берестов биография для детей
Биография Берестова
Всего получено оценок: 74.
Берестов Валентин Дмитриевич (1928–1998) — советский писатель, поэт-лирик, переводчик. Один из ярких представителей советской детской литературы, на чьих добрых произведениях выросло не одно поколение детей. Валентин Берестов, биография которого будет особенно интересна для детей в 1–2 классе, также серьёзно занимался археологией и исследовательской деятельностью.
Детство и юность
Валентин Дмитриевич появился на свет 1 апреля 1928 года в небольшом городке Мещовск Калужской губернии. Родители мальчика принадлежали к разным сословиям: отец был родом из крестьян, мать — потомственной дворянкой. Однако любовь и общее увлечение музыкой и театром позволило им создать крепкую семью.
Валя очень рано научился читать — в возрасте 4 лет, и всё благодаря прабабушке, которая, несмотря на слабое зрение, выписывала газеты и журналы. С её помощью Валя выучил буквы и быстро овладел грамотой.
С началом Великой Отечественной войны Берестов-старший ушёл на фронт, а семья эвакуировалась в Ташкент — столицу Узбекистана. Ежедневная тревога за отца нашла своё отражение в стихах, которые 13-летний Валентин писал на обрывках бумаги.
К интересным фактам из жизни Берестова стоит отнести его знакомство с Чуковским. Сверстники Валентина и их родители зачитывались его стихами, передавая их из рук в руки. Случайно они оказались у Корнея Ивановича, который разглядел в начинающем поэте большой талант. Так, благодаря его протекции Валентин Берестов смог поступить в школу при интернате для одарённых детей в Подмосковье.
Помимо литературы, у юного Берестова было ещё одно увлечение — археология. В итоге оно победило, и юноша закончил исторический факультет МГУ и аспирантуру Института этнографии, регулярно выезжал в археологические экспедиции.
Начало карьеры
Первые поэтические произведения Берестова были опубликованы в 1946 году в журнале «Юность». Они посвящены профессии археолога, которой так восхищался юноша.
В 1957 году вышел в свет полноценный сборник стихотворений Берестова под названием «Отплытие», который был одобрительно встречен литературными критиками.
В этом же году Валентин Берестов опубликовал свою первую книгу для детей «Под машину», вслед за которой написал серию произведений для самых маленьких читателей: «Жаворонок», «Пятая нога», «Определение счастья», «Первый листопад», «Как найти дорожку», «Улыбка».
Литературная деятельность
Валентин Дмитриевич обрёл всесоюзную популярность, прежде всего, как детский писатель. Его стихи, сказки и рассказы неизменно отличались добротой, мягким юмором и увлекательной игрой слов.
Берестов стал автором сразу двух букварей в стихах: «Весёлая азбука» и «Цирковая азбука». В краткой биографии Берестова стоит отметить, что писал он не только стихи, но и рассказы для своих маленьких читателей. Самыми известными стали работы «Как найти дорожку» и «Волшебный сад», написанный в соавторстве с женой.
Валентин Дмитриевич зарекомендовал себя хорошим переводчиком, когда перевёл стихи бельгийского поэта Мориса Карема. Наиболее популярной его работой стал цикл «К Рождеству».
В творчестве Берестова можно найти и произведения для взрослых читателей: эпиграммы, лирические стихи, мемуары, научно-популярная литература по истории и археологии. Особую ценность представляют очерки о творчестве Пушкина и Высоцкого.
Личная жизнь
Валентин Берестов был трижды женат. В первом браке родилась дочь Марина, которая стала единственным ребёнком писателя. Берестов души не чаял в дочери, которой посвятил не одно своё произведение.
Второй брак с художницей и писательницей Татьяной Ивановной Александровой оказался очень удачным — это был союз двух творческих людей, которые понимали и поддерживали друг друга. Однако этот брак продлился всего 15 лет из-за неизлечимой болезни Татьяны.
Смерть любимого человека подкосила Берестова, который очень плохо переносил одиночество. В итоге он женился в третий раз на Наталье, которая была сестрой-близнецом почившей супруги.
Скончался Валентин Дмитриевич Берестов 15 апреля 1998 года, спустя 2 недели после своего 70-летнего юбилея. Причиной смерти стал инфаркт.
Валентин Дмитриевич Берестов
Фото Все
Видео Все
Валентин Берестов | Литературный клуб «Классики XXI века»
Валентин Берестов — биография
Валентин Берестов – известный писатель, переводчик, поэт-лирик, пушкинист, мемуарист, исследователь. Создавал свои произведения, как для детей, так и для взрослых. Состоял в Союзе писателей СССР.
Советская поэзия для детей – явление уникальное, а поэт Валентин Берестов самый яркий из ее создателей. В своих произведениях он «проповедовал» нравственность и доброту, любовь к человеку и животному, в них торжествовала правда и красота. Так он понимал главную ценность и поэзии и самой жизни. То же самое прослеживается и в его прозаических сказках, которые звучат, как стихотворные строчки. Известная поэтесса прошлого века Новелла Матвеева как-то сказала, что считает Берестова человеком столетия, потому что в таких людях 20-й век нуждался больше всего.
Детство
Родился Валентин Берестов в старинном городе Мещовске Калужской губернии 1 апреля 1928 года. Городок был совсем маленький, но подарил стране еще одну знаменитость – государственного деятеля Вячеслава Плеве. Но мальчик Валя, родившийся спустя 82 года после этого, прославил городок, сохранив его имя в истории, как родину известного литератора.
О себе Валентин говорил, что он социальный полукровка. Дело в том, что его отец Дмитрий Берестов был выходцем из крестьянской семьи, мама Зинаида – потомственная дворянка. Родители серьезно увлекались музыкой и театром. Папа, обычный учитель истории в школе, обладал прекрасными вокальными данными, часто пел сыну, а потом и двум младшим отпрыскам колыбельные на музыку Моцарта и Чайковского. Мама участвовала в постановках любительского театра.
Валентин Берестов в детстве
Валентин рано начал читать, ему исполнилось только четыре года. Большую лепту в это внесла прабабушка, практически слепая старушка, которая все равно выписывала газеты и просила внука пересказать, что нарисовано в карикатурах. Она с легкостью угадывала, что написано под этими рисунками, и правнук с лету схватывал первые буквы. В первый класс Берестов отправился в 14-ю Калужскую школу, носившую название Железнодорожной.
В самом начале войны отца призвали в армию, а семья оказалась в эвакуации в Ташкенте. Вопреки досужему выражению, что это город хлебный, хлеба как раз и не хватало, слишком много туда приехало эвакуированных. Зато в достатке оказалось поэзии, в Ташкент тогда отправили в эвакуацию многих поэтов и литературных деятелей. «Звание» старшего мужчины в семье накладывало отпечаток на Валентина. Тринадцатилетний подросток беспокоился за отца, и это волнение выливалось в первые стихотворные строчки. Тетрадей не было, мама сама склеивала их для сына из обрывков упаковочной бумаги, которые приносила с работы. Зинаида трудилась на эвакуированной в Ташкент фабрике Гознак, в качестве вахтерши. Женщина охраняла тюки, в которых находились отпечатанные деньги. Во время погрузки плотная оберточная бумага иногда рвалась, и именно эти обрывки служили юному поэту вместо тетрадей.
Валентин читал свои стихи друзьям, они бережно передавали их своим товарищам и родителям. Таким образом, произведения начинающего поэта однажды попали к Корнею Чуковскому, тоже эвакуированному в Ташкент.
Валентин Берестов в юности
Прошло немного времени, и в его биографии случился крутой поворот. Мальчика представили Корнею Чуковскому, а тот в свою очередь привел его к Анне Ахматовой и Надежде Мандельштам, вдове известного поэта Осипа Мандельштама. Женщины жили вместе в небольшой комнатушке. Известным литераторам удалось разглядеть в этом нескладном пареньке большой потенциал, они прочили ему успех на литературном поприще. Вооружившись рекомендательными письмами маститых литераторов, Берестов без труда прошел отбор в подмосковную школу при интернате для талантливых детей в 1944 году. Через два года его произведения уже были опубликованы.
Но литература оказалась не единственной страстью Валентина Берестова. Кроме этого он увлекался историей и археологией. Корней Чуковский еще несколько лет тому назад заметил, что Валентин начнет свою творческую биографию с лирической поэзии, потом станет писать для детей, а в более взрослом возрасте переключится на серьезные научные исследования. Так и случилось. Берестов получил диплом исторического факультета МГУ, потом учился в аспирантуре этнографического института, в студенческие годы не раз участвовал в археологических экспедициях.
Творчество
Валентина Берестова знают, прежде всего, как детского литератора, он писал сказки, стихи и рассказы. Во всех его произведениях – мягкий юмор, игра слов. К примеру, стих «Картинки в лужах» — поэтический рассказ о том, что ребенок увидел в первой, второй и третьей луже, а вот четвертая прославилась тем, что он промочил в ней ножки.
Валентин Берестов в молодости
Берестов стал автором двух стихотворных букварей – «Веселой азбуки» и «Цирковой азбуки». Во втором с определенной буквы начиналась не одна строка, а несколько строк четверостишия.
Валентин Берестов в творческом процессе
Прославился Валентин Берестов и своими «взрослыми» произведениями. Культурное наследие литератора состоит из эпиграмм, Лирических стихов, научно-популярной литературы в области истории и археологии, мемуаров. Огромный вклад внес Берестов в изучение творчества Александра Пушкина и Владимира Высоцкого.
Последние десять лет своей жизни Берестов посвятил музыке. Он стал исполнителем городских романсов, которые звучали в эфире радиопрограмм Эдуарда Успенского.
Личная жизнь
Известный литератор долго пытался устроить свою личную жизнь, он женился три раза. Его первой супругой стала девушка Лариса в 1952 году. В 1954 году супруга подарила Берестову дочку Марину. Именно с рождением дочери поэт вдохновился на создание произведений для детей. Это его малышка однажды произнесла: «Как хорошо уметь читать!», и Валентин начал с этой строчки свое самое известное стихотворение, кстати, под аналогичным названием. Стих «Про девочку Марину и ее машину» поэт тоже посвятил своей любимой доченьке.
Но семейная жизнь пары как-то не сложилась. Мать и брат поэта так и не приняли Ларису, они считали, что она совсем не заботится о муже. Да и сам Берестов критически относился к жене, особенно после того, как познакомился с супругами своих коллег – Чуковского и Маршака. Лариса «не дотягивала» до их уровня. Супруги разошлись в 1968-м.
Валентин Берестов со второй женой Татьяной Александровой
Второй раз литератор женился на «лучшей из женщин» — Татьяне Александровой, известной художнице и писательнице, авторе сказки о домовенке Кузе. Они были знакомы очень давно, еще со времен фольклорных экспедиций. Этот брак длился на протяжении пятнадцати лет, причем десять из них Татьяна боролась с онкологией. Они были не просто супругами, но и творческим дуэтом. Результатом их сотрудничества стали детские сказки и сборник, в основе которого мотивы главного издания Владимира Даля.
После того, как Татьяны не стало, Валентин понял, что вместе с ней ушла и частичка его души. Он не хотел состариться в одиночестве, поэтому в 1986 году женился на Наталье Александровой, сестре-близнеце его покойной жены.
Валентин Берестов с женой и ребенком
Близкие знакомые литератора отмечали, что он исключительно порядочный человек, способный протянуть руку помощи нуждающимся, даже, несмотря на то, чем эта помощь может обернуться для него самого. В 1966-м Валентин Берестов подписался под письмом, которое составили в защиту Даниэля и Синявского, не задумываясь о том, какие последствия последуют за этим благородным поступком.
Смерть
Снимки Берестова последних лет жизни подтверждают, что он был серьезно болен. Вместо худощавого бодрого литератора появился седовласый пожилой человек, страдающий гипертонией. Чтобы болезнь не застала его врасплох, он не расставался с нитроглицерином.
1 апреля 1998-го литератор отметил славный юбилей – семидесятилетие. Этот день он провел со своей любимой дочерью Мариной, которая уже давно жила в Соединенных Штатах Америки. Девушка вышла замуж за гражданина Доминиканы и уехала вместе с ним. Берестов прочел лекцию в университете Нью-Йорка, познакомил слушателей с неизвестным стихотворением Александра Пушкина. Ничего не предвещало беды. Вернувшись в Москву, Берестов свалился с инфарктом, в результате которого и умер 15 апреля 1998 года.
Могила Валентина Берестова
Местом его упокоения стало столичное Хованское кладбище, его похорони рядом со второй женой, Татьяной Александровой.
Произведения
Ссылки
Биография писателя «Валентин Берестов» (1 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Берестов_биогр.doc
Берестов Валентин Дмитриевич
Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик.
Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. «Раскопки — это своего рода общение с древними людьми, с человечеством», — писал Валентин Берестов.
Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой. Главная работа Берестова в девяностые годы — это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
«Если бы меня спросили, кто — человек столетия, я бы сказала: Валентин Берестов. Потому что именно таких людей двадцатому веку не хватало больше всего». К этому высказыванию Новеллы Матвеевой могли бы присоединиться многие. Валентину Берестову благодарны многие замечательные детские писатели, которым он помог сделать первые шаги в литературе.
Умер Валентин Берестов15 апреля 1998 года в Москве.
Берестов биография для детей
Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в семье учителя.Вероятно,поэтому читать он научился в 4 года.Семья будущего поэта и писателя проживала в то время в Калужской области,в городе Мещовске.Стихи он начал писать ещё в детстве.
Война застала семью Берестовых в этом же самом городе.Затем была эвакуация,и Валентин вместе с родителями оказался в Ташкенте.Ему было 14 лет.Надо сказать,что ему повезло в Ташкенте:он познакомился с Надеждой Мандельштам,которая и представила его Анне Ахматовой.Затем-встреча с Корнеем Чуковским,сыгравшим большую роль в его дальнейшей судьбе.
Чуковский был им очарован.Он писал:» Этот хилый подросток обладает талантом огромного диапазона,удивляющим всех знатоков.Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова,он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах,причём эта работа сочетается с высокой культурностью и упорной работоспособностью».
В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье.Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ,затем аспирантуру Института этнографии. В 1946 году,ещё в студенческие годы,Берестов впервые поехал на раскопки( Новгород,Хорезм). Первые его публикации взрослых стихов в журнале » Юность»как раз и были посвящены этой экзотической профессии.
Первые детские стихи были опубликованы в журнале «Смена» в 1946 году.Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая книжка для дошкольников «Про машину» появились в 1957 году.Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок » Весёлое лето»,» Картинки в лужах»,» Улыбка» и другими.
Валентин Дмитриевич очень интересовался не только творчеством других писателей и поэтов,но и старался добраться до истоков их таланта.Таковы его статьи о Пушкине,Дале,Блоке,Есенине,Мандельштаме.о Высоцком.В литературном наследии Берестова есть воспоминания о детстве,воспоминания о знаменитых современниках-Чуковском,Ахматовой,А.Толстом,Пастернаке и др.Валентин Дмитриевич занимался ещё пересказами библейских преданий,переводами.
Член Союза писателей СССР.Лауреат Государственной премии СССР ( 1990).Почётный гражданин Калужской области (2000).Стихи Берестова высечены на каменной книге в городе Арпино ( Арпинум),родине Цицерона.
В последние годы писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой Татьяной Александровой,художницей и писательницей.Составил вместе с женой » Избранное» по » Толковому словарю» В.Даля.( Издано в 2001 году.
Умер Валентин Дмитриевич Берестов 15 апреля 1998 года в Москве.
«А дальше,ребята,урок листопада.
поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок зазвенит-одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей»
И парами,парами следом за нею,
За милой учительницей своею,
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело.
«Смотрите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые листья горят,как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все,как земля засыпает,
Как ветер листвою её засыпает»
А в роще кленовой светлей и светлей-
Всё новые листья слетают с ветвей.
Играем и носимся под листопадом
С печальной,задумчивой женщиной рядом.
Рассвет,и тающий туман,
И расставанье под часами.
А после голову под кран
И без задержки-на экзамен.
Не притушив сиянья глаз,
Он начинает свой рассказ
О наших предках отдалённых.
Для поздравленья на момент
Его задерживая руку,
Что говорить,влюблён в науку».
» Заглядывать вперёд-ты пошутила,-
Мы слишком далеко не будем,чтоб
случайно не увидеть хвост кобылы,
На кладбище везущей чей-то гроб».
Над мрачной шуткой мы смеялись оба,
» Любовь до гроба»,-каждый повторял.
Любила ты, и я любил до гроба,
До гроба,над которым я стоял.
Вечер.В мокрых цветах подоконник.
В этот час,голова на ладонях,
Мать обычно сидит у окна.
Не откликнется,не шевельнётся,
Не поднимет с ладоней лица.
И очнётся,как только дождётся
За окошком улыбки отца.
И подтянет у ходиков гири,
И рванётся навстречу ему.
Что такое любовь в этом мире,
Знаю я,но не скоро пойму.
Любили тебя без особых причин.
За то что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Из деревни приехала
Маме узел с гостинцем
Сушёную грушу суёт.
Приказала отцу моему,
И с почтеньем спросила,
Склонясь надо мной:
«Не желаешь ли сказочку,
Итак,беру я ножницы,
Сидит,как в парикмахерской
Мой пятилетний брат.
И просит он все локоны
Чтоб женщины в покое
Учитель положил на стол морковку,
Раскрыл альбом прилежный ученик.
» Вон то бочок в тени.Дадим Штриховку.
А этот на свету.Положим блик».
Малыш трудился,не жалея сил,
Штриховку на морковку наносил.
И всё ж явились рядышком с морковкой
Два зайца,пароход,солдат с винтовкой.
Этот нежный взгляд
Встретил я впервые
Мигающих коптилок тусклый свет.
Из мрака возникает полотно.
Художник пишет женщины портрет.
Она сидела,голову склоня,
И думала в голодном полусне:
» Вот я умру. Но что-то от меня
Останется на этом полотне».
А он писал в мигании огня
И думал:»На войне,как на войне.
Пусть я умру! Но что-то от меня
Останется на этом полотне».
Потеряла девушка перстенёк
И ушла,печальная,с крылечка.
А спустя тысячелетье паренёк
Откопал любимое колечко.
Он и рад бы то колечко возвратить,
Да не в силах. Время любит пошутить.
На юбилей Корнея Чуковского
Нам жалко дедушку Корнея,
В сравненьи с нами он отстал,
Поскольку в детстве » Бармалея»
И «Мойдодыра» не читал.
Не восхищался «Телефоном»
И в » Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Евгений, спасибо! Очень интересно.
И стихи понравились!
Вот здесь:Валентин Берестов о Высоцком. Вкратце, только 1 часть.
Статья Валентина Берестова из книги «Застенчевый трубач», вышедшей в 2001 году в Библиотеке журнала «Вагант-Москва».
«В прошлом, будущем и настоящем. «
«Владимиру Высоцкому хотелось узнать, можно ли его читать» — так начал свою статью о нём Давид Самойлов.
Помню, как тот же вопрос волновал даже самых пылких поклонников Высоцкого: «Будет трудно воспринимать текст без привычных мелодий». Я отвечал на это, что такая же проблема может возникнуть и при чтении нашей классики, стоит лишь произнести «Я помню чудное мгновенье» (Пушкин), «Обойми, поцелуй» (Кольцов), «Не искушай меня без нужды» (Баратынский), «Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов), «Я встретил вас» (Тютчев), не говоря уже о «Коробейниках» (Некрасов). Дай Бог каждому поэту такие трудности!
Было время, когда даже самые близкие друзья не могли представить поэзию Высоцкого во всём её объёме. «После смерти Высоцкого, разбирая его архив, нашли 250 произведений, которые он никогда не читал»
. Теперь поэта издают как классика, стихи его даются в хронологическом порядке, а в новом издании уже есть такие «академические» разделы, как эпиграммы, песни и стихи «на случай», «наброски, незавершённые произведения» и даже «Dubia», то есть стихи, приписываемые Высоцкому.
Выдержит ли поэзия Высоцкого, не усиленная его поющим голосом и гитарой, такое испытание?
Как бы отнёсся к этому сам Высоцкий?
«Я буду одним из них», — произнёс как-то юный Джон Китс, указав на полку с томиками классических поэтов. А Высоцкий на вопрос анкеты, хочет ли он стать великим, ответил: «Хочу и буду». Но, может быть, он имел в виду всё своё творчество в целом, не отделяя стихи от ролей и исполнения песен?
И нужно ли дорожить каждой его строкой, как строкою классика? Ведь у классического поэта чуть ли не каждая строка способна жить самостоятельной жизнью в виде эпиграфа, афоризма Стих — это строка. Написал одну прекрасную строку, за ней — другую, третью, не менее гениальную, и так до конца.
Высоцкий это знал. «Я помню, — пишет артист А.С.Меньшиков, — что в газете «Советский спорт» появилась статья об альпинистах, которая называлась «Лучше гор могут быть только горы. »
Радости Высоцкого не было предела! Он вырезал заголовок, он с ним носился!
«Меня напечатали!» Один только стих. А, сколько теперь таких заголовков, сколько строк цитируются как поговорки!
Конечно, в сюжетных стихах главную нагрузку несёт сам сюжет. Но вот чуть ли не единственная бессюжетная песня Высоцкого «Беспокойство» (1966). Ею он часто завершал свои концерты. По словам автора, это — «набор беспокойных фраз». Прочтём её, отрешившись от музыки, стих за стихом, и увидим, какую нагрузку может вынести стих Высоцкого.
«А у дельфина взрезано брюхо винтом!» — боль за живую природу, возбуждающая новое, столь необходимое человечеству экологическое чувство. И сразу новая тревога, уже за людей: «Выстрела в спину не ожидает никто». И мы — в разгаре боя: «На батарее нету снарядов уже». И — в небе: «Надо быстрее на вираже».
Воздушный бой? Испытание самолёта? Разрозненные выкрики сплавлены в одно рифмами («на батарее — надо быстрее», «уже — на вираже»). И вот выкрик с моря: «Парус! Порвали парус!» А за ним: «Каюсь! Каюсь! Каюсь!».
Кто-то берёт на себя ответственность за всё происходящее на суше, на море и в небе.
Далее опять загадочная ситуация: «Даже в дозоре можешь не встретить врага». Игровое: «Это не горе — если болит нога». И вдруг сказочное: «Петли дверные многим скрипят, многим поют. » И обескураживающее: «Кто вы такие — вас здесь не ждут!»
Опять в припеве: «Парус! Порвали парус!» и «Каюсь!»
Вслед за этим нечто благодушное: «Многие лета — всем, кто поёт во сне!»
И включается ад: «Все части света могут лежать на дне», как легендарная Атлантида. Но этого мало: «Все континенты могут гореть в огне». А ведь и вправду могут! И словно голос надежды: «Только всё это не по мне».
Вот если бы так считало всё человечество! Но до полной победы разума ещё так далеко! «Парус! Порвали парус!» Как видим, вопреки распространённому мнению, слабую строку у Высоцкого найти куда труднее, чем сильную.
Поэт составил эту песню из многих песен настоящих и будущих. Стиху о дельфине со взрезанным брюхом как бы ответят, скажем, такие строки:
Эту бойню затеял не Бог — человек:
Улетающим — влёт, убегающим — в бег.
Второму стиху, где не ждут выстрела в спину, отзовутся стихи «Я не люблю фатального исхода»:
Я не люблю, когда стреляют в спину.
Я также против выстрелов в упор.
Стихам про то, что кончились снаряды на батарее и что «надо быстрее на вираже», ответят военные песни Высоцкого. А, скажем, стих «Кто вы такие — вас здесь не ждут» в родстве с песней «А люди всё роптали и роптали»:
«Те, кто едят, — ведь это ж делегаты,
А вы, прошу прощенья, кто такие?»
«Эхо связали и в рот ему сунули кляп» и расстреляли.
В короткой песне ощущается глобальность поэтического мышления: «Все части света. Все континенты». Так поэт видит не только возможную гибель, но и сотворение мира:
Сначала было Слово печали и тоски.
Рождалась в муках творчества планета, —
Рвались от суши в никуда огромные куски
И островами становились где-то.
Мужественное «только всё это не по мне» впоследствии вдруг обрело напев «цыганочки»:
И ни церковь, ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята.
Что же касается трижды повторённого в пении «Каюсь! Каюсь! Каюсь!», то Высоцкий, как и наши классики, не мог не ощутить присутствия в мире высших начал.
«Скорее всего, он был неосознанно верующим», — предположил композитор А.Шнитке.
Время возвращения Слова в Россию затронуло в середине 60-х годов и меня. В 1963 году я, по просьбе Чуковского, сидел над пересказом для самых маленьких детей библейских сюжетов про Давида, Голиафа и царя Саула, про Иону во чреве китовом.
«Ничего не свято!» — ужаснулся Высоцкий. Нельзя было следовать классике без обращения к Богу, без лермонтовского: «И в небесах я вижу Бога». И даже без известной фамильярности, какую мы встречаем у классиков, вроде пушкинского: «Творец любил восточный пышный слог». И всё же: «Каюсь!» Как неожиданно и с какой могучей силой это звучало в ту эпоху!
«Паутину в углу с образов я ногтями сдираю», — пел Высоцкий. И зарекался:
Чту Фауста ли, Дориана Грея ли.
Но чтобы душу — дьяволу, — ни-ни.