белое платье невесты история
Любовь и тюль Этим нарядом отгоняли зло и притягивали богатство: история свадебного платья
«Лента.ру» продолжает серию публикаций об истории разных видов одежды и аксессуаров. В предыдущих материалах цикла речь шла о шпильках, мини-юбке, мужском платье, костюме, галстуке, колготках, пуховике и перчатках. Новая статья посвящена истории свадебного платья — от принадлежности религиозной брачной церемонии до наряда профессиональных актрис бурлеска.
От порчи и сглаза
Свадьба — важное событие не только для жениха и невесты. С древнейших времен даже в самых примитивных обществах заключение нового союза мужчины и женщины было принято торжественно отмечать. Антропологи называют заключение брака одним из так называемых «обрядов перехода», требующих особой церемонии.
А обряд и церемония у тех же древних всегда требовали специальных атрибутов. Один из важнейших — одежда жениха и невесты. При этом основное внимание всех собравшихся на свадьбу приковано именно к новобрачной. Поэтому ее платье (или другой наряд) и украшения — предмет заботы и самой девушки, и женщин ее семьи. И хлопоты по подготовке платья начинались задолго до обряда.
Кому-то может показаться удивительным, но привычное нам белое подвенечное платье для христианской свадебной церемонии появилось только в середине XIX века. До этого на свадьбу девушки разных народов приходили в самых разных одеяниях самых разных цветов. Например, в Китае с древних времен цветом счастья, удачи и преуспеяния был красный. Поэтому китайские невесты и в Средние века, и в наши дни вступали и вступают в брак в красных одеждах. Красный (а также ярко-розовый и оранжевый) был цветом свадебных одежд у индийских невест, которые выходили замуж в празднично украшенном сари.
В Европе девушки из простонародья выходили замуж в одежде «обычного образца», принятой в их местности. В Центральной Европе это могли быть юбки, блузы и корсажи, например, в Польше или Германии, или сарафан и рубаха — в русских деревнях. От обычной повседневной одежды свадебный наряд отличала только особая отделка. Она была более яркой, торжественной, может быть, даже избыточной.
Иллюстрация из модного журнала Costumes Parisiens, 1834 год
Изображение: журнал Costumes Parisiens / National Portrait Gallery, London
Украшения свадебного платья или костюма у представительниц традиционных культур имели, помимо декоративного, еще и статус оберега. Поскольку невеста, по принятым в этой среде верованиям, находится как бы «вне статуса» — уже не свободная девушка, но еще не замужняя женщина — она очень уязвима. Ее статус не защищает ее, поэтому ее могут сглазить или навести порчу. Чтобы защитить невесту, сохранить ее здоровье, гарантировать ее семейное благополучие и фертильность, подвенечный наряд особым образом украшали.
Вышивки на рубашке невесты, ее корсаже, а также головной убор были самым строгим образом регламентированы. Этот вид декора — своего рода древний «код», призванный защитить от колдовства, черной магии и прочего метафизического зла. Кроме того, в вышивке «кодировались» добрые пожелания молодой семье (например, пожелание большого и здорового потомства).
Особое значение на свадьбе имели головной убор и прическа невесты. Например, на территории Центральной России косу девушки во время свадебного обряда расплетали на две косы. Косы новобрачной укладывали вокруг головы и поверх надевали особую шапочку — так называемую кику. Кики были разной формы в различных местностях и указывали на замужний статус женщины. Это происходило после венчания. В церковь девушка шла еще с волосами, заплетенными в одну косу.
На Западе было принято скрывать лицо невесты покрывалом, которое жених откидывал для скрепляющего брачную клятву поцелуя. Эта традиция повелась еще от иудейского брачного обряда — хупы. Еврейские невесты стояли под брачным балдахином (который, собственно, и называется «хупа») в скрывающем лицо покрывале и в очень скромном платье. Оно должно было обязательно скрывать грудь (никаких декольте!), локти и колени.
В некоторых регионах Европы (например, в Швеции и Норвегии) преимущественным цветом одежды простых женщин был черный. Поэтому и в церковь скандинавские невесты тоже отправлялись в черном корсаже и юбке. Замужние европейские женщины тоже покрывали голову. Во Франции и Бельгии, например, это был белый чепец. Его форма, как и форма русской кики, серьезно менялась в зависимости от региона.
Королева в белом
На Руси единственным отличием наряда богатой боярской невесты от «убора» крестьянской новобрачной были материалы. У обычной девушки летник (род накидки) был, например, из вышитого холста, а у боярышни — из парчи, отделанной мехом соболя. В Европе ситуация была иной. И повседневная, и торжественная одежда аристократки отличалась от одежды простонародья.
Французские или британские дворянки Средневековья и Нового времени, отправляясь под венец, надевали в церковь декольтированные платья со шлейфами из ткани разных цветов, в зависимости от моды. Эти платья, опять же в зависимости от моды и века, по-разному украшались. Аристократическое свадебное платье декорировали дорогим мехом, кружевом ручной работы, золотным шитьем, жемчугом, драгоценными камнями.
Вот как описывает в мемуарах свой подвенечный наряд русская императрица Екатерина II (в девичестве София-Августа-Фредерика, дочь герцога Ангальт-Цербстского): «Мое платье было из серебристого глазета, расшитого серебром по всем швам, и страшной тяжести». Многочасовые мучения невесты в платье из глазета (металлизированной, очень тяжелой ткани) никого не беспокоили. Ее роль в свадебной церемонии была символической, знаменующей союз двух государств.
История белого свадебного платья
Испокон веков девушки с замиранием сердца надевают особый наряд – свадебное платье. Белоснежный цвет свадебного платья ассоциируется с торжественным свадебным церемонией, символом чистоты и непорочности. Сегодня белое свадебное платье уже стало классикой. Но так ли было всегда? Традиция выходить замуж во всем белом появилась относительно недавно.
В далеком средневековье невесты выходили замуж в нарядных платьях ярких цветов, причем цвет и фасон зависели от сословия и региона.
Белый цвет не пользовался особой популярностью для свадебных платьев вплоть до 1840 года. Многие десятилетия его считали традиционным цветом траура, а значит, он совершенно не подходил для такого радостного события, как свадьба. До 1840 года невесты носили свадебные платья ярких цветов, которые символизировали их счастье. Средневековые невесты из благородных семей также использовали меха и дорогие ткани, такие, как бархат и шелк.
Основной причиной, по которой в настоящее время для свадебного платья традиционным считается именно белый цвет, является одна знаменитая свадьба XIX века. В 1840 году королева Виктория вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского в роскошном белом платье, украшенном флёрдоранжем и шлейфом длиной в 5,5 метров. Их свадебные фотографии были опубликованы в прессе и оказали значительное влияние на вкусы и предпочтения многих невест. И хотя немало девушек продолжало выходить замуж в ярких цветах, мода на белый цвет начала набирать силу.
В викторианскую эпоху белое свадебное платье расценивалось как символ престижа, статусный атрибут, потому что белую одежду было практически невозможно отчистить. А, следовательно, если невеста выбирала себе данный цвет для свадебного наряда, значит она была состоятельным человеком и могла себе позволить роскошь купить платье на один выход в свет.
Во времена правления королей Эдуардов мода на свадебные платья становилась все более и более экстравагантной. Однако с началом Первой мировой войны ситуация изменилась, так как условия жизни подавляющего большинства населения Европы резко ухудшились. Свадебные платья стали в это время значительно проще и короче. В период Великой депрессии и Второй мировой войны многие женщины отдавали предпочтения простым белым свадебным платьям, которые они потом перекрашивали (например, в синий или зеленый цвет). Таким образом, они могли продолжать носить свои «свадебные наряды» и после церемонии.
Послевоенный период был для западной культуры эпохой благополучия и процветания. Свадебные платья становились все более и более изысканными, среди материалов особой популярностью пользовались шелк, атлас и кружево, причем в большом количестве. Для церковной церемонии платья по-прежнему делали с длинными рукавами, чтобы соблюсти все приличия, однако теперь уже не возбранялось на свадебном приеме снимать пиджаки и немного «обнажаться». Платья без бретелей и платья длиной до колена начали пользоваться огромной популярностью именно в пятидесятых годах XX века.
В Древней Руси белая одежда была праздничной, ведь для получения белого полотна необходимо дополнительно выбеливать ткань на солнце. Однако свадебное платье невесты богато украшалось вышивкой из цветных ниток, что придавало ему нарядность.
В допетровскую эпоху на свадьбу девушку полагалось одевать в праздничную рубаху и цветной сарафан, в основном, красного цвета. Такой наряд одевали как бедные крестьянки, так и невесты из богатых семей, у которых этот наряд украшало шитье из драгоценных камней. Ткань сарафана и рубахи также была дорогой. Существовал обряд надевания на невесту фартука как символа хозяйки дома и продолжательницы рода.
В эпоху реформ Петра I свадебные платья для невест из богатого сословия стали шить по европейской моде. Фасон этого платья определял жесткий корсет при широкой, многослойной юбке, глубокое декольте, украшенное декором из бантов и кружев. Цветовые оттенки ткани варьировали от золотистого до светло-зеленого и розового, в основном были представлены светлые оттенки. С этого времени и в последующие эпохи свадебный наряд богатых невест определялся тенденциями в европейской моде. Цветовая гамма подвенечного платья содержана светлые тона различных цветов и только в эпоху Наполеона Бонапарта во Франции в моду вошли белые свадебные платья. Эта мода быстро распространилась и в Российской империи. Фасон платья отвечал стилю неоклассицизма – завышенная талия, грациозно струящаяся юбка создавали нежный романтический образ невесты.
Исторические бури ХХ века отразились на всем жизненном укладе россиян, что придало моде большую демократичность, но из свадебной моды ушла романтика и возвышенность. Фасон свадебного платья отвечал тенденции практичности, которая главенствовала во всей моде советских времен. Романтические мотивы вернулись в свадебную моду только к концу 70-х годов, когда в традиционном наряде невесты утвердилась фата и длинное, до пола, платье. С этого времени тенденции в создании подвенечных платьев неизменно расширяются в сторону изысканности, роскоши и элегантности. Поэтому сегодня свадебное платье – это полет фантазии, который определяет только вкус невесты.
История белого платья
В нашей жизни полно стереотипов о происхождении которых мы и не думаем. Зря, ведь это интересно. Например, история белого свадебного платья, в который сейчас выходят замуж на всей планете. Неужели, так было всегда. Конечно нет, белое платье — продукт глобализации.
История белого
В Древней Греции девушки выходили замуж не в белом или скорее светлом одеянии (нижняя одежда — хитон, верхняя 1 пеплос). Получить белый цвет в те времена было непросто, поэтому белые одежды казались грекам символом праздника. В Древнем Риме невеста выходила замуж в красном «платье» (палле) на голове было покрывало, а позднее — венок из цветов. В средневековье замуж выходили в цветных платьях.
В каждой стране был свой любимый цвет счастья и радости. Чаще всего выходили замуж в голубом, красном или зеленом платьях. Славяне тоже любили красный цвет. Не зря, «красный» и означает «красивый».
Что уж говорить, о восточных традициях, где белый цвет — символ траура. На традиционной индийской свадьбе невеста выходит замуж в красном или желтом сари. В Китае свадебным цветом тоже считается красный. А белый цвет — символ траура.
Почему свадебное платье белое?
И ни намека на белое подвенечное платье до 16-ого века. Белый цвет в Европе тоже считался траурным вплоть до появления королевы Анны Бретонской. Она то и была той, кто впервые использовал такой цвет.
Выходя в 14 лет замуж за короля Франции Карла VIII, Анна уже была заочно замужем за императором Священной Римской Империи Максимилианом, а сам Карл был помолвлен с дочерью Максимилиана. Но войска Карла уже осадили Ренн, где находилась герцогиня, и Анна вышла за него замуж с условием, что если супруг умрет не оставив наследника, она выйдет замуж за его приемника. В любом случае, герцогство Бретонское становилось частью Франции.
Отправляясь к мужу, Анна демонстративно взяла с собой две кровати, намекая на то, что с мужем спать не собирается. Впрочем за сем лет совместной жизни она была беременна семь раз, родила четверых детей, но ни один из них долго не прожил. Карл VIII запретил жене носить титул герцогини бретонской и упразднил канцелярию Бретани. Но, благодаря военным победам мужа, Анна стала королевой Неаполя и Иерусалима.
В 1498 году Карл погиб, ударившись о косяк низкой двери. Анна тут же вернула себе титул герцогини бретонской. Но контракт заключенный с Карлом вынудил ее выйти замуж за Людовика XII, который тоже уже был женат и ему пришлось добиваться развода у Папы римского для этого брака.
Тут то и появляется знаменитое белое подвенечное платье в котором Анна Бретонская во второй раз стала королевой Франции.
Почему Анна одела именно белое платье?
Существует версия, что в знак протеста против второго замужества (белый — цвет траура), как и в истории с двумя кроватями. Хотя новый брак был более удачен для Анны, чем первый. Новый супруг вернул ей титул и позволил править Бретанью, к тому же они были знакомы и ранее, когда Людовик носил титул герцога орлеанского. От Людовика у Анны родилось двое девочек Клонд и Рене, обе выжили.
Еще одной из версий появления белого платья является версия королевы Виктории.
Якобы именно после ее свадьбы в белом платье в 1840 году белый и приобрел популярность. Кружева для платья плелись шесть месяцев, а шлейф несли 12 подружек. Так-что такое зрелище могло вполне впечатлить высший свет 19-ого века. Причем, истории с королевой Анной не встречается во французской части интернета, так что вторая версия хоть и менее романтична, зато более правдоподобна.
Цвет настроения — белый. История возникновения традиции белоснежного платья у невест
В прошлые времена же русские девушки венчались в сарафане любого, но только не белого цвета.
В культуре любой нации символизм цвета одеяния человека всегда играл важную роль. Так было и у русских. Например, в древности в славянском языке слово «красный» являлось синонимом красивого, а «белый» означало также чистый. В пантеоне славянских языческих богов присутствовал Белобог как олицетворение светлых сил.
Крестьяне «белой неделей» называли масленичные дни. Русские богатыри под кольчугу перед важным боем надевали белую рубаху, а купцы облачались в нее после бани, перед трудной и опасной дорогой. И делали они это на случай, если придется принять смерть: нужно встретить ее «чистыми», закончить свой жизненный путь подготовленными. И в этом смысле белое платье для невесты на славянской, русской свадьбе было самым неподходящим выбором.
Королевская мода
Если белый — цвет смерти, то как появилась традиция облачаться на венчание в белое платье? Некоторые историки считают, что такую свадебную моду завела Анна Австрийская. Являясь представительницей знаменитого монаршего рода Габсбургов, Анна была дочерью испанского короля, а в то время, когда ее собирались выдать замуж за французского монарха Людовика XIII, Испания и Франция находились на грани войны.
Анна не желала этого брака и откровенно боялась, что ее пребывание на чужбине окончится смертью, поэтому сама выбрала себе белое платье на свадьбу с Людовиком. Придворные расценили это как экстравагантный испанский вкус, ведь смуглая девушка в белом была безумно хороша и походила на пирожное.
А спустя два столетия, нарушив традиции, в белом платье вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского Александрина Виктория, королева Великобритании и Ирландии. Но это уже была дань моде – к тому времени в Европе заново открывали древнеримскую и древнегреческую культуру.
Во всех благородных домах восхищались красотою и лаконичностью мраморных скульптур греков и римлян в длинных белых одеждах. Тогда еще археологи не подозревали, что статуи когда-то были раскрашены, и следы краски на них просто не сохранились.
После венчания английской королевы все ее подданные женского пола желали на собственной свадьбе быть обязательно в белом. Эта тенденция быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. Поначалу в белых платьях выходили замуж только русские высокородные дворянки, проводившие всю свою жизнь в Европе.
А потом, подражая им, и представительницы остальных сословий решили оставить надоедливый сарафан неграмотным крестьянкам. Было престижно и модно венчаться в церкви в длинном белом платье, если, конечно, у семьи невесты были деньги заказать его за границей или местным иностранным портнихам. И с той поры мало что изменилось.
История свадебного платья: когда белый цвет стал традицией?
Современным невестам кажется, что белый цвет свадебного платья — это одна из нерушимых свадебных традиций, уходящая корнями глубоко в прошлое. И многие невесты пытаются рушить стереотипы на своём торжестве, начиная именно с цвета подвенечного наряда — какой угодно, только не традиционный белый.
На самом деле обычай выходить замуж в белом по историческим меркам не такой уж древний — ему менее 200 лет. Прецеденты, конечно, встречались и раньше, но то были единичные случаи, а не традиция. Давайте разберёмся, что же означает белый цвет свадебного платья и когда он стал считаться традиционным для церемонии вступления в брак.
В Европе
Белый цвет далеко не всегда считался торжественным, более того, он вовсе не ассоциировался ни с чем позитивным. В Европе замуж выходили преимущественно в красном, зелёном, встречались и другие цвета. Белый же долгое время являлся цветом траура и скорби. Недаром европейские королевы носили белое во время траура, за что их называли Белыми Дамами. Само собой, надеть белое одеяние на такое радостное событие, как свадьба. решались немногие.
И тем не менее, история знает несколько примеров такой неординарности королевских особ.
На Руси
Славянские свадебные обычаи также не предполагали белого цвета для платья невесты. Традиционным для Руси считается красный цвет подвенечного наряда, ведь само название «красный» издревле означало с «красивый», «нарядный» — одним словом, лучший. Русские девушки на свадьбу надевали своё лучшее платье, оно могло быть красным, зелёным и обычно являлось воплощением национального костюма.
Как правило, на Руси свадебное платье девушка шила себе сама. На это могли уйти месяцы и даже годы, но чем красивее было платье, чем искуснее оно было украшено, тем большей рукодельницей считалась невеста. Богато расшитое платье говорило о её усидчивости, что добавляло уверенности в том, что из девушки выйдет хорошая хозяйка.
В качестве свадебного наряда обычно выступали либо нарядная сорочка и длинная юбка, либо яркий сарафан, надетый поверх сорочки.
В знатных и богатых семьях свадебные наряды девушек были более разнообразными, их дополняли, в зависимости от сезона, накидки и другая верхняя одежда, нередко на меху, а также меховые или расшитые драгоценными камнями и жемчугом воротники. В качестве аксессуаров встречались перстни, крупные и тяжёлые серьги, драгоценные венцы с камнями украшали голову, а разноцветные яркие ленты — косу невесты.
Современность
Если королеву Викторию можно назвать основательницей традиции белого свадебного платья, то человеком, который ввёл это явление в массовую моду, стала Коко Шанель. Первая мировая война внесла свои коррективы в привычную для европейцев мирную жизнь, многие стороны которой стали значительно скромнее, в том числе и свадьбы. И великая Коко адаптировала эти изменения, создав модный тренд — укороченное свадебное платье. Оно было белым, длиной до колен, но с очень длинным шлейфом, делающим фасон платья весьма необычным. Традиционная фата также прилагалась.
Но настоящий расцвет свадебной моды начался на Западе после Второй мировой войны, в 50-е годы.
Белый цвет уже по праву считался праздничным, торжественным, символизировал чистоту и непорочность, нежность и искренние чувства невесты к своему избраннику. Свадебные платья становились всё более изысканными и роскошными, для их изготовления стали использоваться такие материалы, как шёлк, атлас и кружево. Постепенно в моду входят приталенные силуэты, открытые руки и плечи.
Сейчас же, как мы видим, все свадебные традиции стали очень условными, потому что каждая пара сама создаёт стиль своего праздника, выбирает традиции, которым следовать и которые нарушать, и соединяет всё это в невероятный, оригинальный и не похожий на другие свадебный коктейль. Если вас интересуют свадебные традиции, то наши статьи помогут разобраться в них и выбрать те, которые вам по душе.