билл мюррей рождественская история
Все отзывы о фильме Новая рождественская сказка
Лучшие отзывы о фильме «Новая рождественская сказка»
Грядущие новогодние и рождественские праздники уже начинают создавать атмосферу сказки и волшебства. К середине декабря волею детских привычек уже хочется ощущать запах хвои, есть мандарины и пересматривать любимые новогодние и рождественские истории. Для кого-то это неизменная «Ирония судьбы», другие предпочтут «Кошмар перед Рождеством» Тима Бартона, третьи пересмотрят приключения из «Один дома», но, уверена, будут и те, кто захочет вернуться к одной из самых лучших рождественских историй – истории Чарльза Диккенса про перевоспитание жадного и сварливого старичка Скруджа.
Диккенса не устанут экранизировать, как мне кажется, никогда. Только в этом году вышла аллегория на тему пришествия трех духов « Призраки бывших подружек » и очень красивый анимационный фильм « Рождественская история ». Есть еще «Духи рождества» Дэвида Хью Джонса и американо-венгерская картина «Призраки Рождества» 2004 года. Но, пожалуй, одной из лучших экранизаций остается «Скряга» Ричарда Доннера. После «Омэна» и «Супермена», аккурат между частями «Секретного оружия», он умудрился снять потрясающий фильм, сочетающий необходимые для комедийных приключений нелепые ситуации, юмор и глубокую мораль.
Фрэнк Кросс – медиамагнат. Он руководит одним из телеканалов, без жалости увольняет неугодных сотрудников, привлекает зрительскую аудиторию «скандалами, интригами, расследованиями» и, имея на счете кругленькую сумму, дарит родным полотенца на праздники. Перед очередным Рождеством к Фрэнку явятся три духа, чтобы показать, кто он есть, что ему светит и что он уже успел потерять. Одновременно Фрэнк снова влюбляется в бывшую невесту и одолевает метившего на его место зарвавшегося юнца. Не удивительно, что к концу ленты перед нами предстает совершенно другой человек.
Фильм понравился мне по многим причинам. Во-первых, он 1988 года, а соответственно, снят в духе комедий моего детства: милый, слегка отдающий черным юмор, саундтрек, в такт которого невольно покачиваешь головой, молодой Билл Мюррей, в конце концов. Во-вторых, режиссер, не перевирая диккенсовского сюжета, сделал кино самобытным и наделил своими фишками. Например, в роли духов тут выступают таксист со странностями, феечка-драчунья и существо под балахоном, распахнув который обнаруживаешь множество премилых монстриков. Забавно наблюдать и за телевизионной кухней: съемками рождественского шоу и летучек по обсуждению промо-роликов.
Билл Мюррей просто великолепен. Ему как нельзя лучше подошел образ скряги, эгоиста и любителя злых шуточек. Пожалуй, даже сложно вспомнить кого-то еще из актерского состава, слишком уж сложно отвлечься от Билла, когда тот отпускает очередную колкость, язвит и с невозмутимым видом выставляет всех вокруг дураками. Фрэнк Кросс в конце фильма, конечно, приторно положителен, но его можно потерпеть пару минут в благодарность за полтора часа улыбки на лице.
Вердикт: очень рекомендую для просмотра перед Новым годом и Рождеством: празднично-сказочный настрой вам обеспечен.
Удивительный Билл Мюррей: 12 легенд
Глядя на Билла Мюррея, складывается ощущение, что ему хорошо, когда все так, как есть: он забил на «красивое старение», голливудскую тусовку и гонки за «Оскаром». А за десятилетия его кинокарьеры вокруг Билла сформировался целый ореол городских легенд: якобы он может внезапно ввалиться к кому-то домой или стать таксистом для таксиста. Вот дюжина самых любопытных и удивительных историй, правдивость которых была бы под большим сомнением… если бы мы не знали, кто их герой.
1. Билл любит студенческие вечеринки и мальчишники. Внезапно для гостей он появляется в самый разгар веселья, угощается спиртным, затем угощает гостей, а потом также внезапно испаряется. Но иногда даже за собой моет посуду, как это было в Шотландии!
2. В 2010-м году Билл проник на вечеринку музыкального фестиваля South by Southwest, устроился на месте бармена и стал всем подавать текилу… Даже если у него заказывали что-то другое, он всё равно подавал текилу. Кстати, в тот вечер он пришёл не один, а в сопровождении музыкантов из Wu Tang Clan.
3. До того, как это стало модным, Билл (вместе с другом Дэном Эйкройдом) надевал костюм охотника за привидениями и навещал больных детишек.
4. Будучи на острове Бали, Билл решил прокатиться на мотоцикле по джунглям, где благополучно заблудился. Когда его отыскали, он был окружён местными аборигенами, умирающими со смеху: несмотря на языковой барьер, Мюррей сразил всех пантомимой.
5. Однажды Билл ехал на такси и, беседуя с водителем, узнал, что тот увлекается игрой на саксофоне. Но 14 часов за баранкой не оставляют ему ни сил, ни времени. Услышав это, Мюррей поинтересовался: «где инструмент?». Оказалось, в багажнике. Уже через минуту таксист сидел на заднем сидении и играл, а Билл сказал «Не волнуйся, я знаю, как водить машину» и поехал по городу. Через пару кварталов он остановился у какой-то забегаловки и попросил водителя не прекращать играть: «Расслабься, парень, у тебя есть чертов сакс, мы просто отдыхаем».
6. Билл любит караоке (вопреки той сцене в « Трудностях перевода ») и порой поёт с незнакомцами. Например, эти фото сделаны в нью-йоркском Karaoke One 7: актёр постучался в комнату, где пела (и пила) компания друзей, уселся с ними на диване и стал исполнять французские песни. Не удивляйтесь репертуару, в восмидесятых Билл укатил из Америки во Францию, где несколько лет жил и учился.
7. Но не вечеринками едиными. Как-то Билл шёл мимо спортивной площадки, где ребята играли в кикбол. Он не удержался и присоединился к ним, сделав коллективное фото на память.
9. У Билла нет агента. Вместо него он «завёл» автоответчик: продюсеры звонят ему, оставляют сообщения и ждут ответного звонка.
10. Как-то раз Билл пришёл на стройплощадку, где возводился Дом поэзии, и решил устроить для работяг довольно своеобразный перекур. Подчёркивая важность возводимого объекта, Мюррей стал читать строителям стихи поэтессы Эмили Дикинсон.
11. В августе 2014-го Билл посетил бейсбольный матч в Миннесоте. Правда, до того, как занять зрительское место, он поработал билетёром. После Мюррей вышел на поле, где открыл игру, поймав первый мяч и бросил его какому-то счастливчику на трибуны.
12. Ну и, пожалуй, самая популярная городская байка, ушедшая в народ: как-то парень в одиночестве ел в кафе Wendy’s, вдруг к нему подсел Мюррей, съел из его тарелки картошку фри и, прожевав, добавил: «Тебе всё равно никто не поверит».
Билл Мюррей: 10 фильмов настоящего «короля комедии»
В 90-е среди киножурналистов ходила расхожая шутка о том, что есть 2 комика, которые никогда не разочаровывают в жизни: Робин Уильямс и Билл Мюррей. Первый вне экрана честно развлекает публику экранными ужимками, а Билл являл мрачно-саркастичное чувство юмора и за пределами экрана, будучи всегда чуть более откровенным, чем это принято в Голливуде.
10 ключевых фильмов в карьере Мюррея
Золотая классика 80-х, которую несмотря на все современные старания, так и не удалось испортить. Питер Вэнкман в исполнении Билла стал одним из самых узнаваемых киноперсонажей 80-х наряду с Фредди Крюгером и Индианой Джонсом.
Скромная классика хоррор-мюзикла, в которой у Мюррея небольшая, но исключительно яркая роль: мазохиста, испытывающего наслаждения от зубной боли. Появляется он всего в одном эпизоде, где сильно обламывает дантиста-садиста в исполнении Стива Мартина, но появление доставляет.
В перерыве между первой и второй частями «Смертельного оружия» Ричард Доннер снимает осовремененную версию «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, пригласив на роль циничного телепродюсера, к которому является эксцентричные призраки, Мюррея.
Если в 80-х и начале 90-х Мюррей был одним из самых кассовых комиков Голливуда, то в начале 00-х его ждал ренессанс в качестве звезды арт-мейнстрима. Первым 100% успехом в новом витке карьеры стал фильм Софии Копполы, который, к сожалению, серьезно переоценивают, полагая чуть ли не ультимативным высказыванием об одиночестве, хотя это всего лишь хорошее маленькое кино с отличным попаданиям актёров в образы.
Билл Мюррей хорош в главных ролях, но нет никого лучше в эпизодах. Достаточно вспомнить тот же «Зомбилэнд» 2009 года, где Билл начисто затмил четвёрку главных героев, но лучше предпочтём недооценённый фильм Джармуша, где Билл появляется всего на пару минут в самом финале и исполняет роль безымянного то ли ганстера, то ли олигарха, которого нужно ликвидировать главному (анти)герою. Матерится при этом Билл просто шикарно, интонации незабываемые.
Рождественская песнь в прозе
« | Да будь моя воля, я бы такого олуха, который бегает и кричит: «Веселые святки! Веселые святки!» — сварил бы живьем вместе с начинкой для святочного пудинга, а в могилу ему вогнал кол из остролиста. | » |
— Эбенизер Скрудж о Рождестве |
« | Если они предпочитают умирать, тем лучше. Это сократит излишек населения. | » |
— Эбенизер Скрудж о сирых и убогих |
« | Да хранит нас всех Господь! | » |
— Малютка Тим действительно обо всех |
«Начать с того, что Марли был мертв. Сомневаться в этом не приходилось. Свидетельство о его погребении было подписано священником, причетником, хозяином похоронного бюро и старшим могильщиком. Оно было подписано Скруджем. А уж если Скрудж прикладывал к какому-либо документу руку, эта бумага имела на бирже вес. Итак, старик Марли был мертв, как гвоздь в притолоке…»
Так начинается «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса — одно из самых популярных произведений классика, по количеству адаптаций могущее потягаться с «Оливером Твистом» и «Дэвидом Копперфильдом», а по количеству упоминаний в массовой культуре оставившее их далеко позади. Ну и до кучи самая популярная из святочных историй — с привидениями или без оных. Имя же Эбенизера Скруджа навсегда стало нарицательным для старого козла и скряги. Вы наверняка его где-то слышали… Оригинальная же книга больше всего известна отечественному хомячку по неоднозначной экранизации с Джимом Кэрри.
Чарльз Диккенс писал эту повесть в лихорадочной спешке и полувменяемом состоянии, чтобы успеть к Рождеству. В назидательный сюжет он вложил подлинную душевную боль — в детстве писателю довелось немало натерпеться от подобных Скруджей (характерно, что у старого скряги было по меньшей мере четыре реальных прототипа, с которыми Диккенс лично не пересекался). Но самое главное, что на момент написания повести Рождество в Англии было не в почёте — его справляли по большому счёту в глубинке, так что Диккенс, по сути, сделал этот праздник на Западе таким, как мы его знаем сейчас.
Содержание
Сюжет [ править ]
Строфа первая. Призрак Марли [ править ]
С момента кончины Джейкоба Марли аккурат в Сочельник прошло ровно семь лет, а его деловой партнёр Эбенизер Скрудж за это время нисколько не подобрел. Попытку своего клерка Боба Кретчитта подкинуть в печь угля он воспринимает как возмутительное расточительство, предпочитая сидеть в неотапливаемой конторе. К нему последовательно заглядывают его племянник Фред, который, несмотря ни на что, хочет пригласить дядюшку на рождественский ужин, и двое джентльменов, собирающих пожертвования на нужды бедняков; всем им старый пердун отвечает словами, приведёнными в эпиграфах, и посылает по известному адресу. Племянник — болван, по любви женившийся на бесприданнице и тратящий деньги на пустые развлечения, а нищеброды могут сдохнуть, ежели не хотят искать укрытия в тюрьме или работном доме — богоугодных заведениях, на которые идут в том числе и налоги Скруджа.
С неохотой разрешив Бобу провести праздничный день с семьёй (и удержав с него за это полкроны), Скрудж отправляется домой, где его поджидает неприятный сюрприз: дверной молоток внезапно превращается в призрачную физиономию Джейкоба Марли с подвязанной платком челюстью. Вскоре является и весь Джейкоб целиком — он увешан цепями и сундуками с нажитым при жизни богатством, которое вынужден вечно таскать за собой в наказание за алчность и бессердечие. Та же участь ждёт и Скруджа, но Джейкоб похлопотал за него: к нему явятся ещё три духа, чтобы попытаться наставить старого скупердяя на путь истинный. Сообщив это, призрак Марли исчезает за окном, оставив Скруджа в смятении.
Строфа вторая. Первый из трёх Духов [ править ]
Первым является Дух Минувших Святок — сияющее андрогинное существо с колпаком-гасилкой в руках. Дух показывает Скруджу его безотрадное детство, когда он был отвергнут родным отцом, его любящую сестру Фэн — мать Фреда, умершую молодой, его весёлых школьных товарищей… Потом юность, работа подмастерьем у добродушного мистера Физзуига, рождественские пляски, на которых юный Эбенизер нехило так отжигал, первая любовь, которой он пожертвовал ради намечающегося капитальца… Картины утраченного счастья приводят Скруджа в ярость; он надевает на Духа колпак-гасилку, стремясь погасить свет счастливых воспоминаний.
Строфа третья. Второй из трёх Духов [ править ]
Дух Нынешних Святок — жизнерадостный великан, который устраивает Скруджу путешествие по родному городу. Скрудж видит, как весело справляет Рождество большая семья его клерка Боба Крэтчитта на те гроши, что платит ему Скрудж, как дружны и жизнерадостны все Крэтчитты, особенно младший из детей, Малютка Тим, который серьёзно болен и передвигается на костылях. Сердце Скруджа исполняется жалости; он спрашивает Духа, выживет ли Малютка Тим, и получает ответ, что ребёнок умрёт, если настоящее не внесёт в это свои коррективы. Но, в сущности, почему бы и нет? Пусть умирает и тем самым сократит излишек населения! Больно уязвлённый собственными жестокими словами, Скрудж умолкает. Тем временем Боб Крэтчитт предлагает тост за здоровье мистера Скруджа…
Дух показывает старому скряге празднество в доме его племянника Фреда: молодой человек совершенно не держит зла на своего нелюбезного дядюшку и искренне жалеет его. Гости веселятся и играют, радостная, дружелюбная атмосфера поневоле захватывает Скруджа… Но пора двигаться дальше. Вместе с Духом Скрудж видит множество людей, празднующих Рождество несмотря ни на какие тяготы. Напоследок резко состарившийся Дух показывает Скруджу двух страшно истощённых детей, девочку и мальчика: имя мальчика — Невежество, имя девочки — Нищета. «Разве нет им помощи, нет пристанища?» — ужасается Скрудж. «Разве нет у нас тюрем, разве нет работных домов?» — отвечает Дух, прежде чем исчезнуть.
Скрудж остаётся один, но ненадолго: перед ним предстаёт закутанная в балахон зловещая фигура третьего из Духов…
Строфа четвертая. Третий из трёх Духов [ править ]
Сказано — сделано! И вот уже Скрудж видит супружескую чету, которая радуется возможности отсрочить выплату непомерного долга; видит, как экономка, прачка и гробовщик с ликованьем стервятников продают старьевщику вещи покойника. Не оттолкни он всех от себя при жизни, разве умер бы так, одинокий, никому ненужный? Разве удалось бы его так легко обобрать? Но ведь это его, Скруджа, экономка, да и вещи кажутся смутно знакомыми!
Скрудж снова молит показать ему хоть какие-то светлые чувства — и снова оказывается в доме у Крэтчиттов. Но теперь здесь поселилось горе — умер Малютка Тим. Однако эта утрата лишь сильнее сплотила семью несчастного клерка.
Истерзанный тоскою и угрызениями совести, Скрудж оказывается на кладбище у свежей могилы, где ему открывается страшная правда, о которой он и так давно уже подозревал: это его, Скруджа, имя начертано на могильном камне. В отчаянии молит он страшного Духа о втором шансе…
Строфа пятая. Заключение [ править ]
Скрудж просыпается в своей спальне совершенно другим человеком, полностью переосмыслившим свои жизненные ценности. Он мирится со всеми, кого обидел, щедро жертвует на благотворительность и весело празднует Рождество вместе со своим племянником Фредом и его очаровательной женой, а на следующий день повышает жалованье Бобу Крэтчитту и берёт на себя заботу о благополучии его семьи.
« | …А Малютке Тиму, который, к слову сказать, вскоре совсем поправился, он был всегда вторым отцом. И таким он стал добрым другом, таким тароватым хозяином и таким щедрым человеком, что наш славный старый город может им только гордиться. Да и не только наш — любой добрый старый город, или городишко, или селение в любом уголке нашей доброй старой земли. Кое-кто посмеивался над этим превращением, но Скрудж не обращал на них внимания — смейтесь на здоровье! Он был достаточно умен и знал, что так уж устроен мир, — всегда найдутся люди, готовые подвергнуть осмеянию доброе дело. Он понимал, что те, кто смеется, — слепы, и думал: пусть себе смеются, лишь бы не плакали! На сердце у него было весело и легко, и для него этого было вполне довольно. | » |
— |
Персонажи [ править ]
Люди [ править ]
Духи [ править ]
Тропы и штампы [ править ]
Наиболее примечательные адаптации [ править ]
«Скрудж» (1935) [ править ]
Первая звуковая экранизация повести, в роли Скруджа — Сеймур Хикс, исполнявший эту роль еще в одной из немых экранизаций.
«Рождественская песнь» (1938) [ править ]
Первая американская экранизация. В роли Скруджа Реджинальд Оуэн.
«Скрудж» (1951) [ править ]
Абсолютная классика, которую многие считают лучшей экранизацией Диккенса вообще и «Рождественской песни» в частности. Исполнение роли Скруджа Аластером Симом ныне признано эталонным.
«Скрудж» (1970) [ править ]
Весёлый мюзикл с Альбертом Финни в роли Скруджа.
«Рождественская история Микки» (1983) [ править ]
«Рождественская песнь» (1984) [ править ]
Телефильм с великим и ужасным Джорджем К. Скоттом в роли Скруджа, снятый Клайвом Доннером, который в своё время работал монтажёром на «Скрудже» 1951 года. Общепризнанно считается второй лучшей экранизацией этой повести после фильма с Симом, а немало поклонников (включая автора статьи) выдвигают её на первое место. Пожалуй, этот фильм можно назвать наиболее серьёзной и мрачной версией шедевра Диккенса. И три Духа там тоже, пожалуй, лучшие.
Скрудж: Подойдите-ка сюда, мистер Крэтчитт. Что это? Крэтчитт: Сорочка. Скрудж: А это? Крэтчитт: Жилет. Скрудж: А это? Крэтчитт: Сюртук. Скрудж: Это одежда, мистер Крэтчитт. Род людской изобрел одежду для защиты от холода. Купишь однажды, а пользуйся сколько хочешь, по назначению. Уголь — сгорает. Уголь не вечен… и уголь дорог. Сегодня в конторе больше угля не жечь. Ясно?
«Рождественская песнь Маппетов» (1992) [ править ]
Кукольно-игровой фильм с персонажами Маппетов в роли Духов Рождества. В роли Эбенизера Скруджа — сэр Майкл Кейн. Одна из самых популярных версий.
«Духи Рождества» (1999) [ править ]
В роли Скруджа — сэр Патрик Стюарт. Отличная и вполне каноничная экранизация, хоть и не лишённая недостатков — слишком старый Дух Нынешних Святок, например, не всегда удачная компьютерная графика. Стюарт, Скотт и Сим составляют «каноничные три „С“» — трёх лучших исполнителей роли Скруджа.
«Рождественская история» (2009) [ править ]
Мультфильм и самый известный пример для русского зрителя. В роли Скруджа и всех трёх духов — Джим Керри, но мультяшная техника захвата движения сильно нивелирует мимику актёров. Несмотря на недостатки, создатели довольно бережно отнеслись к оригинальной повести и хорошо передали ее основные идеи.
«Рождественская песнь» (2019) [ править ]
Трехсерийный мини-сериал ВВС. В роли Скруджа — Гай Пирс, один из самых молодых исполнителей этой роли. Основа сюжета та же, что в оригинальной повести. Но духа доброй, хоть и мрачной сказки, здесь нет.
«Необыкновенная история на Рождество» (2017) [ править ]
История о том, как Чарльз Диккенс создавал «Рождественскую песнь» с воплощением его фантазий на экране. В роли Скруджа — Кристофер Пламмер, которому на тот момент было 87 лет, что делает его самым старым исполнителем этой роли.
Наследие [ править ]
…Эй, несите-ка сюда Все медали, ордена. Звезды, ленты, аксельбанты, Все значки и транспаранты. Век носи теперь, старайся, Да под ношей не сгибайся!