антиалкогольные бунты на руси
«Трезвые бунты» при Александре II: народ против пьянства
В 1858–1859 годах по Руси прокатились массовые протесты: народ двух тысяч селений и деревень громил кабаки, трактиры, алкогольные заводы. Люди отказывались от бесплатной водки и яростно требовали закрыть все кабаки.
Правительство Александра II силой подавило восстания: тюрьмы ломились от десятков тысяч крестьян, попавшим туда по «питейному делу», а самые яростные борцы подверглись избиениями шпицрутенами и дальнейшей ссылке в Сибирь.
Фактрум обращается к историческим свидетельствам, чтобы разобраться, что же стало причиной массовых «трезвеннических бунтов» в Российской империи.
Принудительное спаивание народа
В середине XIX века в Российской империи практиковалось удивительное: всё взрослое мужицкое население «приписывалось» к местным питейным заведениям и обязано было выпивать «норму» — для того, чтобы трактиры и кабаки вовремя пополняли государственную казну «напойными деньгами», как было принято ещё со времён Грозного. Если же по итогам выделенного срока заведение не добирало необходимую сумму с продажи алкоголя, то его владельцы могли потребовать эти деньги с крестьянских дворов с «приписанными» мужиками. Отказывавшихся отдавать не пропитое могли прилюдно высечь. Кабатчики, не жалея народ, самовольно поднимали стоимость на выпивку.
И люди устали. На Руси — вопреки стереотипам — повально не пили до этих времён. Да и некогда было — между сельскохозяйственными работами и строгими православными постами. Крестьян по сути спаивали силой, не оставляя им выбора, и семьи их с горечью наблюдали, как превращаются в алкоголиков когда-то трудолюбивые отцы.
Одновременно в десятках и сотнях сёл объявлялись твёрдые бойкоты трактирам. Поначалу испуганные кабатчики сбавили цены. Но это не помогло, народ отказывался пить. Ничего не изменилось даже когда виноторговцы стали бесплатно раздавать водку. Показательная ситуация сложилась в конце 1858 года в Саратовской губернии, уезде Балашовском. Почти пять тысяч человек заявили твёрдое нет местным кабакам. Крестьяне организовали собственный народный дозор и самостоятельно расправлялись с односельчанами, нарушившими бойкот. К непьющим крестьянам присоединяются и городские жители, и священники, и местные мелкие чиновники, и даже помещики. Эта дружная волна недовольства настолько поразила и испугала виноторговцев, что те обратились к правительству.
Антиалкогольные бунты
Правительство Александра II, не отличающееся мудростью и дальновидностью (как, например, показало решение о продаже Аляски), в ответ запретило в марте 1858 года трезвость официально. Властям на местах было приказано всячески подавлять и разгонять «общества трезвости» и более не допускать народного воздержания от водки. И по всей стране той же весной вспыхнули бунты. Народ уничтожал трактиры и кабаки повсеместно: 12 губерний Российской империи — от запада страны до волжских берегов — накрыло «трезвенническими бунтами». Особенно сильно громили виноделов и торговцев в Вольске, где проходила выставка вина.
Восставших пытались утихомирить силами местных полицейских, надзирателей и солдат, но народ разоружил правительственные войска и выпустил из тюрем заключённых по «питейным делам». Правительство стянуло в Вольск дополнительные силы и подавило восстание. Было арестовано более сотни самых активных крестьян. С них не только взяли огромные штрафы в пользу восстановления разбитых питейных заведений, но и сослали на каторгу. Многие погибли во время подавления восстания. И так было по всей России. Жестоко расправлялись и с теми, кто поддерживал борющихся за собственное право на трезвость крестьян. Солдат лишали всех прав, медалей и нашивок, наказывали шпицрутенами и ссылали на чёрные заводские работы. Более 11 тысяч человек было сослано и брошено в тюрьмы по итогам антиалкогольных бунтов. Правительство дало судьям неограниченную власть расправы над бунтовщиками, чтобы и прочий люд более не стремился «к трезвости без официального на то разрешения».
Однако народные волнения всё-таки хоть как-то, но заставили задуматься правительство над алкогольной проблемой. 26 октября 1860 года была отменена откупная система, которая должна была войти в силу через два года (при этом в 1861 году было упразднено и крепостное право). Вводится акцизная система. Теперь вместо определенного числа откупщиков, имеющих право торговать водкой, это мог делать любой торговец, заплативший акциз. Но облегчения народу это почти не принесло. Количество питейных заведений стало расти, как на дрожжах, а русский народ — завоёвывать репутацию беспробудно пьющего…
Война в России 1858-60 годов, о которой не пишут в учебниках
Рассказ пойдет о не совсем войне, скорее о бунте. И это был антиалкогольный бунт! Не вериться даже, не так ли! Ни в одной стране мира не было такого, тем более такого масштаба. А именно в 1858-1859 г.г. в России имел место антиалкогольный бунт, который охватил 32 губернии, более 2000 селений и деревень поднялись против насильственного спаивания нации.
Вот так! В России, в 19-м веке, народ бунтовал против алкоголя. В пьющей России — против выпивки!
Эта статья в опровержение мифа о русском пьянстве
Люди крушили питейные заведения, пивоваренные и винные заводы, отказывались от дармовой водки. Люди требовали «Закрыть кабаки и не соблазнять их». Царское правительство жесточайшим образом расправилось с восставшими. В тюрьмы по «питейным делам» попало 111 тысяч крестьян, около 800 были зверски биты шпицрутенами и сосланы в Сибирь… Антиалкогольный бунт имел серьезнейших размах.
За трезвость — иди на … каторгу
«Об этой войне умалчивают учебники, хотя то была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной). Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 — 1860 годах.
Эту войну историки чаще называют «трезвенническими бунтами», потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики — те люди, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России.
Водку откупщики буквально навязывали, если кто не хотел пить, ему все равно приходилось платить за нее: такие тогда установились правила… В те годы в нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписывался к определенному кабаку, а если он не выпивал своей «нормы» и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали со дворов местности, подвластной кабаку. Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом, в назидание другим.
Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро сивухи вместо трех рублей стали продавать по десять. В конце концов крестьянам надоело кормить дармоедов, и они, не сговариваясь, стали бойкотировать торговцев вином. Народ почувствовал, что его не только спаивают, но и грабят. Эмоции людей вылились в антиалкогольный бунт.
Дореволюционный трезвеннический плакат
Крестьянин в России в 19-м веке был еще трезвый
Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило. Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: в нашем селе никто не пьет.
Что оставалось делать виноторговцам? Они сбавили цену. Рабочий люд не откликнулся на «доброту». Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о бесплатной раздаче водки. И на это люди не клюнули, ответив твердым: «Не пьем!» К примеру в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного.
Ко всем кабакам в Баоашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушивших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию. К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства. Это уже не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству.
В 1858 трезвость запретили законодательно
В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету…трезвости. Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожать и впредь не допускать.
Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Антиалкогольный бунт распространялся по территории России. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах. Особенный размах погромы приобрели в Вольске.
24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке. Квартальные надзиратели, полицейские, мобилизовав инвалидные команды и солдат 17-й артиллерийской бригады, тщетно пытались утихомирить бунтующих. Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключенных.
Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели порядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека). Всех их следственная комиссия осудила по одному только показанию кабацких сидельцев, оговоривших подсудимых в расхищении вина (громя кабаки, бунтовщики не пили вино, а выливали его на землю), не подкрепляя свои обвинения доказательствами.
Одним погромом не кончилось
Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги расхищали сами служащие питейных заведений, списывая пропажу на восставших.
Дореволюционный трезвеннический плакат
С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, и за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы на восстановление кабаков. В документах следственной комиссии сохранились фамилии осужденных борцов за трезвость: Л.Маслов и С.Хламов (крестьяне села Сосновка), М.Костюнин (с.Терса), П.Вертегов, А.Володин, М.Володин, В. Сухов (с.Донгуз).
Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было «лишив всех прав состояния, а нижних чинов — медалей и нашивок за беспорочную службу, у кого таковые есть, наказать шпицрутенами через 100 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года».
Государство победило и ввело акциз
Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, чтобы другим неповадно было стремиться «к трезвости без официального на то разрешения». Властьимущие понимали, что усмирить можно силой, а вот долго сидеть на штыках — неуютно.
Антиалкогольный бунт был подавлен и разве что на Красной площади никого не казнили показательно. Требовалось закрепить успех. Как? Правительство, подобно героям популярной кинокомедии, решило: «Кто нам мешает, тот нам и поможет». Откупную систему продажи вина отменили, вместо нее ввели акциз.
Теперь всякий желающий производить и продавать вино, мог заплатив налог в казну, наживаться на спаивании своих сограждан. Во многих селах нашлись предатели, которые, чувствуя за спиной поддержку штыков, продолжили войну против трезвости иными «мирными» методами.
Большие сволочи опираются в своих мерзостях на сволочь хотя и маленькую, но многочисленную. Аллен Даллес, директор ЦРУ, объявляя в 1945 году «холодную войну» против СССР и говоря, что мы (т.е. США), завоюем русских без единого выстрела, найдя среди них предателей и разложив изнутри, ничего не изобретал: тактика вербовки изменников известна с древнейших времен, и против ведения войны таким способом очень трудно найти защиту.
Но найти надо было во что бы то ни стало, иначе проигрыш стал бы окончательным. Трезвенникам предстояло решить почти неразрешимую задачу: как преодолеть сопротивление власти, поддерживающей не трезвость, эту основу государственной мощи, а кабатчиков, хотя и наполняющих государственную казну деньгами, но ведущих страну к гибели.
Война 1858-1860 годов, о которой молчат учебники
Люди крушили питейные заведения, пивоваренные и винные заводы, отказывались от дармовой водки. Люди требовали «Закрыть кабаки и не соблазнять их». Царское правительство жесточайшим образом расправилось с восставшими. В тюрьмы по «питейным делам» попало 111 тысяч крестьян, около 800 были зверски биты шпицрутенами и сосланы в Сибирь…
Материал будет полезен монархистам и прочим людям, кивающим на добрых дореволюционных «царей-батюшков».
«За трезвость — на … каторгу»
«Об этой войне умалчивают учебники, хотя то была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной). Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 — 1860 годах.
Эту войну историки чаще называют «трезвенническими бунтами», потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики — те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России. Водку откупщики буквально навязывали, если кто не хотел пить, ему все равно приходилось платить за нее: такие тогда установились правила… В те годы в нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписывался к определенному кабаку, а если он не выпивал своей «нормы» и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали со дворов местности, подвластной кабаку. Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом, в назидание другим.
Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро сивухи вместо трех рублей стали продавать по десять. В конце концов крестьянам надоело кормить дармоедов, и они, не сговариваясь, стали бойкотировать торговцев вином.
Дореволюционный трезвеннический плакат
Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило. Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: в нашем селе никто не пьет.
Что оставалось делать виноторговцам? Они сбавили цену. Рабочий люд не откликнулся на «доброту». Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о бесплатной раздаче водки. И на это люди не клюнули, ответив твердым: «Не пьем!» К примеру в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Баоашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушивших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию. К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства. Это уже не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству.
В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету…трезвости. Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать.
Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах. Особенный размах погромы приобрели в Вольске. 24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке. Квартальные надзиратели, полицейские, мобилизовав инвалидные команды и солдат 17-й артиллерийской бригады, тщетно пытались утихомирить бунтующих. Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключенных. Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели порядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека). Всех их следственная комиссия осудила по одному только показанию кабацких сидельцев, оговоривших подсудимых в расхищении вина (громя кабаки, бунтовщики не пили вино, а выливали его на землю), не подкрепляя свои обвинения доказательствами. Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги расхищали сами служащие питейных заведений, списывая пропажу на восставших.
Дореволюционный трезвеннический плакат
С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, и за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы на восстановление кабаков. В документах следственной комиссии сохранились фамилии осужденных борцов за трезвость: Л.Маслов и С.Хламов (крестьяне села Сосновка), М.Костюнин (с.Терса), П.Вертегов, А.Володин, М.Володин, В. Сухов (с.Донгуз). Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было «лишив всех прав состояния, а нижних чинов — медалей и нашивок за беспорочную службу, у кого таковые есть, наказать шпицрутенами через 100 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года».
Требовалось закрепить успех. Как? Правительство, подобно героям популярной кинокомедии, решило: «Кто нам мешает, тот нам и поможет». Откупную систему продажи вина отменили, вместо нее ввели акциз. Теперь всякий желающий производить и продавать вино, мог заплатив налог в казну, наживаться на спаивании своих сограждан. Во многих селах нашлись предатели, которые, чувствуя за спиной поддержку штыков, продолжили войну против трезвости иными «мирными» методами.
Большие сволочи опираются в своих мерзостях на сволочь хотя и маленькую, но многочисленную. Аллен Даллес, директор ЦРУ, объявляя в 1945 году «холодную войну» против СССР и говоря, что мы (т.е. США), завоюем русских без единого выстрела, найдя среди них предателей и разложив изнутри, ничего не изобретал: тактика вербовки изменников известна с древнейших времен, и против ведения войны таким способом очень трудно найти защиту. Но найти надо было во что бы то ни стало, иначе проигрыш стал бы окончательным. Трезвенникам предстояло решить почти неразрешимую задачу: как преодолеть сопротивление власти, поддерживающей не трезвость, эту основу государственной мощи, а кабатчиков, хотя и наполняющих государственную казну деньгами, но ведущих страну к гибели.
]]> Глава из книги «Ты меня уважаешь?» саратовского краеведа, члена союза писателей России Владимира Ильича Вардугина.
Битва за трезвость. Как крестьяне объявили войну водке
Всем известно, что к алкоголю на Руси всегда было особое отношение. Достаточно вспомнить знаменитые слова, приписываемые князю Владимиру при принятии христианства: «Руси есть веселие пити не можем, без того быти. ». Однако очень долгое время, на протяжении многих столетий русской истории, люди пили, но могли, что называется, «держаться». Пили по праздникам, по особым поводам, пьянство сурово порицалось.
Сигизмунд Герберштейн, австрийский посол, побывавший в Москве в 1517 и 1526 годах, вспоминал:
Однако в 1552 году Иван Грозный, взяв пример с Казанского ханства, учредил на Руси кабаки. Причем если в ханстве в кабаках ели и пили, то есть это были трактиры, заведения общественного питания, то в русских кабаках подавали только питье. Одновременно началась борьба с негосударственной торговлей хмельными напитками. Торговля водкой и вином стала одним из главных источников доходов государственной казны, благо населения в Российской империи было много и за счет его спаивания в прямом смысле этого слова можно было извлекать огромную финансовую выгоду. Поэтому было принято решение о том, что каждый государственный крестьянин мужского пола приписывался к определенному кабаку и в течение года должен был оставить там определенную сумму.
Не все крестьяне могли или хотели пить, но если они не выпивали за год установленную норму и, соответственно, не оставляли в кабаке необходимую сумму, то хозяева кабаков в силу своей обязанности собирали недостающие деньги с «трезвенников и язвенников». Получается, что даже если человек по каким-либо причинам не пил или просто не успевал потребить назначенное количество алкоголя, он все равно должен был платить кабатчику.
Так Русь жила столетиями. Крестьяне и служилый люд пили и спивались, пополняя государственную казну. Государство богатело на монополии на торговлю хмельными напитками. Свою выгоду имели кабатчики, которых крестьяне ненавидели, но к которым неизбежно шли относить свои деньги, а если не они не приходили в кабак, то кабак приходил к ним.
Поводом к народному негодованию стал произвол содержателей питейных домов, который был санкционирован государством, заинтересованным в повышении денежных поступлений от торговли водкой и вином. Для сравнения: в 1819 году государство получало доход от питейных сборов в размере 22,3 млн рублей или 16% государственного налога, а в 1859 году, через сорок лет, эти доходы возросли до 106,1 млн рублей и составляли уже 38% государственного налога. Было решено увеличить откупную сумму, что привело к росту цен на водку для населения в два – три раза. Одновременно очень сильно ухудшилось и качество продаваемой водки, что также не могло не вызвать народного недовольства. Откупщики имели колоссальную по меркам других торговцев прибыль – 110%, что в два – три раза превышало размеры прибыли в других отраслях торговли.
Народная реакция на произвол откупщиков не заставила себя долго ждать. Крестьяне были очень недовольны происходящим. В стране начался стихийный бойкот питейных заведений, который постепенно охватил самые разные губернии Российской империи. При этом крестьяне в самых разных регионах действовали фактически по одному сценарию – они отказывались посещать кабаки, покупать спиртное, платить кабатчикам установленные денежные суммы за алкоголь.
Трезвый образ жизни получал все большую популярность среди русского крестьянства. И речь идет о самых обычных крестьянах, а не представителях религиозных общин, среди которых пьянство и так всегда порицалось. Крестьяне стали отказываться от алкоголя целыми селами. За пьянство сходы общин вводили телесные наказания, подчеркивая, что в «нашем селе – не пьют». Трезвость была вынужденной мерой, поскольку крестьяне видели, как пьянство разрушает семьи, привычный образ жизни общин, препятствует полноценному ведению хозяйства. Поэтому сельские общины стали принимать самые решительные меры. Возле кабаков крестьяне выставляли охрану, которая не пропускала внутрь заведений довольно многочисленных желающих выпить. Тех, кто не подчинялся решению общины, пороли.
Борьбу за трезвость крестьян поддержали и более образованные слои населения. В стране стали возникать общества трезвости, на деятельность которых вскоре власть наложила запрет. Уже в марте 1858 года министерства финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали предписание местным властям ни в коем случае не допускать создания в губерниях обществ трезвости, призывы к воздержанию от употребления вина категорически пресекать.
Но директивами чиновников разворачивавшуюся народную волну борьбы за трезвость было уже не остановить. В декабре 1858 года в Балашовском уезде Саратовской губернии бойкот кабакам и алкоголю объявили 4752 человека. Это был лишь один из самых мягких эпизодов в борьбе за трезвость. 20 мая 1859 года в г. Наровчате Пензенской губернии толпа, собравшаяся на базаре, начала угрожать погромом питейных домов. Полиция отреагировала оперативно и наиболее активные протестующие тут же были схвачены. Однако беспорядки не прекратились. В течение трех недель разгрому подверглись более 50 питейных домов в семи уездах Пензенской губернии. Пытавшиеся противостоять погромам кабаков сельские старшины и уездные начальники были избиты. В селе Исе протестующие крестьяне ранили офицера, в городе Троице атаковали воинскую команду.
Аналогичные события происходили и во многих других регионах Российской империи. В Николаевске Самарской губернии крестьяне и рабочие-отходники разгромили все питейные заведения, а полиция, поняв, что не сможет противостоять народной стихии, предпочла ретироваться. Были охвачены беспорядками уезды Оренбургской и Симбирской областей, причем среди крестьян ходили слухи, что правительство собирается отменить существующую откупную систему, но помещики этому сопротивляются. Поэтому стихийные лидеры протестующих призывали сначала громить питейные заведения и винные лавки на ярмарках, а затем приниматься за помещиков, которые якобы и стоят за откупной системой.
В Вольске 24 июля 1859 года начались настоящие массовые беспорядки. Толпа из трех тысяч человек устроила погром на ярмарке, разбив винные ларьки. Охранявшие порядок квартальные надзиратели и городовые справиться с толпой не смогли. На помощь полиции прибыли инвалидные команды и подразделения 17-й артиллерийской бригады. Однако восставшие смогли разоружить полицию и солдат и освободили заключенных местной тюрьмы. Беспорядки охватили не только Вольск, но и Вольский и соседний Хвалынский уезды. Народная стихия бушевала несколько дней, прежде чем из Саратова не были присланы войска, которые смогли навести относительный порядок. Были арестованы 27 человек, а по уездам – 132 человека. Тем не менее, ущерб для казны оказался значительным – за два дня в Вольском уезде были разгромлены 37 кабаков. Естественно, что расходы по их восстановлению государство тут же переложило на плечи простых людей, обложив крестьян уезда большими штрафами, которые направлялись на восстановление питейных заведений.
Шеф жандармов князь Василий Долгоруков докладывал императору Александру II:
В докладной записке шеф жандармов сообщал, что движение за трезвость началось в Саратовской губернии, как мы и отметили выше, затем распространилось на Рязанскую, Тульскую и Калужскую губернии, а вскоре к жителям этих губерний присоединилось население уездов Самарской, Орловской, Владимирской, Московской, Костромской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Воронежской, Курской, Харьковской губерний.
Трезвеннические бунты охватили 32 губернии Российской империи. Было разгромлено 260 питейных заведений, причем 219 из них находились в губерниях Поволжья, ставших эпицентром волнений. В бунтах участвовали десятки тысяч крестьян.
О масштабах выступлений можно судить по количеству арестованных. Историк В.А. Федоров говорит о 780 арестованных участниках трезвеннических бунтов. Их судили военными судами, которые в качестве наказания назначали битье шпицрутенами и ссылку. Основная часть арестованных приходилась на государственных крестьян, отставных солдат, мещан. Другие источники называют куда большие цифры арестованных и осужденных – вплоть до 11 тысяч человек.
Несмотря на жесткое подавление, трезвеннические бунты все же привели к определенным последствиям. В 1860 году Александр II принял решение о замене с 1863 года откупной системы акцизной системой. Однако отмена откупов не привела к реальному изменению ситуации в сфере пьянства и торговли алкоголем. Количество кабаков в России стремительно росло и уже через несколько лет после перехода с откупной на акцизную систему увеличилось в шесть раз, составив более 500 тыс. питейных заведений во всех губерниях страны.
Деятельность сторонников трезвости продолжала рассматриваться как крамольная, подрывающая экономические устои российской государственности. Идеи трезвости, кстати, действительно активно эксплуатировали в тот период революционные организации социалистического толка.
Лишь к концу XIX века власти Российской империи начали осознавать все пагубные масштабы и последствия алкоголизации населения страны. За пьянством неизбежно следовали снижение производительности, безработица, нищенство, проституция, преступления и самоубийства. Поэтому государство перестало препятствовать деятельности обществ и кружков трезвости, занимавшихся организацией чаепитий, лекциями, благотворительной деятельностью. Но и поддержку этим добровольным народным обществам государство не оказывало, прекрасно понимая зависимость доходов страны от торговли водкой. Скорее на деятельность обществ трезвости просто закрывали глаза, предпочитая их не замечать. Лишь в 1913 году последний русский император Николай II впервые принял делегацию трезвенников в Царском Селе.