архитектура в период раздробленности руси
§ 13. ИСКУССТВО ПЕРИОДА РАЗДРОБЛЕННОСТИ
§ 13. ИСКУССТВО ПЕРИОДА РАЗДРОБЛЕННОСТИ
Отличия архитектуры XII – начала XIII в. от архитектуры Киевской Руси. Русское зодчество XII – начала XIII в. развило и переосмыслило традиции Киевской Руси. Собственно, именно в это время возникла национальная русская архитектура, так как появились первые русские зодчие, способные самостоятельно вести строительство.
В разных концах Руси предпочитали теперь разные строительные материалы, по-разному украшали здания. Архитектура XII – начала XIII в. – это совокупность отдельных школ, имевших общий исток и выработавших к XII в. характерный тип русского храма, который потом сохранялся на протяжении веков. Это крестово-купольный храм: четырех– или шестистолпный, с одной главой на высоком барабане и тремя выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. Другие стены лопатки делят на части, которые завершаются полукруглыми сводами – закомарами.
Храмы юга Руси. Наиболее известными памятниками архитектурной школы Киевской земли являются церковь Богородицы Пирогощи (1131 – 1136) на Подоле в Киеве, киевские Кирилловская (после 1146) и Васильевская (1183) церкви, Юрьевская церковь в Каневе (1144). Известны и имена некоторых южных зодчих, например, Петра Милонега. В 1199 г. он создал замечательное инженерное сооружение – подпорную стену церкви архангела Михаила Выдубицкого монастыря.
Борисоглебский собор в Чернигове
В архитектуре Черниговской земли прекрасно прослеживается развитие южнорусской архитектурной мысли. К примеру, Борисоглебский собор в Чернигове – типичная греческая постройка XII в. А церковь Праскевы Пятницы – образец храма нового типа. Она подобна башне, устремленной к небу.
Храмы Новгорода. После завершения строительства Святой Софии (середина XI в.) в Новгороде лет 50 не возводили монументальных зданий. Однако в XII в., с укреплением новгородских вольностей, здесь строят сразу несколько каменных храмов. Они выглядят приземистыми, почти не имеют украшений. Кажется, будто их лепили прямо руками, приделывая к основному кубу сильно выступающую апсиду, оставляя неровности и шероховатости кладки стен.
В таком стиле были построены собор Рождества Богородицы в монастыре Антония Римлянина, Георгиевский (Юрьевский) собор Юрьева монастыря, небольшая церковь Иоанна Предтечи на Опоках, церковь Пятницы на торгу.
Церковь Праскевы Пятницы в Чернигове. Элементы крестово-купольного храма
На Нередицком холме севернее Новгорода была возведена знаменитая своими фресками церковь Спаса на Нередице (1198).
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде
Зодчество Владимиро-Суздальской Руси. Первое каменное здание в Ростово-Суздальской земле появилось в 1108 г. Владимир Мономах велел архитекторам возвести в Суздале собор Успения Богородицы из бело-розовой плинфы. Посреди бревенчатых изб встал храм, поражавший красотой и размерами. Правда, через 50 лет он рухнул. Сын Мономаха Юрий Долгорукий построил новый – Рождества Богородицы.
В Кидекше Юрий Долгорукий поставил деревянный замок. Здесь же западноевропейские мастера возвели церковь Бориса и Глеба. Она представляла собой известняковый куб с узкими, похожими на бойницы окнами. Единственным украшением фасадов был аркатурный пояс из маленьких арочек – прообраз изящного аркатурно-колончатого убранства более поздних владимиро-суздальских церквей.
Подлинный расцвет владимиро-суздальского зодчества наступил в годы правления Андрея Боголюбского. Вводимому Андреем культу Богородицы были посвящены все основные постройки. Главная из них – Успенский собор во Владимире, который закончили за три года (1158 – 1161). Храм поражал высотой внутреннего пространства (выше киевской Софии), изяществом, обилием украшений, например и внешние, и внутренние стены расписали фресками. При Всеволоде Большое Гнездо однокупольный Успенский собор был окружен белокаменными стенами галерей и увенчан четырьмя новыми главами.
Рождественский собор в Суздале
Город Владимир при Андрее был укреплен новыми высокими валами и дубовыми стенами. Тогда же на въездах в город поставили Золотые, Серебряные и Медные ворота с надвратными часовенками: деревянные створы ворот были обшиты золоченой и серебряной медью, отшлифованными медными пластинами.
Успенский собор во Владимире
Золотые ворота во Владимире
В пригородной княжеской резиденции – городке Боголюбове – был создан целый архитектурный ансамбль: собор Рождества Богородицы и дворец. Завершили постройки к 1165 г. Император Фридрих Барбаросса прислал на подмогу русским мастерам своих зодчих. Общепризнанной жемчужиной древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), возвышающаяся на высоком искусственном холме (когда-то с него к воде вела белокаменная лестница).
В 1194 – 1197 гг. во Владимире построили еще один собор – Дмитриевский (Дмитрий Солун-ский был покровителем князя Всеволода Большое Гнездо, в крещении Дмитрия). Внешние стены этого одноглавого храма украшала затейливая резьба.
Лебединой песней зодчества домонгольской Северо-Восточной Руси стал Георгиевский собор (1230 – 1234) в Юрьеве-Польском. Именно он стал в XIV – XV вв. образцом для московских архитекторов.
Церковь Покрова на Нерли
2. Живопись и прикладное искусство
Мозаики и фрески. В XII – начале XIII в. при украшении интерьеров русские мастера стали отдавать предпочтение фрескам. Настенные мозаики в XII столетии еще создавались в Южной и Юго-Западной Руси. Северо-Восточная и Северная Русь их не знала. Фрагменты фресковой живописи XII – начала XIII в. обнаружены под позднейшими изображениями. Сохранилась фресковая живопись XII в. в киевской Кирилловской церкви. Уцелели отдельные фрагменты росписей Успенского и Дмитриевского соборов Владимира, а также суздальского Рождественского собора.
Дмитриевский собор во Владимире
Иконы. Иконы XII – XIII столетий напоминают монументальные росписи. Так, Богоматерь Великая Панагия из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле во многом походит на мозаичную Оранту Софии Киевской.
Богоматерь Великая Панагия. Икона конца XII – начала XIII в.
От XII – XIII вв. сохранилось несколько выносных икон. На высоких шестах такие двусторонние иконы поднимали над воинскими рядами. Одни из самых известных выносных икон – «Битва суздалъцев с новгородцами», «Дмитрий Солунский», «Ангел Златые Власы».
Ангел Златые Власы. Икона XII в.
Прикладное искусство. Русские ювелиры XII – начала XIII в. придерживались тех же приемов, что и мастера Киевской Руси. Памятников художественного ремесла XII – начала XIII в. сохранилось много. Это и украшения (колты, серьги, бляшки, диадемы, кресты, браслеты, пряжки), и оклады икон и книг, и дорогие сосуды и блюда, и произведения резчиков по камню, дереву, кости, и многие другие вещи. XII – начало XIII в. – это время расцвета искусства «малых форм».
1. Что нового появилось в архитектуре в XII – начале XIII в.?
2. Назовите архитектурные школы XII – начала XIII в. и их главные черты.
3. Расскажите о владимиро-суздальской архитектуре XII – начала XIII в.
4. Как развивалась живопись в XII – начале XIII в.?
5. Расскажите о прикладном искусстве XII – начала XIII в.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
• От феодальной раздробленности…
• От феодальной раздробленности… Приблизительно к тысячному году от эпохи Каролингов осталось лишь далекое и полузабытое воспоминание. Централизованная власть хотя и принадлежала королю, являвшемуся одним из многих сеньоров, но не была основана на законной традиции
Искусство позднеклассического периода
Искусство позднеклассического периода В позднеклассический период искусство майя продолжало развиваться в направлениях, которые обозначились еще в начале классической эпохи. За исключением скульптуры этапа пуук, имеющей позднее происхождение, в искусстве майя не
Часть 2 Киевская Русь: воинское искусство времен феодальной раздробленности
Часть 2 Киевская Русь: воинское искусство времен феодальной раздробленности Непобедимость есть оборона; возможность победить есть наступление.Когда обороняются, значит есть в чем-то недостаток; когда нападают, значит есть все в избытке.Тот, кто хорошо обороняется,
Искусство этого периода в Дании
Искусство этого периода в Дании 1. Обзор развития датского искусства Развитие искусства Дании серьезно отставало от западноевропейского, поэтому в рассмтариваемый период в стране наблюдается подавляющее преобладание немецкихЮ голландских и французских мастеров. При
Искусство этого периода в Польше
Искусство этого периода в Польше 1. Обзор развития польского искусства Польское искусство развивается в тесной связи с западноевропейским. В рассматриваемый период преобладавшее ранее итальянское влияние замещается в некоторых сферах (особенно в ваянии)
Часть 2 Киевская Русь: воинское искусство времен феодальной раздробленности
Часть 2 Киевская Русь: воинское искусство времен феодальной раздробленности Непобедимость есть оборона; возможность победить есть наступление. Когда обороняются, значит есть в чем-то недостаток; когда нападают, значит есть все в избытке. Тот, кто хорошо обороняется,
Период феодальной раздробленности
Период феодальной раздробленности Существенные изменения в развитии русского военно-инженерного искусства произошли в XIII в. Уже со второй половины XII в. письменные источники все чаще сообщают о «взятии копьем» русских городов, т. е. с помощью прямого штурма. Постепенно
Литература периода феодальной раздробленности XII — первой четверти XIII века
Литература периода феодальной раздробленности XII — первой четверти XIII века 1. Общая характеристика Начало XII в. для литературы древнего Киева было временем значительных достижений — развитие киевского летописания венчает «Повесть временных лет», а «Поучение»
Метрология периода феодальной раздробленности Руси (XII–XV вв.)
Метрология периода феодальной раздробленности Руси (XII–XV вв.) Русские меры изучаемого периода характеризуются исключительным разнообразием, обусловленным общим ходом исторического развития Руси. Появились и закрепились местные единицы измерений. Местные меры
2. Начало периода раздробленности и его общая характеристика
2. Начало периода раздробленности и его общая характеристика 2.1. Начало разделения. Центробежные тенденции в Древней Руси стали проявляться еще в эпоху правления Ярославичей и, постепенно нарастая, вылились в конце XI в. в княжеские междоусобицы. Стремление князей, с
Тема 5 Архитектура и изобразительное искусство Греции гомеровского периода
Тема 5 Архитектура и изобразительное искусство Греции гомеровского периода Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.Гомеровский период
Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство)
Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в
Тема 2 Архитектура и изобразительное искусство додинастического периода в Египте (IV тысячелетие до н. э.), «нулевая» династия
Тема 2 Архитектура и изобразительное искусство додинастического периода в Египте (IV тысячелетие до н. э.), «нулевая» династия Хронологические рамки периода, характеристика политической и экономической ситуации, появление номов, начало процесса объединения Верхнего и
Тема 2. Псковская судная грамота – памятник права периода феодальной раздробленности
Тема 2. Псковская судная грамота – памятник права периода феодальной раздробленности ПланРусские княжества в условиях политической раздробленности. Государственное развитие Новгорода и Пскова.Общая характеристика Псковской судной грамоты. Ее значение в истории
Архитектура в период раздробленности руси
В период раздробленности княжества и земли, а нередко и города соперничали между собой, стремясь различными средствами подчеркнуть свое значение и особенности. Прежде всего, эти тенденции отразились в архитектуре.
Особенности архитектуры Киевской Руси периода раздробленности (домонгольский период).
СПИСОК архитектурных памятников.
Входит в состав архитектурного ансамбля Псковского крома (кремля) и является главным его строением.
Сегодняшнее, четвёртое по счёту, здание собора было построено в 1699 году, на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Первый собор, построенный в X веке по распоряжению княгини Ольги, был деревянным и простоял до первой половины XII века, когда был уничтожен пожаром. Второй собор был уже каменным и заложен, по церковному преданию, в 1138 году князем Всеволодом Мстиславичем.
В 1363 году произошло обрушение свода храма, и в 1365 году на старом основании заложен новый собор. В 1609 году во время сильного пожара в соборе почти всё сгорело. В 1682 году на его месте было начато строительство нового каменного собора на старой основе. В 1699 году было завершено строительство четвёртого собора, дошедшего до наших дней.Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше под Суздалем. 1152 г.
Один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Восточной Руси. Построена в правление Юрия Долгорукова.
В настоящее время является музеем.Успенский собор во Владимире. 1158-1189 гг.
Собор задуман Андреем Боголюбским (1157-1174) как главный храм Руси. Для строительства он «привёл мастеров из всех земель» — Киева, Галича, Греции. Германский король Фридрих Барбаросса прислал немецких мастеров.
При Всеволоде Большое Гнездо (1176- 1212). после пожара собор значительно расширили, убранство сделали более пышным и дорогим.
Собор построен для хранения иконы Владимирской Божьей Матери, которая много веков считалась покровительницей Руси и которая, по преданию, на раз спасала Андрея Боголюбского от несчастий, уцелела во время пожара при Батые.
В соборе — фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного начала XV века. Мастера были приглашены по приказу Д. Донского в 1408г.Церковь Рождества Богородицы в Боголюбове, Владимирская область. Около 1158 г.
Церковь построена рядом с белокаменным княжеским дворцом в Боголюбове Андреем Боголюбским.
На сегодняшний день уцелело немногое: от княжеского дворца сохранилась нижняя часть церковных стен и северная галерея с лествичной башней. Именно в этой башне по каменной винтовой лестнице сползал в ночь убийства, спасаясь от заговорщиков, Андрей Боголюбский.
Сегодня в это месте находится женский православный монастырь.Золотые ворота во Владимире,1164 г.
Построены при Андрее Боголюбском (1157-1174) княжескими мастерами как оборонительное сооружение и в то же время как триумфальная арка
Церковь построена Андреем Боголюбским в честь победы над булгарами в 1164 г. и в память о погибшем сыне – Изяславе Андреевиче. Для строительства князь приглашал мастеров «из иных земель», то есть участвовали западноевропейские зодчие.
Находится во Владимирской области, в 1.5. км. от села Боголюбово.
Этот храм стал первым на Руси, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября). Он стоит в открытом поле на рукотворном холме. Во время весенних разливов островок окружен водой. Но ни разу вода не попадала внутрь храма.
Церковь пережила гибель своего основателя, монгольское нашествие, прекращение богослужебной жизни, не утратив своего облика и обаяния.
В 1990-х гг. храм Покрова на Нерли был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО
«из иных земель». В возведении первых каменных построек участвовали и западноевропейские зодчиеЦерковь святого Георгия в Старой Ладоге. XII век (1180-1200).
Ленинградская область, Волховский район, село Старая Ладога.
Старая Ладога была первой резиденцией Рюрика. Богослужения в церкви святого Георгия не проводятся. Туристы едут в эти места, чтобы соприкоснуться с многовековой историей.
Согласно Новгородской летописи, именно в окрестностях этого села был похоронен Вещий Олег.
Строилась в честь события 1164г.
По одной версии церковь построена в XI веке — при Ярославе Мудром (1019-1054). По другой –строительство начато в XII, его праправнуком – Мстиславом Храбрым (1179-1180).
Церковь построена в честь небесного покровителя Георгия Победоносца в связи с победой над шведами на реке Воронеге новгородцев и ладожан в 1164 г. Новгородским князем тогда был Святослав Ростиславич (1158-1168, с перерывом в год)
Построена церковь в крепости, цель которой – укрепить позиции на Волхове – части «пути из варяг в греки».
В настоящее время — музей. Церковь открыта с 1 мая- 1 октября для посещений.Дмитриевский собор во Владимире. 1194-1197 гг.
Собор построен русскими мастерами по приказу владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо в честь святого Дмитрия — небесного покровителя князя.
Дмитриевский собор монументален и торжественен, так как зодчие стремились подчеркнуть силу и мощь владимирского князя. Широкие арки несут массивный барабан главы с золоченым шлемовидным куполом. Храм отличает богатое декоративное убранство.
Храм в настоящее время открыт как музейЦерковь Спаса Преображения на Нередице. 1198,
Церковь находится в 1.5. км. от Великого Новгорода, в Новгородской области. Нередица — река.
Построена при Ярославе Владимировиче (это сын Владимира Мстиславовича, правил с перерывами в 1182-1199) в память о двух погибших сыновьях
В годы Великой Отечественной войны разрушена. Восстановление с 1944 по 1958 г. Комплексная реставрация завершилась в 2004 г.
В настоящее время — музей.
В 1992 г. включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Псковский Кром (кремль), конец XI – начало XII вв.
Город Псков основала княгиня Ольга (945-957). При ней же и начался строиться Кремль (тогда ещё деревянный).
Каменный кремль строили псковские мастера. Крепость строилась для защиты от врагов.
Высота стен – до 6-8 метров, башен- до 35 м., толщина стен от 2.5 до 6 м.
В 2013 г. Псковский Кром (кремль) вошёл в десятку «Символов России», победив в медиаконкурсе «Россия-10».Георгиевский собор в Юрьеве-Польском во Владимирской области. 1230-1234 гг.
Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до татаро-монгольского нашествия.
Сооружён князем Святославом Всеволодовичем — сыном Всеволода Большое Гнездо. По утверждению Тверской летописи, Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть выступал в качестве архитектора и руководил строительной артелью.
Город Юрьев-Польской во время нашествия много раз горел и опустошался. Вероятно, во время одного из таких погромов собор был разрушен.
Главная идея храма — прославление Владимирской земли и её правителей, благодарность небесным силам за их покровительство, молитвенное обращение к Богу и святым.
В настоящее время собор является музеем.Собор Спаса-Преображения в Переславле-Залесском. Строительство в 1252-1257 гг.
Это один из самых ранних белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси.
Начал строительство Юрий Владимирович Долгорукий. Достроил Андрей Боголюбский
Стены собора выложены из отёсанных белокаменных блоков.
Толщина стен — от 1 м 30 см до 1 м.
Высота храма в древности составляла около 22 м.
Храм хорошо сохранился до нашего времени.
В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе Александр Невский, родившийся в Переславле в 1221 году.
В настоящее время – филиал городского музея-заповедника.
Богослужения проводятся лишь в дни великих христианских праздников, которые выпадают на теплое время года.Храм святой Параскевы Пятницы в Чернигове (Украина). Конец XII — начало XIII века.
В конце XII — начале XIII века в Черниговском княжестве правил Игорь Святославич (1198-1202). Храм построен в честь святой Параскевы Иконийской, которая, согласно православной традиции, является покровительницей торговли и купцов
Архитектор: древнерусский зодчий Пётр Милонег. Есть предположение, что храм был построен на средства князя Игоря — героя «Слова о полку Игореве».
Тема: Архитектура Руси в период политической раздробленности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Новгород.doc
Новгород Великий, славившийся многолюдностью и богатством, на протяжении нескольких был «второй столицей» Руси. Вплоть до середины 12 века новгородский князь, используя городские богатства, мог возводить огромные величественные храмы.
С конца 13 века в новгородской архитектуре начинается наиболее интересный этап ее развития.
Прежде всего изменился материал и техника кладки:
строители стали использовать местный плитняк. Сочетая его с валунами и кирпичом, что позволяло творить пластичные, подвижные формы храмов. Новгородцы считали, что неровные, пластичные стены храма делают его живым.
Для Новгородской архитектуры отличительными чертами стала суровая строгость, сдержанность декора, простота.
Основными украшениями этих храмов стали глубокие впадины окон, сдержанные декоративные детали в оформлении барабана.
В Новгородских храмах наблюдается асимметричность – центральный купол в храмах сдвинут относительно других куполов.
В некоторых храмах до сих пор сохранились старинные фрески, над которыми трудились византийские и псковские мастера.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках,
церковь Федора Стратилата на Ручью,
Софийский собор в Новгороде,
Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде.
При Владимире Мономахе, основавшем Владимир и Суздаль, сложилась яркая архитектурная школа. Строительство вели киевские мастера. Основным строительным материалом был белый камень. В храмах соединялась строгая гармония формы и сердечная красота. Эти храмы были праздничны и нарядны.
Характерной особенностью храмов Владимиро-Суздальского княжества было обилие каменной резьбы, изображение львов, грифонов, птиц. Все это говорило о единстве всего сущего и многообразии мира.
Также прекрасны они были изнутри, фрески знаменитых мастеров покрывали стены и своды храма. Некоторые из фресок сохранились до наших дней.