библейская история про иосифа

Иосиф

Земля, в которой жил Иаков, называлась Ханааном. Его отец Исаак и мать Ревекка уже умерли. Умерла также и любимая Рахиль. У Иакова было 12 сыновей, из которых два были самими любимыми. Они всегда находились при нем. Вы уже знаете, как их звали. Мне остается только сказать вам, что это были сыновья Рахили.

Этих любимцев отца звали Иосифом и Вениамином.

Иосиф был скромный и простодушный мальчик.

Он никогда никого не обманывал, обо всем и всегда говорил правду; что он думал, то и говорил. Он не поступал так, как поступают хитрые люди: думают одно, а говорят другое, скрывают что-то или что-то прибавляют. Обмануть кого-нибудь, а особенно отца, скрыть от него шалость братьев или свою собственную Иосиф считал большим грехом.

Когда сыновья Иакова находились в поле и пасли стада, Иосиф иногда бывал вместе с ними; иногда же отец посылал его к братьям в поле проведать их, узнать, живы ли они, здоровы ли и чем занимаются; иногда Иосиф носил им пищу.

Отец, разумеется, спрашивал Иосифа, что делают братья. И простодушный, откровенный Иосиф ничего не скрывал от отца и рассказывал ему о разных дурных поступках своих братьев. За это братья возненавидели его.

Однажды, желая порадовать своего любимца Иосифа, отец купил ему превосходную красную одежду.

Другие же сыновья не получили ничего. Когда Иосиф в первый раз надел свою новую одежду и братья увидели ее, они страшно рассердились и начали испытывать чувство сильной злобы к Иосифу. Они даже не могли смотреть на него и никогда не говорили с ним ласково.

Но Иосиф по-прежнему был простодушен, ничего не скрывал ни от отца, ни от братьев. Однажды он пришел к ним в поле и сказал: «Послушайте, что я расскажу. Этой ночью я видел замечательный сон. Мне снилось, что я с вами вяжу снопы в поле. Вдруг мой сноп поднялся и стал прямо, как палочка. Ваши же снопы стояли вокруг моего и кланялись ему».

Братья сильно рассердились и сказали: «Мы понимаем, что ты хочешь сказать нам этим сном. Неужели ты думаешь, что будешь нашим повелителем, будешь властвовать над нами и мы все будем преклоняться пред тобой? Не воображай себе этого».

Иосифу приснился еще один сон, который он тоже рассказал отцу и братьям. «Послушайте, что мне приснилось еще, – говорил он. – Мне снилось, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне».

Это не понравилось и отцу, который сказал Иосифу: «Что это еще за сон приснился тебе? Неужели когда-нибудь я, моя жена и твои братья будем кланяться тебе?» Но отец подумал, что неизвестно, что означает этот сон, и потому запомнил все это. Братья же сердились на Иосифа все больше и больше и даже думали: «Извести бы Иосифа совсем». Это была ужасная мысль.

Источник

Иосиф

Иосиф (прибавление, присовокупление) – имя нескольких лиц:

а) ( Быт. XXX, 23 и др.) – старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 г. до Р. X.

Иосиф в первый раз упоминается в кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие и в отличие от братьев сделал ему богатую, разноцветную одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как, напр., Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе со своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, Иосиф несомненно доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение, оказываемое отцом Иосифу перед прочими детьми, братья возненавидели его.

Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных Иосифом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. Вы слушайте, говорил он им однажды, сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. Неужели ты будешь царствовать над нами? – сказали ему на это братья. Я видел, рассказывал Иосиф в присутствии отца второй свой сон, вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. Что это за сон, который ты видел? – заметил на это с неудовольствием отец, неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?

В Египте Иосиф был продан начальнику телохранителей фараона Потифару (см. Потифар). Этот царедворец сначала сделал молодого еврейского невольника слугой в своем доме, а потом, увидев его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все, что ни делал Иосиф, оканчивалось успешно, и благословение Господне, видимо, почивало над всем, что имел египтянин в доме и поле. Иосиф же был красив станом и красив лицом, замечает свящ. бытописатель ( Быт. XXXIX, 6 ), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но Иосиф не поддался соблазну: как я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом? – говорил он. Не успев склонить Иосифа на преступление, она оклеветала его в покушении на ее честь. Разгневанный Потифар заключил Иосифа в темницу, где содержались царские узники ( Быт. XXXIX ).

В самом начале заключение для Иосифа было очень строго и тяжело. Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его ( Пс. CIV, 18 ), замечает по поводу сего Псалмопевец, но и в темнице Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех ( Пс.XXXIX, 23 ). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице. Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, Иосиф наконец был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то фараон, признав, что Иосифом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя: Цафнав-панеах (открывающий сокровенное).

В то же время, желая сблизить Иосифа с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужство Асенефу, дочь жреца илиопольского, от которой он имел двух сыновей – Манассию и Ефрема. Иосифу в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время фараоном Иосифу. И снял Фараон перстень свой с руки своей, говорит он, и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: приклоняйтесь! и поставил его над всею землею Египетскою ( Быт.XLI, 42–43 ).

Первым делом Иосифа в новом высоком звании было обозрение всей земли Египетской (ст. 46).

В продолжение семи лет изобилия Иосиф собирал хлеб и складывал оный в городах. По прошествии семи плодородных годов наступили семь лет голода. В окрестных странах сделался ощутительным большой недостаток в хлебе; тогда Иосиф отворил для нуждающихся и голодающих все хлебохранилища, и стал продавать хлеб египтянам сначала на серебро, а когда денежные суммы истощились, то в продолжение целого года продавал оный за домашний скот, за лошадей, за стада волов, овец и ослов и, наконец, за поля и земли египтян, так что они все постепенно переходили в собственность фараона. Таким образом Иосиф купил всю землю Египетскую для египетского царя и доставлял народу хлеб для пропитания в остальные голодные годы; по прошествии же оных дал им семена для посева и с этого времени навсегда постановил законом: пятую часть полевых произведений отдавать фараону за право пользования царской землей. От этой подати были изъяты только земельные участки жрецов, не продавших своих полей, но получавших в голодные годы безвозмездное содержание от фараона ( Быт. XLI, 46–49, 53–56 и др.).

Наконец голод, постигший Египет, коснулся и земли Ханаанской, и вот Иаков узнал, что в Египте продают хлеб, и послал всех своих сыновей, кроме Вениамина, в Египет купить хлеба. Это было их первое путешествие в землю Египетскую. В Египте они были представлены Иосифу. Желая испытать их, Иосиф показал вид на первый раз, будто не знает их, и обошелся с ними сурово и даже обвинял их в шпионстве; когда же братья в свое оправдание сообщили ему подробные сведения об их отце и меньшем брате Вениамине, то Иосиф хотя и отпустил их из Египта, но оставил у себя заложником Симеона, пока они не приведут к нему Вениамина ( Быт. XLII ). Между тем хлеб, привезенный ими к отцу, был съеден, а голод все еще продолжался.

Иаков вторично повелел своим сыновьям ехать в Египет за покупкой хлеба, почему они, согласно с приказанием Иосифа, просили отца отпустить с ними и меньшего своего брата Вениамина. Не пойдет сын мой с вами, говорил на это Иаков, потому что брат его умер, и он один остался. Если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб ( Быт.XLII, 38 ). Иуда сказал ему на это: отпусти отрока со мною. я отвечаю за него; от моих рук потребуешь его. Если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни. Иаков на этот раз уступил; он велел своим сыновьям взять с собой в дар правителю Египта плодов земли Ханаанской: бальзама, меду, стираксы, ладану, фисташек и миндальных орехов, равно как и серебро для новой закупки хлеба, вместе с прежде найденным в отверстии мешков, при первом их возвращении из Египта, и в конце концов отпустил с ними и возлюбленного сына своего Вениамина. Бог же всемогущий, сказал он при этом, да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина. А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным ( Быт.XLIII, 14 ).

По прибытии в Египет, явившись к Иосифу, братья его поклонились ему до земли и поднесли свои дары. Осведомившись об их здоровье, Иосиф спросил: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? Они отвечали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. – Благословен человек сей от Бога! – сказал Иосиф, и преклонились они. Увидев Вениамина, единоутробного брата своего, Иосиф спросил: это брат ваш меньший, о котором вы мне сказывали? и сказал: да будет милость Божья с тобой, сын мой. Во время обеда братья были посажены по старшинству и сообразно с числом лет своих. Вениамину он посылал со своего стола впятеро более, чем прочим.

После обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина, кроме того, положить еще и серебряную чашу. На другой день их отпустили в обратный путь; но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию Иосифа, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город. Явившись снова пред лицо Иосифа, они умоляли его оставить всех их в рабстве вместо Вениамина, а его отпустить к отцу. Иосиф не соглашался. Нет, я этого не сделаю, говорил он, тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом. Тогда подошел к нему Иуда и рассказал ему все обстоятельства, предшествовавшие их двукратному путешествию в Египет, и о том, как он принял Вениамина на свою ответственность пред отцом. Итак, заключил Иуда, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего; а отрок пусть идет с братьями своими. Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего ( Быт.XLIV, 33, 34 ).

Так испытаны были братья Иосифа! Теперь он не мог более сдерживать себя и, приказав всем удалиться, за исключением братьев, громко зарыдал и сказал: Я Иосиф, жив ли еще отец мой? Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле; остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут. Идите скорее к отцу моему. скажите ему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведете скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их.

Фараон, узнав о случившемся, не только не противодействовал желанию Иосифа, но еще назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно землю Гесем, и дал свои колесницы для переселения их сюда. Довольно (сего для меня), воскликнул Иаков, услышав от прибывших к нему сыновей в землю Xанаанскую о владычестве Иосифа над всей землей Египетской и увидев колесницы, присланные фараоном; довольно сего для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру. И вот уже в глубокой старости он предпринял далекий и трудный путь.

Услышав о его приближении, Иосиф выехал к нему навстречу в Гесем, и, увидев его, пал на шею его и долго плакал. И сказал Израиль Иосифу: Умру я теперь, увидав лице твое, ибо ты еще жив ( Быт.XLVI, 30 ). После того он вместе со всем домом своим поселился в плодоносной земле Гесемской.

Из истории Иосифа видно, что он жил 110 лет ( Быт.L, 22 ), видел своих потомков до третьего рода (ст. 23) и, умирая, взял от своих братьев клятву – погребсти его кости в Земле Обетования (ст. 24, 25), доказывая этим свою веру, которой руководствовался неизменно во всю свою жизнь.

Потому-то св. ап. Павел и свидетельствует о нем в следующих словах: Верой Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых, и завешал о костях своих ( Евр. XI, 22 ). Набальзамированное тело его, положенное в ковчег (ст. 26), оставалось в Египте до самого выхода евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Xанаанскую и похоронил в Сихеме.

По местному преданию, среди египтян сохранилось живое воспоминание о еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране, сохранилось особенно в названии одного из египетских каналов – канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению св. отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа Иисуса Спасителя нашего;

б) ( Чис. XIII, 7 ) – отец Игала, одного из соглядатаев Земли Обетованной;

в) ( I Пар. XXV, 2, 9 ) – из сынов певца Асафа, в царствование Давида;

г) ( II Цар. XIX, 20 ; IIIЦар. XI, 28 ). В означенных цитатах под домом Иосифа разумеются колена Ефремово и Манассиино;

д) ( I Езд. X, 42 ) – израильтянин, сын Вания, женатый на иноземке и оставивший ее. Во II кн. Ездры ( II Езд. IX, 34 ) он значится из сынов Езора;

е) ( Неем. XII, 14 ) – из священников дома Шевании, во дни Иоакима;

ж) ( Иудиф. VIII, 1 ) – предок Иудифи;

к) ( Лк. III, 30 ) – один из предков Господа Иисуса по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии;

л) ( Лк. III, 26 ) – также из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля;

н) ( Деян. I, 23 ) – Иосиф, называемый Варсавоюи прозванный Иустом, вынимал жребий вместе с Матфеем, в присутствии апостолов, для замены Иуды предателя. Жребий, как известно, выпал Матфею. Он принадлежал к числу 70 апостолов. Память его 4 января;

Предание, по которому Иосиф Аримафейский будто бы первый проповедовал Евангелие в Англии, мало правдоподобно. По другому преданию, он был одним из 70 апостолов. Местонахождение его сада, очевидно, примыкало к Голгофе.

Трогательна и умилительна стихира, воспеваемая в память его в Великую субботу после отпуска утрени: Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного. Память его празднуется Церковью 31 июля и в неделю Св. Мироносиц.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Патриарх Иосиф

Когда дети Иакова подросли, они стали пасти скот. Иосиф был любимым сыном у Иакова. Поэтому братья относились к нему недружелюбно. Эта неприязнь перешла в ненависть после двух снов, которые увидел Иосиф. В первом сне он увидел, как братья вязали снопы. Сноп Иосифа стал прямо. Снопы братьев стали кругом и поклонились снопу Иосифа. Братья сказали: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? (Быт 37, 8). Во втором сне Иосиф увидел, как ему поклонились солнце, луна и одиннадцать звезд. Отец спросил: неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? (Быт 37, 10).

Иосиф в Египте

В Египте купцы перепродали Иосифа царедворцу фараона и начальнику телохранителей Потифару. Вначале жизнь Иосифа на чужбине сложилась благополучно. Господь был с Иосифом. Все, что он делал, имело успех. Потифар, видя это, поставил его над своим домом. Господь благословил дом египтянина ради Иосифа.

Но вскоре Иосифа постигло испытание. Он был красив. Жена Потифара, безуспешно домогавшаяся греховной связи, оклеветала целомудренного юношу. Он был заключен в темницу. Но и там Господь помогал ему. Иосиф снискал благоволение в глазах начальника темницы.

Спустя некоторое время в темницу были брошены два царедворца (главный виночерпий и главный хлебодар). Однажды им приснились сны. Иосиф истолковал их. Предсказание исполнилось: виночерпий был помилован, а хлебодар повешен. Через два года загадочный сон приснился фараону. Он стоял у реки. Из нее вышли семь тучных коров и стали пастись в тростнике. После них вышли из реки семь худых коров и стали рядом с тучными. Худые коровы съели тучных. Фараон проснулся и вновь заснул. Видит другой сон. На одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших. После них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. Семь тощих колосьев пожрали семь тучных колосьев. Фараон был смущен снами. Он призвал всех своих волхвов и мудрецов, но никто не смог истолковать сны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Он сказал о нем фараону, тот распорядился привести узника и просил истолковать сны. Получив вразумление от Бога, Иосиф истолковал их. Семь тучных коров и семь полных колосьев — это семь лет обильного урожая. Семь худых коров и семь тощих колосьев, иссушенных восточным ветром, символизировали семь лет голода в земле Египетской.

Сны, которые видел фараон, имеют чисто египетскую специфику. В Египте корова считалась символом плодородия почвы, а также олицетворением самого Египта. Река, из которой вышли коровы, скорее всего Нил. Он благодаря своим периодическим разливам был главным источником плодородия страны. Иосиф дал совет поставить надзирателей и в течение семи изобильных лет собирать пятую часть урожая в житницы. Фараон поставил Иосифа над всей землей Египетской. В знак вверенной ему власти он снял со своей руки перстень и надел его на руку Иосифа. Фараон дал Иосифу новое имя — Цафнаф-панеах, которое в переводе с египетского значит: «Бог говорит: Он живет». Фараон дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца илиопольского.

Иосифу было тридцать лет. Еще до наступления голодных лет жена его Асенефа родила ему двух сыновей: Манассию и Ефрема. Значения этих еврейских имен соответствовали обстоятельствам жизни Иосифа и пережитым им чувствам: Манассия — дающий (возможность) забыть, Ефрем — плодородный. Патриарх Иаков перед смертью усыновил их (см.: Быт 48, 5). Поэтому колен Израилевых вместо двенадцати стало тринадцать. Однако при разделе земли Ханаанской в жребии участвовали только двенадцать, так как колено Левиино, предназначенное для священнического служения, удела не получило.

С верою и упованием на Бога совершал Иосиф дело, на которое его поставил Господь. Вскоре началось семилетнее изобилие. За эти годы Иосиф смог скопить в житницах огромные запасы продовольствия. Когда наступили голодные семь лет, Иосиф продавал египтянам хлеб. Голод продолжал усиливаться в земле Египетской. Бедствие постигло и другие страны, в том числе Ханаанскую землю. Иаков узнал, что в Египте имеется хлеб, и послал своих сыновей купить его. Только любимого и юного Вениамина патриарх оставил дома, опасаясь за него.

Сон Иосифа, рассказанный им братьям, стал сбываться. Сноп Иосифа символизировал те хлебные запасы, которые он создал в Египте, а поклонение снопов братьев означало их просьбу к Иосифу продать им хлеб, чтобы не умереть с голода.

Братья, пришедшие в Египет, не узнали Иосифа. Они не могли признать в столь высоком правителе, каким тот стал, своего брата. Но Иосиф их узнал. Он продал хлеб и отпустил их, потребовав привести своего любимого брата Вениамина. Чтобы братья исполнили это требование, он удержал при себе Симеона.

Продолжавшийся голод побудил Иакова уступить просьбам братьев и отпустить Вениамина, предав себя покорно воле Бога. Описание второй встречи Иосифа с братьями изумляет силой и жизненной достоверностью библейского повествования. Когда Иосиф увидел своего младшего брата после многих лет разлуки, он не смог сдержать чувств. Он готов был заплакать, и чтобы это не произошло на глазах у братьев, удалился во внутреннюю комнату. Умывшись, он вышел. Овладев собой, он приказал подать еду.

Иосифу было мучительно тяжело расставаться с Вениамином. Он приказал начальнику своего дома тайно положить в мешок младшего брата свою серебряную чашу, чтобы, обвинив в хищении, задержать его. Разговор Иосифа с братьями представляет собой по драматизму и напряженности одну из самых волнующих страниц библейской истории. В этом эпизоде испытанию подверглись все духовно-нравственные силы участников. Иуда проявил себя человеком, исполненным возвышенной и жертвенной любви. С глубоким пониманием и тонкостью чувств он описал будущие страдания престарелого отца в случае, если любимый его сын Вениамин будет оставлен в Египте. Он просил отпустить отрока, предложив вместо него в рабство себя: как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего (Быт 44, 34). Иосиф уже не мог сдерживаться и закричал: удалите от меня всех (Быт 45, 1), имея в виду придворных. Когда братья остались одни, он громко зарыдал и открылся им; те смутились и молчали. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Нужно, по-моему, удивляться здесь и твердости этого блаженного мужа, тому, что он до сих пор мог притворяться и не обнаруживать себя, а еще более удивляться тому, как братья могли устоять и открыть наконец уста, как не вылетела из них душа, как не поколебался их рассудок, как они не провалились сквозь землю» (Беседы на книгу Бытия. 64. 6).

После слов: Я — Иосиф, жив ли еще отец мой? (Быт 45, 3), — братьев охватило сильное волнение. Радость была тем большей, что она пришла неожиданно. Но велик был и страх их: совершенное против брата преступление не могло забыться. Иосиф понял состояние братьев и поспешил успокоить их: но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни (Быт 45, 5). Дальнейшие слова патриарха Иосифа имеют глубокое богословское содержание. Иосиф открывает братьям пути Божественного Промысла: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением (Быт 45, 7). Святые отцы видят в скорбях праведного Иосифа прообраз страданий Иисуса Христа, а в освобождении из темницы и возвышении — предызображение духовной победы Спасителя.

Иосиф просит скорее привезти в Египет своего отца. Фараон, узнав о братьях Иосифа, проявляет к ним расположение. Он предоставил колесницы, чтобы братья Иосифа скорее исполнили его желание.

Иаков, узнав, что жив его любимый Иосиф, пожелал увидеть его. Но как праведник, навыкший во всем полагаться на волю Божию, он не мог руководствоваться только естественными желаниями. Он отправляется в Вирсавию, на то место, где патриарх Авраам соорудил жертвенник. Здесь Иаков принес жертву Господу. В ночном видении Бог явился ему и благословил его путешествие в Египет.

Иаков переселился в Египет всем своим родом. По греческому тексту книги Бытия всего с ним прибыло семьдесят пять человек (см.: Быт 46, 27). Это же число названо в речи святого апостола-первомученика Стефана (см.: Деян 7, 14). Бытописатель рассказывает о трогательной встрече Иакова с Иосифом, выехавшим навстречу. Пророк Моисей говорит, что Иосиф пал на шею его, и долго плакал на шее его (Быт 46, 29). О том, что плакал Иаков, не сказано. По-видимому, патриарх пребывал в молитве.

Иосиф поселил отца и остальных пришельцев в земле Гесем — плодоносной области в восточной дельте Нила. Здесь были хорошие пастбища. Размножаясь, евреи не покидали эти земли. Это было промыслительно. Когда через четыре века пришло время исхода из Египта, легче было выйти из области, которая находилась близко к восточной границе страны. Во время казней египетских земля Гесем не пострадала.

Патриарх Иаков благословил детей Иосифа. Подводя их под благословение, Иосиф поставил у правой руки старшего Манассию, а Ефрема — у левой. Но Иаков, крестообразно сложив руки, правую положил на Ефрема, а на первенца Манассию левую. Увидев это, Иосиф хотел переложить руки, думая, что отец сделал это по слабости зрения. Но патриарх не согласился с желанием Иосифа. Здесь мы вновь видим, как Божественный Промысл изменяет земное, человеческое. Ответ Иакова Иосифу показывает, что патриарх сказал то, что ему открыл Господь. Иаков произнес пророчество, которое исторически исполнилось: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ (Быт 48, 19). Хотя Манассиино колено долго не уступало ни по численности, ни по могуществу, но позже Ефремово колено стало ведущим в средней части обетованной земли. Священные писатели иногда называют Ефремом все десятиколенное Израильское царство.

Патриарх Иаков, благословляя детей Иосифа, возложил на них руки. В Священном Писании впервые говорится о благословении через возложение рук и подаче таким образом благодатных даров. Это благословение Иакова было в дальнейшем принято ветхозаветной Церковью. Благословение через возложение рук перешло в новозаветную Церковь. Так Спаситель благословил детей: Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился (Мф 19, 13). Через возложение рук благословляли также апостолы.

В день смерти Иаков призвал всех сыновей и произнес пророчество, исторический горизонт которого охватывает всю последующую жизнь его потомков вплоть до явления в мир Мессии. Вот толкование святителя Иоанна Златоуста: «Благословение, данное Иуде таинственно, оно предзнаменовало все, что относится ко Христу. Движимый Духом Святым, в словах, обращенных к Иуде, предвещает не только нисшествие Господа к людям, но и таинство воплощения, и крест, и погребение, и воскресение, словом, всё» (Беседы на книгу Бытия. 67. 2).

Патриарх Иосиф прожил сто десять лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте (Быт 50, 26).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *