акио морита история успеха
Акио Морита
Японский предприниматель и изобретатель. Основатель компании «Sony». Легенда японской инженерии еще при жизни. Вице-президент японской федерации экономических организаций. Являлся членом Группы экономических отношений Японии и Соединенных Штатов Америки.
Акио Морита родился 26 января 1921 года в городе Нагое, Япония. Мальчик вырос в семье почтенных винокуров. Его родители варили саке, рисовую водку, рассчитывая, что со временем семейное дело возглавит старший сын, который однако не пожелал изучать древнее мастерство. Его интересовали математика и физика.
В военном исследовательском комитете познакомился с Масару Ибукой, который в то время искал молодых и талантливых инженеров для собственной компании. Вместе с ним, 7 мая 1946 года основали «Токийскую телекоммуникационную инженерную корпорацию», с уставным капиталом в 375 долларов по тогдашнему курсу. Впоследствии данная компания была переименована во всем известную «Sony Corporation».
Практически с самого начала корпоративная политика Sony удачно сочетала чисто японские черты: продуманность, требовательность к себе и партнерам, настойчивость и неформальный подход к делу с традициями западноевропейского бизнеса: открытостью, свободной внутренней структурой, системой бонусов и поощрением инициативы.
Совместный тандем давал результаты. Ибука больше разбирался в инженерии, а Морито прекрасно придумывал новые идеи. Вдвоем произвели на свет огромное количество инновационной техники, которая обеспечила процветание компании и позволила фирме очень быстро выйти на мировой рынок и стать одной из ведущих корпораций в своей области.
В 1950 году Компания Мориты и Ибуки выпускает в продажу первый сделанный в Японии ленточный магнитофон. Через пять корпорация разработала первый транзисторный приемник, произведенного в Японии. В 1957 году состоялся выпуск первого в мире карманного транзисторного приемника.
Морита в 1959 году занял должность вице-президента корпорации «Sony», а в 1971 году стал президентом этой, уже хорошо зарекомендовавшей себя корпорации. Помимо этого, в 1981 году получил награду: Медаль Альберта от Британского Королевского Общества Искусств, став первым японцем, получившим ее. Двумя годами позже Морита получил Национальный Орден Почетного легиона, а в 1991 году Орден Святого Сокровища Первой Степени от императора Японии.
Глава «Sony» Акио Морита 25 ноября 1994 года заявил об уходе со своего поста после того, как получил кровоизлияние в мозг в ходе игры в теннис. Его преемник, Норио Ога, стал сотрудником компании после того, как послал Морите письмо, в котором жаловался на плохое качество магнитофонов, производимых компанией.
Акио Морита скончался 3 октября 1999 года в Токио от пневмонии в возрасте 78 лет.
Награды Акио Морита
Рыцарь-командор ордена Британской империи
Кавалер ордена Восходящего солнца I класса
Медаль основателей IEEE
International Emmy Directorate Award
Крест Сант-Жорди (1996)
Медаль Альберта (1982)
Семья Акио Морита
100 лет Акио Морита. История успеха основателя Sony
Сто лет назад в этот день родился Акио Морито, основатель Sony. История его успеха так же интересна, как и взлет известнейшей компании, которая подарила миру плейер Walkman и PlayStation. Umico собрал самые важные факты из жизни легендарного японца и корпорации Sony.
Каждый вторник ровно в 7.30 утра бодрый и подтянутый председатель Совета директоров Sony Corporation появлялся на теннисном корте. Так было в течение 30 лет. Не удивительно, что человек с такой железной волей и самодисциплиной выстроил корпорацию, которая более полувека задавала тренды и выпускала лучшие в мире гаджеты. Sony изобрела плеер Walkman, транзисторный телевизор, цветной кассетный видеомагнитофон, дискеты и видеокамеры. Акио Морита убедил всех, что «сделано в Японии» звучит как гарантия высочайшего качества. Хотя в далеком 1946-м в штате Токийской телекоммуникационной инженерной корпорации было всего 20 человек, штаб-квартирой служил четвертый этаж обгоревшего универмага в центре Токио, а инвестиции в дело составили 500 долларов.
Самые популярные товары Sony на Umico Market
Физика вместо сякэ
Акио Морита был старшим сыном в уважаемом семействе, которое 300 лет варило сякэ. Детство будущего предпринимателя было безоблачным. Семья жила в большом доме с теннисным кортом, который находился на красивейшей улице Нагои, ее называли улицей богачей. Акио учил историю и традиции своего рода, его готовили к тому, чтобы возглавить семейное дело. По традиции это должен сделать именно старший сын.
С десятилетнего возраста отец брал Акио на заседания совета директоров компании. Став опытным бизнесменом, Морита говорил, что этот опыт управления был незаменим в большом бизнесе. Хотя, будучи ребенком, он терпеть не мог скучные отцовские совещания.
Но вместо семейного дела Акио Морита захватила физика. Интерес к ней стал еще больше, когда в доме появился купленный отцом за баснословные деньги фонограф (он обошелся в половину стоимости автомобиля на те времена). Акио взахлеб читал книги и журналы по электронике, забросил учебу, и его чуть было не выгнали из школы за неуспеваемость. Но желание изучать физику было так велико, что он подтянул все предметы и поступил в Императорский университет Осаки, где его специальностью стала физика.
Судьбоносная встреча
В годы войны, как и большинство японских ученых, Акио Морита был мобилизован и получил офицерское звание в Императорском флоте. Он работал в научно-исследовательском комитете и участвовал в создании морской и авиационной аппаратуры. В это же время на военно-морском флоте Японии служил Масару Ибука. Он был на 13 лет старше Мориту, занимался созданием авиационного оборудования для обнаружения подводных лодок и был гением в сфере электроники. Морита и Ибука решили создать свою компанию.
Мориту с детства готовили к тому, чтобы возглавить семейное дело, поэтому будущие предприниматели вместе отправились к отцу семейства за разрешением заняться электроникой. В Японии забрать сына в новый бизнес – все равно, что отдать его в сиротский приют. Несмотря на то, что финансовое благополучие семейства Морита к тому времени пошатнулось – почти всю землю они сдавали в аренду, а в результате земельной реформы вообще потеряли большую часть собственности, отец согласился отпустить сына в другое дело и даже подарил компании-первенцу… своего главного бухгалтера.
Благодаря этим гениальным предпринимателям на фото сверху, сегодня на Umico Market вы можете выбрать качественные телевизоры Sony. Их изображение настолько реалистично, что к нему хочется прикоснуться. 4К-телевизор KD-65AF8 с диагональю 65 дюймов. OLED-дисплей состоит более чем восьми миллионов самосветящихся пикселей.
Tokyo Tsushin Kogyo и первые японские магнитофоны
В 1946 году на четвертом этаже обгоревшего универмага в самом центре Токио разместился офис новой компании – это была Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация из 20 сотрудников во главе с Акио Морита и Масару Ибуки. Первоначальный капитал равнялся 500 долларам, а главной идеей было выпускать новейшую технику. Первые проект провалился. Компания пыталась наладить выпуск электрических рисоварок, но рис в них почти всегда пригорал. Мориту удалось продать лишь 100 моделей.
Первый крупный заказ пришел от оккупационных войск: американцам нужен был микшерный пульт для радиовещательной компании NHK. Когда американский генерал, который принимал заказ, навестил фирму, он был настолько поражен примитивностью производства, что распорядился расставить в цехе ведра с песком и водой на случай пожара. Но это не помешало сделать микшер быстро и качественно.
Кроме денег, молодых предпринимателей ждало бесценное вознаграждение: в одном из кабинетов NHK они увидели американский ленточный магнитофон. Они решили сконструировать такой же для Японии во что бы то ни стало.
В 1949 году Морита покупает американский магнитофон, который тут же разобрали на запчасти. Выяснилось, что прибор использовал дорогую проволоку в качестве носителя звука. Перед японскими предпринимателями стояла непростая задача – создать принципиально новый носитель, который был бы дешевле и надёжнее аналога. Первые испытания проходили с целлофаном, пропитанным специальными составами. Затем экспериментировали с бумагой, но тоже безрезультатно. Тогда инженеры начали работу с пластиком, приспособились прямо на сковородке нагревать оксалат железа, который придавал ленте нужные магнитные свойства. В 1950 году Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация выпускает первый ленточный магнитофон. Стоил он 472 долларов, а весил 35 килограммов. И главное – продажи шли очень плохо, за несколько месяцев не удалось продать ни единого экземпляра.
Акио Мориту осенило в антикварной лавке. На его глазах один человек отдал намного большую сумму, чем стоил магнитофон, за китайскую вазу. Вывод был очевиден: следует искать покупателей, которые оценят новый товар. Морита нашел их в Верховном суде. Судам не хватало стенографисток, и там быстро сообразили, каким образом использовать магнитофон. За один визит Морита продал двадцать штук.
Звук для Sony будет значить очень многое, он даже отразился в названии корпорации. Сегодня, если вы ищите качественное звучание, – это тоже Sony. Вот что прямо сейчас можно найти на Umico Market.
«Сделано в Японии»: история основателя Sony Акио Мориты
Обозреватель vc.ru изучил биографию японского предпринимателя Акио Мориты, который построил компанию Sony и значительно повлиял на развитие рынка электроники.
Название Sony известно практически всем. Перед тем как достичь всемирного признания, японская компания прошла долгий путь, и ее успех во многом связан с одним из основателей — Акио Моритой. Предприниматель, прошедший через войну и последующий кризис, стал одним из тех, кто помог восстановить Японию и вывести ее на нынешний уровень. Морита остается примером для подражания для многих японцев, а его взгляды на бизнес даже изучают в университетах.
Акио Морита родился в 1921 году в Нагое. Его предки более 300 лет производили сакэ — для японцев этот напиток является частью культуры, поэтому клан Морита пользовался общественным уважением. Семейное предприятие на момент рождения предпринимателя процветало — сам Акио отмечал, что это стало возможно только благодаря усилиям отца, который буквально спас бизнес.
Детство будущего предпринимателя было безоблачным. Его семья жила в большом доме с теннисным кортом, Акио учили истории и традициям его рода, а также готовили к тому, что он возглавит семейное дело. Будущему предпринимателю постоянно напоминали, что не стоит считать себя лучше или умнее других только из-за своего положения. В средней школе Акио получал практические навыки управления: посещал с отцом собрания и изучал семейное дело под его руководством.
В это же время он увлекся физикой и электроникой и стал читать журнал Wireless and Experiments. Увлечение было настолько сильным, что Акио отстал по многим предметам, хотя был способным учеником. За год до поступления в японскую высшую школу Акио, вопреки желанию родителей, решил пойти на отделение естественных наук.
Семья, несмотря на японские традиции, не стала препятствовать выбору сына. Проблема была в другом: у будущего предпринимателя были низкие оценки за экзаменационные предметы. Акио это не остановило, он стал заниматься дополнительно и за год исправил ситуацию. Успешно закончив учебу в старшей школе, он поступил в Императорский университет Осаки, где его специальностью стала физика. Лекции Акио посещал нечасто — его больше интересовала прикладная наука, и он стал ассистентом профессора Асады, известного специалиста в этой сфере. Вместе они ставили различные эксперименты и проводили исследования, работая в том числе и на военно-морские силы страны.
Мобилизация студентов усложнила жизнь Акио: он вполне мог оказаться на военном корабле. Чтобы этого избежать, он воспользовался программой командирования офицеров в университеты, где они участвовали в исследованиях для нужд армии. Ему пришлось стать кадровым офицером и пройти соответствующую подготовку.
В университете Акио проработал недолго: из-за нехватки рабочих его отправили на производство. Молодой человек, мечтавший о научной карьере, оказался в цеху, где нужно было вручную обрабатывать металлические детали. Через некоторое время его отправили в оптическую лабораторию, где задания были уже интереснее. Порученные Акио исследования и стали темой его университетской диссертации.
После окончания университета будущий предприниматель стал военным инженером и продолжил заниматься различными разработками для нужд армии. Тогда он познакомился с ученым Масаро Ибукой, с которым позже вместе создаст Sony. Ибука, настоящий гений в сфере электроники, работал в компании, выпускавшей измерительные приборы.
После окончания войны они встретились снова. Ибука организовал Токийские научно-исследовательские лаборатории и привлек к работе несколько знакомых инженеров. Через некоторое время к ним присоединился Морита, который совмещал работу здесь с преподаванием в Токийском университете.
В 1946 году Морита, Ибука и его тесть, бывший министр образования Тамон Маэда, решили создать свою компанию. Мориту с детства готовили к тому, чтобы возглавить семейное дело, и предприниматели вместе отправились к его отцу за разрешением заняться электроникой. Поразмыслив, тот дал добро, хотя и отметил, что возлагал на старшего сына большие надежды как на наследника бизнеса.
Запустить в консервативной Японии новую компанию, связанную с электроникой, было настоящим вызовом. До войны в стране было несколько признанных конгломератов вроде Toshiba, а к молодым компаниям относились скептически. Но Морита верил в успех: он высоко ценил инженерные способности Ибуки и знал, что ситуация в стране изменилась.
Первое время компания производила коротковолновые приставки для радиоприемников, бытовые приборы и детали для музыкальных проигрывателей. Необходимые для этого компоненты достать было трудно, поэтому их приобретали нелегально. Продукцию развозили на стареньком грузовике сами основатели, причем бензин они приобретали у американских солдат, рискуя попасть под патрульную проверку и загреметь в тюрьму.
Длительное время компании помогал деньгами отец Акио, а в сложные моменты ее спасали кредиты в банке Mitsui. Глава банка до конца 1950-х годов будет председателем Tokyo Tsushin Kogyo и поможет основателям в поиске инвесторов и продаже акций.
Одним из первых заметных контрактов Tokyo Tsushin Kogyo стал микшерный пульт для радиовещательной компании NHK. Это оборудование нужно было оккупационным властям, а потому посмотреть на потенциальных исполнителей прибыл один из генералов. Он оценил небольшой размер производства и скорее всего отказал бы предпринимателям, но прислушался к мнению Сигэо Сима — одного из работников NHK и друга Ибуки.
Следующим крупным продуктом был ленточный магнитофон, подсмотренный у американцев. Всех необходимых составляющих у компании не было — в первой версии магнитофона были бумажные ленты, и работал он, по воспоминаниям Мориты, плохо. В 1950 году Tokyo Tsushin Kogyo вышла с ним на рынок: всего было создано 50 таких магнитофонов, каждый из них весил 35 килограммов и стоил около 170 тысяч иен.
Утомленные послевоенной разрухой японцы не понимали, зачем им покупать такой товар. Найти целевую аудиторию помог Маэда: магнитофон с функцией записи голоса мог помочь стенографистам в судах. Партнеры устроили презентацию для представителей Верховного суда Японии и продали им 20 магнитофонов. Следующим крупным заказчиком стали японские школы: магнитофоны пригодились им для проведения аудиоуроков. Предприниматели технически проработали магнитофоны и улучшили дизайн, а вскоре приобрели патент на систему высокочастотного подмагничивания переменным током. Его действие распространялось только на Японию.
Ибука и Морита предупредили все местные компании из своей отрасли о запрете использовать свою технологию, а еще велели американским производителям воздержаться от экспансии в Японию. У большинства из них не было планов по вхождению на этот рынок, но Armor Research, использовавшая японского дистрибьютора, решила не реагировать на запрет.
Морита обратился в суд, и продукцию Armor Research опечатали. Американцы отправили к Tokyo Tsushin Kogyo своего адвоката, но Акио пригрозил, что поедет в США и добьется запрета на использование патента там. В 1954 году длительные переговоры закончились победой — компания Мориты получила долю с каждого проданного в Японии магнитофона Armor Research, а также возможность выйти на рынок США без покупки лицензии.
Рынок Штатов для Мориты стал самой важной целью в мировой экспансии бренда. Сравнив потенциал тогдашней Японии и США, предприниматель понял, что лучше производить дорогую, но качественную электронику для американцев, чем дешевые товары для внутреннего рынка.
В начале 1950-х годов Ибука был занят разработкой небольшого транзисторного радиоприемника. Для этого предпринимателям пришлось приобрести лицензию на транзистор у американской компании Western Electrics, а также самостоятельно создать необходимые детали. Переговорами с американцами занимался Морита. В 1955 году компания выпустила в продажу cвой первый транзисторный приемник, а к 1957 году был готов миниатюрный транзисторный радиоприемник TR-63, ставший первым в мире.
В это же время у компании сменилось название: прежнее совершенно не подходило для международной интеграции. Основатели обратили внимание на английское словосочетание sonny boys, которое японцы подхватили у американских солдат: так называли умных и неординарных парней. Оно к тому же походило на латинское sonus, что значит звук. Предприниматели решили остановиться на слове sonny, но в Японии son-ny значит «потерять деньги», поэтому Морита убрал из слова одну букву. Компания официально станет Sony Corporation в 1958 году.
Сменой названия популярного бренда воспользовались другие компании: один производитель шоколада даже поместил логотип Sony вместе с именем на обертку продукции. Морита подал на компанию в суд и спустя четыре года выиграл, доказав с помощью свидетелей, что действия кондитеров нанесли Sony урон.
Морита, изначально увлеченный инженерией, переквалифицировался в предпринимателя и продавца, в чем ему помог полученный у отца опыт. Предприниматели разделили полномочия: Ибука сконцентрировался на производстве, а Морита стал отвечать за бизнес. В этот период он налаживал продажи в США, где нашел дистрибьютора в лице компании Delmonico. Сотрудничество продлилось недолго: Акио не нравилось стремление партнеров продавать недорогую низкокачественную продукцию, его раздражали просьбы выпустить бюджетные версии приемников, которые бы продавались лучше.
В 1960 году открылась дочерняя компания Sony Corporation of America. Морита стал налаживать продажи, открыл зал для демонстраций и вывел компанию на Нью-Йоркскую биржу. Он понимал, что успех в США станет ключом к дальнейшему развитию бренда, и в 1963 году переехал в страну, чтобы решать все проблемы на месте.
В США Морита увидел нишу видеомагнитофонов, которые производила компания Ampex. Американская разработка создавалась для киностудий и не годилась для домашнего использования, поэтому Морита предложил Ибуке ориентироваться на обычного потребителя. В попытке уменьшить видеомагнитофон инженеры создали несколько моделей, и одну из первых разработок разместила в своих самолетах авиакомпания Pan America.
В 1971 году Sony выпустила первый видеомагнитофон формата U-Matic, который получил широкое распространение и стал отраслевым стандартом, а компании приобретали его для обучения сотрудников. Sony продолжила разработку и в 1975 году создала оригинальный формат Betamax с качественной картинкой, который тем не менее не захватил рынок, уступив технологии VHS. Главной причиной поражения считается низкая вместимость видеокассет и дороговизна самих видеомагнитофонов. Параллельно с этим компания разрабатывала цветные телевизоры — результат стал известен всему миру как Trinitron и прославился не только яркостью, но и экономичностью.
В 1979 году появился первый аудиоплеер Walkman: Акио захотел получить такой гаджет из-за постоянных разъездов и желания слушать музыку во время перелета. По другой версии, он просто обратил внимание на любовь американцев к музыке и понял, что удобный плеер с наушниками, позволяющий параллельно работать, будет пользоваться спросом. В 1976 году Ибука ушел из компании, поэтому грандиозный успех Walkman приписывается исключительно Акио, хотя его многолетний партнер заложил важные основы для этого продукта.
В течение 1970-х годов Sony продолжила выпускать революционную продукцию и открывать филиалы в других странах, сконцентрировавшись в первую очередь на Европе. К дочерней компании в США прибавился еще и завод, чтобы не приходилось везти товары через океан, причем детали для телевизоров приобретали здесь же.
Затем появились филиалы в Швейцарии, где было выгодное налоговое законодательство, и в Великобритании, которая была в дружественных отношениях с Японией. На одной из выставок принц Чарльз спросил у предпринимателя, нет ли у Sony желания открыть завод в Великобритании, и тот в 1974 году запустил производство в уэльском городе Бридженде, пригласив принца на торжественную церемонию открытия.
Создание филиала Sony во Франции затянулось на несколько лет, виной чему был прежний местный партнер компании, который был в отличных отношениях с министром финансов. Морита провел длительные переговоры, использовал все возможные рычаги и в итоге получил право лишь на совместное предприятие во Франции с разделением долей по 50%.
Открывая филиал в Германии (ФРГ), Акио подошел к задаче нетривиально. Казалось бы, компании следовало разместиться в Дюссельдорфе, где расположена мощная японская община. Морита же посчитал, что это навредило бы сотрудникам: для эффективной работы в Германии им нужно было научиться понимать страну и ее жителей, а в Дюссельдорфе они бы вращались в кругу японцев. Поэтому дочерняя компания открылась в Кельне.
Параллельно с этим открывались новые заводы в Японии, а также достаточно крупная исследовательская лаборатория. Усилиями Акио в Токио был создан торговый центр с французским рестораном: японских заведений в столице хватало, а кухня другой страны была новинкой. Такая идея пришла предпринимателю в голову после деловой поездки в Корею, где его постоянно угощали национальной едой, что ему в конце концов надоело.
При Акио Морите главной целью Sony было создание новых революционных разработок. Он не любил следовать за идеями других и считал, что успешная компания сама должна создавать новые рынки и удерживать на них лидерство, а главная задача руководителя — выстраивать отношения между рядовыми сотрудниками и руководством. Добиваются успеха только те компании, сотрудники которых объединены общей целью.
Каждый, кто имеет свой бизнес, должен понимать, что его успешность зависит от каждого отдельного работника, независимо от положения в иерархии. Талантливым сотрудникам нужно обеспечивать достойные условия труда, а топ-менеджеры ни в коем случае не должны считать себя королями — иначе это гибельно скажется на компании. Морита не предоставлял руководителям отдельных кабинетов, а сам по возможности обедал с рядовыми сотрудниками.
На становление Sony повлияло то, как Морита понимал менталитет и историю своей страны. Он считал вредной японскую традицию, которая обязывает человека всю жизнь работать на одном месте: если человек не счастлив на работе, он должен ее сменить. Для недовольных Морита издавал в Sony специальную газету, где размещал вакансии из других отделов. Так он предлагал альтернативу сотрудникам, а заодно проверял эффективность руководителей.
Акио считал, что для бренда плохо, если все в компании придерживаются одного мнения: в руководстве должны быть различные точки зрения. В своей автобиографии «Сделано в Японии» он рассказал о случае, когда один из консервативных топ-менеджеров Sony решил, что ему нужно уйти в отставку. Морита заявил, что разница взглядов не мешает им успешно действовать совместно и увольнение будет нелояльностью к компании. Еще один пример такого подхода — прием на работу Норио Ога, раскритиковавшего первый магнитофон компании.
Акио всегда запрашивал обратную связь у рабочих, ведь именно они лучше остальных знают, как упростить и улучшить рабочий процесс. Также, по его мнению, каждый сотрудник компании обязан уметь действовать без дополнительных инструкций.
Интересно отношение предпринимателя к приему на работу и выходу на пенсию. Волей Мориты опытные руководители, достигшие пенсионного возраста, могли остаться на работе в качестве консультантов. Новые сотрудники во время обучения знакомятся со всеми аспектами работы компании: инженеры месяц проходят практику в отделе сбыта, а продавцы — на фабрике.
Акио с детства учили, что само по себе образование не приносит никакой пользы — человек должен сам учиться и получать необходимые навыки. Принимая на работу новых сотрудников, Морита не интересовался их учебными успехами и ориентировался лишь на то, что соискатель продемонстрировал на собеседовании. В дальнейшей карьере образование также не играло особой роли — сотрудников повышали за конкретные заслуги и достижения.
Значительную часть жизни Морита посвятил поиску золотой середины между американским и японским подходами к бизнесу. Он подчеркивал, что предприниматели из США не любят брать на себя ответственность и много думают о дивидендах и бонусах, а японцы слишком холодны и им не хватает дружелюбия. Сам Акио был в хороших отношениях со многими представителями мировой деловой элиты, и видное место среди них занимает Стив Джобс, который был примером для японца.
Джобсу нравился Walkman, и он хотел сделать из Apple «Sony в мире компьютеров». Предпринимателей роднит еще и пренебрежение к исследованиям рынка: Морита однажды заявил, что маркетологи не смогли бы предсказать успех Walkman.
Именно у Sony Джобс позаимствовал идею рабочей формы, которую пытался внедрить в Apple. В 1980-х годах он был на экскурсии по заводам Sony и задал Морите вопрос о форме одежды рабочих. Акио ответил, что эта традиция появилась после войны: проблемы с одеждой заставили крупные компании обеспечивать сотрудников униформой. Сейчас же форма позволяет построить более прочную связь работников с компанией.
В 1980-е годы Морита переложил часть своих функций на Норио Огу, но, несмотря на солидный возраст, продолжал летать по миру по делам компании и активно заниматься спортом. Получивший всемирную известность и множество международных наград, бизнесмен стал писать книги, а также критиковать США и американских предпринимателей.
Sony по-прежнему занимала лидерские позиции в электронике. Вместе с Philips компания поучаствовала в создании первых компакт-дисков, а также выпустила дискету в 3,5 дюйма и привод для нее. В 1982 году Sony представила компьютер SMC-70 — первый в мире, который поддерживал дискету в 3,5 дюйма. Также компания выпустила первый в мире CD-проигрыватель СDP-101.
В 1986 году Морита был назначен вице-президентом японской федерации экономических организаций — Кэйданрэн. До него эту должность занимали только представители традиционной промышленности.
В 1987 году Sony приобрела звукозаписывающую компанию CBS Records, которая в то время сотрудничала со многими звездами уровня Майкла Джексона. С Джексоном Морита познакомился на концерте в Японии, и между ними установились приятельские отношения. Музыкант относился к Акио как к учителю, обращался к нему за советами, а также всячески поддерживал во время тяжелой болезни. CBS Records через три года сменила название на Sony Music — сейчас она контролирует около 200 музыкальных брендов.
В этом же году предприниматель покинул пост главы компании. Это решение было связано с тяжелой болезнью: 1993 году, когда Морита по своему обыкновению утром играл в теннис, у него случилось кровоизлияние в мозг, а реабилитационный период затянулся. Предприниматель до конца жизни сохранил за собой должность консультанта, но особой активности не проявлял. В 1999 году Морита умер от пневмонии. Это вызвало острую реакцию в обществе, а Стив Джобс в одной из своих речей упомянул об основателе Sony, подчеркнув его влияние на мир.
Предприниматель, начавший карьеру как военный инженер и наследник семейного бизнеса, серьезно повлиял на развитие индустрии электроники, создал одну из крупнейших в мире корпораций и превратил японские товары в глобальный бренд. Сейчас созданная Акио компания переживает не лучшие времена, и многие подчеркивают, что Sony просто не хватает людей уровня Мориты.