акио морита история успеха

Акио Морита

Японский предприниматель и изобретатель. Основатель компании «Sony». Легенда японской инженерии еще при жизни. Вице-президент японской федерации экономических организаций. Являлся членом Группы экономических отношений Японии и Соединенных Штатов Америки.

Акио Морита родился 26 января 1921 года в городе Нагое, Япония. Мальчик вырос в семье почтенных винокуров. Его родители варили саке, рисовую водку, рассчитывая, что со временем семейное дело возглавит старший сын, который однако не пожелал изучать древнее мастерство. Его интересовали математика и физика.

В военном исследовательском комитете познакомился с Масару Ибукой, который в то время искал молодых и талантливых инженеров для собственной компании. Вместе с ним, 7 мая 1946 года основали «Токийскую телекоммуникационную инженерную корпорацию», с уставным капиталом в 375 долларов по тогдашнему курсу. Впоследствии данная компания была переименована во всем известную «Sony Corporation».

Практически с самого начала корпоративная политика Sony удачно сочетала чисто японские черты: продуманность, требовательность к себе и партнерам, настойчивость и неформальный подход к делу с традициями западноевропейского бизнеса: открытостью, свободной внутренней структурой, системой бонусов и поощрением инициативы.

Совместный тандем давал результаты. Ибука больше разбирался в инженерии, а Морито прекрасно придумывал новые идеи. Вдвоем произвели на свет огромное количество инновационной техники, которая обеспечила процветание компании и позволила фирме очень быстро выйти на мировой рынок и стать одной из ведущих корпораций в своей области.

В 1950 году Компания Мориты и Ибуки выпускает в продажу первый сделанный в Японии ленточный магнитофон. Через пять корпорация разработала первый транзисторный приемник, произведенного в Японии. В 1957 году состоялся выпуск первого в мире карманного транзисторного приемника.

Морита в 1959 году занял должность вице-президента корпорации «Sony», а в 1971 году стал президентом этой, уже хорошо зарекомендовавшей себя корпорации. Помимо этого, в 1981 году получил награду: Медаль Альберта от Британского Королевского Общества Искусств, став первым японцем, получившим ее. Двумя годами позже Морита получил Национальный Орден Почетного легиона, а в 1991 году Орден Святого Сокровища Первой Степени от императора Японии.

Глава «Sony» Акио Морита 25 ноября 1994 года заявил об уходе со своего поста после того, как получил кровоизлияние в мозг в ходе игры в теннис. Его преемник, Норио Ога, стал сотрудником компании после того, как послал Морите письмо, в котором жаловался на плохое качество магнитофонов, производимых компанией.

Акио Морита скончался 3 октября 1999 года в Токио от пневмонии в возрасте 78 лет.

Награды Акио Морита

Рыцарь-командор ордена Британской империи
Кавалер ордена Восходящего солнца I класса
Медаль основателей IEEE
International Emmy Directorate Award
Крест Сант-Жорди (1996)
Медаль Альберта (1982)

Семья Акио Морита

Источник

100 лет Акио Морита. История успеха основателя Sony

Сто лет назад в этот день родился Акио Морито, основатель Sony. История его успеха так же интересна, как и взлет известнейшей компании, которая подарила миру плейер Walkman и PlayStation. Umico собрал самые важные факты из жизни легендарного японца и корпорации Sony.

Каждый вторник ровно в 7.30 утра бодрый и подтянутый председатель Совета директоров Sony Corporation появлялся на теннисном корте. Так было в течение 30 лет. Не удивительно, что человек с такой железной волей и самодисциплиной выстроил корпорацию, которая более полувека задавала тренды и выпускала лучшие в мире гаджеты. Sony изобрела плеер Walkman, транзисторный телевизор, цветной кассетный видеомагнитофон, дискеты и видеокамеры. Акио Морита убедил всех, что «сделано в Японии» звучит как гарантия высочайшего качества. Хотя в далеком 1946-м в штате Токийской телекоммуникационной инженерной корпорации было всего 20 человек, штаб-квартирой служил четвертый этаж обгоревшего универмага в центре Токио, а инвестиции в дело составили 500 долларов.

акио морита история успеха

Самые популярные товары Sony на Umico Market

акио морита история успеха

акио морита история успеха

акио морита история успеха

Физика вместо сякэ

Акио Морита был старшим сыном в уважаемом семействе, которое 300 лет варило сякэ. Детство будущего предпринимателя было безоблачным. Семья жила в большом доме с теннисным кортом, который находился на красивейшей улице Нагои, ее называли улицей богачей. Акио учил историю и традиции своего рода, его готовили к тому, чтобы возглавить семейное дело. По традиции это должен сделать именно старший сын.

С десятилетнего возраста отец брал Акио на заседания совета директоров компании. Став опытным бизнесменом, Морита говорил, что этот опыт управления был незаменим в большом бизнесе. Хотя, будучи ребенком, он терпеть не мог скучные отцовские совещания.

Но вместо семейного дела Акио Морита захватила физика. Интерес к ней стал еще больше, когда в доме появился купленный отцом за баснословные деньги фонограф (он обошелся в половину стоимости автомобиля на те времена). Акио взахлеб читал книги и журналы по электронике, забросил учебу, и его чуть было не выгнали из школы за неуспеваемость. Но желание изучать физику было так велико, что он подтянул все предметы и поступил в Императорский университет Осаки, где его специальностью стала физика.

акио морита история успеха

Судьбоносная встреча

В годы войны, как и большинство японских ученых, Акио Морита был мобилизован и получил офицерское звание в Императорском флоте. Он работал в научно-исследовательском комитете и участвовал в создании морской и авиационной аппаратуры. В это же время на военно-морском флоте Японии служил Масару Ибука. Он был на 13 лет старше Мориту, занимался созданием авиационного оборудования для обнаружения подводных лодок и был гением в сфере электроники. Морита и Ибука решили создать свою компанию.

Мориту с детства готовили к тому, чтобы возглавить семейное дело, поэтому будущие предприниматели вместе отправились к отцу семейства за разрешением заняться электроникой. В Японии забрать сына в новый бизнес – все равно, что отдать его в сиротский приют. Несмотря на то, что финансовое благополучие семейства Морита к тому времени пошатнулось – почти всю землю они сдавали в аренду, а в результате земельной реформы вообще потеряли большую часть собственности, отец согласился отпустить сына в другое дело и даже подарил компании-первенцу… своего главного бухгалтера.

Благодаря этим гениальным предпринимателям на фото сверху, сегодня на Umico Market вы можете выбрать качественные телевизоры Sony. Их изображение настолько реалистично, что к нему хочется прикоснуться. 4К-телевизор KD-65AF8 с диагональю 65 дюймов. OLED-дисплей состоит более чем восьми миллионов самосветящихся пикселей.

акио морита история успеха

Tokyo Tsushin Kogyo и первые японские магнитофоны

акио морита история успеха

В 1946 году на четвертом этаже обгоревшего универмага в самом центре Токио разместился офис новой компании – это была Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация из 20 сотрудников во главе с Акио Морита и Масару Ибуки. Первоначальный капитал равнялся 500 долларам, а главной идеей было выпускать новейшую технику. Первые проект провалился. Компания пыталась наладить выпуск электрических рисоварок, но рис в них почти всегда пригорал. Мориту удалось продать лишь 100 моделей.

Первый крупный заказ пришел от оккупационных войск: американцам нужен был микшерный пульт для радиовещательной компании NHK. Когда американский генерал, который принимал заказ, навестил фирму, он был настолько поражен примитивностью производства, что распорядился расставить в цехе ведра с песком и водой на случай пожара. Но это не помешало сделать микшер быстро и качественно.

Кроме денег, молодых предпринимателей ждало бесценное вознаграждение: в одном из кабинетов NHK они увидели американский ленточный магнитофон. Они решили сконструировать такой же для Японии во что бы то ни стало.

В 1949 году Морита покупает американский магнитофон, который тут же разобрали на запчасти. Выяснилось, что прибор использовал дорогую проволоку в качестве носителя звука. Перед японскими предпринимателями стояла непростая задача – создать принципиально новый носитель, который был бы дешевле и надёжнее аналога. Первые испытания проходили с целлофаном, пропитанным специальными составами. Затем экспериментировали с бумагой, но тоже безрезультатно. Тогда инженеры начали работу с пластиком, приспособились прямо на сковородке нагревать оксалат железа, который придавал ленте нужные магнитные свойства. В 1950 году Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация выпускает первый ленточный магнитофон. Стоил он 472 долларов, а весил 35 килограммов. И главное – продажи шли очень плохо, за несколько месяцев не удалось продать ни единого экземпляра.

акио морита история успеха

Акио Мориту осенило в антикварной лавке. На его глазах один человек отдал намного большую сумму, чем стоил магнитофон, за китайскую вазу. Вывод был очевиден: следует искать покупателей, которые оценят новый товар. Морита нашел их в Верховном суде. Судам не хватало стенографисток, и там быстро сообразили, каким образом использовать магнитофон. За один визит Морита продал двадцать штук.

Звук для Sony будет значить очень многое, он даже отразился в названии корпорации. Сегодня, если вы ищите качественное звучание, – это тоже Sony. Вот что прямо сейчас можно найти на Umico Market.

Источник

«Сделано в Японии»: история основателя Sony Акио Мориты

Обозреватель vc.ru изучил биографию японского предпринимателя Акио Мориты, который построил компанию Sony и значительно повлиял на развитие рынка электроники.

Название Sony известно практически всем. Перед тем как достичь всемирного признания, японская компания прошла долгий путь, и ее успех во многом связан с одним из основателей — Акио Моритой. Предприниматель, прошедший через войну и последующий кризис, стал одним из тех, кто помог восстановить Японию и вывести ее на нынешний уровень. Морита остается примером для подражания для многих японцев, а его взгляды на бизнес даже изучают в университетах.

Акио Морита родился в 1921 году в Нагое. Его предки более 300 лет производили сакэ — для японцев этот напиток является частью культуры, поэтому клан Морита пользовался общественным уважением. Семейное предприятие на момент рождения предпринимателя процветало — сам Акио отмечал, что это стало возможно только благодаря усилиям отца, который буквально спас бизнес.

Детство будущего предпринимателя было безоблачным. Его семья жила в большом доме с теннисным кортом, Акио учили истории и традициям его рода, а также готовили к тому, что он возглавит семейное дело. Будущему предпринимателю постоянно напоминали, что не стоит считать себя лучше или умнее других только из-за своего положения. В средней школе Акио получал практические навыки управления: посещал с отцом собрания и изучал семейное дело под его руководством.

В это же время он увлекся физикой и электроникой и стал читать журнал Wireless and Experiments. Увлечение было настолько сильным, что Акио отстал по многим предметам, хотя был способным учеником. За год до поступления в японскую высшую школу Акио, вопреки желанию родителей, решил пойти на отделение естественных наук.

Семья, несмотря на японские традиции, не стала препятствовать выбору сына. Проблема была в другом: у будущего предпринимателя были низкие оценки за экзаменационные предметы. Акио это не остановило, он стал заниматься дополнительно и за год исправил ситуацию. Успешно закончив учебу в старшей школе, он поступил в Императорский университет Осаки, где его специальностью стала физика. Лекции Акио посещал нечасто — его больше интересовала прикладная наука, и он стал ассистентом профессора Асады, известного специалиста в этой сфере. Вместе они ставили различные эксперименты и проводили исследования, работая в том числе и на военно-морские силы страны.

Мобилизация студентов усложнила жизнь Акио: он вполне мог оказаться на военном корабле. Чтобы этого избежать, он воспользовался программой командирования офицеров в университеты, где они участвовали в исследованиях для нужд армии. Ему пришлось стать кадровым офицером и пройти соответствующую подготовку.

В университете Акио проработал недолго: из-за нехватки рабочих его отправили на производство. Молодой человек, мечтавший о научной карьере, оказался в цеху, где нужно было вручную обрабатывать металлические детали. Через некоторое время его отправили в оптическую лабораторию, где задания были уже интереснее. Порученные Акио исследования и стали темой его университетской диссертации.

После окончания университета будущий предприниматель стал военным инженером и продолжил заниматься различными разработками для нужд армии. Тогда он познакомился с ученым Масаро Ибукой, с которым позже вместе создаст Sony. Ибука, настоящий гений в сфере электроники, работал в компании, выпускавшей измерительные приборы.

После окончания войны они встретились снова. Ибука организовал Токийские научно-исследовательские лаборатории и привлек к работе несколько знакомых инженеров. Через некоторое время к ним присоединился Морита, который совмещал работу здесь с преподаванием в Токийском университете.

В 1946 году Морита, Ибука и его тесть, бывший министр образования Тамон Маэда, решили создать свою компанию. Мориту с детства готовили к тому, чтобы возглавить семейное дело, и предприниматели вместе отправились к его отцу за разрешением заняться электроникой. Поразмыслив, тот дал добро, хотя и отметил, что возлагал на старшего сына большие надежды как на наследника бизнеса.

Запустить в консервативной Японии новую компанию, связанную с электроникой, было настоящим вызовом. До войны в стране было несколько признанных конгломератов вроде Toshiba, а к молодым компаниям относились скептически. Но Морита верил в успех: он высоко ценил инженерные способности Ибуки и знал, что ситуация в стране изменилась.

Первое время компания производила коротковолновые приставки для радиоприемников, бытовые приборы и детали для музыкальных проигрывателей. Необходимые для этого компоненты достать было трудно, поэтому их приобретали нелегально. Продукцию развозили на стареньком грузовике сами основатели, причем бензин они приобретали у американских солдат, рискуя попасть под патрульную проверку и загреметь в тюрьму.

Длительное время компании помогал деньгами отец Акио, а в сложные моменты ее спасали кредиты в банке Mitsui. Глава банка до конца 1950-х годов будет председателем Tokyo Tsushin Kogyo и поможет основателям в поиске инвесторов и продаже акций.

Одним из первых заметных контрактов Tokyo Tsushin Kogyo стал микшерный пульт для радиовещательной компании NHK. Это оборудование нужно было оккупационным властям, а потому посмотреть на потенциальных исполнителей прибыл один из генералов. Он оценил небольшой размер производства и скорее всего отказал бы предпринимателям, но прислушался к мнению Сигэо Сима — одного из работников NHK и друга Ибуки.

Следующим крупным продуктом был ленточный магнитофон, подсмотренный у американцев. Всех необходимых составляющих у компании не было — в первой версии магнитофона были бумажные ленты, и работал он, по воспоминаниям Мориты, плохо. В 1950 году Tokyo Tsushin Kogyo вышла с ним на рынок: всего было создано 50 таких магнитофонов, каждый из них весил 35 килограммов и стоил около 170 тысяч иен.

Утомленные послевоенной разрухой японцы не понимали, зачем им покупать такой товар. Найти целевую аудиторию помог Маэда: магнитофон с функцией записи голоса мог помочь стенографистам в судах. Партнеры устроили презентацию для представителей Верховного суда Японии и продали им 20 магнитофонов. Следующим крупным заказчиком стали японские школы: магнитофоны пригодились им для проведения аудиоуроков. Предприниматели технически проработали магнитофоны и улучшили дизайн, а вскоре приобрели патент на систему высокочастотного подмагничивания переменным током. Его действие распространялось только на Японию.

Ибука и Морита предупредили все местные компании из своей отрасли о запрете использовать свою технологию, а еще велели американским производителям воздержаться от экспансии в Японию. У большинства из них не было планов по вхождению на этот рынок, но Armor Research, использовавшая японского дистрибьютора, решила не реагировать на запрет.

Морита обратился в суд, и продукцию Armor Research опечатали. Американцы отправили к Tokyo Tsushin Kogyo своего адвоката, но Акио пригрозил, что поедет в США и добьется запрета на использование патента там. В 1954 году длительные переговоры закончились победой — компания Мориты получила долю с каждого проданного в Японии магнитофона Armor Research, а также возможность выйти на рынок США без покупки лицензии.

Рынок Штатов для Мориты стал самой важной целью в мировой экспансии бренда. Сравнив потенциал тогдашней Японии и США, предприниматель понял, что лучше производить дорогую, но качественную электронику для американцев, чем дешевые товары для внутреннего рынка.

В начале 1950-х годов Ибука был занят разработкой небольшого транзисторного радиоприемника. Для этого предпринимателям пришлось приобрести лицензию на транзистор у американской компании Western Electrics, а также самостоятельно создать необходимые детали. Переговорами с американцами занимался Морита. В 1955 году компания выпустила в продажу cвой первый транзисторный приемник, а к 1957 году был готов миниатюрный транзисторный радиоприемник TR-63, ставший первым в мире.

В это же время у компании сменилось название: прежнее совершенно не подходило для международной интеграции. Основатели обратили внимание на английское словосочетание sonny boys, которое японцы подхватили у американских солдат: так называли умных и неординарных парней. Оно к тому же походило на латинское sonus, что значит звук. Предприниматели решили остановиться на слове sonny, но в Японии son-ny значит «потерять деньги», поэтому Морита убрал из слова одну букву. Компания официально станет Sony Corporation в 1958 году.

Сменой названия популярного бренда воспользовались другие компании: один производитель шоколада даже поместил логотип Sony вместе с именем на обертку продукции. Морита подал на компанию в суд и спустя четыре года выиграл, доказав с помощью свидетелей, что действия кондитеров нанесли Sony урон.

Морита, изначально увлеченный инженерией, переквалифицировался в предпринимателя и продавца, в чем ему помог полученный у отца опыт. Предприниматели разделили полномочия: Ибука сконцентрировался на производстве, а Морита стал отвечать за бизнес. В этот период он налаживал продажи в США, где нашел дистрибьютора в лице компании Delmonico. Сотрудничество продлилось недолго: Акио не нравилось стремление партнеров продавать недорогую низкокачественную продукцию, его раздражали просьбы выпустить бюджетные версии приемников, которые бы продавались лучше.

В 1960 году открылась дочерняя компания Sony Corporation of America. Морита стал налаживать продажи, открыл зал для демонстраций и вывел компанию на Нью-Йоркскую биржу. Он понимал, что успех в США станет ключом к дальнейшему развитию бренда, и в 1963 году переехал в страну, чтобы решать все проблемы на месте.

В США Морита увидел нишу видеомагнитофонов, которые производила компания Ampex. Американская разработка создавалась для киностудий и не годилась для домашнего использования, поэтому Морита предложил Ибуке ориентироваться на обычного потребителя. В попытке уменьшить видеомагнитофон инженеры создали несколько моделей, и одну из первых разработок разместила в своих самолетах авиакомпания Pan America.

В 1971 году Sony выпустила первый видеомагнитофон формата U-Matic, который получил широкое распространение и стал отраслевым стандартом, а компании приобретали его для обучения сотрудников. Sony продолжила разработку и в 1975 году создала оригинальный формат Betamax с качественной картинкой, который тем не менее не захватил рынок, уступив технологии VHS. Главной причиной поражения считается низкая вместимость видеокассет и дороговизна самих видеомагнитофонов. Параллельно с этим компания разрабатывала цветные телевизоры — результат стал известен всему миру как Trinitron и прославился не только яркостью, но и экономичностью.

В 1979 году появился первый аудиоплеер Walkman: Акио захотел получить такой гаджет из-за постоянных разъездов и желания слушать музыку во время перелета. По другой версии, он просто обратил внимание на любовь американцев к музыке и понял, что удобный плеер с наушниками, позволяющий параллельно работать, будет пользоваться спросом. В 1976 году Ибука ушел из компании, поэтому грандиозный успех Walkman приписывается исключительно Акио, хотя его многолетний партнер заложил важные основы для этого продукта.

В течение 1970-х годов Sony продолжила выпускать революционную продукцию и открывать филиалы в других странах, сконцентрировавшись в первую очередь на Европе. К дочерней компании в США прибавился еще и завод, чтобы не приходилось везти товары через океан, причем детали для телевизоров приобретали здесь же.

Затем появились филиалы в Швейцарии, где было выгодное налоговое законодательство, и в Великобритании, которая была в дружественных отношениях с Японией. На одной из выставок принц Чарльз спросил у предпринимателя, нет ли у Sony желания открыть завод в Великобритании, и тот в 1974 году запустил производство в уэльском городе Бридженде, пригласив принца на торжественную церемонию открытия.

Создание филиала Sony во Франции затянулось на несколько лет, виной чему был прежний местный партнер компании, который был в отличных отношениях с министром финансов. Морита провел длительные переговоры, использовал все возможные рычаги и в итоге получил право лишь на совместное предприятие во Франции с разделением долей по 50%.

Открывая филиал в Германии (ФРГ), Акио подошел к задаче нетривиально. Казалось бы, компании следовало разместиться в Дюссельдорфе, где расположена мощная японская община. Морита же посчитал, что это навредило бы сотрудникам: для эффективной работы в Германии им нужно было научиться понимать страну и ее жителей, а в Дюссельдорфе они бы вращались в кругу японцев. Поэтому дочерняя компания открылась в Кельне.

Параллельно с этим открывались новые заводы в Японии, а также достаточно крупная исследовательская лаборатория. Усилиями Акио в Токио был создан торговый центр с французским рестораном: японских заведений в столице хватало, а кухня другой страны была новинкой. Такая идея пришла предпринимателю в голову после деловой поездки в Корею, где его постоянно угощали национальной едой, что ему в конце концов надоело.

При Акио Морите главной целью Sony было создание новых революционных разработок. Он не любил следовать за идеями других и считал, что успешная компания сама должна создавать новые рынки и удерживать на них лидерство, а главная задача руководителя — выстраивать отношения между рядовыми сотрудниками и руководством. Добиваются успеха только те компании, сотрудники которых объединены общей целью.

Каждый, кто имеет свой бизнес, должен понимать, что его успешность зависит от каждого отдельного работника, независимо от положения в иерархии. Талантливым сотрудникам нужно обеспечивать достойные условия труда, а топ-менеджеры ни в коем случае не должны считать себя королями — иначе это гибельно скажется на компании. Морита не предоставлял руководителям отдельных кабинетов, а сам по возможности обедал с рядовыми сотрудниками.

На становление Sony повлияло то, как Морита понимал менталитет и историю своей страны. Он считал вредной японскую традицию, которая обязывает человека всю жизнь работать на одном месте: если человек не счастлив на работе, он должен ее сменить. Для недовольных Морита издавал в Sony специальную газету, где размещал вакансии из других отделов. Так он предлагал альтернативу сотрудникам, а заодно проверял эффективность руководителей.

Акио считал, что для бренда плохо, если все в компании придерживаются одного мнения: в руководстве должны быть различные точки зрения. В своей автобиографии «Сделано в Японии» он рассказал о случае, когда один из консервативных топ-менеджеров Sony решил, что ему нужно уйти в отставку. Морита заявил, что разница взглядов не мешает им успешно действовать совместно и увольнение будет нелояльностью к компании. Еще один пример такого подхода — прием на работу Норио Ога, раскритиковавшего первый магнитофон компании.

Акио всегда запрашивал обратную связь у рабочих, ведь именно они лучше остальных знают, как упростить и улучшить рабочий процесс. Также, по его мнению, каждый сотрудник компании обязан уметь действовать без дополнительных инструкций.

Интересно отношение предпринимателя к приему на работу и выходу на пенсию. Волей Мориты опытные руководители, достигшие пенсионного возраста, могли остаться на работе в качестве консультантов. Новые сотрудники во время обучения знакомятся со всеми аспектами работы компании: инженеры месяц проходят практику в отделе сбыта, а продавцы — на фабрике.

Акио с детства учили, что само по себе образование не приносит никакой пользы — человек должен сам учиться и получать необходимые навыки. Принимая на работу новых сотрудников, Морита не интересовался их учебными успехами и ориентировался лишь на то, что соискатель продемонстрировал на собеседовании. В дальнейшей карьере образование также не играло особой роли — сотрудников повышали за конкретные заслуги и достижения.

Значительную часть жизни Морита посвятил поиску золотой середины между американским и японским подходами к бизнесу. Он подчеркивал, что предприниматели из США не любят брать на себя ответственность и много думают о дивидендах и бонусах, а японцы слишком холодны и им не хватает дружелюбия. Сам Акио был в хороших отношениях со многими представителями мировой деловой элиты, и видное место среди них занимает Стив Джобс, который был примером для японца.

Джобсу нравился Walkman, и он хотел сделать из Apple «Sony в мире компьютеров». Предпринимателей роднит еще и пренебрежение к исследованиям рынка: Морита однажды заявил, что маркетологи не смогли бы предсказать успех Walkman.

Именно у Sony Джобс позаимствовал идею рабочей формы, которую пытался внедрить в Apple. В 1980-х годах он был на экскурсии по заводам Sony и задал Морите вопрос о форме одежды рабочих. Акио ответил, что эта традиция появилась после войны: проблемы с одеждой заставили крупные компании обеспечивать сотрудников униформой. Сейчас же форма позволяет построить более прочную связь работников с компанией.

В 1980-е годы Морита переложил часть своих функций на Норио Огу, но, несмотря на солидный возраст, продолжал летать по миру по делам компании и активно заниматься спортом. Получивший всемирную известность и множество международных наград, бизнесмен стал писать книги, а также критиковать США и американских предпринимателей.

Sony по-прежнему занимала лидерские позиции в электронике. Вместе с Philips компания поучаствовала в создании первых компакт-дисков, а также выпустила дискету в 3,5 дюйма и привод для нее. В 1982 году Sony представила компьютер SMC-70 — первый в мире, который поддерживал дискету в 3,5 дюйма. Также компания выпустила первый в мире CD-проигрыватель СDP-101.

В 1986 году Морита был назначен вице-президентом японской федерации экономических организаций — Кэйданрэн. До него эту должность занимали только представители традиционной промышленности.

В 1987 году Sony приобрела звукозаписывающую компанию CBS Records, которая в то время сотрудничала со многими звездами уровня Майкла Джексона. С Джексоном Морита познакомился на концерте в Японии, и между ними установились приятельские отношения. Музыкант относился к Акио как к учителю, обращался к нему за советами, а также всячески поддерживал во время тяжелой болезни. CBS Records через три года сменила название на Sony Music — сейчас она контролирует около 200 музыкальных брендов.

В этом же году предприниматель покинул пост главы компании. Это решение было связано с тяжелой болезнью: 1993 году, когда Морита по своему обыкновению утром играл в теннис, у него случилось кровоизлияние в мозг, а реабилитационный период затянулся. Предприниматель до конца жизни сохранил за собой должность консультанта, но особой активности не проявлял. В 1999 году Морита умер от пневмонии. Это вызвало острую реакцию в обществе, а Стив Джобс в одной из своих речей упомянул об основателе Sony, подчеркнув его влияние на мир.

Предприниматель, начавший карьеру как военный инженер и наследник семейного бизнеса, серьезно повлиял на развитие индустрии электроники, создал одну из крупнейших в мире корпораций и превратил японские товары в глобальный бренд. Сейчас созданная Акио компания переживает не лучшие времена, и многие подчеркивают, что Sony просто не хватает людей уровня Мориты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *