башня тамерлана в челябинской области история
Мавзолей Кесене — башня Тамерлана
Мавзолей Кесене — охраняемый государством с 1970 года памятник республиканского значения. Представитель раннемусульманской мемориальной архитектуры, расположен в Челябинской области, в 3 километрах от села Варна на мысу высохшего озера Большое Кесене, названного в честь мавзолея.
Легенда происхождения башни Тамерлана
Монгольский полководец Тимур Тамерлан, во время военных действий Золотой Орды, пленил сына одного из разбитых противников. Тот был смел, храбр и необычайно красив. Его заковали цепями и посадили в глубокую яму.
Об этом узнала дочь полководца и захотела взглянуть на пленника. Ночью она бесшумно пробралась к яме и, взглянув на него, безумно влюбилась.
Однажды, когда отец покинул стан, она подкупила стражников, которые помогли ей посадить на коня скованного цепями юношу, и сбежала с возлюбленным. Спустя время, она стала грустить по отцу, и юноша предложил написать ему письмо, которое отправили с голубем. Для Тамерлана это была очень приятная весть. Он послал своих лучших воинов искать дочь.
Влюбленные слышали приближение воинов, и храбрый юноша поскакал им на встречу, чтобы защитить любимую. Он смог отбиться от самых опытных воинов, и Тамерлану ничего не оставалось, как самому сразиться с ним. Но юноша не желал становиться убийцей отца своей возлюбленной. Он развернул коня и поскакал к своей жене.
Увидев любимого, она сразу все поняла, схватила его за руки, и они побежали к озеру. Мгновение, и вода скрыла их. Убитый горем отец, приказал соорудить на этом месте башню, которую позднее назвали его именем.
История происхождения мавзолея
О происхождении мавзолея Кесене точно ничего неизвестно. Первое его описание, сделанное П.И.Рычковым и датированное XVIII веком, предполагает, что мавзолей построила неизвестная древняя цивилизация, жившая на Южном Урале и переселившаяся в Китай.
Постройка была выполнена над могилой «святого царя» этого населения. Век спустя этнограф Р.Г.Игнатьев установил, что башня является храмом некой веры для киргизов-кочевников и язычников.
Научно ознакомиться со строением впервые решил Э.Ю.Петри в 1889 году, решив произвести раскопки склепа. В лубке, под досками обнаружено захоронение женщины, обернутое шелковой материей.
Рядом находились украшения из золота в виде колец с причудливым орнаментом и сережек, напоминающих знак вопроса. Такие украшения являлись атрибутом богатых кочевников XIV века. Похожие на мавзолей погребальные сооружения можно встретить на Северном Кавказе, в Башкирии и Туркмении.
Внешний вид
Мавзолей Кесене или Башня Тамерлана представляет собой сооружение древневосточного стиля, построенное из кирпича квадратной формы, в составе которого – яйца диких птиц, глина и верблюжье молоко, которое дает высокую прочность.
Производили кирпич около реку Уй, возле современного Троицка. Готовые кирпичи передавали по цепочке, выстроенной до самого мавзолея. Украшением башни служила глазурованная плитка голубого и фиолетового цвета.
Вблизи мавзолея большое количество могильных насыпей. Шесть возвышений бронзовой эпохи, раннего железного века и около 150 позднего средневековья. После тщательного изучения местности, вокруг памятника были обнаружены 700 могил.
Принимая это во внимание, можно считать, что окрестности мавзолея – это древний некрополь, на котором гораздо позднее построили башню. Ведь слово «Кесене» переводится, как «мавзолей», «надгробный дом», «дворец усопших».
Современный мавзолей
К 80-м годам XIX века здание мавзолея сильно обветшало. Восстанавливали внешний вид памятника по старым снимкам и рассказам коренных жителей.
Чтобы можно было попасть в мавзолей, дорогу до него от трассы засыпали грунтом, а дорожку до входа выложили булыжником. Вокруг памятника можно увидеть большое количество голубей.
Попасть в мавзолей можно без особого труда. Пройдя через филигранную дверь, вы попадаете в большую сумрачную комнату с каменным полом.
Хоть местность и считается кладбищенской, здешние молодожены уверены, что если завязать ленточку на этом месте, то семью ждет счастье.
Анастасия Берсенева
Инна Антонова
Как проехать?
Мавзолей находится в 3-3,5 км от села Варна, расположенного в 217 км от Челябинска. До места можно добраться и на поезде, доехав до станции Тамерлан.
Памятник архитектуры открыт для свободного посещения. Добраться до него можно по грунтовой дороге, отходящей от трассы на село Новопокровское. К входу мавзолея ведет тропа, выложенная булыжниками.
«Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана)», часть 1. Евгений Каюков
Предисловие
Одиноко стоящий среди степи мавзолей Кесене (Башня Тамерлана) с шатровым куполом хорошо виден и с трассы на Николаевку, и с железной дороги, хотя от посёлка Варна до него около четырёх километров.
Комплекс Кесене (Башня Тамерлана) состоит из кирпичного мавзолея высотой 17 метров, шести курганов эпохи бронзы, кургана раннего железного века и почти 150 курганов позднего средневековья. При раскопках в 80-х годах 20-го века вокруг башни обнаружили 700 могил. Ученые утверждают, что это древний некрополь датируется эпохой раннего железного века, а Башня Тамерлана построена гораздо позже. Однако загадок и тайн об этом сооружении сложено не мало. В здешних местах Башня Тамерлана – это главная достопримечательность, она даже изображена на гербе Варны (близлежащий населенный пункт). Но как это обычно бывает все легенды связаны с историей о трагической любви. Эти красочные истории можете почитать в интернете, они родились в 20-м веке. А мы рассмотрим факты.
Башня в Степи — зрелище для России, прямо скажем, нетипичное — подобное есть ещё разве, что под Уфой (Чишмы и Верхние Термы). Вообще, памятников (Ведической или эпохи Орды) архитектуры в России остались единицы — ещё они есть в Болгаре (минарет, три мавзолея, три палаты, руины мечети), Касимове (минарет), Елабуге (руины мечети), а может и где-то ещё — уничтожение покорённой Орды (Тартарии) одно из самых неприглядных страниц русской истории.
За 200 лет гонений (которые кончились лишь при Екатерине II), когда запрещалось строить минареты, каменные мечети и мавзолеи, была почти полностью уничтожена архитектура целого государства — сотни мечетей, мавзолеев, крепостей, дворцов были или разрушены целенаправленно, или разобраны на строительный камень.
Теоретически в Поволжье, Предкавказье и на Южном Урале всяких построек 13−15 веков должно было быть уж точно не меньше, чем древнерусских церквей в Средней России и Украине… но осталось лишь то, что осталось.
МАВЗОЛЕИ — персональные усыпальницы людей̆, игравших заметную роль в обществе, особо почитаемых представителей̆ правящих династий и духовенства начали строить с IX в.
Описание П.И. Рычкова
Самое раннее описание строений, таких как Башня Кесене, сделанное Петром Ивановичем Рычковым в 1762 г. П.И. Рычков — русский чиновник, географ, историк и краевед. Известен главным образом, как первый историк Южного Урала.
Небольшое описание П.И. Рычкова 1762 г.
Исследование П.С. Палласа
Вторая Оренбургская физическая экспедиция приступила к выполнению задания правительства в июне 1768 года, и в течение последующих шести лет ее отряды проделали огромную работу по описанию Поволжья, Урала и Сибири (до истоков Амура). Результатом ее деятельности стал пятитомный труд Петера Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи». Возникает сразу вопрос: до этого времени на эту территорию зайти было невозможно и по каким причинам – климатическим или не было людей?
Маршруты экспедиции П.С. Палласа
Первое французское издание «Путешествие Палласа» в пяти томах in quarto + Атлас in folio. Париж 1788 – 1793 г.
Карта Палласа из издания «Путешествие Палласа», вверху справа виден Оренбург.
Описание мавзолея П.С. Палласа, 1786 г.
Мавзолей Кесене, рисунок академика Палласа Петера Симона, 1770 г.
Имеется гравюра, на которой изображена Башня, выполненная иностранными мастерами. Пояснительный текст на французском языке.
Гравюра Татарская Капелла, 1794 г. До 1812 г. все, кто находился восточнее Москвы назывались Татарами или Тартарами, существовало государство Великая Тартария. Петербург не относился к Тартарии, это был прозападный город. В Тартарии мужчины носили бороду и не были христианами, были язычниками, поэтому можно перевести Тартарский Храм или ведический, послесарматский Храм.
Картинки схожи, но инверсные, где лево, там право, перспектива маленько не такая.
Статья Р.Г. Игнатьева
Статья Игнатьева Руфа Гавриловича 7 (19).09.1818 – 1886 краеведа, журналиста, музыканта. Опубликована в «Труды первого Археологического съезда в Москве» (1869).
Статья Игнатьева Руфа Гавриловича, 1869 г.
Раскопки Э.Ю. Петри
В 1889 году профессор Санкт–Петербургского университета Э. Ю. Петри произвел раскопки и составил еще одно описание мавзолея в отчете археологической экспедиции:
«Мавзолей окружен глубоким рвом и бруствером, расположен на прямоугольной площадке. Мавзолей представляет собой прямоугольное монументальное здание высотой 16 метров. На здании 12-тигранная пирамида башни, Хорошо сохранилась часть портала с пилонами. Внутри мавзолея в углах полукруглые тромпы, своды, которые в Средние века на Востоке сооружали для того, чтобы над четырехугольным планом здания возвести барабан и круглый купол. Здесь тромпы были устроены для перехода от прямоугольного здания к 12-тигранному барабану.
В углах нишеобразных сводов тромпов видны треугольные выступы кирпича в несколько рядов, один над другим, в шахматном порядке – это мукарны или сталактиты. Они располагаются в строгом порядке друг над другом, образуя своеобразную террасовидную кровлю. Углом выступающие кирпичи, положенные в три ряда, служили основанием для нависающего между ними следующего ряда такой же кладки. Всего было четыре ряда мукарнов в каждом углу мавзолея».
Все эти элементы и архитектурные особенности характерны именно для среднеазиатского зодчества того времени. Все древние памятники Средней Азии времен царствования Тимура с 12-тигранным барабаном и устройством круглого купола над ним содержат эти же элементы.
Э. Ю. Петри произвел археологические раскопки внутри мавзолея. Из отчета:
Отчёт о раскопках Э. Ю. Петри, 1889 г.
Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана).
Современное описание: около северной стены обнаружено женское погребение (на глубине 1 м). Умершая погребена в деревянном гробу завёрнутой в бересту с прорезями вокруг глаз и рта, вытянуто на спине, головой на запад. Найдены 2 золотые серьги в виде знака вопроса с драгоценными камнями, 2 золотых перстня с бирюзой и арабесками, кости животных, куски шёлка, угли. Также выявлено 2 разрушенных погребения: одно — около западной стены (найдены череп, берёзовые колья, кости барана), другое — в центре (найдены череп, кости барана и лошади, окрашенные красной краской). Материалы хранятся в Эрмитаже и фондах Челябинского государственного университета.
При проведении реставрационных работ в 1982 г. (при укреплении фундамента башни) археологами было обнаружено захоронение молодого воина на такой же глубине и датировано тоже XIV веком.
Все данные, фрагменты раскопок и фрагменты майолики облицовки мавзолея Э. Ю. Петри увез в Санкт – Петербург, они находятся в Эрмитаже. Осмотренное сооружение он определил как молитвенный дом и назвал Кирхой (в немецком языке «kirche» — церковь) Это определение дошло и до нас. В современной русской интерпретации мы называем её «киркой».
Многие жители Челябинской области наслышаны о башне Тамерлана, многие лично побывали на месте этого исторического памятника, но мало, кто знает, что мавзолей построен на древнем погребальном поле, на котором находится около сотни небольших курганов. Тот участок ковыльной степи, что сохранился вокруг башни, служил кладбищем для многих поколений людей в течении почти четырех тысяч лет: от начала II тыс. до нашей эры по XVII – XVIII века нашей эры. Сейчас вокруг мавзолея находятся развалины различных сооружений, переживших века. Это остатки каменных кольцевых конструкций и каменных ящиков бронзового века, почти стертые с поверхности земли пирамиды, сложенные из дерева и дерна в скифосарматскую эпоху, поверженные каменные «бабы» и ритуальные площадки тюркского времени.
Мавзолей и древнее кладбище – это единый уникальный памятник истории не только Южного Урала, но и России. В связи с тем, что мавзолей находится вне населенного пункта, не была организована его охрана. Он был подвержен значительному разрушению. Время и руки человека постепенно стирали с лица земли памятник старины. Все кирпичи были изрезаны, исписаны.
Очерк И.А. Кастанье
Очерк вице-президента хранителя оренбургского музея И. А. Кастанье. Что интересно Кастанье в 1901 году вместе с женой и дочерью переехал в Оренбург, где преподавал французский язык сначала в Оренбургском реальном училище, а затем в Оренбургской мужской гимназии и Неплюевском кадетском корпусе. Занимался этнографическими исследованиями.
В 1904 году получил право от Санкт-Петербурсгской Императорской археологической комиссии на проведения раскопок и с этого времени стал проводить рекогносцировочные поездки по всем уездам Оренбургской губернии и эпизодические раскопки на этой территории, для чего выезжал с экспедициями в различные районы.
Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана). Снимок сделан Ткачевым А. Д., который работал на строительстве ж.д., 1929 г.
После революции покинул Россию, вернулся во Францию. Археолог с подачи советских спецслужб считался «агентом империалистических держав» и одним из вдохновителей и организаторов борьбы против власти большевиков в Средней Азии.
Судьба его научного архива, коллекции среднеазиатских древностей, знаменитой археологической карты Средней Азии и многочисленных фотографий в настоящее время неизвестна.
Из трудов Оренбургской ученой архивной комиссии «Древности киргизской степи и Оренбургского края» том 22, 1910 г. узнаём:
Очерк И.А. Кастанье, 1910 г.
Снимков 1908 г. горного инженера Подьяконова я не нашёл.
Фото Башни Кесене-Куль или Тамерлана (предоставил В. Процук). Хорошее фото. На фото академик Ферсман, август 1934 г.
Ферсман А.Е. годы жизни 1883—1945. В 1933 г. академик А.Е. Ферсман, совмещавший 20 должностей (!), провел на Урале всего двадцать дней. По чертам лица очень похож.
Академик А.Е. Ферсман в начале августа 1934 г. останавливался в Полтавке и на хромруднике Союзхромита. По сезону фото подходит на 100%.
Арба, или телега для привоза тел на этом снимке такая же, что и на рисунке Палласа.
Металлоискатели в России / Только белая техника!
КОМПАНИЯ
УСЛУГИ
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ
Башня Тамерлана
Есть в Варненском районе Челябинской области примечательное строение. Издалека среди полей виден его островерхий шатровый купол.
Добраться до него не так уж сложно, если есть личный автомобиль. От Челябинска нужно выехать на Южноуральск, затем через Пласт, Степное и Чесму проехать до села Варна. Затем расспросить местных жителей, они покажут дорогу. После этого некоторое время надо будет ехать по грунтовке, а далее всё уже увидите своими глазами. Для тех, у кого транспорта нет, есть вариант с автобусом от Челябинска до Варны – он в пути примерно 4,5 часа.
Ну а теперь расскажу, зачем сюда ехать вообще и что это за башня Тамерлана такая.
Легенда о башне Тамерлана
Полководец Тимур, или Тамерлан, в конце XIV столетия обосновался в Самарканде. В то время он вел ожесточенные войны с остатками Золотой Орды. В одном из сражений с татарским ханом Тохтамышем Тамерлан разбил своего противника и пленил его сына. Пленник был необычайно смелым, храбрым и красивым. Доставленный в стан Тамерлана сын татарского хана, по обычаю того времени, был закован с цепь и посажен в глубокую яму. О пленном красавце узнала дочь Тамерлана, увидела пленника и влюбилась в него. Воспользовавшись отъездом отца, подкупив стражу, она вызволила пленника, и влюбленные покинули стан Тамерлана.
Остановились они там, где простиралась стена леса, а рядом было голубое и тихое озеро. Здесь они разбили шалаш. Поскольку девушка грустила, она отправила голубя с запиской отцу. Тамерлан был взбешен. Он послал сотню лучших воинов, чтобы найти дочь. Юноше, сыну Тохтамыша, удалось обратить их в бегство. Но на помощь первой сотне пришла вторая. Они не пошли в бой, а остановились у леса и осыпали противника стрелами. Но юноше все было нипочем. Начал он бить и вторую сотню.
Совсем уже мало осталось воинов, но тут юноша увидел, что к нему несется, сгорая от ярости, Тамерлан. Воин не захотел стать убийцей отца своей жены и повернул коня. Затем прискакал к жене, она все поняла, схватила его за руку, и они побежали к озеру. Прошло мгновение, и вода скрыла их.
Потрясенный горем Тамерлан приказал построить на этом месте башню-мавзолей. По преданию, глину, из которой стали делать кирпичи, месили на верблюжьем молоке и яйцах диких птиц. Таким образом была построена Башня Тамерлана.
По другой легенде, дочь Тамерлана и ее муж, путешествуя по степи, были растерзаны тиграми, обитавшими тогда в тех краях, и на месте их гибели была построена гробница. И, что характерно, когда хоронили пару, ее осыпали золотом.
Красивые легенды, даже очень. Но есть ли у них что-то общее с реальной историей?
Реальная история
Некоторые исследователи заявляют, что мавзолей возведен в XV веке, в котором как раз и повезло жить Тамерлану, следовательно, легенды правдивы. Да, мавзолей действительно был возведен в то время, но никаких свидетельств о том, что великий монгольский полководец пребывал на землях нынешней Челябинской области, нет. Его войска проходили гораздо южнее.
По науке башня Тамерлана называется Варненским мавзолеем, мавзолеем Кесене (Кешене), комплексом Кесене. При этом башкирское слово «кесене» означает «дворец усопших», «мавзолей».
Как и в каком году был построен мавзолей Кесене, доподлинно неизвестно. Первые записи об этом сооружении появились только в XVIII веке. Сделал их Петр Иванович Рычков – исследователь Оренбургской губернии, работавший здесь с 1734 по 1760 годы. Челябинской области, конечно, в то время не существовало, а село Варна только образовывалось – здесь осели казаки Оренбургского казачьего войска. Земли входили в состав Оренбургской губернии.
Так вот, в своем труде «Топография Оренбургская» Петр Иванович Рычков сообщает о «о мавзолеях-палатках из жженого кирпича к северо-западу от Троицка» и об аналогичном сооружении «верстах в 50», «около вершин речки Таузака». В последнем случае речь идет как раз о мавзолее Кесене.
Подробнее о нем писал несколько позже человек с той же фамилией, но военный – капитан Николай Рычков. В «Дневных записках путешествия капитана Николая Рычкова в Киргиз-Кайсацкой степи 1771 г.» сообщается, что мавзолей был возведен неизвестной науке цивилизацией, бытовавшей на Южном Урале и оставившей после своего ухода в Китай несколько однотипных кирпичных сооружений. Говорится и о том, что мавзолей в окрестностях Варны возведен над могилой «святого царя» этого народа. Этнограф Руф Гаврилович Игнатьев сто лет спустя после Рычкова тоже писал, что местные киргизы-кочевники и язычники почитают башню храмом неизвестной веры и мавзолеем над прахом святого царя.
Возможно, отсюда и появилась легенда о «башне Тамерлана». Вот уж всем царям царь!
Но, так или иначе, в 1889 году мавзолей раскопали. Сделано было это под руководством известного русского географа и этнографа Эдуарда Юльевича Петри. Было обнаружено женское погребение. В составе находок были шелковые ткани, золотые перстни с арабесками и иные украшения из золота. Описание их сохранилось, а вот артефакты пропали и об их судьбе ничего неизвестно.
В годы советской власти мавзолей Кесене тоже изучали. Было установлено, что ранее мавзолей был покрыт глазурованной плиткой, а вообще данный тип шатровых мавзолеев характерен для архитектуры Хорезма. Наиболее близкими аналогиями мавзолея Кесене являются мавзолеи Маджара на Северном Кавказе, Ирки-баба в Туркменистане и Бэндэбике в Башкирии.
Мавзолей Кесене является памятником ранней мусульманской мемориальной архитектуры XIV-XVI веков, установленным над женским захоронением. Похороненная восточная девушка – не из простых. Был сделан вывод, что драгоценности и одежда из шелка явно свидетельствуют о ее высоком статусе.
Кроме того, оказалось, что мавзолей здесь не один. Комплекс Кесене состоит из собственно мавзолея высотой 17 метров, шести курганов эпохи бронзы, кургана раннего железного века и почти 150 курганов позднего средневековья. Вокруг башни обнаружен древний некрополь с более чем семью сотнями захоронений разных периодов.
Ну а в восьмидесятые мавзолей Кесене, пребывавший в состоянии руин, восстановили. Сегодня он выглядит, как новенький.
Восстановление башни Тамерлана
Впечатления о поездке
Добраться до мавзолея Кесене, как я уже писал выше, совсем несложно. Бытует мнение, что добираться приходится сквозь какие-то болота. Это не так. Если вы поедете туда не сразу после таяния снега или не в дождливые осенние дни, никакого болота вы не найдете. Здесь было озеро, но оно давно пересохло. Рядом с мавзолеем раскинулись возделываемые поля.
Величественный мавзолей Кесене можно увидеть практически из любой точки Варны. Местные жители не особо интересуются мавзолеем, но могут рассказать о том, что там похоронена казненная по приказу отца дочь Тамерлана, а также о том, что вокруг башни, бывает, ходит призрак в белых одеждах и высокой шапке.
По мере приближения к мавзолею сразу понимаешь, что это место, к сожалению, становится «культурным». Вокруг него в обилии разбросан мусор: бумажки, пивные полторашки и бутылки, окурки, пачки от сигарет и тому подобное. Рядом с мавзолеем – беседка, тоже окруженная мусором. В другой беседке есть качель. Наверное, здесь любит отдыхать местная молодежь или туристы.
Также возле башни есть небольшой курган, на который протоптана тропинка, и деревце, стилизованное под монгольские молитвы-ленточки. В монгольских верованиях есть традиция повязывания разноцветных ленточек с молитвами на ветви деревьев. Считается, что когда ленточка колышется ветром, молитвы посылаются на небо, даже если человек занят другим делом. Думаю, что это стилизация – ленточки выглядят старыми и не особо обновляемыми. Хотя туристы вполне могут подвязывать каждый свою.
К самой башне Тамерлана идешь по вымощенной камнями тропинке. С каждым шагом по ней нарастает почтительное и мрачноватое настроение. Ощущения погружения в глубину веков не было. Вид мавзолея – очень современный, как будто часовенка, может быть, потому особенного трепета встречи с древностью нет.
На входе – кованая решетка. Внутри – большая комната с каменным полом и маленькими окнами.
Говорят, башня Тамерлана обладает живительной силой. Человек будто бы омолаживается. Проверил – омоложения не наблюдается, зато есть очень будоражащее чувство, как будто пережил приключение или что-то необычное. Как будто древние камни сквозь современные кирпичи поют свою степную песню о древних царях и принцессах…
Ехать туда или нет, каждый решает сам. Но если бы я еще раз стоял перед выбором, я бы выбрал – непременно ехать.
Пока, например, местность сохранила некоторый мистический флер и окончательно не превратилась в непотребный «культурный парк» на потеху публике, не обросла ларьками и потешными скоморохами…