барановичи полесский вокзал история
Вокзал станции Барановичи-Полесские
Вокзал станции Барановичи Московско-Брестской железной дороги
В 1884 году в 3-х километрах от станции Барановичи Московско-Брестской железной дороги появилась станция Новые Барановичи Вильно-Ровенской железной дороги, которая позже стала называться Барановичи-Полесские. На станции было построено деревянное здание пассажирского вокзала.
С этого времени Барановичи стремительно развиваются, становятся местечком, потом городом. Между станциями Барановичи Полесских дорог и Барановичи Московско-Брестской дороги строится соединительная ветка протяженностью 3 км.
В 1899 году деревянное строение заменено кирпичным, оборудованным паровым отоплением.
С августа 1914 года в период Первой мировой войны в течение года в Барановичах размещалась Ставка Верховного главнокомандующего, которую несколько раз посещал император Николай II, пробыв там в общей сложности два месяца.
Во время Великой Отечественной войны вокзал станции Барановичи-Полесские был разрушен. После освобождения города в 1944 году начались восстановительные работы.
В знак признания заслуг железной дороги в образовании города на гербе Барановичей изображен паровоз, а на привокзальной площади вокзала Барановичи-Полесские установлен паровоз-памятник.
Барановичи полесский вокзал история
Вокзал станции Барановичи-Центральные. Собственно, здание 1871 года слева, справа – более поздняя пристройка. Уничтожен в 1915 при отступлении.
На «трёхверстовке» (ряд XVI лист 5) видно, что даже с появлением станции, Барановичи остаются объектом малозначительным. Вообще, карта занятна в смысле датировка – на ней указано, что корректировка произведена по результатам рекогносцировки 1865 и 1866 г.г. Но даже концессия на строительство Московско-Бресткой дороги выдана двумя годами позже. То есть между 1866 и годом издания карты (а он не указан) проводилась дополнительная съёмка дороги, указание о которой почему-то опущено.
Но всё это история станции Московско-Бреской железной дороги, а о ней я уже писал. Сейчас же речь пойдёт о Полесских железных дорогах. Первый проект, напоминающий их будущую конфигурацию, министр путей сообщения Алексей Павлович Бобринский подал в 1873 году в виде Брянско-Бресткой железной дороги с ветвями на Гродно, Ровно и Ковель. В следующем году начались изыскательские работы, но на этом всё и заглохло в виду недостатка финансирования. Следующий министр путей сообщения предложил ограничить строительство. В 1875 генерал-лейтенант в отставке Иван Чекмарев подал прошение создание концессии «Пинской» железной дороги от Вильно до Ровно с ветвями на Гродно и Ковель. Семидесятые стали для белорусских земель эпохой застоя в железнодорожном строительстве.
Вокзал станции Барановичи-Полесские. Второе здание (первое 1884 г. было деревянным) построено в 1889 году. Как ни странно, это здание не пострадало ни в 1915-м, на в 1941-м.
Только в 1882 году началась прокладка путей от Жабинки на Пинск, а общий план строительства дорог в Полесье был утверждён ещё через год. Тут надо отметить, что подход к железным дорогам как раз в этот момент кардинально изменился. Частные дороги выкупаются в казну, а новое строительство ведётся почти исключительно государством. Более того, в строительстве упомянутой ветки на Пинск приняли участие первые формирования железнодорожных войск. К Барановичам это будет иметь непосредственное отношение, так как именно там разместиться база первой бригады железнодорожных войск, на формирование которой будут пущены 2-й, 3-й и 4-й (частично) железнодорожные батальоны. Бригада построит собственные склады, депо, мастерские и даже собственную железную дорогу (т.н. «Полигонную ветку»)
Строительство Полесских железных дорог
Цветом выделены участки, на которых регулярное движение открыто:
красным – в 1882 г.;
оранжевым – в 1884 г.;
зелёным – в 1885 г.;
синим – в 1886 г;
фиолетовым – в 1887 г.
Достаточно взглянуть на сеть железных дорог на 1887 год, чтобы понять стратегическую важность Баранович. Узел сидит в центре паутины, нити которой тянутся и к потенциальному театру военных действий и не менее прочно связаны с тылами. И эта паутина к 1914-му только окрепла. Не удивительно, что именно в Барановичах разместилась Ставка Верховного главнокомандующего Великого Князя Николая Николаевича. Да и место для поездов Ставки нашлось соответствующее – в расположении железнодорожной бригады. Тем более болезненной была потеря Баранович при отступлении 1915 года.
Железнодорожное строительство по линии фронта
Железнодорожная сеть в окрестностях Баранович в середине тридцатых годов.
Железнодорожный узел Барановичи в 1929 году.
Железнодорожный узел Барановичи в 1932 году.
Железнодорожный узел Барановичи в 1986 году.
Статьи по теме линия «Осиповичи-Слуцк-Барановичи»:
Статьи по истории развития железнодорожного транспорта на территории Беларуси, через призму филатели:
Барановичи-Полесские
Бара́новичи-Поле́сские (белор. Бара́навічы-Пале́скія ) — железнодорожная станция, расположенная в городе Барановичи на ул. Фроленкова. Станция является конечной для электропоездов из Бреста и Минска, дизель-поездов из Гродно, Лиды, Лунинца и Слуцка и некоторых пассажирских поездов.
Барановичи-Полесские — второй, но по сути главный вокзал города, несмотря на то, что находится в стороне от основной магистрали Москва — Минск — Брест. Примерно половина пассажирских поездов заходит на станцию со сменой направления движения. Остальные поезда следуют с остановкой через станцию Барановичи-Центральные.
История
15 декабря 1862 года по участку Гродно — Поречье проследовал первый поезд, начавший историю Брестского отделения дороги.
30 декабря 1884 года сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Вильно — Лида — Барановичи — Лунинец — Пинск, в 1886 году — линия Белосток — Волковыск — Барановичи. Образуется сеть Полесских железных дорог. Станция Барановичи становится крупным железнодорожным узлом, через который проходят две самостоятельные и не имевшие между собой связи железные дороги. Одна — Московско-Брестская с управлением в Москве — проходила через станцию Барановичи, названную впоследствии Барановичи-Центральные. Другая — Полесские железные дороги с управлением в Вильно — проходила через станцию, получившую название Барановичи-Полесские.
В 1884 году от станции Барановичи-Полесские до станции Барановичи-Центральные была построена железная ветка протяжённостью 3 км. 1880—1890 годы. В районе станции Барановичи-Полесские строятся амбары, мельница и сухарный завод Виленского интендантства, продовольственный пункт.
Вид на музей с путепровода.
Ссылки
Столбцы | |||||||||||
р. Неман | |||||||||||
Синяво | |||||||||||
Осиповщина | |||||||||||
Воротище | |||||||||||
| |||||||||||
Городея | |||||||||||
р. Городейка | |||||||||||
Липа | |||||||||||
Хвоево | |||||||||||
Погорельцы | |||||||||||
| |||||||||||
Юшкевичи | |||||||||||
р. Щара | |||||||||||
Победа | |||||||||||
Крошино | |||||||||||
Граница г. Барановичи | |||||||||||
ул. Кирова, Барановичи | |||||||||||
Пост №1 | |||||||||||
Барановичи Полесские | |||||||||||
Ул. Советская | |||||||||||
Барановичи Центральные | |||||||||||
Барановичи — Брест | |
---|---|
ПолезноеСмотреть что такое «Барановичи-Полесские» в других словарях:Барановичи Полесские (станция) — Станция Барановичи Полесские Брестское Направление Белорусская железная дорога Координаты … Википедия Барановичи Центральные — Станция Барановичи Центральные Брестское Направление Белорусская железная дорога Координаты … Википедия Барановичи — У этого термина существуют и другие значения, см. Барановичи (значения). Город Барановичи белор. Баранавічы Герб … Википедия Барановичи-Центральные — Координаты: 53°07′56.1″ с. ш. 25°59′37.8″ в. д. / 53.13225° с. ш. 25.993833° в. д. … Википедия Барановичи — город, центр Барановичского района Брестской области БССР. Крупный ж. д. узел Барановичи Полесские. 102 тыс. жит. в 1970 (27,4 тыс. в 1939). Б. первоначально село, возникшее в 70 х гг. 19 в., с 1894 уездный город. После воссоединения Зап … Большая советская энциклопедия Полесские железные дороги — Полесские железные дороги … Википедия Полесские железные дороги — сооружены по распоряжению правительства и находятся в ведении казны. Постройка Жабинско Пинского участка начата в 1862 г., а всех остальных участков в 1883 г. П. железные дороги состоят из участков: Вильно Ровно, дл. 478 в. (примыкает станцией… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Локомотивное депо Барановичи — Барановичи Номер ТЧ 3 Подразделение Белорусская железная дорога Год основания 1871 Основные серии локомотивов На 2010 год: электровозы ВЛ80С, тепловозы ЧМЭ3, дизельные поезда ДР1А, ДР1П … Википедия Музей железнодорожной техники города Барановичи — Музея Истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги макет паровоза серии «В» Дата основания 1984 Местонахождение г. Баранови … Википедия Лунинец (станция) — Станция Лунинец Станцыя Лунінец Белорусская железная дорога … Википедия Первое, что видит путешественник приехавший в Барановичи это вокзал и множество паровозов. Вы никогда не задумывались откуда на улицах нашего города паровозы? Почему они здесь? Каковы причины появления и музея железной дороги, и памятников,и настенных граффити с изображением паровоза? Даже на гербе города изображен паровоз. Эти вопросы не давали нам покоя, и мы начали искать на них ответы. Этой статьей на тему «Первые локомотивы Барановичского железнодорожного узла» Мы открываем рубрику посвященную 150-ти летию города Барановичи. Мы начали искать информацию в различных источниках, обращались в фонд Барановичского отделения железной дороги и городской музей. Столкнулись с тем, что в настоящее время в интернете до сих пор нет статьи о истории формирования барановического локомотивного состава, а есть лишь разрозненные публикации. Мы попытались систематизировать эти знания. Это и стало мотивом для написания статьи. Наш город обязан своему появлению железной дороге. Через него пошли сразу две важные, как и экономически так и военно – стратегически железные дороги. Первая Московско-Брестская со станцией Барановичи-Центральная построенная 1870-1871 г. а также Полесская железная дорога, со станцией Барановичи-Полесские. Итак, через Барановичи проходили 2 самостоятельные дороги, имевшие два управления. Одна в Москве (Московско-Брестская) и одна в Вильно (Полесская железная дорога). Данное историческое обстоятельство оказало определяющее значение на формирование его локомотивного парка во второй половине 19-начало 20 века. Также это оказало в основном негативное влияние на эксплуатацию паровозов в разной ведомственной направленности. Мы установили, что в первые годы существования железная дорога, проходившая по территории Беларуси, была ужасно оснащена технически. Это произошло потому что Россия была все еще отсталой в промышленном плане. Для обслуживание дороги были приобретены 103 двухцилиндровых паровоза типа 0-3-0 серии, Г. Эти паровозы в 1857 построил завод Шарп-Стюарт в Манчестере. Затем такие паровозы изготавливались в 1860 заводом Гуэн, заводом Зигль в Вене и заводом Сен-Пьер в Бельгии. Паровоз типа 0-3-0 был с тремя движущими осями и являлся ранней версией русских грузовых паровозов. В середине 19 века в Беларуси начинается бурное строительство железных дорог и соответственно нужно больше паровозов. В 1869 г. началась постройка паровоза серии В. А уже 28(16) 1871 г. ноября паровоз этой серии впервые прибыл на станцию Барановичи, он же изображен и на гербе города. (Паровоз серии А) Для обслуживания данных паровозов была построена паровозная мастерская на станции Барановичи (в дальнейшем Барановичи-Центральные) которая позже переросла в локомотивное депо. Ради этого депо станцию, по нашему мнению, и построили. Дело в том, что от пункта А в пункт Б поезд не тянулся одним и тем же паровозом на всем пути. Приблизительно через каждые 100 км располагались локомотивные депо, паровозы были приписаны к этим депо и работали только на прилегавших к ним участках дороги. В фонде Техническо-инспекторского комитета железных дорог хранится дело «Об освидетельствовании Московско-Брестской железной дороги от Смоленска до Бреста». Данный документ был составлен накануне открытия движения по указанному участку. В нем имеется журнал освидетельствования дороги от 1 ноября 1871 г. с приложением ведомости построек на станциях, согласно которым на станции Барановичи значится «1 паровозное здание на 2 паровоза». Постоянно увеличивался грузопассажирский поток, проходивший через наш город. Так, за 1900г. было перевезено 27 тыс. пудов грузов или 19 212 поездов, то и локомотивный парк Барановичей соответственно увеличивался. В 1902 году за станцией Барановичи числилось «2 паровозных здания на 12 паровозов; 1 прямоугольное на 2 паровоза и 1 полукруглое на 10 паровозов». К началу 20 века депо Барановичи было веерного типа с поворотным кругом. В 1910 г. на Полесские железные дороги стали поступать паровозы серии «О». В 1899г. известный русский инженер Лопушинский совместно с конструкторами Коломенского машиностроительного завода разрабатывал проект мощного товарного паровоза с колесной формулой 0-4-0. Но паровоз расходовал больше топлива, чем предполагалось и поэтому было внесено еще 99 изменений. Этому локомотиву в 1912 г. присвоили серию «Ов». Согласно материалом исследования станции Барановичи-Полесские Особой Высшей Комиссией было установлено, что за 1913г. к станции приписано 81 паровоз из которых «33 пассажирских из них: 17 паровозов типа 2-2-0 (к этому типу относились пассажирские паровозы. В 1912 г. все пассажирские паровозы с 2 осями получили серию «Д») Вот таким было начало истории нашего города. История Барановичей и история развития Беларуской железной дороги неразрывно связаны. Надеемся, эта статья оказалась познавательной и пролила свет на то, почему такое большое количество железнодорожной символики окружает нас с вами каждый день на улицах нашего родного города. В цикле статей, посвящённых 150-летию города Барановичи мы ещё не раз вернёмся к теме железной дороги, её именитых и заслуженных работников, наших земляков и даже, возможно, родственников кого-то из вас. С наступающим праздником, барановичане!
|