авиазавод в тбилиси история

Авиазавод в тбилиси история

ИСТОРИЯ

авиазавод в тбилиси историяА О «ТАМ » – Тбилисский Авиационный Завод был основан 15 декабря 1941. В начале Второй Мировой войны, авиационные заводы Таганрога и Севастополя (Украина) были эвакуированы в Тбилиси. Вскоре после эвакуации ТАМ начал производство своего первого истребителя ЛаГГ-3. Во время Второй Мировой войны также занималься производством истребителей Ла-3 и Як-3 для Советских воздушных войск. В то время ТАМ был единственным поставщиком истребителей для кавказского фронта.

Во время Второй Мировой войны ТАМ при сотрудничестве с конструкторским бюро Яковлева запустил в производство первый советский реактивный истребитель Як-15 (1946 год), за которым последовали Як-17, Як-23 и двухместный учебно-тренировочный самолет Як-23. В 1950-х годах завод начал производство Микояновского МиГ-15, а затем и истребителей МиГ-17. В 1957 году ТАМ начал производство двухместного учебно-тренировочного истребителя МиГ-21 и его производных. Завод занимался производством МиГ-21 в течение 25 лет. В то же самое время компания занималась производством управляемых ракет «воздух-земля» К-10.

С 1978 года ТАМ начал производство самолета Сухого Су-25 (известного на западе как «Frogfoot»). Более 800 самолетов Су-25 с различными вариациями были доставлены заказчикам по всему миру. ТАМ всегда был единственным производителем данного типа самолетов и владеет всей документацией и чертежами. Наряду с самолетами Су-25 предприятие запустило широкомасштабное производство управляемых ракет «воздух-воздух» Р-60 и Р-73 ИР и выпускало более 6 000 ракет ежегодно вплоть до начала 1990-х годов.

В середине 1980-х ТАМ также принимал участие в советской космической программе «Буран» (советский эквивалент «Спейс шаттл»), изготовляя для нее и проводя сборку различных деталей и сборочных узлов. В конце 1990-х ТАМ и Грузинский институт космичекого строительства совместно спроектировали и изготовили космическую антенну-рефлектор, которая была успешно установлена на Российской космической станции МИР.

авиазавод в тбилиси история

На сегодняшний день ТАМ направляет свою стратегию на полное использование своего опыта, относящегося к самолету Су-25. Начиная с 90-х годов, ТАМ начал процесс производства продукции гражданского назначения. Среди продукции гражданского назначения, которую производил ТАМ, можно найти как маленькие бензиновые канистры, так и гидротурбины.

В 2010 году ТАМ стал государственной компанией и занялся производством и ремонтом авиационной продукции военного назначения.

В настоящее время ТАМ обращает свой опыт на модернизацию Су-25, в целях удовлетворения современных стандартoв

Основная деятельность компании включает в себя производство и ремонт военных самолетов и производство военной продукции.

Источник

Авиазавод в тбилиси история

авиазавод в тбилиси история авиазавод в тбилиси история авиазавод в тбилиси история

Тбилисский авиационный завод (TAМ

СаняДата: Понедельник, 30 Декабря 2019, 23.57.49 | Сообщение # 1
авиазавод в тбилиси история

авиазавод в тбилиси история

авиазавод в тбилиси история

Тбилисское авиационноепроизводственное объединениее (TbilisiAircraft Manufacturing)

авиазавод в тбилиси история

Тбилисский авиационный завод (TAМ), (также известный как Тбилавиастрой, Авиационный завод № 31) — промышленное предприятие расположенное в черте города Тбилиси (Грузия), занимающееся сборкой и ремонтом авиационной техники. Имеет в своём составе взлётно-посадочную полосу, расположенную в нескольких километрах от ВПП Тбилисского международного аэропорта.

История Тбилисского авиационного завода началась в сентябре 1941 года после начала Великой Отечественной войны, когда в Тбилиси из Таганрога был эвакуирован Авиастроительный завод № 31.

Завод № 31 в Таганроге был создан в 1934 году и производил гидросамолёты. При заводе работало Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения (ЦКБ МС) под руководством Г. М. Бериева. В 1940 году ЦКБ МС было переведено в Савелово Московской области, а с октября 1940 года место ЦКБ заняло ОКБ-31 под руководством В. П. Горбунова, созданное для скорейшего внедрения в производство и доводки скоростного истребителя ЛаГГ-3. После начала войны, в августе — сентябре 1941 года завод с ОКБ был эвакуирован в город Тбилиси.

В годы войны (до середины 1944 года) завод производил истребители ЛаГГ-3 разных усовершенствованных серий, небольшое количество истребителей Ла-5 созданных ОКБ-21 (город Горький) под руководством Лавочкина. С 1944 года завод стал выпускать Як-3.

С 1946 года завод перешёл на выпуск реактивной авиации — Як-15, затем Як-17 (включая Як-17УТИ), Як-23, МиГ-15 и МиГ-17. Выпускались и радиоуправляемые мишени (Ла-17, построено 886 шт.) и авиационные ПКР (К-10С, выпущено 1669 шт.). С 1957 года производились МиГ-21, в первую очередь двухместные учебно-боевые версии — МиГ-21У, МиГ-21УС и МиГ-21УМ (построено более 1600 шт.). С 1978 года на заводе серийно строились Су-25 (около 900 шт.), в частности (в 1987—1996 годах) Су-25Т, Су-25БМ и несколько Су-25У. Кроме того, производились 6-местные лёгкие гражданские самолёты Як-58 и УР «воздух-воздух» Р-60 (более 30 тыс. шт.) и Р-73 (более 6000 шт.). Темп производства ракет доходил до 6000 в год. Завод участвовал и в производстве деталей для космического корабля многоразового использования «Буран».

После распада СССР на базе 31-го завода был создан Tbilisi Aircraft Manufacturing (TAM), а с 2002 года началась его приватизация, предприятие получило название JSC TAM (Joint Stock Company Tbilaviamsheni). Число работников — около 2000 (по сравнению с 14 000 в конце 1980-х годов). В последние годы занимается ремонтом и модернизацией самолётов и вертолётов, производством запчастей для авиатехники, разработкой БПЛА и лёгких гражданских самолётов. Предприятие активно сотрудничает с израильскими (ТАА, «Эльбит» и «Эльгад», американскими (Ascend AIR — Aircraft Investor Resources), канадскими (Kelowna Flightcraft) и английскими (GML — Growth Management Limited) фирмами. Выпускается и не-авиационная продукция, в том числе, военная[3].

В 2006 году завод собирался осуществлять мелкосерийную сборку сверхлёгких пассажирских самолётов TAMjet[4].

10 августа 2008 года, в ходе вооружённого конфликта в Южной Осетии российская авиация разбомбила ВПП, принадлежащую авиационному заводу «Тбилавиавиамишени»[5]. Находящаяся недалеко ВПП Тбилисского международного аэропорта затронута не была.

В июле 2010 года завод перешёл в подчинение Минобороны Грузии.[6]

По состоянию на 2019 год, завод сохранял возможность выполнять ремонт и модернизацию самолётов МиГ-21 и Су-25, а а также вертолётов Ми-8, Ми-17 и Ми-24.

1941—1942 — С. И. Агаджанов
1942—1950 — В. Е. Саладзе[8].
1950—1978 — Я. Р. Хведелиани
1978—1990 — П. Ш. Тордиа
1990—1998 — А. Г. Хопериа
1998— 2002 — П. Ш. Тордиа
2002 — по настоящее время — Н. М. Беридзе
https://ru.wikipedia.org/wiki. E%D0%B4
Qui quaerit, reperit

авиазавод в тбилиси историяавиазавод в тбилиси история
СаняДата: Вторник, 31 Декабря 2019, 00.04.45 | Сообщение # 2
авиазавод в тбилиси история

авиазавод в тбилиси история

авиазавод в тбилиси история

Последняя колония «Грачей»

авиазавод в тбилиси история

авиазавод в тбилиси история

в разных модификациях,

некоторое количество Ла-5

авиазавод в тбилиси история

созданные в КБ Лавочкина. А с 1946 года перешёл на выпуск реактивной авиации таких как- ЯК-15,затем ЯК-17

и более продвинутые ЯК-23 и МИГ-17

авиазавод в тбилиси история

Но разрыв кооперации с Россией не прошёл бесследно и на сегодняшний день завод имеет долги по зарплате и выпускает не профильную продукцию.

Источник

Тбилисский авиазавод

Содержание

История

История Тбилисского авиационного завода началась в сентябре 1941 года после начала Великой Отечественной войны, когда в Тбилиси из Таганрога был эвакуирован Авиастроительный завод № 31.

Завод № 31 в Таганроге был создан в 1934 году и производил гидросамолёты. При заводе работало Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения (ЦКБ МС) под руководством Г. М. Бериева. В 1940 г. ЦКБ МС было переведено в Савелово Московкой области, а с октября 1940 г. место ЦКБ заняло ОКБ — 31 под руководством В. П. Горбунова, созданное для скорейшего внедрения в производство и доводки скоростного истребителя ЛаГГ-3. После начала войны, в августе — сентябре 1941 года завод с ОКБ был эвакуирован в г. Тбилиси.

В годы войны (до середины 1944 года) завод производил истребители ЛаГГ-3 разных усовершенствованных серий, небольшое количество истребителей Ла-5 созданных ОКБ-21 (г. Горький) под руководством Лавочкина. С 1944 г. завод стал выпускать Як-3.
С 1946 г. завод перешёл на выпуск реактивной авиации — Як-15, затем Як-17 (включая Як-17УТИ), Як-23, МиГ-15 и МиГ-17. Выпускались и радиоуправляемые мишени (Ла-17, построено 886) и авиационные ПКР (К-10С, выпущено 1,669). С 1957 г. производились МиГ-21, в первую очередь двухместные учебно-боевые версии — МиГ-21У, МиГ-21УС и МиГ-21УМ (построено более 1,600). С 1978 г. на заводе серийно строились Су-25 (около 900), в частности (в 1987—1996 гг.) Су-25Т, Су-25БМ и несколько Су-25У. Кроме того, производились 6-местные лёгкие гражданские самолёты Як-58 и УР «воздух-воздух» Р-60 (более 30 000) и Р-73 (более 6,000). Темп производства ракет доходил до 6000 в год. Завод участвовал и в производстве деталей для космического корабля многоразового использования «Буран».

Современное состояние

Источник

Тбилисский авиазавод

Тбилисский авиационный завод (TAM [1] ), (также известный как Тбилавиастрой, Авиационный завод № 31) — промышленное предприятие, расположенное в черте города [2] Тбилиси (Грузия), занимающееся сборкой и ремонтом авиационной техники. Имеет взлётно-посадочную полосу, расположенную в нескольких километрах от ВПП Тбилисского международного аэропорта.

Содержание

История

1941—1991 годы

История Тбилисского авиационного завода началась в сентябре 1941 года после начала Великой Отечественной войны, когда в Тбилиси из Таганрога был эвакуирован Авиастроительный завод № 31.

Завод № 31 в Таганроге был создан в 1934 году и производил гидросамолёты. При заводе работало Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения (ЦКБ МС) под руководством Г. М. Бериева. В 1940 году ЦКБ МС было переведено в Савёлово под Москвой, а с октября 1940 года место ЦКБ заняло ОКБ-31 под руководством В. П. Горбунова, созданное для скорейшего внедрения в производство и доводки скоростного истребителя ЛаГГ-3. После начала Великой Отечественной войны, в августе—сентябре 1941 года завод с ОКБ был эвакуирован в город Тбилиси.

В годы войны (до середины 1944 года) завод производил истребители ЛаГГ-3 разных усовершенствованных серий, небольшое количество истребителей Ла-5, созданных в ОКБ-21 (город Горький) под руководством Лавочкина. С 1944 года завод стал выпускать Як-3.

С 1946 года завод перешёл на выпуск реактивной авиации — Як-15, затем Як-17 (включая Як-17УТИ), Як-23, МиГ-15 и МиГ-17. Выпускались и радиоуправляемые мишени (Ла-17, построено 886 штук) и авиационные ПКР (К-10С, выпущено 1669 штук). С 1957 года производились МиГ-21. В первую очередь, двухместные учебно-боевые версии — МиГ-21У, МиГ-21УС и МиГ-21УМ (построено более 1600 штук). С 1978 года на заводе серийно строились Су-25 (около 900 штук). В частности, Су-25Т (в 1987—1996 годах), Су-25БМ и несколько Су-25У. Кроме того, производились 6-местные лёгкие гражданские самолёты Як-58 и УР «воздух-воздух» Р-60 (более 30 тыс. штук) и Р-73 (более 6000 штук). Темп производства ракет доходил до 6000 в год. Завод участвовал и в производстве деталей для космического корабля многоразового использования «Буран».

После 1991 года

В июле 2010 года завод перешёл в подчинение Минобороны Грузии. [6]

Источник

Средств на создание в военные годы Тбилисского авиазавода, который должен был стать самым крупным центром авиастроения в Закавказье, было немного. Строительство велось в авральном режиме в октябре 1941 года, когда в Тбилиси перебросили мощности сразу двух предприятий из разных городов. В сохранившихся еще с тех времен цехах побывал корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе. Завод долгое время был засекречен, поэтому журналисты были редкими гостями.

В 1941-м к работам в Тбилиси были привлечены эвакуированные жители из Таганрога и Севастополя. Работы шли и днем и ночью, ведь выпуск боевых машин необходимо было наладить в сжатые сроки: фронту были нужны самолеты. Воздушные судна вылетали сразу на линию фронта. Несмотря на тяжелое время, предприятие вышло на производственные мощности уже через несколько месяцев после начала войны.

Первой машиной, сошедшей с конвейера, стала одномоторная модель истребителя-моноплана ЛаГГ-3. Создание одноместного самолета контролировал лично генеральный конструктор Семен Лавочкин. Через два года завод стал выпускать легендарные «Як-3» и Ла-5.

Среди современных рабочих много тех, кто продолжает дело родителей и дедов. У инженера Гурама Мамулашвили на этом предприятии работала вся семья: отец, мать и дяди. Это занятие было и остается предметом гордости для всех его родственников, ведь винтокрылые машины, которые собирались в этих цехах, сказали свое слово в приближении долгожданной Победы.

По воспоминаниям ветерана Великой Отечественной войны Вахтана Долидзе, на заводе царила железная дисциплина. Он попал на предприятие в 16 лет, когда пошел записываться добровольцем на фронт, однако его направили на стройку.

Вместе с мужчинами на заводе работали и женщины. В уже готовые самолеты женщины ставили гостинцы для солдат, чтобы те могли попробовать хачапури и чурчхелу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тбилисское авиационное производственное объединениее (Tbilisi Aircraft Manufacturing)
Год основания