активные методы обучения на уроках истории
Активные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Активные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания»
Применение активных методов обучения (АМО) в современной педагогике обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
АМО позволяют добиваться прочного усвоения знаний без механического заучивания, расширяют круг используемых учениками источников информации, вовлекают в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. На уроках истории учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.
Таким образом, системное внедрение активных форм обучения на уроках истории и обществознания позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации.
Проблемное обучение это такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Функция обучающихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основной дидактический прием — создание проблемной ситуации,имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.
Чтобы создать проблемную ситуацию, на примере урока истории, можно:
1. использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например:
— В январе 1744 года эскортом, сопровождавшим из Риги в Петербург пятнадцатилетнюю принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербст-Эверскую, которая через 18 лет взойдет на трон России как самодержавная Императрица Екатерина, II командовал Иеронимус Мюнхгаузен. Тот самый всем известный правдолюбец! Правда это или ложь?
— Почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников?
2. создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например:
— Почему противостояние русских и монголов на реке Угре во главе с Иваном III и ханом Ахматом в 1480 г. называется «стоянием», а не «сражением?
— Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и фашистской Германией?
3. когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Например:
— Одним из прозвищ Екатерины II было «Тартюф в юбке». Определите кто и за что дал ей такое прозвище?
4. создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например:
— 1714 году Петр I придумал такой способ борьбы с пьянством: он выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство, сделанную из чугуна, весом до 7 кг. Носить на себе знак отличия нужно было неделю. Какие выводы можно сделать из данного факта?
5. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.
Вот примеры проблемных задач:
1 В. Г. Белинский писал о битве под Полтавой, что “…это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”. Прав ли был В. Г. Белинский? Доказать свое мнение.
2 В Южном Двуречье богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества предметы из дерева – кровать, табурет и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой, на наш взгляд, странный для упоминания в завещании предмет, как дверь? Обоснуйте свой ответ.
6. Кроме того, возможности для создания проблемной ситуации содержатся и в формулировке темы урока:
— Иван IV – тиран или реформатор?
— Петр I – антихрист или православный русский царь?
— “Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)
— От “горячей войны” к “холодной”.
— Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”?
— М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?
— “Распад или развал СССР”?
Анализ конкретных ситуаций
Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
Это один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Он способствует развитию у обучающихся навыков групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематики, развивает способность к анализу жизненных и производственных задач.
Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации, найти нужную информацию для ее решения.
Этому методу присущи следующие основные признаки:
наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;
подведение итогов и оценка результатов педагогом.
Конкретная ситуация – это любое событие, которое содержит в себе противоречие или вступает в противоречие с окружающей средой. Ситуации могут нести в себе как позитивный, так и отрицательный опыт. Все ситуации делятся на простые, критические и экстремальные. Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом разбора.
Например, при изучении темы «Поведение в общественном месте» (обществознание 6 класс) можно предложить учащимся такую ситуацию: Прекрасный летний вечер, дует легкий ветерок, так и хочется выйти на улицу и прогуляться в парке. Но что это? Из парка доносятся нестройные звуки поющих голосов, истошные крики, женский визг. Подойдем и посмотрим, что происходит. Ну. Понятно: молодежь «гуляет». Вокруг скамейки, на которой расположились «отдыхающие», валяются бутылки из-под пива и вина. Юноши и девушки прилично одеты, но как небрежно застегнуты их рубашки и куртки, как растрепаны волосы! Они пытаются петь, н вместо пения получается отвратительный гомон пьяных голосов. Оглушительно звучит музыка. Некоторые прохожие пытаются урезонить гуляк. В ответ – грубая брань и угрозы.
Задание (для групп) – опираясь на текст параграфа:
1 разыграть (инсценировать) данную ситуацию;
2 оценить ситуацию с правовой точки зрения;
3 представить классу вариант разрешения ситуации.
Метод «чистой доски»
Данный метод относится к технологии критического мышления.
Такой метод мотивирует учащихся на активную работу, вызывает интерес к изучаемой теме, развивает умение работать с текстом, способствует развитию умения анализировать.
Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
На семинаре-дискуссии учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе обучащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать.
Следующий активный метод, используемый на уроках истории и обществознания это – ролевая игра.
Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.
Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории?
1. Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)
2. Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)
Еще несколько приемов использования ролевой игры на уроках истории.
1. “Кто я?”. Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Например, урок “Религия древних греков”. “-Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня” (Прометей)
Поэма Гомера “Илиада”. “-Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку” (Ахиллес).
В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
В 5-7 классах для активизирования познавательной деятельности учащихся можно использовать различные игры. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста (быстрая утомляемость, небольшой запас исторических представлений), отвечает их познавательным потребностям.
Игра для школьника важна, понятна – это часть его жизненного опыта. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих соображений удобства и порядка.
Игра позволяет сделать динамичным и интересным процесс воспитания исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрешку. Знания в игре усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды. Многие игры бывают просты в исполнении. По времени они могут занимать в среднем от 10 до 30 минут. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.
Игра “Три предложения”.
Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.
Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.
Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, “Интервью с историческим героем, “Найди ошибку”, “Аукцион имен”, “Отгадай термин, героя и событие”. Творческий работающий учитель всегда может выбрать себе то, что ему подходит, и сам придумает множество новых игр.
Система использования различных методических приемов на уроках истории
Прием «Привлекательная цель»
Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия. Научиться пользоваться картой, при этом рассматривают карту.
Прием «Займи позицию» (шкала мнений)
Сформулировав проблемный вопрос, учитель просит учащихся занять позицию: за_______ скорее за_____; скорее против_____ ; против______ Учащиеся индивидуально или в группах по сходным мнениям должны аргументировать свое мнение, используя материалы учебника или исторических документов.
При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по названию рассказа.
Прием «Ассоциативный ряд»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
• оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм — литературное направление, возводящее в культ чувство.
2. Актуализация знаний
Приём “Шаг за шагом”. Описание: используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Описание: ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».
Прием « Верные — неверные утверждения»
Описание : утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
вельмож хоронили в гробницах (да);
обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);
фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
Прием «Смысловой ряд» на уроке по теме «Социальный конфликт» (8 кл.). Учащимся (возможна работа в группах) необходимо предложить общее понятие к определённому ряду терминов.
Война, драка, ссора, революция, спор (конфликт).
Закон, норма, порядок действий, этикет (правило).
Принуждение, жестокость, угроза, давление (насилие).
Договор, взаимодействие, совместное решение (соглашение).
Телевидение, радио, газеты, интернет (СМИ).
Монотеизм, политеизм, язычество (религия).
Прием «Четвертый лишний»
Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно из них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.
3.Изучение нового материалы
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение. Или получают текст с ошибками по теме «Монголо-татары».
Прием «Дерево мудрости».
Описание: учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.
Описание : рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует:
умение осмысливать свой опыт;
умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример: Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Прием «Фома Неверующий»
Описание: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…».
Прием «Написание эссе»
Описание: смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием «Историческая азбука»
Описание: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.
Прием «Отгадай героя»
Описание: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы только «да» или «нет», и в ограниченности количества вопросов — не более 10.
Прием «Аукцион имён»
Описание: Ι вариант — сразу назвать имена, которые можно отнести к изученной теме;
ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.
Прием «Исторический футбол»
Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.
Прием «Имя, дата, событие»
Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». Пример: я научился составлять план текста; я знаю когда произошло крещение Руси; я, наконец-то, запомнил дату Куликовской битвы.
• На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.
• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
• Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1. Соответствие методов принципам обучения.
2. Соответствие целям и задачам обучения.
3. Соответствие содержанию данной темы.
4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.
5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.
6. Соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами учителя и прочим.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха — это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения, независимо от того, какой предмет вы преподаете, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.
Статья Применение активных методов обучения на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Йошкар – Олы»
Применение активных методов обучения на уроках
истории и обществознания
Выполнила: учитель истории
1. Характеристика активных методов обучения………………………………5
1.1 История возникновения активных методов обучения, принципы……….5
1.2 Классификация методов активного обучения……………………………..9
2. Использование активных методов обучения в собственной практике……12
2.1 Конспект урока истории в 7 классе на тему: «Урок – суд над Петром I ».12
2.2 Применение активных методов обучения на уроках обществознания….14
Список используемой литературы……………………………………………..18
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт.
Проблема активности ученика в процессе обучения одна из актуальных проблем современной педагогической науки. Хотя данный метод известен давно, но в практике применяется довольно редко. Дело в том, что данный метод требует большой подготовки самих учеников, умения самостоятельно работать, искать не только ответы на вопросы, но и уметь решать различные проблемы.
Новизна и практическая значимость.
С переходом системы образования на новые образовательные стандарты ФГОС активные методы обучения стали актуальными как никогда, так как данная форма обучения отвечает требованиям государственных стандартов. Кроме того, современные ученики имеют быстрый и легкий способ получения информации – Интернет, поэтому каждый учитель должен научить учащихся искать информацию, использовать её и делать правильные и логичные выводы.
Хотя метод активного обучения нельзя назвать нововведением, но в современных условиях этот метод применяется совершенно иначе, чем раньше. Если еще несколько лет назад, применение данного метода требовало тщательной и длительной подготовки самого учителя, то теперь ученики могут самостоятельно найти практически любую информацию. Учитель должен только направлять и контролировать деятельность учеников.
Обоснованность необходимости применения методов активного обучения.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные качества личности и навыки мышления. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблемы, уметь дать адекватную оценку, быть ответственным и самостоятельным – вот с чем ребенок должен выйти в современный мир. Развитию этих навыков могут способствовать активные методы обучения. К тому же знания, усвоенные активно, легче запоминаются и быстрее актуализируются. Поэтому я решила применять на своих уроках истории и обществознания именно активные методы обучения.
Описание и анализ организационно-педагогических и других условий для применения методов активного обучения.
Применение данного метода обучения требует следующие условия:
1. одним из главных условий – это подготовка, желание и умение самого учителя применять активные методы обучения. Так как я не так давно закончила свое обучение, то нас изначально готовили работать в современных условиях и о методах активного обучения нам, еще студентам, не раз говорили преподаватели и учили их применять на своих уроках, то мне применять их на своих уроках было не так сложно;
2. сами ученики должны быть заинтересованы в применении данных методов на уроках, потому что это требует большой подготовки самих учащихся. Стоит отметить, что после проведения первого же урока с применением активных методов обучения, сами ученики подходили и спрашивали, когда мы еще проведем такой урок и сами предлагали темы для таких уроков. Единственное, что такой урок должен быть не только интересен детям, но иметь практическую значимость. После проведения среза знаний, я убедилась, что лучше всего дети усваивают материал изученный активно, чем тот, который изучали традиционным способом.
3. необходимы определенные материально – технические условия. Так для проведения нестандартных уроков зачастую требуется ноутбук и проектор.
Необходимые изменения в педагогической практике в связи с применением активных методов обучения.
Когда я пришла работать в школу, то столкнулась с проблемой слабой успеваемости учеников по истории и обществознанию. Проанализировав причины данной проблемы, я пришла к выводу, что дети быстро забываю изученный материал, а некоторые не совсем понимают тему, а просто заучивают ее. Для меня, как для учителя, важно, чтобы ученики понимали, о чем мы с ними говорим на уроках и запоминали информацию не с помощью заучивания, а так, чтобы новая информация становилась для них освоенным знанием, которое они смогут применять в своей будущей жизни. Изучив методическую литературу, я решила, что решить проблему слабой успеваемости помогут решить активные методы обучения.
Прогнозирование результатов, предполагаемых в результате применения активных методов обучения.
Если в начале моей педагогической деятельности качество обучения составляло примерно 48-52 %, то после применения новых методов качество увеличилось до 58-60 %. При этом ученики умеют применять полученные знания в различных ситуациях, и на других предметах (например, ученики могут применять знания, полученные на обществознании на уроках истории).
1. Характеристика активных методов обучения
1.1 История возникновения активных методов обучения, принципы
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.
Первоначально АМО получили распространение в системе переподготовки специалистов. Здесь особое значение имеют ускоренные сроки подготовки, поэтому АМО, особенно игровые методы обучения, завоевали широкую популярность и признание. Затем АМО стали использоваться в подготовке специалистов высшей школы. И в последнюю очередь стали применяться в системе общего образования, где классические методы традиционного обучения обосновались особенно прочно.
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов:
1. Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по: содержанию когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования, по объему, что позволяет способным и заинтересованным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях, по времени, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и формой их подготовки.
2. Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности.
3. Принцип контекстности требует подчинения содержания обучения содержанию и условиям реализации будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает контекстный характер, способствуя ускорению последующей профессиональной адаптации.
4. Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Все методы активного социально-психологического обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:
1. Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (преподавателя) и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.
2. Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (профессиональных или ролевых) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися новой информации.
6. Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения – педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
7. Мотивации. Активность развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательная деятельность, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.
Таким образом, методы активного обучения хотя и известны достаточно давно педагогической науке, но остаются до сих пор актуальными. Применение нетрадиционных форм делает урок интереснее, познавательнее, а значит, такое обучение эффективнее.
1.2 Классификация методов активного обучения
Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при активном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует. Исходя из этого, выделяют следующие виды активного обучения:
1. Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
2. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;
• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
3. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать. Так, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
4. Оппонент или рецензент: воспроизводит процедуру оппонирования, принятую в среде исследователей. Он должен не только воспроизвести основную позицию докладчика, продемонстрировав тем самым ее понимание, найти уязвимые места или ошибки, но и предложить свой собственный вариант решения.
Но особая роль принадлежит, конечно, учителю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося. Во время семинара-дискуссии учитель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада ученика, фиксирует противоречия в рассуждениях.
На таких занятиях необходим доверительный тон общения с учащимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.
5. «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
6. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Учитель может выбрать по своему усмотрению, исходя из особенностей класса и индивидуальных особенностей учеников, выбирать тот или иной вид активных методов обучения, а может применить сразу несколько.