ахмет жбанов биография на русском языке

Струны столетий Ахмета Жубанова

ахмет жбанов биография на русском языкеВ этом году исполняется 115 лет со дня рождения Ахмета Куановича Жубанова, казахского музыковеда, музыканта, композитора, дирижера, педагога, народного артиста Казахской ССР, доктора искусствоведения. Человека, открывшего миру красоту казахских народных песен и кюев. С его именем связывают рождение современной казахской композиторской школы, становление национального оркестрового, оперного и камерного жанров. Второй раз традиционный музыкальный фестиваль «Жубановская весна» из-за карантина проводят в режиме онлайн. Музыканты из десятков стран исполняют его кюи: музыка не знает границ и не признает карантинных ограничений.

Ахмет Жубанов до сих пор остается единственным казахским академиком в области музыковедения. Это он открыл миру гений Курмангазы и назвал его именем два своих детища: оркестр казахских народных инструментов и Алматинскую государственную консерваторию.

За семьдесят лет до этого уральский казак, писатель Никита Савичев был потрясен музыкой, которую услышал в исполнении тогда мало кому известного Курмангазы. «Я никак не ожидал, чтобы из такого беднейшего, первобытного инструмента о двух струнах могло выйти что-то похожее на музыку, – писал он в своих очерках, – но … из домбры выходила чистейшая музыка. Я бы назвал его игру вольной песнью жаворонка или соловья, но это сравнение слишком узко». Савичев назвал Курмангазы «редкой музыкальной душой», который мог бы стать «в музыкальном мире звездой первой величины».

«Беднейший первобытный» инструмент? Можно представить, как был бы поражен Савичев, если бы услышал кюи Курмангазы в исполнении целого оркестра! Это музыка потрясающей эмоциональной силы, удивительным образом погружающая слушателя в мир природы. В ней слышится то трель соловья, то клекот орла, то бег коней, то журчание ручья, то шум ветра. Не удивительно, что созданный в 1933-м году оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы очень скоро завоевал звание лучшего среди национальных коллективов в СССР, а «беднейший» инструмент стал известен всему миру.

Впервые домбра зазвучала в Москве в октябре 1923 года. Тогда «Обществом изучения Казахстана» был организован первый показательный концерт, благодаря которому общественность столицы впервые познакомилась с музыкальным наследием казахского народа… В 1927 году на концерте в Малом зале Московской консерватории казахские кюи «Сары-Арқа», «Ақсақ құлан» и «Қосбасар» в обработке А. Затаевича впервые прозвучали в исполнении оркестра русских народных инструментов…», – пишет музыковед Гизатов.

Впоследствии председатель общества напишет в Совнарком КазССР:

«Если возможно было создание оркестра из русских домр, значит, возможно создание оркестра и из казахских домбр».

Но пройдет еще десять лет, прежде чем оркестр будет создан. Нужен был талантливый энтузиаст. В 1932 году Ахмета Жубанова, тогда выпускника историко-теоретического факультета Ленинградской консерватории, аспиранта Академии искусствознания отозвали в Алматы для подъема национального музыкального образования и искусства. И назначили завучем Алматинского музыкально-драматического техникума (ныне Алматинский музыкальный колледж им. П. Чайковского). Именно здесь он начал воплощать главную мечту своей жизни – знакомить мир с прекрасными музыкальными произведениями – песнями, кюями и инструментами казахских степей – и на их основе создавать оркестр казахских народных инструментов. Но у каждого исполнителя – своя версия народного кюя, свой инструмент – у кого из клена, у кого из дуба. Кроме того, в те годы оставались только отдельные кустари, которые могли изготовить домбру, кобыз, но они не были знакомы с законами акустики.

В экспериментальной музыкальной мастерской мастера братья Романенко приступили к усовершенствованию казахской домбры.

Корпус инструмента изготовили из набора ореховых планок, на гриф шла береза, а дека изготовлялась из тянь-шаньской ели, растущей в предгорьях Алатау. Своим овальным корпусом и длинной шейкой новый инструмент напоминал домбру, распространенную в Западном Казахстане. Струны на домбру натягивались не самодельные, а фабричные кетгуты, что способствовало чистому сильному звучанию и возможности перехода от быстрого темпа к медленному и наоборот. Первый экземпляр братьев Романенко был передан на испытание домбристу Махамбету Букейханову, который принимал активное участие в работе экспериментальной мастерской.

ахмет жбанов биография на русском языке

Для создания репертуара будущего оркестра Жубанов отправлялся в экспедиции – собирал фольклор, лучшие образцы народных песен и кюев. В техникуме он организовал фольклорный кабинет, где записывал на нотный стан песни и кюи Курмангазы, Даулеткерея, Абула, Таттимбета, Казангапа, Ихласа, Сармалая, Сейтека, до этого существовавшие только в устной памяти кюйши и певцов. К этой работе подключились талантливые ленинградские музыковеды – композитор Евгений Брусиловский, а также Латиф Хамиди и Борис Ерзакович.

Но как создать оркестр из музыкантов, привыкших к сольному исполнению? Но Жубанову это удалось: сами музыканты были в восторге от мощи и слаженности оркестра.

В 1935 году Ахмет Жубанов оставил пост директора музыкального техникума, чтобы возглавить первую концертную организацию Казахстана – филармонию, организованную при его активном участии. Оркестр казахских народных инструментов стал первым коллективом филармонии. Летом 1935 года коллектив впервые выехал на гастроли по областям Казахстана, побывав на свинцовом заводе Чимкента, у шахтеров Ачисая, нефтяников Гурьева, рыбаков Каспия, и везде имел огромный успех. Кроме того, оркестр аккомпанировал хору, танцевальному ансамблю и солистам филармонии.

Известным на всю страну оркестр стал в мае 1936 года. В те дни в Москве проходила декада казахского искусства, которое представляли двести актеров, певцов, танцоров, музыкантов, писателей, поэтов. Со сцены филармонии имени Чайковского зазвучали оперы Брусиловского «Кыз-Жибек» и «Жалбыр». А на заключительном концерте в Большом театре оркестр казахских народных инструментов, состоявший тогда из 40 музыкантов под руководством Ахмета Жубанова, произвел фурор. В статье «Казахский концерт в Большом театре» газета «Правда» от 25 мая 1936 года так описала триумфальное выступление оркестра: «Позавчера вечером мы были в Степи. Вдали синели снежные горы. Спокойная, как песня, струилась река. Был праздник. «Сары Арка» – так называлась песня, которую затянули смычки. Музыканты играли без нот, но как слитно, выразительно и свободно звучал оркестр, исполнявший песни талантливого Курмангазы. Был здесь напоенный запахом ветер, шорох высокой травы, песни всадника, затерявшегося в просторах, голос ручья и клекот орла в вышине».

В том же году коллектив разучил и исполнил фрагменты из опер Глинки «Руслан и Людмила», Чайковского «Пиковая дама», «Музыкальный момент» Шуберта и другие произведения классиков. За пять предвоенных лет оркестр добился признания на всей территории Советского Союза и стал лучшим творческим коллективом среди союзных республик.

Всю жизнь Ахмет Куанович изучал казахский фольклор и создал большую монографию «Жизнь и творчество казахских народных композиторов». Она была издана в 1942-м году. И это тоже показательно – страна ведет кровопролитную войну с жестоким врагом, а поэты, художники, композиторы наперекор всему продолжают творить. И это обстоятельство тоже вселяло веру в то, что враг скоро будет разбит.

На русский язык монографию перевели Абылгазин с Брусиловским и 15 июня 1943 года представили на рассмотрение выездной сессии Ученого совета Президиума АН СССР. После обсуждения монографии ученый совет – единогласно – принял решение о присвоении Ахмету Жубанову ученой степени доктора искусствоведческих наук без защиты диссертации.

Ахмет Жубанов, основоположник казахского музыкального искусства – уроженец Уральской области (ныне родное урочище композитора относится к Актюбинской области). Трудно переоценить то, что он сделал для национальной музыкальной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, воспитал многих известных музыкантов, он не ограничивался переработкой казахских народных песен, а переложил для оркестра национальных инструментов произведения мировых классиков. Он пишет музыку к пьесе Мусрепова «Қозы Көрпеш и Баян Сұлу», вместе с композитором Гнесиным – к фильму «Амангельды». Вместе с композитором Латифом Хамиди создает оперу «Абай». При этом он занимается исследовательской работой музыковеда – пишет статьи, очерки, монографии, посвященные национальной культуре: «Струны столетий», «Курмангазы». За книгу «Соловьи столетий» Ахмет Жубанов был удостоен премии имени Валиханова Академии наук Каз.ССР.

В 1944 году оркестру было присвоено имя Курмангазы. И он все эти годы высоко несет это великое имя. Когда в 1936-м году оркестр Жубанова исполнял кюй Курмангазы, искушенная московская публика встала. Когда оркестр народных инструментов нашей филармонии исполняет кюи Курмангазы, их тоже хочется слушать стоя.

Источник

Ахмет Жубанов

ахмет жбанов биография на русском языке

Выдающийся деятель музыкальной культуры Казахстана Ахмет Куанович Жубанов — национальная гордость нашего народа. Его имя тесно связано с зарождением, развитием и расцветом казахской профессиональной музыки письменной традиции. Средах его современников можно найти равных ему по таланту, но трудно назвать человека, чье дарование раскрылось столь многогранно. Являясь прекрасным знатоком жизни народа и вековых традиций устного творчества, обладая удивительной наблюдательностью и всесторонними интересами, прозорливым умом и способностью заглянуть в далекое будущее, А. Жубанов стал основоположником и новатором во многих областях музыкальной науки, педагогики, концертной практики и композиторского творчества.

Активная творческая деятельность А. К. Жубанова продолжалась тридцать пять лет (1933-1968 гг.), если вести отсчет времени со дня выхода в свет первой печатной работы «Музыка әліппесі» («Азбука музыкальной грамоты»), которую он задумал осуществить после знакомства в Москве с А.В. Затаевичем, выдающимся этнографом, собирателем казахской народной музыки Началом же самостоятельной трудовой деятельности явилась работа в качестве секретаря аульного совета и заведующего избой-читальней «Шаңырақ» в родном ауле в 1920 году, т.е. в четырнадцатилетнем возрасте.

Композитор Ахмет Жубанов

Становлению личности Ахмет Жубанова благоприятствовала среда, в которой он рос и воспитывался. Отец Куан умел читать и писать по-русски и по-казахски. В их семье несколько лет жил первый учитель Ахмета Хусаин Ажгалиев, активный пропагандист педагогических идей Ибрая Алтынса-рина. На протяжении трех лет X. Ажгалиев обучал мальчика в Уркачевском училище читать, писать, считать, а также играть на разных инструментах — домбре, балалайке, мандолине и скрипке. А. Жубанов был очень восприимчивым учеником, обладавшим удивительным даром впитывать в себя все самое яркое, интересное и самобытное. Арабскому и персидскому языкам он обучился у своего земляка Жиенгалия Тлепбергенова, ставшего позже известным писателем. Хусаин Ажгалиев, Жиенгали Тлепбергенов и старший брат Ахмета Куцайберген Жубанов были близкими друзьями. В разных компаниях они слагали стихи, посвящая их тем или иным случаям жизни. Ахмет Жубанов их запоминал и на вечерах или тоях пел, импровизируя под аккомпанемент домбры.

По воспоминаниям Ахмет Жубанова, их дом постоянно посещали знатоки народного творчества, в их числе известные в округе домбристы — Уразалы и Талым. Желанными гостями была молодежь, возвращавшаяся с учебы в медресе «Хусаиния» и «Галия» из Оренбурга и Уфы. Все они принимали активное участие в общественной и культурной жизни своего времени, были знакомы с рукописными журналами «Тез», «Садак,». Общаясь с друзьями и сверстниками, Ахмет Жубанов проявлял огромный интерес к музыке и литературе. Он обладал удивительным даром рассказчика, умел правдиво и убедительно доносить идею до окружающих, словно он сам был их свидетелем. Впоследствии в своей биографии Ахмет Жубанов запишет: «Хусаин Ажгалиев и духовная среда нашего аула повлияли на мои музыкальные перспективы, а на любовь к книгам, литературе, вообще на интеллектуальное развитие повлияли Ж. Тлепбергенов и брат Кудайберген».

В конце 20-х годов в Актюбинской области свирепствовал тиф. Он не обошел и семью Жубановых. Осенью 1919 года скончался отец Куан. Как говорится, «беда не приходит одна», и в 1921 году погибло почти все и без того малочисленное поголовье овец и коров. Семье стало трудно материально, и Ахмету пришлось устроиться на работу — секретарем аулсовета, а через год даже секретарем трех аулсоветов. Жизнь стала постепенно налаживаться… Год 1924-ый был урожайным и Ахмету пришлось вплотную заняться хозяйством: пахать землю, косить сено, заготавливать топливо, ремонтировать дом. Семья смогла даже приобрести еще одну корову и жеребца. В том же году Ахмет вступил в ряды ВЛКСМ, организовал в ауле комсомольскую ячейку и устроился заведующим избой-читальней «Шаңырақ». Так, в 18 лет молодой человек стал основным кормильцем семьи.

Но не оставляла Ахмета мысль об образовании. Отдел уездного народного образования отправляет его летом 1925 года в Актюбинск на месячные курсы по подготовке учителей. После окончания учебы его назначают заведующим и учителем Ажарской школы. Уже через год эта школа стала называться «опорной», то есть, образцовой. Так, Ахмет Куанович в результате упорного труда, интенсивной работы над собой вырос не только сам, но и смог значительно поднять в школе уровень обучения. И уже в 1927 году его назначают учителем в Темирскую школу-семилетку. Здесь он активно приобщился к художественной самодеятельности, на слух подбирал мелодии и аккомпанемент на балалайке, гитаре и мандолине. В его репертуаре были пьесы и песни «Вальс над волнами», «Лесная сказка», «Па-д’эспань», «Барыня», «Коробейники», «На сопках Маньчжурии» и др.
В 1928 году Ахмет Жубанова направили на курсы партактива в город Актюбинск. Именно там начались серьезные занятия по музыке и освоение музыкальной грамоты. Знакомство со скрипачом П. Чернюком, выпускником Варшавской консерватории, произвело большое впечатление на Ахмет Жубанова. В дальнейшем он берет у него уроки по скрипке. Здесь же он посещал уроки общеобразовательной школы, досрочно сдает экзамены за 9-ый класс. А старший брат Кудайберген обещал с нового учебного года увезти его в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Так, с осени 1929 года А. Жубанов продолжил образование в городе на Неве.

Ахмет Жубанов посещал все уроки Ф.А. Нимана, постоянно ходил на репетиции оркестра. Спустя семестр он одновременно поступает и на инструкторско-педагогическое отделение историко-теоретического факультета Ленинградской консерватории. Это дало ему возможность слушать лекции известных ученых-музыковедов Б. В. Асафьева, А.В. Оссовского, Р. И. Грубера, Х.С. Кушнарева, ЮН. Тюлина. Интерес к музыкальной науке формировался также благодаря посещениям лекций по этнографии в Ленинградском историко-лингвистическом институте. Здесь произошло его знакомство с такими учеными, как Е. Гиппиус и Э. Эвальд. Именно они повлияли на становление А. Жубанова как фольклориста. Наконец, увлеченность народной музыкой приводит А. Жубанова в фоноархивы АН СССР, где он познает технику записи и расшифровки фольклора. Кроме того, на формирование художественного вкуса и творческих интересов оказала большое влияние сама культурная жизнь Ленинграда, блистательные концерты и спектакли художественных коллективов города. Эти встречи с большим искусством он и его товарищи помнили всю жизнь.

Так, в 1976 году на торжественном заседании бюро отделения общественных наук АН КазССР, посвященном памяти и 70-летию со дня рождения академика Ахмет Жубанова, среди выступающих с воспоминаниями ученых республики был и академик С.К. Кенесбаев. Вспоминая о совместных годах учебы в Ленинграде, он свидетельствовал, что в те годы «Ахмет Жубанов был нашим неизменным организатором по походам в театры и музеи Ленинграда и посещению вечеров-диспутов. Впоследствии все это сыграло благоприятную роль в его активной деятельности на поприще науки и культуры молодой казахской республики… «.

В годы учебы в консерватории Ахмет Жубанов по собственной инициативе пишет на казахском языке свой первый труд чисто практического значения «Музыка әліппесі» («Азбука музыкальной грамотности»). Она рассчитана на широкий круг казахских музыкантов-любителей. Летом 1931 года по пути домой на каникулы А. Жубанов проездом посетил в Москве квартиру А.В. За-таевича и показал этнографу этот труд в рукописном варианте. А. В. Затаевич очень тепло отозвался о рукописи «Азбуки», посоветовал автору серьезно заняться записями народной музыки. Эта встреча сыграла важную и, возможно, даже решающую роль в творческом становлении молодого музыканта. В то же лето на родине Ахмет Жубанов записывает 50 песен и кюев, которые оказались весьма интересными и позже послужили солидным материалом для специального исследования, опубликованного в «Сибирской энциклопедии».

Досрочно окончив в Ленинграде консерваторию, ее историко-теоретический факультет, в 1932 году Ахмет Жубанов поступает в аспирантуру Института искусствоведения (ныне Ленинградский институт театра, музыки и кино). Здесь помимо музыковедческих дисциплин проводились занятия по философии, социологии, экономике. Особенно большое внимание уделялось иностранным языкам. Однако завершить аспирантуру Ахмету Жубанову не довелось: в феврале 1933 года его отозвали в Алма-Ату для работы в открывшемся осенью 1932 года Музыкально-театральном техникуме. Как писал в автобиографии Ахмет Жубанов: «Согласно телеграмме за подписями завкультпросом Крайкома ВКП (б) Ж. Садвакасова и наркома просвещения С. Мендешева, руководство Академии представило мне академический отпуск на один год, который вот уже длится тридцать три года». По прибытию А. Жубанова в Алма-Ату выяснилось, что в музыкально-театральному техникуму не хватает преподавательских кадров, отсутствует учебно-методическая литература, но главным тормозом в учебном процессе было мнение отдельных специалистов, считавших домбру и кобыз устаревшими инструментами — они, де„ ^воспевают феодализм», «поэтому студенты должны обучаться только на общеевропейских инструментах. Ах-мету Куановичу и его сподвижнику, директору техникума Сагыру Камалову пришлось изрядно потрудиться, чтобы улучшить материально-техническую базу учебного заведения. Они подготовили в марте 1933 года основательную докладную записку председателю Совета Народных Комиссаров Казахской ССР, в которой предложили укомплектовать преподавательский состав новыми кадрами, значительно усилить материально-техническую базу техникума, открыть кабинет по собиранию и изучению казахской народной музыки и музыкально-экспериментальную мастерскую по усовершенствованию казахских народных инструментов. Эти предложения получили поддержку правительства, и в апреле того же года вышло Постановление: реорганизовать музыкально-театральный техникум в «Казахский национальный театрально-музыкальный техникум» с последующим разделением его на два самостоятельных техникума, установить количество обучающихся до 130 человек со стипендией от 100 до 150 рублей в месяц, создать музыкально-экспериментальную мастерскую для усовершенствования местных народных инструментов с привлечением мастеров, открыть кабинет по записи и обработке народной музыки…

В июле 1933 года Ахмет Жубанова командировали в Ленинград для приглашения этнографа или композитора, могущего работать в научно-исследовательском кабинете. Там он обратился к руководителю ленинградского Союза композиторов В.Е. Иохельсону, который обещал помочь, зная о том, что Ленинград шефствует в подготовке музыкальных кадров. Иохельсон пользовался большим авторитетом среди музыкантов. Он посчитал, что для этой работы подойдет молодой композитор Евгений Брусиловский, только что годом раньше окончивший Ленинградскую консерваторию в классе профессора М. О. Штейнберга. В своей беседе с ним Иохельсон убеждал начинающего композитора воспользоваться широкими перспективами для разнообразной деятельности. Брусиловский встретился с Жубановым и подписал договор сроком на два года. Так, 5 сентября 1933 года двадцативосьмилетний Евгений Григорьевич уже был в Алма-Ате. Позже в своих «воспоминаниях» Е. Брусиловский запишет: «В этом возрасте еще можно потерять два года. Это не пять-десять. Откуда известно, где годы теряются? Целина трудна, но творчески интересна. По римскому праву, я еще юноша, и мне надлежит путешествовать, видеть другие края, знакомиться с другими людьми и их обычаями». Так, приехав на два года, Е.Г. Брусиловский пробыл в Казахстане более 36 лет, прожив здесь, фактически, всю сознательную, продуктивную жизнь, став автором 9 опер, 9 симфоний и многочисленных других сочинений.

Источник

Каталог статей

В 1919-1928 гг. Жубанов работал секретарем аульного совета, учителем, и одновременно брал уроки сольфеджио и теории музыки у скрипача П.Черняка.

Жубанов являлся художественным руководителем, дирижером оркестра Казахской филармонии (1935-1945), ректором Алматинской консерватории (1945-1951), заведующим сектором искусствоведения КазФАН СССР (1945-1950), заведующим кафедрой народных инструментов, одновременно преподавателем истории казахской народной музыки, дирижирования, инструментовки Алматинской консерватории (1945-1947, 1954-1961). В 1961-1968 гг. Жубанов возглавлял музыкальный отдел Института литературы и искусства при АН КазССР.

Жубанов является исследователем казахской народной и современной музыки, театрального и исполнительского искусства. Им написаны научные труды и исследования по истории казахской народной музыки, о жизни и творчестве народных певцов, кюйши, композиторов: «Курмангазы» (1936), «Жизнь и творчество казахских народных композиторов» (1942), «Струны столетий» (1958), «Соловьи столетий» (1963).

Жубанов вложил много усилий в подготовку национальных музыковедческих кадров. Его учениками являются народные артисты СССР Ш.Кажгалиев, Н.А.Тлендиев, народные артисты КазССР Г.Баязитова, Ф.Ж.Балгаева, Ф.Ш.Мансуров, Р.Б.Омаров, заслуженный деятель искусств КазССР Х.Тастанов, кандидаты искусствоведения Г.Н.Бисенова, Б.Гизатов, А.С.Кетегенова, З.Коспаков, Ж.Ж.Рсалдин.

В Алматы память о Жубанове увековечена названием улицы. Его имя носит республиканская музыкальная средняя школа-интернат. На домах, где жил Жубанов (ул. Байсеитовой, 33 и пр. Абылай хана, 113), установлены мемориальные доски.

Источник

Жубановы: история большой любви

ахмет жбанов биография на русском языке

Ахмет и Науат Жубановы с дочками, внучками и снохой

ахмет жбанов биография на русском языкеАжар Жубанова — известный казахстанский ученый-биолог. Доктор наук, академик, профессор, автор множества научных работ. Любящая супруга, мать и бабушка. Кенже великого композитора Ахмета Жубанова родилась за пару месяцев до начала Великой Отечественной войны. В их семье благодаря личности отца царила любовь. И это неудивительно, ведь в нем органично сочетались прозорливый ум ученого, огромная любовь к казахской музыке, талант композитора, необыкновенно чуткое сердце сына, отца и учителя. «Во главу угла у нас всегда ставились высшие ценности — чувство собственного достоинства и справедливость без назиданий. Мы жили в атмосфере, где проявление этих ценностей всегда было перед нашими глазами: в образах родителей, братьев и сестер, племянников и племянниц и нашей потрясающей әже», — вспоминает Ажар Ахметовна. Накануне республиканского слета матерей «Анаға тағзым» мы говорим с ней о том, на чем основывается крепкий очаг — семейных ценностях и роли матери. Ей слово.

ахмет жбанов биография на русском языке

Маленькая Ажар с мамой

Женщины нашей семьи
Несомненно, что в основе становления всей нашей большой семьи, успехов всех поколений Жубановых лежит сильный характер и ум наших мужчин, а также мудрость и любовь женщин всех поколений династии. Мы можем говорить об этом с полным правом, потому что жизнь наших предков изложена в архивных материалах, а на наших глазах творили историю наши отцы — Кудайберген и Ахмет Жубановы и их дети — Газиза, Муслима, Булат, Каир, Акырап, Есет, Кызгалдак, Аскар, Роза, Ажар. Сейчас на авансцену выходят последующие поколения потомков Жубановых как с мужской, так и с женской линий: дирижеры, пианисты, скрипачи, певцы, бизнесмены и др.
Хочется подчеркнуть несомненную роль в процветании династии Жубановых великой женщины — нашей аже Бибишынар (супруги Куана). Именно ее твердый характер и прозорливый ум помогли всей семье выстоять в сложные годы репрессий, объединили наши семьи. Аже, как мы узнали позже, не случайно была сильной женщиной. Мы знали, что она из Шалкара, но лишь потом из архивных документов выяснилось, что ее отец Танирберген был волостным управителем, а выжить в то непростое время с таким прошлым, наверное, мог не каждый.
Моим родителям посчастливилось увидеть внуков (правда, не всех), порадоваться успехам детей. Не подводят их и правнуки, среди которых есть музыканты — выпускники Московской консерватории, Венской Академии музыки, и, конечно, Алматинской консерватории, первым ректором которой был академик НАН РК, профессор, доктор искусствоведения, композитор Ахмет Куанович Жубанов.
Старший сын Ахмета Жубанова Булат стал доктором химических наук, а затем и директором крупнейшего академического института — института химических наук НАН КазССР. Академиками и, соответственно, докторами наук, профессорами стали и другие дети: сын Каир и я.
Дочь Роза, педагог-пианист, долгие годы работала в созданном нашим отцом республиканском музыкально-педагогическом училище (ныне — колледж). На музыкальный Олимп взошла наша старшая сестра — композитор Газиза Жубанова, а на театральный — ее муж, режиссер Азербайжан Мадиевич Мамбетов. Оба — народные артисты СССР.
…Прошло полвека, как ушли из жизни родители. «Прошу вас, живите и работайте так, чтобы никто никогда не произносил нелестные слова о моих потомках», — таковы были последние слова Ахмета Куановича. Мы стараемся, папа…

Ажар Жубанова вместе с супругом Еркином Кадыржановым воспитали прекрасных детей, сегодня радуются успехам внуков. Как мама и хранительница очага Ажар Ахметовна прививает детям и внукам те ценности, на которых воспитывались она сама и ее супруг. Очень тепло наша героиня отзывается о своей свекрови, заменившей ей мать — Маймуне Кунаевой, сестре Динмухамеда Кунаева. Мудрая женщина всегда стремилась к тому, чтобы семьи ее сыновей были крепкими и дружными. «Терпимость и доброта — вот качества, которые отличали ее от всех. Она была удивительной женщиной», — с любовью в голосе говорит собеседница.

К печати подготовила Айгуль НУРКЕЕВА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *