барановичи полесский вокзал история

Вокзал станции Барановичи-Полесские

барановичи полесский вокзал история

Вокзал станции Барановичи Московско-Брестской железной дороги

В 1884 году в 3-х километрах от станции Барановичи Московско-Брестской железной дороги появилась станция Новые Барановичи Вильно-Ровенской железной дороги, которая позже стала называться Барановичи-Полесские. На станции было построено деревянное здание пассажирского вокзала.

С этого времени Барановичи стремительно развиваются, становятся местечком, потом городом. Между станциями Барановичи Полесских дорог и Барановичи Московско-Брестской дороги строится соединительная ветка протяженностью 3 км.

В 1899 году деревянное строение заменено кирпичным, оборудованным паровым отоплением.

барановичи полесский вокзал история

С августа 1914 года в период Первой мировой войны в течение года в Барановичах размещалась Ставка Верховного главнокомандующего, которую несколько раз посещал император Николай II, пробыв там в общей сложности два месяца.

Во время Великой Отечественной войны вокзал станции Барановичи-Полесские был разрушен. После освобождения города в 1944 году начались восстановительные работы.

В знак признания заслуг железной дороги в образовании города на гербе Барановичей изображен паровоз, а на привокзальной площади вокзала Барановичи-Полесские установлен паровоз-памятник.

Источник

Барановичи полесский вокзал история

барановичи полесский вокзал история

Вокзал станции Барановичи-Центральные. Собственно, здание 1871 года слева, справа – более поздняя пристройка. Уничтожен в 1915 при отступлении.

барановичи полесский вокзал история

На «трёхверстовке» (ряд XVI лист 5) видно, что даже с появлением станции, Барановичи остаются объектом малозначительным. Вообще, карта занятна в смысле датировка – на ней указано, что корректировка произведена по результатам рекогносцировки 1865 и 1866 г.г. Но даже концессия на строительство Московско-Бресткой дороги выдана двумя годами позже. То есть между 1866 и годом издания карты (а он не указан) проводилась дополнительная съёмка дороги, указание о которой почему-то опущено.

барановичи полесский вокзал история

Но всё это история станции Московско-Бреской железной дороги, а о ней я уже писал. Сейчас же речь пойдёт о Полесских железных дорогах. Первый проект, напоминающий их будущую конфигурацию, министр путей сообщения Алексей Павлович Бобринский подал в 1873 году в виде Брянско-Бресткой железной дороги с ветвями на Гродно, Ровно и Ковель. В следующем году начались изыскательские работы, но на этом всё и заглохло в виду недостатка финансирования. Следующий министр путей сообщения предложил ограничить строительство. В 1875 генерал-лейтенант в отставке Иван Чекмарев подал прошение создание концессии «Пинской» железной дороги от Вильно до Ровно с ветвями на Гродно и Ковель. Семидесятые стали для белорусских земель эпохой застоя в железнодорожном строительстве.

Вокзал станции Барановичи-Полесские. Второе здание (первое 1884 г. было деревянным) построено в 1889 году. Как ни странно, это здание не пострадало ни в 1915-м, на в 1941-м.

барановичи полесский вокзал история

Только в 1882 году началась прокладка путей от Жабинки на Пинск, а общий план строительства дорог в Полесье был утверждён ещё через год. Тут надо отметить, что подход к железным дорогам как раз в этот момент кардинально изменился. Частные дороги выкупаются в казну, а новое строительство ведётся почти исключительно государством. Более того, в строительстве упомянутой ветки на Пинск приняли участие первые формирования железнодорожных войск. К Барановичам это будет иметь непосредственное отношение, так как именно там разместиться база первой бригады железнодорожных войск, на формирование которой будут пущены 2-й, 3-й и 4-й (частично) железнодорожные батальоны. Бригада построит собственные склады, депо, мастерские и даже собственную железную дорогу (т.н. «Полигонную ветку»)

Строительство Полесских железных дорог

барановичи полесский вокзал история

Цветом выделены участки, на которых регулярное движение открыто:
красным – в 1882 г.;
оранжевым – в 1884 г.;
зелёным – в 1885 г.;
синим – в 1886 г;
фиолетовым – в 1887 г.

Достаточно взглянуть на сеть железных дорог на 1887 год, чтобы понять стратегическую важность Баранович. Узел сидит в центре паутины, нити которой тянутся и к потенциальному театру военных действий и не менее прочно связаны с тылами. И эта паутина к 1914-му только окрепла. Не удивительно, что именно в Барановичах разместилась Ставка Верховного главнокомандующего Великого Князя Николая Николаевича. Да и место для поездов Ставки нашлось соответствующее – в расположении железнодорожной бригады. Тем более болезненной была потеря Баранович при отступлении 1915 года.

Железнодорожное строительство по линии фронта

барановичи полесский вокзал история

Железнодорожная сеть в окрестностях Баранович в середине тридцатых годов.

барановичи полесский вокзал история

Железнодорожный узел Барановичи в 1929 году.

барановичи полесский вокзал история

Железнодорожный узел Барановичи в 1932 году.

барановичи полесский вокзал история

Железнодорожный узел Барановичи в 1986 году.

барановичи полесский вокзал история

Статьи по теме линия «Осиповичи-Слуцк-Барановичи»:

Статьи по истории развития железнодорожного транспорта на территории Беларуси, через призму филатели:

Источник

Барановичи-Полесские

Бара́новичи-Поле́сские (белор. Бара́навічы-Пале́скія ) — железнодорожная станция, расположенная в городе Барановичи на ул. Фроленкова. Станция является конечной для электропоездов из Бреста и Минска, дизель-поездов из Гродно, Лиды, Лунинца и Слуцка и некоторых пассажирских поездов.

Барановичи-Полесские — второй, но по сути главный вокзал города, несмотря на то, что находится в стороне от основной магистрали Москва — Минск — Брест. Примерно половина пассажирских поездов заходит на станцию со сменой направления движения. Остальные поезда следуют с остановкой через станцию Барановичи-Центральные.

История

15 декабря 1862 года по участку Гродно — Поречье проследовал первый поезд, начавший историю Брестского отделения дороги.

30 декабря 1884 года сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Вильно — Лида — Барановичи — Лунинец — Пинск, в 1886 году — линия Белосток — Волковыск — Барановичи. Образуется сеть Полесских железных дорог. Станция Барановичи становится крупным железнодорожным узлом, через который проходят две самостоятельные и не имевшие между собой связи железные дороги. Одна — Московско-Брестская с управлением в Москве — проходила через станцию Барановичи, названную впоследствии Барановичи-Центральные. Другая — Полесские железные дороги с управлением в Вильно — проходила через станцию, получившую название Барановичи-Полесские.

В 1884 году от станции Барановичи-Полесские до станции Барановичи-Центральные была построена железная ветка протяжённостью 3 км. 1880—1890 годы. В районе станции Барановичи-Полесские строятся амбары, мельница и сухарный завод Виленского интендантства, продовольственный пункт.

барановичи полесский вокзал история

барановичи полесский вокзал история

Вид на музей с путепровода.

Ссылки

барановичи полесский вокзал история На Минск
Столбцы
р. Неман
Синяво
Осиповщина
Воротище
Столбцовский район
Несвижский район
Городея
р. Городейка
Липа
Хвоево
Погорельцы
Несвижский район (Минская область)
Барановичский район (Брестская область)
Юшкевичи
р. Щара
Победа
Крошино
Граница г. Барановичи
ул. Кирова, Барановичи
Пост №1
барановичи полесский вокзал история на Барановичи-Северные
Барановичи Полесские
Ул. Советская
Барановичи Центральные
барановичи полесский вокзал история На Брест
Барановичи — Брест

Полезное

Смотреть что такое «Барановичи-Полесские» в других словарях:

Барановичи Полесские (станция) — Станция Барановичи Полесские Брестское Направление Белорусская железная дорога Координаты … Википедия

Барановичи Центральные — Станция Барановичи Центральные Брестское Направление Белорусская железная дорога Координаты … Википедия

Барановичи — У этого термина существуют и другие значения, см. Барановичи (значения). Город Барановичи белор. Баранавічы Герб … Википедия

Барановичи-Центральные — Координаты: 53°07′56.1″ с. ш. 25°59′37.8″ в. д. / 53.13225° с. ш. 25.993833° в. д. … Википедия

Барановичи — город, центр Барановичского района Брестской области БССР. Крупный ж. д. узел Барановичи Полесские. 102 тыс. жит. в 1970 (27,4 тыс. в 1939). Б. первоначально село, возникшее в 70 х гг. 19 в., с 1894 уездный город. После воссоединения Зап … Большая советская энциклопедия

Полесские железные дороги — Полесские железные дороги … Википедия

Полесские железные дороги — сооружены по распоряжению правительства и находятся в ведении казны. Постройка Жабинско Пинского участка начата в 1862 г., а всех остальных участков в 1883 г. П. железные дороги состоят из участков: Вильно Ровно, дл. 478 в. (примыкает станцией… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Локомотивное депо Барановичи — Барановичи Номер ТЧ 3 Подразделение Белорусская железная дорога Год основания 1871 Основные серии локомотивов На 2010 год: электровозы ВЛ80С, тепловозы ЧМЭ3, дизельные поезда ДР1А, ДР1П … Википедия

Музей железнодорожной техники города Барановичи — Музея Истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги макет паровоза серии «В» Дата основания 1984 Местонахождение г. Баранови … Википедия

Лунинец (станция) — Станция Лунинец Станцыя Лунінец Белорусская железная дорога … Википедия

Источник

Первое, что видит путешественник приехавший в Барановичи это вокзал и множество паровозов. Вы никогда не задумывались откуда на улицах нашего города паровозы? Почему они здесь? Каковы причины появления и музея железной дороги, и памятников,и настенных граффити с изображением паровоза? Даже на гербе города изображен паровоз. Эти вопросы не давали нам покоя, и мы начали искать на них ответы. Этой статьей на тему «Первые локомотивы Барановичского железнодорожного узла» Мы открываем рубрику посвященную 150-ти летию города Барановичи.

Мы начали искать информацию в различных источниках, обращались в фонд Барановичского отделения железной дороги и городской музей. Столкнулись с тем, что в настоящее время в интернете до сих пор нет статьи о истории формирования барановического локомотивного состава, а есть лишь разрозненные публикации. Мы попытались систематизировать эти знания. Это и стало мотивом для написания статьи.

Наш город обязан своему появлению железной дороге. Через него пошли сразу две важные, как и экономически так и военно – стратегически железные дороги. Первая Московско-Брестская со станцией Барановичи-Центральная построенная 1870-1871 г. а также Полесская железная дорога, со станцией Барановичи-Полесские.

Итак, через Барановичи проходили 2 самостоятельные дороги, имевшие два управления. Одна в Москве (Московско-Брестская) и одна в Вильно (Полесская железная дорога). Данное историческое обстоятельство оказало определяющее значение на формирование его локомотивного парка во второй половине 19-начало 20 века. Также это оказало в основном негативное влияние на эксплуатацию паровозов в разной ведомственной направленности.

Мы установили, что в первые годы существования железная дорога, проходившая по территории Беларуси, была ужасно оснащена технически. Это произошло потому что Россия была все еще отсталой в промышленном плане. Для обслуживание дороги были приобретены 103 двухцилиндровых паровоза типа 0-3-0 серии, Г. Эти паровозы в 1857 построил завод Шарп-Стюарт в Манчестере. Затем такие паровозы изготавливались в 1860 заводом Гуэн, заводом Зигль в Вене и заводом Сен-Пьер в Бельгии. барановичи полесский вокзал история

Паровоз типа 0-3-0 был с тремя движущими осями и являлся ранней версией русских грузовых паровозов.

В середине 19 века в Беларуси начинается бурное строительство железных дорог и соответственно нужно больше паровозов. В 1869 г. началась постройка паровоза серии В. А уже 28(16) 1871 г. ноября паровоз этой серии впервые прибыл на станцию Барановичи, он же изображен и на гербе города.

(Паровоз серии А)
(Паровоз серии В)

Для обслуживания данных паровозов была построена паровозная мастерская на станции Барановичи (в дальнейшем Барановичи-Центральные) которая позже переросла в локомотивное депо. Ради этого депо станцию, по нашему мнению, и построили. Дело в том, что от пункта А в пункт Б поезд не тянулся одним и тем же паровозом на всем пути. Приблизительно через каждые 100 км располагались локомотивные депо, паровозы были приписаны к этим депо и работали только на прилегавших к ним участках дороги.

В фонде Техническо-инспекторского комитета железных дорог хранится дело «Об освидетельствовании Московско-Брестской железной дороги от Смоленска до Бреста». Данный документ был составлен накануне открытия движения по указанному участку. В нем имеется журнал освидетельствования дороги от 1 ноября 1871 г. с приложением ведомости построек на станциях, согласно которым на станции Барановичи значится «1 паровозное здание на 2 паровоза».

Постоянно увеличивался грузопассажирский поток, проходивший через наш город. Так, за 1900г. было перевезено 27 тыс. пудов грузов или 19 212 поездов, то и локомотивный парк Барановичей соответственно увеличивался. В 1902 году за станцией Барановичи числилось «2 паровозных здания на 12 паровозов; 1 прямоугольное на 2 паровоза и 1 полукруглое на 10 паровозов». К началу 20 века депо Барановичи было веерного типа с поворотным кругом.

В 1910 г. на Полесские железные дороги стали поступать паровозы серии «О». В 1899г. известный русский инженер Лопушинский совместно с конструкторами Коломенского машиностроительного завода разрабатывал проект мощного товарного паровоза с колесной формулой 0-4-0. Но паровоз расходовал больше топлива, чем предполагалось и поэтому было внесено еще 99 изменений. Этому локомотиву в 1912 г. присвоили серию «Ов». Согласно материалом исследования станции Барановичи-Полесские Особой Высшей Комиссией было установлено, что за 1913г. к станции приписано 81 паровоз из которых «33 пассажирских из них: 17 паровозов типа 2-2-0 (к этому типу относились пассажирские паровозы. В 1912 г. все пассажирские паровозы с 2 осями получили серию «Д»)
(Паровозы серии Д)
(Паровозы серии Ч)

Вот таким было начало истории нашего города. История Барановичей и история развития Беларуской железной дороги неразрывно связаны. Надеемся, эта статья оказалась познавательной и пролила свет на то, почему такое большое количество железнодорожной символики окружает нас с вами каждый день на улицах нашего родного города. В цикле статей, посвящённых 150-летию города Барановичи мы ещё не раз вернёмся к теме железной дороги, её именитых и заслуженных работников, наших земляков и даже, возможно, родственников кого-то из вас. С наступающим праздником, барановичане!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *