антонио вивальди биография интересные факты
Антонио вивальди биография интересные факты
Антонио Вивальди
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор. Даже точное место его упокоения неизвестно потомкам. Но необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.
Краткую биографию Антонио Вивальди и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Вивальди
В 1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.
В биографии Вивальди говорится, что в 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж — по настоянию родителей он выбрал для себя карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой и к 1703 году не только получил духовный сан, но и прославился как виртуозный скрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он отказался вести мессы — по одной из версий, из-за того, что не позволяло здоровье, по другой — опять же из-за пристрастия к музыке.
Для оркестра «Пиеты» Вивальди сочинил больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такой скрипки, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала.
Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города. Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях Антонио Вивальди. В 1705 и 1709 годах сонаты музыканта были изданы отдельными сборниками.
В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.
На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга, у публики появились новые кумиры. Даже в родной консерватории, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются.
Интересные факты:
«Подруга рыжего священника»
В биографии композитора немало «белых пятен», и личная жизнь не является исключением. Его имя тесно связывают только с одной женщиной — певицей Анной Жиро. Музыкант познакомился с Анной в период своей работы в Мантуе. В Венецию он вернулся уже вместе с нею. Известный драматург-венецианец К. Гольдони упоминает, что Вивальди представил ему Анну Жиро, назвав ее своей ученицей. Но злые языки быстро окрестили молодую певицу «подругой рыжего священника», и не без основания. Композитор ей явно благоволил, с момента их знакомства писал оперы специально для нее, и именно Вивальди Анна обязана славой оперной певицы. Кроме того, Анна вместе со своей родной сестрой Паолиной входила в его ближайшее окружение, сопровождала композитора во всех поездках, и это породило кучу кривотолков насчет того, что композитор ведет образ жизни, не подобающий духовному лицу.
Прямых доказательств их романтической связи нет. Более того, Вивальди яростно защищал честь Анны, объясняя всем, что из-за проблем со здоровьем он нуждается в помощи, и Анна с Паолиной, которая была медсестрой, лишь ухаживают за ним. В письме своему покровителю Бентивольо от 16 ноября 1737 он объяснял, что их с Анной связывают только дружба и профессиональное сотрудничество. Единственным намеком на то, что Анна все же была музой композитора и дамой его сердца, является волшебная музыка, написанная им после знакомства с ней. Именно тогда появился обессмертивший его имя цикл «Времена года», концерты «Ночь», шедевр духовной музыки «Глория».
Роль Вивальди в развитии мирового музыкального искусства
Влияние Вивальди на развитие музыкального искусства распространяется на широкий диапазон музыкальной деятельности, что подтверждает уникальность творческой личности талантливого композитора и виртуозного скрипача.
Великие и знаменитые о творчестве Вивальди
Фильмы-биографии:
Личность композитора всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Вивальди сняли несколько картин, которые рассказывают о жизни музыканта.
Музыка Вивальди в фильмах
Произведение
Фильм
Концерт для скрипки с оркестром до мажор
«Моцарт в джунглях» (2015-2016)
«Виноваты звезды» (2014), «Бета» (2014), «Ганнибал» (2013)
«Времена года. Весна»
«Зверопой» (2016), «Тайная жизнь домашних животных» (2016), «Фантастическая четверка» (2015), «Красавица и чудовище» (2014), «Стрела (2015), «Босх» (2015), «Касл» (2014), «Обитель лжи» (2014), «Симпсоны», «Диана: История любви» (2013), Закусочная Боба» (2013), «Гримм» (2012), «Мадагаскар 2» (2008)
«Форс-мажор» (2014), «Три ночи» (2013), «Эффект колибри» (2013), «Карточный домик» (2013), «И все же Лоранс» (2012)
«Времена года. Осень»
«Маргарита и Жюльен» (2015), «Эти люди» (2015)
Концерт для скрипки с оркестром № 6
«Агент Картер» (сериал, 2015-2016)
Концерт для виолончели до минор
«Любовь и дружба» (2016)
Соната № 12 «Ла Фоллиа»
Концерт для струнных и бассо континуо соль мажор
«Лучше звоните Солу» (2015)
Концерт для лютни и порванных струн
«Отель Гранд Будапешт» (2014)
Творчество Антонио Вивальди стало квинтэссенцией всех лучших черт и выдающихся успехов итальянской музыкальной школы. Но судьба маэстро является яркой иллюстрацией того, что слава и забвение в человеческой жизни идут рука об руку. Всего через 30 лет после его смерти упоминание о Вивальди даже мимоходом не встречается ни в каких официальных источниках, в отличие от других итальянских композиторов. И лишь в начале XX века музыка Вивальди вернулась к нам, трогая души своей искренностью и мелодичностью. Сегодня она украшает собой репертуары самых именитых оркестров. Понадобилось почти два столетия, чтобы мир заново открыл музыку великого венецианца и смог по достоинству оценить ее великолепие.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Вивальди
Интересные факты о Вивальди
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Interessno.ru. Антонио Вивальди — это самый известный композитор в Италии в конце периода барокко. Он написал более 400 концертов для различных инструментов, в частности, для скрипки. Его самой популярной работой являются концерты «Времена года». Каждый концерт описывает сезон: весну, лето, осень и зиму.
И сегодня мы решили поближе познакомить вас с этим выдающимся композитором. В публикации мы собрали интересные факты о Вивальди, какие должны понравиться не только школьникам, но и более взрослой аудитории.
Он появился на свет в Венеции (Италия), 4 марта 1678 года. Тогда же в Венеции было сильное землетрясение.
Молодого Антонио научил играть на скрипке отец Джованни Баттиста Вивальди, профессиональный скрипач, который также был парикмахером. Антонио отправился в тур по Венеции со своим отцом, играя вместе с ним на скрипке.
Благодаря отцу и гастролям, Вивальди познакомился с многими выдающимися композиторами Венеции того времени. Они также дали ему некоторые знания, которые он использовал в дальнейшем.
О происхождении его семьи известно очень мало. Дедушка, Агостино, был пекарем из Брешии (Италия). Агостино женился на Маргарите, которая родила ему несколько детей. Одним из детей был Джованни Баттиста, по прозвищу Джанбаттиста, какой и стал отцом Антонио Вивальди.
После смерти Агостино, Маргарита перебралась в Венецию со своими детьми, а Джанбаттиста стал скрипачом. В 1676 году он женился на Камилле Каликкио, матери Вивальди.
Вивальди страдал от хронической одышки, которая, как теперь полагают историки, могла быть астмой или заболеванием легких. Именно по этой причине он никогда не играл на духовых инструментах.
В 15-летнем возрасте он решил стать священнослужителем. Из-за рыжих волос среди местных жителей он был известен как «Il Prete Rosso», или же «Красный священник».
Однако его карьера в духовенстве была достаточно короткой, так как он имел серьезные проблемы со здоровьем, какие не позволяли ему проводить мессу.
В 25-летнем возрасте он был назначен «мастером скрипки» в приюте Ospedale della Pietà в Венеции. Он написал большую часть своих творений во время работы в этом приюте. На тот момент в Венеции работало четыре похожих заведения. Цель этих заведений — дать приют брошенным детям и сиротам, а также обеспечить их образование. Дети находились в этом приюте до 15 лет, после чего должны были его покинуть.
После того, как он начал работать в приюте, девочки, которые там находились и выступали в оркестре, начали получать признание и уважение у себя на родине и за рубежом. Он был отличным учителем и дети хорошо к нему относились. Чего нельзя сказать о руководстве приюта, с которым у него были напряженные отношения с самого начала работы.
До сегодняшнего дня сохранилось только 3 портрета: гравюра, карикатура и картина маслом. Гравюру выполнил художник Франсуа Морельон ла Кейв в 1725 году. На гравюре изображен Антонио, держащий в руке нотный лист.
Карикатура была написана Пьером Леоне Гецци в 1723 г. На карикатуре изображена голова и плечи великого композитора в профиль.
Картина маслом, которую написал Франсуа Морелон де ля Кавэ в 1723 г, возможно, является самой точной картиной, какая описывает внешность знаменитого скрипача.
Он никогда не женился и у него не было детей. Более того, у него даже не было возлюбленной. Во время своего пребывания в Мантуе (Италия), он повстречал начинающую молодую певицу Анну Тессиери Жиро, какая стала его ученицей.
Вместе со своей старшей сводной сестрой Паолиной, Анна стала ближайшим человеком для Вивальди. Она сопровождала скрипача в регулярных путешествиях.
Были предположения, что Жиро и Вивальди состояли в более тесных отношениях, чем просто дружеских, однако Антонио опровергал это. В частности, это можно увидеть в письме маркизу Гвидо Бентивольо, написанному 16 ноября 1737 года.
Несмотря на то, то он казался успешным и достаточно знаменитым музыкантом, он столкнулся с серьезными финансовыми трудностями, как и большинство его коллег-композиторов того периода.
Особо остро нехватка денег коснулась его в поздний период жизни, так как он перестал пользоваться такой популярностью как в юности, из-за появления более современных и молодых музыкантов.
Несмотря на выдающееся качество его работы, которая состоит из более чем 450 концертов и 45 опер, при жизни композитора была опубликована лишь их небольшая часть. Большинство композиций были обнародованы лишь после его смерти, а самая большая часть его творений стала известна только в 20-х годах 20-го века.
Творчеством Вивальди очень сильно интересовался И. С. Бах. Но, несмотря на то, что Бах транскрибировал ряд концертов Вивальди для исполнения на различных клавишных инструментах, их жизнь очень сильно отличалась. Если Антонио все время путешествовал в поисках лучшего заработка, то Бах никогда не покидал пределы северогерманской границы.
Он написал несколько произведений по заказу королевских семей. В 1725 г французский посол в Венеции попросил Антонио написать серенаду для празднования бракосочетания Людовика XV. Тогда было написано произведение Gloria e Imeneo. В 1726 г была заказана еще одна серенада La Sena festeggiante, в честь рождения у Людовика XV дочерей Анны Энрикеты и Луизы Изабель.
Он также написал серенаду La Cetra, которую посвятил королю Карлу VI.
Впервые произведения Вивальди начали публиковаться в 1705 г. Сделал это итальянский книгопечатник Джузеппе Сала. Первой публикацией Антонио был Opus 1. Через 4 года, в 1709 г был опубликован второй сборник его музыкальных произведений — Opus 2. Однако слава к Вивальди пришла только в 1711 году, после публикации L’estro armonico Opus 3, сборника из 12 концертов для струнных инструментов.
На этом наша статья подошла к концу. Благодарны вам за то, что уделили внимание именно нашему интернет-ресурсу.
Антонио Вивальди
Биография
Антонио Лучиано Вивальди – итальянский композитор, дирижер, педагог, скрипач-виртуоз, автор 500 концертов для соло инструментов и оркестра, 90 опер, гений, чьи произведения были преданы забвению в течение 200 лет.
Антонио родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Джованни был родом из Брешии, а в 10 лет поселился в Венеции вместе с матерью. В те времена цирюльники брили, стригли, завивали и помадили клиентов, а также развлекали их музицированием.
Антонио Вивальди в молодости
Вивальди-старший совмещал парикмахерское искусство с игрой на скрипке. Джованни стал скрипачом в капелле собора Святого Марка, также его имя значится в списке основателей музыкального общества и даже на титульном листе одной оперы, датированной 1689 годом.
Директором упомянутого общества был композитор и автор опер Джованни Легренци. На основании этих фактов составители биографии Вивальди пришли к выводу, что композитор талантом и первыми шагам на музыкальном поприще обязан отцу, который привил сыну любовь к скрипке и передал собственные навыки, идеальный слух и мастерство игры. Также существует версия, что юный Антонио обучался у Джованни Легренци.
Обстоятельства рождения Вивальди-младшего позволили выяснить точную дату его появления на свет. Дело в том, что мальчик родился недоношенным, на седьмом месяце. Акушерка, принимавшая роды, посоветовала сразу крестить ребенка на случай внезапной смерти. Спустя пару часов после рождения младенца уже окрестили, о чем свидетельствует запись в церковной книге.
Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди
По легенде, в тот день в Венеции произошло землетрясение, и ребенок родился раньше положенного срока. Камилла якобы дала обет отдать сына в священнослужители, если он выживет. Удивительно, но Антонио выжил, хоть и отличался слабым здоровьем и субтильным строением.
Из-за астмы мальчику было трудно передвигаться, под запретом оказались и духовые инструменты. Зато любимая с младенчества скрипка была в полном распоряжении будущего маэстро, и с 10 лет Антонио заменял отца, играя в капелле Святого Марка.
Собор святого Марка в Венеции
С 13 лет Вивальди-младший исполнял должность «вратаря» при соборе, открывая врата храма. Затем состоялось еще несколько посвящений юного служителя церкви в более высокие должности. Мессу Антонио служил лишь один раз, ему сделали послабление ввиду слабого здоровья, и юноша получил возможность посвятить себя музыке.
В те времена венецианские священники совмещали написание концертов, духовной музыки со служением Богу. Это считалось столь же естественным, как и наличие музыкальных инструментов в каждой цирюльне. В XVII веке Венецианская республика была одной и самых просвещенных и культурных стран мира, а в области оперы, светской и духовной музыки задавала тон остальной Европе.
Музыка
В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.
Консерватория «Пиета» в Венеции
Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки.
Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.
Вивальди работал в Pietà с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.
В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.
В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.
Антонио Вивальди
С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства – светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импрессарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.
По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.
В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.
В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года» (правильное название – «Четыре времени года»). Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро.
Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчетливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьев, детские голоса, трели птиц узнаваемых пород и даже падение конькобежца на льду.
Австрийский император Карл VI
Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.
Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.
К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.
Личная жизнь
В качестве священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия, который соблюдал на протяжении всей жизни. И все же недоброжелатели сумели усмотреть нарушение приличий в его близких отношениях с одной из воспитанниц консерватории Pietà, Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.
Вивальди был учителем и наставником Анны, которая, по воспоминаниям современников, привлекала внимание публики не силой и диапазоном голоса, а актерским дарованием. Для этой девушки композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе время на родине и в разъездах.
Сестра Анны, Паолина, боготворила маэстро и стала при нем добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врожденными недугами и телесной слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.
В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться очередной карнавал с неизменными операми, не пустил Вивальди и его спутниц в город, а также повелел отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.
Смерть
Гениальный композитор скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Жизнь Антонио Вивальди оборвалась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие.
Скульптурная композиция в Вене, посвященная Антонио Вивальди
После смерти имя Вивальди было незаслуженно забыто. Пожалуй, только Иоганн Себастьян Бах искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.
Интересные факты
Дискография
Хоровая и вокальная музыка:
Инструментальные концерты и сонаты, в том числе: