айзек азимов галактическая история

Айзек азимов галактическая история

Безумный сюжет, медведь играет рояле где то в кустах. Все вокруг идоты и не лечаться и только гг один в белом стоит. На каждый вздох он или новый навык заработает или откроет внеранговое заклинание. И никто его выщемить не может. Вокруг игроки одного с ним уровня рубят по 2-3 урона а наш гг по 300-400 а иногда и критует по 1.5к. В общем так себе книженция. Плохо.

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

Рейтинг: +2 ( 2 за, 0 против).

повтор первой книги плюс небольшая добавка

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

повтор первой книги?

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

Что не так с украинскими военными? Может Вы не в курсе, но в 2014 году к нам посылали именно «карательные добровольческие батальоны для усмирения Донбасса», т.е. для усмирения людей которые не приняли антиконституционный переворот который провернули американцы и европейцы при молчаливом попустительстве и даже поддержке киевлян.
А. Геращенко https://www.youtube.com/watch?v=cEbonEOnfUY

Рецензию Вашу, в целом, поддерживаю. Так оно и есть. Долго слишком писалась серия))

Рейтинг: +2 ( 5 за, 3 против).

Очень забавно, читая, следить, как со временем меняются взгляды автора, и там, где начато за здравие, закончено за упокой (и наоборот).

Как постепенно коммунисты и Сталин становятся практически врагами, и начинается новая эпопея — спасения царской России. Как я понимаю, с удовольствием бы автор переписал книгу, где Сталин и Берия — два монстра, но уж очень много работы 🙂

Годы написания можно легко определить по отношению к украинцам. Если изначально ГГ даже служил в украинской армии, и украинские военные даже в союзниках, то к концу иначе как карателями украинцев не называет.

Кстати, каратели — от слова «карать». Например, те же партизаны — каратели немцев за то, что они устраивали с гражданским населением 🙂 Так вот, кого и за что «карают» в книге украинские военные? Просто слово, которое нынешняя пропаганда возвела в ранг культа, как и слово «нЕзалЕжная» вместо «Украина».

Грустно. Если оборвать примерно 6-7 книгой — ну, еще читаемо, а вот дальше. 🙁

Источник

Вселенная Азимова или Галактическая история. Правильный порядок чтения

айзек азимов галактическая история

Полезная страница? Поделитесь с друзьями:

Среди сотен книг, написанных Айзеком Азимовым есть те из них, которые можно отнести к одной Вселенной. Вместе книги этих циклов формируют некую Галактическую историю по версии Азимова. И эта история растянулась на несколько тысячелетий.

Кстати, именно с рассказов о роботах, Азимов начинал своё творчество, не подозревая что они станут частью большой истории.

В общем, на этой странице представлены все книги Айзека Азимова, составляющие одну большую историю будущего человечества в хронологическом порядке, удобного для чтения. Для того чтобы было интересней, добавил также некоторые пояснения.

Книги по сюжету

История фактически открывается романом «Конец вечности». Потому что действие этого романа происходит вне времени, в так называемой «Вечности». Но в целом, это самостоятельное произведение, связанное с остальными книгами только отсылкой на него в романе «Кризис Основания»:

И все же в сказке утверждается, будто на самом деле существовали те, кто умел выходить за границы времени и изучать бесконечные линии потенциальной Реальности. Эти люди назывались Вечными, а когда они покидали время, о них говорили, что они перешли в Вечность

Не будем рассказывать сюжет, далее говорится о том что произошло с «Вечными».

Эта книга Азимова является образцом виртуозной игры писателя с пространством и временем. Отличная проработка временных парадоксов, сюжет держит в постоянном напряжении, совершает крутые виражи и поражает научным подходом. Многие критики говорят, что это лучшая работа Азимова.

Роман описывает деятельность организации под названием «Вечность», существующей вне времени и зародившейся в 27 столетии. Люди «Вечности» изменяют ход развития истории во имя блага человечества. Миллиарды людей могут навсегда исчезнуть по их воле. Так бы и продолжалось дальше, но главный герой Эндрю Харлан становится участником странных событий, о которых и пойдёт речь в романе.

Своё творчество Азимов начинал с научно-фантастических рассказов, большая часть из них была про роботов. Все они были объединены одной идеей, о том как робот, наделенный разумом, должен взаимодействовать с человеком. Действие происходит в не очень далёком будущем, по крайней мере по сравнению с событиями, которые будут происходить дальше во вселенной Азимова. Из этих рассказов вы узнаете как всё начиналось, как менялось общество с появлением роботов, как люди относились к ним и что думали сами роботы. Ведь именно они в будущем помогут человеку освоить космос.

События в этом романе происходят примерно в тот же временной период, что и действия предыдущих рассказов. Повествуется в нём о роботе, с неожиданными качествами, свойственными только людям. И о том, как тот захотел стать человеком. Это самостоятельное произведение, оно слабо связано с остальными книгам, но всё происходит в той же вселенной. Кстати, этот роман был издан уже после смерти писателя, в соавторстве с Р. Сильвербергом по мотивам повести «Двухсотлетний человек». Что читать короткую повесть или роман решать вам.

Следующая повесть «Мать Земля», на временной шкале Вселенной Азимова является неким переходом от рассказов о роботах к серии романов об Элайдже Бейли и роботе Дэниела Оливо. Читая её формируется некое предчувствие событий, которые произойдут в «Стальных пещерах» и «Обнажённом солнце», ещё не написанных. Т.е. это своего рода мост. В конце повести также упоминается термин «Галактическая империя», о том что Земля даст рождение будущей Империи. Это сознательная отсылка, так как на тот момент Азимов уже написал «Камешек в небе» годом ранее, но тогда он назывался «Пусть мы стареем» («Grow Old With Me») и был издан только в журнале.

айзек азимов галактическая история

После двух успешных романов серии, Азимова попросили продолжить историю. И он написал этот небольшой детективный рассказ. После того как рассказ был опубликован, Айзек получил письма от фанатов, в которых, все, как один, говорили «Спасибо, но мы хотели ещё один роман!». Эта детективная история увлекательная, но вселенную она не расширяет, здесь упор именно на самом детективе.

айзек азимов галактическая история

Наконец, спустя много лет было представлено продолжение романа «Обнажённое солнце». Именно в этой книге серии, Азимов стал соединять эту детективную серию романов с рассказами о роботах и циклом «Основание» в одну вселенную. В книге же со времен событий «Обнажённое солнце» прошло только 2 года. В произведении жители перенаселённой Земли впервые задумываются о начале колонизации новых систем, и это движение возглавляет наш герой Элайдж Бейли.

По хронологии событий, открывает новую серию «Галактическая империя» именно этот роман. Сам Айзек не любил данное произведение, из-за того что редактор журнала настоял на некоторых изменениях в развязке сюжета. Тем не менее это часть общей истории.

Следующий роман «Прелюдия к Основанию» был написан намного позже классической трилогии, и даже после её продолжения. Произведение является приквелом и в нём повествуется о том как всё начиналось, когда живой и здоровый Хэри Селдон только представил теоретическую возможность математического моделирования будущего.

Это самая первая книга, написанная Азимовым во Вселенной «Основание». Изначально это были четыре рассказа, опубликованные под разными названиями, вместе образующие единый сюжет. Позже был добавлен ещё один рассказ и выпущена книга. По хронологии собитий общей галактической истории этот роман должен быть здесь, но для читателей того времени, цикл «Основание» начался отсюда и полюбился, став популярным, благодаря следующим трём книгам в списке, составляющим классическую трилогию.

Первая книга большого цикла романов о распаде Галактической Империи с высочайшим уровнем развития цивилизации и история появления новой.

Учёный Гэри Селдон создаёт науку «психоисторию» и математически доказывает, что Империя через 500 лет перестанет существовать. Власти ему не поверили, но он и его последователи это предвидели и уже подготовили план по созданию новой Галактической Империи. Согласно этому плану, период варварства после краха Империи сократится с 30000 лет всего лишь до 1000 лет.

А этот роман является долгожданным продолжением классической трилогии, которого фанаты ждали 30 лет. И возможно он появился на свет только благодаря давлению на писателя со стороны фанатов и издателей, ну и большому гонорару. В итоге этот роман занесён в список бестселлеров газетой «The New York Times» и отмечен несколькими премиями.

И наконец, заключительная часть всей истории! В романе много отсылок к предыдущим произведениям, хотя он вполне может считаться самостоятельным. Здесь раскрыта тема того, что ждёт человечество в будущем, по мнению Азимова. Это некая развязка, с рассмотрением событий с перспективы далекого будущего. Заселение миров, галактическая империя, её распад, тёмные века, возрождение галактического государства и путь к чему-то большему. Будущее настолько далёкое, что люди уже не знают где их родной мир, да и как вообще зародилось человечество, высказываются множество теорий. Эту загадку и пытается раскрыть в своём приключении учёный Голон Тревиз. Он со своей командой отправляется в путешествие на самом современном космическом корабле. В нём он находит нечто древнее, узнаёт ответы. И именно ему, в итоге, предстоит выбрать путь, по которому будет дальше развиваться человечество.

Источник

Айзек Азимов «Галактическая история»

Галактическая история

Другие названия: История будущего, Greater Foundation

Язык написания: английский

В данный гигантский цикл объединены следующие циклы Айзека Азимова: «Рассказы о роботах», «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо», «Тренторианская империя» и «Академия».

Действие всех книг цикла происходит в далеком будущем, которое растянулось на много тысячелетий. По своей сути, данный цикл является историей будущего по Азимову и по своей значимости ставится в один ряд с циклами «История будущего» Роберта Хайнлайна и «Техническая история» Пола Андерсона.

«И все же в сказке утверждается, будто на самом деле существовали те, кто умел выходить за границы времени и изучать бесконечные линии потенциальной Реальности. Эти люди назывались Вечными, а когда они покидали время, о них говорили, что они перешли в Вечность». (и далее кратко пересказываются некоторые события из романа «Конец Вечности».)

Обозначения: айзек азимов галактическая историяциклы айзек азимов галактическая историяроманы айзек азимов галактическая историяповести айзек азимов галактическая историяграфические произведения айзек азимов галактическая историярассказы и пр.

Самиздат и фэнзины:

Издания на иностранных языках:

В отзыве на «Рассказы о роботах» я написал, что Азимов известен как автор двух сбивающих с толку концепций. Там я говорил про первую, вот вам анализ второй.

Итак, основная идея, на которой построен этот цикл Азимова — это допущение, что существует возможность (почти) точно предсказать будущее человечества на (почти) неограниченное время вперёд. Именно такую науку — психоисторию — изобрёл гениальный математик Гари Сэлдон, и именно тому, как замечательно реальность согласуется с теорией, посвящёны эти романы. Психоистория сбойнула, по-моему, только один раз, когда в неё вмещалось некое непредсказуемое обстоятельство, а в остальном — прекрасно работала.

Нельзя сказать, что концепция психоистории внутренне противоречива или литературно некрасива. Собственно, у неё есть ровно один недостаток — она просто неверна. Для того, чтобы понять это, достаточно вспомнить, как часто вы в своей жизни сталкивались с более или менее точным прогнозом погоды, скажем, на месяц вперёд (не считая прогноза того банального факта, что в средних широтах северного полушария Земли в ноябре, скорее всего, будет холоднее чем в октябре и т.д.). И это вовсе не потому, что метеорологи глупы или ленивы. Просто атмосфера Земли — хаотическая система, её динамику в принципе нельзя предсказать за пределами сравнительно небольшого отрезка времени, который равен, грубо говоря, неделе, и который иногда называют «горизонтом предсказуемости» или «ляпуновским временем», в честь выдающегося русского математика А.М. Ляпунова. И наука осознала это довольно поздно — примерно к началу XX века. А до этого времени доминировала точка зрения, что если мы достаточно точно измерим начальное состояние системы и аккуратно сделаем рассчёты, то мы узнаем всё про её судьбу. (Гипотетическое существо, которое способно это делать, обычно называют демоном Лапласа). Собственно, эта точка зрения возникла в XVIII веке под влиянием развития небесной механики, когда астрономы с восторгом выяснили, что достаточно хорошего телескопа и знания законов Ньютона, чтобы точно предсказать положения планет и комет и через десятки, и через сотни лет. А преломившись в массовом сознании, это идея породила образ яйцеголового учёного, который прикидывает что-то на салфетке и рассказывает вам с точностью до минуты, когда именно взорвётся Солнце, произойдёт землетрясение или извергнется Йеллоустоунский вулкан. И, боюсь, азимовские рассказы тоже причастны к формированию такого штампа.

Но в XX веке учёные (не голливудские, а настоящие) с удивлением осознали, что природа так не работает. Хаотические динамические системы в принципе непредсказуемы. А к хаотическим, если быть кратким, относится подавляющее большинство сложных систем (в скобках заметим, что сложность требуется весьма умеренная: допустим, система из N гравитирующих тел хаотична начиная с N=3). Именно поэтому нельзя задолго предсказать ни изменения погоды, ни солнечную вспышку, ни экономический кризис. И, разумеется, социальные системы тоже являются хаотическими.

Вернёмся к Азимову. Если бы он писал фэнтези, и ввёл бы туда какую-нибудь Длань Судьбы, которая управляет ходом событий, то особых претензий у меня к нему бы и не было. Но он писал фантастику как-бы-твёрдую, и читая об очередном сбывшемся гениальном сэлдоновском пророчестве, я думаю: «Ну вот, опять этот математик предсказал этот дождь за два века!». И я не верю, и мне становится не очень интересно. Даже это не имело бы значения, если бы Азимов умел писать хорошо в литературном смысле слова. Но, увы, красоты стиля и глубина проработки характеров — это не его сильная сторона. Остаётся следить за процессами и идеями, а основная идея, описывающая процессы, в данном случае подкачала. Ну, я так думаю. И ставлю этому циклу 6 баллов, при этом один балл добавлен чисто из уважение к трудам Азимова — они действительно того заслуживают, несмотря ни на что.

Первый закон. Робот не может нанести вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред.

Второй закон. Робот должен повиноваться приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.

Третий закон. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам.

Нулевой закон. Робот не может нанести вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был нанесен вред.

Прежде всего хочу попросить не читать этот отзыв людям, не читавшим часть романов, так как без спойлеров не обойтись.

Каждый человек по-своему фантазер. Каждый хоть немного, но придумывал истории будущего. У кого получалось так себе, у кого-то неплохо, а у кого-то потрясающе.

Однажды мой очень хороший друг порекомендовал мне почитать Айзека Азимова. В общем то я о нем слышал давно и его знаменитые Три закона знал. Даже и не помню откуда. Но знал.

После прочтения классических «Конец Вечности» и «Сами Боги» я взялся за прочтение цикла «Академия» (Основание — кому как хочется). Читать начал с приятным настроением, так как цикл в в общем имеет хорошие отзывы и отличные оценки. И он меня не разочаровал. После я продолжил чтение циклом о Р. Дэниеле Оливо (первая книга цикла мне к слову сказать не слишком понравилась, но последующие очень хорошие), цикл Рассказов о Роботах ну и Тренторианская империя.

Есть ряд авторов, которые после определенного творческого пути начинают связывать романы в циклы и псевдоциклы. До этого с таким приемом я познакомился у Стивена Кинга. Его цикл Темная Башня вообщем-то является аналогией с Галактической историей Азимова (или в частности с Академией). Мне тогда прием очень понравился, приятно находить связь во вроде бы отдельных романах. Так же можно привести в пример Историю будущего Роберта Хайнлайна. Но с ней я знаком плохо.

Азимов начинал писать тогда еще не связанные произведения с Тренторианской империи. Это, бесспорно, повлияло на качество романов этого подцикла. Его классическая трилогия об Академии рожденная из рассказов произвела настоящий фурор и позже автор собрал их в одном томе. Это чувствуется при прочтении классической трилогии (резкие переходы между частями, в прошлом рассказами). Практически параллельно рождается начало цикла об Элайдже Бейли и «Конец вечности», которая просто невероятным образом вторгается таки в Галактическую историю. По сути продолжить Академию Азимова сподвиг финансовый вопрос. Издательство предложило — Азимов согласился, но написал не халтуру, а отличные произведения, не уступающие классической трилогии.

История Будущего началась на Земле, но на Земле не закончиться никогда (хотя формально заканчивается на Луне, что в общем не далеко). История будущего началась не с роботов, она началась с изобретением способности перемещаться во времени и с рождением организации Вечность. Именно Сотрудник Вечности Эндрю Харлан дал толчок всей этой истории. А его подтолкнула любовь. Любовь рождает миры. Миры, населенные триллиардами людей. Но миры, состоящие лишь только из людей. Да, этот толчок послужил развитию реальности, в которой не было место другим существам в Нашей Галактике кроме человечества.

История роботом началась много позже и первым роботом Азимова в Истории была. собака, робот-собака. Друг мальчика, который ее очень любил. Именно здесь Азимов показывает, что роботы — это не интерьер и не орудие, это — возможно друзья. Рассказы о роботах показывают различные истории из жизни людей, окруженных (или не очень) этими механическими помощниками. Историй много, некоторые интересны, некоторые — меньше, но они показывают суть отношений робота и человека. Венцом рассказов о роботах явился Двухсотлетний человек. Энди. Просто Энди, который так любил маленькую Крошку Мисс. И так хотел стать человеком. И стал ли он им? Что нужно что бы быть человеком? Стал ли им Дэниел Оливо, который сделал для человечества больше, чем любой человек за всю ее историю? Ведь не только внешность определяет человека? Поступки ли?

Человечество всегда испытывало неприязнь к роботам. Называется Эффект Франкетштейна. Люди боялись, что создание пойдет против создателя. Даже Три закона Робототехники не сдерживали страх.

Люди не могли долго сидеть на медленно переполнявшейся Земле. И они ушли в космос, стали осваивать новый миры и стали Космонитами. Но они забыли свои корни. Они забыли откуда пришли и стали пренебрежительно относиться к Матери-Земле. Их жизнь стала налаженной и размеренной. Они окружили себя роботами. 50 миров, которые покинули Землю, стали ее врагами. Но были и сторонники землян. Именно в тот период появился герой Земли Элайдж Бейли. Детектив, расследовавший ряд дел на трех планетах — Солярия, Автора и Земля. Именно тогда появляется герой не только Земли, но Герой Всей Галактики. Именно этот Герой вел человечество по правильному пути, именно он не давал людям умереть все 20 столетий. Имя ему — робот Р. Дэниел Оливо. Главный герой всей Галактической истории. Тогда же родилась не первая, но пожалуй самая крепкая дружба между человеком и роботом. Дэниел и Элайдж — стали настоящими друзьями. И Оливо всегда помнил эту дружбу. На протяжении 20 столетий. Всегда. В тот момент роботы познали дружбу (Жискар и Дэниел). В тот же период космонит познал любовь (Гледия и Элайдж), именно тогда рухнули границы и человечество ринулось осваивать галактику без роботов. Сами своими силами. И спустя 2 столетия после смерти Элайджа робот Жискар — тот, чей позитронный мозг родил и выносил идею Психоистории, передал перед своей смертью свою способность влиять на эмоции Дэниелу Оливо. Не только способность, но и идею Психоистории.

История же Земли на этом заканчивается. Больная, медленно умирающая планета осталась одна. 50 миров космонитов пустели. Земляне же все более осваивали Галактику.

Молодой ученый Гэри Селдон разрабатывает концепцию предсказания будущего на основе математический расчетов. Сложно сказать сам ли он дошел до нее или ему помог Дэниел. Но эта концепция стала невероятно важным открытием. Два романа Азимова «Прелюдия к Академии» и «На пути к Академии» являются предисториями к Классической Академии. «На пути к Академии» написано автором перед его смертью. Этот роман последний в его жизни. Азимов был смертельно болен и знал, что умирает. Из-за этого роман невероятно грустный и печальный. Селдон как будто сам Азимов — творец судеб, человек, знающий всю историю наперед. «Гэри Селдон (Айзек Азимов) ушёл из жизни так же, как жил,- он умер посреди будущего, окружающего его со всех сторон. »

«Прелюдия к Академии» и «На пути к Академии» могут многим показаться наивными, но нельзя рассматривать их, как отдельные единицы. Описание угасания Империи во втором романе очень реалистично. Автор также ввел множество красочных персонажей. Жена Гэри — Дорс. Робот, приставленный Дэниелом для охраны Селдона. Здесь конечно много сложного. Так как она человекоподобна смею предположить, что Оливо не уничтожил роботов с Авторы, которые устанавливали приборы для поднятия радиактивности Земли как просил Дэниела сделать Жискар. Думаю, Дорс — одна из этих роботов, перепрограммированных Дэниелом Оливо. Так же это подтверждает несколько вольная интерпретация законов Робототехники. Только Дэниел с его Нулевым законом мог заставить обойти Три классических.

Дорс классно прописана в первом романе, во втором она честно говоря меня бесила, ее поведение было нелогичном.

Сын Селдона — Рейч. Отличный парень, потом уже мужчина. Его судьба очень грустная и он очень хорошо запомнился для меня. опять же Трентор — столица Галактической Империи — целая вселенная на одной планете. Много регионов так различных, что кажется, что это — разные миры.

Селдон умирает, но его детище остается жить — две академии. Одна — общество ученых — на далекой планете Терминус, вторая — общество людей с ментальными способностями — в конце звезд.

После двух романов прелюдий наступает эра Классической Трилогии Академии. Три романа показывают борьбу Терминуса со всей Галактикой. 1000 лет должно пройти прежде чем Галактическая Империи возродится из Пепла. План Селдона обеспечивал сокращение срока Хаоса (1000 вместо 30000). Много героев тогда родилось на Терминусе. Сальвор Гардин, Хобер Меллоу — мужчины, которые должны стоять в одной линейке Настоящих Героев Галактики вместе с Селдоном, Бейли и Оливо. Они своей мужественностью, смелостью не дали умереть плану Селдона и обеспечили мир на Терминусе да и во всей Галактике на несколько веков. Много испытаний свалилось на Терминус — это и нападение последнего генерала старой империи Бела Риоза, беглеца с планеты Гея Мула. Все сложности были пройдены. Отдельно хочу сказать о классном персонаже Приме Пальвере. Ораторе Второй Академии. Его геройство также не должно быть забыто.

Классическая трилогия завершается с полным соблюдением и сохранностью Плана Селдона. Но после событий «Второй Академии» вершитель судеб Дэниел Оливо — меняет свой план — развитие галактики должно пойти по несколько другому пути — создание Галаксии — живой Галактики. Голан Тревайз — главный герой «Край Академии» и «Академия и Земля» становится пешкой в руках Оливо и подводит галактику к созданию совершенно новой формы — Галаксии. Каким бы идеальным не был план Селдона — он рухнул под натиском обычной. человечности. Типичный черты ее — корысть, алчность — все это стало присуще и Первой и Второй Академии. И Оливо понял, что здесь помочь уже нельзя. Галаксия — действительно была бы достойным и возможно единственным выходом из ситуации. «Край Академии» — интересный роман — много действующих лиц- очень эпический финал, масштабный я бы сказал даже. «Академия и Земля» — это по сути очень длинный поиск Земли, захватывающий и интересный. Снова Солярия, Автора — миры, забытые после цикла о Элайдже Бейли. Ну и снова Р. Дениел Оливо. Его нельзя забыть.

Такова история Галактики. Так сложно, так долго, так интересно. Все романы, все подциклы невероятно переплетены, все логически связаны. Герои живые и реальный. А упоминание о них вызывает ностальгию и улыбку. Всю жизнь Азимов писал историю человечества. А кто знает, может мы так и пойдем в своем развитии — роботы и Империя?

Почему-то официально в цикл не входит «Конец Вечности». Это не очень понятно, так как он имеет прямое отношение к Галактической истории. Так же косвенно я считаю можно отнести в цикл «Сами боги» (за базу на луне) и «Немезиду» (если не ошибаюсь, то где-то она упоминается).

Я очень рад, что прочел этот цикл. вся эта история — она. она идеальна хороша. Человечеству стоит прислушаться к голосу Азимова и не делать ошибок. Хотя в целом цикл позитивен, есть грустный романы или повороты сюжета. Поставил бы 20, но можно лишь 10. Жаль, что автор скончался, ведь идей у него было много. кто знает, чем бы закончилась эта история. Хотя пока функционирует Р. Дэниел Оливо человечества не достигнет своего конца.

Айзек Азимов ушёл из жизни так же, как жил,- он умер посреди будущего, окружающего его со всех сторон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *