бармалеева улица история названия
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Надо знать: в честь кого названа Бармалеева улица?
Многие помнят детскую сказку Корнея Чуковского про злого разбойника Бармалея, который подстерегает в Африке непослушных детей, борется с Айболитом, а в наказание за свои козни оказывается у крокодила в животе. Однако немногие знают, откуда произошло название Бармалеевой улицы на Петроградской стороне: то ли злодей поспособствовал, то ли ещё какой-то фантастический и гротескный персонаж.
Оказывается, своё название улица получила во второй половине XVIII столетия по фамилии одного богатого петербургского домовладельца, до тех же пор на картах она именовалась Передней Матвеевской (по находившейся поблизости церкви Святого Апостола Матфия).
Теперь подробнее. По одной из официальных версий, во времена Екатерины II купец Бармалеев держал здесь склады. Другая же легенда гласит, что улица была названа по фамилии другого персонажа, присутствие которого в этих краях подтверждается адресными книгами того времени: в середине XVIII века здесь действительно жил прапорщик полиции Андрей Иванович Бармалеев с супругой и детьми, от которого дом впоследствии перешёл к его сыну, вахмистру Тихону Бармалееву.
Литературный же персонаж появился гораздо позже того дня, когда была заложена улица, в 20-х годах XX века. Как-то писатель Корней Чуковский и художник Мстислав Добужинский прогуливались по Петроградской стороне и, завернув за угол, оказались на улице Бармалеева. Беседа друзей была лёгкой, любой повод служил к живому и остроумному диалогу, который обнаруживал, что говорившие — люди недюжинного ума, хорошо образованные, с развитым воображением. Как только один из них заметил табличку с названием улицы, то тут же начали гадать, откуда взялось такое наименование. Корней Иванович предположил, что некогда в одном из домов жил англичанин, цирюльник или парикмахер, с фамилией Бромлей, в местных краях такая фамилия далеко не редкость, в честь которого и назвали улицу, которая позже легко могла трансформироваться из Бромлеевой в улицу Бармалеева.
Однако наделённый богатой фантазией Добужинский запротестовал против такого скучного объяснения, вынул из кармана бумажку и, быстро запрыгав по ней карандашом, нарисовал рожицу с закрученными вверх усами и безумным оскалом. Чуковский посмотрел на рисунок, расхохотался, а чуть позже написал первую сказку в стихах о свирепом злодее, пирате и людоеде Бармалее.
Так неприметная улица на Петроградской стороне вдохновила писателя на одну из самых известных и поучительных сказок для детей.
Бармалеева улица в Санкт-Петербурге — сказки Корнея Чуковского, да и только?
В Петроградском районе Санкт-Петербурга есть Бармалеева улица. Услышав название этой улицы, многие отечественные туристы думают, что она была названа в честь сказочного героя Бармалея из произведения Корнея Чуковского.
Действительно, Санкт-Петербург — литературный город с очень начитанными жителями. В истории города было дано одно имя из литературной области. Например, памятнику «Медный всадник» присвоили название по одноимённому произведению А. С. Пушкина.
В остальных случаях, если присоединялись названия в честь литературных героев или творений писателей, то это касалось простонародных имён. В Северной и культурной столице знают места, связанные с любимыми книжными персонажами.
Совершают экскурсии по местам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», устанавливают памятники литературным героям, например, Му-Му — несчастной героине рассказа И. С. Тургенева или бравому солдату Швейку, и многие другие, которые относятся к категории литературных скульптур. Причём, многие из них служат в качестве «тельцов» удачи, т.е. включены в места в Санкт-Петербурге, исполняющие желания. Каких памятников только нет в Северной столице.
Но всё же в официальную городскую топографию литературные персонажи массово ещё не проникли. И Бармалеева улица, которая проходит от Большой Пушкарской улицы до Чкаловского и Левашовского проспектов, ничего общего не имеет с литературным наследием.
И даже скажем больше, что не Бармалеева улица названа в честь злодея Бармалея, а злодей Бармалей — в честь улицы.
Происхождение названия
Эта магистраль — старинная. Она была проложена на территории слободы Санкт-Петербургского гарнизонного полка в 1730-х гг. Сначала улица именовалась Передней Матвеевской по находившейся неподалёку церкви святого Апостола Матфия.
Бармалеевой она была названа во второй половине XVIII в. Впервые на картах Санкт-Петербурга такое название зафиксировано в 1798 г. И оно имеет в составе названия форму краткого притяжательного прилагательного женского рода.
По одной из версий, купец Бармалеев держал здесь свои склады ещё в начале царствования Екатерины Великой. По другой, улица была названа в конце XVIII века по фамилии майора или подполковника Степана Бармалеева.
Хотя обе версии не исключают друг друга. По данным историка Санкт-Петербурга Ларисы Бройтман: в середине XVIII века здесь жила семья — прапорщик полиции Андрей Иванович Бармалеев с супругой Агриппиной Ивановной и детьми.
Потом домом владел его сын — вахмистр Тихон Бармалеев. В адресных книгах того времени было зафиксировано то, что Бармалеевы действительно жили на Городском острове в первой половине XIX в.
Другие названия улицы
Сказки, да и только
Некоторые историки полагали, что название улицы произошло от искажённой фамилии переселенца из Англии — Бромлея, что дало пищу для размышления Корнею Ивановичу Чуковскому. Наконец, детский писатель поверил в то, что имя улице было дано в честь англичанина Бромлея.
Так как у нас всегда любили переделывать иностранные фамилии на русский лад, то и понять литературоведа можно. Достаточно вспомнить Гороховую улицу, названную в честь купца Гарраха.
Название Бармалеевой улицы вдохновило художника Мстислава Добужинского на создание образа разбойника Бармалея. Мастер нарисовал свирепого и одновременно смешного Бармалея, образ которого впоследствии заимствовал и нарисовал литературным языком Корней Чуковский в своих книгах.
Так, название улицы родило героя для одноимённой сказки К. И. Чуковского, написанной им в 1925 г. Бармалей продолжил своё существование в последующем цикле стихотворных сказок про «Айболита», созданном писателем в 1929 — 1936 гг. А позже этот страшный персонаж появился в советском музыкальном художественном фильме — «Айболит-66», снятом в 1966 году по мотивам произведений Корнея Чуковского режиссёром Роланом Быковым.
Баомалеева улица в наши дни
Сейчас Бармалеева улица — одна из немногих на Петроградской стороне, где застройка многоэтажными домами пока ещё не является сплошной. Магистраль — небольшая, здесь расположено 33 здания. Большая часть из них бывшие доходные дома. На улице находятся небольшие скверы, что позволяет местным жителям наслаждаться прогулками.
Адрес и как добраться до Бармалеевой улицы
6 минут = 514 м. Из вестибюля выйти на Каменноостровский проспект, на пересечении с Большим Проспектом Петроградской стороны свернуть на него, и всё время следовать по нему до пересечения с Бармалеевой улицей.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Бармалеева улица вызывает у всякого человека ассоциацию со знаменитым сказочным персонажем. Есть такая история, описанная в «Записках старого петербуржца» Льва Успенского. Однажды Корней Чуковский и его приятель Мстислав Добужинский прогуливались в Петроградском районе Санкт-Петербурга и свернули на Бармалееву улицу. Художник внезапно спросил, кто этот человек, в честь которого назвали улицу. Чуковский предположил, что им вполне мог быть какой-нибудь важный иностранец по фамилии Бромлей и иметь дом в этом районе. Вот улицу и назвали Бромлеевой, а затем переделали на более благозвучную для русского человека Бармалееву.
Такое объяснение Добужинского не устроило. Он тут же начал рисовать что-то на клочке бумаги, а потом торжественно показал его Чуковскому со словами: «Неправда! Я знаю, кто был Бармалей. Он был страшный разбойник. Вот как он выглядел…» Именно так и появился антагонист доброго доктора Айболита Бармалей.
А как же появилось на самом деле это название?
Между тем название ее появилось задолго до 1926 года, когда в издательстве «Радуга» впервые была опубликована стихотворная сказка Корнея Чуковского. А точнее, как минимум за сто двадцать восемь лет, поскольку впервые под таким названием она обозначена на плане 1798 года.
Именно на ней. Поселился в середине XVIII века в небольшом деревянном домике. Но не Бармалей, а Бармалеев Андрей Иванович. Главный полиции прапорщик.
Как удалось выяснить исследовательнице Петербурга Ларисе Бройтман, жил он тут в своем доме вместе с супругою Агриппиной Ивановной и детьми Василием, Иваном и Анисьей. В исповедной росписи церкви святого Матвея, к которой практически выходила улица, иногда в XVIII веке именовавшаяся Передней Матвеевской, упомянут другой сын Андрея Ивановича — Тихон. Скорее всего название Бармалеевой закрепилось за улицей в ту пору, когда домом владел уже вахмистр Тихон Бармалеев.
Там, где жили Бармалеевы, ныне стоит дом № 5, построенный в начале ХХ столетия по проекту Германа Гримма. Архитектор Гримм — однофамилец знаменитых сказочников, но совпадение — то, что он поставил дом на месте, где жил Бармалеев, поспособствовавший благодаря необычной фамилии созданию еще одного образа сказочного героя, — весьма символично!
Откуда же взялась столь необычная фамилия? В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля есть глагол «бармолить», то есть «бормотать, картавить, шепелявить, говорить невнятно». Человек с невнятной дикцией вполне мог получить прозвище «Бармолей», а в силу того, что в XVIII столетии безударная «о» часто превращалась в «а», и фамилия его могла писаться «Бармалеев».
Бармалеевы жили на Городском острове в первой половине XIX века — это зафиксировано в адресных книгах. Потом, когда они отсюда уехали, их фамилия забылась, оттого в 1920-х и смогли пофантазировать, на радость детишкам, Мстислав Добужинский и Корней Чуковский.
Ох уж эти улицы, я вообще до недавнего времени думал, что в Воронеже улица «Сакко Иванцетти» названа в честь одного человека по его имени и фамилии.
История одного названия. Бармалеева улица в Санкт-Петербурге
Увезем в далекий Ленинград!
Корней Чуковский. Бармалей
Я часто бываю на Петроградской стороне и не так давно заметил одну необычную точку на карте этого района — Бармалееву улицу. Учитывая, что неподалеку расположены привычные нашему слуху Гатчинская, Лахтинская улицы или, например, Чкаловский проспект, такое соседство показалось мне еще более странным.
Адресный знак
Все мы помним произведения Корнея Ивановича Чуковского, одним из героев которых является злой африканский разбойник Бармалей. Давайте же попробуем разобраться, как связаны этот сказочный персонаж и старинная улица в Санкт-Петербурге.
Где находится Бармалеева улица
Героиня сегодняшней статьи расположена в центральной части Петроградского острова. Она тянется от Большой Пушкарской улицы до Левашовского проспекта. Ее длина — около 670 метров.
Ближайшая отсюда станция метро — «Петроградская». Это фиолетовая ветка подземки.
История названия
Так же как и соседние улицы, Подрезова и Плуталова, наша, Бармалеева, получила свое название по имени домовладельца, проживавшего на ней. Свою историю она ведет еще с XVIII века: в 1750-х годах здесь стоял дом прапорщика Андрея Ивановича Бармалеева. Позже тут же жил и его сын Тихон.
Слева видно здание Немецкой школы. Улица Бармалеева, 14
Видео: История одного названия. Бармалеева улица в Санкт-Петербурге
Существует мнение, что необычная фамилия хозяина дома могла пойти от неиспользуемого в наше время глагола «бармолить» — говорить невнятно, бормотать. Вероятно, что человек, имеющий трудности с произношением, вполне мог быть назван Бармолеем (Бармалеем).
Вернемся к Чуковскому. Что же было сначала — художественный персонаж, по которому названа улица, или, наоборот, необычное название побудило поэта дать своему герою такое необычное имя? Правилен второй вариант. Сам Корней Иванович рассказывал, что однажды, прогуливаясь по городу со знакомым художником, попал на Бармалееву улицу, и они стали строить догадки относительно ее названия.
Доходный дом М. Н. Ставровской. Большой проспект Петроградской стороны, 59
У пересечения с Большой Пушкарской улицей
Поэт предположил, что Бармалеевой улица стала благодаря англичанину по фамилии Бромлей. Возможно, был этот Бромлей цирюльником, или пекарем. В честь него и была названа эта небольшая улочка. Собеседник Чуковского, художник Мстислав Добужинский, заявил, что Бармалей вовсе не был ремесленником, а являлся он самым что ни на есть злобным разбойником. Более того, мастер сразу же накидал рисунок этого персонажа. Так в нашей литературе и появился известный всем с детства сказочный герой.
Прогуливаясь по Бармалеевой улице, я обратил внимание на обилие здесь детских садов. На 600 метров пути я их насчитал четыре. По-моему, это очень символично: большое количество детских образовательных учреждений на улице, связанной с любимыми среди малышей произведениями.
Доходный дом Л. Г. Котельникова. Улица Бармалеева, 15
Продолжить свое знакомство с Петроградской стороной вы можете в расположенном неподалеку саду композитора Андрея Петрова, автора музыки ко множеству популярных советских фильмов.
Если кратко, в целом:
- это отличный повод для знакомства с историей города, есть возможность удивить гостей города необычным рассказом, улица расположена в пешей доступности от метро.
Бармалеева улица
От Большой Пушкарской улицы до пересечения Чкаловского и Левашовского проспектов. Длина — 680 м. Возникла она 1738 г. при строительстве солдатской слободы Санкт-Петербургского гарнизонного полка.
Современное название известно с 1798 г. Происходит от фамилии домовладельца полковника Бармалеева. В 1804–1817 гг. называлась Шестнадцатой улицей — по номерам расположенных здесь батальонов. До 1960-х гг. включала участок от Чкаловского проспекта до набережной р. Карповки, впоследствии упраздненный. В 1960-е гг. участок севернее Чкаловского проспекта вошел в территорию НИИ «Морфизприбор».
Из старых названий большой интерес всегда вызывает Бармалеева улица не только необычным звучанием, но и совпадением с именем знакомого с детства героя сказки К. И. Чуковского. Это обстоятельство объяснил Л. В. Успенский в книге «Имя дома твоего». Однажды К. И. Чуковский и М. В. Добужинский попали на Бармалееву улицу. Название их заинтересовало, и Чуковский высказал предположение, что в Петербурге жил некий англичанин по фамилии Бромлей, либо придворный парикмахер, либо кондитер. Ему мог принадлежать участок земли, по его фамилии и назвали улицу Бромлеевой. Впоследствии это название трансформировалось в Бармалееву улицу. Но Добужинский, как рассказывал Чуковский, запротестовал: «Не хочу ни парикмахеров, ни парфюмеров! Я сам знаю, кто был Бармалей. Это был страшный разбойник. Вот такой». Раскрыв этюдник, он на листе бумаги набросал странного усатого злодея и, вырвав листок, подарил набросок Чуковскому.
В исповедной книге Матфиевской церкви, находившейся на месте сада на углу Кронверкской и Большой Пушкарской улиц, записан с женою и детьми прапорщик Андрей Иванов сын Бармалеев, 46 лет от роду. Запись относится к весне 1757 г., так что Андрей Бармалеев, возможно, и родился в Петербурге. Во всяком случае англичанином он не был.
В 1809 г. владельцем одного из участков, по общей полицейской нумерации на Плуталовой улице под № 1047 и на Бармалеевой улице под № 1046, был майор Степан Андреевич Бармалеев, к 1824 г. дослужившийся до коллежского советника (по Табелю о рангах приравненному к чину полковника). Он занимал должность смотрителя Военносиротского дома на Каменноостровском пр., 21. Дом С. А. Бармалеева был деревянный, одноэтажный. Находился он на месте нынешнего дома № 5 по этой улице. В 1845 г., когда дом уже перешел в другие руки, на участке числился деревянный флигель в один этаж с маленьким мезонином. Его брат, надворный советник Иван Бармалеев, жил на Большом проспекте. Третий Бармалеев, Василий, был шталмейстером и имел дома на Колтовской набережной.
В 1858 г. улица доведена до Геслеровского переулка. В 1876 г. решено ее продолжить от Геслеровского переулка на север до Карповки. В 1891 г. этот проект был осуществлен. Улица достигла длины 1025 м. С 15 декабря 1952 по 4 января 1954 г. носила название Сумской улицы по г. Сумы в ряду улиц, наименованных в память об освобождении советских городов в годы Великой Отечественной войны. С 1954 г. — вновь Бармалеева улица.
По атласу Цылова, в 1849 г. на улице находилось 34 земельных участка. Один дом, по четной стороне, на углу Большого проспекта, имел каменный низ и деревянный верх. Остальные дома — одно— или двухэтажными, деревянные. Семь участков пустовали. Улица была немощеной, без водопровода. В 1850 г. из-за плачевного состояния улицу предполагалось закрыть, но этот проект не был осуществлен. Строительство деревянных домов продолжалось до 1880-х гг. Возможно, последняя каменно-деревянная постройка появилась на улице в 1880 г., когда по проекту художника-архитектора Ф. Л. Миллера возведен дом № 45 (низ каменный, верх деревянный). С 1890-х гг. началось каменное строительство. Улицу на всем протяжении замостили булыжником, тротуары выложили плитами из пудожского известняка. Эта, в то время захолустная, улица упоминается в повести В. А. Каверина «Конец хазы», написанной им в 1926 г. После войны на улице провели восстановительные работы.
Нечетная сторона улицы начинается с доходного дома № 1/52, выходящего на Большую Пушкарскую улицу. Он возведен в 1901 г. по проекту техника А. И. Гаврилова. До 1917 г. дом принадлежал Русскому страховому обществу «Помощь». В 1930-е гг. здесь жил Л. Т. Соловьев, профессор отдела сравнительной биохимии Института экспериментальной медицины.
Соседний дом № 3, выходит на Большой пр., 61.
В 1915–1916 гг. в нем жил поэт, драматург, детский писатель Н. Я. Агнивцев, выходец из дворянской семьи. Печатался в «Петербургской газете», «Биржевых ведомостях», в журналах «Пятак» (1911 г.), «Солнце России», «Сатирикон», «Новый Сатирикон». Был постоянным автором «Столицы и усадьбы», где помещал в соответствии с направлением «журнала красивой жизни», стихи и драматические сценки с «экзотикой» и аксессуарами «высшего света». Песни и куплеты Агнивцева исполняли Н. Н. Ходотов и А. Н. Вертинский. Сам поэт выступал в театрах-кабаре и литературно-артистическом ресторане «Вена», был заметной фигурой в среде петербургской богемы. В январе 1917 г. вместе с режиссером К. А. Марджановым и актером Ф. Н. Курихиным создал в Петрограде театр-кабаре «Би-ба-бо». В 1923 г. выпустил сборник стихов «Блистательный Санкт-Петербург». Издал более 20 книг для детей.
Пятиэтажный дом № 5, выходящий на Плуталову ул., 25, центральным фасадом выходит на Большой пр., 76–78.
Трехэтажный жилой дом № 7, стоящий в глубине участка, и двухэтажное здание мастерской для художницы и скульптора З. В. Мариной возведены в 1908 г. по проекту архитектора и скульптора И. Ф. Безпалова. Это была небольшая живописная, асимметричная в плане постройка с выразительным силуэтом и пластикой. В настоящее время здание перестроено, но его основной объем сохранился. Скульптурные работы З. В. Мариной иногда воспроизводились в периодической печати того времени.
В доме № 7 в 1940-е гг. находился Отдел здравоохранения Ждановского района. В 1970-е гг. располагалось торговое предприятие Управления садово-паркового хозяйства и зеленого строительства Ленгорисполкома «Садоводство».
Соседний, в виде особняка, трехэтажный жилой дом № 9 возведен в 1911 г. по проекту техника Ф. Д. Павлова. В 1963 г. дом после капитального ремонта надстроен еще одним этажом.
В квартире № 10 в 1930-е гг. жил физиолог, академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР П. С. Купалов, выпускник Военно-медицинской академии (1915 г.), ближайший ученик И. П. Павлова. С 1925 г. работал в Институте экспериментальной медицины. После смерти И. П. Павлова стал заведующим отделом физиологии. В 1931–1952 гг. — заведующий кафедрой нормальной физиологии 1-го Ленинградского медицинского института.
Доходный дом № 15 возведен в 1902 г. по проекту архитектора Г. М. Курдюмова для коллежского советника, инженера-технолога Л. Г. Котельникова, инспектора по техническо-строительной части Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей. Г. М. Курдюмов служил в этом же управлении. По соседству Курдюмов построил собственный дом на нынешней ул. Ленина, 37. Он был архитектором Санкт-Петербургской портовой таможни. В порту, на Межевом канале, по его проекту возведены здание портовой таможни и пакгаузы портовой таможни.
Рядом стоящий дом № 17/73 на углу Малого проспекта возведен в 1873 г. по проекту архитектора М. М. Лаговского. В начале ХХ в. домом владел А. С. Лукинский, член Санкт-Петербургского сиротского суда, размещавшегося на Мещанской ул., 26.
Доходный дом № 21 возведен в 1903 г. по проекту архитектора Е. С. Бикарюкова для К. И. Нордстрема, домовладельца, жившего в Лесном, на Малой Объездной улице. В доме № 21а, стоявшем на этом же земельном участке, до 1917 г. находилась мебельно-обойная мастерская, затем — артель «Металлопромстрой».
21 августа 2008 г. стена глухого шестиэтажного фасада здания № 21 была расписана по инициативе художников монументальной мастерской «33 плюс 1». Автор эскиза под названием «Луг» Степан Кузьминов — студент кафедры монументального искусства Петербургской государственной художественно-промышленной академии. Работы по воплощению этой картины проводились методом арт-альпинизма.
Двухэтажный дом № 23 возведен в 1951–1955 гг. по проекту Л. Е. Асса для детского сада. По фасаду здание украшено восемью дорическими колоннами.
Примерно на этом участке в 1830-е гг. находились дачи скульпторов В. И. Демут-Малиновского и Ф. Ф. Щедрина.
В доме № 31 до 1917 г. размещалась хромолитография Иванова, выполнявшая заказы по цветной печати для частных лиц и организаций города.
В 1910–1912 гг. здесь жил историк, краевед, библиограф П. Н. Столпянский. С 1907 г. занимался изучением русской истории, затем посвятил себя истории Санкт-Петербурга. Автор свыше 200 работ по истории города и его пригородов. С 1917 г. жил на ул. Ленина, 52, затем на Константиновском пр., 11, в 1930-е гг. жил на Морском пр., 7. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Доходный дом № 33 возведен в 1901 г. по проекту архитектора О. Л. Игнатовича. Впоследствии он надстроен. До революции здесь находился магазин, где можно было купить картины и антиквариат.
В квартире № 18 жил продюсер «Ленфильма» А. П. Капица. В 1974 г. окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Л. З. Трауберга). Работал на киностудии «Ленфильм». «Улицы разбитых фонарей» (1998–2000 гг.) — самый известный проект А. П. Капицы, где он выступал не как добытчик финансов, а как автор идеи, которая воплотилась им в телевизионный продукт. В это же время на телевидении вышел в эфир еще один его сериал, «Агент национальной безопасности». Капица скончался 27 марта 2004 г.
В 1880 г. на участке № 35, на углу Геслеровского переулка, по проекту архитектора И. Н. Иориса осуществлено строительство четырех каменных построек Дома милосердия. Он предназначался «для приучения к труду впавших в порок несовершеннолетних девушек и взрослых, изъявивших желание исправиться». В марте 1895 г. открылся приют для несовершеннолетних, рассчитанный на 50 девочек в возрасте от 10 до 18 лет. В нем было 10 комнат, домовая церковь, прачечная. Воспитанницы приюта получали религиозно-нравственное воспитание. Они стирали белье, готовили пищу, занимались огородничеством, всем тем, чтобы «из них получилась хорошая прислуга или хозяйка в сельском быту». Это был единственный приют в России подобного типа. В 1899 г. в Доме милосердия призревались 53 девочки и 42 женщины.
В доме № 37 находился завод по производству консервов. Им владел отставной коллежский секретарь, промышленник Р. Н. Миллер, с 1893 г. занимавшийся предпринимательской деятельностью. Здесь же до 1917 г. размещалась брезентовая фабрика, владельцами которой были промышленники братья Р.Н. и А. Н. Пельтцеры, хозяева товарищества Нарвской суконной мануфактуры.
В конце XIX в. за Домом милосердия возникла фабрика Товарищества Нарвской льнопрядильной мануфактуры (дом № 37). В 1930-е гг. на месте этой фабрики открылась фабрика «Штормовик» по пошиву непромокаемой одежды.
На участке под № 43 находился извозчичий двор.
В 1880 г. по проекту архитектора Ф. Л. Миллера возведен дом № 45. Низ его был каменный, а верх — деревянный. В доме находился завод по производству пробок и брезента, владельцами которого были его братья купцы 1-й гильдии К. Л. Миллер и Н. Л. Миллер. Сын последнего владел заводом по производству консервов в доме № 37.
Четная сторона Бармалеевой улицы открывается домом № 2, выходящим на Большой пр., 59.
На участке, занимаемом домом № 6, стояло здание, в котором в 1903 г. жила З. Д. Завалишина, дочь декабриста Д. И. Завалишина. На этом месте в 1968 г. по проекту архитектора О. Б. Голынкина возведено здание из стекла и бетона — Дом бытового обслуживания.
В доме № 8 в 1920-е гг. жил архитектор Е. И. Катонин — один из авторов ансамбля Московской площади (1938–1940 гг.) и реконструкции сквера на площади Искусств (1946 г.). Он разработал проект реконструкции Каменноостровского театра (1932 г.), не реализованный в то время.
Дом № 12 возведен в 1901 г. по проекту архитектора Б. А. Липавского, почетного члена Совета детских приютов. Впоследствии дома № 10 и № 12 надстроили. В доме № 12 жил художник В. С. Степанов, член Общества взаимного вспомоществования русских художников. Он преподавал в школе народного искусства, служил в библиотеке Общества поощрения художеств, заведовал художественным отделом тюлевой фабрики на ул. Чапаева, 25.
Дом № 18, выходящий на Подрезову ул., 15 (см.: Малый пр., 71).
Дом № 20/78 на углу Малого проспекта возведен по проекту архитектора и живописца О. Л. Игнатовича. Здание привлекает оригинальными рельефами — растительным орнаментом и цветной штукатуркой нижних этажей. До 1917 г. дом принадлежал ректору университета, заслуженному профессору А. Х. Гольстену, жившему в этом же доме.
В квартире № 10 до мая 1909 г. жил поэт, прозаик, переводчик, мемуарист А. А. Кондратьев, широко печатавшийся в периодике. Учился в 8-й гимназии, в пору директорства И. Ф. Анненского. Пользовался вниманием З. Н. Гиппиус. Был постоянным сотрудником основных изданий символистов: альманаха «Гриф», журналов «Весы», «Золотое руно», «Перевал», раннего «Аполлона». На протяжении 1903–1910 гг. встречался с А. А. Блоком, посещал «вечера» Ф. К. Сологуба и «среды» Вяч. Иванова. Устраивал встречи поэтов у себя дома. С 1919 г. жил в имении своей жены под Ровно (с 1920 г. эта территория отошла к Польше). С начала Второй мировой войны перебрался в Варшаву, затем — под Вену, позднее — в Берлин, жил в Швейцарии. В 1957 г. переехал в США. 26 мая 1967 г. А. А. Кондратьев скончался.
В 1912 г. по проекту архитектора С. С. Кричинского возведен доходный дом № 26. Впоследствии здание надстроено. В 1920-е гг. в нем жил художник Б. В. Данчич.
В 1930-е гг. жил выпускник Института гражданских инженеров архитектор Л. М. Яругский, автор доходных домов на Саблинской ул., 7, и на Малом пр., 16 (совместно с Н. С. Резвым).
В доме № 30, квартира № 2 в 1905 г. открылся рабочий клуб под названием «Некрасовское общество образования». Позднее он превратился в эсеровский клуб. В этом же доме 7 марта 1917 г. состоялось собрание инициативной группы по созданию Петроградского районного комитета партии. В 1917 г. одну из квартир занимало Центральное правление профессионального союза деревообделочников. В июне 1917 г. в союзе насчитывалось 15 тысяч членов.
Доходный дом № 32 возведен в 1902 г. по проекту архитектора Д. А. Крыжановского.
На участке № 34, на углу Чкаловского проспекта, стоял двухэтажный деревянный дом, пострадавший во время Великой Отечественной войны. На месте разобранного дома после войны разбит сквер.
На участках домов № 34/7 и № 34а находились извозчичьи дворы. Они были в домах № 396 и № 43 (ныне не существуют). В 1900 г. в Петербурге числилось 26 485 ломовых извозчиков, а к 1913 г. их число возросло вдвое.
На участке, занимаемой до 1917 г. городской свалкой (участок № 36), построено здание слесарно-кузнечной мастерской завода по производству алебастра, владельцем которого был промышленник Иоганн Парвиайнен. Он впоследствии владел литейными и механическими заводами на Сампсониевской набережной, 29.
Два соседних участка № 38 и № 38а принадлежали мировому судье, домовладельцу Б. И. Шульцу. На участке № 40 проживал промышленник Л. Г. Муруев. Здесь же находилась фабрика по производству строительных конструкций и материалов; организована продажа паркета-имитации и паркета-линоль. Продукция пользовалась большим спросом из-за дешевизны, прочности и водостойкости. На предприятии выпускались также доломитовые полы и ксилолитовые покрытия.
Сосед Муруева (участок № 42) купец М. А. Кардыш занимался продажей хлеба, зерна и муки.
В начале 1930-х гг. в конце Бармалеевой улицы возведено здание Планового института, которое перегородило улицу, отторгнув от нее большой участок от Чкаловского проспекта до набережной реки Карповки. Улица стала несколько короче.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
18. Улица Фош
18. Улица Фош ДЖУЛЬЕТТА сидит держась за колени, но на этот раз на скамье; она в пальто. Она поднимает глаза.Особняки кремового цвета на улице Фош и высокие деревья в очаровательном свете утра. ДЖУЛЬЕТТА, одетая как в первой сцене, встает и идет по улице. Еле слышная мелодия,
Ефимова, улица
Ефимова, улица 1880. Во второй половине XIX века петербургский купец Горсткин построил вблизи Сенного рынка торговые склады. Недавно отреставрированные и приспособленные к выполнению новых функций, они до сих пор украшают вход на Сенной рынок со стороны станции метро
Жуковского, улица
Жуковского, улица 1771… К середине XVIII века Итальянский сад, заложенный на левом берегу Фонтанки, уже перешагнул Литейный проспект и простерся от Екатерининского канала до Лиговской улицы. Южная граница сада проходила вдоль дороги, проложенной от Лиговской улицы к
Захарьевская улица
Захарьевская улица …1781. Первое упоминание об официальном названии этой Улицы в Литейной слободе относится к 1716 году. Тогда ее называли 2-я от Невы реки линия. В 1781 году название было уточнено: 2-я от Невы улица. Как известно, в Литейной слободе селились служащие и мастеровые
Улица Кузнецкий мост и Новокузнецкая улица
Улица Кузнецкий мост и Новокузнецкая улица Происхождение названия улицы Кузнецкий мост обычно связывают с находившимся здесь некогда мостом через Неглинную, ныне заключенную в подземный коллектор. «Свое название „мост“, — пишет П. В. Сытин, — улица получила от
Бармалеева улица
Бармалеева улица От Большой Пушкарской улицы до пересечения Чкаловского и Левашовского проспектов. Длина — 680 м. Возникла она 1738 г. при строительстве солдатской слободы Санкт-Петербургского гарнизонного полка.Современное название известно с 1798 г. Происходит от
Улица
Улица Летние вечерницы, развлечения и забавы молодежи, которые начинались от Пасхальных праздников и были все лето до Семенова дня. Собирались на улицу в определенном месте: на майдане, на леваде, возле речки, на выгоне. В предвечернюю пору первыми на улицу с песнями шли