баболовский парк царь ванна
Баболовский парк царь ванна
В заброшенном Баболовском парке, в пригороде Санкт-Петербурга, в полной безвестности пребывает гранитный шедевр, который по качеству работы сопоставим, а по размерам превосходит саркофаг в пирамиде Хеопса. Причем этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору.
Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.
Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.
Примечательно, что в Царь-ванне никто никогда не купался. На это были свои причины, о которых я изложу позже. И опять история с ванной мне напомнила саркофаг в пирамиде Хеопса. Как выяснили современные исследователи, таинственный саркофаг не являлся последним пристанищем фараона. Его там не хоронили, да и сама пирамида, скорее всего, не являлась усыпальницей. Истинное предназначение величайших гранитных объектов – египетского саркофага и Царь-ванны до сих пор никому неизвестно!
Царь-колокол и Царь-пушка – эти экспонаты Московского Кремля известны всему миру и доступны туристам в отличие от Царь-ванны, заброшенной в Баболовском парке под Санкт-Петербургом. Почему существование гранитного шедевра держится в строжайшей тайне, вся информация словно намеренно скрывается и не подвергается огласке? Какие причины сдерживают государственные власти от того, чтобы вывезти Царь-ванну из руин заброшенного дворца и представить ее мировой общественности наравне с Царь-колоколом и Царь-пушкой? Видимо причины есть и весьма серьезные!
Из истории нам известно, что названия дворец и парк получили от деревушки Баболово, которую Екатерина II когда-то подарила светлейшему князю, своему фавориту, Григорию Потёмкину. Поскольку вокруг деревни были густые леса, то решено было не сажать парк, а приспособить под него участок леса. Территорию расчистили, осушили и посадили там дубы и лиственницы, которые ранее здесь не росли. Место стало походить на английский парк. В 1785 году в нем появился деревянный, а затем каменный дворец. Он был одноэтажным летним зданием с семью комнатами. Отдалённое место расположения дворца привело к его редкой посещаемости и через 10 лет заброшенное здание обветшало.
Вторым рождением Баболовского дворца стала его перестройка в 1824-1825 годах, которой занимался архитектор Василий Стасов, построивший Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге и Провиантские склады в Москве.
Старинная фотография Баболовского дворца (фото из Интернета)
Старинная фотография Царь-ванны в еще целом дворце (фото из Интернета)
Уникальная ванна из гранитного монолита, по некоторым сведениям, была заказана известному петербургскому каменотёсу Самсону Суханову, который руководил изготовлением ростральных колонн у Биржи на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. За свою работу Суханов, якобы, получил 16 000 рублей.
Есть свидетельства, что каменотесам потребовалось 10 лет, чтобы вырубить ванну из гранитного блока весом 160 тонн, доставленного с одного из финских островов. Эти данные вызывают подозрения в достоверности информации о том, что гранитную ванну делали по приказу царя, и вот почему! Посудите сами, если Александр I действительно дал приказ соорудить в Баболовском дворце ванну для купания, то неужели он ждал целых 10 лет, чтобы наконец-то искупаться в гранитном чане? Приказы царя должны были исполняться в кратчайшие сроки, а десять лет, согласитесь, это уже долгострой!
И еще один сомнительный момент бросается в глаза. В официальной истории перестройки и реконструкции дворца видны явные разночтения. Как было обозначено выше, архитектору Стасову пришлось увеличить размеры главного зала, чтобы установить в нем Царь-ванну, а строители возвели стены помещения только после того, как ванна была уже установлена. Если перестройка дворца длилась всего два года с 1824 по 1825 г.г., то получается, что Царь-ванна в нем уже стояла…
Здесь видна явная не стыковка. Если Александр I повелел сделать ванну в 1823 году, осуществление проекта заняло 10 лет, значит, то гранитный шедевр должны были установить в главном зале дворца не раньше 1833 года. Однако к этому времени, согласно летописи, перестройка дворца уже 8 лет как была завершена и Царь-ванна стояла на своем месте. Как это понимать?
Так какую же ванну вырубал из гранита Самсон Суханов и вообще изготовлял ли он ее? Как самсоновскую ванну могли установить во дворце ещё до того, как она была готова? Здесь вновь возникает ассоциация с египетским гранитным саркофагом, который был установлен в центральной камере пирамиды Хеопса в момент ее строительства. Исследователи заметили, что размер саркофага оказался больше входного проема в камеру, поэтому строителям пришлось внести его в помещение до того, как были воздвигнуты стены и потолок камеры внутри пирамиды.
Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу – он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.
Размеры Царь-ванны впечатляют: высота почти 2 метра (196 см), глубина полтора метра (152 см), а диаметр более 5 метров (533 см). В гранитный шедевр вмещается 8000 ведер воды, то есть около 80 000 литров или 80 тонн!
В интернете я нашел интересный сайт, в котором посетители Баболовского дворца и тайника с Царской ванной, выложили фотографии загадочного объекта. Вот ссылка на этот ресурс: http://www.geocaching.su/showmemphotos.php?cid=1546
Я лишь приведу, в качестве примера, несколько фотографий людей, добравшихся до загадочной ванны.
Сделать вручную этот гранитный шедевр просто невозможно. Здесь требовались инструменты, которые легко резали и обрабатывали гранит, а также мощные подъемные установки, способные поднимать и поворачивать 160-тонную гранитную глыбу. Глядя на фото Царь-ванны возникает ощущение, что ее вырезали на гигантском токарном станке…
В ходе изучения Царь-ванны возникает масса вопросов! Например, каким образом в ней разогревали огромное количество воды и поддерживали ее в теплом состоянии? Еще большей загадкой является способ слива использованной воды. В гранитной ванне отсутствует отверстие для слива! Трудно себе представить сколько усилий и времени было бы потрачено для того, чтобы вычерпать из ванны отработанную воду – 80 тонн. Ведь этих титанических трудозатрат можно было бы легко избежать при помощи одного или нескольких отверстий, просверленных на дне ванны. Но этого не было сделано! Почему? Профессиональные каменотесы не могли просто забыть его сделать. По всей видимости, сливное отверстие изначально не было предусмотрено в проекте! А если это так, то этот проект не имел никакого отношения к ванне. Тогда, что за конструкцию вырезали умельцы и каково было ее предназначение?
История Баболовского парка и дворца весьма трагична. Во время второй мировой войны, из-за бомбежек, рухнули своды дворца, большая часть его строений превратилась в руины. И только загадочная ванна остается невредимой. Есть информация, что немецкие захватчики пытались вывезти гранитный шедевр в Германию, но не смогли этого сделать, так как вес Царь-ванны оказался для них неподъемным.
Фотография руин дворца и купальни с Царь-ванной в нынешнем состоянии (фото из Интернета)
К сожалению, в Баболовский парк и к руинам дворца туристов не водят. Эти объекты даже не упоминаются в путеводителях. Более того, в местном краеведческом музее нет информации ни о парке, ни о ванне! Как это всё понимать? Удивительное безразличие к своей истории или наглядный пример умалчивания и намеренного скрытия объекта, не поддающегося научному объяснению?
Царь-ванна: восьмое чудо света (г. Пушкин, Баболовский парк)
Где находится Царь-ванна. История Баболовского дворца
История Баболовского дворца началась с июля 1785 г., когда императрица Екатерина II пожаловала своему фавориту князю Г. А. Потёмкину баболовскую купальню, изначально сделанную из дерева. Возводить на месте деревянной купальни кирпичное строение взялся архитектор И.В. Неелов. По тем временам, предложенная Нееловым свободная, ассимитричная, без излишней вычурности архитектурная композиция дворца была смелым и новаторским решением. Дворец предназначался для непродолжительного летнего отдыха и частных приёмов. Баболовский дворец состоял из гостиной, двух спален, подсобных комнат и помещения для ванны. Изначально во дворце, для купания в жаркую погоду или после бани, имелась ванна, выложенная внутри мрамором с подводом проточной воды от Таицкого водовода. Царь-ванна, о которой пойдёт в дальнейшем речь, была изготовлена только спустя 35 лет.
Как гласит официальная история, в 1811 году по велению Александра I придворным инженером А.А. Бетанкуром был сделан заказ на изготовление гранитной ванны исполинских размеров петербургскому мастеру каменных дел Самсону Суханову, который в 1818 сдал свою работу. И всего через несколько лет, а именно с 1823 и по 1825, под руководством известного архитектора В.П. Стасова произошла очередная реконструкция Баболовского дворца. Основной целью реконструкции являлось увеличение помещения для ванны и замена старой мраморной ванны на новую гранитную.
Как видно по фотографиям, в настоящее время, Баболовский дворец представляет собой печальное зрелище. После революции 1917 г., здание дворца было перепрофилировано новой властью под военные нужды. Во дворце размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа. Являясь военным объектом Баболовский дворец подвергся бомбардировкам со стороны фашистской авиации и был превращён в руины. По счастливой случайности, во время обстрелов купальня не пострадала и уникальная Царь-ванна осталась неповреждённой. Кстати, существуют свидетельства, что немцы хотели переправить гранитного исполина в Германию, однако справиться с 48-тонной ванной им оказалоь не под силу.
Долгие годы остатки Баболовского дворца продолжали разрушаться под дождём, солнцем, снегом.
В 80-е годы была предпринята жалкая попытка проведения реставрационнных работ. «Реставраторы» в некоторых местах восстановили кирпичную кладку. Но глядя в живую, понимаешь, что уровень качества работ таких «реставраторов» применим разве что для строительства овощехранилища. А с наступлением эры рыночных отношений и эти работы сошли на нет. В 2014 году территорию Баболовского дворца огородили синим заборчиком и посадили у входа маргинального вида охранника. Он-то, за символическое вознаграждение, и осуществил наш беспрепятственный доступ к цели нашей поездки.
Размеры Царь-ванны
Царь-ванна просто поражает воображение. Её характеристики не поддаются логическому объяснению:
Загадка Царь-ванны
Размеры ванны впечатляют. Но как же, чёрт возьми её сделали? По официальной версии, ванна была вырублена из цельного куска красного гранита массой более 160 тонн, который приволокли с каменоломни одного из финских островов. Абсолютно непонятно как дотащили глыбу гранита весом в 160 тонн, когда эпоха электричества и паровых двигателей ещё не наступила, а поблизости не наблюдается каких либо водных коммуникаций или хороших дорог.
Качество обработки гранитной поверхности высочайшего уровня. Создалось впечатление, что гранитную заготовку вырезали на гигантском токарном станке.
Стоит помнить, что в то время не было твёрдосплавного камнерезного инструмента, а стальные зубила (скарпеля), которыми пользовался Суханов требовали заточки через каждые 3-4 удара по граниту. Общий объём проведённых работ выглядит просто фантастическим.
Каким образом удалось добиться таких фантастически правильных форм? Ведь вся работа выполнялась вручную: гранит, молоток и скарпель.
На дне ванны сливного отверстия обнаружено не было. Очередная загадка. Ведь потребуется неимоверное количество усилий для вычерпывания из ванны несвежей воды. В связи с этим возникает вопрос: а ванна ли это?
Феноменальный уровень обработки гранита.
И на последок ещё одна очень важная загадка. В непосредственной близости от протоптанных туристических троп, находится поистине уникальный исторический артефакт, который привлечёт к себе десятки-сотни тысяч туристов, готовых за право посмотреть на него платить немалые деньги. А что имеем по факту: многолетнии руины дворца и спрятанный за синим забором, подальше от людских глаз, уникальный исторический объект. Что это? Умышленное сокрытие информации о объекте, происхождение которого непросто объяснить?
P.S. Как показал небольшой опросик, большинство опрашиваемых местных жителей, проживающих в Царском селе (г. Пушкин) ничего не слышали о ванне.
Что имеем не храним! Баболовский дворец и его уникальная ванна, весом 48 тонн из цельного куска гранита.
На юго-западе Царского села расположен самый последний из императорских парков — Баболовский. Главной достопримечательностью парка является Баболовский дворец (построен в 1785 году для Григория Потёмкина). В нем и находится забытый шедевр — гигантская ванна, в размеры которой трудно поверить.
Уникальный бассейн из гранита был заказан, по повелению Александра I, инженером А. А. Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Суханову, который блестяще выполнил этот заказ, проработав над ним с 1811 по 1818 год. Современники и сам создатель этой ванны — Самсон Суханов высоко ценили это изваяние, не имевшее аналогов в истории каменотесного искусства. Однако эта ванна хранит особую, не до конца раскрытую историю создания.
Она была вытесана из единого блока камня мастерами известной своими работами петербургской артели С. К. Суханова, известной своими каменотесными работами, за 16000 рублей.
Как был доставлен Гром-камень к Исаакиевскому собору, за сотню метров от Невы, мы хорошо знаем. Как многомудрый Августин Бетанкур доставил царскосельскую чашу, не столь тяжелую, как Гром, но все-таки весящую без малого 50 тонн, к месту ее установки в начале XIX века, когда эпоха пара и электричества еще не наступила — инженерная загадка: ведь рядом ни водных путей, ни порядочных дорог нет, и приходится сожалеть, что прилежный рисовальщик-документалист не присутствовал при этой уникальной транспортной операции. Нет достоверных сведений и о том, где была изготовлена чаша — прямо в каменоломне на одном из островов Финского залива, или близ места установки. Если верно последнее, то, следовательно, к стенам Баболовского дворца был доставлен «отруб» гранита, в 2-2,5 раза превосходящий по массе саму чашу.
Первое упоминание о ванне находим в «Отечественных записках» за 1818 год в статье П. Свиньина. Вот как он описывает ее: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани. Она вышиной 2 аршина 12 вершков, глубиной 2 аршина 4 вершка и в диаметре 7.5 аршина. Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства, которое тем еще для него похвальнее и славнее, что не прибавил он ни сколько цены, предлагаемой ему за таковую же ванну из четырех частей! Сей удивительный кусок гранита найден им на одном из Финляндских островов и перевезен водою. Он весил сначала до 10.000 пудов (Около 160 т.), а ныне 3.000 (Около 48 т.). Во многих местах приметны на нем части Лабрадора, что при солнечном сиянии делает его блестящим.
На основании этого документа можно предположить, что основные технические и прочие требования к гранитной ванне были определены при заключении контракта инженером А. А. Бетанкуром. Несомненно и то, что у Суханова уже был опыт изготовления такой же огромной ванны для. Петергофа, но полированной только изнутри.
Эта нечеловеческих размеров «ванна» весом в 48 тонн, диаметром 533, глубиной 152 и высотой 196 сантиметров и емкостью «в 800 ведер воды». В пересчете на современные меры длины получим размеры ванны:
высота — 195.5 см,
глубина — 151.1
диаметр — 533 см.
«По исчислению в ванну сию войдет до 800 ведер воды». По современным меркам, считая 1 ведро = 12.293 литра, получим объем воды в ванне ок. 10 куб. м, а по геометрическим размерам воды в ванну можно залить около 25 куб. м, то есть расчет был либо неправильным, либо счет шел на ведра горячей воды, добавляемой для разбавления холодной воды, либо на частичное заполнение — на 1/2 этой гигантской ванны.
Она была вырублена из цельного куска красного карельского гранита. Глыбу красного гранита весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте. Как уже указывалось, ванна обрабатывалась в течение 7 лет, с 1811 по 1818 год, это стало одной из причин разорения Суханова как подрядчика в условиях отсутствия новых заказов.
На изготовление ванны в Баболовском дворце использован гранит крупнозернистого строения темно-розового цвета, редко встречающийся без трещин, что придает особую ценность этому изделию-памятнику. Заготовка («отруб») огромной величины была вырублена на островах Финского залива, возможно, там же, где добывался затем материал для колонн Исаакиевского собора. Для этой гранитной ванны характерно еще одно привлекательное явление — эффект иризации (радужных отсветов), который создают в ней минералы полевого шпата (его разновидности — Лабрадора), входящие в состав гранита. Минералы состоят из тонких пластинок, толщина которых близка к длине светового луча. Для гранитной ванны Суханова характерно, что она при различном освещении смотрится иначе, например зимой и летом.
Чтобы представить трудоемкость изготовления чаши, разделим внутренний ее объем (около 30 кубических метров) на объем гранита, отделяемого от блока одним ударом киянки по скарпелю (в среднем от одного до трех кубических миллиметров). Результат: десятки миллиардов ударов только для придания блоку чашевидной формы. Тот же порядок имеет число ударов, нанесенных по блоку для придания ему идеально правильных, округлых внешних форм.
Добавим к этому, что Суханов работал за сто лет до появления твердосплавного камнерезного инструмента. Тот же инструмент из простой стали, который был в его распоряжении, требовал заточки через каждые три-четыре удара по граниту.
Уникальная ванна-бассейн, выполненная с особым вдохновением мастером Сухановым и его работниками, созданная из темно-розового гранита, существенно обогатила дворец благодаря своим размерам и художественно-декоративным достоинствам.
О том, каким способом бассейн наполнялся водою, кратко и загадочно повествует М. Пыляев: «когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Кто именно из исторических персонажей и при каких обстоятельствах в этой ванне купался, история умалчивает. Неясно также, каким образом происходил и происходил ли вообще подогрев воды в чаше. Историк И. Яковкин считал гранитную ванну в Баболовском дворце «из первейших в мире».
Баболовский дворец — далекое эхо плеска воды в римских банях, преодолевшее путь от терм Диоклетиана, через Холодные бани Екатерининского дворца до окраины Баболовского парка. Однако Баболовский дворец — не баня, но только символ бани, ее поэтическая метафора.
В Интернете сейчас ванну Суханова начинают называть Царь-ванна, видимо из-за ее размеров. Но столь лестное сопоставление с Царь-пушкой и Царь-колоколом не должно обольщать — предшественники ванны никогда не были задействованы по прямому назначению, а ванна бездействует пока менее века (после 1917 года).
Не скупитесь на репост, может как то поможет спасению этого рукотворного чуда!
Всем добра и всех с пятницей!
Тайна гранитной ванны из Баболовского парка
Чудо в руинах
Что было раньше: курица или яйцо? Над этим вечным вопросом тщетно бились многие поколения схоластов. Но в нашем случае «яйцо» точно было раньше «курицы». То есть сначала установили огромную круглую гранитную ванну и лишь потом возвели вокруг нее стены и куполообразный свод. Впрочем, обо всем по порядку.
«Произведение Русского Ваятеля»
Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. К тому же в то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!
Не зря современники восхищались этим уникальным творением. Вот что писал в «Отечественных записках» за 1818 год Павел Петрович Свиньин: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани. Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства. »
Для размещения ванны потребовалась перестройка дворца, осуществленная в 1824-1829 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Причем сначала была установлена ванна, и лишь потом возведены стены павильона с каменным куполом.
Загадки Баболовской чаши
И все же эта великолепная чаша таит в себе немало загадок. Историки считают, что она использовалась для купания членов царской семьи в жаркие летние дни. Негоже ведь монаршим особам появляться в неглиже перед взорами досужей публики! Но возникает вопрос: как же она заполнялась? Неужели все 800 ведер заливались в нее вручную, так сказать, по первому требованию?
Писатель и журналист Михаил Иванович Пыляев повествует о способе заполнения бассейна кратко и весьма туманно: «Когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Также непонятно, как потом вода сливалась: ведь никакого сливного отверстия в ванне нет.
Еще большей инженерной загадкой является то, каким способом был доставлен гранитный блок к стенам Баболовского дворца. Хорошо известно, каких неимоверных усилий стоило привезти знаменитый Гром-камень для пьедестала памятника Петру I к Исаакиевскому собору.
И даже если предположить, что чаша вырубалась непосредственно в каменоломне, вследствие чего груз стал вчетверо легче, все равно задача ее транспортировки кажется непосильной.
Заметим, что в Великую Отечественную войну немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта из дворца в Германию: не нашлось у них подходящего оборудования и транспортных средств.
Неоднократно высказывались сомнения, что Баболовская чаша изготовлена вручную. Вот что пишет один токарь (орфография и пунктуация сохранены): «Нам, извините за выражение “впердюливают» что ее якобы зделал данный мастер: Суханов. делал аж семь лет, стругал как “папа Карло” полировал и так далее. чушь полнейшая. со всей ответственностью как (токарь-универсал 5-го разряда) я заявляю, это машинная обработка, вогнутые, выпуклые поверхности сей ванны, наиточнейшая окружность по всему диаметру, точно сферическая поверхность нижней части ванны, внутри по низу как же наиточнейшая (неразборчиво) по всему диаметру. такое изделие невозможно зделать в ручную, а уж тем более отполировать. такое впечатление складывается, что только вчера она вышла из под станка. полировка (темно, на фото не видно) как у колон Исаакия класса 4-5. Этого невозможно достичь без высокоскоростных полировальношлифовальных инструментов».
Но если уважаемый мастер прав и чаша сделана посредством машинной обработки, откуда взялся такой огромный токарный станок? Остается предположить, что этот артефакт гораздо древнее, чем считалось до сих пор, и достался нам в наследство от некой высокоразвитой цивилизации, давным-давно исчезнувшей с лица Земли.
Заметим, что с грандиозностью гранитного чуда Баболовской чаши сопоставим разве что саркофаг в пирамиде Хеопса, которому как минимум 5000 лет (а скорее всего, гораздо больше). Кстати, современные исследователи пришли к выводу, что этот гранитный ящик вовсе не предназначался для погребения фараона. А какие функции он выполнял на самом деле, неясно.
А если камнерезы XIX века умели делать такие вещи, почему это умение было утрачено их потомками? И наконец, почему этот артефакт много лет скрыт от глаз людских и находится чуть ли не на свалке? Внятного ответа на эти вопросы нет.