зарубежной культуры. Любит классическую и оперную музыку, русскую литературу XIX—XX веков, политическую и историческую публицистику.

21 декабря 2013 года Президент России В.В.Путин поздравил Миру Кольцову с юбилеем: «Уважаемая Мира Михайловна! Примите поздравления с юбилейным днем Рождения! На протяжении многих лет Ваша жизнь неразрывно связана с хореографическим ансамблем «Березка». Вы прошли большой насыщенный творческий путь от солистки этого прославленного коллектива до его художественного руководителя, добились заслуженного признания как великолепный профессионал, опытный и авторитетный наставник, во многом благодаря Вам, Вашему подвижничеству, бережному отношению к традициям ансамбля, выступления «Березки» проходят с неизменным успехом. Зрители во всем мире не перестают восхищаться ярким и щедрым талантом артистов, их уникальным исполнительским мастерством, которое передает все богатство подлинно народной культуры. Желаю Вам здоровья, вдохновения, воплощения в жизнь намеченных планов.
В.Путин»

биография миры михайловны кольцовой

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (14 июля 2007) — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и
многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 октября 1998) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества
между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
Народная артистка СССР (1989)
Народная артистка РСФСР (1978)
Заслуженная артистка РСФСР (1971)
Народная артистка Украины (2004)
Народная артистка Республики Северная Осетия (Алания) (2012)
Заслуженная артистка Республики Кабардино-Балкария (2013)
Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2012)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «Дружба» (Вьетнам)
Медаль «За выдающийся вклад в развитие китайско-российских отношений» (КНР) (2009)
Памятный знак «За выдающийся вклад в развитие российской культуры и сотрудничество» (2005)
Благодарность Президента Российской Федерации (2002)
Золотой орден «Служение искусству» (Международная Академия Культуры и Искусства, 2007)
Медаль и Международная премия Святых Равноапостольных Братьев Кирилла и
Мефодия (Московская Патриархия и Славянский фонд России, 2001)
Член Союза театральных деятелей (с 1979 года)
Профессор Московского государственного университета культуры и искусств (2002)
Действительный член Международной Академии информатизации (2002)
Лауреат приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца» (присуждается журналом «Балет», 2001)
Академик Международной Академии Культуры и Искусства (2010)
Академик Международной Академии Меценатства (2010)
Орден Святой Екатерины
Орден «Миротворец» (Pax Tecum)
Орден «Во славу Отечества»
Орден «За вклад в культуру»
Орден «Содружество»
Почетный гражданин города Майами (США)
Почетный ветеран Подмосковья
Лауреат Международных фестивалей «Spring Friendship art festival» (Корея)
Именная Звезда на Площади Славы Отечества в Москве (2011)
Нагрудный знак «Почетный Пограничник СССР»
Медаль имени Вирского (Украина)

биография миры михайловны кольцовой

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ «ДЕВИЧЬЯ ВЕСНА»

Источник

Интервью

01.04.2011
Редактировать статью

биография миры михайловны кольцовойМира Кольцова — народная артистка СССР, художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной. Мира Михайловна возглавляет прославленный коллектив, ставший настоящим символом России, уже более 40 лет. Мастерство танцоров и разнообразие репертуара неизменно вызывают восхищение публики разных стран. « “ Березка” — это совершенно особый ансамбль. У нас все другое — и руки, и взгляд, и постановка корпуса», — говорит Мира Михайловна. Сегодня ансамбль, как и прежде, активно гастролирует и достойно представляет Россию за рубежом. О самобытности коллектива, об истории его создания и о любви к делу всей своей жизни Мира Кольцова рассказала в интервью Jewish.ru.

— Мира Михайловна, ваш ансамбль был создан в 1948 году, то есть «Березке» уже 63 года. Что поменялось в коллективе со временем, а что осталось незыблемым?

— Отвечая на ваш вопрос, не могу не упомянуть Надежду Сергеевну Надеждину, основательницу нашего коллектива, благодаря которой на свет появился новый стиль, направление и совершенно новый танец — ничего подобного до появления хоровода «Березка» в мире не существовало. В течение первых десяти лет своего существования ансамбль был исключительно женским. «Березка» зиждется на трех китах: фольклор, культура России и хореография. «Березка» — это авторское произведение, танец интуиции и чувств, собственная философия и эстетика; другими словами — совершенно новый танцевальный жанр. Надеждина, человек высокообразованный, интеллектуал, понимала, что мы не можем постоянно танцевать «об ожидании любви», поэтому вскоре в ансамбле появились мужчины. Это позволило создавать новые номера, которые смогли шире рассказать об истории нашей страны. В ансамбле я занимаюсь не только творческим, но и чисто человеческим воспитанием, ведь порой люди приходят к нам, имея за плечами всего три класса балетной школы — а это очень мало. Традиции — вещь очень непростая. Надеждина сама часто переделывала номера: добавляла новый ритм, звук или, например, меняла финал. В последние годы ее жизни я была танцующим тренером ансамбля, возила коллектив на гастроли, постепенно входила в работу и, как никто, знаю, как важно сохранить наследие. Когда Надежды Сергеевны не стало, я оказалась в очень сложной ситуации. Как сохранить коллектив, не потеряв его самобытности? Я решила для себя, что во что бы то ни стало сохраню это чудо, «Березку», и представила Министерству культуры свой план развития коллектива. Став художественным руководителем, я создала из номеров, поставленных Надеждиной, одноактный спектакль-балет «Времена года». Многие номера пришлось собирать заново, что-то и вовсе менять. Если бы вы знали, сколько на меня посыпалось тогда камней: мол, нарушила наследие Надеждиной. Те традиции, которые она нам оставила: любить народ, видеть его глазами художника, быть интеллектуалом, требовательным к самому себе — сохранены. Так же, как и все ее шедевры. Я всегда говорю, что к традициям и наследию надо подходить «в белых перчатках»: нельзя рушить старое и работать только на себя и на собственную славу! Принять руководство коллективом было совсем не просто. Это уже не жизнь — все подчинено работе! В этом отношении мне очень жаль моего супруга —дирижера, народного артиста России Леонида Смирнова, который сам тонко разбирается в хореографии и всегда выступает в качестве моего главного советчика. Несчастный человек! Каково это — быть мужем художественного руководителя ансамбля! И это при том, что моя семья — это «музыкально-литературная шкатулка». Сын — композитор Филипп Кольцов, его произведения широко известны и звучат в таких наших номерах, как «Реченька» и «Радуга». Внук Николай — студент второго курса Московской консерватории, невестка Наталья — кандидат наук, преподаватель филологии в МГУ.

— Как получилось, что вы решили посвятить жизнь танцу?

— Моя мама, Анна Николаевна Кольцова, в детстве отвела меня в Центральный дом детей железнодорожников. Мне очень жаль, что сегодня исчезли прежние дома пионеров, а ведь это так хорошо, когда есть, куда пойти — будь то авиационный, художественный, балетный или строительный кружок. Я была очень музыкальной девочкой, пела с двух лет. Каждый раз, когда в доме собирались гости, я непременно выступала. Меня взяли в три группы — на хореографию, сольный вокал и хор. Могу рассказать вам одну забавную историю, связанную с моей ролью в пионерской опере, поставленной по одной белорусской сказке. Мне досталась роль Надейки — сестры главного героя, Алесика, которую похитил страшный Лиходей. Опера шла в Театре транспорта, на премьеру собрались, как сейчас помню, все мои родственники. По сценарию, меня должны были спасти пионеры — вынести на руках на середину сцены, после чего я должна была спеть арию. Опустить на сцену меня не успели — кто-то из ребят случайно отпустил мои руки, и я полетела вниз головой. Грохот стоял такой, что слышно было до самой Красной площади! При этом я умудрилась допеть арию до конца. Родственники были в панике, публика — в восторге. Как нам хлопали! Так что теперь я отношу все свои странности к травмам детства! (смеется)

В то время в дома пионеров регулярно приезжали специальные комиссии, что, кстати говоря, очень правильно. Будучи председателем жюри многочисленных конкурсов юных исполнителей, я и сама регулярно езжу по стране, стараясь разглядеть одаренных детей. И вот, комиссия предложила мне держать экзамен в училище при Большом театре. Девочка я была высокая, голубоглазая и с белокурой косой ниже пояса! К тому же домашний ребенок: во дворе никогда не гуляла, вместо этого много музицировала, пела, мечтала быть дирижером. За полгода до окончания училища мне посоветовали обратиться к Надеждиной. В то время мне перестали платить алименты. Было голодно, холодно и нужно было устраиваться на работу. Мы с мамой пришли на репетицию к Надеждиной, которая, надо сказать, была человеком весьма строгим. Она посмотрела на меня, наивного чистого ребенка, и попросила пройтись. Я прошлась. «Хватит, детонька, спасибо. Вы поете?» — спрашивает она. «Да», — отвечаю я ей. Прошу пианиста уступить мне место, сажусь за инструмент и затягиваю: «Как боится седина моя твоего локона. » Она сразу сказала: «Все. Я вашу девочку беру». Мама меня отдавать не хотела, ей было важно, чтобы я закончила обучение и получила диплом. «Не волнуйтесь», — сказала маме Надеждина и назначила мне половину зарплаты, позволив доучиться и получить диплом. Мне сразу достались ведущие партии в 12 номерах, и уже через месяц я уехала с «Березкой» во Францию и Бельгию на свои первые гастроли. Выпускные экзамены в училище я сдала экстерном.

— Танцевальное искусство — это постоянная конкуренция. Приходилось ли вам испытывать на себе зависть коллег по цеху?

— Отныне я могу говорить об этом откровенно — в назидание молодому поколению. Я всегда была под прицелом — от зависти, жадности и злости никуда не скроешься. Тому, кому завидуют, очень тяжело, но еще тяжелее тому, кто сам испытывает зависть. Это чувство толкает на дурные поступки. В «Березке» я мгновенно стала танцевать ведущие партии. Танцовщицы дружили между собой, а со мной первое время никого не было рядом. Что уж говорить про недругов, появившихся в моей жизни после смерти Надеждиной — обстановка была как в 37-м году. Я всегда повторяю — начни с себя. Если ты контролируешь свое поведение и не даешь повода для сплетен, если ты миролюбив, честен, компетентен и требователен к себе, то все будет нормально. Я всеми силами стараюсь поддерживать в коллективе благоприятный морально-психологический климат. Я всегда говорю нашим актерам: «Улыбайтесь, даже если в вашей жизни происходят какие-то неприятности!» Надо себя ломать — и я тоже себя ломаю. Я руководитель и должна быть примером: в том, как нужно одеваться, говорить, вести себя. Никто из наших артисток не придет в театр в кроссовках или брюках, оголяющих половину тела. Более того, я лично запрещаю произносить некоторые слова-паразиты. Вы знаете, я крайне трепетно отношусь к русскому языку. Много лет назад на гастролях в Шанхае я зашла в магазин, где эмигранты царских времен продавали вечерние платья. Какой это был язык — лиричный, мелодичный! Мне даже пришлось купить себе три платья — так мне нравилось приходить в этот магазин и слушать их речь. Тем не менее я человек современный и стараюсь идти в ногу со временем. В этом мне помогают мои просвещенные дети-энциклопедисты.

— Мира Михайловна, не секрет, что основательница «Березки» Надежда Сергеевна Надеждина была дочерью известной писательницы Александры Бруштейн и внучкой Якова Выгодского — врача, идишеязычного литератора и министра по еврейским делам Литовской республики, погибшего в Виленском гетто. Как относились в то время к тому, что создательница народного ансамбля, ставшего визитной карточкой России, — еврейка по национальности?

— О том, что дедушка Надеждиной возглавлял еврейское ведомство в Литве, я узнала только после ее смерти. Об этом мне сообщили в Израиле. Ее мама, Александра Бруштейн, была потрясающей писательницей и просто чудесным человеком — я застала ее, когда она, к сожалению, уже почти ослепла. В их доме не было принято акцентировать внимание на национальности. Знаю, что отец Надеждиной был врачом. Какое-то время они жили на Волге — это определило любовь Надежды Сергеевны к русскому народному танцу. Она была очарована хороводами, которые на природе водили девушки. Буквально заболела этим русским народным танцем. Надеждина носила фамилию одного из своих супругов. Вопрос национальности мы с Надеждиной никогда не обсуждали. В нашем ансамбле никогда не было каких-либо проявлений антисемитизма! Перед Александрой Яковлевной Бруштейн, прославившей русскую литературу, можно только преклоняться.

— Как относилась к вам Надежда Сергеевна?

— Она называла меня Миракль, то есть чудо. Надеждина уважительно и тепло относилась ко мне не только в жизни, но и на сцене. Теперь, сама являясь художественным руководителем, я понимаю, как важно, когда танцовщица отвечает моим интересам, когда я вижу в ней образ, замысленный мной, как балетмейстером.

— Слышала, что вам предлагали возглавить хореографическую академию в Израиле.

— Да, были предложения, и не только в Израиле. «Березка» — это совершенно особый ансамбль. У нас все другое — и руки, и взгляд, и постановка корпуса. А наш знаменитый шаг? «Девушки из “Березки” просто плывут по сцене», — говорят во всем мире. Многие пытались повторить — не получается. Особая повадка, умение «говорить» глазами — все это наша школа.

— Как принимают «Березку» за рубежом?

— Реакция везде абсолютно одинаковая! С первого появления на сцене сердце актера уходит к зрителю, а сердце зрителя, в свою очередь, переходит к танцору. Удивительное явление — ученым только предстоит его изучить. В воздухе витают особые флюиды — и так вплоть до окончания концерта. Я наблюдаю за каждым выступлением из зрительного зала и слышу, что люди выходят после концерта со словами: «Мы пережили катарсис!» Однажды в Латинской Америке ко мне подошел эмигрант первой волны и спросил:
— Не боитесь ли вы, мадам Кольцова, что с перестройкой с Запада в Россию хлынет все самое плохое?
— Ну, что вы! Конечно, нет, — ответила ему я.
Однако, признаюсь вам честно, одно время я была очень напугана тем дурновкусием и непрофессионализмом, что потоком хлынули в нашу страну. «Березка» достойно пережила это время, сумев сохранить свой чистый облик.

Прошло время, и в России начался ренессанс, возврат к национальной и народной культуре. Надо сказать, что с перестройкой «Березка» лишилась своего здания, и мы были вынуждены в течение 16 лет скитаться по разным углам. По распоряжению Владимира Владимировича Путина, который увидел наше выступление на фестивале ШОС в Шанхае, ансамблю выделили прекрасное здание. Теперь у нас наконец-то появился свой дом. Кстати говоря, в нашей программе есть номера-зарисовки стран, в которых нам доводится выступать. Представьте себе: выходят наши девушки с косами и в длинных сарафанах на поклон — и тут внезапно начинает звучать самое популярное музыкальное произведение той страны, в которой выступаем. В Израиле это — «Хава Нагила». Представляете? «Ну, уж если “Березка ” танцует “Хава Нагилу”. » — восклицают зрители. Кстати, нас часто приглашают выступать на мероприятиях, приуроченных к еврейским праздникам. Сначала танцуем русский хоровод, а потом «Хава Нагилу». Вот видите, открыла вам наши секреты, хотя это только часть того, что я могла бы рассказать о великой Надежде Надеждиной и том славном пути, который прошел наш ансамбль. Несмотря на почтенный возраст — 63 года — «Березка» остается молодым, трепетным и желанным для публики коллективом. Низкий поклон всем тем, кто прочитал это интервью. С уважением, Мира Кольцова и Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка».

Источник

Миры мир: монолог худрука «Березки»

биография миры михайловны кольцовой

В этом году легендарный ансамбль «Березка» отмечает свой семидесятилетний юбилей, а его художественный руководитель Мира Кольцова вступает в девятый десяток жизни. Мудрая, талантливая, артистичная, необыкновенно одаренная, с негаснущей сигаретой в руке и очень точными определениями о жизни, таланте, добре и зле.

биография миры михайловны кольцовой

Мира Кольцова. Фото: liveinternet.ru

Артистка в трамвае

Есть в моей жизни незыблемая и неизменная величина — это Надежда Надеждина. До сих пор абсолютно неизведан предмет ее творчества, так до конца и не понят ее гениальный талант. Ей было Господом отпущено такое количество уникального дарования, что его хватило до наших дней, и оно будет жить дальше. Уверена.

Неслучайно наш коллектив назван «Березка». Это имя не какое-то нарицательное, а живое. Береза будет всегда зеленеть ровно столько, сколько существует Россия. «Березка» — символ нашей страны.

Я рано стала проявлять артистизм, в два года начала петь. Пела в трамвае, на руках у родителей, чем приводила их в смущение.

В четыре года меня приняли в художественную самодеятельность Дома железнодорожников — он просто был рядом с нашим домом. Я была хорошенькая, коса ниже пояса, белая. Меня сразу зачислили в группу сольного пения и в хор.

До сих пор помню первое состояние счастья, которое испытала в своей жизни: кончилась война, папа вернулся с фронта. От счастья сердце готово было выпрыгнуть из груди.

Знаете, я вижу счастье даже в тех моментах, когда были трудности неимоверные. Нас с мамой оставил отец, у него вроде любовь случилась. И только спустя годы я стала понимать, сколько испытала моя мама, которая меня вырастила, дала образование. Богатейшее образование. У меня — слава тебе, Господи! — набор многих знаний.

И сына моего она растила. Я дня не просидела с ним, как мать. В этом плане я была лишена счастья материнства, потому что ушла в декрет поздно, а после родов через несколько недель вернулась на сцену.

Филипп вскормлен разными кормилицами. Они ели капусту, чтобы было молоко, ребенок от этого покрывался всем, чем только было можно покрыться. Я умоляла их не есть, предлагала диету. Но они меня не слышали. За служение искусству мы часто платим счастьем и иногда даже здоровьем собственных детей.

Понимание танца у меня от бога. Это нечто неопознанное и до конца необъяснимое и не понятое мной.

биография миры михайловны кольцовой

Фото: Варвара Сиянова (Архив АП)

Я вам скажу, что сегодня люблю «Березку» и понимаю ее больше, чем прежде. Раньше любила со сцены актрисой, тогда я себя чувствовала частью танца и могла проявить себя на сцене.

Раньше никогда не видела спектакль со стороны, а теперь вижу, что это такое. Почему этот поворот, почему эта голова, почему эти глаза. Постепенно я пришла к непоколебимому выводу, что в коллективе работают только те, у кого есть сердце и обязательно — светлая голова, а не счетная машина. А если у тебя превалируют гордыня и амбиции, то это самая настоящая трагедия для творческого человека.

Безобразие прилипает быстрее

Отсюда, наверное, и слова Пушкина: «Гений и злодейство несовместимы». Тот же Сальери, он был гениальный. Гениальный, но злодей. Он и остался гениальным злодеем.

Скажу вам со всей ответственностью, что счастлива, потому что меня Господь уберег и от гордыни, и от амбиций. А взамен дал требовательность к себе. Я сомневалась и не была довольна собой с первого танца и по сей день. Всегда колоссальное волнение до дрожи…

Быть довольным собой, уверенным, наглым и, как правило, бездарным — это трагедия. Тогда человек начинает заниматься интригами, жалобами, им обуревает зависть. Одаренному это не свойственно, он занят другим. Талант всегда сомневается. Я не знаю, причислите ли вы меня к числу талантливых, а вот к числу сомневающихся — точно надо.

Люди так устроены, что к безобразному легче привыкаешь. Уродливое гораздо легче познается, чем прекрасное. Но есть воспитание, есть привитое чувство меры.

Я всегда привожу пример: ребеночек сам помыл руки? Да ни за что в жизни! Он грязными ручками хватанет с удовольствием. Значит, надо учить.

Плохое всегда доступней, оно проще. Не надо идти и мыть ручки. Не надо мучиться, учиться, как взять вилку, ложку. А обучение дается все-таки с трудом.

А как приходится работать в танце! Не удается «дробушка» — давай, оттачивай! Ногу справа, выровнять, чтобы чувствовать мышцы. Это больно. Сейчас больно, но потом будет прекрасно.

А безобразного сколько угодно. Оно толстым слоем под ногами лежит, за ним даже нагибаться не нужно.

Одиночество — это отдых

Давным-давно я дебютировала как киноактриса в картине «Девичья весна», но что удивительно — люди узнают по сей день. Хотя от той красавицы с толстой белой косой уже ничего не осталось.

биография миры михайловны кольцовой

Кадр из фильма «Девичья весна»

Я обычно в церковь хожу, когда служба заканчивается. Потому что узнают. Когда входишь в храм — входишь в себя. Слеза появится или дума какая-то. Хочется побыть одной, чтобы не разглядывали тебя в эти самые интимные моменты жизни.

Почему я не могу поехать в дом отдыха или санаторий, ведь сразу начнется: «Мира, расскажите. » Мира уже не сможет выйти из номера без макияжа и прически.

А я безотказный человек, начну что-то рассказывать, показывать… Для меня отдых — это чаще всего одиночество. Без пытливых глаз. Без людей. Потому что все время на работе, все время перед людьми. Показываешь, танцуешь с ними, общаешься, чтобы каждому уделить внимание. Когда вечером прихожу домой, «кипят» все телефоны подряд. Три сотовых и городской.

Так редко дома бываю. Все время поездки. У нас есть дача под Москвой. Огромная территория, там стоит маленький домик. Все время собирались строить. То денег не было, то сил не хватало, то времени. Домик так и остался маленьким и простеньким. Но очень там уютно, вкусно и сытно.

Я без русского леса жить не могу. Не поверите, но именно лес стал одной из причин, по которой не уехала из страны. У меня были предложения в молодости, поклонники были серьезные. Был очень смешной случай в одной из арабских стран. Там за мной настойчиво ухаживал импресарио. Тогда было положено ходить по четыре человека, поэтому я и три подруги везде ходили вместе. Он пригласил нас однажды к себе домой. Мы взяли «дядю» из органов, который с нами ездил, и пошли. Это был роскошный каменный дом, волшебная прохлада, кругом травы насыпаны, какие-то качалки. Ощущение, что мы попали в дом призрения (заведение, принимающее бедных и оказывающее им поддержку и помощь. — Прим. ред.). Выходит мама, такая красивая, в халате. Из дверей появляются девочки, женщины. Нас знакомят: «Это жена моего старшего брата, а это. » Окружили невероятной заботой. Но все было нормально, мы вернулись к себе в отель и в туалете обнаружили летучую мышь. И мы начали орать как два «боинга». Импресарио прибежал: «Что случилось? Ах, это мышка…»

Так вот, в России я не видела летучих мышей. И еще нигде нет таких берез, как у нас. Я видела березы в других странах, но таких, как у нас — нет. А любовь эту не объяснишь. Вообще, как можно объяснить любовь? Она или есть, или ее нет.

Позолота Волочковой

Я не знаю, что в нашей стране такое существует, не могу вам сказать. Но есть какая-то невероятная родная сила, которая действует сильнее всех магнитов и благ. Я вот недавно смотрела футбольный чемпионат. В общем-то, мы проиграли, но какая великая доброта у русского народа!

Сидела у телевизора, смотрела, как болельщики благодарили нашу команду. Это особая нация — русские люди.

биография миры михайловны кольцовой

Мира Кольцова – солистка ансамбля «Березка» в молодости.

Я треть жизни прожила в нужде, жрать было нечего, квартира не бог весть какая! Я объехала, обтанцевала лучшие страны мира, можно было остаться в любую минуту в любой точке мира. Но мне это даже в голову не приходило!

У меня нет тех благ, той позолоты, что у Волочковой, потому что я не Волочкова. Слава Богу.

Я как-то пошла на программу к Андрею Малахову, там была Настя, она меня спрашивает после программы: «Мира Михайловна, вы меня знаете?» Я говорю: «Да…» — «Правда? — по-детски восторженно переспрашивает она и дожимает: — Скажите, ну как?»

Я говорю: «Когда вас первый раз девочкой увидела, сказала: «Голливуд отдыхает». И я права. Ее жанр сейчас не классика, не вестерн, а что-то иное, что не укладывается в известные мне жанры. Она этого не понимает, и отсюда много казусов и даже нелепостей.

Встретимся на Солнце

Мне приятно, когда меня представляют народной артисткой Советского Союза. В отличие от некоторых я от своей биографии не отказываюсь. Самая моя большая награда — это вот это здание, в самом центре Москвы, которое стало домом для «Березки». Мы двадцать лет скитались по чужим углам, различным ДК, клубам и подвалам. У нас не было своей базы и постоянного, удобного места для репетиций. Почему «Березка» была бездомной? Ну, кто у власти был? Нувориши…

биография миры михайловны кольцовой

Фото: Варвара Сиянова (Архив АП)

Думаю ли я о смерти? А можно обойтись без этого вопроса?

Эти мысли очень близки применимо к моему возрасту, поэтому я о ней думаю. Скажу чуть больше, я не имею права о ней не думать. Но открывать свои мысли не хочу, это очень непросто…

Хочется верить, что мы встретимся на соседнем Солнце. Хочется.

Счастливая ли я? Конечно. Я даже не имею права сказать нет.

Наша жизнь состоит из счастья, несчастья, забот, проблем, всяких болезней и преодолений…

Господь увидел меня, я родилась, и он в этот же миг наградил музыкальностью. Я счастлива и плачу, когда слышу очень хорошую музыку — и лирическую, и классическую. Я знаю классику в совершенстве, и оперу. Читаю ноты. Это все счастье. Мое счастье, что я и в шансоне могу увидеть хорошее.

В любом жанре есть прекрасное, есть безобразное. Я с удовольствием слушаю настоящих хулиганских шансонье вечером.

Я знаю многие оперы назубок. «Риголетто» все пропою, от первой до последней ноты. И все песни Людмилы Гурченко могу спеть с наслаждением. Господь наградил меня умением готовить, любить, работать.

Можно ли выучиться на артиста?

Знаете, выучить можно и слона. У меня бывает такое, что и слон танцует.

В «Березке» нет танцовщиков, в нашем коллективе только артисты. Потому что каждый здесь проходит школу: как говорить глазами, улыбаться, чувствовать музыку, как стоять, как вырасти и как ручки держать. Как показать любовь к женщине, как показать чувства к мужчине. Всему этому учим.

Признаюсь, я часто думаю о будущем руководителе, который мог бы на себя эту ношу надеть, став во главе коллектива. Это очень непросто. Здесь такая должна быть сложная гамма, начиная от профессиональных качеств, человеческих, душевных, внешних, умения говорить, мыслить, соображать, не выпячивать себя, быть скромным. И обязательно благородным.

«Кричу от счастья…»

Я помню время, когда в стране было нечего есть, а «Березка» со всех гастролей рвалась домой, в Москву. Помню, у меня был период, когда произошло смещение времени. Когда мы были в Москве, я жутко боялась, что время уходит, потому что его мало. Гастроли длились по четыре месяца, по пять, ребенок вырастал на глазах. Встречает, думаешь, кто такой вообще стоит, юноша такой уже здоровенный. Мне хотелось как можно дольше и ближе быть с сыном, с моей любимой мамочкой.

Я безумно любила свою маму. Надежда Сергеевна Надеждина безумно уважительно относилась к ней. Присылала конфеты, одну коробку мне, а другую — маме моей.

Мама очень тактичной была, сама никогда никого и ничем не беспокоила. Во мне по сей день живет тоска по маме, я до сих пор жутко переживаю, что с ней мало разговаривала, что иногда ее не слушала. Она мне говорила: «Послушай меня. Лучший совет материнский, как танцевать, как жить, как говорить». А я ей: «Мама. »

Она часто говорила: «Как хорошо, как прекрасно!» Она даже не делала мне замечаний никогда.

биография миры михайловны кольцовой

Мира Кольцова: «В коллективе меня часто зовут мамой. Это очень дорого для сердца. Очень!» Фото: Максим Григорьев/ ТАСС.

Понимаете, у меня есть эталон, который получила от мамы и от Надеждиной: как вести себя, какой быть матерью, какой быть бабушкой, каким быть наставником. В коллективе меня часто зовут мамой. Это очень дорого для сердца. Очень. Я всегда знала и знаю, что добрым словом больше добьешься, чем грубостью. Это не значит, что я ванильная, нет. Я могу быть строгой, могу говорить «нет». Просто я не кричу никогда. Вернее, кричу, когда хорошо. Я могу орать от восторга и счастья.

Я на вы с интернетом, причем на Вы с большой буквы, скажу почему. Мне кажется, если привыкну к компьютеру и интернету, перестану видеть танец. Может, это кому-то покажется смешным, но у меня в душе живет это опасение…

Я редко читаю сообщения, которые приходят на мой телефон. Там, в сообщениях, в основном комплименты. А я не хочу, боюсь себя вымывать этими комплиментами…

Счастлива, что у меня хороший сын и замечательный внук. Мы с мужем сделали все, чтобы они стали образованнейшими людьми.

биография миры михайловны кольцовой

Филипп Кольцов – композитор.

Мой сын стал хорошим композитором. Я за него спокойна. У него отец был не Леня, мой сегодняшний муж. Леня его воспитал. Отец Филиппа был очень талантливый человек, цыган. Уникальный хореограф, блистательный танцовщик. Он ухаживал за мной с детских лет. Но мы танцевали в разных коллективах: он в ансамбле Игоря Моисеева, я в «Березке». Моисеев хотел, чтобы я ушла к нему, в пику Надеждиной… Я верная и от добра добра никогда не искала.

Почему расстались? Знаете, как у Чехова, ревновал бешено, сам же изменить был большой охотник. За ними бегали дамы… Он позволял им бегать…

биография миры михайловны кольцовой

Народная артистка СССР Мира Михайловна Кольцова и народный артист России, выдающийся баянист, художественный руководитель оркестра ансамбля «Березка» Леонид Константинович Смирнов. Их творческий и семейный союз уже много лет дарит радость поклонникам русского искусства на всех континентах.

Есть ли любовь на свете? Она разная, как ромашка. Она не может быть однозначной и только плотской. Любить — это значит уважать, признавать. Жалеть — это все тоже слагаемые любви.

Что такое доброта? Это природное качество. Если ты добр по природе, ты им будешь. Я никогда не могла одна съесть яблоко, для меня поделиться — это наслаждение.

Яд телевидения

Сериал «Березка» ужасен, вы не представляете, что он натворил. Он даже стал причиной некоторых бед в нашем коллективе.

Сериал, который показали на всю страну, это не добрый художественный вымысел. Он ничего общего не имеет с историей ансамбля «Березка». Я бы этот вымысел назвала откровенно вредительским…

биография миры михайловны кольцовой

Надежда Сергеевна Надеждина (настоящая фамилия Бруштейн; 1904-1979) — советская артистка балета, балетмейстер, хореограф. Народная артистка СССР (1966). Основатель хореографического ансамбля русского народного танца «Берёзка», ныне носящего её имя. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). Герой Социалистического Труда (1978).

Туда напихали всякую белиберду. Как в пустое ведро, сложили все пороки, которые существуют в художественных коллективах страны. У Надежды Надеждиной не было сына, а ей его придумали. Непонятно, зачем? За всю семидесятилетнюю историю «Березки» никто и никогда не оставался за рубежом. Мы как сумасшедшие рвались на Родину, на которой порой было голодно. Но все равно рвались.

Один из телеруководителей мне цинично заметил, что сбор по рекламе, когда показывали серил про «Березку», был выполнен на триста процентов. Мне в эту же секунду стало понятно, зачем кино сделали именно таким, дурнопахнущим и лживым. Нужно было собрать кассу.

Беда, что стоящие у руля федерального канала так и не научились понимать, что деньги пахнут, вернее, даже воняют. Если показать на весь экран голую попу, то сборы за рекламу будут колоссальными. Но что хорошего будет от тех денег?

К вопросу о деньгах…Несколько лет назад Боря Моисеев меня умолял: «Миронька, миленькая, поставь номер, чтобы на мотив вальса меня на сцену выносили в гробу…Я хочу, чтобы это было сделано именно твоими руками…Озолочу. »

Я отшатнулась от него после услышанного. Говорю: «Боря, ты с ума сошел? Я права не имею такое делать. Мне потом твои деньги колом встанут…»

Сегодняшнее телевидение — это часто коварное шоу, надо выпустить на экран заведомо провокационную историю. Заработать денег на этом, создатели провокаций знают, что многие люди этому верят. Верят всему, что показывают по «ящику». Как возмутились ветераны нашего коллектива! Они этот фильм восприняли как клевету. Казалось бы, артисты, понимающие, но им было очень больно.

Что делают телеотцы дальше? Они собирают различные ток-шоу, на которых ведущие с постными лицами начинают обсуждать, что такое хорошо, а что такое плохо. Драматургия на таких шоу зашкаливает. И цена рекламы в них космическая. Двойной заработок. И ничего личного.

Красная линия жизни

Как удается держать мир в таком сложном творческом коллективе? Прежде всего не слушать наушников. Всегда выслушать противоположное мнение. Любую ситуацию проговорить и разобрать в самом ее устье. Не я придумала, что маленький ручеек непонимания рождает большую реку недоверия.

Все конфликты начинаются с того, что не выслушал, не проговорил, не продумал.

Я благодарна небу за данную мне черту не отвечать гадостью на гадость.

Мне Надеждина говорила: «Мира, ты жутко женственна, но обладаешь абсолютно мужским умом, холодным и аналитическим…»

Я лично не считаю себя умной, но чего бы мне хотелось, так это больше толстокожести. С тонкой кожей жить больнее. Ткнул — и кровь…

Завидую людям, которые умеют, приходя домой, забывать работу. Я не могу.

Мой Бог? Об этом не говорят. Это очень интимное…

Чего мне хочется от жизни?

биография миры михайловны кольцовой

Поверьте, я не грежу о каких-то высотах, победах. Их было немало. Мне очень хочется сохранить то, что создала Надеждина, не меняя придуманную ей основу, но в то же время как-то обновляя ее. Насытить еще большим исполнительским мастерством и еще большей любовью наполнить. Вот это ближайшие планы творческие.

Еще я очень хочу, чтобы люди, которые были со мной всю жизнь, оставались рядом как можно дольше. Чтобы эта линия любви, внимания и понимания не оборвалась как можно дольше. Это и есть та самая линия жизни, без которой не будет меня…

Из биографии

Настоящее имя и фамилия Миры Кольцовой — Мириам Равичер. Ей знаменитая Надежда Надеждина как-то сказала: «Иди в загс и меняй имя. Ты — Мира». Помолчав, добавила: «Мира Кольцова…»

В государственном хореографическом ансамбле «Березка» Мира Кольцова танцует с 1957 года, с 1979-го и по сегодняшний день она его художественный руководитель.

Мира Кольцова — выпускница хореографического училища при Большом театре. Народная артиста СССР и почетный гражданин американского города Майами. Ее второй муж — Леонид Смирнов, дирижер, народный артист России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *