артист балета гордеев биография

Вячеслав Гордеев

артист балета гордеев биография

Вячеслав Михайлович Гордеев. Родился 3 августа 1948 года в Москве. Советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1976). Народный артист РСФСР (1982). Народный артист СССР (1984).

Вячеслав Гордеев родился 3 августа 1948 года в Москве.

В возрасте 10 лет Вячеслав Гордеев увидел по телевизору фильм-балет «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой. Он вспоминал, что не мог оторваться от маленького черно-белого экрана. Затем стал уговаривать маму отвести его в танцевальный кружок. Несмотря на то, что мама видела его музыкантом, тем не менее позволила посещать балетную студию. Гордеев начал заниматься в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушино (сейчас это Дворец культуры, база хореографического училища «Гжель»). На занятия он ездил на велосипеде с дачи на Истре.

В 1968 году окончил Московское хореографическое училище по классу Петра Пестова.

артист балета гордеев биография

Партии Вячеслава Гордеева в Большом театре:

Неоднократно участвовал в гастролях за рубежом.

танцуют Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова

артист балета гордеев биография

артист балета гордеев биография

В 1983 году окончил факультет журналистики Московского университета им. М. Ломоносова.

В 1987 году окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа (ныне Российский институт театрального искусства).

В 1984 году возглавил Ансамбль классического балета («Московский балет») Московской областной филармонии, преобразованный в дальнейшем в Московский областной государственный театр «Русский балет», которым руководил до 1995 года, в 1997-2007 и с 2008 года.

В 1996 году был режиссёром-постановщиком юбилейного концерта балерины Ольги Лепешинской в Большом театре.

В 2003-2006 годах был художественным руководителем балета Екатеринбургского театра оперы и балета, поставил спектакли: «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова; «Щелкунчик» П. Чайковского; «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина; «Видение Розы» на музыку К. М. фон Вебера, хореография М. Фокина; «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского.

В 2004 году выступил хореографом-постановщиком комедии-балета «Любовь глазами сыщика» по пьесе П. Шеффера в Московском театре имени В. Маяковского (режиссёр С. Н. Арцибашев).

В 2005 году открыл школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет». В 2010 году учредил некоммерческую организацию «Благотворительный Фонд Вячеслава Гордеева».

В 2016 году заявил о самостоятельном строительстве балетной школы на собственном дачном участке в поселке Валентиновка, так как «всем нравится моя идея, но деньги под нее никто не дает».

Общественно-политическая позиция Вячеслава Гордеева

В 2014 году подписал Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ Владимира Путина на Украине и в Крыму.

Личная жизнь Вячеслава Гордеева:

Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова

артист балета гордеев биография

В браке родились дочь Любовь (1993 г.р.) и сын Дмитрий (1995 г.р.).

Вячеслав Гордеев и вторая жена Майя Саидова с детьми

артист балета гордеев биография

Вячеслав Гордеев и третья жена Оксана Золотарева с детьми

артист балета гордеев биография

Фильмография Вячеслава Гордеева:

Награды и звания Вячеслава Гордеева:

последнее обновление информации: 23.03.2020

Источник

Гордеев, Вячеслав Михайлович

Вячеслав Михайлович Гордеев

Содержание

Биография

Родился в семье участников Великой Отечественной войны, работавших на Тушинском машиностроительном заводе: отец, Михаил Васильевич — в конструкторском бюро, мать, Любовь Николаевна — инженером-нормировщиком. Ребёнком занимался в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушино. В 1968 году окончил Московское хореографическое училище по классу профессора Петра Пестова. В 1968—1989 — солист балета Большого театра, где репетировал под руководством выдающегося педагога Алексея Варламова.

В 1981 году дебютировал как балетмейстер, поставив хореографические миниатюры «Пассакалия» на музыку Г. Ф. Генделя и «Встреча» на музыку М. Таривердиева. В 1982 году поставил номер «Гусляр» на музыку В. Кикты, в 1983, совместно с балетмейстером Борисом Барановским — две миниатюры для своих творческих вечеров с Надеждой Павловой — «Слепая» и «Каприччио на цыганские темы» на музыку С. Рахманинова.

В 1983 году окончил факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1987 — балетмейстерский факультет ГИТИСа. В 1993—1998 вёл курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИСе, с 1998 — профессор Российской Академии славянской культуры.

В 1984 году возглавил «Ансамбль классического балета (Московский балет)» Московской областной филармонии, преобразованный в дальнейшем в Московский областной государственный театр «Русский балет», которым руководил до 1995 года и в 1997—2007. В 2005 году открыл Школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет».

В 1995—1997 — художественный руководитель балета Большого театра, в 2003—2006 — художественный руководитель балета Екатеринбургского театра оперы и балета. В 2004 году был хореографом-постановщиком комедии-балета «Любовь глазами сыщика» по пьесе П. Шеффера в Московском театре имени В. Маяковского (режиссёр Сергей Арцибашев).

Семья

Первая жена (1975—1986) — Надежда Павлова (р. 1956), балерина Большого театра (1975—1995), народная артистка СССР (1984)

Вторая жена — Майя Руденко (Гордеева), заведующая музыкальной частью Московского областного государственного театра «Русский балет». Имеет сына Дмитрия (р. 1995) и дочь Любовь (р. 1993).

Репертуар в Большом театре (основные партии)

Постановки в Ансамбле классического балета (Московский балет) — Московском областном театре «Русский балет»

Хореографические миниатюры

Оригинальные балеты

Редакции классических балетов

Постановки в других театрах

Постановки в Екатеринбургском театре оперы и балета

Фильмография

Звания и награды

Библиография

Примечания

Ссылки

Видео

Полезное

Смотреть что такое «Гордеев, Вячеслав Михайлович» в других словарях:

Гордеев, Вячеслав Михайлович — Вячеслав Гордеев Ромео (Ромео и Джульетта). ГОРДЕЕВ Вячеслав Михайлович (родился в 1948), артист балета, балетмейстер. В 1968 88 в Большом театре. Лирико драматический танцовщик: Базиль (“Дон Кихот” Л.Ф. Минкуса, 1972), Зигфрид (“Лебединое озеро” … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГОРДЕЕВ Вячеслав Михайлович — (р. 1948) российский артист балета, народный артист СССР (1984). В 1968 88 в Большом театре, одновременно с 1984 руководитель ансамбля Московский балет (с 1989 Московский театр Русский балет ) … Большой Энциклопедический словарь

Гордеев, Вячеслав Михайлович — Артист балета, балетмейстер, Народный артист СССР, художественный руководитель Московского государственного театра «Русский балет»; родился 3 августа 1948 г. в г. Москве; окончил Московское академическое хореографическое училище в 1968… … Большая биографическая энциклопедия

Гордеев Вячеслав Михайлович — (р. 1948), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1984). В 1968 1988 в Большом театре, одновременно с 1984 руководил ансамблем Московский балет (с 1989 Московский театр «Русский балет»). Партии: Щелкунчик принц («Щелкунчик»… … Энциклопедический словарь

ГОРДЕЕВ — Вячеслав Михайлович (родился в 1948), артист балета, балетмейстер. В 1968 88 в Большом театре. Лирико драматический танцовщик: Базиль ( Дон Кихот Л.Ф. Минкуса, 1972), Зигфрид ( Лебединое озеро П.И. Чайковского, 1984) и др. Одновременно с 1984… … Современная энциклопедия

ГОРДЕЕВ — Вячеслав Михайлович (род. 1948), артист балета, народный артист СССР (1984). В 1968 88 в Большом театре. Партии: Принц ( Щелкунчик П. И. Чайковского), Филипп ( Пламя Парижа Б. В. Асафьева), Ферхад ( Легенда о любви А. Меликова), Икар ( Икар С. М … Русская история

Гордеев — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В … Википедия

Гордеев В. М. — ГОРДÉЕВ Вячеслав Михайлович (р. 3.8.1948, Москва), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1976). С 1968, по окончании Моск. хореографич. уч ща (педагог П. А. Пестов), в Большом т ре (совершенствовался под рук. A. A. Варламова). Среди партий: Базиль,… … Балет. Энциклопедия

Гордеев В. М. — ГОРДÉЕВ Вячеслав Михайлович (р. 1948), артист балета, нар. арт. СССР (1984). В 1968–88 в Большом т ре. Партии: Принц ( Щелкунчик П. И. Чайковского), Филипп ( Пламя Парижа Б. В. Асафьева), Ферхад ( Легенда о любви А. Меликова), Икар ( Икар С … Биографический словарь

Источник

Вячеслав Гордеев: Моя судьба связана с Россией

Выдающемуся танцовщику, хореографу, педагогу Вячеславу Гордееву исполнилось 70 лет и 50 – его творческой деятельности.

артист балета гордеев биография

Красивые даты народный артист СССР встречает в творческих заботах и административных хлопотах. Полон планов «Русский балет», возглавляемый юбиляром, в ГИТИСе, где он руководит кафедрой хореографии, ждут студенты. Он спешит на заседания Общественного совета по культуре Московской области. Жители Сергиева Посада всегда рады его спектаклям и с благодарностью вспоминают счастливые годы перемен, когда Вячеслав Михайлович занимался культурой их района как депутат Московской областной Думы. Он строит Школу искусств в Подмосковье и воспитывает своих детей – дочь и трех сыновей. Мыслями о быстротечном времени и своем повзрослевшем театре, воспоминаниями о детстве, Большом театре, дорогих встречах Вячеслав Гордеев поделился с «Музыкальной жизнью».

Школа

Балет я увидел по телевизору – фильм «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой. Мне только исполнилось десять лет, и я не мог оторваться от маленького черно-белого экрана. Стал просить маму отвести меня в танцевальный кружок. До этого я осваивал аккордеон, с ним взаимной любви не сложилось. Мама, человек музыкальный и поющий, немного расстраивалась. Играл на немецком трофейном инструменте: в годы войны мама дошла до Берлина, откуда его и привезла. Все свободное время пропадал на стадионе рядом с Лодочной улицей, где мы жили, – постигал понемножку разные виды спорта.
Балетная студия нашлась в нашем Тушино – в клубе «Красный Октябрь», сейчас это – Дворец культуры, база хореографического училища «Гжель». С дачи на Истре я, пятиклассник, ездил на занятия на велосипеде. Мне нравилось танцевать, но я знал, что поступать мне в Суворовское училище. Военным дирижером мечтала меня видеть мама, и я с ней не спорил. Сложнейшие экзамены выдержал успешно. Получив документы о зачислении, решили мы с мамой прогуляться по центру. Идем по Пушечной улице и видим объявление о дополнительном наборе особо одаренных детей на интенсивное шестилетнее обучение в хореографическое училище. Уговорил маму попробовать: «Мы же ничего не теряем, мне так нравится танцевать, документы – с нами». Вошли во внутренний дворик, а там – толпа детей. Записались на просмотр, долго ждали, когда вызовут. Приемной комиссии я понравился и стал одним из трех счастливчиков, которых зачислили. Экзамен держали шестьсот ребят.
Мне казалось, что в классе я первый, и все школьные годы пытался удерживать это лидерство. Улучшаться хотел все время, неудержимо тянуло к рекордам, да и интересно было. Процесс экспериментов над собой был запущен в школьные годы и продолжался в театре. Он оказался необратимым. Класс повторял два-три раза в день – так советовал мой замечательный педагог Петр Пестов. Выполнял в день не менее тысячи прыжков – «воспитывал» ноги. Наверное, позвоночник садился, но об этом я не думал. Допрыгался – разорвал «ахилл» на самом пике карьеры. Вопреки прогнозам вернулся на сцену – коллеги удивились.

Первая любовь

У нас в хореографическом училище появились девочки-итальянки, приехали учиться по обмену. Нам они казались необычными, к ним тянуло – мы-то за границей не бывали, иностранцев видели только по телевизору. Наши простые ребята быстренько научили их нецензурной лексике и страшно хохотали, когда девочки старательно выговаривали трудные слова, не понимая их смысла. Меня подобное не устраивало, я хотел настоящего общения. Начал осваивать итальянский язык и за несколько месяцев выучил: помогло, наверное, знание французского. С Анной-Марией Гросси у нас сложились серьезные отношения, во всяком случае, мне тогда так казалось. Случилась первая любовь. Меня взяли в Большой театр, а она уезжала домой. Я отправился ее провожать в Шереметьево, и кто-то довел до сведения руководства театра, как нежно мы прощались. Тогда меня решили притормозить с гастрольными поездками – вдруг сбегу?

Нуреев

Судьба Рудольфа Нуреева интересовала всех. Я же в Москве однажды видел его восхитительный танец. Благодаря Анне-Марии жизнь Нуреева была у меня «под контролем»: из Италии она привозила вырезки газетных рецензий, любительские съемки, фотографии. Из этого «запрещенного богатства» я получал бесценную информацию о том, как надо работать и что значит – служить сцене. Я многое знал о танцовщике, который представлялся мне идеалом. Например, что на урок он надевал на себя десять шерстянок, а потом, по ходу класса, поочередно снимал их. Мышцы хорошо разогревались, становились и мягче, и длиннее – так он боролся со своими вечными проблемами с перетруженными ногами. Он танцевал бешено, неистово – и с травмами, и с воспалением легких. Тогда я и подумать не мог, что судьба подарит мне встречи с кумиром.
Познакомились мы в Вене, куда нас с Надеждой Павловой приглашали много раз, но мы об этом даже не подозревали. Когда приехали танцевать рождественский блок «Щелкунчиков», балетный интендант Венской оперы поинтересовался, сколько у нас детей. Услышав, что наследников нет, удивился: «Мы много раз ждали вас – нам отвечали, что Павлова рожает». С Нуреевым мы жили в одной гостинице напротив Оперы и встретились на завтраке. Он подошел, позвал на свой спектакль и банкет. Я же имел неосторожность пригласить его к нам в номер на деликатесы – как все артисты, мы привозили с собой колбасу, икру, водку. Рудольф рассмеялся: «Помню-помню, я тоже когда-то брал с собой еду…» На следующий после приема день появились газетные репортажи, где подчеркивалось особо, что на вечеринке у Нуреева присутствовали знаменитые советские артисты и вели себя дружелюбно. Никаких взысканий не последовало, но в посольство вызвали и объяснили, что не стоит общаться с «изменником Родины». Но встречи наши продолжались до последних дней жизни Рудольфа. Если мы «пересекались» в какой-нибудь стране, то непременно виделись.
Рудольфу нравилось создавать комфортную обстановку близким людям, тем, кого он ценил. В Сан-Франциско он попросил «опекать» меня свою знакомую – девушка много интересного рассказала, катала на самолетах, подавала лимузины. В Нью-Йорке нас собрала хозяйка светского салона Женя Долл. В молодости она участвовала в дягилевских сезонах, танцевала в труппе Анны Павловой, потом вышла замуж за миллионера. Она пригласила нескольких солистов Большого театра и Рудольфа. Он принес огромную банку черной икры, килограмма на два, и я вспомнил, как хотел его угостить в Вене. Отлично провели время, говорили обо всем на свете и, конечно, о балете.

Дополнительная репетиция

В античном греческом амфитеатре Нуреев танцевал в своей «Раймонде». Мы же приехали в Афины из Салоников. Жарища стояла невероятная, люди падали в обмороки, жизнь начиналась после захода солнца, когда зной отступал. Нуреев сообщил, что оставил нам с Павловой два билета и ждет на балете. Я никому не говорил о приглашении, но информация просочилась, кто-то стукнул. Ко мне подошел секретарь парторганизации и попросил не ходить на спектакль. Я ответил, что могу в свободное время делать то, что хочу, и добавил: «Я же родину не предаю и не в стрипклуб собираюсь…» Что вы думаете? Вечером назначили незапланированную репетицию. Нас привезли в какой-то карьер, где невозможно было заниматься, мы попытались, но не смогли. Ближе к ночи позвонил Нуреев, я объяснил, почему на «Раймонду» мы не попали. Он пригласил на ужин: «Приезжайте, хоть повидаемся, завтра утром я улетаю». Мы заказали такси и поехали к нему в гостиницу. По номеру носилась его симпатичная помощница, упаковывала вещи. Мы поболтали, обменялись новостями и пошли ужинать. Сажая нас в такси, Рудольф предложил заплатить, но мы отказались. Ему нравилось покровительствовать, помогать, проявлять щедрость. Жаль, что сейчас о нем говорят как о человеке скандала. Таким я его не знал, он был разным.

Дебют

В Большом меня определили в класс к уникальному наставнику – Алексею Варламову, с ним я готовил свои роли. Дебютной сольной партией стал Арлекин в «Щелкунчике». Самым сложным оказался первый кувырок – на позвоночнике вскочила шишка. Делал вместо трех пируэтов – десяток, между ними «блинчики». На турах с «разножками» меня сносило немножко в сторону. Григорович после спектакля пришел на сцену поздравить с премьерой: «Думаю, если бы вы еще раз эту комбинацию повторили, то залетели бы в директорскую ложу». Я почувствовал его расположение ко мне и в отличном настроении улетел в составе группы артистов Большого театра во Францию. Импресарио знал меня еще по училищу и настаивал на моем участии, но это другая история. Пока мы колесили по дивным городам, в Москве репетировали «Пламя Парижа», и Юрий Николаевич, видимо, на меня рассчитывал – он видел на выпускном моего Филиппа. Возвращаюсь, а Григорович меня не замечает – обиделся. Оказался с ним в лифте. Говорю: «Юрий Николаевич, вы же меня отпустили… Сказали бы “нет” – я бы не поехал». Признался, что забыл, хотя сам подписал бумагу от Госконцерта. Через некоторое время я станцевал «Пламя», он остался доволен моим танцем. Отношения наладились.

Источник

Вячеслав Гордеев: «Я не сопротивлялся судьбе»

артист балета гордеев биография

Художественному руководителю театра «Русский балет» народному артисту СССР Вячеславу Гордееву за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства вручена Почётная грамота Президента РФ. Так отмечена его творческая деятельность в области отечественного балета на протяжении полувека, которому он верно и трепетно служит. В Большом театре, которому он отдал лучшую часть своей жизни, к этому юбилею был при-урочен спектакль «Баядерка» Людвига Минкуса. Открывая торжество, генеральный директор ГАБТа Владимир Урин назвал юбиляра легендой и гордостью главной музыкальной сцены страны. И здесь нет преувеличения.

Вячеслав Гордеев – прославленный хореограф, ярчайший представитель отечественной школы балета, народный артист СССР, театральный режиссёр, педагог. Более двадцати лет – с 1968 года он был премьером Большого театра, на сцене которого исполнил практически все ведущие партии классического и современного репертуара, а дуэт Вячеслава Гордеева и Надежды Павловой с восхищением называли «Надежда и Слава русского балета. В Париже в период расцвета творческого таланта танцовщика его называли любимцем публики, в Лондоне – «золотым мальчиком», но никогда – ни в зените своей сценической славы, ни в период триумфа руководимого им коллектива «Русский балет», он не страдал звёздной болезнью. Чему, кстати, учит и своих многочисленных учеников в родном театре и в ГИТИСе, где он возглавляет кафедру хореографии.

В 1981 году на самом пике сценической карьеры Гордеев возглавил небольшой коллектив «Классический балет», созданный при Московской областной филармонии, выросший под его руководством в Московский областной государственный театр «Русский балет», который критики продолжают считать лучшим в Европе. Здесь развернулась плодотворная балетмейстерская деятельность Гордеева, поставившего в своей редакции все балеты Чайковского, более 15 спектаклей классического репертуара, шесть одноактных балетов и более 30 хореографических миниатюр. Уже в процессе первых гастролей «Русского балета» по странам Западной Европы Ассоциация западноевропейских импресарио присудила Гордееву звание «Лучший хореограф года», он был удостоен специального приза Мориса Бежара. А журнал «Балет» назвал его «Рыцарем балета» и вручил приз «Душа танца».

– Как стать знаменитым? Как добиться того, чтобы тебя узнавали тысячи поклонников, чтобы твоё имя на афише заставляло штурмовать театральные кассы?

– Я знаю, что перипетии моей личной судьбы у многих вызывают удивление. Родители хотели во мне видеть военного, намереваясь отправить меня в Суворовское училище. Их можно было понять: оба – фронтовики: отец стал инвалидом Великой Отечественной, маме удалось дойти до Берлина. Оба потом всю жизнь работали в «почтовом ящике» – на Тушинском машзаводе, участвовали в создании космического корабля «Буран». Об этом я помню всю жизнь, что помогало мне не однажды решительно игнорировать многие соблазнительные предложения за рубежом – остаться там навсегда. Я не мог ни предать убеждения родителей, ни их самих обречь на преследования, которые непременно последовали бы во времена СССР, если бы я убежал за границу, как некоторые мои коллеги. Но несмотря на то что занимался в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушине, по дороге в Суворовское училище, что называется, «нечаянно» заглянул в балетное училище Софьи Головкиной. И всё! Потом уже был Большой театр… По прошествии многих лет пришёл к мысли: в каждой судьбе есть своя предопределённость. Когда человек рождается, где-то в небесах уже прочерчена линия его последующей жизни, которой он и следует. Так и у меня: я не сопротивлялся судьбе. Почему? Потому что я немножко фаталист.

– В одном из интервью вы как-то заметили, что с детства считали себя наглым. Может, и в этом причина, что во всех сферах деятельности вам покоряются самые высокие вершины?

– Я действительно так сказал, но, наверное, не совсем был прав: речь не о наглости, а об уверенности. Как известно, балетные артисты каждое утро должны начинать с занятий в классе. Так вот, я всегда занимался по полной программе, и мне всегда и этого было мало. Иногда я посещал по два класса. Сначала у одного педагога – Алексея Алексеевича Варламова, потом у другого – Асафа Михайловича Мессерера (дяди Майи Плисецкой). Я уж не говорю о том, что в класс я приходил в 9 утра, хотя он начинался в 10. И так продолжалось на протяжении первых десяти лет моей балетной карьеры в Большом. Отошёл я от своей этой привычки, наверное, когда уже был обременён званием, семьёй… Могу сказать – и это подтвердят все, кто меня тогда знал, – я всегда занимался больше всех. Может, в этом и содержится ответ на ваш вопрос – мне удавалось многое то, чего не удавалось многим моим коллегам. В классическом балете цирковые трюки – не самое главное, зато академизм выполнения сложных элементов просто необходим. Безусловно, в моё время были коллеги, которые могли сделать и то, чего мне не удавалось, но в своём деле мне удалось достичь, повторюсь, многого. Я знал и дорожил своей высокой репутацией, своим местом в театре, в мировом балетном искусстве. Мы в те времена колесили с гастролями по миру и могли сравнивать. Оттуда и уверенность, а не наглость, именно уверенность вела меня по жизни.

– В прежние времена звание народного надо было заслужить. И по большому счёту это удавалось сделать не каждому артисту, даже если его заслуги были неоспоримы. А как это произошло у вас?

– Ситуация, как сейчас помню, была несколько необычной. Мы с моей партнёршей, а затем и первой супругой, Надей Павловой, тогда пребывали в том возрасте, который по всем канонам не слишком соответствовал такому званию. И если кому-то из балетных артистов в этом смысле везло, то только в том случае, если он отличался в своём искусстве чем-то неординарным, ярким, таким, чего до него ещё никто не добивался. Скажу больше: образно говоря, если звание «Народный артист республики» можно было сравнить с квартирой, то «Народный СССР» – многокомнатной квартирой. А потом в республиках Страны Советов народные артисты сразу превращались и во всенародных героев. Так вот, вспоминаю, мы с Надей в 1984 году гастролировали в Индии. Помню, я там танцевал «Шопениану», «Жизель», «Дон Кихот». Однажды наш посол в Дели вдруг приглашает всех артистов Большого на приём в посольстве. Все удивлены: по какому случаю? Среди гостей – руководство труппы, высокопоставленные индийские чины, журналисты… Посол, обращаясь к гостям с речью, заявляет о том, что повод – знаменательное событие. Из Москвы пришла телеграмма: Надежде Павловой и Вячеславу Гордееву присуждены звания народных артистов СССР. По факту Надя стала одной из самых юных народных артисток – в 28 лет. В то время, если мне не изменяет память, когда в более молодом возрасте – 27 лет – была удостоена этого звания лишь оперная певица Бэла Руденко. Между нами говоря, после слов посла мои коллеги по балету как-то осунулись. Есть такая притча у артистов: «Человек счастлив, что получил звание народного, но ещё более счастлив, если его не получил его коллега». Ведь это звание было в особом почёте по сравнению с тем, как оно оценивается нынче. Сразу же появлялся статус, который достаточно серьёзно влиял на твоё положение в обществе. Это отражалось и на зарплате, и на различных привилегиях. И в любом творческом коллективе – не удивляйтесь – бытовало мнение: кому-то, конечно, надо давать звание, но есть такие, которые уж точно его не заслужили. Попробуй, разберись в объективности подобной оценки…

артист балета гордеев биография

В дуэте с Надеждой Павловой

– Но те, кто следил за творческой карьерой вашей молодой семьи, уж точно не должны были сомневаться в этом. Ведь так?

– Мало того, что мы с Павловой звание заслужили, добившись больших творческих успехов в мировом балете и не уронив своими выступлениями высокого авторитета Большого. Я до этого ещё занял первое место в престижном международном балетном конкурсе, Надя там же завоевала Гран-при. Да и расставшись, мы оба продолжали занимать высокие места в балетной иерархии. Наши имена гремели, на улице нас узнавали. Не сочтите за хвастовство, но однажды во время американских гастролей мадам Никсон настолько впечатлилась моим выступлением, что подарила мне запонки.

– Вы – народный артист государства, которого уже нет. Является ли для вас сегодня это поводом для гордости, особенно на фоне некоторых разговоров о том, что в СССР всё было плохо и гордиться нам нечем?

– Это порочная практика – бросать камень в прошлое. Во-первых, наше государство было великим, позволявшим каждому соотечественнику гордиться достижениями страны и в науке, и в космосе, и в балете. Оглядываясь на то время из сегодняшнего дня, могу с уверенностью утверждать, что статусно звание «Народный артист СССР» было весьма высоким, элитным. Его нельзя было получить по блату, будучи чьим-то сыном или племянником, как порой, что греха таить, мы наблюдаем сегодня. Кстати, к сожалению, сегодня мне как руководителю признанного миром «Русского балета» подать ходатайство на звание артисту моего театра практически невозможно. Найдутся сотни причин для возврата документов. Наверное, моё родное искусство сегодня не в такой чести, как бывало ранее…

– Глядя на вашу спортивную фигуру, подозреваешь о каком-то особом режиме дня…

– К сожалению, той силой воли, благодаря которой мог раньше противостоять различным кулинарным соблазнам, я сегодня похвастаться не могу. Спасает привычка уделять немало времени физическим нагрузкам, которой не изменяю много лет. Их, конечно, меньше, чем раньше, пришлось, к примеру, отказаться от ежедневных утренних пробежек – ведь за долгие годы балетной карьеры заработал и разорванный ещё в 1978 году во время концертного номера из балета А. Хачатуряна «Спартак» «ахилл», и пережил операцию на бедре, в которое вживлён титан.

– Известно, балет, как, пожалуй, никакой вид искусства, травмоопасен.

– В Китае мне делали операцию по поводу коксартроза – деформирующего артроза тазобедренного сустава. Кстати, не столь уж редко встречающееся, как правило, травматическое заболевание у нашего брата – танцовщика. А развился он у меня после того как я, по-видимому, позабыв о годах, на своём 55-летнем юбилее слишком «юбилейно» танцевал. Самое печальное, что человек, которого настигает такая болезнь, начинает припадать и раскачиваться как утка, потому я и решился на операцию. Так вот, в Китае в больнице пришлось проводить время на маленькой кровати шириной сантиметров 35–40. Для того чтобы повернуться на другой бок и не свалиться, нужно было приподняться на руках. Можете себе представить целую неделю моих мучений. С тех пор всегда сплю на очень широкой постели, таким образом гася не слишком приятные воспоминания о том китайском ложе.

артист балета гордеев биография

Вновь в Большом театре

– Не вспомните самый травмоопасный в вашей практике спектакль, которого вы больше всего боялись?

– Никакой боязни никогда не испытывал. Хотя, как выяснилось, наибольший риск меня поджидал в балете «Икар» Сергея Слонимского. Я страдал привычным вывихом плеча, а постановщик спектакля Владимир Васильев придумал для исполнителя перекидное движение – надо было партнёршу перемещать так, чтобы она описывала вокруг тела главного героя своеобразный круг. Надо же: у меня накануне премьеры во время репетиции выскочило плечо, что стало, конечно, моей настоящей трагедией. Нечто подобное повторилось и во время гастролей в США. Там после прошедшего с большим успехом моего выступления в «Спартаке» на другой день была репетиция «Легенды о любви» Арифа Меликова. Естественно, после шумной премьеры, а потом и обычного в таких случаях посещения ресторана, я был слегка расслаблен, и на репетиции моя партнёрша Нина Тимофеева так навалилась на моё плечо, что рука снова превратилась в плеть. Если учесть, что гастроли только начались, то выхода у меня не было – все спектакли рука просто висела. Так и приспособился.

– То есть мужество балетного артиста – ещё одна необходимая особенность его профессии…

– А куда деваться: если вы выступаете на серьёзной сцене, то с самого начала должны себя настроить: выходить к рампе всё равно придётся даже через не могу.

– Вы среди народных артистов СССР, наверное, единственный окончивший факультет журналистики?

– Дело в том, что к этому подтолкнула идея создать профессиональный журнал о балете ещё в начале 80-х, и 15 лет его возглавляла легенда ГАБТа народная артистка СССР Раиса Стручкова. Мне эта идея очень понравилась, я активно стал участвовать в его издании и, чтобы не превратиться в скучного писаку, засушивающего тему, я решил расширить свои знания в области журналистики. Так и оказался в МГУ. Причём настолько увлёкся сим предметом, что, завершив учебу, пошёл и в аспирантуру. Моим любимым педагогом там стал на этот раз легенда советской журналистики Ясен Николаевич Засурский, с которым мы продолжаем дружить и сегодня.

– У народного артиста есть свой жизненный девиз?

– В хореографическом училище у меня было два друга, оба постарше и повыше меня, и я к ним тянулся – хватало у меня и желания, и амбиций. Как-то мы куда-то бежали, потом устали, остановились, отдышались и побежали дальше. И тогда я вдруг себе сказал, и это стало моим жизненным девизом: «Догнать упущенное время». Особенно после отпуска. Кстати, пока я танцевал, отпуска вообще не знал – были гастроли, концертные выступления, но всё равно в них напряжение уже не то. И вот когда возвращаешься из отпуска, понимаешь, что жизненно важно догнать упущенное время. Чтобы потом снова идти дальше.

Беседу вёл
Анатолий Журин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *