арабские дирхемы на руси

Металлоискатели в России / Только белая техника!

КОМПАНИЯ

УСЛУГИ

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

Доллары русского средневековья.
Арабские дирхемы.

Эти тонкие серебряные монеты археологи и поисковики находят повсюду. Они встречаются как в составе кладов, так и в виде отдельных потеряшек чуть ли не по всей территории нынешней России и бывших республик СССР. Просто где-то дирхемы встречаются чаще, а где-то это редкая находка.

Каким образом средневековые арабские монеты оказались на землях русского государства в таком невообразимом количестве? Что это вообще за монета – дирхем и почему была настолько востребована у наших предков?

К счастью сие не есть очередная историческая загадка, учёные давно нашли ответы на эти вопросы.

Всё строго в соответствии с мусульманскими канонами, на монетах нет изображений правителей, птиц и зверей. Только надписи на арабском. Первоначально надписи содержали изречения из Корана, год (по мусульманскому летоисчислению) и место чеканки монеты. Позже появились имена правителей.

арабские дирхемы на руси

Сейчас мы называем эти монеты (дирхемы) куфическими, так как надписи на них были сделаны особым стилем арабского письма, возникшего в городе Эль-Куфа в VIII веке.

арабские дирхемы на руси
арабские дирхемы на руси

Дирхемы выпускались на Востоке на протяжении многих столетий, а в средние века чеканились во всех крупных городах, расположенных вдоль Шёлкового пути.

Конечно, монеты имевшие хождение на территории Арабского халифата отличались друг от друга по рисунку, форме, размеру, весу и главное по пробе металла.

Например, в X веке чеканились так называемые Тохаристанские дирхемы диаметром от 38 до 45 миллиметров и весом более 11 граммов, но средний вес большинства дирхемов этого периода составлял около 3 граммов.

В IX-XI веках дирхемы можно было бы с полным основанием называть международной валютой. Они являлись самыми устойчивыми и пользующимися доверием масс денежными единицами на обширнейшем пространстве – от жарких пустынь Африки до поросших непроходимыми лесами просторов Руси и от островных земель викингов окружённых холодным морем до шумных оазисов посреди песков Средней Азии.

Почему же именно дирхемы считались такой исключительно надёжной валютой, ведь они были далеко не единственными серебряными монетами известными в средневековой Евразии?

А ценились они за то, что проба серебра изменялась у них очень медленно. Притом, что тенденция «разбавить» драгоценный металл, в данном случае серебро, чем попроще явно прогрессировала при чеканке монет. Это кстати было свойственно не только средневековью. И гораздо позже, скажем, в XVIII веке уменьшение доли чистого серебра в монетах прекрасно прослеживается от императора к императору.

арабские дирхемы на руси
Клад куфических дирхемов, найденный в Удмуртии.
арабские дирхемы на руси
Клад дирхемов отчеканенных в 9 веке найденный в Белоруссии.

Источник

Клады арабских монет из Древней Руси

На территории Киевской Руси в обращении встречались арабские серебряные дирхемы. В 1785 году немецкий ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас (1741—1811), состоявший на русской службе, сообщил о кладе восточных куфических монет, обнаруженном под Смоленском. С его донесения началась регистрация найденных арабских дирхемов в России.

Выдающийся востоковед и нумизмат Христиан Данилович Френ (1782-1851) первым составил сводку таких находок. В получившемся списке их было примерно 40.

Арабские монеты, полагал Френ, появлялись в Киевской Руси главным образом благодаря торговле, которая шла через Каспийское море по Волге. Монеты, чеканенные мусульманскими правителями в Испании и Африке, были привезены, вероятно, норманнами-викингами, возвращавшимися из дальних экспедиций, во время которых они грабили страны Средиземного моря.

В 1846 году русский археолог Павел Степанович Савельев выпустил книгу «Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории». На приливавшейся к изданию карте красные точки — места обнаружения кладов — покрывали почти все побережье Балтики (кроме Ботнического залива), территорию Киевской Руси и район слияния Волги и Камы, где находились земли волжских болгар. Клады объявлялись памятником торговли Восточной Европы с арабским миром.

В 1910 году была издана новая сводка кладов. В издании говорилось о 329 случаях находок восточных монет VII—XI веков. Особое внимание уделялось большим кладам, где общее число дензнаков превышало одну, две, три тысячи штук. Например, близ Великих Лук однажды нашли более 100 кг монет!

В том же списке под №28 значился Муромский клад 1868 года, закопанный в двух сосудах. В одном оказалось 11077 целых монет, в другом — более 5,5 кг обрезков. Из этого клада 1500 дирхемов были отобраны для одного из немецких минцкабинетов, для Эрмитажа, для Академии наук, для Русского археологического общества, для Владимирского публичного музея, для Казанского университета, а также для частных коллекционеров. Остальные монеты пошли на переплавку. От клада осталась краткая опись, где указывалось какими династиями и в каких городах были чеканены найденные дирхемы.

Позднее ученые пришли к пониманию того, что важно изучить всю совокупность найденных монет. Первым, кто по-новому взглянул на куфические клады был советский востоковед-нумизмат Рихард Рихардович Фасмер (1888-1938). Он определял монеты из кладов и печатал детальные исследования, обращая внимание на редкие экземпляры. Фасмер разделил все находки на четыре группы:

Состав монет в кладах говорит не только о наличии денежного обращения на Руси в IX—XI веках, но и о его слабом развитии. Поток серебра был неравномерным и шел волнами из разных стран Халифата. Иногда привозили большие массы монет, и они, не полностью расходясь по рукам, сразу зарывались. В какие-то земли Древней Руси восточные деньги поступали непрерывно в течение длительного времени. То наводнение куфическими дирхемами, то серебряный голод.

Монеты в Древней Руси были не только средством платежа, но еще и сокровищем. В раннефеодальном обществе торговля просто не могла поглотить миллионы дирхемов, доставляемых с Востока. Излишек оседал во владениях князей, купцов и духовенства. Знатные и богатые стремились к обладанию серебром и хранили его в земле. Аристократия искала монетный металл для престижа и великолепия как символа власти. Серебро использовали для создания ювелирных изделий и утвари, которыми украшали себя и обставляли свой быт князья и их дружинники. Принадлежать к знати означало быть щедрым и гостеприимным, удивлять всех роскошью и пышностью пиров, дворцов, одеяний.

Встает вопрос: почему на север завозили только монеты? Ведь можно было доставлять серебро в слитках? Скорее всего, не только купцы, но и власти Востока хотели получать выгоду от торговли с севером. Государство не желало упускать источник дохода и использовало законное право — монополию на чеканку монет. В торговлю отдавалось серебро, пропущенное через монетный двор. Драгоценный металл с денежным штемпелем шел по более высокому курсу, чем в обыкновенных слитках.

Когда столетия спустя татары вынудили князей платить дань серебром, то получили значительную долю тех восточных монет, которые поступили на Русь в IX—XI веках.

Источник

Синдбад-мореход и денежная система Древней Руси

В сказках «Тысячи и одной ночи» нередко упоминаются деньги, имевшие хождение на Востоке. Например, приключения Синдбада-морехода мотивированы тем, что он, будучи по профессии купцов, все время вынужден пускаться в обратные плавания, чтобы вести торговлю. Но оказывается, что монеты, упоминаемые в историях о Синдбаде, в изобилии встречаются в кладах, некогда зарытых на территории Древней Руси. О том, какая существует связь между восточной сказкой и древнерусской историей, читайте в очередном выпуске блога, который ведет историк Артем Ефимов, автор телеграм-канала «Пиастры!»

арабские дирхемы на руси

Бизнес Синдбада устроен замысловато: он покупает товары на все деньги, какие у него есть, теряет их при кораблекрушении, после чего ему несказанно везет, и он приобретает даже больше, чем потерял. Например, в седьмом путешествии, выброшенный на неизвестный берег, он строит плот из первого попавшегося дерева, добирается до некоего города и лишь там обнаруживает, что дерево это — драгоценный сандал. Местные купцы готовы были купить у него плот за тысячу динаров. Шейх-благодетель и будущий тесть Синдбада выкупает сандал за 1100 динаров.

Две главные денежные единицы мусульманского мира — дирхем и динар — уже встречались читателям нашего блога как греческая драхма и римский денарий. Обе арабы переняли у византийцев при завоевании Ближнего Востока. Собственная арабская денежная система сложилась в конце VII века в результате реформы дамасского халифа Абд аль-Малика. Действие «Тысячи и одной ночи», в том числе путешествия Синдбада-морехода, традиционно привязывается к правлению багдадского халифа Харуна ар-Рашида (конец VIII — начало IX века).

Динар Абд аль-Малика был золотой монетой весом 4,25 грамма. Дирхем был серебряной монетой в 3,125 грамма. В одном динаре считалось 14 дирхемов. Таким образом, соотношение цены золота и серебра составляло 1:10,29. В Византии это соотношение было около 1:14,4, в Западной Европе — еще меньше. Это был многовековой тренд: чем дальше на восток, тем дороже серебро. Это предопределяло торговый баланс: с Востока на Запад текли в основном товары, с Запада на Восток — серебряные деньги.

Три тысячи дирхемов, с которых начинал свой бизнес Синдбад-мореход, — это 9,38 килограмма серебра. 1100 динаров, за которые он продал сандал в своем последнем путешествии, — это 4,54 килограмма золота, а в переводе на серебро — что-то около 47 килограмм. То есть, после всех мытарств, Синдбад разбогател в пять раз.

Теперь от литературы (точнее, фольклора) обратимся к действительности. Арабские дирхемы VIII–IX веков, с которыми имел дело Синдбад-мореход, — важная штука для ранней истории (точнее даже, предыстории) Древней Руси.

Ранние серебряные монеты Арабского халифата называют куфическими дирхемами, где куфи — каллиграфический стиль, которым выполнены надписи на монетах с цитатами из Корана. Они особенно хороши тем, что почти всегда датированы годом чеканки. При этом куфический дирхем — монета массовая и широко распространенная, так что по его упоминаниям в письменных источниках или археологическим находкам можно делать важные выводы о торговых связях.

арабские дирхемы на руси

Дирхемы из клада, обнаруженного в окрестностях города Люблин (Восточная Польша), VIII–IX века

Источник

Дирхемы на Руси

Дирхемы на Руси

арабские дирхемы на руси

Арабский серебряный дирхем-драхма.

Дирхемы (дирхамы) – средневековые арабские монеты, изготовленные из серебра. Археологи и в наше время находят их при раскопках на территории России и других государств бывшего СССР. Встречаются они как часть кладов и как самостоятельные находки. Каким образом попали дирхемы на земли Киевской Руси и почему были настолько популярны?

История появления

Серебряный дирхам впервые начали изготавливать в конце VII века на территории Арабского халифата. Позже чеканить его стали и в прилегающих государствах. Эта средневековая монета быстро разошлась по многим странам благодаря активным торговым отношениям между ними. Как полагают исследователи, в Киевскую Русь дирхамы попали с помощью торговли, ведущейся купцами через Каспийское море дальше вдоль Волги.

Также есть мнение, что дирхемы, изготовленные по приказу арабских правителей тех времен в Испании и Африке, привезли на Русь норманны-викинги, возвращаясь из своих военных походов, в ходе которых воины занимались грабежом государств Средиземного моря. Монеты эти называли куфическими — такое название пошло из-за надписей, которые были сделаны на арабском языке стилем, появившемся в городе Эль-Куфа. Распространились дирхемы также по территории Скандинавских и Прибалтийских государств.

Активнее всего оборот дирхамов на Руси происходил в VIII—IX в.в., в это время монета стала называться куной (массой 2,7 г.) или ногатой (массой 3,4 г.). Половина куны называлась резаной, а двадцать пять кун представляли собой гривну кун. Чеканка дирхемов начинает постепенно сокращаться на землях Арабского халифата к концу X в., соответственно, меньше поступает их и на территорию Киевской Руси, а в XI в. приток их прекращается совсем.

Вызвано это было исчерпанием в арабских государствах источников серебра, что привело к порче дирхемов. Кризис длился около двухсот лет, в течение которых началось производство монет с примесями меди или полностью медных монет. Чеканка серебряных дирхамов округлой формы возобновилась с XIII в. в восточной части Азии, а с в XVIII в. продолжилась шерифами Марокко. Монеты здесь получили новое название – миткали.

Также известны татарские (крымские) дирхамы – валюта Золотой Орды, в небольшом количестве обращавшаяся на востоке славянских территорий с конца XIII в. до начала XV в. Находят татарские дирхемы редко.

Внешний вид

арабские дирхемы на руси

Благодаря тому, что период изготовления дирхем, территория, на которой они обращались, были довольно большими, появилось множество разновидностей этих серебряных монет. Они различались пробами металла, размерами, рисунками и формами. В среднем их масса находилась в пределах 3 граммов, хотя археологами были найдены и более крупные экземпляры, массой в 11 г., и даже 13,63 грамма.

В соответствии с мусульманской религией, на арабской дирхаме отсутствуют изображения людей, животных – на ней присутствует лишь год и место ее изготовления, высказывания из Корана. Позже стали добавлять имя правителя, при котором была отчеканена монета.

арабские дирхемы на руси

Крымские дирхамы отличались сравнительно небольшой массой (до 1,5 граммов). На их поверхности, также как и на куфических монетах, обязательно были отчеканены надписи с именами правителей, датами и местами изготовления. Изредка встречались рамки, выполненные в виде орнамента, рисунки в центре.

арабские дирхемы на руси

Эти монеты в средние века обращались в южнорусских землях, на территориях некоторых княжеств – Рязанского, Новосильского и прочих. Чтобы узнать, кому принадлежит дирхем, на нем выполнялся надчекан в форме герба того либо иного княжества – как например в виде двузубца, «бараньей головы»для Рязанского княжества.

арабские дирхемы на руси

арабские дирхемы на руси

Секрет популярности дирхем на Руси

Территория Арабского Халифата была достаточно большой, что позволяло добывать драгметаллы в значительном количестве. Месторождения серебра были особенно велики, что позволяло чеканить ежегодно около 600 тыс. дирхемов, которые быстро расходились по другим государствам. К изготовлению монет арабы подходили очень строго — содержание серебра в дирхамах достигало 98%, сплав не содержал лигатуры из дешевых металлов, и потому такие изделия считались особо надежными.

Благодаря тому, что Халифат вел активную торговлю со многими странами, его валюта того времени появилась и на территории Руси. Оценка дирхемов проводилась только по стандартным размерам и массе, номинал на них нанесен не был, и потому эти монеты были весьма удобны в обращении. Проба серебра в них изменялась очень медленно, поэтому они справедливо считались самой ходовой и «твердой» валютой того периода.

Куфические монеты в России до сих пор находят килограммами, и качество их вполне неплохо сохранилось. Распространенность дирхамов вполне понятна – через Древнюю Русь пролегали торговые пути мирового значения, и потому самая популярная валюта многих средневековых государств попросту не могла не задержаться на ее землях.

Источник

арабские дирхемы на русиamp_amp

NEVER FORGET

не знаешь, что сказать, говори правду

Ох, и жадные до денег были древние русы. А паче всего дирхамы арабские серебряные любили. Именно на них они меняли свои товары, пушнину и рабов.

арабские дирхемы на руси
Генрих Семирадский. Похороны знатного руса

В 921‒922 гг. арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан в составе посольства халифа ал-Муктадира побывал на Волге у царя булгар Алмуша. Там он встретился с русами и оставил нам их подробное описание, включающее их любовь к серебряным дирхамам.

Он (Ибн-Фадлан) сказал: я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль…

На шеях у них (женщин) (несколько рядов) монист из золота и серебра, так как если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене одно монисто (в один ряд), а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два мониста, и таким
образом каждые десять тысяч, которые у него прибавляются, прибавляются в виде (одного) мониста у его жены, так что на шее какой-нибудь из них бывает много (рядов) монист…

Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом (он) говорит ему: «О, мой господин, я приехал из отдаленной страны и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то и столько-то шкур», пока не сообщит (не упомянет) всего, что (он) привез с собою из (числа) своих товаров – «и я пришел к тебе с этим даром»; – потом (он) оставляет то, что (было) с ним, перед этой деревяшкой, – «и вот, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца с многочисленными динарами и дирхемами, и чтобы (он) купил у меня, как я пожелаю, и не прекословил бы мне в том, что я скажу»…

Из сочинения Ахмеда ибн-Фадлана

Вот такая искренняя и незамутненная любовь была у древних русов к серебряным дирхемам. Современная украинская историческая наука почему-то считает этих меркантильных русов украинцами. Ну, мол, в чем проблема? Прогулялись они до низовий Волги, серебришком затарились и домой на ридну Киевщину. Но есть небольшая проблема…

Немного отступлю от основной темы статьи и напомню, как арабские источники описывали Родину русов, т.е. Киевщину в представлении свидомых историков.

Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море, и остров этот протяженностью три дня пути в длину и в ширину и весь покрыт лесом. Почва его такая влажная, что если поставить ногу, то она погрузится в землю по причине ее влажности.

из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар»

Ага, на восток от славян. Да-да, основная масса арабских источников вполне четко отделяет русов от славян, что в принципе отражено и в византийских источниках, например у Константина Багрянородного, и в русской Повести Временных Лет. В целом, очень трудно локализовать прародину русов по подобным описаниям. Ученые до сих пор спорят на эту тему, и конца этому спору пока не видно. Мы же возвращаемся к нашей серебряной теме.

Любили древние русы серебро и с большим удовольствием меняли свои товары, т.е. меха и славянских рабов, на арабские серебряные дирхамы. После чего везли их к себе на малую Родину и в прочие места, где они обосновались, дабы удачно и выгодно инвестировать их.

Какие же были временные рамки и масштабы оборота серебряного дирхама на Руси? Анализ кладов куфических монет на Русской равнине показывает, что торговля северян с арабами имела место уже в VIII веке. Самые древние клады ученые относят к 780-790 годам. Некоторые ученые полагают, что Волжско-Балитийский торговый путь начал складываться еще раньше. Свое мнение они основывают на появлении восточного серебра в Европе в конце VI века и торговле балтийским янтарем в Китае в VII веке. В любом случае, после начала функционирования Волжско-Балтийского торгового пути ввоз серебра из Азии в Европу стабильно растет за исключением одного периода почти полного прекращения торговли в 850-е годы. Хронологически это совпадает с событиями описанными Нестором в его Повести Временных лет.

Мятеж и война, подтвержденные археологическими исследованиями, почти убили оборот серебра на пути из варяг в персы. И снова функционировать он начинает только с призванием летописного князя Рюрика с русью.

Российский археолог А.Н. Кирпичников, опираясь на данные американского ученого и нумизмата Томаса Нунана, констатировал, что упадок поступления в Европу арабского серебра в 850-е годы сменяется его резким подъемом в 860–890 гг., что свидетельствует об успешности мер Рюрика по восстановлению волжско-балтийской торговли. Ну а дело Рюрика по обмену пушнины и рабов на звонкое арабское серебро продолжили его потомки в лице русских князей. Они даже свой знак на дирхамы ставили, чтобы никто не перепутал.

арабские дирхемы на руси

Теперь о масштабах вывоза дирхамов в Европу. Они поистине поражают. По оценке американского ученого и нумизмата Томаса Нунана в течение Х в. из Средней Азии на Русь и в Северную Европу ежегодно ввозилось около 3750 кг серебра (или 1 250 000 целых дирхемов) (Нунан, 2004, с. 296–297). Это много. Мало того, по мнению историка и археолога Янина В.Л., для Восточной и Северной Европы поступавшие дирхемы более чем два столетия, в период второй половины VIII – X в., служили основным источником серебра, а сами монеты из весового расчёта служили универсальным средством платежей и обмена.

И доля серебра, которая оставалась на Руси, была очень значительной. Об этом говорит соотношение кладов с арабскими дирхамами, найденные на территории Европы и Руси.

арабские дирхемы на руси
Ну и далее самое интересное. Местонахождения кладов четко показывают области, связанные с восточной или европейской торговлей, несомненными участниками которой были древние русы. А картирование кладов по периодам позволяет построить чёткую хронологическую картину развития этой торговли и установления контроля русов за определенными областями. И вот вам первая карта: Клады арабских дирхемов 8-9 веков. Для того чтобы вам было проще соорентироваться в географии, я подрисовал современное расположение некоторых городов (Ладога, Новгород, Ростов, Москва, Киев). Повторяю, это современное расположение городов, поэтому воздержитесь от претензий. Я отлично знаю, что, например, Москвы в тот период еще не существовало.

арабские дирхемы на руси

Очень любопытно, не находите? Хорошо видно, что на территории современной Украины кладов арабских дирхамов 8-9 веков почти нет. Зато отчетливо видны места сосредоточения этих кладов на территории России и Белоруссии. В Белоруссии это район современного Витебска, в России это Ладога, с самыми древними кладами из всех, а также Новгород, Ростов и район по берегам Оки, соответствующий югу современной Московской области и Тулы. Даже на территории, где сейчас Москва, нашелся один полноценный клад 850-го года.

Привожу ещё карту кладов арабского серебра этого же периода в Европе.

арабские дирхемы на руси

Здесь отчетливо видны такие центры, как Рюген, Готланд и территория поморян.

А теперь смотрим, что же изменилось в последующие века. Вот карта кладов 10-13 веков.

арабские дирхемы на руси
арабские дирхемы на руси

Значение Ладоги падает и кладов там становится меньше. Новгород, Ростов, юг современного Подмосковья, Тула продолжают жить. Появляется новый центр с обилием кладов в районе современного Курска. И главное, серебряные дирхамы, наконец-то, появляются и на Киевщине. И причина вполне очевидна: Русь пришла в Киев, начинается развитие летописного торгового маршрута из варяг в греки.

Ну, братья и небратья, что думаете по этому поводу? Могла ли изначальная Русь существовать на территории Украины? Действительно ли, Украина «всегда была Русью», а москали-кацапы «никакого отношения к ней не имели»? А вы сами подумайте, логично ли было со стороны гипотетического древнего руса-киевлянина поехать закапывать свои сбережения куда-то под Ростов?

Споры о том, где находилась изначальная Русь, и кто были те самые древние русы, не утихают до сих пор. Где находился этот остров или междуречье, покрытые лесом и болотами? В Приильменье или в Волго-Окском междуречье, на острове Рюген, Готланд или в Швеции? Не знаю. Темна вода во облацех воздушных. Позднее арабские источники сообщают о трех центрах Руси: Куйяба (Киев), ас-Сла-вийа (Новгород) и ал-Арсанийя (Ростов?). Но это было позже. А вот клады с серебром четко показывают, что изначальная Русь была родом не с Украины, а предки русских начали общаться с ней гораздо раньше предков украинцев. Можно сказать больше: эти древние русы и есть одни из наших предков. Так что на вопрос, какое отношение мы, русские, имеем к Руси, ответ прост: это наши предки.

Список использованной литературы:
«Circulation of Arab Silver in Medieval Afro-Eurasia: Preliminary Observations», Roman Kovalev, College of New Jersey;
«Рюрик и Волжско-Балтийский торговый путь», М.Л. Серяков;
«Русь в IX–XI веках : археологическая панорама» / Ин-т археологии РАН ; отв. ред. Н. А. Макаров;
«When and how dirhams first reached Russia», Noonan Thomas S.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *