автором культурологического подхода в изучении истории был

Культурологический подход в истории

автором культурологического подхода в изучении истории был

Культурологический подход в истории

Культурология – это наука о культуре, о её сущности, происхождении, исторических типах, закономерностях, движущих силах, внутренней логике её развития и о роли её субъекта, творца культуры.

Сегодня очень много говорится о кризисе культуры, сообщается о мерах, направленных на её развитие, о необходимости культурного образования. Существует своеобразный тип культурного человека. Как правило, культура человека связывается с его начитанностью, образованностью.

Понятие культуры выделяло те изменения, которые происходят хотя и в природном объекте, но приобретают своё направление, формируются в результате целенаправленной, сознательной деятельности человека. Поэтому к результатам, воплощениям культурной деятельности культурной деятельности можно отнести и колесо, вытесанное нашими далёкими предками из камня, и созданные из природных компонентов строительные материалы, и возведённые из них сооружения. Это и живопись, и музыка, улавливающая и отражающая природные звуки и ритмы. Это и мифы, в которых человек пытался осмыслить своё место в мире, и научные теории, объясняющие мироустройство. Созданием культуры являются и самые абстрактные математические теории, в которых связь с природой не прослеживается напрямую, и шахматы – игры ума, и летательные аппараты, и электронно-вычислительные машины (ЭВМ), которые отнюдь не копируют, а моделируют и даже совершенствуют работу природы.

В определенном смысле понятие культуры может противопоставляться природе, но ещё в большей степени связано с ним, дополняет его. Цицерон распространяет понятие «культура» на человека. Формирование человека, становление его как человека, в отличие от дикого зверя, предполагает неустанную, сознательную, направленную работу над самим собой, возделывание того, что заложено от природы.

Понятие «культура» у Цицерона пересекается с понятием «гуманизм» и сближает это понятие с понятием «образование» в самом широком смысле – как образования человеческой сущности. Римский мыслитель сравнивает поле и душу – как первое, человек в равной мере есть и творец культуры, и её творение – он становится человеком, лишь приобщаясь к культуре, сохраняя и приумножая, по возможности, развивая её.

В рассуждениях этого древнеримского мыслителя и общественного деятеля прослеживается и другое важнейшее положение: в человеке следует с особой бережностью культивировать, взращивать то, что является его природной предрасположенностью, наиболее естественно для него (склонность к ремёслам, музыкальные способности и т. д.). Эта мысль особенно актуальна сегодня. Действительно, человек, подавляющий свою природу, насилующий себя в угоду призрачным, суетным, искусственным, порабощающим целям, ломает себя, свою душу, вредя при этом не только себе, но и всему обществу.

Возврат к Цицероновскому смыслу понятия «культура» произошел лишь в эпоху Возрождения, вновь обратившую взоры к человеку и природе как к вершинам Божественного творения. Гуманисты даже считали, что человек способен находиться в сотворчестве с Богом, продолжить его дело. Развиваемые последующими мыслителями представления культуры могут рассматриваться как взаимодополняющие:

· Культура как просвещение, обеспечивающее культивирование способностей человека (Ф. Бэкон).

· Культура как мир образования (Ф. Гегель).

· Культура как восхождение к гуманизму ().

· Культура как сочетание действительности и идеала (Ф. Шиллер).

· Культура как всеобщий труд человеческого духа (К. Маркс).

· Культура как система ценностей (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

В 18-19 вв. сформировались 2 основные линии в разработке проблематики культуры. В первой из них культура рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, преодолевающих дикость и варварство (французские просветители), как эволюция духовности – морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающая прогресс человечества (немецкие философы и просветители).

Таким образом, суммируя все определения культуры, можно определить её как «процесс и результат созидательной деятельности человека». Непрерывным культурным процессом является образование, которое отнюдь не завершается окончанием школы или вуза, а лишь обеспечивает базисные знания, без развития которых жизнь просто немыслима.

Большое значение приобретает проблема «вписанности в культуру». Например, многие изобретения человечества были открыты задолго до того момента, когда они стали востребованы. И мы, историки, знаем это, как никто другой. То есть отдельные культурные изобретения появились бы раньше, если бы в них была потребность, например, часы, очки, телескоп, гелиоцентрическая система построения мира и т. д.

Важнейшим условием здорового функционирования культуры является её «избыточность». Культура создаёт множество потенциальных возможностей и направлений, лишь часть из которых реализуется. Неоднократно так происходило с научными, философскими, художественными идеями, техническими изобретениями.

Необходимо также сказать об условности, даже вредности оценки культуры с позиции её полезности или ценности. Далеко не всё в культуре даёт пользу непосредственным образом, не всякая научная теория и не сразу даёт практическое применение.

Не менее опасно отрицание прошлых или иных культур. Неоспоримым уроком истории является то, что сохраняются и развиваются те народы, даже немногочисленные, которые сумели сохранить свою культуру – язык, литературу, музыку, традиции. В таких случаях им удаётся сохранить и свою государственность даже во враждебном окружении могущественных соседей.

Удивительное пророчество сделал более столетия назад Ф. Ницше, великий знаток античной, немецкой, мировой культуры, предсказав, что «в 20 в. пойдёт борьба за мировое господство, и пойдёт она под знамёнами основоположников философских учений». По горькой иронии, именно Ницше фашисты провозгласили своим идейным учителем. А позже О. Шпенглер и Н. Бердяев предрекли: «Культура породила цивилизацию, которая её же и погубит». Сегодня мы в полной мере можем оценить истинную силу этого пророчества.

Цель культуры – соответствуя высшему назначению разума, сделать людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами природы, своего естества.

Культурологический подход в истории есть изучение человека в истории и культуре, человечества вообще и человечности в человеке и обществе. Маркс подчёркивал, что развитие способностей к познанию, творчеству, универсальному общению кроется в условиях человеческого существования. Рассматривая сущность человека как единство биологических и социальных качеств, он обосновал программу «превращения природного бытия человека в его человеческое бытие, законченное сущностное единство с природой, осуществлённый натурализм человека и осуществлённый гуманизм природы». Предвидя будущее всех наук как «единой науки о человеке», он особо выделял значение гармонического образования для формирования человека как человека и его отношения к миру как человеческого отношения, при котором «любовь обменивается на любовь, доверие – на доверие», а наслаждение искусством – достояние художественно образованного человека. «Жизнеспособно только то общество, которое развивается естественно-историческим образом», утверждал он. К концу 19 в. разнообразие культурных процессов достигло такой степени, что его просто невозможно было не заметить. Стало очевидным многообразие культур не только одного и того же времени, но и разных эпох. Их исследование окончательно убеждало, что историю культуры нельзя уподоблять наращиванию колец в стволе дерева.

Важнейшей особенностью организменного подхода к культуре является то, что, будучи органической целостностью, каждый тип культуры, подобно живым организмам, не только появляется, но и исчезает в определённый исторический момент. Вовсе не обязательно, чтобы культуры исчезали бесследно, культурно-исторические организмы могут сливаться с другими, поглощаться ими, порождать новые. Риккерт заметил и опасность, которая в 20 в. приобрела угрожающую и разрушительную степень – притязания той или иной культуры на абсолютный характер, попытки навязать свои ценности другим культурам.

Но ещё Ф. Ницше протестовал против морали нищеты, обезличивания людей, превращения их в винтики бездушной машины. И в этом плане он говорил о том, что христианство навязало сострадание и милосердие к тем, кто ни на что не способен и ни к чему не стремится. Большие надежды он связывал с воспитанием гениев. Упрекая гимназии в излишней специализации, узком прагматизме, Ф. Ницше видел далеко идущие последствия пренебрежения гуманитарной культурой. Оно приводит к снижению общей культуры, в плен обывательской психологии, к эгоизму одних и серости других. Важной причиной падения нравов Ницше, филолог по образованию, считал недостаток изучения родного языка и литературы – ретрансляторов духовной культуры. Многие взгляды Ницше долгое время были истолкованы односторонне и предвзято, долгое время он числился вдохновителем фашизма. А между тем, философия Ницше – это призыв к преодолению «твари» в человеке – его же собственными усилиями, путём приобщения к культуре и культурному творчеству… говорил: «Если уж спасать, то всё человечество».

Современное общество ставит человека перед дилеммой – «Быть или иметь?». «Иметь» – означает реализацию себя через потребительское отношение ко всему – людям, деньгам, образованию, культуре как таковой, когда всё продается и покупается. «Быть» же означает – быть личностью, выработать свой внутренний стержень, хранить Бога в душе. «Когда нет Бога в душе, его место занимает неуёмный злой дух» – написано ещё в Библии. Сохранить духовность в человеке – непреложное условие нашего бытия, образования и воспитания.

Эпоха нигилизма, поставившего себе на службу всё и вся, включая человека, эпоха «забвения человека» во имя планирующе-рассчитывающего обеспечения результатов, самоорганизующегося процесса всеобщеохватывающего изготовления».

Но вместе с тем все философские культурологические теории современности сходятся в одном: «человек создаёт себя сам», «человек есть лишь то, что он сам из себя делает, «человек отвечает за всё».

Любая система при переходе на новый этап, более высокий уровень, неизбежно должна пройти некое состояние хаосмоса. Одним из важнейших условий перестройки является открытость системы, т. е. способность её к энергетическим и информационным обменам. Любая же «закрытая» система обречена на стагнацию. Поэтому особый смысл в данном случае приобретает проблема диалога культур. Такой диалог происходит в различных аспектах. Ныне же мы становимся очевидцами и участниками сближения различных культур, их движения к единой культуре. Вот почему мы должны быть вооружены знанием истории культуры, её достижений и нереализованных возможностей.

В настоящее время чрезвычайно важное место принадлежит гуманитаризации образования как процессу, связанному с переосмыслением роли и места человека в социуме, с наполнением гуманитарным содержанием всей совокупности знаний о мире и человеке. Гуманитаризация призвана, в конечном счете, изменить отношение к человеку, перевести это отношение из плоскости «средства» в плоскость «цели» таким образом, чтобы личность не декларативно, а реально стала целью развития и саморазвития. Таким образом, должен быть активизирован личностный фактор как высшая цель образовательного процесса. Чтобы успешно осуществлять обучение и воспитание и развитие ученика в 21 веке, необходимо стимулировать его творческую активность, формировать мыслящую и деятельную личность.

История активизирует и включает в культурологический контекст знания, полученные в процессе изучения изобразительного искусства, литературы, языков, обществознания, географии, музыки, ОМХК и др. предметов. Он формирует в сознании школьников целостную картину мира, развивает интерес к культурному своеобразию и взаимодействию этносов, воспитывает толерантность в гуманитарной и религиозной сферах.

Важность культурологического воспитания в процессе преподавания и изучения предметов гуманитарного цикла вытекает из самой сущности культуры и необходимости присвоения её ценностей и норм подрастающим поколением. Культурологическое воспитание имеет ряд специфических особенностей: и решает специфические задачи:

1. Культура представляет собой своего рода «меру человеческого в человеке». Она существует там, где живёт человек, являясь необходимой средой его обитания, бытия, и предопределяет его человеческий облик. Формирование человека культурного требует своего рода «насилия» над его природой, подавления неприемлемых и развития, утверждения желаемых ценностей и норм поведения. В идеале этот процесс должен исходить не только и не столько извне, из социума, а от самой личности как индикатора меры её зрелости.

2. Необходимость культурологического подхода и воспитания определяется тем, что культура рассматривается в координатах хроноса, времени, она обеспечивает преемственность поколений. И важно, чтобы учащиеся в процессе изучения истории осознавали, что они являются наследниками тысячелетней истории, культурных традиций своего народа и человечества в целом, мировой культуры.

3. На первый план в современном обществе выдвигается коммуникативно-семиотический аспект культуры. Этому способствует процесс глобализации, «стягивающий» различные части мира, различные регионы, страны и народы в единое целое. В результате интенсифицируется межкультурное общение, связанное и с получением образования за рубежом, и с работой в других странах, и с туризмом, и с межкультурным общением, дружескими контактами между носителями разных культур. Современные средства коммуникации делают эти контакты доступными и универсальными.

4. Сегодня не стоит вопрос о том, возможно ли сосуществование культур, основанных на различных ценностях, традициях и нормах. Они уже существуют. Но для их понимания важно не только знание языка, важно чувствовать «дух», ментальный склад его представителей. Желание и умение понять Другого, интерес к иной культуре, ориентация в её ценностях составляют необходимое условие толерантности и призваны стать одним из ведущих гарантов мировой стабильности. Неслучайно человека 21 века метафорически называют «человеком договаривающимся», и альтернативы культурной толерантности не существует.

5. Кроме того, преподаватель истории должен отдавать себе отчет, в какой стране он живет, работает, учит и воспитывает детей. Содержание и задачи исторического, культурологического образования, естественно, отличаются от французских, российских и иных. И это понятно, ведь этнокультурная ситуация в нашей стране отличается от таковой в других станах.

6. Для любого народа, большого или малого, ценности своей национальной культуры являются доминантными. И в этой связи изучение и знание культур других народов весьма важно для самоидентификации, культурного самоопределения белорусского народа, через включение подрастающего поколения в семиотическое поле своей культуры, ибо только на этой почве возможно формирование его творческой элиты.

Таким образом, центральное место в культурологическом подходе занимает концепция человека, духовное содержание его социального бытия, создание условий для творческих способностей и социальной подготовки учащихся, стремление помочь «родиться» личности, выработать у неё систему отношений и убеждений, собственных позиций и суждений.

Источник

Историко-культурологический подход в преподавании истории

Историко-культурологический подход в преподавании истории

Культурологический подход в истории дает возможность изучения человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей.

Он подразумевает под собой межпредметную интеграцию, обучающимся нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук и вооружить его ценностно – практическим опытом, погрузить в практику творческой деятельности. В данном случае, история будет считаться интегратором (системообразующим предметом), МХК и обществознание выступят как вспомогательные дисциплины, способствующие расширению, дополнению, углублению и уточнению материала. Центральное место в культурологическом подходе занимает концепция человека.

Исходя из этого, культурологический подход в обучении предполагает решение 3 стратегических задач:

Привитие учащимся общечеловеческих ценностей;

Создание условий для культурного самоопределения и самоидентификации;

Воспитание уважения к культурному наследию человечества.

Культурологический подход работает не только на предметные, но и метапредметные результаты, а именно на личностные, т.е. формируют нравственную культуру школьников

Формирование бережного отношения к культурному наследию – одна из задач курса отечественной истории. Характеристика многообразия и взаимодействия культур, народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов.

В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории значится историко-культурологический подход: пространство диалога.

Значительную перспективу для проектирования содержания курса отечественной истории предоставляют современные культурологические исследования, касающиеся диалога культур в одном историческом пространстве («по горизонтали») и во времени («по вертикали»). Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов.

Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.

Культура не должна быть на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.

Культурология – это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры. Впервые термин «культурология» был введен американским исследователем Л.Уайтом (1900-1975) в книге «Наука о культуре» (1949)

Культурология – это наука о культуре, о её сущности, происхождении, исторических типах, закономерностях, движущих силах, внутренней логике её развития и о роли её субъекта, творца культуры.

Источник

Культурологический подход в обучении истории и обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Мое жизненное и педагогическое кредо сливается воедино, которое можно представить словами известного поэта Б.Пастернака:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте…
(Б.Л. Пастернак)

С того самого момента, когда я начала работать в школе, у меня появилась новая записная книжка «Мои педагогические находки». Я как молодой специалист, поработав в образовании в течении полутора лет, пришла к выводу, что нужно осваивать новые подходы и технологии обучения и воспитания.

Среди многочисленных инноваций я для себя открыла культурологический подход, потому что именно культурологический подход в истории дает возможность изучения человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей.

Исходя из этого, культурологический подход в обучении предполагает решение 3 стратегических задач:

Привитие учащимся общечеловеческих ценностей;

Создание условий для культурного самоопределения и самоидентификации;

Воспитание уважения к культурному наследию человечества.

Культурологический подход работает не только на предметные, но и метапредметные результаты, а именно на личностные, т.е. формируют нравственную культуру школьников. А это, я считаю, наивысшая цель воспитания.

В программе 11 класса есть тема «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны». Чтобы учащиеся в полной мере имели представление о том, какие настроения были у жителей Советского Союза, чтобы они знали, как эти настроения формировались, чтобы развить у школьников критическое мышление, им предлагаю следующие вопросы:

Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского?

Почему правительство заказало портрет именно Александра Невского, а не кого-либо другого?

Какое впечатление на вас произвела картина?

Почему князь Александр Невский был канонизирован?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся, во-первых, узнают о яркой исторической личности, во-вторых, они формируют свое представление о нем как эталоне патриотизма и преданности своей Отчизне.

Одним из немаловажных аспектов культурологического подхода на уроках истории является работа с историческими источниками, причем научить работать с ними нужно уже в 5 классе. В настоящее время историческая наука располагает значительным числом разнообразных источников, отражающих историю развития человечества.

В 5 классе чаще всего используются письменные документы, литературные произведения и устные предания. При работе с этими источниками предполагается овладеть технологией воспроизводящего уровня, преобразующего и творческого.

В 5 классе основной акцент делается на воспроизводящем и преобразующем уровне, которые предполагают не только пересказ документа, но и выделение главной идеи. Я, как учитель, пятиклассникам даю адаптированный алгоритм работы с источником.

Используя культурологический подход и технологию работы с историческими источниками, в большей степени озабочена духовным обогащением и взращиванием личности своих детей.

Ведь учителю, который еще является классным руководителем в современной школе, вводящему детей в контекст современной мировой культуры, необходимо содействовать выбору жизненных ценностей ребенка. К сожалению, кризисный период общественного развития производит ценностные перевертыши: вдруг вместо ценности добра провозглашается ценность силы; труд как ценность уступает место роскоши, а содержание любви низводится до мимолетных отношений. Я считаю, что классный руководитель, как никто другой, влияет на становление и развитие личности школьника, проживающего важнейшие моменты своей жизни в группе товарищей по классу. Классный руководитель решает важнейшие вопросы воспитания школьника, как-то: воспитание трудолюбия, осознание ценности человеческой жизни, любовь к близким, родному краю, укрепление веры в Россию и т.д.

Еще в 4 классе я изучила контингент учащихся класса, в котором мне предстояло работать. Делая акцент на приоритетах жизненных ценностей детей, опираясь на исследования лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ (государственного научно-исследовательского института) семьи и воспитания РАО (Российской академии образования) мною было проведено анкетирование-опрос по методике А.И.Шемшуриной, обладателя премии Президента РФ В.В. Путина.

Результаты первоначального анкетирования позволили мне выявить проблемы, которые необходимо будет решить мне, как классному руководителю в 5 классе. В соответствии с этим была спланирована воспитательная работа. В следствие работы расширились дружеские контакты, улучшился микроклимат в классе, повысилось чувство ответственности. Иллюстрацией данной работы могут служить (мероприятия, грамоты, фотографии).

Осуществление культурологического подхода в урочной и внеурочной деятельности, работа в школьном музее, позволили мне с ребятами достичь некоторых результатов.
Будучи в статусе молодого специалиста, я для себя открыла культурологический подход как эффективный способ обучения и воспитания, целью которого является приобщение ребенка к ценностям культуры, а, следовательно, к непреходящим жизненным ценностям.

Источник

Культурологический подход и межпредметная интеграция в преподавании истории в системе общего среднего образования: история сквозь призму МХК

Перед учителями истории общество как важнейшую задачу обучения в школе ставит проблему осуществления гражданско – патриотического, нравственного воспитания, формирования у школьников ценностных ориентаций и убеждений.

Это возможно, на мой взгляд, только на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России.

Для решения этих задач ученику нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук, в том числе, истории, культурологи, МХК, и вооружить его ценностно – практическим опытом, погрузить в практику творческой деятельности.

В старших классах общеобразовательной школы изучение истории осуществляется в соответствии со вторым концентром. Перед школьным учителем истории встает вопрос, с какими целями и как преподавать историю в старших классах сегодня?

Каждый учитель истории в зависимости от идейного и профессионального выбора ищет свой собственный ответ на этот вопрос.

В практике моей работы изучение истории России строится на основе цивилизационного подхода. Он позволяет показать особенности российской цивилизации, уникальность исторического сообщества, основанную на вечных ценностях его культурного опыта, образа жизни, выработанного веками, а также значения сохранения собственных культурных традиций как важнейшего условия модернизации.

История, культурология и художественная культура тесно взаимосвязаны. Это и позволяет, на мой взгляд, применить культурологический подход к изучению истории.

В данном случае я рассматриваю историческую культурологию как методологическую основу преподавания истории

Практическая реализация культурологического подхода может быть осуществлена через межпредметную интеграцию курсов Истории России и «Мировой художественной культуры».

В предлагаемом мной интегрированном подходе интегратором (системообразующим компонентом) выступает история России, роль вспомогательной дисциплины, способствующей углублению, расширению, уточнению материала, играет мировая художественная культура, сама по себе являющаяся интегративным предметом.

автором культурологического подхода в изучении истории был

Составляющими интеграции становятся методы, приемы и формы организации познавательной деятельности учащихся, а не только содержание учебного материала.

Основанием для интеграции является, во – первых, изучение на уроках истории межнаучных, обобщенных категорий, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности (например, понятия «ценности»). Во – вторых, появляется возможность расширить поле проявления содержания мировой художественной культуры, которое выходит далеко за рамки своего предмета. В – третьих, создается проблемная ситуация, требующая применения развивающей методики обучения истории. Учитель может отойти от монолога, организовывать диалоговые формы обучения

Все это позволит ученикам, с одной стороны,

Отечества во всей его глубине и сложности, личностно воспринять ценностные ориентиры жизнедеятельности.

2. Психологические особенности познавательного процесса как основа межпредметной интеграции

Психологический аспект интеграции состоит в том, чтобы обеспечить глубокое восприятие учебного материала и, следовательно, познание предметов и явлений, а с другой – способствовать развитию психических процессов.

автором культурологического подхода в изучении истории был

Произведения изобразительного искусства насыщены информацией и могут стать предметом наблюдения, изучения, исследования на уроках истории. Это позволяет при целенаправленном подборе содержания материала по МХК и разумной организации познавательной деятельности учащихся решать сложные задачи их обучения, развития и воспитания.

На уроках, где ученик работает с произведениями искусства, необходимо создать особые условия для свободного, личностного и непосредственного восприятия. Моя практика показывает, что эти задачи решаются при выборе групповых форм организации учебной деятельности учащихся и социоигровых методов обучения.

Эти условия позволяют решать задачи освоения и присвоения учащимися знаний, формирования на их основе собственного духовного мира.

Содержательная сторона обучения тесно связана с формами работы.

Только единство содержания, целей, задач, методов, форм и средств организации познавательной деятельности обеспечит формирование у старшеклассников ценностных ориентиров, направленных на гражданско – патриотическое, нравственное воспитание. Эту устойчивую завершенность педагогического процесса представляет следующая схемой, показывающей единство всех его компонентов.

автором культурологического подхода в изучении истории был

Таким образом, основная идея, предлагаемая в данной работе, состоит в разработке основных направлений, форм и методов межпредметной интеграции курсов История России и Мировой художественной культуры.

В своей практической деятельности я решала два вопроса:

3. Опыт реализации интегративного (культурологического) подхода на уроках истории России в 10-х классах

Мой опыт заключается в разработке и проведении интегрированных уроков, на которых учащимися предстоит применить полученные знания.

Предлагаю разработку урока, основного на использовании возможности работы с социокультурным аспектом знаний при изучении темы «Борьба Руси за независимость в ХIII – начале ХIVв.» Основная образовательная цель темы – формирование у учащихся представлений об особенностях древнерусского феодализма и его тенденциях по сравнению с западноевропейским феодализмом. В ходе изучения темы рассматривается вопрос о цивилизационной альтернативе, возникшей в развитии Руси в ХIIIв. и связанной с нашествием монголо – татар, и крестоносцев.

Урок по истории России, который был разработан как интегрированный, посвящается теме «Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами» и является вторым по счету.

Цель урока: помочь учащимся переосмыслить имеющиеся у них знания о событиях шведско – немецкой агрессии Х111в., показать роль идеологического противостояния православия, являвшегося и мировоззрением, и моралью, и образом жизни русских людей, и католичества, а также значение цивилизационного выбора князя Александра Невского.

Задачи урока:

Тип урока – изучение нового материала.

Формы учебной деятельности – организация самостоятельной работы в группах.

Оборудование урока: фрагмент видиофильма «Образы русской истории» серии «Третьяковская галерея» (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/publication/videofilms/), посвященный картине П. Корина «Александр Невский», репродукции картины, а также фрагмента росписи «Александр Невский» Благовещенского собора Московского Кремля, репродукции Софийского собора в Новгороде, иконы «Спас Нерукотворный», текст поэмы А. Блока «Скифы».

Этапы урока:

Приводим задания, которые были предложены учащимся, разделенным на 5 групп.

Вместе с заданием учащиеся получили дополнительную информацию, которая могла помочь при ответе.

Группа № 1- историки советского периода истории России

Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского?

Дополнительная информация, которая может помочь при подготовке ответа:

1. Прошло 12 невероятно долгих и тревожных дней с начала Великой Отечественной войны, прежде чем к советскому народу обратился по радио сам И. Сталин. Он выступил рано утром 3 июля 1941г.

Это было поразительное выступление. Причем наиболее сильное впечатление произвели вступительные слова:

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!»

2. Вечером 6 ноября 1941г., то есть через неделю после провала первого немецкого наступления на Москву и за 10 дней до начала второго наступления, Москва праздновала 24-у годовщину Октябрьской революции. Немцы стояли в 60-ти км от Москвы.

На следующее утро на Красной площади состоялся парад войск, которые прибыли с фронта или направлялись туда. В этой драматической обстановке И. Сталин произнес речь, в которой прозвучало упоминание о наших великих предках:

«… Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы

Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

Группа № 2- искусствоведы

Внимательно рассмотрите картину и постройте рассказ, ответив на два вопроса:

Группа № 3- историки искусства

Используйте дополнительные материалы и свои знания по курсу мировой художественной культуры для ответа на вопрос:

Группа № 4- историки русского средневековья

Используйте исторические сведения о событиях российской истории ХIIIв. и ответьте на вопросы:

Группа № 5- литературоведы

Прочтите еще раз отрывки из поэмы «Скифы» А. Блока и ответьте на вопросы:

Подбор заданий предполагал применение учащимися знаний по теме «Древнерусское искусство» курса школьного Мировая художественная культура. Надо отметить, что возможность интегрирования материала появляется только при соответствующем планировании учебного материала, предполагающего синхронное изучение курса Истории России и тем по древнерусскому искусству из курса Мировая художественная культура.

Обсуждение заданий в группах, а затем в классе вызвала живой интерес старшеклассников и к отечественной истории, и друг к другу.

Наблюдения за учащимися в ходе работы на уроках и ее результаты показывают, что опора на социокультурный аспект жизни общества, с одной стороны, и жизненный опыт учащихся, с другой стороны, позволяют сделать исторические знания личностно значимыми.

О результативности интеграции можно судить по высокой степени заинтересованности учащихся в самостоятельной творческой работе, в решении исследовательской задачи.

4. Анализ практического опыта.

Анализ практического опыта позволяет сделать следующие выводы:

Очевидно, они испытывают нужду в знаниях, идеях, теориях, учебных предметах, которые могли бы объяснить исторические и социокультурные процессы, помогли осмыслить общественно – духовную ситуацию в обществе, разобраться в себе.

Таким образом, творческое освоение и истории, и МХК способствует решению важных задач, стоящих перед современной школой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *