аргун царь муж томирис
Царица Томирис: биография правительницы
Легендарная царица Томирис: YouTube/SATAIFILM
Царица Томирис — правительница, чей образ стал нарицательным. Легенды о Томирис рассказывают по сей день. Ее красоту, силу духа, смелость и героизм воспевают. О царице пишут книги, снимают фильмы. О ней был поставлен балет. В ее честь назван астероид. Кто же такая Томирис? Читайте об этом в статье!
Биография царицы Томирис
Две тысячи лет назад бескрайние просторы нынешнего Казахстана населяли саки — народ могучий и бесстрашный. Рассказы о том, кто такие саки, распространялась по всем землям. Образ сакского воина, мужчины или женщины, отразился в мифологии. Легендами стали две сакские царицы — Томирис и Зарина.
О Томирис рассказывают, что и ее тело, и ум были одинаково прекрасны. Она известна как прародительница женщин-воинов — амазонок. Но жизненный путь Томирис был наполнен горем, испытаниями и мучениями, о чем рассказывает одноименный фильм 2019 года. Тем не менее ее история и способности, борьба за независимость народа придают и сегодня образу сакской царицы актуальность, делают его любопытным для наших современников.
Согласно данным исследователей, царица жила в VI век до нашей эры (570–520 гг. до н. э.). Ее детство складывалось так:
Однажды Спаргапис организовал празднество и пригласил на него союзников тиграхаудов. Вместе с ними он воевал против хаомаваргов. Во главе их отряда стоял Рустам — сын царя тиграхаудов Кавода. Это был могучий и непобедимый воин. Томирис он сразу очаровал, и она решила, что именно Рустам достоин ее внимания и благосклонности. В ходе празднества Томирис сражалась со всеми воинами. Рустам уступил ей первенство в равном бою и признал свое поражение.
Но вскоре на смену любви пришло разочарование:
Женщина потеряла всякий интерес к мужу. Она сблизилась с Бахтияром — воином, который был ее телохранителем. Позже он предал царицу в бою и стал причиной гибели тысячи массагетов, тиграхаудов и хаомаваргов.
Томирис родила сына, которого назвала Спаргаписом, и занялась его воспитанием сама. Она хотела вырастить мудрого правителя.
Когда умер царь Спаргапис и Рустам, то саки выбрали царицей Томирис. Ей пришлось ощутить всю тяжесть бремени правления.
Томирис — великая правительница и военачальница
Юная Томирис: YouTube/SATAIFILM
Сакские племена находились под управлением вождей, которые избирали царя для общего руководства племенами и армией. Племена создавали союзы в военное время, после стихийных бедствий и в других сложных ситуациях.
Томирис уважали и боялись. Были желающие свергнуть ее: против царицы плели интриги и заговоры. Вожди племен, которые не находили общего языка с Томирис, передавали свои просьбы и обращения через слишком доверчивого супруга, если не хотели лично сталкиваться с правительницей.
Царица же училась у своих врагов, перенимала лучшее из их военного и управленческого опыта, превращала эти знания в свои преимущества. Ей удалось создать непобедимое войско благодаря таким шагам:
Самая жестокая война для Томирис разразилась с персидским царем Киром, но ей удалось одержать победу. Когда Томирис стала царицей, Кир, который жаждал абсолютной власти, посылал к ней гонцов с предложением заключить дипломатический мир. Кир просил у Томирис руки. Но царица ответила отказом и сделала ему другое предложение.
Томирис: YouTube / SATAIFILM
По иранским законам наследниками могли быть только мужчины. Томирис по этой причине не имела права на земли. Поэтому она предложила Киру выдать его дочь Атоссу замуж за ее сына Спаргаписа. Кир ответил отказом и повторил правительнице свое предложение, но она не согласилась и во второй раз. С этого момента и началась жесточайшая, кровопролитная война и конец правления Кира:
Саки боролись за независимость и свободу жестоко и самоотверженно. Много воинов погибло в этом сражении. Томирис с Киром встретились в бою. По легенде, царица отсекла Киру голову и опустила ее в мешок с кровью предателя Бахтияра.
О дальнейшей судьбе царицы доподлинных сведений нет. Однако историки считают, что античный город Томис, возникший на берегу Черного моря, — построен легендарной царицей саков. Где находится могила самой Томирис, точно не известно.
Сакская царица Томирис осталась в истории как мудрая, храбрая и властная женщина. Она символизировала свободу и независимость. После ее смерти трое мужчин вместе управляли сакским войском и землями. Сложный и трагичный жизненный путь царицы воспет в литературе, кино, музыке, живописи.
А как вы относитесь к личности Томирис Сакской? Делитесь мнениями в комментариях!
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Легенда о Томирис. Любовь и смерть
Томирис (приблизительно 570—520 гг. до н. э.) — царица саков-массагетов, рассказ о войне с которой персидского царя Кира приводит Геродот («История» I 205—214).
Томирис являлась потомком вождя скифов Ишпакая. Правнучка Мадия, внучка или дочь легендарного царя Сыпыра (Спаргапис).
Примерно в 530—529 гг. до н. э. царь Мидии — Кир, покорив множество стран и получив титул «властитель Азии», отправился в поход на Великую степь. Наступление начал с Сырдарьи, примерно между Туркестаном и Отраром. Саками в то время правила вдова их царя — Томирис. Мужем Томирис являлся принц тиграхаудов Рустам, который тоже погиб в бою от рук Кира. Кир отправил посла к царице с предложением выйти за него замуж и объединить два народа в одно государство без всякого боя. На что сакская царица гордо ответила отказом.
В решающей битве участвовали и женщины, девушки-саки, которые бросились с самой царицей в битву в последний решающий момент. Этот бой Геродот назвал «самым жестоким и великим». Кровавый бой завершился победой саков, где персы не ожидали увидеть на поле сражения мужественных женщин.
По Геродоту, все персы погибли на поле боя, среди них был и Кир. Это было сильным ударом для Персии, военный авторитет государства среди соседей упал. Больше не стало великого «властителя Азии». Так было окончательно разбито войско «властителя Азии» Кира сакской царевной Томирис. Впоследствии преемником Кира стал Гаумата (или Лжебардия), выдавший себя за Бардию (греч. Смердиса) — младшего брата Камбиса, но его вскоре сменил копьеносец Дарий, избранный заговорщиками убивщими Гаумата.
Победа была достигнута за счет потери большой части населения саков из родов массагетов, тиграхаудов и хаомаваргов. Отрубив голову Кира и наполнив кожаный мешок его кровью вместе с кровью двух предателей, Томирис при всех воскликнула: «Ты хотел крови, так пей ее до дна!» — и бросила его голову в этот мешок.
Томирис была гибким стратегом, пользовалась большим авторитетом среди населения, о чем можно судить по тому, что после её смерти сакское государство управлялось не одним, а тремя правителями. Среди народа существует много легенд о героизме сакской царицы Томирис. В Казахстане очень популярно имя Томирис.
Как это было на самом деле?
Имя царицы Томирис стало легендой. Но какой? Жестокой и кровавой легендой, в которой царица массагетов предстает перед нами грозной воительницей. В которой она, правительница, разгадывает замыслы царя персов Кира и жестоко, публично расправляется с ним.
Об этом пишут сухие учебники истории. Об этом знают простые люди, если спросить их: «А что вызывает в вашей памяти это имя — Томирис?»
Мало того — даже художественные экранизации, многие балетные постановки знаменитых событий прошлого не говорят правды, все они только лишь построены на единственном историческом эпизоде, самом «популярном» из насыщенной не менее удивительными событиями жизни Томирис.
Вы знаете этот эпизод. Вот он, вкратце:
В очередном удачном сражении персидский царь Кир нанес сокрушительное поражение сакским племенам. Поверженное племя потеряло своего вождя, Рустама, которого они, по преданию, называли «Белым Вождем». На трон саков садится Томирис.
Царя Кира поражает рассказ о царице, вдове Томирис. Женщине, о чьей красоте ходила молва, соединившей в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимице всего народа саков. И Кир, поняв, что это необыкновенная женщина, посылает богатые дары — как будто прося руки Томирис, и корону — знак того, что предлагает разделить с ним царствование, на самом деле имея намерение легко захватить ее землю. Но Томирис угадывает за подарками хитрый замысел и отвечает так: «Тебе нужна моя земля, но не я. У тебя достаточно без меня красивых наложниц».
И после этого он со своим многотысячным войском вторгся на ее землю — прикаспийские степи Средней Азии. Несколько дней Кир шел по чужой земле, не встречая ни одного противника. Тогда он остановился, раскинул в степи шатры, разбил лагерь и оставил в нем часть своего войска — старых, слабых и больных. В шатрах он накрыл столы яствами и винами. А сам с основным войском скрылся невдалеке. Войско Томирис напало на лагерь и перебило больных и слабых воинов Кира. И, празднуя легкую победу, саки воздали должное столам в шатрах. Кир напал на них, пьяных, и легко перебил войско.
И скоро состоялась жестокая и страшная битва, какой не помнил даже сам Кир! Лишь к вечеру стало видно преимущество массагетов (саков), и персы были разбиты. Мертвый царь Кир был обезглавлен, а его голову Томирис ритуально бросила при всем народе саков в бурдюк с кровью со словами: «Ты жаждал крови? Так пей, пей досыта!» Вся легенда. Но это неверно!
Все представлено так, что. явной ошибки в датах и последовательности событий как бы и нет, а в целом, многократное изложение этой истории оставляет просто извращенное представление о Томирис.
Какая-то ошибка в дате, по большому счету, даже не самое страшное. Страшнее, что личность человека утеряна, почти изолгана! История ведь не только из фактов состоит, она должна, в первую очередь, показывать жизни, судьбы людей, удивительных характеров прошлого.
Но. попробуем хотя бы немножко разорвать холст картины, на которую смотрят современники, полагая, что это они видят царицу Томирис. Разорвать лживый портрет так, чтобы хотя бы немножко проглянула из-за него настоящая, истинная Томирис. Ведь лгут даже ее портреты! Вы видели эти изображения. Пусть это будет.
На них с царственной осанкой, величественная женщина — да, это верно. Статная, как говорят, «в теле», даже полная по современным меркам. А вот это совершенно не так. Томирис с детства была маленькой, ловкой, быстрой. И взрослая она всегда была довольно худенькой, тонкой, стройной! Цитата из романа Б. Джандарбекова: «. а всадница была действительно хороша! Тонкую, гибкую талию стягивал широкий кожаный пояс. »
«Копна иссиня — черных волос. » Кто знает, что Томирис была блондинкой? Да-да, настоящей, «золотой» блондинкой! «Из-под шлема выбивались распущенные волосы, и трудно было решить, чей блеск ярче — бронзового шлема или золотой россыпи волос. » Ни одного темного волоска не было на ее голове! Её любимый конь — да. Был цвета воронова крыла. царица же была блондинкой! Вот это неточность! Маленькая такая неточность.
«Мужественная, сильная, она в рукопашной схватке с мужчиной одерживала верх. » Никогда Томирис этого не делала. Она прекрасно понимала, что проиграет в любой такой схватке (сегодня это обычно называется «весовой категорией»). Но она превосходно владела мечом. И только так — на мечах вступала в бои с воинами — их грубую силу побеждала ее ловкость. Обучал Томирис ее отец, с малых лет, который был ей и матерью тоже — настоящая мать умерла, когда царица была младенцем. Эпизод из романа: «Детство ее прошло под звон мечей. Сколько раз ей приходилось спасаться от погони на бешено скачущем коне, прижимаясь хрупким тельцем к отцу и слушая гулкие удары его сердца! Пятилетней девочкой она влезала на самую необъезженную лошадь и, вцепившись, как клещ, в гриву, мчалась на безумном коне по степи. В шесть лет взяла в руки тяжелый акинак (короткий меч саков, персов — прим. ред.). Отец шутя схватился с ней на клинках, но тут же, отбросив меч, с хохотом повалился на кошму. Слишком комично выглядело на крохотном личике свирепое выражение — нахмуренные бровки и сверкающие яростью глазенки. Он изнемогал, а Томирис стояла в растерянности, гнев сменился обидой, из глаз потекли слезы. А через четыре года ему пришлось уже всерьез отбиваться от лихих наскоков дочери».
Ложь четвертая, самая главная ложь
Она связана с легендарным эпизодом, когда Томирис бросает голову Кира в мешок с кровью, громко, чтобы все слышали, говоря ему «Пей досыта!» Этому эпизоду предшествует огромная интрига, которая заплелась вокруг Томирис. Попробуем кратко, только лишь «расставить акценты» так, чтобы стал действительно понятным читателю кровавый эпизод с головой царя персов.
Мужем Томирис был Рустам, могучий богатырь, знаменитый огромной силой, «. огромный, на вид медлительный и даже неповоротливый, он преображался в состязаниях. Шутя, бросал на лопатки сильнейших массагетских богатырей». Но Томирис все же до последнего сомневалась в своем выборе. «. Ее покорили его невероятная сила, исполинский рост, но словно вырубленное из камня лицо с упрямыми скулами, резкая и глубокая черта между густых бровей, диковатый взгляд жгуче-черных глаз отпугивали ее. » Но однажды она увидела, как Рустам улыбается — по-детски и открыто. и Томирис решилась. Следом за свадьбой — угас отец Томирис, который был ей и матерью, и другом, и подругой, и наставником.
«Одна. » — пронзило грудь Томирис. Рустам не смог возместить ей утрату. Томирис с каждым днем охладевала к нему — слишком разными были они. «Рожденный для битв, этот бог войны в обыденной жизни превращался в простого смертного. » И жил так, как энергичная и трудолюбивая Томирис не могла и не хотела: «Рустам любил пирушки, на которых под восторженный рев дружков-бражников съедал в один присест упитанного барашка, запивая его бесчисленными бурдюками кумыса или бузы. Досуг проводил на охоте. »
Это и своенравное поведение Рустама в делах, связанных с властью, в конце концов привело к совершенному отчуждению супругов: «Оборвалась последняя нить. Рустам стал чужим для Томирис. »
И как-то. «Томирис провела бессонную ночь. На рассвете вышла из юрты, легко прыгнула на коня, поводья которого держал жгуче красивый молодой телохранитель. „Кажется, его зовут Бахтияр. » — подумала царица. И позже между ними разгорелась любовь, такая, на которую способна лишь женщина сильная, страстная, пылкая, не боявшаяся почти ничего на свете. Но. это Томирис — любила ТАК. Бахтияр обожал и боготворил ее вначале, а позже. может быть, даже любя ее, но какой-то понятной ему одному любовью. он предал Томирис. Предал жестоко, случился сговор между верхушкой племен, Бахтияра властители просто использовали, как инструмент, как мужчину, на поводу у которого пойдет влюбленная Томирис. Бахтияра так хитро взяли в оборот, что у него, собственно, и выбора-то не было. Но не было и духа, чтобы признаться Томирис во всем.
Узнала она о предательстве от воина Фарнака, который, чтобы рассказать царице об этом, окровавленный, полз много дней к её шатру по степи, усеянной телами после битвы с Киром. Прошептал ей весть о предательстве и умер.
Уничтоженная этой вестью, Томирис безвольно сидела в шатре. она понимала, все понимала. и сердце ныло — прости, прости. „Но как? Царица массагетов! Не ты ли билась за единство племен? Сколько людей погибло за тебя!» И она вышла к начальнику охраны.
„Поставь у шатра надежных людей. Как крикну „Предатель!», врывайтесь и хватайте человека, который будет со мной».
И с невидящими, полными слёз глазами побрела обратно в шатер. Тяжело переступила порог, опустилась на тахту и окаменела. Вздрогнула же, услышав знакомый топот коня — как не узнать! Ведь это её любимый вороной конь, быстрый как ветер и подаренный ему, Бахтияру.
Бахтияр ворвался шумный, радостный, в руках он держал отрубленную голову.
— Любовь моя! Вот он, твой враг! Повелитель вселенной — побежденный моей повелительницей, моей Томирис!
Отбросив голову, раскинув руки, направился к ней. Большие черные глаза в густых ресницах, сверкали, иссиня-черные волосы волнами, по последней моде, спадали на плечи. Томирис рванулась к нему, со стоном прильнула и застыла. Бахтияр нежно гладил ей плечи. Но Томирис. пришла в себя и отпрянула, сильно, со стоном оттолкнула от себя и крикнула, срываясь: „Предатель!» В шатер, не мешкая, ворвалась охрана, воины скрутили Бахтияра.
Царица стояла прямая и строгая, жадно вглядываясь в его лицо, словно запоминая навсегда каждую черточку. Она видела недоумение, затем испуг, а следом — смертельную бледность, залившую любимое лицо.
— Что прикажешь с ним делать, царица? — вполголоса спросил начальник охраны Фархад. Томирис откашлялась. Боялась, что будет дрожать голос:
— Отрубите ему голову, — голос звучал ровно —. И слейте кровь в кожаный мешок, ни пролив ни капли. Слышите? Ни капли! — голос царицы зазвучал угрозой. — Тем двум.. Кабусу и Хусрау, тоже отрубите. Пусть кровь трех предателей смешается. Иди! Постой. найди мне останки Рустама. а теперь иди!
Когда воины с пленником ушли, силы покинули Томирис, она упала ничком и безудержно зарыдала. Вошла Содиа, присела на корточки и начала молча гладить голову царицы. Вдруг у нее перехватило дыхание — золотистую копну волос пронизывали пряди предательского серебра».
И только после этого случился легендарный эпизод на кургане.
Но. совсем не с чувством собственного превосходства над Киром сделала это Томирис. Совсем не с удовлетворением, совсем не теша себя победой над ним. Тихо вот что сказала она голове Кира: «Ты был грозным врагом, поистине, повелителем мира. Я отдам тебе, достойному противнику, самое дорогое — кровь любимого».
И только после этого она сделала следующее: «И, подняв высоко голову Кира, Томирис взяла в руки кожаный мешок.
— Массагеты! — крикнула она всему массагетскому войску, выстроившемуся вокруг высокого кургана. — Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта!
И Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок».
«И по сей день рассказывают легенды о Томирис, однако при вскрытии захоронения Кира обнаружили, что его голова на месте»
Рубрики: | Женщина ЖЗЛ, биографии, судьбы |
Метки: Известные женщины мира Томирис
Процитировано 8 раз
Понравилось: 6 пользователям
Недавно на экраны страны вышел казахстанский исторический блокбастер «Томирис», посвященный легендарной сакской царице. Потрачено на него было около 10 млн долларов. В целом фильм у зрителей вызвал позитивную реакцию. Ниже мы постараемся разобрать данный фильм в трех плоскостях:
1. Историческая часть:
Историческая достоверность фильма стремиться к нулю. Перечислим наиболее очевидные отступления авторов фильма от исторической достоверности.
1.2. Как звали отца и мать Томирис не известно. В фильме отец назван Спаргапом, а мать Бопай (из народа тигрхауда) – все это исключительно плод фантазии сценаристов.
1.3. Не известно, была ли Томирис дочерью царя массагетов. В источнике указано, что она была женой царя массагетов, то есть нет никаких сведений, что она была «царских кровей».
1.4. Племя акибатов, против которых в начале фильма сражается Спаргап-ата, в источниках вовсе не упоминается.
1.6. Каваз, Куртун и «вождь хорезмийцев», которых можно назвать «коллективными убийцами» отца Томирис, в источниках не упоминаются. Предательство с их стороны также чистой воды художественный вымысел.
1.7. Переход Кира реки Сырдарья также полный вымысел. На деле весь поход Кира охватывал территорию современных Ирана и Туркмении. Река Аракс, которую он пересек идентична реке Узбой, которая впадала ранее в Каспийское море. Погиб же Кир, судя по оценкам историков, возле гор Балкан на территории современной Туркмении.
Фильм изобилует и другими историческими ляпами, но мы не будем на них подробно останавливаться, а перейдем к другим аспектам фильма.
2. Идеологический аспект:
Придумывание некоего прототюрского языка, на котором якобы говорили саки, должно внушить зрителям, что казахи являются прямыми потомками Томирис и ее воинов. Но сама идея была выполнена не на высоком уровне, поэтому выражение «мана-сана» стало забавным интернет-мемом.
2.2. «Конструирование коллективного Мы» в фильме видно невооруженным глазом. Дахи, савроматы, массагеты, тигрхауда, согласно источникам, были разными этносами, в фильме же они представлены как части единого целого, как, к примеру, аргыны, адайцы, дулаты и найманы – племена, которые входят сегодня в казахскую нацию и являются частями одного целого, хоть и носят разные племенные названия. Аналогии очевидны. При этом территория «сакских племен», как она показана в фильме – «от Алтая до Каспия» – не совпадает с данными первоисточников и удивительным образом совпадает с современными границами Казахстана.
То есть в фильме есть два исторических посыла «саки – наши предки» и «саки населяли всю территорию современного Казахстана». Исходя из этих тезисов, вырисовывается незамысловатый идеологический посыл: предки казахов (саки) говорили на пратюркском языке и владели территорией Казахстана с древнейших времен и эффективно защищали ее от зарубежных завоевателей.
3. С художественной точки зрения фильм представляет собой смесь двух шаблонных голливудских сюжетов.
3.1. Первый шаблон представлен в первой части повествования, структура которого заимствованы из мультфильма «Король-Лев»: наследник царя (зверей) жил счастливо и беззаботно под опекой отца, пока предатели вероломно не убили своего сюзерена, после чего юный наследник (наследница) престола скитался, пытаясь выжить. Позже он (она) обрел друзей («Тимон и Пумба» в «Короле-Льве» и «Сардана и другие девушки-«кандастар» в «Томирис»). Уже в зрелом возрасте наследник престола смог отомстить убийцам отца и вернуть себе престол.
3.2. Второй шаблон – это устаревшее «черно-белое изображение героя и антигероя», в котором положительный герой «гуманист» и «хороший человек», а антигерой жесток и вероломен
В целом, с художественной точки зрения «Томирис» чуть лучше большей части исторических фильмов, которые снимаются в Казахстане. Но назвать его историческим нельзя, это скорее «фэнтези среднего уровня» со скромным по голливудским меркам бюджетом в 10 млн долларов.
Любопытно, что, несмотря на посредственную художественную ценность и массу исторических ляпов, фильм понравился зрителям, многие даже аплодировали по окончании сеанса. Скорее всего, это свидетельствует о том, что в Казахстане присутствует запрос на контент, выражающий и внушающий чувство «национальной гордости». Однако при этом киноделы выбирают очень зыбкий «научный фундамент» как основание для формирования этой гордости.
Это объясняет претензии к качеству подобных псевдоисторических фильмов со стороны профессиональных историков, в то время как кинокритики отмечают шаблонность и банальность сюжетов подобных картин.
У казахов богатая история, и если государство хочет удовлетворить спрос на «повышение национальной гордости», ему достаточно хорошо подобрать исторических консультантов, которые могли бы сформировать интересные фреймы и сюжеты для исторических фильмов, не занимаясь сочинительством, а обращаясь к разнообразному и достоверному историческому прошлому казахов.
Томирис. Сокрушившая Царя царей
Воинственные и дикие
Если о правлении Томирис историки писали мало и скудно, то о массагетах, или скифах, осталось немало информации.
Более двух с половиной тысяч лет назад, в VI веке до нашей эры, на территории современного Казахстана жили массагеты.
Геродот писал[ Геродот. История, I. 214—216.]: Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом.
Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.
Жили массагеты в кибитках, а в период войн их войско состояло из пеших воинов, лучников и копейщиков. Кроме того, они имели обыкновение носить секиры.
Массагеты ничего не сеяли, а занимались скотоводством и рыболовством, пили молоко. Возможно поклоняясь Митре или Сурье солнце массагеты почитали за единственного Бога, которому приносили в жертву лошадей.
Томирис (примерно 570—520 гг. до н. э.) — царица массагетов, рассказ о войне с которой персидского царя Кира приводит Геродот («История» I 205—214) примерно через 100 лет после описываемых событий.
Сыграли пышную свадьбу. А вскоре после этого умер отец девушки. Томирис была провозглашена царицей массагетов.
Став самовластной правительницей, Томирис в полной мере ощутила тяжесть царской ноши. Племенные вожди затеяли очередную интригу, мечтая свергнуть царицу с трона. Томирис, вспоминая уроки отца, находила пути решения проблем, пуская в ход свой ум, хитрость, красоту и обаяние. На Рустама она уже не оглядывалась, не желая забыть то, что он добровольно отказался от царского трона тиграхаудов после смерти своего отца и отдал власть брату. В это время Томирис стала матерью. Сына назвали Спаргалисом — в честь умершего отца царицы.
С истинно женским коварством у своих врагов она заимствовала все самое лучшее и полезное.
Томирис к тому моменту стала поистине великим стратегом войны, выигрывая одно сражение за другим в битвах со своими многочисленными соседями. Она с истинно женским коварством заимствовала у битых ею же врагов все самое лучшее и полезное. Не обращая внимания на сопротивление вождей, царица завела тяжелую кавалерию, одев в броню не только всадника, но и его коня, и заменила легкие короткие копья на тяжелые и длинные. В истории скифских войн эта кавалерия не раз играла решающую роль. Она учла психологическое воздействие на врага устрашающих знамен и ввела в войсках разрисованные куски материи, прикрепленные к древку — при движении они принимали пугающие очертания змей, драконов и других чудищ.
Кир Великий ((перс. Kurus), основоположник Персидской империи — один из самых древних выдающихся полководцев, о которых сохранились какие-то надежные свидетельства. В VI столетии до н. э. он покорил Мидию, Лидию, Вавилон и объединил их в империю, простирающуюся от Индии до Средиземного моря. Кир также умело управлял своим царством, как и воевал за его создание, а создал он мощную державу, которая была ведущей в древнем мире на протяжении двух столетий.
Считается, что он родился между 600 и 585 гг. до н. э. Отец его, Камбиз I, происходил из династии Ахеменидов. Мифология, особенно труды Геродота, содержит сведения о том, что в детстве Кир был изгнан в горы, вскормлен волчицей и воспитан пастухом.
Первые надежные сведения о Кире относятся к 558 г. до н. э., когда он, наследуя своему отцу, стал правителем персидской области Аншан. Еще через несколько лет Кир поднял восстание против правящей мидийской династии. После трехлетней войны Кир победил мидийцев и обошелся с ними милостиво, включив их в состав своего правящего класса. Кир сохранил также многие мидийские законы и административные установления.
Следующий вызов Киру бросил лидийский царь Крез, который в 546 г. до н. э. вторгся в Персию. Кир не только изгнал захватчиков, но и, преследуя их, сам вторгся в Лидию и дал решающее сражение на равнине Тимбра. Свое войско, уступавшее по численности войску противника, Кир построил в «каре», так, чтобы его лучники мешали лидийцам прорвать оборону персов. Когда лидийцы попытались окружить каре, Кир ответил на это кавалерийской контратакой, разбив вражеское войско на части, которые были уничтожены по отдельности. После того как Крез бежал в свою столицу Сарды (район современного Измира, Турция), Кир продолжал преследование до полной победы. Кир пощадил Креза, а милостивое обращение персидского царя с лидийцами положило конец их враждебности и даже обеспечило поддержку ими персидской армии.
В 539 г. до н. э. персидский царь отправился в поход на восток, против богатого Вавилонского царства. Вавилоняне, у которых не было достойных полководцев, сдались без боя, памятуя до сих пор о том, как милостиво Кир обращался с покоренными. Бескровное покорение Вавилонии принесло персам также Палестину и Сирию. Кир по-прежнему проявлял милосердие к побежденным. Он не только гуманно обращался с жителями покоренных земель, но и исправил некоторые прежние несправедливости. Важное значение имело возвращение на родину евреев, плененных вавилонянами за пятьдесят лет до этого.
Персидский царь Кир Великий оставил заметный след в истории. Созданная им огромная держава просуществовала, процветая, еще два столетия после его гибели. Только Александр Македонский сокрушил ее мощь. Кир создавал свою империю не только военной силой, но и редким умением находить верных союзников среди побежденных. Он был талантливым государственным деятелем, заботившимся как о процветании собственно Персии, так и покоренных народах, терпимо относился к их религии и обычаям.
Армия повелителя мира
К моменту начала войны между Персией и массагетами царь Кир уже покорил множество сильнейших государств древности: Мидию, Лидию и Вавилон. Армия персов была самой сильной в Азии и Европе, а Кира стали называть царем царей.
Основатель династии Ахеменидов был прекрасным военачальником и стратегом. Он применял передовые на тот период методы и средства ведения войн: например, широко использовал боевые колесницы (в сражениях пешее ополчение всегда испытывало страх перед ними), различные метательные машины, осадную технику и даже верблюжью кавалерию. Завоевание Мидии с ее пастбищами и табунами лошадей позволило Киру быстро набрать в свою армию прекрасных наездников. Они обучили персов обращаться с лошадьми, и в скором времени среди персов появилось немало хороших конников. За сравнительно короткий срок персидская тяжелая кавалерия и конные лучники стали лучшими в Древнем мире.
Эта грозная, хорошо обученная и дисциплинированная армия, находящаяся на пике своего могущества, противостояла массагетам, которые стали тревожить северо-восточные границы Персидской державы. По другой версии, Кир хотел жениться на Томирис, но она ему отказала. И царь царей решил проучить степную гордячку.
Свое наступление он начал с района Сырдарьи, что между Отраром и Туркестаном.
По словам Геродота, Кир перешел реку Аракс и углубился на территорию массагетов на один дневной переход. Зная страсть массагетов к обильным возлияниям, хитрый царь устроил им ловушку.
Узнав о приближении конницы скифов, персы расставили столы, разложили еду и поставили кувшины с вином. После этого защищать лагерь отправилась небольшая часть войска, а остальные спрятались у реки.
Массагеты, увидев, что персов не так уж и много, ринулись в бой. Персы по мере сил защищались, неторопливо отходя назад. Видя это, массагеты усилили напор и скоро ворвались в лагерь. Остатки персидского войска разбежались, а массагеты, одолев противника, разрешили себе расслабиться, тем более что на столах призывно лежали противни с еще горячим мясом, и стояли кубки с крепким вином.
Уставшие от боя воины с поля сражения попали на пир. Они стали есть и пить, потом затянули победную песню, а насытившись пищей и вином, заснули.
Кир рассчитывал на то, что материнское сердце дрогнет и Томирис выполнят все приказания царя царей.
Разгневанный этой оплошностью Кир приказал своим войскам выступать в поход: он жаждал разбить своенравных кочевников и заставить Томирис ползать перед ним на коленях.
Град стрел обрушился на войско персов. Пытаясь повернуться назад, они сталкивались, падали с коней, топтали друг друга. Массагеты тем временем закрыли выход и стали добивать великую армию, уничтожая отряд за отрядом.
В этой великой битве принимали участие и скифские женщины. Их ловкость и сила приводила противников в трепет, сама же Томирис следила за ходом сражения с вершины скалы.
Когда битва была окончена, она наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она велела отрубить ему голову, погрузила ее в мешок и, издеваясь, сказала: «Хотя я вижу, что победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала!»
Вот как пишет о этом сражении Геродот:
«. эту битву я считаю самой жестокой из тех битв, которые были у варваров. Говорят, что вначале, находясь на расстоянии, они стреляли друг в друга из луков, а затем, когда стрелы у них вышли, они, бросившись друг на друга, бились врукопашную копьями и кинжалами. Сражаясь, они стойко держались в течение долгого времени, и ни те, ни другие не желали спасаться бегством, но в конце концов массагеты одержали верх» (Hdt., I.201-214). В этой битве массагеты умело использовали тактику ложного отступления. Постепенно отступая в «притворном страхе» и, наконец, заманив врагов в хорошо знакомые им горные теснины, массагеты, неожиданно повернув фронт, вместе с отрядом, бывшим там в засаде, атаковали персов и, используя природные условия местности, одержали победу (Front. Strat., II.5.5; Jord. Get., 61-62; Just., I.8.10-11; Oros., II.7.4-5) – «не осталось даже вестника, который бы сообщил [персам] о столь великом несчастье»).
После одержанной победы Томирис, усилившись благодаря огромной, захваченной у врагов добыче, вместе со своим племенем ушла на новые земли. Там на мезийском берегу Понта (совр. Черное море) она построила город Томы (современная Констанца), назвав его своим именем.
Разгром персов массагетами подвел черту под жизнью Кира Великого и его двадцативосьмилетнему правлению. Однако это не привело к развалу созданной им империи.