артист балета гордеев биография
Вячеслав Гордеев
Вячеслав Михайлович Гордеев. Родился 3 августа 1948 года в Москве. Советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1976). Народный артист РСФСР (1982). Народный артист СССР (1984).
Вячеслав Гордеев родился 3 августа 1948 года в Москве.
В возрасте 10 лет Вячеслав Гордеев увидел по телевизору фильм-балет «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой. Он вспоминал, что не мог оторваться от маленького черно-белого экрана. Затем стал уговаривать маму отвести его в танцевальный кружок. Несмотря на то, что мама видела его музыкантом, тем не менее позволила посещать балетную студию. Гордеев начал заниматься в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушино (сейчас это Дворец культуры, база хореографического училища «Гжель»). На занятия он ездил на велосипеде с дачи на Истре.
В 1968 году окончил Московское хореографическое училище по классу Петра Пестова.
Партии Вячеслава Гордеева в Большом театре:
Неоднократно участвовал в гастролях за рубежом.
танцуют Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова
В 1983 году окончил факультет журналистики Московского университета им. М. Ломоносова.
В 1987 году окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа (ныне Российский институт театрального искусства).
В 1984 году возглавил Ансамбль классического балета («Московский балет») Московской областной филармонии, преобразованный в дальнейшем в Московский областной государственный театр «Русский балет», которым руководил до 1995 года, в 1997-2007 и с 2008 года.
В 1996 году был режиссёром-постановщиком юбилейного концерта балерины Ольги Лепешинской в Большом театре.
В 2003-2006 годах был художественным руководителем балета Екатеринбургского театра оперы и балета, поставил спектакли: «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова; «Щелкунчик» П. Чайковского; «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина; «Видение Розы» на музыку К. М. фон Вебера, хореография М. Фокина; «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского.
В 2004 году выступил хореографом-постановщиком комедии-балета «Любовь глазами сыщика» по пьесе П. Шеффера в Московском театре имени В. Маяковского (режиссёр С. Н. Арцибашев).
В 2005 году открыл школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет». В 2010 году учредил некоммерческую организацию «Благотворительный Фонд Вячеслава Гордеева».
В 2016 году заявил о самостоятельном строительстве балетной школы на собственном дачном участке в поселке Валентиновка, так как «всем нравится моя идея, но деньги под нее никто не дает».
Общественно-политическая позиция Вячеслава Гордеева
В 2014 году подписал Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ Владимира Путина на Украине и в Крыму.
Личная жизнь Вячеслава Гордеева:
Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова
В браке родились дочь Любовь (1993 г.р.) и сын Дмитрий (1995 г.р.).
Вячеслав Гордеев и вторая жена Майя Саидова с детьми
Вячеслав Гордеев и третья жена Оксана Золотарева с детьми
Фильмография Вячеслава Гордеева:
Награды и звания Вячеслава Гордеева:
последнее обновление информации: 23.03.2020
Гордеев, Вячеслав Михайлович
Вячеслав Михайлович Гордеев
Содержание
Биография
Родился в семье участников Великой Отечественной войны, работавших на Тушинском машиностроительном заводе: отец, Михаил Васильевич — в конструкторском бюро, мать, Любовь Николаевна — инженером-нормировщиком. Ребёнком занимался в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушино. В 1968 году окончил Московское хореографическое училище по классу профессора Петра Пестова. В 1968—1989 — солист балета Большого театра, где репетировал под руководством выдающегося педагога Алексея Варламова.
В 1981 году дебютировал как балетмейстер, поставив хореографические миниатюры «Пассакалия» на музыку Г. Ф. Генделя и «Встреча» на музыку М. Таривердиева. В 1982 году поставил номер «Гусляр» на музыку В. Кикты, в 1983, совместно с балетмейстером Борисом Барановским — две миниатюры для своих творческих вечеров с Надеждой Павловой — «Слепая» и «Каприччио на цыганские темы» на музыку С. Рахманинова.
В 1983 году окончил факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1987 — балетмейстерский факультет ГИТИСа. В 1993—1998 вёл курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИСе, с 1998 — профессор Российской Академии славянской культуры.
В 1984 году возглавил «Ансамбль классического балета (Московский балет)» Московской областной филармонии, преобразованный в дальнейшем в Московский областной государственный театр «Русский балет», которым руководил до 1995 года и в 1997—2007. В 2005 году открыл Школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет».
В 1995—1997 — художественный руководитель балета Большого театра, в 2003—2006 — художественный руководитель балета Екатеринбургского театра оперы и балета. В 2004 году был хореографом-постановщиком комедии-балета «Любовь глазами сыщика» по пьесе П. Шеффера в Московском театре имени В. Маяковского (режиссёр Сергей Арцибашев).
Семья
Первая жена (1975—1986) — Надежда Павлова (р. 1956), балерина Большого театра (1975—1995), народная артистка СССР (1984)
Вторая жена — Майя Руденко (Гордеева), заведующая музыкальной частью Московского областного государственного театра «Русский балет». Имеет сына Дмитрия (р. 1995) и дочь Любовь (р. 1993).
Репертуар в Большом театре (основные партии)
Постановки в Ансамбле классического балета (Московский балет) — Московском областном театре «Русский балет»
Хореографические миниатюры
Оригинальные балеты
Редакции классических балетов
Постановки в других театрах
Постановки в Екатеринбургском театре оперы и балета
Фильмография
Звания и награды
Библиография
Примечания
Ссылки
Видео
Полезное
Смотреть что такое «Гордеев, Вячеслав Михайлович» в других словарях:
Гордеев, Вячеслав Михайлович — Вячеслав Гордеев Ромео (Ромео и Джульетта). ГОРДЕЕВ Вячеслав Михайлович (родился в 1948), артист балета, балетмейстер. В 1968 88 в Большом театре. Лирико драматический танцовщик: Базиль (“Дон Кихот” Л.Ф. Минкуса, 1972), Зигфрид (“Лебединое озеро” … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГОРДЕЕВ Вячеслав Михайлович — (р. 1948) российский артист балета, народный артист СССР (1984). В 1968 88 в Большом театре, одновременно с 1984 руководитель ансамбля Московский балет (с 1989 Московский театр Русский балет ) … Большой Энциклопедический словарь
Гордеев, Вячеслав Михайлович — Артист балета, балетмейстер, Народный артист СССР, художественный руководитель Московского государственного театра «Русский балет»; родился 3 августа 1948 г. в г. Москве; окончил Московское академическое хореографическое училище в 1968… … Большая биографическая энциклопедия
Гордеев Вячеслав Михайлович — (р. 1948), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1984). В 1968 1988 в Большом театре, одновременно с 1984 руководил ансамблем Московский балет (с 1989 Московский театр «Русский балет»). Партии: Щелкунчик принц («Щелкунчик»… … Энциклопедический словарь
ГОРДЕЕВ — Вячеслав Михайлович (родился в 1948), артист балета, балетмейстер. В 1968 88 в Большом театре. Лирико драматический танцовщик: Базиль ( Дон Кихот Л.Ф. Минкуса, 1972), Зигфрид ( Лебединое озеро П.И. Чайковского, 1984) и др. Одновременно с 1984… … Современная энциклопедия
ГОРДЕЕВ — Вячеслав Михайлович (род. 1948), артист балета, народный артист СССР (1984). В 1968 88 в Большом театре. Партии: Принц ( Щелкунчик П. И. Чайковского), Филипп ( Пламя Парижа Б. В. Асафьева), Ферхад ( Легенда о любви А. Меликова), Икар ( Икар С. М … Русская история
Гордеев — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В … Википедия
Гордеев В. М. — ГОРДÉЕВ Вячеслав Михайлович (р. 3.8.1948, Москва), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1976). С 1968, по окончании Моск. хореографич. уч ща (педагог П. А. Пестов), в Большом т ре (совершенствовался под рук. A. A. Варламова). Среди партий: Базиль,… … Балет. Энциклопедия
Гордеев В. М. — ГОРДÉЕВ Вячеслав Михайлович (р. 1948), артист балета, нар. арт. СССР (1984). В 196888 в Большом т ре. Партии: Принц ( Щелкунчик П. И. Чайковского), Филипп ( Пламя Парижа Б. В. Асафьева), Ферхад ( Легенда о любви А. Меликова), Икар ( Икар С … Биографический словарь
Вячеслав Гордеев: Моя судьба связана с Россией
Выдающемуся танцовщику, хореографу, педагогу Вячеславу Гордееву исполнилось 70 лет и 50 – его творческой деятельности.
Красивые даты народный артист СССР встречает в творческих заботах и административных хлопотах. Полон планов «Русский балет», возглавляемый юбиляром, в ГИТИСе, где он руководит кафедрой хореографии, ждут студенты. Он спешит на заседания Общественного совета по культуре Московской области. Жители Сергиева Посада всегда рады его спектаклям и с благодарностью вспоминают счастливые годы перемен, когда Вячеслав Михайлович занимался культурой их района как депутат Московской областной Думы. Он строит Школу искусств в Подмосковье и воспитывает своих детей – дочь и трех сыновей. Мыслями о быстротечном времени и своем повзрослевшем театре, воспоминаниями о детстве, Большом театре, дорогих встречах Вячеслав Гордеев поделился с «Музыкальной жизнью».
Школа
Балет я увидел по телевизору – фильм «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой. Мне только исполнилось десять лет, и я не мог оторваться от маленького черно-белого экрана. Стал просить маму отвести меня в танцевальный кружок. До этого я осваивал аккордеон, с ним взаимной любви не сложилось. Мама, человек музыкальный и поющий, немного расстраивалась. Играл на немецком трофейном инструменте: в годы войны мама дошла до Берлина, откуда его и привезла. Все свободное время пропадал на стадионе рядом с Лодочной улицей, где мы жили, – постигал понемножку разные виды спорта.
Балетная студия нашлась в нашем Тушино – в клубе «Красный Октябрь», сейчас это – Дворец культуры, база хореографического училища «Гжель». С дачи на Истре я, пятиклассник, ездил на занятия на велосипеде. Мне нравилось танцевать, но я знал, что поступать мне в Суворовское училище. Военным дирижером мечтала меня видеть мама, и я с ней не спорил. Сложнейшие экзамены выдержал успешно. Получив документы о зачислении, решили мы с мамой прогуляться по центру. Идем по Пушечной улице и видим объявление о дополнительном наборе особо одаренных детей на интенсивное шестилетнее обучение в хореографическое училище. Уговорил маму попробовать: «Мы же ничего не теряем, мне так нравится танцевать, документы – с нами». Вошли во внутренний дворик, а там – толпа детей. Записались на просмотр, долго ждали, когда вызовут. Приемной комиссии я понравился и стал одним из трех счастливчиков, которых зачислили. Экзамен держали шестьсот ребят.
Мне казалось, что в классе я первый, и все школьные годы пытался удерживать это лидерство. Улучшаться хотел все время, неудержимо тянуло к рекордам, да и интересно было. Процесс экспериментов над собой был запущен в школьные годы и продолжался в театре. Он оказался необратимым. Класс повторял два-три раза в день – так советовал мой замечательный педагог Петр Пестов. Выполнял в день не менее тысячи прыжков – «воспитывал» ноги. Наверное, позвоночник садился, но об этом я не думал. Допрыгался – разорвал «ахилл» на самом пике карьеры. Вопреки прогнозам вернулся на сцену – коллеги удивились.
Первая любовь
У нас в хореографическом училище появились девочки-итальянки, приехали учиться по обмену. Нам они казались необычными, к ним тянуло – мы-то за границей не бывали, иностранцев видели только по телевизору. Наши простые ребята быстренько научили их нецензурной лексике и страшно хохотали, когда девочки старательно выговаривали трудные слова, не понимая их смысла. Меня подобное не устраивало, я хотел настоящего общения. Начал осваивать итальянский язык и за несколько месяцев выучил: помогло, наверное, знание французского. С Анной-Марией Гросси у нас сложились серьезные отношения, во всяком случае, мне тогда так казалось. Случилась первая любовь. Меня взяли в Большой театр, а она уезжала домой. Я отправился ее провожать в Шереметьево, и кто-то довел до сведения руководства театра, как нежно мы прощались. Тогда меня решили притормозить с гастрольными поездками – вдруг сбегу?
Нуреев
Судьба Рудольфа Нуреева интересовала всех. Я же в Москве однажды видел его восхитительный танец. Благодаря Анне-Марии жизнь Нуреева была у меня «под контролем»: из Италии она привозила вырезки газетных рецензий, любительские съемки, фотографии. Из этого «запрещенного богатства» я получал бесценную информацию о том, как надо работать и что значит – служить сцене. Я многое знал о танцовщике, который представлялся мне идеалом. Например, что на урок он надевал на себя десять шерстянок, а потом, по ходу класса, поочередно снимал их. Мышцы хорошо разогревались, становились и мягче, и длиннее – так он боролся со своими вечными проблемами с перетруженными ногами. Он танцевал бешено, неистово – и с травмами, и с воспалением легких. Тогда я и подумать не мог, что судьба подарит мне встречи с кумиром.
Познакомились мы в Вене, куда нас с Надеждой Павловой приглашали много раз, но мы об этом даже не подозревали. Когда приехали танцевать рождественский блок «Щелкунчиков», балетный интендант Венской оперы поинтересовался, сколько у нас детей. Услышав, что наследников нет, удивился: «Мы много раз ждали вас – нам отвечали, что Павлова рожает». С Нуреевым мы жили в одной гостинице напротив Оперы и встретились на завтраке. Он подошел, позвал на свой спектакль и банкет. Я же имел неосторожность пригласить его к нам в номер на деликатесы – как все артисты, мы привозили с собой колбасу, икру, водку. Рудольф рассмеялся: «Помню-помню, я тоже когда-то брал с собой еду…» На следующий после приема день появились газетные репортажи, где подчеркивалось особо, что на вечеринке у Нуреева присутствовали знаменитые советские артисты и вели себя дружелюбно. Никаких взысканий не последовало, но в посольство вызвали и объяснили, что не стоит общаться с «изменником Родины». Но встречи наши продолжались до последних дней жизни Рудольфа. Если мы «пересекались» в какой-нибудь стране, то непременно виделись.
Рудольфу нравилось создавать комфортную обстановку близким людям, тем, кого он ценил. В Сан-Франциско он попросил «опекать» меня свою знакомую – девушка много интересного рассказала, катала на самолетах, подавала лимузины. В Нью-Йорке нас собрала хозяйка светского салона Женя Долл. В молодости она участвовала в дягилевских сезонах, танцевала в труппе Анны Павловой, потом вышла замуж за миллионера. Она пригласила нескольких солистов Большого театра и Рудольфа. Он принес огромную банку черной икры, килограмма на два, и я вспомнил, как хотел его угостить в Вене. Отлично провели время, говорили обо всем на свете и, конечно, о балете.
Дополнительная репетиция
В античном греческом амфитеатре Нуреев танцевал в своей «Раймонде». Мы же приехали в Афины из Салоников. Жарища стояла невероятная, люди падали в обмороки, жизнь начиналась после захода солнца, когда зной отступал. Нуреев сообщил, что оставил нам с Павловой два билета и ждет на балете. Я никому не говорил о приглашении, но информация просочилась, кто-то стукнул. Ко мне подошел секретарь парторганизации и попросил не ходить на спектакль. Я ответил, что могу в свободное время делать то, что хочу, и добавил: «Я же родину не предаю и не в стрипклуб собираюсь…» Что вы думаете? Вечером назначили незапланированную репетицию. Нас привезли в какой-то карьер, где невозможно было заниматься, мы попытались, но не смогли. Ближе к ночи позвонил Нуреев, я объяснил, почему на «Раймонду» мы не попали. Он пригласил на ужин: «Приезжайте, хоть повидаемся, завтра утром я улетаю». Мы заказали такси и поехали к нему в гостиницу. По номеру носилась его симпатичная помощница, упаковывала вещи. Мы поболтали, обменялись новостями и пошли ужинать. Сажая нас в такси, Рудольф предложил заплатить, но мы отказались. Ему нравилось покровительствовать, помогать, проявлять щедрость. Жаль, что сейчас о нем говорят как о человеке скандала. Таким я его не знал, он был разным.
Дебют
В Большом меня определили в класс к уникальному наставнику – Алексею Варламову, с ним я готовил свои роли. Дебютной сольной партией стал Арлекин в «Щелкунчике». Самым сложным оказался первый кувырок – на позвоночнике вскочила шишка. Делал вместо трех пируэтов – десяток, между ними «блинчики». На турах с «разножками» меня сносило немножко в сторону. Григорович после спектакля пришел на сцену поздравить с премьерой: «Думаю, если бы вы еще раз эту комбинацию повторили, то залетели бы в директорскую ложу». Я почувствовал его расположение ко мне и в отличном настроении улетел в составе группы артистов Большого театра во Францию. Импресарио знал меня еще по училищу и настаивал на моем участии, но это другая история. Пока мы колесили по дивным городам, в Москве репетировали «Пламя Парижа», и Юрий Николаевич, видимо, на меня рассчитывал – он видел на выпускном моего Филиппа. Возвращаюсь, а Григорович меня не замечает – обиделся. Оказался с ним в лифте. Говорю: «Юрий Николаевич, вы же меня отпустили… Сказали бы “нет” – я бы не поехал». Признался, что забыл, хотя сам подписал бумагу от Госконцерта. Через некоторое время я станцевал «Пламя», он остался доволен моим танцем. Отношения наладились.
Вячеслав Гордеев: «Я не сопротивлялся судьбе»
Художественному руководителю театра «Русский балет» народному артисту СССР Вячеславу Гордееву за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства вручена Почётная грамота Президента РФ. Так отмечена его творческая деятельность в области отечественного балета на протяжении полувека, которому он верно и трепетно служит. В Большом театре, которому он отдал лучшую часть своей жизни, к этому юбилею был при-урочен спектакль «Баядерка» Людвига Минкуса. Открывая торжество, генеральный директор ГАБТа Владимир Урин назвал юбиляра легендой и гордостью главной музыкальной сцены страны. И здесь нет преувеличения.
Вячеслав Гордеев – прославленный хореограф, ярчайший представитель отечественной школы балета, народный артист СССР, театральный режиссёр, педагог. Более двадцати лет – с 1968 года он был премьером Большого театра, на сцене которого исполнил практически все ведущие партии классического и современного репертуара, а дуэт Вячеслава Гордеева и Надежды Павловой с восхищением называли «Надежда и Слава русского балета. В Париже в период расцвета творческого таланта танцовщика его называли любимцем публики, в Лондоне – «золотым мальчиком», но никогда – ни в зените своей сценической славы, ни в период триумфа руководимого им коллектива «Русский балет», он не страдал звёздной болезнью. Чему, кстати, учит и своих многочисленных учеников в родном театре и в ГИТИСе, где он возглавляет кафедру хореографии.
В 1981 году на самом пике сценической карьеры Гордеев возглавил небольшой коллектив «Классический балет», созданный при Московской областной филармонии, выросший под его руководством в Московский областной государственный театр «Русский балет», который критики продолжают считать лучшим в Европе. Здесь развернулась плодотворная балетмейстерская деятельность Гордеева, поставившего в своей редакции все балеты Чайковского, более 15 спектаклей классического репертуара, шесть одноактных балетов и более 30 хореографических миниатюр. Уже в процессе первых гастролей «Русского балета» по странам Западной Европы Ассоциация западноевропейских импресарио присудила Гордееву звание «Лучший хореограф года», он был удостоен специального приза Мориса Бежара. А журнал «Балет» назвал его «Рыцарем балета» и вручил приз «Душа танца».
– Как стать знаменитым? Как добиться того, чтобы тебя узнавали тысячи поклонников, чтобы твоё имя на афише заставляло штурмовать театральные кассы?
– Я знаю, что перипетии моей личной судьбы у многих вызывают удивление. Родители хотели во мне видеть военного, намереваясь отправить меня в Суворовское училище. Их можно было понять: оба – фронтовики: отец стал инвалидом Великой Отечественной, маме удалось дойти до Берлина. Оба потом всю жизнь работали в «почтовом ящике» – на Тушинском машзаводе, участвовали в создании космического корабля «Буран». Об этом я помню всю жизнь, что помогало мне не однажды решительно игнорировать многие соблазнительные предложения за рубежом – остаться там навсегда. Я не мог ни предать убеждения родителей, ни их самих обречь на преследования, которые непременно последовали бы во времена СССР, если бы я убежал за границу, как некоторые мои коллеги. Но несмотря на то что занимался в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушине, по дороге в Суворовское училище, что называется, «нечаянно» заглянул в балетное училище Софьи Головкиной. И всё! Потом уже был Большой театр… По прошествии многих лет пришёл к мысли: в каждой судьбе есть своя предопределённость. Когда человек рождается, где-то в небесах уже прочерчена линия его последующей жизни, которой он и следует. Так и у меня: я не сопротивлялся судьбе. Почему? Потому что я немножко фаталист.
– В одном из интервью вы как-то заметили, что с детства считали себя наглым. Может, и в этом причина, что во всех сферах деятельности вам покоряются самые высокие вершины?
– Я действительно так сказал, но, наверное, не совсем был прав: речь не о наглости, а об уверенности. Как известно, балетные артисты каждое утро должны начинать с занятий в классе. Так вот, я всегда занимался по полной программе, и мне всегда и этого было мало. Иногда я посещал по два класса. Сначала у одного педагога – Алексея Алексеевича Варламова, потом у другого – Асафа Михайловича Мессерера (дяди Майи Плисецкой). Я уж не говорю о том, что в класс я приходил в 9 утра, хотя он начинался в 10. И так продолжалось на протяжении первых десяти лет моей балетной карьеры в Большом. Отошёл я от своей этой привычки, наверное, когда уже был обременён званием, семьёй… Могу сказать – и это подтвердят все, кто меня тогда знал, – я всегда занимался больше всех. Может, в этом и содержится ответ на ваш вопрос – мне удавалось многое то, чего не удавалось многим моим коллегам. В классическом балете цирковые трюки – не самое главное, зато академизм выполнения сложных элементов просто необходим. Безусловно, в моё время были коллеги, которые могли сделать и то, чего мне не удавалось, но в своём деле мне удалось достичь, повторюсь, многого. Я знал и дорожил своей высокой репутацией, своим местом в театре, в мировом балетном искусстве. Мы в те времена колесили с гастролями по миру и могли сравнивать. Оттуда и уверенность, а не наглость, именно уверенность вела меня по жизни.
– В прежние времена звание народного надо было заслужить. И по большому счёту это удавалось сделать не каждому артисту, даже если его заслуги были неоспоримы. А как это произошло у вас?
– Ситуация, как сейчас помню, была несколько необычной. Мы с моей партнёршей, а затем и первой супругой, Надей Павловой, тогда пребывали в том возрасте, который по всем канонам не слишком соответствовал такому званию. И если кому-то из балетных артистов в этом смысле везло, то только в том случае, если он отличался в своём искусстве чем-то неординарным, ярким, таким, чего до него ещё никто не добивался. Скажу больше: образно говоря, если звание «Народный артист республики» можно было сравнить с квартирой, то «Народный СССР» – многокомнатной квартирой. А потом в республиках Страны Советов народные артисты сразу превращались и во всенародных героев. Так вот, вспоминаю, мы с Надей в 1984 году гастролировали в Индии. Помню, я там танцевал «Шопениану», «Жизель», «Дон Кихот». Однажды наш посол в Дели вдруг приглашает всех артистов Большого на приём в посольстве. Все удивлены: по какому случаю? Среди гостей – руководство труппы, высокопоставленные индийские чины, журналисты… Посол, обращаясь к гостям с речью, заявляет о том, что повод – знаменательное событие. Из Москвы пришла телеграмма: Надежде Павловой и Вячеславу Гордееву присуждены звания народных артистов СССР. По факту Надя стала одной из самых юных народных артисток – в 28 лет. В то время, если мне не изменяет память, когда в более молодом возрасте – 27 лет – была удостоена этого звания лишь оперная певица Бэла Руденко. Между нами говоря, после слов посла мои коллеги по балету как-то осунулись. Есть такая притча у артистов: «Человек счастлив, что получил звание народного, но ещё более счастлив, если его не получил его коллега». Ведь это звание было в особом почёте по сравнению с тем, как оно оценивается нынче. Сразу же появлялся статус, который достаточно серьёзно влиял на твоё положение в обществе. Это отражалось и на зарплате, и на различных привилегиях. И в любом творческом коллективе – не удивляйтесь – бытовало мнение: кому-то, конечно, надо давать звание, но есть такие, которые уж точно его не заслужили. Попробуй, разберись в объективности подобной оценки…
В дуэте с Надеждой Павловой
– Но те, кто следил за творческой карьерой вашей молодой семьи, уж точно не должны были сомневаться в этом. Ведь так?
– Мало того, что мы с Павловой звание заслужили, добившись больших творческих успехов в мировом балете и не уронив своими выступлениями высокого авторитета Большого. Я до этого ещё занял первое место в престижном международном балетном конкурсе, Надя там же завоевала Гран-при. Да и расставшись, мы оба продолжали занимать высокие места в балетной иерархии. Наши имена гремели, на улице нас узнавали. Не сочтите за хвастовство, но однажды во время американских гастролей мадам Никсон настолько впечатлилась моим выступлением, что подарила мне запонки.
– Вы – народный артист государства, которого уже нет. Является ли для вас сегодня это поводом для гордости, особенно на фоне некоторых разговоров о том, что в СССР всё было плохо и гордиться нам нечем?
– Это порочная практика – бросать камень в прошлое. Во-первых, наше государство было великим, позволявшим каждому соотечественнику гордиться достижениями страны и в науке, и в космосе, и в балете. Оглядываясь на то время из сегодняшнего дня, могу с уверенностью утверждать, что статусно звание «Народный артист СССР» было весьма высоким, элитным. Его нельзя было получить по блату, будучи чьим-то сыном или племянником, как порой, что греха таить, мы наблюдаем сегодня. Кстати, к сожалению, сегодня мне как руководителю признанного миром «Русского балета» подать ходатайство на звание артисту моего театра практически невозможно. Найдутся сотни причин для возврата документов. Наверное, моё родное искусство сегодня не в такой чести, как бывало ранее…
– Глядя на вашу спортивную фигуру, подозреваешь о каком-то особом режиме дня…
– К сожалению, той силой воли, благодаря которой мог раньше противостоять различным кулинарным соблазнам, я сегодня похвастаться не могу. Спасает привычка уделять немало времени физическим нагрузкам, которой не изменяю много лет. Их, конечно, меньше, чем раньше, пришлось, к примеру, отказаться от ежедневных утренних пробежек – ведь за долгие годы балетной карьеры заработал и разорванный ещё в 1978 году во время концертного номера из балета А. Хачатуряна «Спартак» «ахилл», и пережил операцию на бедре, в которое вживлён титан.
– Известно, балет, как, пожалуй, никакой вид искусства, травмоопасен.
– В Китае мне делали операцию по поводу коксартроза – деформирующего артроза тазобедренного сустава. Кстати, не столь уж редко встречающееся, как правило, травматическое заболевание у нашего брата – танцовщика. А развился он у меня после того как я, по-видимому, позабыв о годах, на своём 55-летнем юбилее слишком «юбилейно» танцевал. Самое печальное, что человек, которого настигает такая болезнь, начинает припадать и раскачиваться как утка, потому я и решился на операцию. Так вот, в Китае в больнице пришлось проводить время на маленькой кровати шириной сантиметров 35–40. Для того чтобы повернуться на другой бок и не свалиться, нужно было приподняться на руках. Можете себе представить целую неделю моих мучений. С тех пор всегда сплю на очень широкой постели, таким образом гася не слишком приятные воспоминания о том китайском ложе.
Вновь в Большом театре
– Не вспомните самый травмоопасный в вашей практике спектакль, которого вы больше всего боялись?
– Никакой боязни никогда не испытывал. Хотя, как выяснилось, наибольший риск меня поджидал в балете «Икар» Сергея Слонимского. Я страдал привычным вывихом плеча, а постановщик спектакля Владимир Васильев придумал для исполнителя перекидное движение – надо было партнёршу перемещать так, чтобы она описывала вокруг тела главного героя своеобразный круг. Надо же: у меня накануне премьеры во время репетиции выскочило плечо, что стало, конечно, моей настоящей трагедией. Нечто подобное повторилось и во время гастролей в США. Там после прошедшего с большим успехом моего выступления в «Спартаке» на другой день была репетиция «Легенды о любви» Арифа Меликова. Естественно, после шумной премьеры, а потом и обычного в таких случаях посещения ресторана, я был слегка расслаблен, и на репетиции моя партнёрша Нина Тимофеева так навалилась на моё плечо, что рука снова превратилась в плеть. Если учесть, что гастроли только начались, то выхода у меня не было – все спектакли рука просто висела. Так и приспособился.
– То есть мужество балетного артиста – ещё одна необходимая особенность его профессии…
– А куда деваться: если вы выступаете на серьёзной сцене, то с самого начала должны себя настроить: выходить к рампе всё равно придётся даже через не могу.
– Вы среди народных артистов СССР, наверное, единственный окончивший факультет журналистики?
– Дело в том, что к этому подтолкнула идея создать профессиональный журнал о балете ещё в начале 80-х, и 15 лет его возглавляла легенда ГАБТа народная артистка СССР Раиса Стручкова. Мне эта идея очень понравилась, я активно стал участвовать в его издании и, чтобы не превратиться в скучного писаку, засушивающего тему, я решил расширить свои знания в области журналистики. Так и оказался в МГУ. Причём настолько увлёкся сим предметом, что, завершив учебу, пошёл и в аспирантуру. Моим любимым педагогом там стал на этот раз легенда советской журналистики Ясен Николаевич Засурский, с которым мы продолжаем дружить и сегодня.
– У народного артиста есть свой жизненный девиз?
– В хореографическом училище у меня было два друга, оба постарше и повыше меня, и я к ним тянулся – хватало у меня и желания, и амбиций. Как-то мы куда-то бежали, потом устали, остановились, отдышались и побежали дальше. И тогда я вдруг себе сказал, и это стало моим жизненным девизом: «Догнать упущенное время». Особенно после отпуска. Кстати, пока я танцевал, отпуска вообще не знал – были гастроли, концертные выступления, но всё равно в них напряжение уже не то. И вот когда возвращаешься из отпуска, понимаешь, что жизненно важно догнать упущенное время. Чтобы потом снова идти дальше.
Беседу вёл
Анатолий Журин