алимова матлюба фархатовна биография
Актриса Матлюба Алимова: биография, личная жизнь, фильмография
Всегда ли может возродиться мифическая птица Феникс, после того как полностью сожжет себя на костре? История знает немало печальных примеров, когда известные и даже великие творческие личности, посвятившие свои жизнь великому искусству театра и кино, оставив после себя яркий след на много поколений вперед, влачат жалкое существование и порой даже нищенствуют. Одним из таких примеров явилась судьба Матлюбы Фархатовны Алимовой, известной всем цыганки Насти из телефильма «Цыган».
Происхождение
У предгорий снежных вершин Памира и Тянь-Шаня, среди хвойных лесов и зарослей грецкого ореха Ферганской долины, на обоих берегах реки Карадарьи раскинулся Андижан, один из самых древних городов на Земле.
Родители
Солдат-срочник Фархат, отец будущей знаменитой актрисы Матлюбы Алимовой, познакомился с ее мамой в столице Башкирии, родном для нее городе Уфе.
Не приняв невестку и не смирившись с ее присутствием, Алимовы-старшие регулярно приводили сыну других невест. И таки добились своего. Фархат, у которого от брака кроме младшей, Матлюбы, было еще две дочери, ушел в другую семью. К такой же узбечке, как он сам, как его родители, деды и прадеды. И мудрая мама Матлюбы сама отправила его к другой жене.
Несмотря на это, Фархат очень хорошо относился к своим дочерям и продолжал о них заботиться. Поэтому биография и личная жизнь Матлюбы Алимовой осталась свободна от обиды, оставив ее душу открытой для светлых воспоминаний.
Рассвет
Матлюба стремительно расцветала, подобно узбекской розе. От сбора многих кровей, доставшихся ей от отца и особенно от матери, ее внешность была экзотической даже для Узбекистана. Стыдясь показать ей свою симпатию, ее сверстники во всю проявляли по отношению к ней знаки внимания, выраженные в грубых толчках, дерганьях за ее длинные косы и даже в опрокидываниях на землю. А почему бы, собственно, и нет? Ведь ко времени окончания школы рост будущей актрисы Матлюбы Фархатовны Алимовой составлял целых сто семьдесят три сантиметра.
Поэтому все, о чем мечтала наша героиня в те годы – это уехать поскорее от своих глупых сверстников-ухажеров из чуждого ей Андижана, да и вообще из Узбекистана в целом. Ее юная душа требовала размаха и огромных свершений – желаний, удовлетворить которые мог только кинематограф.
После окончания школы в биографии и личной жизни Матлюбы Алимовой наступает период ее рассвета – девушка уезжает в Москву, где с первой же попытки поступает на актерский факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, а ее мастером курса становится сам знаменитый Алексей Баталов.
Окончив с отличием институт в 1978 году, Матлюба по иронии судьбы становится актрисой киностудии «Узбекфильм».
Замужество
Еще во времена студенчества в Институте кинематографии в биографию и личную жизнь Матлюбы Алимовой ненадолго вошел Мурат Ахметов, первый и единственный муж актрисы. Он учился на соседнем режиссерском факультете. Их отношения развивались стремительно, бурно и взаимно. Очень скоро они поженились. Казалось, что их счастье будет длиться вечно.
Однако скоро оно закончилось, как только Матлюба начала активно сниматься и подолгу пропадать на съемках. Мурат был горячим и вспыльчивым восточным мужчиной. Такого постоянного мужского внимания к своей красавице-супруге он вынести не мог. Его ревность превзошла здравый смысл. Чем известнее становилась его супруга, тем жальче и ничтожнее он выглядел для самого себя. Мурат цеплялся к любой мелочи, к каждому слову и случайно брошенному взгляду, заводился и доходил до бешеного состояния, в котором мог себе позволить даже рукоприкладство.
Иметь детей Матлюба Алимова не могла, сказывался неудачно сделанный в браке аборт. Это тоже стало одной из причин для выяснения отношений со стороны мужа. В конечном итоге, устав от постоянных оправданий за вымышленные Муратом грехи, актриса подает на развод и больше никогда в своей жизни не выходит замуж, хлебнув брачной жизни сполна.
Как актриса Матлюба Алимова дебютировала в 1979 году, сразу же с заметной роли в художественном трехсерийном кинофильме «Маленькие трагедии», в котором ее партнером стал легендарный Владимир Высоцкий.
Матлюба запомнила эти съемки навсегда. Так случилось, что Владимиру Семеновичу Высоцкому было суждено сыграть в этой картине последнюю роль в своей жизни. А начинающая актриса играла свой первый сценический образ. На таком вот своеобразном маятнике и столкнулись эти две личности.
Однако играть с Высоцким у нее получилось достаточно легко. Они сразу же прочувствовали друг друга и быстро перешли на «ты». А через несколько месяцев после окончания съемок Владимира Семеновича не стало.
«Цыган» и другие
В следующий раз биография и личная жизнь Матлюбы Алимовой круто меняется после выхода культового для страны телефильма «Цыган», в котором молодая актриса с экзотической внешностью снялась сразу же после съемок «Маленьких трагедий». Матлюба сыграла гордую и необузданную цыганку Настю.
Эта роль принесла актрисе всесоюзную славу и признание, продлившуюся многие годы, вплоть до настоящего времени. Вся страна была уверена, что Алимова – чистокровная цыганка, подобно актеру Василию Васильеву, сыгравшему персонажа Яшки в «Неуловимых мстителях». Даже цыгане Матлюбу Алимову признали своей. Заметив ее где-нибудь на улице или на вокзале, неизменно подбегали к ней, начинали оживленно разговаривать на своем языке и очень удивлялись, увидев полное непонимание актрисы.
Десятилетний период активного творчества стал самым славным временем для актрисы. Матлюба буквально купалась в лучах славы, была востребована и желанна многими режиссерами страны.
Однако с приходом 90-х годов прошлого столетия биография и личная жизнь Матлюбы Алимовой снова начинает меняться. В стране складывается напряженная обстановка. Снимать стали мало, да и те немногие роли, которые иногда предлагали актрисе, ее совершенно не устраивали. Так она начинала отходить от кинематографа.
Ее последними работами тех лет стали такие картины, как притча «Они» и «Изобретатель фараона», которые вышли в 1992 году. Затем Матлюба окончательно прекращает сниматься и уезжает обратно в Узбекистан.
Ташкент
Актриса обосновалась в узбекской столице. Заработанные на съемках деньги быстро закончились. Новых ролей никто не предлагал. Ее родина была совершенно равнодушна к ее судьбе, несмотря на известность. К тому же, Узбекистан в те годы вместе с остальными союзными республиками выходил из состава СССР, и время тогда было достаточно спорное и конфликтное. Поэтому все, что так или иначе касалось Москвы, включая кино и, собственно, саму актрису Алимову, Ташкент интересовало меньше всего.
Забвение
Года проходили один за другим. Актриса по-прежнему реставрировала ковры и жила очень бедно – одна, без семьи и детей, в маленькой однокомнатной квартире на окраине Ташкента. Не выдержав одиночества, в 2004 году Матлюба переехала в Москву, к своей старшей сестре. Да и мама, живущая в Твери, была теперь намного ближе.
Последней ее ролью стала татарка-служанка в кинофильме «Тарас Бульба», вышедшем в 2009 году. Это был совсем небольшой образ, состоящий всего из нескольких фраз. Больше ролей ей никто не предлагал. В биографию Матлюбы Алимовой пришло самое настоящее забвение. В личной жизни также не происходило никаких перемен. Москва изменилась со времен ее молодости. Теперь актриса была ей совсем не нужна.
После того как надежды на лучшую жизнь окончательно рухнули, в 2011 году актриса снова вернулась в Ташкент, к своим коврам.
Жизнь после славы Матлюбы Алимовой: Почему звезда «Будулая» пропала с экранов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Матлюба – узбечка только по отцу, а в роду матери были и грузины, и русские, и поляки, и немцы. Наверное, смешению многих кровей и обязана она своей экзотической красотой. Хотя осознание собственной привлекательности пришло к ней довольно поздно – в родном Андижане узбекские мальчики часто ее дразнили и обижали, только спустя годы она поняла, что таким образом они проявляли внимание.
Стать актрисой она мечтала с самого детства, поэтому после школы не раздумывая отправилась поступать во ВГИК. Ей посчастливилось попасть на курс к Алексею Баталову, который стал для нее настоящей путеводной звездой: « Баталов до сих пор остается для меня эталоном личности. А знаете, как он нас выпускал на сцену? Вот стоишь, волнуешься перед выходом и только соберешься выйти в нужный момент, как он берет за плечи и шепчет: «Стой, стой, стой…», а потом тихонько подтолкнет ладонями: «Пошла!» После этого, поверьте, уже ничто не страшно ».
Кинодебют Алимовой, который состоялся сразу же после окончания ВГИКа, был очень ярким и успешным – вместе с ней в «Маленьких трагедиях» играли звезды первой величины. Актриса признавалась: « О, «Маленькие трагедии» – это почти как обморок. Но не от страха, а от восторга. Ведь какой состав: Смоктуновский, Бурляев, Белохвостикова! Ну и, конечно, Владимир Высоцкий ». На экране между ней и Высоцким кипели такие страсти, что зрители тут же решили: между ними и в жизни был роман! Однако Алимова утверждает: « То, что сразу возникло между мной и Володей, можно назвать лишь особенным духовным родством… При нем все разговаривали шепотом. Это было уважение, доходящее до какого-то трепета. Несмотря на свой невысокий рост, Володя всегда казался мощным, громадным существом. Это вообще была какая-то громадная, непонятная силища ». Высоцкий постоянно подбадривал дебютантку на съемочной площадке и помог ей поверить в собственные силы.
Она смогла построить теплые отношения и с Михаем Волонтиром, вместе с которым они снялись в фильмах «Цыган» и «Возвращение Будулая», ставших звездным часом обоих актеров. Имя Настя стало вторым именем актрисы, она привыкла откликаться, когда ее так называли на улицах. А о неповторимой атмосфере на съемках этих легендарных фильмов Матлюба всегда вспоминала с трепетом: « У нас была таборная жизнь, таборные взаимоотношения. А когда на съемки приезжал настоящий табор – был табор вдвойне! Поверьте, забыть такое трудно… Цыгане – это особый мир, но мне показалось, что я всегда его знала. Мне пришлось во время съемок много с ними общаться. И так было приятно заслужить комплимент: ты наша! ».
Знакомые часто называли ее слишком гордой и высокомерной. Она действительно всегда знала себе цену и ни в каких ситуациях не теряла чувства собственного достоинства, однако вряд ли это можно назвать высокомерием. Матлюба Алимова привыкла ставить для себя высокие планки и не хотела поступаться принципами в угоду новому времени, не умела подстраиваться под изменившуюся реальность. Возможно, поэтому в 1990-х гг. актриса так и не сумела найти свою нишу в профессии – стоящих ролей не предлагали, а сниматься только ради денег она не могла: « Мое поколение актеров попало в период безвременья. Можно было, конечно, сниматься, а нужно ли? Кто-то говорит, что нужно играть все, что предлагают, однако я так не считаю. Я абсолютно спокойно отношусь к тому, что живу вне мира кино. Возможно, я даже остыла к этой профессии ».
После распада Союза Матлюба уехала в Ташкент и занялась реставрацией древних узбекских ковров. За вышивкой она забывала о своих невзгодах и обретала душевное равновесие. Больших доходов это не приносило, а вскоре жить стало и вовсе не на что. Тогда Алимова снова отправилась в Москву. Первое время жила у сестры, пока не познакомилась с настоятелем одной из церквей. Он помог ей обрести утраченный смысл жизни. Актриса жила в крохотной комнатке при церкви, похожей на келью, и была абсолютно счастлива: ее духовные поиски завершились тем, что она пришла к Богу.
В личной жизни актриса тоже пережила немало драм. Ее первый брак был студенческим: Мурат Ахметов учился на режиссера на параллельном курсе. Они очень быстро приняли решение пожениться, но семью разрушила патологическая ревность мужа. До свадьбы он казался ей нежным и заботливым, а на деле оказался настоящим восточным деспотом и тираном. По его настоянию еще во время учебы она сделала аборт, а после этого больше не могла иметь детей. Выйти замуж еще раз она так и не решилась: « Я была однажды замужем. Мне не понравилось. А потом никого не встретила. Такого Будулая не нашлось. Я никому не испортила жизнь, и мне ее никто не испортил. Я только сама себе ее порчу ».
В 2000-х ей снова начали предлагать роли в кино, правда, они все были небольшими, и триумфального возвращения в профессию не вышло, хотя случались и стоящие предложения: Алимова сыграла эпизодическую роль в фильме Бортко «Тарас Бульба». К режиссерам она не ходила и ролей для себя не выпрашивала – гордость не позволяла. Когда актриса снова осталась без работы – вернулась в Ташкент и опять занялась реставрацией вышивок. К крутым поворотам своей судьбы она относится философски и о былой славе не жалеет: « Даже когда сидела забытая и заброшенная – не скорбела. Многие актеры, когда начинает блекнуть и гаснуть их слава, испытывают ужас, сразу запивают. Мне это не грозит. Наверное, поэтому меня не забыли. Наверное, за то, что правильно к себе относилась, так протянулась надолго народная память и народная любовь ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Жизнь после славы Матлюбы Алимовой
Матлюба – узбечка только по отцу, а в роду матери были и грузины, и русские, и поляки, и немцы. Наверное, смешению многих кровей и обязана она своей экзотической красотой. Хотя осознание собственной привлекательности пришло к ней довольно поздно – в родном Андижане узбекские мальчики часто ее дразнили и обижали, только спустя годы она поняла, что таким образом они проявляли внимание.
Стать актрисой она мечтала с самого детства, поэтому после школы не раздумывая отправилась поступать во ВГИК.
Кинодебют Алимовой, который состоялся сразу же после окончания ВГИКа, был очень ярким и успешным – вместе с ней в «Маленьких трагедиях» играли звезды первой величины. Актриса признавалась: «О, «Маленькие трагедии» – это почти как обморок. Но не от страха, а от восторга. Ведь какой состав: Смоктуновский, Бурляев, Белохвостикова!
Ну и, конечно, Владимир Высоцкий».
На экране между ней и Высоцким кипели такие страсти, что зрители тут же решили: между ними и в жизни был роман! Однако Алимова утверждает: «То, что сразу возникло между мной и Володей, можно назвать лишь особенным духовным родством… При нем все разговаривали шепотом. Это было уважение, доходящее до какого-то трепета. Несмотря на свой невысокий рост, Володя всегда казался мощным, громадным существом. Это вообще была какая-то громадная, непонятная силища».
Высоцкий постоянно подбадривал дебютантку на съемочной площадке и помог ей поверить в собственные силы.
Она смогла построить теплые отношения и с Михаем Волонтиром, вместе с которым они снялись в фильмах «Цыган» и «Возвращение Будулая», ставших звездным часом обоих актеров.
Имя Настя стало вторым именем актрисы, она привыкла откликаться, когда ее так называли на улицах. А о неповторимой атмосфере на съемках этих легендарных фильмов Матлюба всегда вспоминала с трепетом: «У нас была таборная жизнь, таборные взаимоотношения. А когда на съемки приезжал настоящий табор – был табор вдвойне! Поверьте, забыть такое трудно… Цыгане – это особый мир, но мне показалось, что я всегда его знала. Мне пришлось во время съемок много с ними общаться. И так было приятно заслужить комплимент: ты наша!».
Знакомые часто называли ее слишком гордой и высокомерной. Она действительно всегда знала себе цену и ни в каких ситуациях не теряла чувства собственного достоинства, однако вряд ли это можно назвать высокомерием. Матлюба Алимова привыкла ставить для себя высокие планки и не хотела поступаться принципами в угоду новому времени, не умела подстраиваться под изменившуюся реальность.
Возможно, поэтому в 1990-х гг. актриса так и не сумела найти свою нишу в профессии – стоящих ролей не предлагали, а сниматься только ради денег она не могла: «Мое поколение актеров попало в период безвременья. Можно было, конечно, сниматься, а нужно ли? Кто-то говорит, что нужно играть все, что предлагают, однако я так не считаю. Я абсолютно спокойно отношусь к тому, что живу вне мира кино. Возможно, я даже остыла к этой профессии».
После распада Союза Матлюба уехала в Ташкент и занялась реставрацией древних узбекских ковров. За вышивкой она забывала о своих невзгодах и обретала душевное равновесие. Больших доходов это не приносило, а вскоре жить стало и вовсе не на что. Тогда Алимова снова отправилась в Москву. Первое время жила у сестры, пока не познакомилась с настоятелем одной из церквей. Он помог ей обрести утраченный смысл жизни.
В сознательном возрасте Матлюба Алимова пришла к православию и Церкви, и сейчас вера в Бога помогает ей преодолевать жизненные трудности.
Сейчас Матлюба живёт в Ташкенте.
В личной жизни актриса тоже пережила немало драм. Ее первый брак был студенческим: Мурат Ахметов учился на режиссера на параллельном курсе. Они очень быстро приняли решение пожениться, но семью разрушила патологическая ревность мужа. До свадьбы он казался ей нежным и заботливым, а на деле оказался настоящим восточным деспотом и тираном. По его настоянию еще во время учебы она сделала аборт, а после этого больше не могла иметь детей.
Выйти замуж еще раз она так и не решилась: «Я была однажды замужем. Мне не понравилось. А потом никого не встретила. Такого Будулая не нашлось. Я никому не испортила жизнь, и мне ее никто не испортил. Я только сама себе ее порчу».
В 2000-х ей снова начали предлагать роли в кино, правда, они все были небольшими, и триумфального возвращения в профессию не вышло, хотя случались и стоящие предложения: Алимова сыграла эпизодическую роль в фильме Бортко «Тарас Бульба».
К крутым поворотам своей судьбы она относится философски и о былой славе не жалеет: « Даже когда сидела забытая и заброшенная – не скорбела. Многие актеры, когда начинает блекнуть и гаснуть их слава, испытывают ужас, сразу запивают. Мне это не грозит. Наверное, поэтому меня не забыли. Наверное, за то, что правильно к себе относилась, так протянулась надолго народная память и народная любовь ».
Вот так сложилась жизнь одной из самых ярких и запоминающихся актрис советского периода. Несмотря на то, что многие зрители прекрасно помнят её лицо, имя вспомнить под силу далеко не каждому.
Поговаривают, что Матлюбе Алимовой поступило уже несколько предложений о съёмках в сериалах. Кто знает? Возможно мы скоро снова увидим любимую актрису на наших экранах.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Будулая не нашла»: куда исчезла Матлюба Алимова — Настя из фильма «Цыган»
Роман с Высоцким?
Немногие помнят о том, что впервые Матлюба Алимова появилась на экране не в «Цыгане», а в «Маленьких трагедиях»: там она сыграла Лауру, причем партнёрами молодой актрисы стали такие звёзды, как Владимир Высоцкий, Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский. В ту пору даже ходили слухи о возможном романе Матлюбы с Высоцким. Об этом заговорили после того, как Владимир Семёнович однажды пригласил юную партнёршу на свой концерт, а в другой раз подвёз её на «Мосфильм» на своём известном на всю столицу белом «мерседесе».
Она не цыганка
Но настоящим успехом для Матлюбы стал «Цыган». Её героиня, Настя, с детства безнадежно влюблённая в мужа своей сестры, харизматичного Будулая, вызвала симпатию и сочувствие всех зрителей. К ней часто подходили на улице цыгане и заговаривали на своём языке, уверенные, что видят соплеменницу. На самом деле в жилах Матлюбы течёт множество разных кровей, но цыганской среди них нет. Её отец был узбеком, а среди предков мамы кого только не было — грузины, русские, немцы, поляки. Симпатичную блондинку узбекский парень нашёл в Уфе — там проходила его армейская служба, оттуда он и привёз невесту на родину, в Андижан. У влюблённой пары родились три дочки, но они всё-таки расстались. Родные не могли смириться с тем, что отец Матлюбы привез «русскую» в невестки, и вынудили его развестись и жениться на «своей» — на узбечке.
Муж — восточный деспот
Матлюба всегда знала, что будет актрисой. И поступать поехала во ВГИК. Там и встретила большую любовь, и сразу вышла замуж, — за казахского режиссёра Мурата Ахметова. Впрочем, этот брак просуществовал недолго: восточная кровь молодого мужа сразу дала о себе знать, он ревновал красавицу-жену буквально к каждому столбу, следил за Матлюбой, устраивал ей сцены из-за невинных разговоров с сокурсниками. Скоро этот деспотизм надоел свободолюбивой девушке, и она развелась.
Загадочное исчезновение
После «Цыгана» Матлюба в одночасье стала нарасхват у режиссёров. На этой волне она снялась ещё в нескольких картинах — «Сказка о звёздном мальчике», «Василий Буслаев», больше десятка работ у неё было на студии «Узбекфильм». Потом настали 90-е, многие артисты исчезли с экранов, потому что российское кино переживало сложные времена. Пропала и Матлюба. Зрители гадали, что случилось с их любимой актрисой? Поговаривали о том, что она нищенствует, что спивается. Тогда о многих так говорили. И, к сожалению, иногда слухи оказывались правдой. Но к Матлюбе это не относится. Хотя и в её жизни было немало серьёзных проблем.
Ненавидела узбекский язык
И первой из них стало незнание узбекского языка. Ведь в 90-х Узбекистан, как и другие республики, стал независимым государством. Все фильмы отныне снимались только на узбекском, а не как прежде — на русском. Так что Алимова оказалась без работы. Почему выросшая в Андижане актриса так и не выучила язык своей родины, язык своего отца? Она рассказывала, что с детства очень страдала от издевательств мальчишек-ровесников: они постоянно задирали хрупкую девочку, норовили ударить, да так, чтобы она упала за землю, больно дергали за волосы, отнимали портфель. Возможно, они так проявляли свою симпатию, но Матлюбе подобное обращение было не по нраву. Ранимая девушка на всю жизнь сохранила в душе неприязнь ко всему узбекскому, и в первую очередь — к языку. Ведь именно на этом языке неслись ей вслед оскорбления и угрозы.
«Такого Будулая не нашлось»
И взрослой Матлюбе пришлось из-за этого несладко: одно время она существовала буквально за чертой бедности. Могло бы спасти удачное замужество, но первый брак оставил в её душе такие негативные воспоминания, что о втором она и думать не хотела. Хотя к ней не раз сватались. «Я была однажды замужем. Мне не понравилось, — признавалась Матлюба. — А потом никого не встретила. Такого Будулая не нашлось. Я никому не испортила жизнь, и мне её никто не испортил. Я только сама себе её порчу».
Рукодельница
Узбекское детство, кстати, запомнилось Матлюбе не только обидами: её, как и всякую девочку из тех мест, учили рукоделию, и эти навыки очень пригодились, когда стало нечего есть. Актриса, поняв, что актёрской работы для неё в Ташкенте нет, занялась тем, в чём разбиралась не хуже: реставрацией ковров. Старинные изделия получали в её руках вторую жизнь: она отделывала их вышивкой, аппликацией, потом добавила к списку своих услуг дизайн одежды. Жизнь немного наладилась, но всё же приходилось сильно экономить.
«Я из другого кино»
Тогда Матлюба приняла решение перебраться в Москву. Поселилась в скромной комнатке при храме: к тому времени она давно уже была крещёной. Когда церковь закрыли на реставрацию, пришлось попроситься пожить у племянника. Но актриса не отчаивалась. Какие-то деньги приносили нечастые встречи со зрителями, иногда Матлюба принимала приглашения на ток-шоу. И всё же через некоторое время она вернулась в Ташкент. Там жизнь дешевле. В этом году «Насте» из фильма «Цыган» исполняется 67 лет. Она по-прежнему одна — так и не нашла мужчины, к которому потянулось бы сердце. Иногда она снимается в кино, но крайне редко и мало. Участвовать в сериалах актриса отказывается. По её словам: «Я гражданка другой страны, там есть другая налоговая система, отчисления стране, поэтому в большие проекты меня взять не могли. Я снималась два-три дня. И честно говоря, я очень разочаровалась. Я из другого кино. Сейчас время — деньги, кино не работает так, как прежде». А мы предлагаем узнать историю жизни другой звезды фильма «Цыган», неподражаемого Будулая, Михая Волонтира.