биография березовский композитор краткая биография

Березовский Максим

Макси́м Созо́нтович Березо́вский — композитор XVIII века, один из основоположников русской хоровой классики. Особую известность имеет его хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».

Содержание

Биография [ править ]

Максим Березовский родился в Глухове — тогдашнем музыкальном центре Украины. Высшее образование получил в Киевской Духовной Академии, где начал писать собственные произведения. В 1758 году, за исключительные вокальные данные послан в Петербург, солистом Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича. Выступал как певец (итальянская опера, Ораниенбаум).

В 1765-1774 жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, выдержал экзамен Болонской филармонической академии на звание академика-композитора (в тот же день экзаменовали юного Моцарта, который тоже стал академиком, Березовский получил высший бал, чем Вольфганг Амадей). По возвращении в Россию в 1771 году Максим Березовский был зачислен на скромную должность.

Романтическая легенда [ править ]

«Не отвержи мене во время старости» [ править ]

Концерт «Не отвержи мене во время старости» (ок.1760) на стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70 написан в итальянском стиле, но в понимании русского православного композитора, и больше похож на лирическую исповедь, чем на итальянский концерт в привычном понимании. Хоровой строй концерта отличается удивительной чистотой и прозрачностью. Проникновенностью мелодии концерт напоминает украинские народные песни, столь близкие композитору, а серьезностью и строгостью мысли эта музыка была бы достойна пера знаменитого современника Березовского, венского классика Глюка. Концерт написан раньше, чем «Реквием» Моцарта, и во многом предвосхитил его.

Одной из выдающихся интерпретаций концерта является исполнение Республиканской академической русской хоровой капеллы под руководством А. Юрлова, сделанное впервые при советской власти (1969).

Источник

Биография березовский композитор краткая биография

биография березовский композитор краткая биография

Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.

Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе, славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной академии. По приезде в Петербург (1758) юноша благодаря своему прекрасному голосу был определен в штат музыкантов наследника престола Петра Федоровича, где стал получать уроки по композиции у Ф. Цопписа и по вокалу у итальянского педагога Нунциани. На рубеже 1750-60-х гг. Березовский уже исполнял ответственные партии в операх Ф. Арайи и В. Манфредини, шедших на придворной сцене, соперничая в мастерстве и виртуозности с лучшими итальянскими певцами. После дворцового переворота 1762 г. Березовский, как и другие артисты из штата Петра III, был переведен Екатериной II в итальянскую труппу. В октябре 1763 г. композитор женился на танцовщице труппы Франциске Ибершер. Выступая с сольными партиями в оперных спектаклях, Березовский пел также и в Придворном хоре, что обусловило интерес композитора к хоровым жанрам. По свидетельству биографа П. Воротникова, его первые духовные концерты («Приидите и видите», «Вси языцы», «Тебе бога хвалим», «Господь воцарися», «Хвалите господа с небес») показали его исключительное дарование и хорошее знание законов контрапункта и гармонии. В мае 1769 г. Березовский был направлен для совершенствования профессионального мастерства в Италию. В знаменитой Болонской академии, по преданию, он занимался под руководством выдающегося теоретика и педагога падре Мартини.

Даже единичные образцы творчества Березовского позволяют говорить о широте жанровых интересов композитора, об органичном соединении в его музыке национальной мелодики с общеевропейскими приемами и формами развития.

Источник

Березовский Максим Созонтович

Композитор русской церковной музыки, родился в 1745 г. в Глухове Черниговской губернии и воспитывался в киевской духовной академии. По приезде в Петербург благодаря своему прекрасному голосу был определен в Придворную певческую капеллу, где занимался музыкой под руководством итальянца Цопписа.

В 1765 г. Березовский был послан для совершенствования на казенный счет в Италию, в знаменитую болонскую академию, где занимался у известного педагога Мартини Старшего. Дарование Березовского и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии. Березовский удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий: многие музыкальные академии Италии избрали Березовского своим почетным членом, а болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. К тому же времени относится и его опера «Демофон», написанная на текст Метастазио; опера была поставлена в Ливорно, имела огромный успех и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени. В бытность свою в Италии Березовский много писал и посылал в Россию свои произведения, которые встречали здесь хороший прием.

Как композитор церковной музыки Березовский явился представителем нового направления в партесном пении. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом. Вместе с тем в своих произведениях он умел соединить простоту с изяществом, чем и объясняется то умилительное впечатление, которое производит музыка Березовского.

Источник

Биография березовский композитор краткая биография

Березовский Максим Созонтович

Памятник Березовскому в Глухове

Забытый современниками, Максим Березовский лишь сравнительно недавно стал восстанавливаться в правах первого представителя национальной композиторской традиции Украины. Многие его произведения утеряны навсегда, но некоторые шедевры этого самобытного и прогрессивного для своего времени композитора исследователи его творчества находят до сих пор.

В фильме «Ностальгия». Андрей Тарковский использовал музыку М.С. Березовского

Сведения о биографии Максима Березовского отрывочны, не точны и сомнительны. Известно, что родился композитор в Малороссии (г. Глухов) в 1745 г. По свидетельству некоторых источников учился он в Киевской Духовной академии, однако имя его в списках не сохранилось.

С 1758 г. Березовский — певчий в Придворном певческом хоре и оперной труппе в Петербурге. В 1764 г., на 20 году своей жизни, был послан в Италию, в Болонскую академию, где занимался под руководством знаменитого профессора Мартини Старшего.

В 1773 г. Березовский написал оперу «Демофонт» на либретто Пьетро Метастазио. Это либретто было сочинено в 1733 г. и пользовалось большой популярностью. Всего к 1800 г. (по сведению энциклопедии «Музыкальный Петербург. XVIII век») на либретто Метастазио было написано 73 оперы, включая оперу Й. Мысливечка, с которым учился Березовский в Болонской академии.

Опера Березовского была поставлена в г. Ливорно и имела большой успех у знатоков музыки, а также знаменитых музыкантов того времени.

До наших дней из всей оперы сохранилось всего четыре арии.

В 1774 г., после девятилетнего пребывания за границей Березовский вернулся на родину, где, не смотря на свои ожидания, не получил должного признания. Он был определен в Придворную певческую капеллу без всякой должности и пару лет прозябал в безвестности и полной нищете.

Музыкальное наследие:

Концерт «Отрыгну сердце мое»

«Слава в вышних Богу»

«Милость и суд воспою тебе, Господи»

Симфония C-dur (1770–1773 гг.)

Опера «Демофонт» (1773 г.)

Сонаты для клавесина

Соната для скрипки и чембало C-dur (1772 г.)

Концерт «Не отвержи мене во время старости» (до 1769 г.)

Этапы творческого пути:

Родился в Малороссии (г. Глухов)

Принят певчим в штат Петра Федоровича, наследника престола

Березовский — придворный камер-музыкант

Н аправлен для обучения в Италию

После традиционного экзамена на звание маэстро ди капелла

становится академиком «ди филармоника» наравне с уже известными Е. Фоминым, Й. Мысливечеком, В.-А. Моцартом.

В г. Ливорно поставлена его опера «Демофонт»

Возвращение на родину

Покончил жизнь самоубийстом

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

Источник

Березовский М. С.

Березовский, Максим Созонтович, один из немногих корифеев русской духовной музыки концертной эпохи XVIІІ века, – характеризуемой свободными композициями западного светского характера и преобладанием гармонических элементов в пении. Родился Березовский в 1745 г. в г. Глухове черниговской губернии, воспитывался в киевской духовной академии, но курса в ней не окончил. За свой прекрасный голос при Императрице Елизавете Петровне был взят в придворную певческую капеллу и здесь изучал музыку под руководством известного в то время композитора и капельмейстера комической итальянской оперы Цопписа. В 1765 г., для усовершенствования в музыке, был отправлен на счет правительства в Италию, где и окончил свое образование у известного теоретика и композитора Мартини Старшего, в Болонье. Здесь он написал оперу «Димофон», поставленную с большим успехом, составлял и духовно- музыкальные сочинения, которые посылал в Россию. За свои музыкальные познания, талант и выдающиеся музыкальные сочинения Березовский был избран почетным членом многих музыкальных академий в Италии, а в Болонской академии имя его было вырезано золотыми буквами на мраморной доске.

После девятилетнего пребывания за границей, Березовский, не смотря на блестящий успех в Италии, возвратился в 1774 г. в Петербург, в надежде быть оцененным здесь по достоинству. Но здесь он был зачислен только в штат придворной музыки, без определенной должности, потому что все высшие места были заняты иностранцами. Униженный, забытый, он уже терял энергию, когда Потемкин предложил ему место директора в проектируемой им музыкальной академии в Кременчуге. Но, как случалось зачастую, Потемкин забыл и о Березовском, и об академии. Бедность, нужда, зависть, неудачи довели Березовского до отчаяния: он впал в ипохондрию, стал пить и в припадке белой горячки окончил жизнь самоубийством (перерезал себе горло) в 1777 г.

Березовский написал довольно много духовно-музыкальных сочинений, но ни одно из них не было напечатано при его жизни. Только через 50 лет после его смерти, придворная капелла издала известное всем церковным хорам России «Верую» Березовского и восьмиголосный концерт его: «Не отвержи мене во время старости», причисленный к произведениям классическим. Из других произведений Березовского в настоящее время отпечатаны причастны: 1) «Творяй ангелы своя духи»; 2) «В память вечную будет праведник»; 3) «Чашу спасения прииму»; 4) «Во всю землю изыде вещание их». Из рукописных его сочинений, написанных, как предполагают, еще в Болонье, известны: 1) «Литургия»; 2) концерты: «Отрыгну сердце»; 3) «Милость и суд воспою»; 4) «Слава в вышних Богу»; 5) причастны: «Хвалите Господа с небес»; 6) «Блажени яже избрал»; 7) «Не имамы иныя помощи» и друг.

Как композитор, Березовский принадлежит к числу первых, старавшихся согласовать западную музыку с текстом православных церковных песнопений. Сравнительно с своими современниками композиторами Веделем, Дехтеревым, Давыдовым, учившимися также у иностранцев и большею частию рабски им подражавшими, Березовский в своих произведениях обнаруживает меньшей следов зависимости от Итальянской школы и больше свободы и самостоятельности, являя собою заметный поворот к новому, более национальному направлению русской церковной музыки, представителем которого был Бортнянский. Свобода и самостоятельность голосоведения и гармонической модуляции, простота и изящество в целом и частях, осмысленность в расположении текста с музыкою, соответствие метрических акцентов с словесными ударениями, глубина и сила религиозно-художественного творчества и выражения – таковы отличительные особенности духовно-музыкальных произведений Березовского. «В художественном отношении произведения Березовского превосходны», замечает в своей истории прот. Разумовский, «в них он разрешает одну из самых трудных задач музыки, создавая простое, всем доступное и вместе с тем изящное пение». Слушая его произведения, «молящийся не развлекается хитрыми сплетениями аккордов, а напротив возвышается до слез умиления». Самым лучшим его произведением признается концерт «Не отвержи мене во время старости». «Этот концерт», говорит прот. Разумовский, «давно уже причислен у нас к произведениям классическим. Здесь в словах: «не отвержи мене во время старости» выражена звуками молитва; в музыке над словами: «Бог оставил ны есть, пожените и имите его» слышится описание злобы врагов; в музыке над словами: «да постыдятся и исчезнут» выражается торжество надежды на милость Бога, сокрушающего гордыню».

Свящ. А. Митропольский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *