биография имама ахмада ибн ханбаля
Имам Ахмад ибн Ханбал
Когда Ахмад (да будет доволен им Аллах) подрос, мать отдала его в школу для изучения Корана и хадисов, а также других предметов. Хадисами Ахмад (да будет доволен им Аллах) особенно заинтересовался, и с 15 лет начал активно заниматься ими. Тогда же он стал посещать собрания ученых в Багдаде, приобретая таким образом все больше знаний. В те времена нужно было встречаться и беседовать с шейхами, которые проживали в разных странах. Вообще, это было традицией, чтобы ученики получали информацию непосредственно от наставников, а не из книг. Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах) занялся собиранием хадисов, для чего предпринимал поездки к тем, кто их знал.
Таким образом, он стал одним из величайших знатоков и рассказчиков хадисов того времени. Сосредоточившись на изучении хадисов, имам Ахмад изучал науки фикха и хадисов у имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), а также у самого имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах). Также его учителями были Ибрахим ибн Саид, Суфьян ибн Уяйна, Яхья ибн Саид. Некоторые из его учителей пересказывали хадисы со слов своего выдающегося ученика. Это Абу Давуд, имам аш-Шафии, Яхья ибн Адам, имам аль-Бухари, имам Муслим, и Язид ибн Харун (да будет доволен ими Аллах).
Знаменитый ученый Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада (да будет доволен им Аллах). Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) был особенно привязан к имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), что хорошо видно из рассказов в его книгах. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) также глубоко уважал имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) за искренность его намерений, и выдающуюся ученость. Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что он был видным ученым своего времени, обращался к имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах) каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) назвал имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов».
Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал : «Когда я покидал Багдад, я не оставлял там более ведающего в вопросах фикха, более набожного, более аскетичного, более знающего, чем имам Ахмад ибн Ханбал».
Имам Ахмад был очень богобоязненным ученым. Однажды, когда аббасидский халиф Харун ар-Рашид сказал имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), что ему нужен кадий (шариатский судья), которого можно было бы послать в Йемен, имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) обратился к имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах) (ему было 30 лет, и он занимался в учебном кружке имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)). Ахмад (да будет доволен им Аллах) наотрез отказался, говоря: «Я пришел в твой дом в поисках знания, а не за тем, чтобы ты ставил меня в затруднительное положение, предлагая принять должность кадия». Тогда имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) замолчал.
Когда имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) был в Йемене, он жил в нужде. Его учитель, шейх Абдурраззак, знаменитый мухаддис (передатчик хадисов) узнал об этом и, взяв пригоршню динаров, поднес их имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах). Имам (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я в них не нуждаюсь». Однако одежда его почти износилась, а другой одежды не было. Он попытался спрятаться в своем доме и запер двери. Люди стали искать его и узнали причину, по которой он прятался. Они предложили ему денег, но имам принял только один динар с условием, что расплатится за него работой.
Знаменитый мухаддис Абу Давуд говорил об имаме Ахмаде (да будет доволен им Аллах), что сидеть в его обществе значило заслужить великую награду в мире ином. Он за всю жизнь ни с кем не поссорился. Байхаки рассказывает об Ахмаде (да будет доволен им Аллах), что когда кто-то попросил его дать определение мутаваккила (того, кто полагается на Аллаха), он сказал: «Это тот, кто не возлагает надежды ни на кого, кроме как на Аллаха».
Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) подвергался преследованиям со стороны правителей того времени, потому что последние приняли философию мутазилитов (последователи одного из заблудших течений Ислама). Имам был заключен в тюрьму на длительный срок, и правители обращались с ним очень грубо. Есть много свидетельств о его страданиях. Невзгоды имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) фактически начались тогда, когда он вступил в конфликт с мутазилитами и с их философской идеологией. Мутазилиты были свободомыслящими, и им, к сожалению, покровительствовали халифы Мамун ар-Рашид, Мутасим Билляхи и аль-Васик, которые приняли точку зрения мутазилитов, сделали ее официальной идеологией, заставляя мусульман следовать ей. Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах), завоевавший авторитет «спасителя Ислама от нововведений», и другие традиционные учёные категорически отреклись от мутазилитских доктрин, и осудили вредоносный тезис о сотворенности Корана, который поддерживали аббасидские халифы. По этой причине он был приведен на суд из Багдада в Тарс, закованный в тяжелые цепи. В особенности он страдал в период правления Мутасима Билляхи, когда терпеливо перенес телесное наказание и тюремное заключение.
Халиф, признавая ученость и благочестие имама Ахмада (да будет доволен им Аллах), время от времени приходил к нему и предлагал признать доктрину мутазилитов, обещая освободить от всех оков и сделать первым среди придворных. Но имам (да будет доволен им Аллах) отказался принять ошибочную мутазилитскую идеологию. В гневе халиф Мутасим велел слугам топтать его ногами, и в результате этой жестокости у него были вывихнуты многие суставы.
Имам приобрел большую известность во всем мусульманском мире. Он написал много книг, но самыми значительными из них являются аль-Муснад, Китаб-уль-Амаль, Китабу-тафсир, Китаб-насих валь-мансух, Китаб-уль-Захид, Китаб-уль-Масаиль, Китаб-уль-Фалаиль и Китаб-уль-Иман.
Превосходство хадисов над всем остальным для имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) было столь велико, что он предпочитал слабый хадис фетве, выведенной методом дедукции.
Большинство его последователей сейчас в Палестине, Саудовской Аравии и странах Персидского залива.
Имам Ахмад ибн Ханбал умер в возрасте 77 лет 30 числа месяца Рабиуль-авваль в 241 году по хиджре – (855 г.) в Багдаде. Говорят, что на его погребальную молитву собралось около миллиона человек.
Имам Ахмад ибн Ханбаль
Имам Абу Абдулла (имам Ахмад ибн Ханбаль, рахматуллахи алейхи) родился в Багдаде в то время, когда в нем проживало большое количество ученых и мухаддисов. Чтобы получить знания, имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) часто и далеко путешествовал. Во время получения знаний он прилагал все усилия, чтобы следовать каждому хадису Пророка (саляллаху алейхи уа саллям).
Имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) был известен своей богобоязненностью и аскетичностью, в связи с чем его считали одним из самых великих людей своего времени.
Среди трудов Имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ) наибольшую известность получил «Китаб-уль-Муснад» («Муснад Ахмад»), в котором собрано свыше 40 000 хадисов.
Родословная:
Имам Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль ибн Хиляль ибн Ас’ад ибн Идрис ибн Абдулла ибн Хайян ибн Абдулла ибн Анас.
Также известен как:
Имам Абу Абдулла
Дата и место рождения:
Имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) родился в Багдаде в месяц Раби-уль-Авваль в 164 году по хиджре. Вскоре после его рождения отец имама Ахмада ибн Ханбаля ( рахматуллахи алейхи ) покинул этот мир. Имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи) так вспоминал свое детство: «Я не видел ни отца, ни деда. Меня вырастила моя мать».
Приобретение знаний:
Базовые знания имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) получил в школе. Еще со школьных времен окружающие замечали его благонравный характер, набожность и педантичность.
Передает Абу Афиф ( рахматуллахи алейхи ): «Ахмад ибн Ханбаль ( рахматуллахи алейхи ) находился в нашей школьной учебной группе. В то время он был еще совсем юным, и мы, будучи учениками, знали о его набожности».
Получив базовые знания, имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) в возрасте 16-ти лет приступил к изучению хадисоведения у кади Абу Юсуфа ( рахматуллахи алейхи ).
Получив знания у великих багдадских ученых и мухаддисов, имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) отправился в Куфу, Басру, Мекку, Медину, Йемен, Сирию и другие регионы, где продолжал обучение у великих ученых.
Некоторые из учителей имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
Исмаил ибн Улая, Хушайм ибн Башир, Хаммад ибн Халид Хаят, Мансур ибн Салама Хаза’и, Усман ибн Умар ибн Фарис, Абун-Надр Хашим ибн Касим, Язид ибн Харун Васити, Мухаммад ибн Джафар Гундур, Ваки ибн Джарра, Абу Усама, Суфьян ибн Уяйна, Мухаммад ибн Идрис Шафии ( рахматуллахи алейхи м) и др.
Некоторые из учеников имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
Салих и Абдулла (два сына имама Ахмада, рахматуллахи алейхи ), Ханбаль ибн Исхак, Хасан ибн Саббах Баззар, Аббас ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Исмаил Бухари, Абу Зур’а Рази, Ибрахим Хараби, Хусайн ибн Мансур, Дауд ибн Амр, Халаф ибн Хишам, Абуль Касим Багави.
Труды имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
1. Китаб-уль-Муснад (Муснад-Ахмад),
2. Китаб-ут-Тафсир,
3. Китаб-ун-Насих валь-Мансух,
4. Китаб-ут-Тарих,
5. Китабу Хадис-Шу’ба,
6. Китаб-уль-Мукаддам валь-Му’ахар филь-Кур’ан,
7. Китабу Джавабатиль-Кур’ан,
8. Китаб-уль-Манасикиль-Кабир,
9. Китаб-уль-Манасикис-Сагир.
По сообщению имам Надима ( рахматуллахи алейхи ), перу имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ) принадлежат также следующие труды:
Китаб-уль-Иляль,
Китаб-уль-Манасик,
Китаб-уз-Зухд,
Китаб-уль-Иман,
Китаб-уль-Масаиль,
Китаб-уль-Ашриба,
Китаб-уль-Фадаиль,
Китабу Та’атир-Расуль,
Китаб-уль-Фараид,
Китаб-ур-Радд аляль-Джамия.
Дети и внуки имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
Дети имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
1. Салих (от Аиши, первой жены имама Ахмада, рахматуллахи алейхи ),
2. Абдулла (от Райханы, второй жены имама Ахмада, рахматуллахи алейхи ).
Следующие дети были рождены рабыней имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
3. Зайнаб Умми Али,
4-5. Хасан и Хусайн (близнецы, которые умерли вскоре после рождения),
6. Хасан,
7. Мухаммад,
8. Саид.
Внуки:
1. Зухайр ибн Салих,
2. Ахмад ибн Салих.
Смерть имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ):
На второй день месяца Раби-уль-Авваль, за девять дней до своей смерти, имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) заболел. В эти дни толпы людей начали собираться, чтобы поприветствовать имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ). За два дня до своей смерти имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) попросил привести к нему детей. Дети начали подходить к нему один за другим. Имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) клал на их головы свою руку и плакал.
В четверг положение имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ) ухудшилось, а в пятницу утром, 12-го числа месяца Раби-уль-Авваль, имам Ахмад ( рахматуллахи алейхи ) покинул этот мир.
Смерть имама Ахмада ( рахматуллахи алейхи ) вызвала скорбь не только у мусульман, но и у иудеев, христиан и огнепоклонников. Более 600 тысяч людей присутствовали на джаназа-намазе, и в течение целой недели джаназа-намазы продолжали проводиться у его могилы. Имаму Ахмаду ( рахматуллахи алейхи ) было 77 лет, когда он покинул этот мир.
ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ АХМАД ИБН ХАНБАЛЬ
Ахмад ибн Ханбаль (164–241 гг. х.) – великий имам, основатель ханбалитского мазхаба, хадисовед, автор сборника «Муснад».
От имама Ахмада передаётся ряд высказываний относительно аятов и хадисов, буквальный смысл которых внушает мысль об подобии Аллаха творениям. Они не отличаются от общей позиции праведных саляфов, кроме того, что его высказывания более явно указывают на тафвид – отсутствие погружения в смысл аятов и хадисов о сифатах и отказ от знания о том, что имеется в виду на Аллаха.
Ибн Батта аль-Укбари (304–387 гг. х.) сообщил в книге «Аль-Ибана аль-Кубра» (3/326):
حدثني أبو بكر عبد العزيز ثنا الصيدلاني ثنا المروذي قال سألت أبا عبد الله عن أحاديث الصفات قال نمرها كما جاءت
«Абу Бакр Абдул-Азиз (Гъулям аль-Халляль) передал мне, что ему рассказал ас-Сайдаляни, а ему – аль-Марвази, который сказал, что спросил Абу Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля о хадисах, в которых упоминаются сифаты Аллаха, на что он ответил: “Проходим их так, как они пришли”».
Это высказывание также привёл Ибн Куддама аль-Макдиси в книге «Замму таъвиль» (с. 21) по другому иснаду: Абу Бакр аль-Халляль передал от Абу Бакра аль-Марвази, а он – от имама Ахмада.
Что значит «проходим их так, как они пришли»?
Ранее мы уже приводили слова ханбалитского учёного, хафиза Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи, который пояснил смысл этих слов следующим образом:
وقال ابن الجوزي: أكثر السلف يمتنعون من تأويل مثل هذا ويمرونه كما جاء، وينبغي أن يراعى في مثل هذا الإمرار اعتقاد أنه لا تشبه صفات الله صفات الخلق، ومعنى الإمرار عدم العلم بالمراد منه مع اعتقاد التنزيه.
«Большая часть салафов воздерживались от аллегорического толкования [аятов и хадисов о сифатах] и проходили их так, как они пришли. При этом следует верить в то, что качества Аллаха не похожи на качества творений. Прохождение текстов так, как они пришли, означает незнание того, что в них подразумевается, и убеждение, что Аллах чист от всяких недостатков» (Аль-Аскаляни, «Фатх-уль-Бари», 6/40)
То есть речь идёт о тафвиде – методе праведных саляфов.
Следующее высказывание явно показывает, что имам Ахмад считал, что не следует углубляться в смысл тех сифатов, которые упоминаются в аятах и хадисах муташабихат.
Ибн Куддама аль-Макдиси (541–620 гг. х.) сообщил в книге «Замму Таъвиль» (с. 21):
قال وأخبرني علي بن عيسى أن حنبلا حدثهم قال سألت أبا عبد الله عن الأحاديث التي تروى إن الله تبارك وتعالى ينزل كل ليلة إلى السمآء الدنيا وأن الله يرى وإن الله يضع قدمه وما أشبهه فقال أبو عبد الله نؤمن بها ونصدق بها ولا كيف ولا معنى ولا نرد منها شيئا ونعلم أن ما جاء به الرسول حق إذا كانت بأسانيد صحاح ولا نرد على رسول الله صلى الله عليه وسلم قوله ولا يوصف الله تعالى بأكثر مما وصف به نفسه أو وصفه به رسوله بلا حد ولا غاية <ليس كمثله شيء وهو السميع البصير>[الشورى 11] ولا يبلغ الواصفون صفته وصفاته منه ولا نتعدى القرآن والحديث فنقول كما قال ونصفه كما وصف نفسه ولا نتعدى ذلك نؤمن بالقرآن كله محكمه ومتشابهه ولا نزيل عنه صفة من صفاته لشناعة شنعث
«Абу Бакр аль-Халляль сказал, что Али ибн Иса сообщил ему, что Ханбаль сказал им: «Я спросил Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмада) о таких хадисах, как: “Поистине, Благословенный и Возвышенный Аллах совершает нузуль каждую ночь к ближнему небу”, “Аллаха увидят”, “Поистине, Аллах поставит Свою Стопу” и им подобных, и Абу ‘Абдуллах ответил: “Мы верим в них и подтверждаем их истинность без вопроса «как», и без смысла и не отвергая какой-либо из них. И мы знаем, что переданное от Посланника – истина, если оно передано с достоверными иснадами, и не опровергаем слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). К описанию Аллаха ничего не добавляют сверх тех качеств, которые Он приписал Себе Сам, или которым описал Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха); и не устанавливают границ и пределов; “Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий” (сура Аш-Шура: 11); и не осилят люди Его описание, и не постичь им Его описания от Него; и мы не преступаем Кyр`ан и хадисы, а говорим так, как Он сказал; описываем Его так, как Он описал Себя Сам, и не преступаем этого; верим в весь Коран – в ясное (мухкам) и неясное (муташабихат); и не лишаем Аллаха одного из Его сифатов по причине [кажущейся нам] отвратительности».
Также частично это высказывание привёл кади Абу Я’ля аль-Ханбали (380–458 гг. х.) в книге «Ибталю-т-Таъвилят» (с. 45).
Это высказывание имама Ахмада приняли все ханбалиты и вывели из него два положения:
1. тексты о сифатах Аллаха (буквальный смысл которых указывает на телесность и органы) относятся к категории муташабихат, о которых сообщается в седьмом аяте суры аль-Имран. Ведь не зря имам Ахмад в контексте разговора сифатах говорит: «Верим в весь Кyр`ан – в ясное (мухкам) и неясное (муташабихат)»;
2. необходимо верить в аяты и хадисы о сифатах, принимать их как есть, без толкования и углубления в их смысл, и оставить знание об их смысле на Аллаха.
Шейх Ибн Таймия и его ученик Ибн Кайим тоже привели это высказывание. Но Ибн Таймия истолковал слова имама Ахмада по-своему и обвинил ханбалитов.
والمنتسبون إلى السنة من الحنابلة وغيرهم الذين جعلوا لفظ التأويل يعم القسمين، يتمسكون بما يجدونه من كلام الأئمة المتشابه، مثل قول أحمد في رواية حنبل: (ولا كيف ولا معنى)، فظنوا أن مراده أنا لا نعرف معناه
«Относящие себя к сунне ханбалиты, а также некоторые другие считают, что слово “таъвиль” имеет два смысла (первый — толкование и разъяснение чего-либо, второй – аллегория). Они берут неясные слова имамов, вроде слов имама Ахмада “без образа и без смысла”, и думают, что они означают, будто мы не знаем смысла» («Маджму аль-Фатава», 17/363)
Ибн Таймия и псевдосалафиты посчитали, что слова имама Ахмада «без смысла» означают «без придания им ложного смысла, который используют заблудшие».
Ханбалиты же посчитали, что в этих словах говорится о тафвиде. Они считали своего имама муфаввидом, который не углублялся в смысл аятов и хадисов муташабихат, оставляя знание о том, что имеется в виду, на волю Аллаха.
Ибн Батта аль-‘Укбари (304–387 гг. х.) из ранних ханбалитов в книге «Шарх валь-Ибанату аля усул ас-Сунна валь-дияна» (стр. 45) сказал:
فكل هذه الأحاديث وما شاكلها تمر كما جاءت لا تعارض ولا تضرب لها الأمثال ولا يواضع فيها القول فقد رواها العلماء وتلقاها الأكابر منهم بالقبول لها وتركوا المسألة عن تفسيرها ورأوا أن العلم بها ترك الكلام في معانيها
«Все эти и подобные хадисы читают так, как они пришли, им не приводят примеры (не проводят сравнение ни с чем). Учёные приводили их, и великие учёные принимали их, не спрашивая их разъяснения (тафсир). Они считали, что воздержание от рассуждения об их смысле и есть знание о нём».
Другой ранний ханбалитский имам Абдуль-Вахид ат-Тамими (341–410 гг. х.) в книге «И’тикад имам Ахмад ибн Ханбал» (с. 87) писал:
وسئل (أي الإمام أحمد) قبل موته بيوم عن أحاديث الصفات, فقال: تمر كما جاءت, ويؤمن بها إذا كانت بأسانيد صحاح, ولا يوصف الله بأكثر مما وصف به نفسه بلا حد ولا غاية, ليس كمثله شىء وهو السميع البصير, ومن تكلم في معناها ابتدع
«Имама Ахмада спросили за день до его смерти относительно хадисов о сифатах Аллаха, и он сказал:
“Оставляем их такими, какими они пришли, верим в них и не отрицаем ничего из них, если они имеют достоверную цепочку передачи. Мы не описываем Аллаха большим, чем Он сам себя описал, [не придаём] границ и пределов, нет ничего, подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий. А кто будет разглагольствовать о смысле этих сыфатов, тот совершит нововведение”».
Хафиз Ибн Раджаб (736–795 гг. х.) в книге «Фадлю ильм ас-салаф аля аль-халяф» (стр. 4) сказал:
والصواب ما عليه السلف الصالح من إمرار آيات الصفات وأحاديثها كما جاءت من غير تفسير لها ولا تكييف ولا تمثيل: ولا يصح من أحد منهم خلاف ذلك البتة خصوصاً الإمام أحمد ولا خوض في معانيها
«Согласно правильному мнению в вопросе убеждений саляфов, следует оставить аяты и хадисы о сыфатах так, как они пришли, без толкования, придания Аллаху формы и Его уподобления. И нет достоверных сообщений о том, что кто-то из них, а особенно имам Ахмад, противоречил этому и углублялся в смысл этих преданий».
Имам Ибн аль-Банна аль-Ханбали (396–471 гг. х.) сказал в книге «Усуль аль-муджаррада ‘аля тартиби аль-касыдати муджаввадат» (с. 44):
وهذه الصفة مع غيرها من الصفات الناطق بها الأخبار والآيات يجب الإيمان بها والتصديق والقبول والتحقيق ، فإذا سئلت عن تفسيرها وتأويلها فقل لا علم بذلك ، ولا سمعتُ أحداً من الأئمةِ فسرها بل أمرّها كما سمعها قال الله تعالى ﴿هُوَ الَّذِي أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ﴾
«Что касается этих и других сыфатов, излагаемых в хадисах и аятах, то обязательно верить в них, подтверждать, принимать и считать истиной. Если тебя спросят о разъяснении их [смысла] и толкования, то ответь: “Нет знания об этом, и я не слышал ни одного имама, который разъяснил бы их [смысл]. Напротив, они слышали их и оставляли так, как услышали (то есть без добавления и без убавления). Всевышний Аллах сказал:
«Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых неясен (муташабихат). И те, в чьих сердцах есть заблуждение, следуют неясным аятам, желая [добиться] смуты и [получить такое] толкование [какое им понравится]. Но [истинного] толкования не знает никто, кроме Аллаха. А обладатели крепких знаний говорят: «Мы уверовали в него (аят с неясным смыслом). Всё (и ясное, и неясное в Кyр`ане) — от нашего Господа». Однако принимают наставление только обладатели разума» (Алю-Имран, аят 7)”».
А как же иначе, ведь имам Ахмад сам передал в своём сборнике следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которыми учёные аргументировали в пользу тафвида:
فما عرفتم منه فاعملوا به، وما جهلتم منه فردوه إِلَى عالمه
«Тому, что вы знаете [из Кyр`ана], надо следовать, а то, чего не знаете, верните знающему» («Муснад», Ахмад, № 6702)
Затем, поняв суть методологии имама Ахмада все остальные его комментарии отдельно взятых аятов и хадисов, где упоминаются сифаты, необходимо понять через призму его вышеприведённых высказываний призму тафвида.
Ибн Батта аль-Укбари передал в книге «Аль-Ибана аль-Кубра» (3/326) более подробное высказывание имама Ахмада:
حدثني أبو بكر عبد العزيز بن جعفر ثنا عبد الله بن أحمد بن غياث ثنا حنبل قال سمعت أبا عبد الله يقول نعبد الله بصفاته كما وصف به نفسه قد أجمل الصفة لنفسه ولا نتعدى القرآن والحديث فنقول كما قال ونصفه كما وصف نفسه ولا نتعدى ذلك نؤمن بالقرآن كله محكمه ومتشابهه ولا نزيل عنه تعالى ذكره صفة من صفاته شناعة شنعت ولا نزيل ما وصف به نفسه من كلام ونزول وخلوة بعبده يوم القيامة ووضع كنفه عليه هذا كله يدل على أن الله يرى في الآخرة والتحديد في هذا بدعة والتسليم لله بأمره ولم يزل الله متكلما عالما غفورا عالم الغيب والشهادة عالم الغيوب فهذه صفات الله وصف بها نفسه لا تدفع ولا ترد وقال لا إله إلا الله هو الحي القيوم لا إله إلا الله هو الملك القدوس السلام المؤمن المهيمن العزيز الجبار المتكبر هذه صفات الله وأسماؤه وهو على العرش بلا حد وقال ثم استوى على العرش كيف شاء المشيئة إليه والاستطاعة ليس كمثله شيء كما وصف نفسه سميع بصير بلا حد ولا تقدير قلت لأبي عبد الله والمشبهة ما يقولون قال بصر كبصري ويد كيدي وقدم كقدمي فقد شبه الله بخلقه وهذا كلام سوء والكلام في هذا لا أحبه وأسماؤه وصفاته غير مخلوقة نعوذ بالله من الزلل والارتياب والشك إنه على كل شيء قدير
«Мне передал Абу Бакр Абдуль-Азиз ибн Джафар, которому передал Абдуллах ибн Ахмад ибн Гияс, которому передал Ханбаль, который сказал, что слышал, как Ахмад ибн Ханбаль говорил:
“Мы поклоняемся Аллаху посредством Его атрибутов, какими Он описал себя Сам. Он кратко изложил Свои сифаты, и мы не преступаем границ сказанного [о них] в Кyр`ане и хадисах. Мы говорим только так, как Он сам сказал, и описываем Его так, как Он Сам себя описал, и не переходим этих рамок. Мы верим в весь Кyр`ан с его ясными (мухкам) и неясными аятами (муташабихат) и не отрицаем наличие у Всевышнего, да будет возвышено Его поминание, сифатов по причине [кажущейся нам] отвратительности. Мы не отрицаем наличия того, чем Он описал себя Сам, например, Его речь, нузуль, уединение Его со своим рабом в Судный день и Его опека над ним.
Всё это указывает на то, что Аллах будет виден на том свете. Как-то ограничивать это – нововведение. Это следует оставить на Аллаха, согласно Его велению.
Аллах не переставал быть Разговаривающим, Знающим, Прощающим, Ведающим сокровенное и явное, а также тайны. Всё это сифаты Аллаха, которые Он себя описал, и они не отрицаются и не отвергаются».
Он также сказал: “Нет божества, кроме Аллаха, Он Живой, Сущий. Нет божества, кроме Аллаха, Он Царь, Пресвятой, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Гордый. Это – атрибуты и имена Аллаха, а сам Он ‘аля-ль-‘Арш (букв.: над Троном), без границ”.
Он также сказал: “Затем «истава» над Троном, как пожелал. Желание и способность [к совершению чего-либо] остаются за Ним. Нет ничего, подобного Ему, как Он описал себя – Слышащий, Видящий, без границ и размеров”.
Я спросил Абу Абдуллаха: “Что же говорят люди, уподобляющие Аллаха творениям (мушаббиха)?” Он ответил: “[Они говорят, что] Его зрение, как моё зрение, Его йад, как моя рука, Его кадам, как моя стопа. Они таким образом уподобили Аллаха Его творениям. Это скверные речи, и я не люблю говорить об этом. Его имена и атрибуты не являются сотворёнными. Мы прибегаем к защите Аллаха от ошибок, колебаний и сомнений. Поистине, Он над каждой вещью властен”».
Мухаккыки книги «Аль-Ибана аль-Кубра» оценили это сообщение как достоверное.
Важные выводы из речи имама Ахмада:
1. в этом тексте имам Ахмад также упоминает мухкам и муташабихат в контексте веры в сифаты Аллаха. Это согласуется с позицией ханбалитов, которые вслед за своим имамом также отнесли аяты и хадисы о сифатах к муташбихат. Однако это касается не всех сообщений об сифатах, а только тех, буквальное понимание которых внушает мысль о подобии – сифаты аль-хабария (ас-сам’ия).
Имам Аляуддин аль-Мардави аль-Ханбали (817–885 гг. х.) сказал в книге «Ат-Тахбир шарх ат-тахрир» (3/1395):
والأصح : أنّ المُحْكم ما اتضح مَعْنَاهُ ، والمُتَشابَه عَكسُهُ، لاشتراكٍ أو إجمالٍ ، أو ظهورِ التشبيْه ، كصفات الله تعالى
«Мухкам – это то, смысл чего ясен. Муташабих – это то, смысл чего не ясен из-за омонимичности, краткости или из-за того, что буквальный смысл слова указывает на уподобление, например, [предания] о сифатах Аллаха»;
2. слова имама Ахмада «не отрицаем наличия у Всевышнего сифатов по причине [кажущейся нам] отвратительности». То есть отвратителен не их истинный смысл, который вложил Аллах, а их буквальное лексическое значение, которое внушает мысль о подобии между Творцом и творениями. Однако мы не отрицаем их, потому что Аллах описал ими себя, но их истинный смысл оставляем на Аллаха;
3. слова имама Ахмада «Это следует оставить на Аллаха, согласно Его велению» также указывают на тафвид и то, что он относил их к муташабихат. Какое веление Аллаха имеется в виду? Вероятно, речь о словах Аллаха относительно муташабихат-аятов
«А обладатели крепких знаний говорят: “Мы уверовали в него (аяты муташабихат). Всё – от нашего Господа” (Аль-Имран, аят 7)»;
4. имам Ахмад подтверждает то, что Аллах «‘аля-ль-‘Арш» (على العرش) (букв.: над Троном), при этом отвергая границы. Имам подтверждает аят Кyр`ана об истава, например, пятый аят суры Та Ха «Милостивый над Троном истава» («Ар-Рахману ‘аля-ль-‘Арши-става) (الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى). Мы понимаем слова имама через призму других его слов, говорящих о тафвиде;
5. имам Ахмад отверг границы и размеры в отношении Аллаха, поскольку они присущи только телесным объектам;
6. имам Ахмад сказал, что уподобляющие Аллаха говорят: «Его йад, как моя рука». Похожее высказывание ат-Тирмизи в сборнике «Сунан» передаёт от имама Исхака ибн Рахавейха. Здесь надо быть внимательнее. При переводе на русский язык получается так: «Его рука, как моя рука», и выходит, будто уподобление случится, только если сказать «как моя рука» или «подобна моей руке». Такое понимание было бы верным, если бы имам Ахмад, говоря: «Его йад», имел в виду «йад» в смысле части тела/органа. Но это не так, ведь имам Ахмад изначально не углубляется в смысл сифатов, а значит, говоря: «Его йад», он имеет в виду сифат, смысл которого в отношении Аллаха неизвестен. Правильный смысл его слов таков: уподобление случится, если сказать, что сифат Аллаха «йад» – как мой «йад» (рука) в значении части тела/органа, у которого есть размер, объём и другие характеристики. Буквальный смысл слова «йад» – это часть тела, и если из всех значений мы утвердим это значение, то это будет уподоблением (ташбих).
Далее важная цитата от имама Ахмада, которая также демонстрирует его методологию.
Ибн Батта аль-Укбари сообщил в книге «Аль-Ибана аль-Кубра» (6/204):
وأخبرني أبو صالح ، قال : حدثني أبو الحسن علي بن عيسى بن الوليد قال : ثنا أبو علي حنبل بن إسحاق قال : قلت لأبي عبد الله : ينزل الله تعالى إلى سماء الدنيا ؟ قال : « نعم » قلت : نزوله بعلمه أم بماذا ؟ قال : فقال لي : « اسكت عن هذا » وغضب غضبا شديدا ، وقال : « ما لك ولهذا ؟ أمض الحديث كما روي بلا كيف »
«Ханбаль ибн Исхак сказал: “Я обратился к имаму Ахмаду: «Всевышний Аллах совершает нузуль (букв. нисходит) к нижнему небу?» Он ответил: «Да». Я спросил: «Нузуль происходит знанием или чем-то иным?» Имам Ахмад ответил мне: «Замолчи!» Сильно разгневавшись, он сказал: «Что тебе до этого?! Оставь хадис так, как он передан, не задавая вопрос «как?»”».
Также это передал Аль-Лялякаи (умер в 418 г. х.) в труде «Шарх усуль и’тикад Ахли Сунна» (3/502).
Это сообщение также подтверждает наши выводы о том, что имам Ахмад не углублялся в смысл сифатов «аль-хабария» и оставлял знание о них на Аллаха. Если слово «нисхождение» необходимо понимать буквально как «нисхождение Сущностью», то что помешало имаму Ахмаду ответить, что «нисхождение» понимается только буквально, и Аллах нисходит своей сущностью к небу этого мира? А как бы на вопрос Ханбаля ответили современные шейхи псевдосалафитов?!
Важно отметить, что от имама Ахмада передаётся таъвиль (аллегорическое толкование) аята муташабихат.
Ибн Касир (701–774 гг. х.) сообщил в книге «Аль-Бидая ва-н-Нихая» (14/386):
«Аль-Байхаки передал от Аль-Хакима, он – от Абу Амра Ибн ас-Саммака, он – от Ханбаля (Ибн Исхака аш-Шайбани, двоюродного брата Ахмада ибн Ханбаля), а он – от Ахмада Ибн Ханбаля таъвиль к словам Всевышнего Аллаха: “И придёт твой Господь”, то есть “придёт Его вознаграждение”. Аль-Байхаки сказал: “На этом иснаде нет и пылинки”».
Некоторые ханбалиты сказали, что это ошибка Ханбаля, на том основании, что имам Ахмад не толковал эти тексты и что ханбалиты впали в разногласия относительно сообщений, которые передаёт только Ханбаль. Однако другие ханбалиты приняли этот таъвиль, поскольку иснад достоверен.
Осталось упомянуть книгу «Ар-Радду аляль-Джахмийя», которую ложно приписывают имаму Ахмаду. Содержание той книги, что сегодня печатают псевдосалафиты, не имеет отношения к имаму Ахмада. Современные ханбалитские шейхи написали исследование, согласно которому эта книга на самом деле принадлежит Мукатилю, который был обвинён учёными в ташбихе. Мукатиль написал опровержение на Джахма и впал в другую крайность – крайность уподобления. Эта книга имеет два иснада, но в каждом из них присутствует аль-Хадир бин аль-Мусанна аль-Кинди, который является неизвестным передатчиком.
Более того, хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал о нём в книге «Аль-Каваид» (с. 230):
ذَكَرَهُ الْخَلَّالُ فِي أَحْكَامِ الْعَبِيدِ عَنْ الْخَضِرِ بْنِ الْمُثَنَّى الْكِنْدِيِّ عَنْهُ. وَالْخَضِرُ مَجْهُولٌ تَفَرَّدَ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بِرِوَايَةِ الْمَنَاكِيرِ الَّتِي لَا يُتَابَعُ عَلَيْهَا
«Это передал аль-Халляль в “Ахкамуль-абид” от аль-Хадира бин аль-Мусанна аль-Кинди. Аль-Хадир неизвестен, он отделился от Абдуллаха сообщениями, которые никто кроме него не передаёт и, которым не следуют».
Хафиз аз-Захаби в своём труде «Сияр» (11/287) прямо заявил о том, что эта книга ложно приписана имаму Ахмаду:
«Не то, что “Рисалятуль-Истахрий” или “Ар-Радду аляль-Джахмийя”, которая сфабрикована и приписана Абу Абдуллаху (имаму Ахмаду). Он был слишком богобоязнен и благочестив, чтобы высказать подобное, но, может быть, он говорил это».
Псевдосалафиты цепляются за слова аз-Захаби «но, может быть, он говорил это», говоря о том, что сам аз-Захаби сомневался в своём утверждении. Скорее всего, аз-Захаби имел в виду, что имам Ахмад, возможно, написал такую книгу, а в дальнейшем она была искажена, а это вполне возможно. Иначе как объяснить то, что аз-Захаби сначала однозначно заявил, что подобную книгу не мог написать богобоязненный и благочестивый мусульманин, коим, несомненно, являлся имам Ахмад, а потом засомневался в этом? Получается, если следовать логике псевдосалафитов, он засомневался в том, что имам Ахмад являлся богобоязненным и благочестивым, что само по себе является абсурдом.
В высказываниях имамов четырёх мазхабов не всегда есть детали. Некоторые их высказывания можно истолковать как в пользу ашаритов, так и пользу псевдосалафитов, что на деле и происходит. Псевдосалафиты в этом опираются исключительно на понимание Ибн Таймии.
Мы же опираемся на понимание последователей этих четырёх имамов: ханафитов, шафиитов, маликитов, ханбалитов. Ханафиты являются матуридитами и ашаритами, шафииты и маликиты – ашаритами, ханбалиты – асаритами. Все эти школы едины в базовых положениях акыды.
Последователи четырёх имамов считают, что их методом понимания в области сифатов аль-хабария был тафвид.
Обратитесь к их книгам. Почитайте книги ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов по вероубеждению. Что они говорят? Соответствует ли это тому, о чём говорил Ибн Таймия и сегодня псевдосалафиты?
Разумно ли будет оставлять понимание последователей четырёх имамов и следовать тому, что утверждал спустя 500 лет Ибн Таймия? Или спустя 1400 лет – ваххабиты?
Делайте выводы и просите у Аллаха наставления.