бело красно белый флаг история происхождения
Символ протестов в Беларуси: история бело-красно-белого флага
Власти Беларуси хотят объявить экстремистским бело-красно-белый флаг. Как этот флаг вообще появился, что означает и почему так популярен? DW обратилась к ученым.
Чтобы выразить свой протест против политики Лукашенко, результатов выборов президента и применения насилия по отношению к участникам мирных протестов, многие используют сейчас в Беларуси белый-красный-белый флаг. Почему он стал столь популярным? Какая у этого флага история? Об этом DW поговорила с учеными из Беларуси и Германии.
Бело-красно-белую символику использовали белорусские военные
Тогда же предприняли первую попытку создать проект белорусского национального флага. Архитектор Леон Дубейковский считал в 1916 году, что цвета флага должны быть традиционными «общеславянскими». Это красный, белый и синий, которые, как объясняет Владимир Ляховский, у сербов, словенцев, хорватов, чехов и словаков отсылают к идеям Великой Французской революции. Но эта идея не прижилась.
Минск, 1918 год: бело-красно-белый флаг на здании народного секретариата БНР
Во время Февральской революции, когда стали создаваться национальные формирования, белорусские офицеры и солдаты на фронтах и Балтийском флоте все чаще использовали бело-красно-белые ленты на своей форме, что отличало их от представителей других национальностей бывшей царской армии. Заказ разработать эскиз национального флага поступил от белорусского воинского комитета в Петрограде. К лету 1917 года горный инженер и архитектор, студент Петроградского горного института, а позже один из основателей Белорусской Народной Республики Клавдий Душевский (Дуж-Душевский) объединил белую, красную и белую полосы на полотнище.
Белый и красный цвета как культурный код
Празднование первой годовщины основания БНР. Гродно, 25 марта 1919 года
Спорный момент в истории флага
Профессор Гиссенского университета и спикер Белорусско-немецкой исторической комиссии Томас Бон (Thomas Bohn) также считает, что следует противопоставлять цели белорусского национального движения интересам немецких оккупантов: «Разрешая бело-красно-белую символику, национал-социалистический режим стремился подчеркнуть различия между коммунистическим Советским Союзом и генеральным округом Белоруссия, где был установлен оккупационный режим». Бон подчеркивает, что национал-социалистическая политика «третьего рейха» никак не предусматривала учет интересов белорусского национального движения и его поддержку, не говоря уже о создании автономного государства в какой бы то ни было форме. Он призывает тщательно анализировать источники и учитывать исторический контекст.
На подписании соглашения о создании СНГ 8 декабря 1991 года
Бело-красно-белый флаг: откуда пошёл символ протестов
Белорусские протестующие и Лукашенко стоят под разными флагами. Национальный и советский символы отражают разные концепции развития страны.
Белорусский флаг — наследие Средних веков
Впервые бело-красно-белый поднялся на флагштоке весной 1917 года, в марте — над зданием белорусского Общества помощи пострадавшим в войне в Петрограде. Его повесил архитектор и общественный деятель Клавдий Дуж-Душевский, сотрудник Общества. Он и был, как считается, автором первого белорусского национального флага. Национально ориентированные белорусы надеялись тогда на обретение в новой России права на свободное государственное самоопределение народов и искали свои оригинальные символы — для «будущей независимой Беларуси».
Белый и красный цвета — это не только основные цвета народного белорусского искусства. Белый интерпретируется как символ Белой Руси и чистоты, красный — как восходящее солнце. Однако самое главное, что эти цвета присутствовали на гербе белорусов «Погоня». Дуж-Душевский создавал свой флаг по принятому тогда в Европе правилу: флаг зависит от герба и заимствует его основные цвета.
Герб Великого княжества Литовского. Гербовник 1575 г.
Серебристый всадник на червлёном поле — древний герб Гедиминовичей и Великого княжества Литовского. Он использовался со второй половины XIII в. Подавляющее население княжества составляли православные восточные славяне, которые уже в Новое время сформировали белорусскую народность, и потому на «Погоню» Беларусь имеет моральных прав не меньше, чем Литва. Со временем Московское царство усилилось и стало теснить Великое княжество Литовское. Древние западные земли Руси (белорусские) вернула окончательно уже Российская империя во второй половине XVIII в., когда вместе с Пруссией и Австрией разделила на кусочки Речь Посполитую.
Клавдий Дуж-Душевский, 1941. За «националистическую контрреволюционную деятельность» архитектор преследовался государством.
Старый литовский рыцарь на красном фоне все же остался на белорусской земле, когда она попала «под высокую царскую руку». «Погоня» стала гербом Витебской и Виленской губерний, а также более двадцати городов и ряда знатных родов, и воспринималась как национальный символ белорусов. Вместе с новым флагом этот герб официально приняла Белорусская народная республика в 1918 г. — национальное государство, возникшее в условиях оккупации республики немецкими войсками. Просуществовало оно всего несколько месяцев. Немцы вскоре ушли, и в начале 1919 г. пришли красные. Коммунистов национальный флаг (символ независимости) устроить не мог, его запретили и заменили потом советскими гербом и флагом социалистической Белоруссии.
Герб Беларуси, 1920−1926 гг.
Долгое время «Погоню» и бело-красно-белый использовали лишь белорусы в эмиграции да белорусские коллаборационисты во время Второй мировой войны. Эти символы тогда наделялись антисоветским содержанием. Многие до сих пор недолюбливают за это бело-красно-белый, что, конечно, несправедливо. Например, не станет же Россия отказываться от своего триколора только потому, что его использовали и власовцы, а американцы не откажутся от звёзд на флаге на том основании, что звёзды красовались на флаге Конфедерации.
«Погоня» и бело-красно-белый вновь получили официальный статус только в конце 1991 г., когда их принял в качестве государственных символов белорусский парламент. Однако и на этот раз они недолго «продержались».
В 1995 г. на референдуме 75% белорусов выбрало «новый-старый» герб и флаг — модернизированные советские символы БССР, принятые ещё в 1951 году. Посткоммунистическая трансформация в Беларуси, как и везде, шла очень болезненно. Многие хотели возврата к стабильности, порядку, «крепкой руке» государства. Новоизбранный президент Александр Лукашенко использовал эти настроения и предложил принять модернизированный советский герб и флаг — без серпа и молота, но также красный с зелёной полосой и народным орнаментом «Восходящее солнце», вышитым ещё в 1917 г. крестьянкой Матрёной Маркевич (только теперь это был красный узор на белом фоне вместе белого на красном, как до 1991 г.).
Флаг Беларуси 1995 г.
Александр Лукашенко, 1996 г.
Вскоре после референдума власть президента начала принимать авторитарный характер. Через год страна стала суперпрезидентской республикой. Лукашенко говорил: «…народ Беларуси ясно и недвусмысленно выказался по жизненно важным вопросам дальнейшего развития нашего государства и общества. Была отклонена прежняя антинациональная символика и утверждена «новая-старая», то есть прежняя, с которой большинство граждан Беларуси связывает свою жизнь и историю Родины…»
Тогда, в 1995 году, советские ценности и советский флаг победили. С ними и ассоциировался «крепкий хозяйственник», «государственник» и «последний диктатор Европы» Лукашенко. Оппозиция, разделяющая ценности, которые принято называть европейскими (свобода, верховенство права, политическая конкуренция), противопоставляет их идеям и стилю Лукашенко, а вместе с этим поднимает и бело-красно-белый флаг. Советский же символ подвергался и подвергается критике. Иронично и красочно высказался поэт Григорий Бородулин о том, как «цягне» (тянет) белорусов к социалистической империи и символике: «Відаць, нас мала перылі, / Што цягне да імпэрыі / Пад флагам мусульманістым, / З палітбюро іваністым».
На улицах Минска, август 2020г.
От того, какой путь сейчас выберут белорусы, зависит и судьба их символов. «Белай, чырвонай, белай» уже вернулся на улицы Минска и других городов.
Бело красно белый флаг история происхождения
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Откуда пошёл белорусский бело-красно-белый флаг?
Раненый князь с повязкой вместо стяга, знамёна Грюнвальда? А может, хоругви короля Сигизмунда или повстанцев Калиновского? Или всё же он родился в начале ХХ века — потому что именно к такому дизайну вели многие соображения белорусской национальной интеллигенции? Насколько древним является белое знамя с красной полосой — и как оно приняло современный вид?
Древность
Скажем честно: древние источники бело-красно-белого флага не фиксируют.
Увы, привязать их к будущему флагу сложно: со всей очевидностью изображён распространённый по всей Европе от Англии до Италии красный крест святого Георгия на белом фоне. И виден он у всех всадников с копьями — от тогда ещё лёгких гусар до тяжёлых кавалеристов в полном максимилиановском доспехе. И у поляков, и у литвинов.
Остальные версии ещё более сомнительны. История про раненого князя, сорвавшего со лба повязку и поведшего воинов в атаку, — очевидное заимствование общеевропейского сюжета. Польский шляхетский герб « Котвич», известный с XIII века, к Литве и Беларуси изначально отношения не имел — речь идёт о простом совпадении.
Повстанцы 1863 года использовали бело-красные повязки — но скорее имея в виду флаги старой Речи Посполитой.
Герб « Котвич »
Рождение флага
О том, кто и когда первым придумал бело-красно-белый флаг, историки спорят до сих пор. Первые сообщения об этом символе, пока ещё в разных вариантах, имеют сомнительную достоверность и относятся к первым годам ХХ столетия. По некоторым версиям — даже к концу XIX века. В любом случае речь идёт о группах интеллигентов, с которых и начинается любое национальное движение.
Одно можно утверждать с относительной уверенностью: к февральской революции 1917 года идея бело-красно-белого флага витала в воздухе. Причём не столько на белорусских землях, сколько в « тусовках» имперской столицы — Петербурга‑Петрограда.
Почему именно такие цвета?
Они были почти неизбежны.
К выбору белого и красного сводили сразу несколько соображений.Во-первых, любое национальное движение XIX века апеллировало к крестьянской этничности. Традиционный узор на почти всех вариантах белорусского народного костюма — красное шитьё на белой ткани, отобразившееся и на флаге Беларуси 1995 года.
Однако одного этого явно недостаточно: подобные узоры есть и у украинцев, и у русских с поляками, и у латышей с литовцами, поскольку восходят к седой языческой древности, когда славяне и балты не успели разделиться.
Во-вторых, и « Погоня», и « Колонны» Гедиминовичей имеют всё то же сочетание цветов: красный и белый.
Белорусские « будители» имели непростое отношение к Речи Посполитой, усматривая в польском доминировании и шляхетском самовластии причины упадка Великого княжества Литовского, в их представлении бывшего государством в первую очередь белорусов. Однако вычёркивать этот период из белорусской истории они не собирались, почитали героев той эпохи и их победы. Происходившие именно под знамёнами с бело-красными полосами.
Но почему получилась инверсия — с красно-бело-красного до бело-красно-белого?
Чтобы установить это, нужна глубокая работа по изучению дискуссий и воспоминаний в среде белорусского национального движения. Можно предположить, что хотели избежать путаницы с австрийским флагом, который к тому времени был, да и по сей день остаётся красно-бело-красным.
Новый дизайн
Не двух — такой уже взяли поляки, по тем же соображениям наследия Речи Посполитой. К тому же, вопреки распространённым представлениям, белорусские националисты польских « коллег» к тому времени не любили и видели в них скорее угрозу, чем союзников. Поляки слишком явно видели в белорусах « испорченных московитами недополяков, которых нужно вернуть под законную власть Варшавы и ассимилировать». Чего « будители» не желали ни в каком виде.
Не красно-бело-красный — это давно используют австрийцы.
А четыре и более — уже некрасиво.
Вопрос состоял в том, чтобы определиться окончательно и из разных вариантов выбрать единый и общепризнанный.
Мысль о чисто белом полотнище отвергли практически сразу — из-за ассоциаций одновременно с флагом капитуляции и с символикой монархической контрреволюции.
Более чем историчная « Погоня» ВКЛ, вполне ожидаемо, появилась на гербе — но для флага, по представлениям того времени, подходила слабо. Слишком сложно — флаги массовых движений должны быть простыми, чтобы их можно было делать в больших количествах кустарно из любых подходящих по цвету кусков материи.
Предложенный Дуж-Душевским дизайн бело-красно-белого флага устроил почти всех. Уже в марте значки с этой символикой продавались в Минске, а к лету 1917 года флаг стал общепринятым и общеизвестным символом белорусского национального движения. Под ним в декабре 1917 года в Минске провели Первый всебелорусский съезд, который разогнали большевики.
А 25 марта 1918 года, уже под прикрытием вытеснивших большевиков немцев, его провозгласили флагом Белорусской народной республики.
« Под немецкими штыками»
На тот момент интересы белорусского национального движения на некоторое время совпали с интересами Германской империи. Берлин планировал в случае победы создать на востоке буфер из протекторатов, а белорусские социалисты своих войск не имели, в отличие от большевиков.
Впрочем, стороны смотрели друг на друга с подозрением и неодобрением: кайзеровский рейх планировал установить в будущих протекторатах право-консервативные режимы, лучше всего — монархии с немецкими принцами. А белорусское национальное движение было глубоко левым и социалистическим, отличаясь от большевиков меньшими радикализмом и склонностью к насилию и бо́льшим почтением к демократическим институтам.
Лишь организационная слабость движения, « контролировавшего только полздания, в котором собиралось», спасла от украинского сценария — где немцы разогнали слишком левую раду УНР и установили режим гетмана Скоропадского.
А потом Германия проиграла. Белорусские земли после советско-польской войны поделили Москва и Варшава. На бело-красно-белом флаге появились чёрные траурные полосы.
Спустя несколько лет многие учредители БНР обнаружили, что в Советской Белоруссии всё не так уж плохо: развивается национальная культура, восстанавливается хозяйство, растёт уровень жизни простого народа, вроде бы даже самоуправление в наличии. Ничего похожего на польскую часть, где шла жёсткая полонизация, а белорусских активистов бросали в тюрьмы.
Многие из них вернулись в СССР и приняли самое живое участие в развитии БССР — пусть и под красным флагом вместо бело-красно-белого.
В 30-е годы судьба почти всех вернувшихся оказалась трагичной.
Нацисты и коллаборационисты
Везде, куда приходил Третий рейх, он делал ставку на местных националистов. Чем больше они были обижены на коммунистов — тем лучше. Нацисты не собирались давать « восточным народам» никакой независимости, разве что очень ограниченную культурную автономию. Но вот поднимать флаги они не мешали — и даже очень способствовали.
Главное — не ставить под сомнение власть рейха, верно служить фюреру и записываться под ружьё в полицаи и каратели.
Увы, часть националистов, особенно эмигрантов, были готовы идти « хоть с чёртом, но против большевиков». И пошли. Как и везде в оккупированной Европе, формирования коллаборационистов использовали национальную символику. Бело-красно-белый флаг оказался связан с полицаями и карателями, что по сей день многие не могут ему простить.
К концу существования СССР бело-красно-белый флаг у многих белорусов ассоциировался не столько с романтиками-социалистами 1918 года, сколько с полицаями из « Белорусской краевой обороны» и сгоревшими деревнями. В стране, где партизанское движение стало одной из основ национальной идентичности, это было почти приговором.
Когда в 1991 году Беларусь стала независимой, понадобился новый флаг взамен советского. Единственным подходящим вариантом стал бело-красно-белый, который давно уже почитали национально ориентированные интеллигенты и диссиденты. Они считали, что флаг остаётся национальным символом белорусов, возникшим тогда, когда нацизма и в проекте не было, и что его « осквернили» коллаборационизмом не более, чем Андреевский флаг — эмблемой власовской РОА. Или родившийся » data-title=»Дикая охота: как немецкие студенты и поэты партизанили против Наполеона» href=»https://warhead.su/2019/03/21/dikaya-ohota-kak-nemetskie-studenty-i-poety-partizanili-protiv-napoleona» src=»https://gilljan.livejournal.com/system/images/000/202/890/teaser/66310ca30965b3cbe35264c3ae8e47e30f14bc2e.jpg?1579250798″ target=»_blank» target=»_blank» rel=»nofollow»> в борьбе с наполеоновской оккупацией Железный крест — военными преступлениями вермахта.
Вот только в условиях краха плановой экономики и тяжёлых экономических трудностей к мрачным ассоциациям времён войны добавились ассоциации с постсоветской разрухой.
В республике возникла сильнейшая ностальгия по СССР, массовый запрос на советский консерватизм и отторжение всего демократического, либерального, национального.
Неудивительно, что в 1995 году на референдуме явное большинство граждан страны проголосовали за возвращение почти советской символики. А бело-красно-белый флаг надолго стал неодобряемым, порицаемым, а временами и преследуемым символом националистической оппозиции.
Однако времена меняются, меняются взгляды, запросы и симпатии общества. Советская ностальгия уходит вместе с поколениями, пережившими распад СССР и шок девяностых. За прошедшие с тех пор десятилетия бело-красно-белый флаг понемногу стал всё меньше ассоциироваться с трагическими страницами белорусской истории и радикалами, а всё больше — с национальным и гражданским самосознанием.
Поэтому в том, насколько популярным он стал летом 2020 года, нет ничего удивительного.
Бело-красно-белый флаг и герб «Пагоня»
На протестах в Беларуси многие замечают бело-красно-белый флаг и герб «Пагоня». Чья это символика и откуда взялась? Это официальный флаг Белорусской Народной Республики в 1918—1919 годах, а в 1991—1995 годах — государственный флаг и герб Республики Беларусь. Белорусская символика была изменена на нынешнюю на референдуме 1995 года, который инициировал Лукашенко А.Г.
На референдум, который прошел 14 мая 1995 года, было вынесено четыре вопроса:
Референдуму предшествовало серьезное противостояние президента и оппозиции. В своей книге «Лукашенко: политическая биография» литературовед, политолог и член предвыборного штаба Лукашенко в 1994 году Александр Федута пишет, что «именно в Народном фронте [БНФ] Лукашенко видел главную угрозу потенциально возможной смуты, ему нужно было покончить с политическим влиянием БНФ раз и навсегда».
«Сделать это можно было, лишь рубанув ростки смуты под корень, отняв у „противника“ его главные завоевания. „Завоеваний“ у БНФ было всего два — принятие в государстве исторической белорусской символики и признание белорусского языка государственным. Это и следовало отнять, причем именно на референдуме, продемонстрировав еще раз, что „народ“ поддерживает не оппозицию, а его, Лукашенко», — пишет Федута.
В прошлую пятницу штаб Бабарико предложил инициировать референдум по возвращению к Конституции 1994 года.
Про герб «Пагоня» в сообществе есть две статьи, которые написали пользователи для конкурса в прошлом году (если есть желающие участвовать, мы бы повторили конкурс в этом году):
Нельзя построить девятиэтажный дом на фундаменте из шампуня. Но почему-то некоторые энергичные националисты возводят историю не на основе исторических источников, а на интерпретации собственных желаний. Сколько можно носиться с этой Погоней и везде кричать, что это национальный символ?
Бело-красно-белый флаг: откуда пошёл символ протестов
Белорусские протестующие и Лукашенко стоят под разными флагами. Национальный и советский символы отражают разные концепции развития страны.
Белорусский флаг — наследие Средних веков
Впервые бело-красно-белый поднялся на флагштоке весной 1917 года, в марте — над зданием белорусского Общества помощи пострадавшим в войне в Петрограде. Его повесил архитектор и общественный деятель Клавдий Дуж-Душевский, сотрудник Общества. Он и был, как считается, автором первого белорусского национального флага. Национально ориентированные белорусы надеялись тогда на обретение в новой России права на свободное государственное самоопределение народов и искали свои оригинальные символы — для «будущей независимой Беларуси».
Белый и красный цвета — это не только основные цвета народного белорусского искусства. Белый интерпретируется как символ Белой Руси и чистоты, красный — как восходящее солнце. Однако самое главное, что эти цвета присутствовали на гербе белорусов «Погоня». Дуж-Душевский создавал свой флаг по принятому тогда в Европе правилу: флаг зависит от герба и заимствует его основные цвета.
Серебристый всадник на червлёном поле — древний герб Гедиминовичей и Великого княжества Литовского. Он использовался со второй половины XIII в. Подавляющее население княжества составляли православные восточные славяне, которые уже в Новое время сформировали белорусскую народность, и потому на «Погоню» Беларусь имеет моральных прав не меньше, чем Литва. Со временем Московское царство усилилось и стало теснить Великое княжество Литовское. Древние западные земли Руси (белорусские) вернула окончательно уже Российская империя во второй половине XVIII в., когда вместе с Пруссией и Австрией разделила на кусочки Речь Посполитую.
Старый литовский рыцарь на красном фоне все же остался на белорусской земле, когда она попала «под высокую царскую руку». «Погоня» стала гербом Витебской и Виленской губерний, а также более двадцати городов и ряда знатных родов, и воспринималась как национальный символ белорусов. Вместе с новым флагом этот герб официально приняла Белорусская народная республика в 1918 г. — национальное государство, возникшее в условиях оккупации республики немецкими войсками. Просуществовало оно всего несколько месяцев. Немцы вскоре ушли, и в начале 1919 г. пришли красные. Коммунистов национальный флаг (символ независимости) устроить не мог, его запретили и заменили потом советскими гербом и флагом социалистической Белоруссии.
Долгое время «Погоню» и бело-красно-белый использовали лишь белорусы в эмиграции да белорусские коллаборационисты во время Второй мировой войны. Эти символы тогда наделялись антисоветским содержанием. Многие до сих пор недолюбливают за это бело-красно-белый, что, конечно, несправедливо. Например, не станет же Россия отказываться от своего триколора только потому, что его использовали и власовцы, а американцы не откажутся от звёзд на флаге на том основании, что звёзды красовались на флаге Конфедерации.
«Погоня» и бело-красно-белый вновь получили официальный статус только в конце 1991 г., когда их принял в качестве государственных символов белорусский парламент. Однако и на этот раз они недолго «продержались».
Советско-национальная борьба
В 1995 г. на референдуме 75% белорусов выбрало «новый-старый» герб и флаг — модернизированные советские символы БССР, принятые ещё в 1951 году. Посткоммунистическая трансформация в Беларуси, как и везде, шла очень болезненно. Многие хотели возврата к стабильности, порядку, «крепкой руке» государства. Новоизбранный президент Александр Лукашенко использовал эти настроения и предложил принять модернизированный советский герб и флаг — без серпа и молота, но также красный с зелёной полосой и народным орнаментом «Восходящее солнце», вышитым ещё в 1917 г. крестьянкой Матрёной Маркевич (только теперь это был красный узор на белом фоне вместе белого на красном, как до 1991 г.).
Вскоре после референдума власть президента начала принимать авторитарный характер. Через год страна стала суперпрезидентской республикой. Лукашенко говорил: «…народ Беларуси ясно и недвусмысленно выказался по жизненно важным вопросам дальнейшего развития нашего государства и общества. Была отклонена прежняя антинациональная символика и утверждена «новая-старая», то есть прежняя, с которой большинство граждан Беларуси связывает свою жизнь и историю Родины…»
Тогда, в 1995 году, советские ценности и советский флаг победили. С ними и ассоциировался «крепкий хозяйственник», «государственник» и «последний диктатор Европы» Лукашенко. Оппозиция, разделяющая ценности, которые принято называть европейскими (свобода, верховенство права, политическая конкуренция), противопоставляет их идеям и стилю Лукашенко, а вместе с этим поднимает и бело-красно-белый флаг. Советский же символ подвергался и подвергается критике. Иронично и красочно высказался поэт Григорий Бородулин о том, как «цягне» (тянет) белорусов к социалистической империи и символике: «Відаць, нас мала перылі, / Што цягне да імпэрыі / Пад флагам мусульманістым, / З палітбюро іваністым».
От того, какой путь сейчас выберут белорусы, зависит и судьба их символов. «Бел-чырвона- белы» уже вернулся на улицы Минска и других городов.